УДК 392:6(=512.157)
Яковлева Капитолина Максимовна
кандидат исторических наук, доцент исторического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова
БЫТОВАЯ НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА ЯКУТОВ [1]
Аннотация:
Народная медицина является основным компонентом традиционно-бытовой культуры каждой этнической общности. В ^атье рассмотрено применение лечебных и полезных свойств растений в обыденной жизни якутов на бытовом уровне, описаны правила сбора растений, их хранение и приготовление. Якуты знали более 100 лечебных растений, из которых делали настои, порошки, мази. На современном этапе развития общества якуты владеют сведениями о лечебных свойствах кипрея узколистного «кучу», щавеля пирамидального «кииhилэ», полыни обыкновенной «уерэ ото». Знания о травах прошли процесс трансформации, усовершенствованы и адаптированы к современному миру. Использование лечебных трав в современных якутских семьях говорит о сохранности культуры народа саха. Использованы полевые материалы, собранные на территории Мегино-Кан-галасского, Усть-Алданского и Нюрбинского улусов Республики Саха (Якутия) в 2015-2018 гг.
Ключевые слова:
этномедицина, народная медицина, бытовая народная медицина, якуты, Якутия, кипрей узколистный, щавель пирамидальный, полынь обыкновенная.
https://doi.org/10.24158/fik.2019.11.12 Yakovleva Kapitolina Maksimovna
PhD in History, Associate Professor, History Department, North-Eastern Federal University
EVERYDAY FOLK MEDICINE OF YAKUTS [1]
Summary:
Traditional medicine is the main component of the traditional everyday culture of each ethnic community. The paper discusses the use of medicinal and helpful characteristic of plants in the everyday life of Yakuts, describes the collection, storage and preparation of these plants. The Yakuts knew more than 100 medicinal plants, from which they made infusions, powders, ointments. At the present stage of the society development, the Yakuts have information about the healing characteristics of fireweed narrow-leaved heap "kuchu", sorrel pyramidal "kiihile", common wormwood "uere oto". Herbal knowledge has undergone a transformation process, improved and adapted to the modern world. The use of medicinal herbs in modern Yakut families indicates the preservation of the culture of the Sakha people. Author used field materials collected on the territory of Megino- Kangalas, Ust-Aldan and Nyurba uluses of the Republic of Sakha (Yakutia) in 2015-2018.
Keywords:
ethnomedicine, folk medicine, everyday folk medicine, Yakuts, Yakutia, narrow-leaved fireweed, pyramidal sorrel, common wormwood.
Этномедицина является неотъемлемой частью традиционной культуры каждого народа. Особые знания, которые касались здоровья человека, передавались из поколения в поколение, обогащаясь в результате этнокультурных контактов, формируя особую базу знаний заговоров, лечебных трав и специальных действий, направленных на исцеление или поддержание здоровья человека. Народные знания якутов, сформированные в области этномедицины, приобретены опытом в экстремальных условиях жизни. Народную медицину якутов, как и всех народов, можно разделить на бытовую и профессиональную [2, с. 77]. К профессиональной медицине относим деятельность целителей, которые делились на следующие категории: алгааччы (заклинатель), ичээн (знахарь), отосут (знаток трав) и шаман-целитель. Якутские знахари могли лечить практически все болезни. Они обладали силой заговоров, массажа, могли сделать кровопускание, несложные хирургические операции, а также знали свойства лечебных трав. Бытовая же сторона народной медицины представлена знаниями простых людей, не наделенных сверхспособностями. В основном эти знания касались поддержания здоровья (чтобы не заболеть) или излечения от простых заболеваний.
Начало изучения народной медицины якутов относится к XIX в. Так, В.Л. Серошевский [3], Р.К. Маак [4] приводят сведения о растениях, употребляемых в пищу якутами. Отдельные сведения содержатся в трудах С.И. Николаева (Сомоготто) [4] и А.А. Саввина [6]. Первой специальной работой по этномедицине является статья И. Петухова «Материалы для медицинской истории Якутского края» (1867), опубликованная в «Памятной книжке Якутской области на 1867 г.». Исследование народной медицины продолжили М. Овчинникова «Заметки по народной медицине якутов» (1892), В.Н. Чепалов в газете «Сибирский врач» (1914-1915), Н.Е. Олейников «Народные средства в Якутской области» (1917) [7, с. 78].
Из советских исследователей следует выделить А.А. Макарова, который издал в 1974 г. брошюру «Растительные лечебные средства якутской народной медицины» (последнее переиздание в 2002 г. [8]). Автор описал лекарственные растения, которые знали якуты, с точки зрения этнографии и биологии
В последние десятилетия актуализировались исследования по этномедицине. Так, в начале 2000-х гг. ботаниками Института биологических проблем криолитозоны СО РАН под руководством Б.И. Иванова были изданы два тома «Атласа лекарственных растений Якутии», но здесь описание растений представлено с точки зрения биологии [9]. Интересен раздел «Народная медицина Якутии» А.И. Гоголева в монографии «Народные знания якутов в XVII -начале ХХ вв.» (2015) [10], где автор на основании собственного полевого материала и архивных данных описывает умения якутских целителей. Труды Н.К. Чириковой затрагивают этномедицину с точки зрения фармацевтической науки [11; 12].
В данной статье на основе полевых материалов мы рассмотрим бытовую этномедицину (применение лечебных трав в повседневной жизни современных якутов). Использованы полевые материалы, собранные на территории Мегино-Кангаласского, Усть-Алданского и Нюрбинского улусов Республики Саха (Якутия) в 2015-2018 гг.
По данным А.А. Макарова, якуты знали более 100 лечебных растений, из которых делали настои, порошки, мази [13, с. 61]. А.И. Гоголев на основе своих полевых материалов уточняет сведения А.А. Макарова и пишет о том, что, вероятно, только 80 растений, выделенных исследователем, являются исконно якутскими, а остальные были занесены из лечебных практик других народов, и в первую очередь русских [14, с. 83]. Одним из таких растений является кучу, или иван-чай узколистный (кипрей узколистный, копорский чай), который распространен по всей территории Якутии, кроме тундровой зоны. Хорошо растет на полях, травянистых склонах, залежах, лесных гарях.
По сведению информанта, данное растение в основном стало применяться не столько в лечебных целях, сколько из-за экономических проблем в селе 90-х гг. прошлого столетия. Вспомнилось детство, сообщает житель села Тюнгюлю Мегино-Кангаласского улуса, когда мать собирала лепестки кучу. Информация о сборе данного растения разнится. Одни утверждают, что нужно собирать летом, в период цветения, вместе с цветами; другие - что осенью, когда цветы уже спадают, в таком случае не нужно сушить растение. Собранные летом лепестки сушат и измельчают, затем заливают кипятком и употребляют в качестве чая. Информант утверждает, что такой чай очень полезен для организма: балансирует внутричерепное давление, повышает иммунитет, обладает противовоспалительным эффектом. Информант пьет такой чай постоянно и тем самым избавляется от головных болей [15].
Второй информант в то же время утверждает, что постоянно этот чай пить нельзя, нужно быть осторожным с дозировкой. Он может сильно понизить давление и вызвать головные боли. Можно употреблять его в течение двух недель, не более [16].
Информант 89 лет рассказала, что травяной чай и супы из кислицы и грибов спасли их семью во время Великой Отечественной войны. Ее бабушка заваривала чай из листьев иван-чая, добавляя его к обычному чаю. Скорее всего, она делала это не столько в лечебных целях, сколько из-за недостатка обычного чая. Информант считает, что знания о травах ее бабушка получила от матери, которая работала кухаркой у местного священника. Мать информанта посылала детей собирать листья иван-чая осенью, когда растение уже отцвело. В то время жители Нюрбы, Нюрбинского улуса не знали о том, что можно использовать данное растение в чай. По сведению информанта, узнав, что можно добавлять в чай листья иван-чая, люди начали активно собирать этот цветок, в результате численность его сократилась [17].
Сбор из иван-чая мешают с другими травами - листьями черной смородины, малины, а также иногда добавляют древесный гриб - чагу. Чай всегда разливается хозяйкой дома, при этом начинать надо с хозяина или старшего гостя. Чай пьют достаточно крепкий, с молоком [18].
По сведению одного из информантов, отваром лепестков иван-чая лечили так называемую золотуху у детей: делали примочки детям, страдающим аллергическим дерматитом. Видимо, здесь срабатывал противовоспалительный эффект растения [19].
Еще одним растением, описанным нашими информантами, является кииЬилэ (щавель пирамидальный). Это многолетнее растение произрастает на всей территории Якутии, в основном в пойменных лугах (алаасам), на береговых и луговых склонах. Щавель собирают в первой половине лета. Листья имеют форму от продолговато-яйцевидной до продолговато-ланцетной, у основания стреловидные, с острыми, прямыми или серповидными изогнутыми лопастями. В народной медицине препараты из щавеля использовали как диуретическое, вяжущее, кровоостанавливающее, желчегонное, ранозаживляющее, противогрибковое средство. Также отмечено, что лечебными (вяжущими) свойствами обладают и корни. Отваром из корней лечили грибковые заболевания волосистой части головы. Сок пили при лихорадке, чесотке, ревматизме. Свежие же
листья щавеля применялись при лечении ангины и язв различного происхождения [20]. Данные информанта касаются бытового применения кииЬилэ. Растение собирать не сложно, сбором занимались дети: «Приходилось часами проводить время в алаасах, рвать руками траву, которая казалась совершенно бесполезной». В голодное военное время их бабка варила суп и каши из этой травы. Информант отмечает, что благодаря такой пище их организм обогащался витаминами, они меньше болели и были сыты. Над их супом из травы смеялись соседи, но бабушка знала особые рецепты, которые она в свою очередь узнала от русских [21]. В данном случае мы не можем утверждать, что приготовление кииЬилэ в виде супа и каши было якутской традицией, но данную траву отосуты использовали в лечебных целях.
Еще одной травой, которую повсеместно называют целебной, является полынь обыкновенная, или уерэ ото. Это многолетнее травянистое растение, распространенное по всей территории Якутии. Дословный перевод с якутского означает 'трава для похлебки'. Во время экспедиции 2016 г. нам удалось попробовать пахту с уерэ ото. Вкус данного продукта не вызвал восторга у членов полевой экспедиции, но настой быстро утолил жажду. По данным информанта, проживающего в с. Тюнгюлю Мегино-Кангаласского улуса, полынь нужно собирать после цветения, затем высушивать и использовать в течение трех лет. Перед употреблением необходимо хорошо промыть траву и применять в небольших дозах, так как она обладает «большой силой». Информант не рекомендовал пить полынь больше месяца [22]. Рецепт был следующим: один литр пахты, полторы ложки муки, щепоть травы. Такой настой обладал особой силой - повышал иммунитет, нормализовал сон и внутричерепное давление, хорошо влиял на ЦНС и улучшал сон. По данным информанта, эту траву можно пить разбавленной в воде в целях улучшения самочувствия и укрепления иммунитета. Пили уерэ ото и в качестве чая, но для этого нужно было собирать ее уже в иссохшем виде [23]. В целом уерэ ото обладает жаропонижающим, противоглистным, антисептическим и общеукрепляющим эффектом. По рассказам информанта из Усть-Алданского улуса, мать готовила им уерэ ото летом, во время сенокоса. Напиток хорошо утолял жажду и придавал сытость организму, что способствовало приливу энергии [24].
А.А. Федоров, Н.К. Чирикова, М.И. Ефремова в статье «Использование надземной части полыни обыкновенной в системе питания и народной медицине якутов» описывают данное растение как «траву-лидер» по использованию в национальной кухне якутов [25, с. 85]. Авторы отмечают, что уерэ ото в дореволюционное время являлось существенным источником еды для бедного населения, а на современном этапе развития якутского общества активно используется травниками (отосутами). Применение растения в лечебных целях (для прижиганий (туен)) описано А.И. Гоголевым. Листья растения собирали в июле, высушивали в бересте, а позже использовали для прижиганий, которые делались в болеутоляющих целях [26, с. 89].
Вышеописанные растения в современной жизни якутов используются как биологическая добавка в той форме, которая сохранилась благодаря знаниям предков. Использование растений в жизнеобеспечении и лечебных целях было известно якутам испокон веков. Н.К. Чирикова, М.И. Ефремова, А.А. Федоров изученные растения относят к традиционным травам, используемым якутами. Авторы отмечают, что якуты издревле знали ценность лечебных растительных трав и сбор их был распространен «в прошлом, когда еще не было хлеба, чая, соли» [27, с. 83]. В свою очередь А.И. Гоголев [28, с. 83] отмечает, что знания о лечебных свойствах кипрея узколистного переняты из практик других народов, что также подтверждают наши полевые материалы, где информант утверждает, что знания об употреблении иван-чая и щавеля ее бабушка получила от русских [29].
Таким образом, можно сделать вывод, что до наших дней знания о свойствах лекарственных трав якутов дошли в виде трансформированных рецептов, усовершенствованных и адаптированных к современной жизни. Применение некоторых растений в пищу было актуальным в связи с экономическими проблемами (кучу) или голодом во время Великой Отечественной войны (кучу, кииhилэ). Использование лечебных трав в современных якутских семьях говорит о сохранности культуры народа саха, так как народная медицина является основным компонентом традиционно-бытовой культуры каждой этнической общности.
Ссылки и примечания:
1. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-09-00361.
2. Гоголев А.И. Народные знания якутов в XVII - начале ХХ вв. (календарь, метрология, медицина). Якутск, 2015. 104 с.
3. Серошевский В.Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. М., 1993. 736 с.
4. Маак Р.К. Вилюйский округ. М., 1994. 592 с.
5. Николаев С.И. Пища якутов (в свете соседних культур). Якутск, 2009. 168 с.
6. Саввин А.А. Пища якутов до развития земледелия (опыт историко-этнографической монографии). Якутск, 2005. 376 с.
7. Гоголев А.И. Указ. соч. С. 78.
8. Макаров А.А. Лекарственные растения Якутии. Новосибирск, 2002. 264 с.
9. Атлас лекарственных растений Якутии. Лекарственные растения, используемые в медицине. Т. 1, 2 / сост. Л.В. Кузнецова, Л.Г. Михалева, В.И. Захарова и др. ; отв. ред. Б.И. Иванов. Якутск, 2003. 224 с.
10. Гоголев А.И. Указ. соч.
11. Чирикова Н.К., Ефремова М.И., Федоров А.А. Применение пищевых растений в народной медицине Якутии // Перспективные направления развития современной науки : XV Междунар. науч. конф. М., 2016. С. 83-84.
12. Федоров А.А., Чирикова Н.К., Ефремова М.И. Использование надземной части полыни обыкновенной в системе питания и народной медицине якутов // Современная медицина: актуальные вопросы и перспективы развития : сб. науч. тр. по итогам междунар. науч.-практ. конф. Уфа, 2014. С. 85.
13. Макаров А.А. Указ. соч. С. 61.
14. Гоголев А.И. Указ. соч. С. 83.
15. Полевые материалы автора (ПМА). Мегино-Кангаласский улус РС(Я). 2015.
16. ПМА. Усть-Алданский улус РС(Я). 2016.
17. ПМА. Нюрбинский улус РС(Я). 2018.
18. ПМА. Нюрбинский улус РС(Я). 2018.
19. ПМА. Мегино-Кангаласский улус РС(Я). 2015.
20. Макаров А.А. Указ. соч.
21. ПМА. Нюрбинский улус РС(Я). 2018.
22. ПМА. Мегино-Кангаласский улус РС(Я). 2015.
23. ПМА. Мегино-Кангаласский улус Рс(я). 2015.
24. ПМА. Усть-Алданский улус РС(Я). 2016.
25. Федоров А.А., Чирикова Н.К., Ефремова М.И. Указ. соч. С. 85.
26. Гоголев А.И. Указ. соч. С. 89.
27. Чирикова Н.К., Ефремова М.И., Федоров А.А. Указ. соч. С. 83.
28. Гоголев А.И. Указ. соч. С. 83.
29. ПМА. Нюрбинский улус РС(Я). 2018.
References:
Chirikova, NK, Efremova, MI & Fedorov, AA 2016, 'The Use of Food Plants in Traditional Medicine of Yakutia', Perspektivnye napravlenia razvitia sovremennoy nauki: XV Mezhdunar. nauch. konf., Moscow, pp. 83-84, (in Russian).
Fedorov, AA, Chirikova, NK & Efremova, MI 2014, 'The Use of the Aboveground Parts of Common Wormwood in the Nutrition System and Traditional Medicine of the Yakuts', Sovremennaya meditsina: aktualnye voprosy iperspektivy razvitia: sb. nauch. tr. po itogam mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Ufa, p. 85, (in Russian).
Gogolev, AI 2015, Folk Knowledge of the Yakuts in the XVII - Early XX Centuries (Calendar, Metrology, Medicine), Yakutsk, 104 p., (in Russian).
Kuznetsova, LV, Mikhaleva, LG, Zakharova, VI (comps) & Ivanov, BI (ed.) 2003, Atlas of Medicinal Plants in Yakutia. Medicinal Plants Used in Medicine, vol. 1, 2, Yakutsk, 222 p., (in Russian). Maak, RK 1994, VilyuiDistrict, Moscow, 592 p., (in Russian). Makarov, AA 2002, Medicinal Plants of Yakutia, Novosibirsk, 264 p., (in Russian).
Nikolaev, SI 2009, The Food of the Yakuts (in the Light of Neighboring Cultures), Yakutsk, 168 p., (in Russian). Savvin, AA 2005, Yakut Food Before the Development of Agriculture (Historical and Ethnographic Monograph), Yakutsk, 376 p., (in Russian).
Seroshevsky, VL 1993, Yakuts. Ethnographic Research Experience, Moscow, 736 p., (in Russian).
Редактор: Смирнова Светлана Леонидовна Переводчик: Ездина София Александровна