2. Bauchenkov, I. D. Econometric analysis of factors affecting the value of the MICEX index / I D. Bauchenkov, S. V. Belova // Chronoeconomics. - 2019. - No. 2 (15). - S. 39-44.
3. Volodina, A. O. Factors affecting the capitalization of the company / A. O. Volodina // Bulletin of the University. - 2021. - No. 4. - P. 146-151. - DOI 10.26425/1816-4277-2021-4-146-151.
4. Ishkhanyan, M. V. Econometric analysis of the dependence of the dynamics of stock prices of Russian companies with the dollar / M. V. Ishkhanyan, K. V. Kalinina // Transport business of Russia. -2015. - No. 3. - S. 20-23.
5. Kozhevin VD Influence of changes in oil and gas prices on the financial stability of oil and gas companies in Russia // Interexpo Geo-Siberia. - 2018. - No. 2. - S. 197-203.
6. Investment and speculative factors of pricing on the exchange market of shares: monograph / S.A. Perch. - Tver: Tver. state un-t, 2016. - 200 p. ISBN 978-5-7609-1096-6.
7. Omran, Sh. Analysis of the effectiveness of the Russian stock market / Sh. Omran // Bulletin of the Russian Economic University named after G.V. Plekhanov. - 2017. - No. 6 (96). - S. 90-95.
8. Podkorytov, V. N. Analysis of factors influencing the market capitalization of the largest oil companies in Russia / V. N. Podkorytov, L. A. Mochalova // Proceedings of the Ural State Mining University. - 2021. - No. 1 (61). - S. 142-149. - DOI 10.21440/2307-2091-2021-1-142-149.
9. Irrational optimism: how reckless behavior controls the markets / Robert Schiller; [per. from English E. Kalugin]. - Moscow: Alpina Publisher, 2013. - 418, [1] p.; 22 cm; ISBN 978-5-9614-1845-3.
10.Econometrics: laboratory workshop / V. L. Somov, M. N. Tolmachev, A. P. Tsypin [and others]. -Saratov: Saratov Socio-Economic Institute (branch) of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Plekhanov Russian University of Economics", 2019. - 97 p. - ISBN 978-5-6041598-5-9.
11.Official website of the Moscow Exchange [electronic resource]. - Access mode: http://moex.com.
DOI: 10.24412/2304-6139-2022-48-1-467-475
А.А. Храмченко - к.э.н., доцент кафедры финансов, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, A.A. Khramchenko - candidate of Economics, associate professor of the department of finance, FSBEI HE Kuban SAU;
С.С. Балоян - студент, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, sedabaloyan18_2001@icloud.com, S.S. Baloyan - student, FSBEI HE Kuban SAU;
А.М. Хастян - студент, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, Alya.Khastyan@mail.ru, A.M. Khastyan - student, FSBEI HE Kuban SAU.
БЮДЖЕТ ГОСУДАРСТВА КАК ВАЖНЕЙШИЙ РЕГУЛЯТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ THE STATE BUDGET AS THE MOST IMPORTANT REGULATOR OF SOCIO-ECONOMIC PROCESSES
Аннотация. Государственный бюджет занимает одно из ведущих мест в финансовой системе и системе макроэкономического регулирование развития нашей страны, выступая неотъемлемым компонентом развития независимого государства. В связи с усилением влияния государственного бюджета Российской Федерации на финансовую, социально-экономическую и политическую составляющие развития государства растет внимание к теоретическим исследованиям в области бюджетирования. Необходимость изучения роли государственного бюджета в системе макроэкономического регулирования является одним из важнейших аспектов для принятия эффективных управленческих решений в области государственного управления. Одним из направлений исследований государственного бюджета Российской Федерации является анализ проблем выполнения доходной и расходной части в контексте реализации макроэкономической политики в целом. В данной статье исследуются проблемы исполнения федерального бюджета Российской Федерации. Выявлена проблема наличия дефицита федерального бюджета. Сделан вывод, что использование государственного бюджета в системе макроэкономического регулирования реализуется через бюджетную политику, которая обеспечивает рост объема финансовых ресурсов, аккумулируемых в распоряжении государственных органов и используются для развития национального хозяйства и повышения уровня благосостояния населения.
Abstract. The state budget occupies one of the leading places in the financial system and the system of macroeconomic regulation of the development of our country, acting as an integral component of the development of an independent state. In connection with the increasing influence of the state budget of the Russian Federation on the financial, socio-economic and political components of the state's development, attention is growing to theoretical research in the field of budgeting. The need to study the role of the state budget in the system of macroeconomic regulation is one of the most important aspects for making effective management decisions in the field of public administration. One of the research areas of the state budget of the Russian Federation is the analysis of the problems of fulfilling the revenue and expenditure side in the context of the implementation of macroeconomic policy in general. This article examines the problems of the execution of the federal budget of the Russian Federation. The problem of the presence of a federal budget deficit has been identified. It is concluded that the use of the state budget in the system of macroeconomic regulation is implemented through budgetary policy, which ensures an increase in the amount of financial resources accumulated at the disposal of state bodies and is used to develop the national economy and increase the level of well-being of the population.
Ключевые слова: бюджет, бюджетная система, бюджетное устройство, федеральный бюджет, устойчивость бюджетной системы.
Keywords: budget, budgetary system, budgetary structure, federal budget, stability of the budgetary
system.
В условиях рыночной экономики бюджет выступает ключевым компонентом системы финансового регулирования экономического роста. Результативность бюджетного регулирования зависит от уровня научной обоснованности роли бюджета в развитии общественных отношений, модели социально-экономического развития государства. Бюджет как финансовый план государства и органов местного самоуправления выступает главным инструментом реализации бюджетно-налоговой политики государства в рамках всей страны в условиях институциональных преобразований.
Исследованию вопросов государственного бюджета посвятили свои труды таких авторы, как О.В. Болтинова, И.В. Пономаренко, Г.С. Закревская, А.Л. Кудрин, И.А. Соколов и др. В то же время, несмотря на достаточную разработанность исследуемой темы, существует недостаток работ по разработке направлений обеспечения устойчивости государственного бюджета. Но учитывая то, что методы преодоления бюджетного дефицита, которые используются на практике, не всегда являются успешными, возникает потребность в постоянном исследовании данной проблемы и поиска путей ее решения. Актуальность предопределила цель, задачи и предмет исследования.
Целью статьи является исследование роли государственного бюджета как важнейшего регулятора социально-экономических процессов в условиях рыночных отношений.
Задачи статьи:
- определить экономическое содержание, структуру, принципы формирования государственного бюджета;
- выявить проблемы сбалансированности государственного бюджета;
- исследовать особенности бюджета и бюджетной системы в Российской Федерации на современном этапе;
- провести анализ доходов и расходов Федерального бюджета, их сбалансированность и проблемы исполнения.
Объектом исследования выступает государственный бюджет.
Предметом исследования является совокупность общественных отношений, возникающих в сфере государственного бюджета.
Методологическая основа (база) исследования включает системный и сравнительный анализ, структурно-динамический анализ, анализ причинно-следственных связей. Информационной базой исследования послужили данные, Министерства финансов Российской Федерации, основных показателях государственного бюджета.
Бюджет является главным компонентом системы финансового регулирования развития экономики и социальной сферы. По сути, государственный бюджет представляет собой финансовый план страны или баланс доходов и расходов государства [8]. Государственный
бюджет как правовая категория представляет собой правоотношения, регулируемые нормами права, юридически закрепляются соответствующим правовым актом, который является основой организации бюджетного процесса[1]. Также бюджет представляет собой центральное звено финансовой системы, влияния на пропорции перераспределения ВВП между другими сферами и звеньями.
Характеристика признаков бюджета с различных сторон представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Характеристика признаков бюджета с различных сторон
Таким образом, многогранность бюджета выражается через его специфические признаки.
Самостоятельность является определяющим условием существования местных бюджетов и реализации бюджетных полномочий. Такой принцип позволяет утверждать, что нужно учитывать местные финансовые интересы путем формирования бюджетных фондов не менее, чем государственные.
Принцип прозрачности (открытости) как общий финансово-правовой принцип реализуется в бюджетных правоотношениях через конституционное требование об обнародовании законов, в том числе и бюджетных. Этот принцип обеспечивается обязанностью по обнародованию любой информации о социально-экономических планах, программах страны, бюджетных обязательствах, финансово-плановых актах, отчетах о выполнении бюджетов, информации о результатах финансовых проверок и т. п., которые должны быть доступными для граждан, всех желающих.
Принцип федерализма заключается в распределении бюджетных доходов и расходов и в разграничении бюджетной компетенции между центром и регионами [8, а 108].
Бюджет может иметь следующие формы устойчивости: абсолютно устойчивое состояние, нормальное состояние, неустойчивое состояние и абсолютно неустойчивое состояние [9]. Состояния сбалансированности государственного бюджета представлена на рисунке 2.
Основными мерами для обеспечения долгосрочной устойчивости и сбалансированности бюджета выступают: разработка и реализация долгосрочной бюджетной стратегии государства.
Бюджетная система Российской Федерации состоит из федерального бюджета, региональных бюджетов и внебюджетных фондов: пенсионного, медицинского и социального страхования. Каждый бюджет имеет доходную и расходную части, определенные Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Современное состояние и развитие бюджетной системы РФ определяется проводимой в стране бюджетной политикой, разработка которой находится под влиянием экономической стагнации и демографических изменений, снижения налоговых поступлений и роста зависимости бюджета от поступлений за экспорт энергоносителей. В наибольшей степени негативное влияние на бюджетную систему проявилось в 2014 г., когда цены на нефть резко упали [2].
Рисунок 2 - Сбалансированность государственного бюджета
Динамика доходов федерального бюджета Российской Федерации за 2015-2020 гг. представлена в таблице 1.
Таблица 1 - Динамика исполненных доходов федерального бюджета Российской Федерации за 2015-2020 гг.
Показатель 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. Темп роста, %
Налоговые доходы, млрд руб. 8746,3 8146,0 14480,9 14077,6 17897,0 15394,1 176,01
Доходы от собственности, млрд руб. 886,6 1535,6 485,4 953,9 1441,1 1553,5 175,22
Доходы от оказания платных работ (услуг), компенсаций затрат 197,5 75,1 122,6 137,9 134,8 129,8 65,72
Исполнение доходов, всего 12949,0 13091,4 15088,9 23056,5 20355,5 25400,5 196,16
Из таблицы 1 следует, что исполненные налоговые доходы федерального бюджета составляли 196,16 % к утвержденному плану, при этом процент исполнения налоговых доходов составил 176,01 %, процент исполнения доходов от собственности - 175,22 %, а доходы от оказания платных работ (услуг), компенсаций затрат были не исполнены на 34,28 %.
Изменение структуры фактических доходов федерального бюджета представлено в таблица 2.
Таблица 2 - Изменение структуры фактических доходов федерального бюджета
Показатель 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.
Налоговые доходы, млрд руб. 67,54 62,22 49,51 61,06 87,92 60,61
Доходы от собственности, млрд руб. 6,85 11,73 3,22 4,14 7,08 6,12
Доходы от оказания платных работ (услуг), компенсаций затрат, млрд руб. 1,53 0,57 0,81 0,60 0,66 0,51
Прочие неналоговые доходы, млрд руб. 24,08 25,47 49,68 34,21 4,34 32,77
Исполнение доходов, всего 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00
Из таблицы 2 видно, что исполненная структура доходов федерального бюджета в 2015-2020 гг. была сформирована преимущественно за счет налоговых доходов, на их долю в 2015 г. приходилось 7,54 % доходов бюджета, а в 2020 г. - 60,61 % доходов бюджета.
Расходы федерального бюджета Российской Федерации за 2015-2020 гг. выросли на 46,10 %, что является тревожной тенденцией, так как наблюдается превышение темпов роста расходов федерального бюджета над его доходами. При этом за 2020 г. рост расходов федерального бюджета составил 4,6 трлн руб. по сравнению с 2019 годом, или 25,3 % в реальном выражении. В расходах федерального бюджета наибольшие темпы отмечались по следующим статьям: охрана окружающей среды (в 4,24 раза), здравоохранение и спорт (в 2,58 раз), а жилищно-коммунальное хозяйство (в 2,57 раза), межбюджетные трансферты (в 2 раза), культура, кинематография и СМИ на 60,73 %, социальная политика (на 63,89 %), образование (на 56,71 %), обслуживание государственного и муниципального долга (на 51,19 %), а национальная экономика (на 49,90 %), СМИ (на 47,50 %), общегосударственные вопросы (на 34,91 %), национальная безопасность и правоохранительная деятельность (на 13,28 %). Таким образом, можно отметить существенный рост социально направленных расходов.
Федеральный бюджет Российской Федерации за 2015-2020 гг. был дефицитным в 2015, 2016, 2017, 2020 гг., наибольший дефицит бюджета наблюдался в 2020 г., что вызвано объективными причинами развитием пандемии COVID-19.
Рассматривая структуру расходов федерального бюджета в 2015-2020 гг. (таблица 3), можно отметить, что наибольшие статьи расходов в 2020 г. занимали: социальная политика (30,63 %), национальная экономика (15,27 %), национальная оборона (13,89 %), национальная безопасность и правоохранительная деятельность (9,76 %), межбюджетные трансферты (6,12 %), здравоохранение и спорт (5,85 %). Доля остальных статьей расходов не превышает 5 %.
Таблица 3 - Структура расходов федерального бюджета Российской Федерации в 2015-2020 гг.
Показатель 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.
Расходы, всего, млрд руб. 100 100 100 100 100 100
Общегосударственные вопросы 7,15 6,67 7,08 7,52 7,49 6,61
Национальная оборона 20,37 23,00 17,37 16,91 16,46 13,89
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 12,58 11,57 11,68 11,80 11,44 9,76
Национальная экономика 14,88 14,02 14,98 14,37 15,52 15,27
Жилищно-коммунальное хозяйство 0,92 0,44 0,73 0,89 1,55 1,63
Охрана окружающей среды 0,32 0,38 0,56 0,69 1,08 1,14
Образование 3,91 3,64 3,75 4,32 4,54 4,19
Культура, кинематография 0,58 0,53 0,55 0,57 0,67 0,63
Здравоохранение и спорт 3,30 3,08 2,68 3,21 3,91 5,85
Социальная политика 27,31 27,95 30,40 27,41 26,81 30,63
Физическая культура и спорт 0,47 0,36 0,59 0,38 0,45 0,33
Средства массовой информации 0,53 0,47 0,51 0,53 0,57 0,53
Обслуживание государственного и муниципального долга 3,32 3,78 4,32 4,82 4,01 3,44
Межбюджетные трансферты 4,37 4,09 4,82 6,55 5,51 6,12
При этом за 2015-2020 гг. наибольший прирост доли расходов федерального бюджета отмечался по статьям: федеральная культура и спорт (3,32 %), социальная политика (2,54 %), а сокращение доли расходов бюджета по статьям (национальная безопасность и правоохранительная деятельность (на 6,48 %), национальная экономика (2,83 %). Таким образом, федеральный бюджет Российской Федерации за 2015-2020 гг. стал более социально ориентированным [5].
Дефицит доходов и необходимость финансирования дополнительных расходов на антикризисные меры по оказанию помощи привели к беспрецедентным государственным заимствованиям, осуществляемым в основном за счет средств федерального бюджета. Сам по
себе уровень долговой нагрузки остается на безопасном уровне (менее 20 % ВВП), однако в условиях наметившейся тенденции к сокращению нефтегазовых доходов бюджетной системы неизбежно возникает вопрос о бюджетной консолидации, что подразумевает либо сокращение расходной части бюджета, либо увеличение налогов.
Доля расходов на национальные проекты в общем объеме расходов федерального бюджета в 2020 году выросла до 9,4 % против 8,8 % в 2019 году, что свидетельствует о незначительном увеличении доли производственных расходов в федеральном бюджете. В реальном выражении объем финансирования проектов в 2020 году увеличился: Здравоохранение на 79,3 %, Экология - на 63,0 %, Жилье и городская среда - на 62,6 %. Сокращение финансирования в 2020 году в реальном выражении по сравнению с 2019 г. зарегистрировано исключительно для проектов «Поддержка производительности и занятости» и «Международное сотрудничество и экспорт» на 38,5 % и 14,2 % соответственно, что в основном обусловлено особенностями планирования расходов [4].
Дефицит федерального бюджета в 2020 г. составил 4 102,5 млрд руб. против профицита в размере 1 974,3 млрд руб. за 2019 г., соответственно, ненефтегазовый дефицит вырос с 5950 млрд руб. до 9337,8 млрд руб. Что касается федерального бюджета денежный поток, взятый в качестве источников покрытия дефицита бюджета, следует отметить, что в 2020 г. на внутреннем рынке было привлечено 5 176,3 млрд руб. при запланированном объеме размещения облигаций в 2 324,8 млрд руб., объем заимствований на внешнем рынке составил 180,6 млрд руб., а объем погашения составил 81,2 млрд руб. По состоянию на 1 января 2021 г. объем государственного внутреннего долга составил 14 751,4 млрд руб. (включая государственные гарантии на сумму 695,2 млрд руб.), объем государственного внешнего долга составил 56,7 млрд долл. В 2020 г. объем средств ФНБ в рублевом выражении вырос с 7,8 трлн руб. (или 125,6 млрд долл.) до 13,5 трлн руб. (183,3 млрд долл.), в том числе за счет перечисления дополнительных нефтегазовых доходов, сформированных в конце 2019 г. и валютной переоценки. Объем средств ФНБ, выделенных на финансирование дефицита федерального бюджета в 2020 г., составил всего 289,8 млрд руб. Другими словами, средства ФНБ были не-использованы в рамках антикризисного пакета помощи Правительства России [4].
С 2021 г. доля налоговых и неналоговых доходов субфедерального уровня в соответствующих доходах бюджета расширенного правительства варьировалась в диапазоне от 27 % до 30 %. Относительную стабильность этого показателя можно объяснить синхронностью реакции федеральных и региональных налоговых поступлений на изменения внешних и внутренних факторов.
В 2020 г. доля налоговых и неналоговых доходов консолидированных региональных бюджетов в налоговых и неналоговых доходах бюджетной системы Российской Федерации возросла по сравнению с 2019 г. - с 28,8 % до 29,1 %, что обусловлено относительно меньшим сокращением региональных доходов по сравнению с федеральным. Доля конечных расходов региональных и местных бюджетов в расходах бюджетной системы Российской Федерации продемонстрировала незначительный рост с 34,4 % до 35,2 %. Такое перераспределение расходов в пользу регионального уровня в значительной степени связано с увеличением финансовой помощи регионам из федерального бюджета, направленной на смягчение последствий кризиса.
Использование государственного бюджета для обеспечения макроэкономического равновесия в современных условиях требует существенного усовершенствования, в частности в части реализации государственных целевых программ развития для стимулирования экономического роста и антикризисного макроэкономического регулирования. Одним из направлений повышения эффективности использования государственного бюджета в обеспечении макроэкономического равновесия является разработка и реализация стратегии бюджетной политики и макроэкономической политики в целом.
Однако на сегодня законодательная база России не содержит отдельных правовых норм, которые бы регулировали вопросы разработки стратегии в бюджетном процессе. При этом стратегические плановые документы должны быть согласованы по целям на государ-
ственном и местных уровнях. Необходимо также предусмотреть синхронизацию документов по срокам реализации - на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу. Кроме того, бюджетная стратегия вместе с налоговой, долговой, инвестиционной и денежно-кредитной входит в состав финансовой стратегии, которая, в свою очередь, является составной частью социально-экономической стратегии, что предполагает необходимость согласования целей и приоритетов всех составляющих стратегии развития государства. При этом важно придерживаться также внутренней сбалансированности определенных целей в каждой из стратегий.
Вопросы координации долгосрочного стратегического и бюджетного планирования являются одной из основных задач бюджетной политики в сфере обеспечения макроэкономического равновесия. Основной целью среднесрочного бюджетного планирования является бюджетное обеспечение реализации среднесрочных приоритетов, а инструментом - среднесрочные программы и среднесрочные бюджеты. Причем первый год планируется детально, последующие - обобщены по основным показателям с соответствующим периодическим удлинением планового периода. Это делается для того, чтобы постоянно иметь среднесрочное, а в перспективе - и стратегическое видение инновационного развития страны и доступных ресурсов для такого развития. Исходя из позиций бюджетной политики в сфере обеспечения макроэкономического равновесия бюджетная стратегия должна содержать четкие приоритеты и измеримые (в числовом выражении) цели, достижения или не достижения которых будет свидетельствовать об эффективности политики.
Деиндустриализация национальной экономики приводит к сужению базы налогообложения и уменьшению доходов государственного бюджета, увеличивает уровень безработицы, а также усиливает импортозависимость Российской Федерации. С таких позиций, бюджетная политика должна проводиться в рамках не только увеличение расходов государственного бюджета на финансирование в виде субсидий тех или иных предприятий или целых отраслей, но и с целью создания новых предприятий, эффективность которых трудно контролировать.
Основным направлением оптимизации бюджетной политики, на наш взгляд, может быть увеличение числа налоговых льгот и налоговых каникул для стартапов сроком на 1 -2 года, до того момента как предприятие займет какую-то определенную нишу на рынке. Предоставление налоговых каникул для стартапов станет новым видом стимулирования развития предпринимательства в России, что позволит увеличить количество предприятий и повысить конкурентоспособность их продукции по сравнению с зарубежными аналогами. Важным приоритетом бюджетной стратегии является стимулирование производства продукции с добавленной стоимостью. Структура экспорта Российской Федерации имеет сырьевой характер, который негативно влияет на общеэкономическую ситуацию в стране, поскольку стоимость российского экспорта зависит от высокой волатильности цен на сырье на мировых товарных рынках. Поэтому с целью увеличения конкурентоспособности национального производителя как на мировых рынках, так и на внутреннем рынке целесообразно развивать производство с добавленной стоимостью путем внедрения соответствующих государственных целевых бюджетных программ с обязательным отражением конкретных целей и результатов их реализации. Такие программы должны касаться стимулирования машиностроения, авиастроения, построения производств замкнутого цикла, в том числе и в сельском хозяйстве, где более 60 % продукции имеет сырьевое происхождение.
Выводы
Бюджет является четким выражением экономической политики государства. Бюджет является главным финансовым инструментом влияния на экономику. В бюджете концентрируется значительная часть финансовых ресурсов, направляемых на финансирование приоритетных направлений социально-экономического развития. Дефицит государственного бюджета возникает тогда, когда его доходы меньше его расходов - а профицит - когда его доходы выше его расходов. Бюджет как план доходов и расходов характеризует экономические отношения, возникающие во время аккумулирования части ВВП в пользу государства с це-
лью его дальнейшего перераспределения в соответствии с приоритетами социально-экономического развития.
Устойчивость и сбалансированность бюджетной системы достигается за счет соблюдения основных прогнозных индикаторов социально-экономической политики. Дефицит государственного бюджета возникает тогда, когда его доходы меньше его расходов - а профицит - когда его доходы выше его расходов.
Исследование факторов финансовой устойчивости в части формирования доходов бюджета показало слабую функциональность налоговой системы, проявляющаяся в недовыполнении фискальной, ограниченности потенциала регулирующей и недоверии к контролирующей функции налогов.
Одними из основных приоритетов стратегии бюджетной политики должны быть те приоритеты, которые отражают развитие промышленности и производства товаров с добавленной стоимостью, развитие возобновляемой энергетики и транспортной инфраструктуры. Одним из приоритетов бюджетной стратегии в контексте создания условий для обеспечение макроэкономического равновесия является индустриализация национальной экономики.
Источники:
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 01.07.2021). - Ст. 6.
2. Пильщикова А.А. Теневая экономика России. Пильщикова А.А., Храмченко А.А., Коврякова Е.А. В сборнике: Проблемы и перспективы развития теории и практики экономического анализа. Сборник статей Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов, преподавателей, посвященной 40-летию Учетно-финансового факультета Кубанского государственного аграрного университета. Составители Н.К. Васильева, Е.А. Коврякова, Е.В. Сидорчу-кова. 2018. С. 209-214.
3. Нешитой, А. С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Нешитой А.С. - Москва :Дашков и К, 2018. - С.13.
4. Плохих Ю.В. Сущность и функции бюджета//Аллея науки. - 2017. - Том 5. - №16. - С.253-259.
5. Российская экономика в 2020 году. Тенденции и перспективы. (Вып. 42) / [Под науч. ред. д-ра экон. наук Кудрина А.Л., д-ра экон. наук Мау В.А., д-ра экон. наук Радыгина А.Д., д-ра экон. наук Синельникова-Мурылева С.Г.]; Ин-т Гайдара. - Москва: Изд-во Ин-та Гайдара, 2021. - 712 с.
6. Самаруха В.И. Бюджетная система и бюджетный процесс. Учебное пособие. - Иркутск: БГУ, 2020. - С. 45.
7. Шарипов И.И. Фискальная политика. Дефицит государственного бюджета и государственный долг//Мировая наука. - 2019. - № 4 (25). - С. 485.
8. Яндимирова А.А. Подходы к определению сущности понятия бюджетной устойчивости//В сборнике: Начало в науке материалы IV международной научно-практической конференции школьников, студентов, магистрантов и аспирантов: в 3 частях. - 2017. - С. 108.
References:
1. The Budget Code of the Russian Federation of July 31, 1998 No. 145-FZ (as revised on July 1, 2021). - Art. 6.
2. 2.Pilshchikova A.A. The shadow economy of Russia. A.A. Pil'shchikova, A.A. Khramchenko, E.A. Kovryakova In the collection: Problems and prospects for the development of the theory and practice of economic analysis. Collection of articles of the International scientific-practical conference of students, graduate students, teachers, dedicated to the 40th anniversary of the Accounting and Finance Faculty of the Kuban State Agrarian University. Compiled by N.K. Vasilieva, E.A. Kovryakova, E.V. Sidorchukov. 2018.S. 209-214.
3. Unshitoy, AS Budgetary system of the Russian Federation: Textbook / Neshitoi A.S. - Moscow: Dashkov and K, 2018. - p. 13.
4. Bad Yu.V. Essence and functions of the budget // Alley of Science. - 2017. - Volume 5. - №16. -S.253-259.
5. Russian economy in 2020. Trends and Prospects. (Issue 42) / [Under scientific. ed. Dr. econ. Sciences Kudrina A.L., Doctor of Economics. Sci. Mau V.A., Ph.D. Sciences Radygina A.D., Ph.D. sciences Sinelnikova-Muryleva SG]; Gaidar Institute. - Moscow: Publishing house of the Institute of Gaidar, 2021. - 712 p.
6. V.I. Samarukha Budget system and budget process. Tutorial. - Irkutsk: BSU, 2020. - P. 45.
7. Sharipov I.I. Fiscal policy. State budget deficit and public debt // World Science. - 2019. - No. 4 (25). - S. 485.
8. Yandimirova A.A. Approaches to defining the essence of the concept of budgetary sustainability // In the collection: Beginning in science materials of the IV international scientific-practical conference of schoolchildren, students, undergraduates and graduate students: in 3 parts. - 2017. - S. 108.
DOI: 10.24412/2304-6139-2022-48-1-475-480
А.А. Храмченко - к.э.н., доцент кафедры финансов, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ,
A.A. Khramchenko - candidate of Economics, associate professor of the department of finance, FSBEI HE Kuban SAU;
А.В. Захарян - к.э.н., доцент кафедры финансов, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ,
A.V. Zakharyan - candidate of Economics, associate professor of the department of finance, FSBEI HE Kuban SAU;
ТЖ Алмаматов - студент, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, imaalmamatov@gmail.com,
T.Zh. Almamatov - student, FSBEI HE Kuban SAU;
А.А. Варельджан - ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, anastasiavarel2040@gmail.com
A.A. Vareldzhan - student, FSBEI HE Kuban SAU.
СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ КАК ЭЛЕМЕНТ ПОДДЕРЖАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОНОМИКИ LIFE INSURANCE AS AN ELEMENT OF SUPPORTING THE STATE ECONOMY
Аннотация. Роль страхования жизни в развитии экономики современной России, как базового элемента функционирования инфраструктуры рыночных отношений имеет большое значение. Речь идет о двух параллельных процессах: внедрение страхового механизма в экономическую инфраструктуру и создание самой инфраструктуры страхового дела в России. В статье рассмотрена страхование жизни как элемент поддержки экономики государства России. Актуальность исследования связана с тем, что страхование жизни населения является социальным буфером по сохранению благосостоянию населения, несет в себе накопительную функцию по аккумуляции денежных средств, а также обеспечивает экономику страны инвестиционным капиталом.
Проблематика исследования связана с недостаточным уровнем финансовой грамотности населения, недоверием граждан к страховому рынку, низким участием государства, как гаранта «возвратности» страховых инвестиций для населения. В ходе исследовании были предложены мероприятия по формированию рынка страхования жизни: совершенствование страхового законодательства и налогообложения; установление преференций отечественных компаний страхового рынка перед зарубежными; контрольные процедуры государства, гарантии государства, повышение конкуренции на рынке страховых услуг. Перспективами развития страхования жизни станут активизация банковского сектора, снижение мисселинга, развитие страховых компаний (ассортимент услуг, персонификация), повышение финансовой грамотности населения.
Abstract. The role of life insurance in the development of the economy of modern Russia as a basic element of the functioning of the infrastructure of market relations is of great importance. We are talking about two parallel processes: the introduction of an insurance mechanism into the economic infrastructure and the creation of the insurance business infrastructure itself in Russia.
The article considers life insurance as an element of support for the economy of the Russian state. The relevance of the study is related to the fact that life insurance of the population is a social buffer to preserve the welfare of the population, carries a cumulative function of accumulating funds, and also provides the country's economy with investment capital. The problems of the study are related to the insufficient level of financial literacy of the population, citizens' distrust of the insurance market, low participation of the state as a guarantor of the return on insurance investments for the population. In the course of the study, measures were proposed to form the life insurance market: improvement of insurance legislation and taxation; establishment of preferences of domestic insurance market companies over foreign ones; state control procedures, state guarantees, increased competition in the insurance market. The prospects for the development of life insurance will be the activation of the banking sector, the reduction of messalin, the development of insurance companies (range of services, personification), increasing financial literacy of the population.