Научная статья на тему 'Быть педагогом, а не принадлежать к педагогической профессии'

Быть педагогом, а не принадлежать к педагогической профессии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5216
336
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛА / УЧИТЕЛЬ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВУЗА / УЧЕНИК / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИКА / ВУЗ / КУЛЬТУРА / SCHOOL / TEACHER / UNIVERSITY TEACHER / PUPIL / PEDAGOGICAL EDUCATION / PEDAGOGUE / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION / CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нигматов З. Г.

В статье обосновывается необходимость нового подхода к пониманию «образа» современного учителя и к его миссии в обществе. В новой парадигме педагогического образования учитель провозглашается автором как «создатель» человека во всей полноте его свойств. Он не просто «передает» знания, а, используя воспитательный потенциал учебных дисциплин, создает учебно-воспитательную (образовательную) среду, чтобы ученик мог развиваться и нравственно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents a new approach to the understanding of a teacher`s image and his mission in society. In the new pedagogical paradigm, within the frames of the article, a teacher is considered to be some kind of a ``creator`` of a person with all his qualities. He does not only impart knowledge, but using educational potential of the courses delivered, creates a special educational environment in which a pupil can grow morally.

Текст научной работы на тему «Быть педагогом, а не принадлежать к педагогической профессии»

БЫТЬ ПЕДАГОГОМ, А НЕ ПРИНАДЛЕЖАТЬ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

З.Г.Нигматов

В статье обосновывается необходимость нового подхода к пониманию «образа» современного учителя и к его миссии в обществе. В новой парадигме педагогического образования учитель провозглашается автором как «создатель» человека во всей полноте его свойств. Он не просто «передает» знания, а, используя воспитательный потенциал учебных дисциплин, создает учебно-воспитательную (образовательную) среду, чтобы ученик мог развиваться и нравственно.

Ключевые слова: школа, учитель, преподаватель вуза, ученик, педагогическое образование, педагогика, вуз, культура.

Being a teacher doesn't only mean to belong to the teaching profession.

The article presents a new approach to the understanding of a teachers image and his mission in society. In the new pedagogical paradigm, within the frames of the article, a teacher is considered to be some kind of a "creator" of a person with all his qualities. He does not only impart knowledge, but using educational potential of the courses delivered, creates a special educational environment in which a pupil can grow morally.

Key words: school, teacher, university teacher, pupil, pedagogical education, pedagogue, higher educational institution, culture.

Многие выдающиеся умы человечества не единожды отмечали: если страна хочет иметь морально и духовно здоровое молодое поколение, задумывается о своем будущем, она должна быть внимательнее к педагогам. По этому поводу выдающийся немецкий педагог Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег писал: "Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель".

До недавнего времени учитель считался чуть ли не «первым после Бога», ибо он аккумулировал все знания, науку и мудрость мира. Так было многие века. В настоящее время ситуация несколько изменилась.

Так какой же он - современный Учитель с большой буквы? Какими качествами он должен обладать?

Современный учитель, безусловно, должен быть профессионалом, эрудированной, сильной, успешной, уверенной в себе и в области своего предмета личностью. Дети испытывают уважение именно к таким педагогам. По мнению учеников одной школы, учитель:

- профессионал своего дела; - добрый и умный;

- эрудирован, стильный;

- оптимист, отзывчив;

- справедливый;

- обладает чувством юмора;

- понимает нас, учеников!

Представим себе, что учитель на уроке чересчур эмоционален и строг. У него неопрятный внешний вид и не очень грамотная речь. Он не умеет слушать и слышать точку зрения ученика. Сможет ли такой учитель привить любовь к своему предмету? А если при всех этих отрицательных качествах он великолепно владеет знаниями по своему предмету?

Рассмотрим другой вариант. Представим, что наш учитель очень добрый, терпеливый, любит свою работу и детей. Но он имеет очень посредственные знания по предмету и даже не вникает в современные новации. Что тогда? Будут ли у ученика хорошие знания по его предмету?

Эти два примера говорят о том, что сегодня непозволительно видеть в новой школе учителя, который не получает в вузе хорошую предметную подготовку и не получает столь же хорошую психолого-педагогическую подготовку.

Понятие "современный учитель" не ограничивается какими-либо рамками. Но во все времена учитель для людей - это особенный человек, пример для своих учеников на всю жизнь. Почему же он особенный?

На этот вопрос очень хороший ответ дал древнегреческий философ Платон, который говорил, что если башмачник будет плохим мастером, то государство от этого не очень пострадает, - граждане будут только несколько хуже обуты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей.

Через многие века почти ту же самую мысль высказал Е. А. Энгельгардт, директор Петербургского педагогического института (18111816), позднее директор Царскосельского лицея (1816-1823). На вопрос,

2

почему он считает преподавательскую деятельность самой полезной для общества, Егор Анатольевич ответил: "Потому, что всякая другая деятельность, как бы она ни была усердна, остается деятельностью единичною, между тем как педагог, воспитав и образовав хотя бы только десять юношей, этим удесятерил свою деятельность на пользу обществу. Я полагаю, что нет полезнее и выше призвания педагога, посвятившего себя всецело на образование отличных граждан для своего Отечества".

И в наше время способность людей жить в поликультурном и быстро меняющемся мире в немалой степени зависит от качественного образования, которое в значительной степени определяется профессиональной компетентностью учителя и качеством его педагогической деятельности. Учитель становится публичной фигурой, косвенным образом причастной к изменениям в обществе. Поэтому и много говорят в последнее время о роли учителя. Пик активной непопулярности в обществе профессии педагога миновал. Приходит осознание того, что учитель относится к числу важнейших профессий, «в руках» которого находится ценнейшее сокровище - дети, их разум и души.

Ребёнок начинает познавать мир с первого дня своего рождения. Познает предмет, чтобы узнать: а что это? Узнает, чтобы знать: для чего он, чем полезен? Чем больше вещей малыш узнает и чем глубже их изучит, тем легче будет ему жить в том мире, в который он пришел. Но в этом мире столько вещей, что в их познании одному ему не справиться. Помогают ему в этом сначала родители, затем - специально для этого подготовленные профессионалы - учителя. И какой большой и обширный круг знаний из разных областей наук и богатый социальный опыт взаимодействия ему нужно иметь, чтобы быть в состоянии оказывать постоянную и всестороннюю помощь в адаптации растущего человека к условиям жизни! Разве такой человек не особенный?

Разговор в этом материале как раз пойдет о том, как много обязан знать и уметь педагог и каким компетентным человеком он должен быть. Но главное даже не в этом. Главное в том, что педагогу - бакалавру, магистру педагогики, вузовскому преподавателю - необходимо осознать истину о том, что не объём знаний, усвоенных его учениками, и не овладение ими всевозможной информацией составляют конечный продукт его педагогического труда. Конечный продукт - сам Человек, его более совершенные личностные качества и его способность к гуманистическому социальному взаимодействию.

Мы все живем во времена перемен: меняются общество, законы, уставы, требования к школе, к ученикам и, соответственно, к учителям. Но при этом неизменным у учителя должно оставаться его умение БЫТЬ: быть грамотным и компетентным, быть мобильным в разных ситуациях, быть открытым для различных мнений учащихся и, конечно же, самому быть ЧЕЛОВЕКОМ, а не бюрократической машиной для ребенка, чтобы слышать его не только ушами, но и сердцем. Непременно БЫТЬ, а не казаться!

Неспроста в настоящее время всё чаще и на всех уровнях говорят, что нужна новая школа, способная формировать такого Человека. Но что такое новая школа? Очевидно, это та школа, в которую всем хотелось бы отдать своих детей, которую общество и родители рассматривают не как какое-то здание, а как живой организм, где главными ценностями являются не информационные технологии, какими бы современными они ни были, а Ученик и Учитель.

Этой новой школе нужен не просто учитель-предметник, а учитель-исследователь - новое качество педагога. Потому что для полноценного существования в интенсивно меняющейся конкурентной среде современному человеку все чаще приходится проявлять исследовательское поведение. Проблема активизации исследовательской деятельности становится всё более актуальной и в практике школьного образования. Успешность этого процесса во многом зависит от эффективности педагогической деятельности, осуществить которую может только педагог-мастер, а в полной мере -педагог-профессионал.

Созрела объективная потребность в компетентных педагогических кадрах, способных творчески организовывать образовательный процесс в конкретных социально-экономических условиях, умеющих быстро ориентироваться в информационном поле, самостоятельно совершенствоваться и развиваться. На первый план выступает не формальная принадлежность к педагогической профессии, а профессионально-педагогическая компетентность, то есть соответствие педагога многомерным компетентностным требованиям профессиональной деятельности. Труд учителя, его ум, глубокие теоретические и практические знания в области своего предмета, педагогический талант, интеллект и высокая культура доводят до логического конца всё то, что задумано обществом в сфере формирования интеллектуальной, нравственно и физически здоровой личности человека.

В этой связи, нам думается, важнейшей целью российской модернизации образования стало последовательное обеспечение приоритета интересов личности - гуманизация всей системы образования. И ведущие направления реформы, и принципы государственной политики в области образования связаны с реализацией именно этого приоритета.

В системе образования Российской Федерации появляются новые стандарты, технологии обучения, инновации и на их основе - новые учебные программы и пособия. И современный педагог должен быть готов к восприятию всех этих новшеств, творческому переосмыслению изменений в содержании специального (предметного) образования и применению их в педагогической деятельности, постоянному самосовершенствованию знаний и умений в области педагогики и психологии.

Всё это и многое другое обусловили необходимость внесения существенных изменений в содержание и технологии подготовки школьного учителя. Не зря же сейчас высшее педагогическое образование активно переходит на уровневую систему подготовки: учитель-бакалавр сможет в дальнейшем преподавать в начальной, малокомплектной и основной школе с

I-го по 9-ый классах, учитель со степенью магистра сможет обучать 10-е и

II-е классы. Он может работать также в школах, где в старших классах осуществляется профильное обучение, в которых проектная деятельность старшеклассников под руководством педагогов-магистров станет наиболее эффективной. В то же время, имеющий склонность к педагогике профессиональный экономист, получив педагогическое образование в магистратуре, сможет преподавать экономику в старших классах.

К магистру предъявляются требования досконального знания своего предмета, методических, педагогических и психологических умений и навыков. Современный учитель-магистр должен уметь работать с информационными ресурсами: библиотеками (традиционными и электронными), а также с сетью Интернет. К тому же, он должен иметь высокую методологическую культуру, уметь прогнозировать образовательное будущее своих учеников и на основании этого прогноза проектировать текущий процесс их обучения. Кроме профессиональных качеств, магистр должен быть человеком эрудированным, с большим кругом интересов, знать языки - тогда он будет интересен своим ученикам и, в конечном итоге, успешен сам.

Главный смысл новой парадигмы профессионального педагогического образования состоит в том, чтобы формировать у будущего педагога прочные

научные знания, прежде всего, по своей специальности (математике, биологии, филологии и т.д.). Человек, не умеющий читать и писать, не может научить этому других! Нет сомнения в том, что учитель должен быть всегда в курсе последних событий, происходящих в стране, но, прежде всего, он должен быть в гуще тех событий, которые происходят в области своей профессиональной деятельности. Недостаток знаний всегда вызывает проблемы: во-первых, учащиеся заметят это раньше, чем того хотелось бы учителю, во-вторых, педагог будет чувствовать себя неуверенно, что также негативно повлияет на его авторитет и атмосферу урока, в-третьих, это приводит к снижению уровня усвоения учебного материала.

По жизни очень часто получается так, что выпускники вузов не знают своего предмета на уровне, необходимом в их непосредственной профессиональной деятельности. Некоторые молодые учителя, пусть это будут учителя математики, из-за низкого уровня знаний по математике сами не в состоянии написать на хорошую оценку варианты выпускных школьных экзаменов и ЕГЭ. А ведь эти знания они должны были получить в вузе, у видных ученых в области математики, корифеев этой научной и учебной дисциплины, а не только у преподавателей-методистов. Следовательно, перед вузами стоит задача осуществлять математическую подготовку будущих учителей на более высоком научном уровне.

Для этого учителя должны основательно освоить теоретико-методологические знания по своему предмету, научные методы и уметь их применять к анализу ситуации в классе и в школе. Это позволит достичь важнейшей компетенции учителя - компетенции «рефлексивного практика», то есть практика, способного к проведению научного исследования, встроенного в собственную профессиональную деятельность, воспринимающего исследовательские проекты как часть своей педагогической карьеры. Учитель-исследователь сам должен овладевать методами научного исследования и взаимодействия с другими исследователями и учениками. Он может научить ученика: оценивать ситуацию и обосновать актуальность проблемы; составлять прогноз; самостоятельно мыслить; выдавать оригинальные идеи; иметь глубокие знания, развитый кругозор и уметь им пользоваться.

Стремительность движения нашего времени все больше требует от учителей-исследователей четкой ориентировки во всех главных направлениях научного развития преподаваемого ими предмета. Без этого учитель может оказаться вне потока современной научной жизни. Раньше можно было управлять кораблём обучения без компаса, когда были видны

6

прибрежные ориентиры науки и её практического применения. В настоящее время, когда наука становится безбрежным океаном, от школьного учителя требуется четкое обоснование теоретического направления организации и ведения учебно-воспитательного процесса, а это немыслимо без основательного изучения педагогом методологии науки, теории своего предмета и теории процесса его изучения как единой системы научного объяснения.

Все сказанное доказывает необходимость смены целевой установки подготовки школьного учителя: передачу методических рецептов следует сочетать с глубоким научным анализом происходящих в учебной дисциплине фактов и явлений. Например, учителю математики, как никогда раньше, приходится отвечать не только на вопросы ученика со средними умственными способностями, поставленные им на уровне школьной программы, но и на вопросы пытливых, любознательных, очень одаренных учеников, требующих от учителя глубоких знаний и наблюдений вокруг математической науки.

Увлекшись внедрением инноваций, нельзя забывать или игнорировать те образовательные традиции, на основе которых обучались и воспитывались многие поколения российских детей, и благодаря этим традициям достигались замечательные успехи. Так, в нашей отечественной традиции образование всегда понималось как двуединый процесс - обучения и воспитания. Поэтому формированию готовности будущих учителей к решению задач воспитания должно быть уделено в вузе столь же серьёзное внимание, как и обучению. Мы знаем, насколько непроста сейчас морально-нравственная атмосфера в обществе. В условиях кризисов и катаклизмов, которые не раз переживала наша Россия, именно учитель всегда становился главным оплотом и хранителем лучших духовных ценностей. Кризис - это дело рук человеческих. Выйти из кризиса, который сделали люди, можно только через людей. Образование (школьное и вузовское) или по-другому образовывание людей - ключевой фактор развития нравственно здорового общества. Оно же является и ключевым фактором выхода из кризиса. Нельзя забывать о том, что школа — один из немногих социальных институтов, уроки жизни в которой проходят все граждане нашей страны.

Известно, что знание, лишенное нравственной основы, - это меч в руках сумасшедшего. Нравственное воспитание учащихся осуществляется в первую очередь в процессе изучения какого-то предмета. Поэтому, заботясь об обновлении содержания образования, нельзя забывать о великой воспитательной роли всех предметов. Им принадлежит важнейшая роль в

7

формировании системы жизненных ценностей, центральное место в которой занимают патриотизм и гражданская ответственность, духовность и высокая общая культура. Это особенно важно сегодня, когда молодежь испытает на себе агрессивное, разлагающее воздействие низкопробной массовой культуры. Но выполнить высокую миссию Учителя, наставника «разумного, вечного и доброго», сможет лишь тот, кто сам является личностью. А интересной для школьников личностью должен формировать учителя, конечно же, вуз.

В свете сказанного достаточно серьёзной проблемой педагогического процесса подготовки учителя какого-то конкретного предмета является преобразование личности студента в будущего учителя-мастера (учителем-профессионалом он станет в процессе практической деятельности в школе), способного решать достаточно большое многообразие задач, связанных и с обучением, и с воспитанием школьников. Улучшение вузовской подготовки учителя этого предмета требует не только новых, более эффективных способов организации учебно-воспитательного процесса, но, возможно, и пересмотра структуры и содержания специальной (предметной) подготовки студентов, с целью выявления в них мировоззренческого и воспитательного потенциалов. Ведь подлинный учитель - это и воспитатель. В отличие от преподавателя (от слова «преподавать»), учитель (от слова «учить») учит учащихся не только своему предмету, но и учит жить.

Для того чтобы быть успешным в педагогической деятельности, учителя должны обладать не только глубоким знанием предмета, но и самым точным пониманием людей, их психики и поведения. Следовательно, современный педагог - это и тонкий психолог. Педагог обязательно должен владеть детской психологией, понимать психологическое состояние ребенка и вовремя прийти на помощь в трудную минуту.

Каждый педагог должен быть и психологом, каждый психолог - и педагогом В творческой практической деятельности учителя залогом успеха является процесс сотворчества. Педагог выступает для детей в роли соратника, наставника, друга. Сотворчество исключает высокомерный взгляд на ребенка с позиции взрослого опыта. И чтобы чему-то научить детей и воспитать из них настоящих людей, необходимо ориентироваться и на их требования к нам, педагогам, а не только ориентировать их на наши требования.

В настоящее время, когда человек оказался в стремительном потоке информации и компьютерных технологий, от педагога, адаптирующего

8

растущего человека к этим условиям, требуется очень много. Он должен все знать и все понимать, быть лучше и совершеннее любого обычного человека. Идеально хороший учитель должен как бы подняться над человеческой массой, демонстрируя свой ум, разностороннее развитие и яркий талант!

Таким образом, получается, что по-настоящему бесценен учитель, компетентный во многих областях науки и техники, педагогики и психологии, способный сочетать в себе гуманность и требовательность, имеющий пылкий и любознательный ум исследователя, высокую культуру, и, конечно же, любовь к своему предмету и мастерское овладение его тонкостями. Сочетание таких качеств помогает учителю выполнять свою основную миссию: формировать интеллектуальный и духовный мир человека третьего тысячелетия.

Вот как представляет это психолог Владимир Леви.

клоун оценщик | инструктор эксперт

дрессировщик

Рис. 1 Схема ролей учителя, предложенная психологом Владимиром Леви

И последнее. На наш взгляд, крайне необходимо отбирать для школы учителей, в вузы на педагогические специальности - абитуриентов так же строго и пристрастно, как это делается при зачислении в консерваторию или в космонавты. По нашему глубокому убеждению, право называться учителем должны получать только особые личности. По-особому должен оцениваться и их тяжелый педагогический труд. На сегодняшний день статус педагога, его материальное положение, уровень социальной защиты, к сожалению, не соответствуют важности решаемых им задач. А так хочется, чтобы в наших школах всегда жило счастье познания, радость общения на многих языках, включая иностранные, атмосфера любви и творчества, единства учения и преподавания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.