Научная статья на тему 'К проблеме подготовки студентов педагогических вузов к работе с семьей в будущей профессиональной деятельности'

К проблеме подготовки студентов педагогических вузов к работе с семьей в будущей профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СЕМЬЯ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буданцова Антонина Аркадьевна

Данная статья посвящена актуальной задаче подготовки будущих учителей к работе с семьей в условиях единого воспитательного пространства ученика. Ее решение обеспечивается разработкой научно-методических основ данного процесса в системе профессионально-педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Буданцова Антонина Аркадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К проблеме подготовки студентов педагогических вузов к работе с семьей в будущей профессиональной деятельности»

УДК 378.016:37.018.26

К ПРОБЛЕМЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

К РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ В БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

TRAINING OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL INSTITUTES OF HIGHER EDUCATION FOR DEALING WITH FAMILY ISSUES IN THEIR FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITY

А. А. Буданцова А. A. Budantsova

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. Данная статья посвящена актуальной задаче подготовки будущих учителей к работе с семьей в условиях единого воспитательного пространства ученика. Ее решение обеспечивается разработкой научно-методических основ данного процесса в системе профессиональнопедагогического образования.

Abstract. The article is dedicated to the urgent objective of future teachers’ training for dealing with family issues in the context of the integrated educational field of the pupil. The solution is provided by the development of scientific and methodological basics of the given process in the system of professional and pedagogical education.

Ключевые слова: студенты педагогических вузов, профессиональная подготовка, семья, семейное воспитание.

Keywords: students of pedagogical institutes of higher education, professional training, family, family upbringing.

Актуальность исследуемой проблемы. В условиях реформирования системы общего и профессионального образования важное значение приобретает критический анализ состояния подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности в новых условиях. Предметом исследования в психолого-педагогической и методической литературе являются различные аспекты профессиональной подготовки студентов высшей школы (С. И. Архангельский, С. Я. Батышев, В. И. Загвязинский, А. Я. Найн, A. M. Новиков, Ю. Н. Петров, Г. М. Романцев, И. П. Смирнов, Е. В. Ткаченко, В. А. Федоров и др.), закономерности и принципы профессионального становления личности (К. А. Абульха-нова-Славская, Б. Г. Ананьев, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, С. М. Маркова, Н. С. Пряжников и др.), обоснование и выбор педагогических технологий обучения (В. П. Беспалько, К. Я. Вазина, В. В. Давыдов, М. В. Кларин, М. И. Махмутов, Д. В. Чернилевский, Н. Е. Щуркова и др.), технологии профессионального образования (К. Я. Вазина, М. М. Левина, С. Г. Селевко и др.). Анализ основных тенденций развития общепедагоги-

ческой подготовки, вскрытие негативных явлений, выявление объективных и субъективных факторов и причин, обусловивших определенное отставание этой подготовки, ее несоответствие требованиям, предъявляемым к школе, учителю на современном этапе развития общества, позволят нам определить пути и средства совершенствования подготовки студентов педагогических вузов.

Важной частью профессиональной подготовки будущего учителя является организация работы с родителями учащихся.

В педагогической науке проблема воспитания детей в единстве школы и семьи исследуется в широком спектре: на традициях народного воспитания (Г. Н. Волков, Л. В. Кузнецова, Э. И. Сокольникова), на основе социального партнерства в микросоциуме школы (В. М. Брюхова, С. Г. Игнатьева, Н. А. Кузнецова), в неполной семье (О. И. Донина, Я. Г. Николаева). Однако в ситуации достаточно значимых изменений, происходящих в семьях учащихся, обусловленных новыми социально-экономическими условиями, проблема воспитания детей должна получить серьезное подкрепление в системе профессиональной подготовки будущих педагогов к такой работе [1].

Материал и методика исследований. Был проведен сравнительно-сопоставительный анализ научных изысканий ученых - педагогов и психологов - и реальной практики профессиональной деятельности учителя, связанной с обеспечением единого воспитательного пространства ребенка - «семья - школа». В рамках исследования доминантой также является аналитико-синтетический метод, позволяющий в обобщенном виде обосновать организационно-педагогические условия оптимизации процесса подготовки студентов педагогических вузов к работе с семьей в будущей профессиональной деятельности.

Результаты исследований и их обсуждение. В настоящее время перед вузами стоит задача критического переосмысления накопленного опыта, полного анализа практики преподавания педагогических дисциплин, определения, что из того, что накоплено, проверено многолетней практикой, сохраняет свое значение, а что должно быть изменено или обновлено под влиянием новых тенденций и процессов. Это будет способствовать развитию всей системы профессионально-педагогического образования, нацеленной на подготовку современного учителя, способного отвечать потребностям школьной образовательной практики [2].

Необходимость содержательной модернизации системы школьного образования обусловлена следующими факторами: глобальными изменениями социально-

экономической ситуации в стране; диверсификацией системы школьного образования; изменениями задач школы и роли учителя (ориентацией на социализацию школьников); возрастанием рисков образовательной среды и ухудшением здоровья школьников; информатизацией общества, меняющей положение учителя, когда он перестает быть единственным источником информации для школьника, а неуправляемые информационные потоки оказывают негативное влияние на психику и сознание детей; изменениями в социализации учащихся, происходящей внутри школы и вне ее; возрастанием требований родителей и общественности к школьному образованию.

Следовательно, формируется принципиально новый заказ общества и государства к качеству подготовки будущих учителей, оформляется востребованность в адресной пси-холого-педагогической подготовке учителя для новой школы. Таким образом, возникает острая необходимость в новых подходах к психолого-педагогической подготовке будущего педагога.

Новые требования, обусловленные социальным заказом школе - подготовка к жизни и профессиональному выбору, предъявляются и к учителю:

- владение современными технологиями развивающего образования, определяющими новые параметры школы XXI в.;

- приоритет антропоцентрического подхода к процессу обучения и воспитания детей и молодежи, ориентированного на развитие креативной личности;

- способность «видеть» многообразие учащихся, учитывать в учебно-воспитательном процессе возрастные, индивидуальные и личностные особенности детей (одаренных, девиантных и делинквентных, с ограниченными возможностями здоровья, с задержками в развитии и др.) и реагировать на их потребности;

- способность улучшать среду обучения, проектировать психологически комфортную образовательную среду;

- умение применять здоровьесберегающие технологии;

- способность сопровождать профессиональную карьеру молодого человека.

Практика показывает, что многие учителя не готовы к работе в условиях достаточно ощутимых культурно-исторических изменений, коснувшихся школьной среды, соответственно, каждого ученика. В этой связи можно констатировать низкий уровень психо-лого-педагогической подготовки современного учителя [3]. Он выражается в том, что учитель не умеет: организовать урок в деятельностной парадигме; организовать работу в группах; работать с различными категориями детей; работать с другими участниками образовательного процесса (учитель, директор, психолог, руководитель) и т. д.

Необходимо отметить, что сегодня учителю недостаточно знать лишь основы психологии, включая детскую, ему необходимо знание психофизиологии и физиологии (детской), типологии детских проблем (детства в целом), владение общей психологической культурой общения, здоровьесберегающими технологиями и т. д.

Исходя из требований к учителю, чья деятельность напрямую связана с учеником и его семьей, критериями подготовленности к такой работе являются:

- мотивационный (интерес студента к будущей профессиональной деятельности; умение видеть необходимость и педагогическую целесообразность работы с семьей; наличие развитого педагогического интереса к работе с семьей; стремление обогащать собственные знания новыми знаниями в области организации работы с семьей; проявление интереса к существующему педагогическому опыту, практической деятельности учителей в области организации работы с семьей; эмоционально-позитивное отношение к будущей профессиональной деятельности с семьей; интерес, потребность собирать и исследовать теоретический и практический материал по работе с семьей; стремление создавать специально организованные педагогические условия для осуществления работы с семьей во время педагогической практики);

- когнитивный (знание психологии, психофизиологии, физиологии детей, типологии детских проблем);

- деятельностно-практический (способность «видеть» многообразие учащихся, учитывать возрастные, индивидуальные и личностные особенности детей, реагировать на их потребности; способность улучшать среду обучения, проектировать образовательную среду; владение технологиями работы с семьей и умение импровизировать, используя этот материал в своей деятельности).

Таким образом, психолого-педагогическое образование выступает в качестве научно-методической и практической базы для подготовки учителя, способного работать с проблемами детей и детством в целом, используя деятельностные технологии организации общения и совместной работы взрослого и детей, самих детей. Следовательно, будущий учитель должен четко представлять необходимость создания условия для взаимных отношений между педагогом и родителями, между родителями и детьми. Именно потому сейчас так актуальна идея педагогики сотрудничества учителей, родителей и учащихся.

В достижении этой цели роль учителя невозможно переоценить. Не возникает сомнения, что современный учитель должен быть внутренне свободным, сориентирован на ребенка как на высшую ценность, на теплые и доверительные отношения с родителями.

Общеизвестно, что сегодня как одну из главных педагогических задач надо рассматривать создание в обществе единого морального влияния на подрастающее поколение. Решение ее в значительной степени обеспечивается школой, а именно: активной организующей деятельностью педагогического коллектива, подготовленностью каждого учителя к ее осуществлению в работе с конкретным детским коллективом, с семьями и родителями. Анализ опыта работы школ, всевозрастающее внимание к вопросам семейного воспитания свидетельствуют о необходимости совершенствования подготовки учителя к работе с родителями.

Именно учитель выступает главным действующим лицом в педагогическом руководстве семейным воспитанием. Ежедневно ему приходится сталкиваться с различными сложными ситуациями, правильное решение которых в значительной степени зависит от его эрудиции, арсенала педагогических приемов, умения применить их в практической деятельности.

Разнообразная работа учителя с семьей ученика требует от него определенных навыков и умений, составляющих организационно-педагогический комплекс:

- использовать полученные в педагогическом учебном заведении знания при практической работе с родителями;

- видеть перспективу развития каждого ребенка и помочь семье наметить пути ее осуществления;

- установить добрые взаимоотношения с семьей ученика, уметь поддерживать деловые контакты с родителями, учитывая их возраст и индивидуальные различия;

- с учетом конкретных условий жизни каждой семьи помочь родителям выбрать правильные пути и средства для достижения поставленной цели;

- спланировать работу с родителями учащихся, составить план поклассного педагогического всеобуча на основе изучения уровня воспитанности учеников своего класса;

- видеть в родителях своих помощников, уметь мобилизовать их на помощь учителю в школе;

- поддерживать авторитет родителей в семье, оказывать ей помощь в духовном обогащении и укреплении ее нравственных основ, в эффективном влиянии родителей на детей;

- подготовить и провести родительское собрание.

Успех в работе учителя с семьей ученика будет тогда, когда отношения с родителями будут строиться на высоком уважении интересов семьи, родительского авторитета, на всемерном содействии семье в ее духовном обогащении и тем самым в ее культурном и моральном влиянии на детей.

Рассматривая руководство семейным воспитанием как сложный педагогический процесс, мы имеем в виду не только внешние связи семьи и школы, направленные на воспитание ребенка, но и внутренние, заключающиеся в подлинно диалектическом разрешении противоречий между поведением и установками школьника, что активизирует всестороннее и гармоничное развитие его личности. Эта работа предполагает психологическую установку учителя (осознание необходимости организации педагогического руководства семейным воспитанием); качественное руководство воспитанием детей; создание целенаправленной системы перспектив, планирования работы с родителями, побуждение учителя к творческому поиску, критическому анализу своей работы с родителями, изучению лучшего опыта семейного воспитания, участию в обмене опытом по педагогическому руководству воспитанием школьников в семье.

В процессе изучения педагогического опыта учителя, стиля его работы с родителями целесообразно выяснить, как учитель работает над повышением своего педагогического мастерства, как он относится к ребенку (чутко, внимательно, уважительно, доброжелательно, справедливо, требовательно или равнодушно, недоброжелательно, несправедливо, резко, неуважительно). При этом важно обращать внимание на то, как осуществляется педагогика сотрудничества учителя и учащихся (взаимоуважение, взаимопонимание, взаимодоверие, взаимная деятельность, сотворчество, взаимосострадание, взаимные симпатии, любовь учителя к ребенку и любовь ребенка к учителю), как налажено сотрудничество учителя и родителей в процессе совместной деятельности по воспитанию детей. Знание учителем жилищно-бытовых и воспитательных условий семьи, общеобразовательного и культурного уровня родителей, уровня их педагогических знаний является базой и создает возможности для воспитания ребенка в семье.

Системность и систематичность работы с родителями предполагают использование активных форм и методов работы, ориентированных на программно-целевое взаимодействие. Здесь важна работа с родительским активом, вырабатывающим общие требования к организации совместной деятельности, привлечение родителей к воспитательной работе с детьми из других семей.

Известно, что подготовка учителя к педагогическому руководству семейным воспитанием осуществляется через педагогические советы, совещания учителей, индивидуальную работу администрации с учителем. При всей значимости и проверенности временем этих форм работы следует искать новые с активным привлечением родителей учащихся, в частности, в системе Управляющего совета школы (педагогический и родительский консилиумы, психолого-педагогические консультации и др.). При этом особое внимание должно быть уделено самообразованию будущего учителя, совершенствованию его педагогического мастерства.

Нам представляется целесообразным обсуждение вопросов о педагогическом такте учителя в работе с семьей, о формах и методах руководства семьей в современных условиях, о повышении эффективности совместной деятельности школы и семьи в воспитании учащихся. Необходимо обсуждение и таких вопросов, как: изучение социальнобытовых и воспитательных условий семьи; планирование работы с родителями; совершенствование форм и методов классного родительского собрания; повышение эффективности индивидуальных форм работы учителя с родителями, с неблагополучной семьей; повышение эффективности педагогического просвещения родителей; использование лучшего педагогического опыта семьи как одно из важных условий повышения эффек-

тивности семейного воспитания; педагогика сотрудничества учителя и родителей, ее непреходящая ценность в воспитании; педагогика сотрудничества родителей и детей как главное условие семейного воспитания.

Повышению научно-теоретического уровня будущего учителя, совершенствованию его педагогической техники и работе с родителями способствуют постоянно действующие семинары по различным вопросам теории и практики воспитания. В ходе обсуждения различных аспектов педагогического руководства воспитанием в семье будущий учитель наряду с теоретическими знаниями должен получать на занятиях установки на применение этих знаний в практике работы с родителями.

Студенты педагогических вузов должны понимать, что успешно руководить семейным воспитанием учитель может, постоянно повышая свой теоретический уровень путем самообразования, совершенствования профессионального мастерства, педагогической техники. Поэтому каждое занятие семинара предусматривает широкий обмен опытом и анализ его с учетом современных требований. Руководителям семинара необходимо также рекомендовать будущим учителям для самообразования педагогическую, психологическую и социологическую литературу; нацеливать слушателей на осмысление важных проблем семейного воспитания, совместной деятельности школы и семьи в формировании личности ребенка; проводить обсуждение книг по проблемам семейного воспитания, обзор периодической печати.

Организация работы будущего учителя по педагогическому руководству семейным воспитанием может быть успешной в том коллективе, где царит высокая нравственная атмосфера, где всех отличает готовность к совместной деятельности, взаимопонимание и взаимоуважение, товарищеская взаимовыручка, психологическая совместимость.

Убедительна в этом отношении мысль, что там, где нет подлинного единства всех педагогов школы, помощи и большой требовательности друг к другу, умения говорить своему коллеге неприятные вещи и не обижаться, если тебе говорят неприятные вещи, там, умения приказать товарищу (а это трудное умение) и подчиняться товарищу (а это еще более трудно), там нет и не может быть педагогического коллектива.

В творческой атмосфере коллектива создаются нравственные, этические, интеллектуальные формы общения между его членами, условия для взаимодействия коллективного и индивидуального творческого труда, направленного на подготовку подрастающего поколения к жизни и трудовой деятельности.

Важное место в подготовке будущих учителей к работе с семьей занимают следующие советы:

- чтобы иметь влияние на родителей, с уважением относитесь к детям; не критикуйте личность ученика перед родителями, анализируйте недостатки, отрицательные явления; умейте влиять на семьи через учеников;

- родители должны видеть заботу не только об их ребенке, но и обо всем ученическом коллективе;

- изучите воспитательные возможности каждой семьи, опирайтесь на положительный опыт семейного воспитания; пусть знания о семье придут к Вам без навязчивых расспросов;

- сделайте так, чтобы родители не опасались доверять Вам любую информацию о своих детях;

- помогите родителям определить нужный стиль взаимоотношений в семье, занять правильную позицию по отношению к школьнику;

- родители нуждаются в квалифицированном совете, товарищеской взаимопомощи, а не в поучениях, упреках и жалобах;

- педагог имеет право на предъявление различных требований к родителям, на принятие мер общественного воздействия, если они не выполняют обязанностей по отношению к своим детям; отдельные советы могут быть сформулированы в обязательные педагогические рекомендации;

- посещая семью, подумайте о возможных последствиях Вашего визита;

- вежливая черствость не лучше назиданий и командований;

- не превращайте родительское собрание в судилище над родителями трудных учеников, не сводите повестку дня к вопросам успеваемости и дисциплины;

- старайтесь сделать так, чтобы воспитанник приносил домой положительные эмоции.

Резюме. Исследование проблемы подготовки студентов педагогических вузов к работе с родителями в условиях значимых изменений, произошедших в семье, соответственно в развитии ребенка, показало следующее: психолого-педагогическое образование выступает в качестве научно-методической и практической базы для подготовки учителя, способного работать с проблемами детей и детством в целом, семьей и родителями учеников, используя деятельностные технологии организации общения и совместной работы взрослого и детей. При этом важнейшим условием является педагогика сотрудничества учителей и родителей.

Подготовка будущего учителя к работе с родителями - достаточно актуальная и сложная задача. Решение ее предполагает обеспечение важного направления - выработку педагогического умения мобилизовать все факторы, формирующие личность и коллектив, на достижение необходимых воспитательных результатов, умения интегрировать все виды воздействий в целенаправленный учебно-воспитательный процесс.

ЛИТЕРАТУРА

1. Николаева, Я. Г. Педагогические условия совершенствования процесса воспитания детей в неполной семье: на материале Чувашской Республики : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Я. Г. Николаева. - Чебоксары, 2003. - 26 с.

2. Педагогическое консультирование : учеб. пособие для вузов по пед. спец. / М. Н. Певзнер и др. ; под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. - М. : Академия, 2006. - 320 с.

3. Фельдштейн, Д. И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития / Д. И. Фельдштейн // Бюллетень ВАК Минобрнауки России. - 2010. - № 4. - С. 20-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.