Научная статья на тему 'Бюджет муниципального образования как ключевой элемент экономических основ местного самоуправления (муниципально-правовой аспект)'

Бюджет муниципального образования как ключевой элемент экономических основ местного самоуправления (муниципально-правовой аспект) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
339
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БЮДЖЕТ / НАЛОГ / КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС / ФИНАНСЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лейба Игорь Петрович, Павлов Николай Владимирович, Очаковский Виктор Александрович

В статье исследуется вопрос бюджетной политики муниципальных образований. В ней будет поднят вопрос о проблемах пополнения муниципальных бюджетов. Нами будут проанализированы основные способы пополнения и предложены рекомендации по изменению выделенных нами недостатков. В процессе работы также были выделены интересные мнения ученых-юристов по поводу некоторых вопросов, непосредственно связанных с исследуемой темой. На основе проанализированных аспектов будут представлены пути по разрешению проблем, существующих при формировании бюджетов муниципальных образований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лейба Игорь Петрович, Павлов Николай Владимирович, Очаковский Виктор Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бюджет муниципального образования как ключевой элемент экономических основ местного самоуправления (муниципально-правовой аспект)»

УДК 342.553

Лейба Игорь Петрович

студент 3 курса юридического факультета, Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина ileyba@bk.ru

Павлов Николай Владимирович

кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и финансового права, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина nik281@mail.ru

Очаковский Виктор Александрович

кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и финансового права, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина viktor.ochakovsky@list.ru

Igor P. Leyba

Student 3 courses

of Law Department

Kuban State Agrarian University

name of I.T. Trubilin

ileyba@bk.ru

Nikolay V. Pavlov

Candidate of Law Sciences, Associate of Professor of Administrative and Financial Law, Kuban State Agrarian University name of I.T. Trubilin nik281@mail.ru

Viktor A. Ochakovskii

Candidate of Law Sciences, Associate of Professor of Administrative and Financial Law, Kuban State Agrarian University name of I.T. Trubilin viktor.ochakovsky@list.ru

Бюджет муниципального образования

как ключевой элемент экономических основ местного самоуправления (муниципально-правовой аспект)

Budget of the municipal

unit as key element of economic bases of local government (municipal and legal aspect)

Аннотация. В статье исследуется вопрос бюджетной политики муниципальных образований. В ней будет поднят вопрос о проблемах пополнения муниципальных бюджетов. Нами будут проанализированы основные способы пополнения и предложены рекомендации по изменению выделенных нами недостатков. В процессе работы также были выделены интересные мнения ученых-юристов по поводу некоторых вопросов, непосредственно связанных с исследуемой темой. На основе проанализированных аспектов будут представлены пути по разрешению проблем, существующих при формировании бюджетов муниципальных образований.

Ключевые слова: муниципальное право, муниципальное образование, бюджет, налог, Конституция Российской Федерации, Налоговый кодекс, финансы.

Annotation. The article explores the issue of the budget policy of municipalities. It will raise the issue of replenishment of municipal budgets. We will analyze the main methods of replenishment and offer recommendations for changing the shortcomings we identified. In the course of the work, the interesting opinions of legal scholars on certain issues directly related to the topic under study were also highlighted. On the basis of the analyzed aspects will be presented ways to solve the problems existing in the formation of municipal budgets.

Keywords: municipal law, municipal divisions, budget, tax, Constitution of the Russian Federation, tax code, finance.

В Конституции Российской Федерации говорится о том, что Россия -это демократическое государство. Одной из основных задач тако-

го государства является создание благоприятных условий для реализации прав и свобод его граждан. Поэтому важным звеном современного

демократического обществаявляется местное самоуправление, которое регулируется Федеральным законом от 06.10.2003 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [1].

Логично предположить, что реализация основных задач будет эффективнее обеспечиваться в конкретных территориальных образованиях компактного проживания граждан - муниципальных образованиях.

Важно отметить, что понятие «местное самоуправление» - это, прежде всего, форма осуществления гражданами своей власти для разрешения задач местного значения, которая включает вопросы, касающиеся жизнеобеспечения всех населенных пунктов. А решение задач, в свою очередь, напрямую зависит от их финансового, экономического обеспечения [2].

На современном этапе реформирования межбюджетных отношений особое внимание, без сомнений, уделяется вопросу об усилении внимания к вопросу укрепления финансовой базы муниципальных образований и изменениям в системе бюджетного устройства РФ, позволяющим проводить на местном уровне самостоятельную бюджетную политику для обеспечения доходной самодостаточности местных органов власти и получения населением достаточного объема общественных благ.

Эффективная бюджетная политика включает в себя ряд вопросов, связанныхс целями, которые должны быть достигнуты при ее реализации, оценкой адекватности ее приоритетов потребностям населения и целям социально-экономического развития муниципального образования.

Главным источником формирования местного бюджета являются поступления от местных налогов и сборов, также туда включается финансовая помощь в виде субвенций, дотаций, средств фонда финансовой поддержки муниципальных образований. На сегодняшний день, одной из основных проблем, с которой сталкиваются руководители многих муниципальных образований, -это то, чтоони не в состоянии собственными средствами финансировать даже минимальные расходы существующей социальной сферы и системы жизнеобеспечения муниципального образования.Также в некоторых регионах местные бюджеты формируются с дефицитом около 50 %. Причем такая ситуация наблюдается не только в России, но и во всех странах без исключения.

В связи с огромными масштабами нашей страны внешний контроль над бюджетными средствами, а также контроль за бюджетным процессом, в целом, практически не осуществляется или отсутствует. Недостатки муниципального бюджета, которые существенно снижают эффективность формирования и управления муниципального бюджета, можно разделить на ключевые и второстепенные [3].

К таким недостаткам можно отнести:

1. Отсутствие связи между планируемым и исполняемым бюджетом.

Большинстве случаев, такая проблема возникает, когда возвратные сметы, сформированные в начале года, и многочисленныеизменения, создают ситуацию, когда бюджетисполняемый и бюджет планируемый имеют разный состав и значение.

2. Отсутствие стимулов для экономии бюджетных средств.

Бюджетный кодекс закрепляет положение, что все запланированные расходы должны быть осуществлены к концу года, в противном случае средства будут изъяты, а сумма, полученная от государства, в следующем году будет намного меньше. Это не только тормозит, перечеркивает всякую экономию бюджета, но и подталкивает многих должностных лиц на присвоение или растрату государственных средств.

3. Невозможность оценить эффективность деятельности руководителей органов местного самоуправления.

В большинстве случаев руководители не заинтересованы в повышении уровня местного бюджета, так как не имеют для этого стимула, ведь их поощрение минимально, так же они обладают лишь ограниченными возможностями по управлению издержками и изменению технологий своей деятельности [4].

4. Неспособность реагировать на изменение потребностей местных граждан.

С одной стороны, в муниципальном образовании, зачастую, отсутствует регулярный учёт потребностей населения, а с другой - задачи перепрофилирования не могут решаться достаточно оперативно. Всё это приводит к расхождению между потребностями населения и возможностями бюджетного сектора.

Но все же, главным фактором, оказывающим негативное влияние на формирование местного бюджета, является несовершенство действую-щегозаконодательства, поэтому в настоящее время муниципальное законодательство нуждается в существенной доработке [5].

Одной из задач государства на сегодняшний день является повышение роли бюджетов в экономическом и социальном развитии регионов. Именно для этого реализуется политика, направленная на обеспечение бюджетного финансирования местных органов власти и расширения их прав.

Что касается доходной базы, то её расширение осуществляется за счет налоговых поступлений и исполняется за счет следующих комплексных мер:

1. Учета незарегистрированных объектов недвижимости.

В данную категорию входят непосредственно земельные участки, строения, здания, жилые и нежилые помещения, которые незаконно используются. На территориях многих муниципальных образований располагается множество жилых домов, парковок или же дачных участков, которые не поставлены, к примеру, на кадастровый учет или же не имеют официальных документов о правах собственности. В связи с этим, данные объекты не подлежат налогообложению. Разрешить данную проблему, по нашему мнению, поможет проведение инвентаризации с последующей постановкой на учет неучтенных земельных и имущественных объектов [6].

2. Пересчета налоговой базы по налогу на имущество с учетом кадастровой стоимости объектов недвижимости, которая будет рассчитываться на основе рыночной стоимости, установленной государственной кадастровой оценкой.

Если вычислять кадастровую стоимость объектов налогообложения, то можно заметить, что она значительно отличается от рыночной. А первостепенная причина состоит в том, что всё еще существуют проблемы с получением данных о рынке недвижимости. Именно поэтому мы хотим взять за основу рыночную оценку недвижимости, так как в данном случае ценовая погрешность будет сводиться до минимума.

3. Снижения налога на доходы физических лиц.

На сегодняшний день, граждане, арендующие квартиру, зачастую, не заключают договор аренды из-за высоких налоговых ставок. Это приводит к рискам, как со стороны арендатора, так и со стороны арендодателя. Чтобы решить данную проблему, предлагается снизить ставку налога за сдачу квартиры в аренду с 13 % до 8 %. Данная мера, на наш взгляд, приведет к положительным показателям по оформлению договора аренды жилого помещения.

4. Предоставления в аренду неиспользуемых земельных участков юридическим и физическим лицам.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.l2.93 г. (с изменениями от 21.07.14 г. № 11-ФКЗ) // Российская газета 23 декабря 1993 г.

2. Павлов Н.В. Вопросы сущности и правоприменительного значения административной практики / Н.В. Павлов, А.Н. Жеребцов // LexRussica, 2019.

3. Очаковский В.А. Модели правового взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления: теоретический и исторический аспекты : монография. Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, 2014.

4. Калинин А.М. Совершенствование внешней оценки эффективности деятельности органов

На территории России имеется большое количество пахотных земель, которые не задействованы в сельском хозяйстве. Сдача в аренду данных территорий позволит муниципальному образованию стимулировать развитие аграрных компаний региона, которым необходимо расширять свои земельные банки [7].

5. Сдачу во временное владение и пользование имущества муниципальных образований.

Такая мера позволит увеличить эффективность использования имущества муниципалитетов. Но проблема заключается в том, что органы местного самоуправления не проявляют заинтересованности в предоставлении имеющегося у них имущества в аренду, так как денежные поступления от временного пользования будут направляться в доходы муниципального образования, а не в доходы учреждений.

Также, для повышения неналоговых доходов муниципалитетами могут осуществляться следующие мероприятия:

- оптимизация процентных ставок за пользование бюджетными средствами;

- утверждение программы приватизации муниципального имущества;

- начисление процентов по продленным и ранее предоставленным отсрочкам и рассрочками платежей в муниципальный бюджет;

- пересмотр ставок арендной платы в соответствии с рыночной ситуацией.

Таким образом, от порядка формирования доходов бюджетной системы и объема финансовых средств, поступающих в бюджет, зависит социальное благополучие муниципальных образований. Отмеченные проблемы будут успешно решены только путем совместных усилий населения с главой муниципального образования, при поддержке государства!

Literature:

1. The Constitution of the Russian Federation: adopted by popular vote on 12/12/93 (amended on July 21, 1414 № 11-FKZ) // Rossiyskaya Gazeta on December 23, 1993.

2. Pavlov N.V. Issues of the nature and enforcement value of administrative practice / N.V. Pavlov, A.N. Zherebcov // Lex Russica, 2019.

3. Ochakovskii V.A. Models of legal interaction of state bodies and bodies of local self-government: theoretical and historical aspects : monograph / V.A Ochakovskii, P.M. Kurdyuk Kuban state agrarian university, 2014.

4. Kalinin A.M. Improving the external evaluation of the effectiveness of local government / A.M. Kalinin,

местного самоуправления / А.М. Калинин, Е.А. Софрыгин // Вопросы государственного и муниципального управления, 2010.

5. Павлов Н.В. К вопросу формирования финансово-экономической основы института местного самоуправления / Н.В. Павлов, В. А. Очаковский // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 2019.

6. Очаковский В.А. К вопросу о соотношении институтов гражданского и налогового права // Общество и право, 2018.

7. Митяев Д.М. Проблемы управления муниципальной собственностью / Д.М. Митяев, В. А. Очаковский // Полиматис, 2018.

E.A. Sofrygin // State and Municipal Administration Issues, 2010.

5. Pavlov N. V. Of the issue of forming the financial and economic basis of the institution of local self-government / N.V. Pavlov, V.A. Ochakovskii // Humanities, social-economic and social science, 2019.

6. Ochakovskii V.A. Of the question of the relationship between the institutions of civil and tax law // society and law, 2018.

7. Mityaev D.M. Municipal property management problems / D.M. Mityaev, V.A. Ochakovskii // Polymathis, 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.