Научная статья на тему 'Бюджетная поддержка сельского хозяйства в Украине'

Бюджетная поддержка сельского хозяйства в Украине Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
82
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бюджетная поддержка сельского хозяйства в Украине»

дукции растениеводства в исследованном периоде (58,7%) темпам падения уровня обеспеченности сельскохозяйственной техникой (около 61%).

Выводы. Состояние технического обеспечения производства продукции растениеводства характеризуется катастрофическим снижением показателей уровня обеспеченности производственных процессов техникой. Показатели обеспеченности основными видами сельскохозяйственной техники за период 1990-2007 гг. ухудшились втрое. В таких условиях невозможно обеспечить рост уровня технологичности производства продукции растениеводства, ведь сокращение численности сельскохозяйственной техники в расчете на единицу площади не только не позволяет придерживаться технологических регламентов при производстве продукции, что отражается на объемах и качестве последней, но и делает невозможным применение прогрессивных технико-технологических решений.

Источники

1. Саблук П. Состояние и перспективы развития агропромышленного комплекса Украины / П. Саблук // Экономика Украины. - 2008. - № 12. - С. 4-18.

2. Сельское хозяйство Харьковской области. Статистический сборник. - Харьков: Гол. упр-ня статистики в Харк. обл., 2002. - 72 с.

3. Там же. - 2003. - 91 с.

4. Там же. - 2004. - 91 с.

5. Там же. - 2006. - 85 с.

6. Сельское хозяйство Украины. Статистический сборник за 2004 год. - Киев: «Консультант» - 340 с.

7. Сельское хозяйство Харьковской области. Статистический сборник. - Харьков: Гол. упр-ня статистики в Харк. обл.,

2007. - 588 с.

8. Сельское хозяйство Украины за 2007 год. Статистический ежегодник / Государственный комитет статистики Украины; Под заг.кер. Ю.Г. Остапчука. - К., 2007. - 392 с.

9. Экономический справочник аграрника. В.И. Дробот, Г.И. Зуб, М.П. Кононенко и др. / За ред. Ю.Я. Лузганная, П.Т. Саблука. - К.: Пресса Украины, 2003. - 800 с.

БЮДЖЕТНАЯ ПОДДЕРЖКА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В УКРАИНЕ

В.М. Онегина, к.э.н., доц., зав. каф. Харьковского национального технического университета сельского

хозяйства им. П.Василенка

Бюджетная поддержка стала составной частью мер в системе государственного регулирования сельского хозяйства в Украине. В 2008 г. в Украине только из Государственного бюджета было запланировано выделить на сельское хозяйство 11 млрд грн (2,2 млрд дол. США), из них непосредственно сельскохозяйственным производителям -почти 4 млрд. грн.

Финансовый кризис, повлекший за собой экономический и социальный, привел к сокращению доходов бюджета при возросшей потребности в бюджетной поддержке социальной сферы и экономики в целом. В Государственном бюджете Украины на 2009 г. объем средств, выделяемых на сельское хозяйство, сократился почти в 2 раза, до 6,3 млрд грн., из них производителям намечено предоставить менее 2 млрд грн. (по текущему курсу - 250 млн долл.). Анализ объема и структуры утвержденных средств свидетельствует, что их выделение было осуществлено по остаточному принципу, без обоснования приоритетных потребностей отрасли.

Научному обеспечению бюджетного финансирования сельского хозяйство в Украине были посвящены работы П. Гайдуцкого, Е. Гудзь, М. Демьяненка, П. Саблука и многих других [1-4, 7]. В последние годы было обеспечено финансирование более 20 бюджетных программ, среди которых «Селекция в животноводстве и птицеводстве на предприятиях агропромышленного комплекса», «Селекция в растениеводстве», «Поддержка производства продукции животноводства», «Государственная поддержка производства продукции растениеводства», «Финансовая поддержка фермерских хозяйств», «Финансовая поддержка предприятий агропромышленного комплекса через механизм удешевления кредитов», «Частичная компенсация стоимости сложной сельскохозяйственной техники отечественного производства», «Удешевление стоимости страховых премий», «Финансовая поддержка агропромышленных предприятий, которые находятся в особенно сложных климатических условиях», «Финансовая поддержка развития хмелеводства» и другие.

В принятом в декабре 2008 г. Законе Украине «О Государственном бюджете Украины на 2009 год»

на компенсацию стоимости сложной сельскохозяйственной техники, страховых премий средства не были предусмотрены. А средства, выделяемые на удешевление кредитов для предприятий агропромышленного комплекса, сократились более чем в 3 раза, несмотря на рост ставок по кредитам и обострение проблемы кредитного обеспечения воспроизводства в сельском хозяйстве. Бюджетное планирование оказалось негибким и неадаптированным к условиям кризиса. Такая ситуация, на наш взгляд, стала результатом недостаточной разработки концепции стратегии бюджетной поддержки сельского хозяйства. Мизерная поддержка сельского хозяйства при отсутствии обоснования приоритетных программ не обеспечит нормальных условий воспроизводства в отрасли.

В 2007 г. бюджетные дотации были на уровне 8,3% выручки от реализации продукции сельского хозяйства сельскохозяйственных предприятий Украины, 61,5% прибыли от реализации сельскохозяйственной продукции. Объем бюджетных дотаций сельскохозяйственным предприятиям в Украине и в Харьковской области представлен в таблице. При этом следует отметить, что между динамикой государственных трансфертов и объемом производства отрасли прослеживается тесная прямая корреляция.

Следует отметить неравномерное распределение средств бюджетной поддержки среди сельскохозяйственных предприятий. Так выборочное обследование предприятий Харьковской области показало, что для некоторых предприятий бюджетная поддержка составляла меньше 1% чистой прибыли, в то время как для других была более 1000%.

Хотя бюджетная поддержка и содействовала «выживаемости» сельскохозяйственных производителей, результативность реализации большинства бюджетных программ была невысокой. Не было обеспечено устойчивое повышение урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности скота, не проведено обновление парка сельскохозяйственной техники, производство продукции животноводства остается убыточным, сокращаются его объемы и поголовье скота. Основными причинами низкой результативности бюджетной поддержки сельского хозяйства ста-

ли: нестабильность ее объемов и направлений; недостаточность для кардинальных изменений в состоянии производительных сил; отсутствие последовательности, согласованности и системности; потери товаропроизводителей от неэквивалентно низких цен на сельскохозяйственную продукцию.

Таблица 1 - Финансовые результаты и бюджетные дотации сельскохозяйственным предприятиям в Украине и Харьковской области _______________в 2007 г., млн грн.______________

Показатели В Украине В Харьковской области

Выручка от реализации продукции сельского хозяйства 30961,1 2315,6

Прибыль от реализации продукции сельского хозяйства 4178,1 427,9

Бюджетные дотации, всего 2569,4 96,7

Выручка от реализации продукции растениеводства 22324,8 1799,3

Прибыль от реализации продукции растениеводства 5501,3 5465,0

Бюджетные дотации для поддержки производства продукции растениеводства 769,1 28,7

Выручка от реализации продукции животноводства 8636,3 51,6

Прибыль от реализации продукции животноводства -1323,1 -118,6

Бюджетные дотации для поддержки производства продукции животноводства 940,0 38,9

Бюджетные дотации по другим направлениям 860,3 29,1

Источник: Статистические бюллетени «Основні економічні показники виробництва продукції сільського господарства в сільськогосподарських підприємствах за 2007 рік» [5-6].

Совершенствование бюджетной поддержки сельского хозяйства, разработка концепции ее стратегии должно осуществляться, исходя из составляющих аграрной политики. Для смешанной экономики рыночного типа такими составляющими были определены: политика порядка, компенсационная политика и политика развития [8]. Для экономики, в которой не закончены системные преобразования, составляющей аграрной политики выступает и политика реформирования.

Меры политики порядка должны предусматривать создание государством законодательной базы, определяющей права собственности, правила совершения рыночных транзакций, принципы и механизмы государственного регулирования аграрного сектора, а также формирование институтов, обеспечивающих защиту прав собственности и соблюдение договоров. Периодическое принятие, рассчитанных на 4-5 лет

действия, законов о государственном регулировании аграрного сектора, содействовало бы стабильности и гибкости государственной поддержки отрасли, преобразованию правового поля на фактор повышения эффективности функционирования и аграрного сектора, и государства.

Компенсационная политика призвана нивелировать «провалы» рыночного механизма, компенсировать потери товаропроизводителей от неэквивалент-н о ст и обмена продукции и ресурсов сельского хозяйства. Ее реализация может быть обеспечена за счет компенсационных платежей, учитывающих степень неэквивалентности обмена, а также антимонопольных мер и мер по сбалансированию спроса и предложения, в том числе проведения государственных интервенций.

Политика развития должна отразить выбранные обществом приоритеты социально-экономического развития. На настоящем этапе развития сельского хозяйства Украины она должна включать меры по обновлению технико-технологической базы производства, его переводу на инновационную модель развития, повышению конкурентоспособности продукции отрасли, обеспечению экологически безопасного и сбалансированного производства.

В условиях вхождения экономики в фазу кризиса и дефицита бюджета бюджетное финансирование должно обеспечить, прежде всего, меры компенсационной политики. Именно данные меры направлены на создание условий, необходимых для воспроизводства в отрасли, ее «выживаемость». Дополнительно целесообразно разработать пакет антикризисных мер, учитывающих особенности текущего кризиса, его влияние на состояние отрасли.

Источники

1. Аграрна політика і макроекономічні відносини в аграрному секторі України / [М. В. Зубець, В. А. Вергунов, В. І. Власов та ін.]. - К. : ННЦ ІАЕ, 2006. - 358 с.

2. Гайдуцький П.І. Про основні засади реформування системи державної підтримки сільського господарства та сільської території / П. І. Гайдуцький // Економіка АПК. - 2005. -№ 11. - С. 43-48.

3. Гудзь О.Є. Фінансові ресурси сільськогосподарських підприємств : монографія / О. Є. Гудзь. - К. : ННЦ ІАЕ,

2007. - 578 с.

4. Дем’яненко М.Я. Фінансові проблеми формування і розвитку аграрного ринку / М. Я. Дем'яненко // Економіка АПК. - 2007. - № 5. - С. 4-13.

5. Основні економічні показники виробництва продукції сільського господарства в сільськогосподарських підприємствах за 2007 рік : статист. бюл. - К. : Держком-стат України, 2008. - 77 с.

6. Основні показники виробничо-фінансової діяльності сільськогосподарських підприємств Харківської області за 2007 рік. - Харків : Голов. упр. статистики в Харк. обл.,

2008. - 109 с.

7. Саблук П.Т. Економічний механізм АПК у ринковій системі господарювання / П. Т. Саблук // Економіка АПК. - 2007. -№ 2. - С. 3-10.

8. Heady E. Agricultural Policy under Economic Development / E. Heady. - Ames : Iowa State University Press, 1962. - 682 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.