Научная статья на тему 'Быть ли Федеральному колледжу?'

Быть ли Федеральному колледжу? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ / ВУЗ / КОМПЛЕКСЫ / МОДЕЛЬ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / FEDERAL COLLEGE / HIGH SCHOOL / COMPLEXES / MODEL OF INNOVATIVE EDUCATIONAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тубер Игорь Иосифович

Образовательная инициатива «Наша но-вая школа» всколыхнула педагогическую и не только педагогическую общественность, развернулась бурная дискуссия в том числе на страницах журнала «Профессиональное образование».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The educational initiative «Our new school» has stirred up pedagogical and not only the pedagogical public, rough discussion including on magazine «Vocational training» pages was developed.

Текст научной работы на тему «Быть ли Федеральному колледжу?»

БЫТЬ ЛИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ КОЛЛЕДЖУ?

ТУБЕР И.И.

Образовательная инициатива «Наша новая школа» всколыхнула педагогическую и не только педагогическую общественность, развернулась бурная дискуссия в том числе на страницах журнала «Профессиональное образование».

The educational initiative «Our new school» has stirred up pedagogical and not only the pedagogical public, rough discussion including on magazine «Vocational training» pages was developed.

Образовательная инициатива «Наша новая школа» всколыхнула педагогическую и не только педагогическую общественность, развернулась бурная дискуссия в том числе на страницах журнала «Профессиональное образование». Одним из результатов процесса явилась тематика вопросов, включенных в повестку Госсовета 31 августа 2010 года. Опубликован доклад «Приоритеты развития профессионального образования в России», подготовленный комиссией при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России. В докладе очень точно определены проблемы сегодняшнего профессионального образования и задачи, которые необходимо решать, чтобы реализовать государственную политику по модернизации экономики.

Современное российское начальное и среднее профобразование переживает кризис, который констатируют СМИ, представители бизнеса, образовательного сообщества и все высокопоставленные чиновники России. В условиях экономического подъема чувствуется острая нехватка специалистов технического профиля, не говоря уже о квалифицированных рабочих и техниках, а рынок труда наводнен посредственными юристами и экономистами. Между тем, отрицательную роль играет общественная установка - молодежь не стремится получать начальное и среднее профобразование.

В целом, проблемы профессионального образования в нашей стране возникли не вчера и одна из основных - это практическое отсутствие преемственности между уровнями профессионального образования. Выпускнику техникума в Советском Союзе чтобы получить диплом инженера нужно было пройти все те же этапы обучения, что и выпускнику общеобразовательной школы, несмотря на то, что он получил достаточную квалификацию для решения профессиональных задач своего уровня. Сегодня в этом направлении не изменилось ничего, отдельные попытки создать программы непрерывной подготовки (колледж-вуз) ничего не меняют, к тому же эти программы как правило экономико-управленческого направления и имеют коммерческий оттенок. Изменилось то, что выпускник колледжа сегодня может поступить в вуз на профильную специальность на бюджетной основе только после сдачи ЕГЭ, что ставит его в неравные условия по сравнению со вчерашним школьником. Таким образом, положение ухудшилось.

Тем не менее, практика показывает, что большинство сегодняшних руководителей предприятий проходило путь «техникум - производство - вуз» и добивались при этом хорошего профессионального и карьерного роста. Сегодня же, исключая наиболее подготовленную часть выпускников системы среднего профессионального образования из числа потенциальных студентов вузов (или, в лучшем случае, предлагая им оплатить свое обучение) мы отказываемся от хорошо зарекомендовавшей себя образовательной траектории.

Нынешняя ситуация усугубилась еще и тем, что поток абитуриентов в вуз значительно вырос за последнее время. Это произошло в условиях снятия всяких барьеров для поступления в вузы большинства выпускников школ при большой тяги нашего общества к получению диплома о высшем образовании. Не хочу бросить тень на систему высшего профессионального образования. Мы все из нее вышли и получили достойное образование по любым меркам, но явный перекос в структуре подготовки кадров в сторону высшей школы сегодня вредит всей системе профессионального образования. Дело усугубляется также неблагоприятной демографической ситуацией, благодаря которой учреждения начального профессионального образования сегодня в лучшем случае укомплектованы наполовину, а учреждения среднего профессионального образования начинают испытывать острый недостаток в абитуриентах, в то время как экономика нуждается в практико-ориентированных кадрах.

Что с этим делать? Административные меры вряд ли помогут. Но выход есть.

Профессиональное образование. Столица | № 8 2010 1

В стране уже определились наиболее значимые вузы: федеральные и национальные исследовательские университеты - лидеры высшего профессионального образования. Необходимо очертить круг лидеров довузовского профессионального образования и ввести понятие федеральных колледжей, как опорных точек развития этого востребованного уровня профессионального образования. Лидеры сегодня очень четко определились после серии конкурсов в рамках приоритетного национального проекта «Образование» 2007, 2008, 2009 годов (порядка 220 учреждений НПО и СПО), способных сегодня реализовывать инновационные программы, отвечающие современным требованиям по содержанию, качеству подготовки, качеству условий образовательного процесса. К их числу добавились 23 федеральных учреждений СПО, победивших в конкурсе программ прикладного бакалавриата в соответствии с проводимым Правительством Российской Федерации экспериментом. В статус прикладного бакалавриата предполагается в дальнейшем перевести более половины программ СПО, а соответствующие учреждения включить в состав вузов или укрупнить и наделить статусом вуза. Необходимость оптимизации сети образовательных учреждений профессионального образования очевидна. Однако, далеко не всегда удается получить эффективно работающий университетский комплекс (удачных примеров очень мало). А вот многоуровневые многоцелевые интегрированные колледжи вполне могут реализовывать программы НПО, СПО, прикладного бакалавриата и непрерывного (дополнительного) профессионального образования соответствующих квалификационных уровней.

И такие комплексы уже создаются. В качестве примера приведу свое образовательное учреждение - ФГОУ СПО Южно-Уральский государственный технический колледж. Это новое название, полученное колледжем в результате реорганизации путем присоединения к нему двух техникумов. Большинству коллег мы известны как Челябинский монтажный колледж. Основная цель колледжа: обеспечение подготовки кадров, соответствующих современной экономики и рынку труда.

Модель инновационного образовательного учреждения мы начали методично выстраивать с 1991 года. Сегодня в структуре колледжа много подразделений, без которых мы не представляем своего существования и, которых еще недавно не было. Это служба маркетинга, профориентации и рекламы, обеспечивающая комплектование колледжа абитуриентами, формирующая имидж и связь с общественностью; это информатизационный и издательский центры, которые совместно с традиционной библиотекой формируют информационное обеспечение образовательного процесса; это научно- методический центр, на который сегодня возлагается задачи детального проектирования образовательных программ, поскольку стандарты нового поколения носят рамочный характер, и повышения квалификации педагогического состава; это центр управления качеством, призванный оценивать результаты образовательной деятельности и поддерживать в рабочем состоянии сертифицированную систему менеджмента качества колледжа (В 2009 году колледж стал победителем конкурса «Системы качества подготовки выпускников учреждений профессионального образования», объявленного Рособрнадзором); это службы содействия трудоустройству и комплексной безопасности, говорящие сами за себя. Конечно, содержание такой «надстройки» по силам только крупному колледжу с контингентом не менее 3000-4000 студентов, поэтому вопрос укрупнения образовательных учреждений, стремящихся к лидерству, вполне оправдан.

В 90-ых годах в структуре отраслевого министерства (Госстроя РФ) коллектив колледжа реализовывал программы повышенного уровня по нескольким специальностям. Мы сделали несколько успешных выпусков специалистов с квалификацией «младший инженер», после этого программы закрылись. Никто не поинтересовался результатами, а они были очень неплохие, по отзывам наших работодателей, потом были техники с дополнительной подготовкой в области экономики, менеджмента и т.п., затем старшие техники. Но весь этот набор квалификаций был тупиковым и не вписывался в существующие в стране рамки.

Сегодня мы получили право в порядке эксперимента реализовывать программу прикладного бакалавриата по специальности «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования» и успешно этим занимаемся совместно с нашим партнером Южно-Уральским государственным университетом, выступающим сегодня в ранге национального исследовательского университета. Считаю, что как бы не назывался тот углубленный уровень подготовки, который мы, как колледж, имеем право реализовывать, он должен быть начальным уровнем высшего профессионального образования. Вот это и будет альтернативой для абитуриентов при выборе образовательной траектории, повысит привлекательность колледжа для моло-

дежи и создаст необходимую конкуренцию тем вузам, которые выдают дипломы о высшем образовании только по формальному статусу.

Кстати, колледж как учреждение высшего образования вписан в проект нового закона «Об образовании». Это радует, хотя в целом законопроект, по моему мнению и мнению моих коллег, несовершенен из-за того, что в нем не отражена общая концепция развития профессионального образования. В проекте закона должно быть закреплено право учебных заведений профессионального образования реализовывать программы, приводящие к присвоению квалификаций различных уровней, если они обладают необходимыми для этого ресурсами и кадрами, должна быть четко зафиксирована задача формирования в стране рынка квалификаций, а не рынка дипломов, что мы имеем сейчас. Тогда возрастет престиж квалифицированного труда и НПО и СПО в целом.

Теперь об уровне квалификации педагогических кадров в колледже. Достаточен ли он для заявленного уровня образовательных программ? Сегодня, наверное, еще нет, но если учесть, что научная работа преподавателей в учреждениях СПО, в последние годы особенно, набирает хорошие обороты (и это при условии, что она специально никак не финансируется), то при создании соответствующих условий можно значительно улучшить этот показатель в ближайшее время. Сегодня гораздо сложнее удержать молодые научные кадры по вполне понятным причинам - отсутствие привлекательной перспективы и достойной оплаты.

Что же касается материальной базы колледжей, то, во-первых, за годы реализации ПНПО лидеры значительно подтянули этот показатель, а во-вторых, если финансовое обеспечение поднять до вузовского уровня, то и в дальнейшем отставания не будет.

Финансовое обеспечение образовательного учреждения - наиболее интересный вопрос для его руководителя. Сегодняшнее положение дел - это отсутствие прозрачности критериев и нормативов финансирования, слабая связь финансового обеспечения с результатами образовательной деятельности. Альтернатива существующему положению - изменение статуса образовательного учреждения с бюджетного в автономный.

Таким образом, я за федеральный автономный колледж с большим количеством реализуемых профессиональных образовательных программ различного уровня (от программ-модулей профессионального обучения и повышения квалификации до программ прикладного бакалавриата), с развитой инфраструктурой, имеющего современную образовательную среду. Сегодня это наш ориентир.

Ключевые слова: федеральный колледж, вуз, комплексы, модель инновационного образовательного учреждения.

Keywords: federal college, high school, complexes, model of innovative educational institution.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.