ВЕСТНИК ТГГПУ. 2009. №2-3(17-18)
УДК 37.01.(075)
ВЫСШЕЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
© З.Г.Нигматов
В статье обосновывается необходимость нового подхода к пониманию "образа" учителя и к его миссии в обществе. В новой парадигме педагогического образования учитель провозглашается автором как "создатель" человека во всей полноте его свойств. С других позиций рассматривается и вузовский преподаватель, учитель учителей, формирующий личность будущего педагога. Он не просто "передает" знания, а, используя воспитательный потенциал учебных дисциплин, создает образовательную (учебно-воспитательную) среду, чтобы студент мог саморазвиваться, самореализоваться не только профессионально, но и нравственно.
Ключевые слова: вуз, педагогическое образование, воспитание, система качества, педагог, учитель, студент, гуманизм, культура, управление, самоуправление
Начало каждого нового учебного года побуждает нас, вузовских педагогов - учителей учителей, к поиску свежих идей и оригинальных решений по их реализации. Нынешний учебный год станет новым этапом проверки нашей социально-профессиональной состоятельности. Дело отнюдь не в традиционном обновлении учебных планов и программ. Главное - в пересмотре смысла высшего педагогического образования, его предназначения. Следовательно, генеральной установкой для нас является личностный потенциал будущего учителя - гражданина, патриота своего Отечества, лидера оздоровления страны. Думаю, что сегодня ни у одного из моих коллег нет сомнений в том, что из всего многообразия окружающих нас учебных заведений, миссия педагогического вуза носит совершенно особый характер. Его выпускники формируют будущее страны, поскольку государство доверяет им самое дорогое - своих детей.
Что объединяет молодежь? Конечно, возраст, общие интересы, время, в которое она живет. И все-таки, мне кажется, что студенческая молодежь в общей своей массе отличается от молодежи как таковой. Отличается не только своей активностью и сознательностью, а прежде всего стремлением как можно больше и сильнее развить свой интеллектуальный потенциал. В этой связи мне, как заведующему кафедрой педагогики гуманитарно-педагогического университета и как педагогу, хочется поделиться с проблемами, которые беспокоят меня и всех моих вузовских коллег.
Первая проблема: взгляды на миссию образования. Почему-то догмой является положения о том, что экономика первична, а образование вторично. Отсюда тезис: "поднимем экономику -возьмемся за образование". В связи с этим нам (и педагогам, и студентам) общими усилиями необходимо выработать новый взгляд на образование
и его миссию в обществе. Если традиционная парадигма рассматривает образование как отрасль, которая только потребляет созданные материальные ценности, то в новой парадигме образование провозглашается сферой производства высшей ценности - человека во всей полноте его свойств.
Излишне говорить о том, что в современном мире одной из сложнейших профессий становится профессия педагога. Она и раньше была нелегкой, но сегодня, когда человек оказался в стремительном потоке информации и компьютерных технологий, от педагога, адаптирующего растущего человека к этим условиям, требуется очень много. В идеале хороший учитель должен все знать и все понимать, быть лучше и совершеннее любого обычного человека. В связи с этим необходим новый подход к пониманию "образа" учителя, отвечающего современным общественным ожиданиям, которые следует связывать с новым взглядом на образование и его миссию в обществе, во многом противоположным сложившимся раннее представлениям.
Главный смысл новой парадигмы высшего педагогического образования состоит в том, чтобы сознательно формировать у будущего учителя новые духовные ценности и потребности, а не просто адаптировать его к потребностям рынка. Потому что человечество подошло к такому моменту своего развития, когда оно не успевает адаптироваться к происходящему. Дело не только в количестве знаний, которыми владеет человек. Давно известно, что знание без воспитания, т.е. знание, лишенное нравственной основы, -меч в руках сумасшедшего. Поэтому главная задача вузовского обучения состоит в том, чтобы создать условия и воспитывающую среду для студента, помочь ему самоопределиться, самореализоваться, саморазвиваться не только профессионально, но и нравственно.
Вторая проблема - организация воспитательного процесса в вузе. Среди слабых мест некомпетентного отношения к формам развития воспитательной функции в вузах нужно назвать отсутствие целенаправленности в активном использовании воспитательного потенциала учебного процесса. Думается, что здесь основное внимание должно быть направлено на углубление воспитательного потенциала преподаваемых дисциплин, чему способствует проведение на кафедральном уровне специальных научнометодических семинаров. Призывы к обсуждению данного вопроса уже звучали на страницах научных публикаций, в выступлениях участников всероссийских конференций и совещаний предыдущих лет, которые подтвердили наличие интересного опыта в практике работы вузов. Сегодня настало время поделиться этим опытом, обобщить его и понять перспективы дальнейшей работы в этом направлении. Есть и активные оппоненты, утверждающие, что обращение к проблеме воспитания через учебный процесс - давно пройденный в истории педагогики этап. Мы с этим в корне не согласны, т.к. убеждены, что ресурсы совершенствования личности специалиста и его профессиональной культуры, присущие самому учебно-воспитательному процессу в вузе, неисчерпаемы, а механизмы его выявления еще глубоко не изучены.
Общеизвестно, чтобы научить других - надо знать самому, чтобы заинтересовать других - надо быть интересной личностью самому, чтобы увлечь других - надо быть увлеченным самому и т.д. Для этого недостаточно знать только свой предмет, поэтому я хочу остановиться в этой статье не на уровне знаний учителя в области преподаваемого им предмета, а более выпукло актуализировать его кругозор, общую эрудицию, разностороннюю культурологическую осведомленность. Это не преподается специально на учебных занятиях, но этот общий уровень развития, культура учителя воздействуют на ученика чрезвычайно сильно. Искусство должно занять свое законное место в вузовском воспитании -аудиторном и внеаудиторном.
Последние годы студенты Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета все чаще заставляют о себе говорить в связи с очевидными достижениями в различных направлениях студенческой жизни, победами в конкурсах, соревнованиях и фестивалях. Более десяти лет подряд наш вуз завоевывает Гран-При или первое место на межвузовских фестивалях "Студенческая весна". Слава наших спортивных воспитателей и их подопечных уже давно гремит и в России, и за рубежом. Акробатика, гимнасти-
ка, плавание, фехтование, лыжный спорт, тяжелая атлетика и легкая атлетика... На соревнованиях республиканского, российского и даже международного уровня в этих видах спорта высшие места на пьедестале традиционно венчают выступления наших спортсменов. Цвет отечественного спорта, олимпийские чемпионы Наиля Гилязова, Валентина Никонова, Ольга Князева, Денис Капустин, Наталья Садовая, Елена Мигу-нова учились в нашем вузе. И это закономерно, поскольку нашей целью является воспитание разносторонне образованного, эстетически и физически подготовленного педагога. Наш долг предоставить будущим учителям максимум возможностей для получения знаний, открыть перед ними дверь в любую кладовую человеческой культуры.
Учитель, выходящий из стен педагогического вуза, представляется нам неким универсальным "солдатом" системы образования. Он корифей в своей специальности, он может излагать свой предмет на 2-3 языках. Мы готовим педагогов, владеющих свободно государственными языками Республики Татарстан - татарским и русским,
- а также как минимум одним иностранным языком - английским. Такие факультеты, как факультеты татарской филологии, русской филологии, математический, естественно-географический славятся не только научным потенциалом и учебно-методическими лабораториями, но и тем, что здесь предметы преподаются на русском, татарском и английском языках.
Третья проблема - качество управления процессом подготовки учителя. В повышении качества высшего педагогического образования важная роль отводится управлению вузом, которое предполагает целенаправленное воздействие на все основные виды деятельности вуза - законодательную, организационную, образовательную, научную, международную, инновационно-методическую; переход от управления функционированием вуза к управлению качеством образовательного, т.е. всего учебно-воспитательного процесса. Важной в этой связи является задача обеспечения адекватных условий, способствующих достижению современного качества педагогического образования. Ее решение предполагает изменение структуры внутривузовского управления, а именно создание вузовской службы мониторинга качества, создание службы сопровождения, которая обеспечивает возможности для выбора и построения студентом и преподавателем профиля своей карьеры; презентации студентами и преподавателями своих достижений; развитие образовательной, информационной, научной и культурно-просветительской среды университе-
та; создание общественных структур управления, обеспечивающих максимальное включение каждого сотрудника вуза в управление качеством, что способствует "принятию" каждым этой идеи. Опыт свидетельствует, что наиболее эффективно эти структуры объединяются Советом развития и Программой развития вуза. Хорошие результаты аттестации нашего вуза 2008 года подтвердили эффективность деятельности этих структур.
Придавая большое значение проблеме качественной организации учебно-воспитательной работы со студентами в педвузе, мы не забываем о том, что ее построение должно носить системный характер и включать совокупность взаимопроникающих педсистем воспитания и развития личности будущего учителя: воспитания в учебном процессе; воспитания во внеаудиторное время; воспитания во внешней социальной деятельности. Кроме того, планируя осуществление воспитательной работы, необходимо думать об углублении ее гуманистической направленности, что соответствует главному принципу современной концепции воспитания учащейся молодежи. Следуя данному принципу, большое внимание должно быть уделено созданию благоприятных межличностных отношений, осуществление прав студентов как активных участников образовательного процесса и т.п. Следование стратегии гуманизма требует также большого внимания к изучению индивидуальных особенностей студентов, их запросов, потребностей и интересов как основы планирования таких воспитательных программ, которые отвечают их личностным склонностям. Гуманное отношение к студентам выражается и в организации психологической службы в вузе, помогающей им в преодолении возникающих порой личных проблем. Этот аспект внеучебной деятельности в вузе может быть возложен на кафедры психологии, члены которых могут профессионально подойти и к личностной диагностике, и к оказанию психологической помощи студентам. В целом это должно вылиться в подготовку программы психологического мониторинга.
Не следует ослаблять внимания и к работе института кураторства. Она не должна быть односторонней и сводиться лишь к контролю за учебной деятельностью, но выполнять функцию "родительского" отношения к студентам, особенно иногородним. Работа кураторов на высоком уровне, безусловно, должна поощряться. Здесь нельзя не сказать о необходимости повышения их воспитательного мастерства. Многие из них, особенно молодые, нуждаются в определенной подготовке к этой работе в "Школе кураторов".
Есть еще моменты в воспитательной деятельности, которые порой недооцениваются. Первое - это воспитание профессиональной культуры педагога. Учеба в вузе, сводимая лишь к получению знаний по отдельным циклам предметов, не приводит автоматически к профессионализму. При этом мы забываем о том, что труд учителя - его ум, знания, педагогический талант, интеллект и, конечно же, культура доводят до логического конца все то, что задумано обществом в сфере воспитания интеллектуальной личности человека, способного, здорового, культурного, адаптивного к новым условиям жизни. Отсюда и главная проблема: подготовка педагога, соответствующего не просто, как принято говорить, современным требованиям, а удовлетворяющего потребности различных типов школ -малокомплектных, с углубленным изучением отдельных предметов, профессионально направленным школам, профильным гимназиям, лицеям и т.д. Совершенно очевидно, что сам характер подготовки педагога должен быть принципиально изменен как с точки зрения социальной, так и с точки зрения культурологической.
Сегодня ориентированность педвуза в основном на овладение дисциплинами профессионального цикла отдалила его от изначальной цели высшего образования - от развития интеллигентной, высококультурной и гармоничной личности. Культурологический аспект подготовки будущего учителя предполагает такой разворот всей системы обучения в педвузе, чтобы на студента смотрели не только как на будущего специалиста, но и как на будущего просвещенного, развитого, благородного человека. Для этого надо, чтобы профессиональная ориентированность студента в педагогическом вузе не была бы исключительной целью образования, а вписывались в более широкую, многостороннюю систему формирования интеллигентного человека в целом.
Для педвуза комплекс такой подготовки может быть представлен следующим образом:
- культура управления педагогическим учебным заведением и учебно-воспитательным процессом, культура духовной атмосферы учебного заведения, гуманитарная культура, гуманизация преподаваемых предметов;
- культура личности преподавателя и его педагогического труда, культура личности студента как будущего учителя, культура базовой школы педвуза и ее отражение в содержании учебного процесса, культура материально-технической оснащения учебно-воспитательного процесса.
Коллектив Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета разра-
батывает и постепенно внедряет такую концепцию педвуза, которая была бы не просто центром передачи научно-профессиональной информации, а, прежде всего, центром получения новых профессиональных, психолого-педагогических и культурологических знаний.
Второе - это возрождение студенческих отрядов, трудовых отрядов, деятельность которых связана с социально полезной деятельностью. В русле профиля вуза - это чаще всего вступление студентов в отряды для работы с детьми в условиях лагерной жизни, в детских домах, подростковых клубах. Уже более пятнадцати лет на базе нашего университета действует Казанское отделение Российского общества Януша Корчака. Молодежь привлекает в общество Я. Корчака, прежде всего, личность самого Корчака - выдающегося польского педагога-гуманиста, писателя, директора детского дома в Варшаве, который погиб вместе со своими двумястами воспитанниками в газовой камере лагеря массового уничтожения Треблинка. Исходя из многогранной деятельности Корчака, Общество стремится использовать уникальный шанс комплексного решения проблем детства. Обращаясь к наследию Корчака, студенты пытаются ответить на актуальные вопросы нашего времени: как воспитать независимую, свободную личность гражда-нина-патриота, как перейти от тоталитарной к демократической школе, как найти свою национальную идентичность. Наряду с исследовательской и просветительской работой студенты Общества Корчака занимаются практической педагогической деятельностью в детских домах. Они ведут активную работу в Казанском детском доме в Дербышках и Лаишевском детском доме. Студенты не только оказывают посильную материальную помощь, но и проводят праздники для детей, разнообразят их досуг познавательными играми. Каждый студент имеет в детском доме маленького друга, с которым общается чаще всего, который делится с ним своими радостями и проблемами. Приобщение студентов к общественно-педагогической деятельности в детских домах, в летних лагерях отдыха детей, в подростковых клубах является важнейшим фактором не только их профессионального становления, но и духовного развития.
Третье, чему следует учиться, осваивая новые модели воспитания в вузе, - это умению оценивать реальные достижения в этой области. Речь должна идти о новой идеологии оценки качества воспитательной работы, связанной с критериями не только количественного, но и качест-
венного порядка. Главный результат воспитания
- это духовные изменения в личности и освоение ценностей достойного образа жизни.
Условием позитивного развития воспитательной системы в вузе следует считать всемерную поддержку студенческой инициативы в организации воспитательных дел. Студенческое самоуправление следует развивать шире, потому что привлечение студентов к социально активной деятельности способствует как развитию у них организаторских способностей, так и лидерских качеств личности учителя. Поощряя самостоятельность и общественную инициативу студентов, мы тем самым способствуем усилению воспитательной работы в целом, что является важным показателем работы вуза по личностнопрофессиональному развитию выпускников.
Такая организация учебно-воспитательного процесса создает благоприятные условия для учета индивидуальных возможностей, интеллектуального потенциала как преподавателей, так и студентов. Хотя у каждого преподавателя есть только ему присущий почерк, но все же преподавателей, например, нашего университета, пользующихся высоким авторитетом у студентов, отличает от других общее гуманное отношение к личности студента, глубокое и ускоренное обучение, дающее ему свободное время, необходимое для культурного и интеллектуального развития. Сложнейшие разделы учебных программ они проходят значительно быстрее (не снижая при этом, а наоборот, повышая уровень знаний студентов), чтобы сэкономить время на гармоничное воспитание средствами содержательного общения (лекции-диалоги, лекции-диспуты). Если каждый студент становится в учебном процессе и учителем, и ассистентом, и консультантом, и методистом, и исполнителем, и организатором, то у преподавателя-мастера освобождается время для индивидуальной работы с каждым студентом и для творчества. Только путем гуманизации всех отношений в системе педагогического образования, и, в первую очередь, по линии "преподаватель - студент", можно достичь больших успехов в деле обучения и воспитания высококультурных учителей. Идея взаимодействия и сотрудничества обучающих и обучаемых должна играть при этом ведущую роль.
Еще в XIX веке Достоевский писал: "В усиленном, скорейшем развитии образования - вся наша будущность, вся наша самостоятельность, вся сила, весь единственный, сознательный путь вперед, и, что важнее всего, путь мирный, путь согласия". По-моему, добавить к этому нечего...
THE MISSION OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY
Z.G.Nigmatov
The article presents a new approach to the understanding of a teacher's image and his mission in society.
In the new pedagogical paradigm, within the frames of which the article is written, a teacher is considered to be "the creator" of a person with all his qualities. The new approach implies that a university teacher is to be defined as a "teacher of teachers" who forms the personality of a future pedagogue. He does not only impart knowledge, but using educational potential of the courses delivered, creates a special educational environment in which a student can grow and develop not only professionally but morally. The author of the article suggests intensifying the humanistic and cultural trend in the system of pedagogical education, stimulating students' self-management, "pedagogical detachment" and initiative. The author advocates the point that of all the variety of different universities, pedagogical university possesses the highest mission as the state trusts it the most important value - its young generation.
Key words: higher educational institution, pedagogical education, education, management system, pedagogue, teacher, student, humanism, culture, management, self management
Нигматов Зямиль Газизович - доктор педагогических наук, Заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой педагогики Института педагогики и психологии Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета
E-mail: [email protected]