Научная статья на тему 'Быть или не быть студенту эффективным Управленцем: вот в чем вопрос!'

Быть или не быть студенту эффективным Управленцем: вот в чем вопрос! Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
333
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА КАДРОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / УПРАВЛЕНЕЦ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ / ИНТЕГРИРОВАННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сурин Алексей Викторович, Макогонова Надежда Владимировна

Настоящая статья проистекает из серии предметных бесед между ее авторами о непреходяще значимых кафедральных задач – организации обеспечения дисциплин (модулей) рабочими (детальными) программами на факультете государственного управления Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова в целом и разработки рабочей программы дисциплины (модуля) «Введение в специальность» по направлению подготовки 081100 «Государственное и муниципальное управление» в частности. Главной целью курса является превращение студента в эффективного управленца. В статье определяются задачи предлагаемого модуля. Также дается характеристика востребованных компетенций разных типов управленцев и предполагаемых интегрированных компетенций выпускника программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Быть или не быть студенту эффективным Управленцем: вот в чем вопрос!»

Сурин А.В., Макогонова Н.В.

Быть или не быть студенту эффективным Управленцем: вот в чем вопрос!

И вот после такого глубокого сна мы просыпаемся на рассвете, не понимая, кто мы такие, ничего собой не представляя, обновленные, готовые ко всему, с сознанием, освобожденным от прошлого, которым мы до сих пор жили1.

Марсель Пруст

Настоящая статья проистекает из серии предметных бесед между ее авторами на базе разделения принципа равноценного обмена профессиональными суждениями, изначально в целях решения одной из срочных на какой-то определенный момент, а, по сути, непреходяще значимых кафедральных задач - организации обеспечения дисциплин (модулей) рабочими (детальными) программами на факультете государственного управления Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова в целом и разработки рабочей программы дисциплины (модуля) «Введение в специальность» по направлению подготовки 081100 «Государственное и муниципальное управление» в частности. Авторы благодарят коллег, студентов, а также выпускников нашего факультета за конструктивное обсуждение этой работы в рамках научного семинара.

Сегодня - подающий надежды студент факультета государственного управления по каждому отдельно взятому направлению подготовки, в том числе, 081100 «Государственное и муниципальное управление» при освоении программных дисциплин (модулей), например, курса «Введение в специальность», а в недалеком завтра после успешного прохождения квалификационных испытаний - уже состоявшийся выпускник! - с присвоением соответствующей квалификации (степени), но важно, чтобы в любом статусе он исходил из модели профессионального поведения управленца, неотъемлемым элементом которой выступает факт наличия надлежащего долгосрочного вектора профессионального развития, так как обеспечение профессиональной компетентности включает в себя 2 самостоятельных этапа: достижение и поддержание должного уровня профессиональной компетентности.

1 Пруст М. В поисках утраченного времени: Содом и Гоморра: Роман / Пер. с фр. Н. Любимова. М., 1987. С. 391-392.

Отметим, что данный вектор профессионального развития мы видим в области приемлемых границ профессиональных и личностных управленческих компетенций, условно начиная компетенциями «управленца-администратора», продолжая компетенциями «управленца-предпринимателя» и условно завершая компетенциями «управленца-политика». Оговоримся, что под управленцем-администратором мы понимаем тип «реактивного управленца (руководства)»: (а) он изначально

ориентирован на подтвержденные факты, на де-юре актуальную стратегию, на утвержденные процессы и процедуры, на произошедшие в реальной действительности события, с которыми руководство связывает действительное или потенциально возможное развитие ситуации; (б) управленец не в состоянии/не обязан/нет мандата креативно выстраивать многовариантные и альтернативные сценарии развития ситуации; (в) самомотивация выступления с инициативой преодоления

«стратегических разрывов» слабая или отсутствует.

Под управленцем-предпринимателем мы понимаем тип «проактивного управленца (руководства)»: (а) он изначально ориентирован на неупущение

возможностей; отсутствие факта подтверждения не путает с подтверждением факта отсутствия; центр тяжести перенесен на потенциально актуальную стратегию/процессы/процедуры, на возможные результаты событий, с которыми собственно управленец субъективно связывает действительное или возможное развитие ситуации; (б) управленец осведомлен об условиях и событиях, которые могут указывать на существенные риски в деятельности организации и среде ее функционирования; (в) самомотивация выступления с инициативой преодоления «стратегических разрывов» сильная; управленец изыскивает возможности самостоятельно.

Под управленцем-политиком мы понимаем креативного управленца (руководства) или личность в креативной команде: (а) его задачей является

определение возможных сценариев и выработка множества альтернативных стратегий, оценка их выгод и рисков, соотнесение с интересами групп влияния; (б) главным является для него как анализ воздействия внешней среды на механизмы управления, так и возможность с помощью управленческих механизмов воздействовать на внешнюю среду; (в) в отличие от стандартных решений ему приходится

ориентироваться на беспрецедентные; его деятельность в меньшей степени технологична, в большей степени сродни искусству.

Ассоциация с шекспировской постановкой вопроса позволяет нам обострить до известного предела постановку проблемы, исходить из метакомпетенций управленческого труда. Организация и функционирование образовательного процесса реализуются на базе выполнения утвержденного учебного плана и инкорпорированых в него общих и специальных программных дисциплин (модулей); осуществления образовательных технологий и уникальных техник; действительно неутраченного времени, проведенного в университете (университет - это ведь не стены, а микрокосмос и уникальные личности!). Главная цель образовательной деятельности состоит в том, чтобы приобщить студента факультета государственного управления к достижениям мировой управленческой школы, сформировать у него скептикоэмпирический подход к пониманию природы и сущности управленческого труда, его роли и осуществляемых им функций, оценке рисков профессиональной деятельности.

Обозначим здесь следующие характерные особенности управленческого труда:

- (а) специфическая доминантная составляющая труда управленца -целеполагающая (векторная), так как от управленца требуется особый вид эмоционально-интеллектуального труда, который направлен не столько на разработку планов как таковых, сколько на разработку стратегии их реализации и собственно их реализацию (стратегический рычаг управления) ;

- (б) преимущественная составляющая труда управленца - работа с людьми; отметим здесь только то, что при принятии управленческих решений изначально требуется исходить из возможности конфликта и (или) действительности конфликта, оставляя простор для сотрудничества (организационный управленческий рычаг);

- (в) общая составляющая труда управленца - координированное размещение привлеченных ресурсов, их перегруппировка с целью достижения надлежащей достаточной экономической, социальной и т. д. эффективности и результативности, осуществляя деятельность в статусе уполномоченного лица и в системе отношений «принципал - агент» (мотивационный управленческий рычаг). Возможно, лучшей иллюстрацией многовекторной составляющей управленческого труда является

нижеследующий рисунок (см. Рис. 1) профессора Центральной школы г. Парижа Т. Дюран (Thomas Durand)2:

Рисунок 1. Обогащение трех основных категорий компетенции

Мы исходим из того, что автономное положение университетов (по сути университетов, а не по названию), их признанная общественная значимость и в целом сложившиеся принципы университетского образования оказывают надлежащее достаточное влияние на процесс формирования компетенций управленца. Интеллектуальная атмосфера университетов веками притягивала ярких, амбициозных и талантливых людей. Стратегия университетского образовательного процесса не отвечает ожиданиям и интересам мнимых исследователей и временщиков, так как университет - не бизнес-проект, не треннинговый центр или бизнес-школа.

В рамках «Введения в специальность» как учебного курса мы считаем существенно важным ввести слушателей в «системы координат» условно закрытого перечня наук и типов циклов, другими словами, дать своеобразный панорамный снимок предстоящих к изучению дисциплин и изначально составить «дорожную карту» на базе реестра изучаемых дисциплин на факультете государственного управления в соответствии с образовательными стандартами университета.

Задачами предлагаемого курса являются:

2 Дюран Т. Алхимия компетенции // Хэмел Г., Прахалад К., Томас Г., О’Нил Д. Стратегическая гибкость. СПб., 2005. С. 298.

- Сформировать целостное представление о моделях профессионального

поведения, причем как в разрезе различных уровней государственной исполнительной власти и местного самоуправления, так и в разрезе различных типов организаций, иерархий (п-мерный управленческий куб). Например, (1) на должностях

государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению полномочий федеральных и региональных государственных органов; (2) на

должностях в государственных и муниципальных организациях и учреждениях; (3) на административных должностях в государственных и муниципальных предприятиях, в научно-исследовательских и образовательных организациях, в политических партиях, общественно-политических и некоммерческих организациях.

- Дать представление о системе ценностей и принципах (метакомпетенциях) в сфере профессиональной деятельности.

- Изложить историю концепций управления в обратной исторической перспективе, чтобы обучающийся изначально исходил из современных базовых категорий и понятий управления, сфокусировался на технологиях (процедурах, методиках) управления, а также умел различать модные концепции от «ядра» и «защитного пояса» теории и технологий управления.

- Акцентировать внимание на исключительной персональной ответственности управленца за выражение мнения по итогам осуществления профессиональных процедур и, в свою очередь, за определение характера, сроков и объема процедур для проведения самостоятельных исследований, в том числе, прикладного характера.

- По окончании настоящего курса слушатель должен уметь различать управление и как науку, и как учебно-прикладную дисциплину, и как сферу профессиональной деятельности, и как искусство.

- Наметить различные сценарии освоения технологических знаний (методик) обучающемуся, чтобы к концу обучения слушатель уверенно владел надлежащими достаточными методиками управления.

- Способствовать развитию (культивированию) самостоятельного приобретения знаний, умений и навыков, акцентировать внимание слушателей на роли и важности самомотивации, самооценке, самоорганизации, самодисциплине, трудолюбии и других правильных практиках (привычках).

- Познакомить слушателей с различными профильными специальностями факультета государственного управления, так как обучающемуся следует научиться

идентифицировать различные модели профессионального поведения в зависимости от занимаемой должностной позиции. Так, например, модель профессионального поведения директора (генерального директора, управляющего) предприятия будет отличаться от модели поведения администратора не столько в разрезе должностных обязанностей, перечисленных в квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих (утвержден Постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 года № 37), сколько в разрезе существующей богатой и разнообразной контрактной практики.

- И, наконец, заложить целостное представление о едином составе и содержании реестра (списка) компетенций в разрезе профессиональных и общекультурных компетенций. При этом нужно исходить из концепции постоянного обучения (constant learning).

Схематично остановимся также на интегрированных компетенциях обучающегося, формируемых в результате освоения различных циклов по дисциплинам: (1) гуманитарным, (2) естественнонаучным и математическим, (3) управленческим, (4) правовым, (5) экономическим и (6) социально-политическим. Это проиллюстрировано на нижеследующем рисунке (см. Рис. 2). Циклы курсов идут параллельно друг другу и во избежание несогласованности требуется сориентировать обучающегося, какими компетенциями он должен овладеть в результате того или иного цикла курсов в принципе. На компетенциях обучающегося, формируемых в результате освоения определенной дисциплины (модуля), нам не представляется разумным здесь останавливаться, так как они излагаются в рабочих программах дисциплин (модулей).

Прежде чем приступить к характеристике интегрированных компетенций, представляется разумным оговориться, что начнем мы с цикла управленческих дисциплин (на Рис.2 - с 3 часов в системе координат 12-часового дня, а дальше пойдем по ходу движения «часовой стрелки»).

Рисунок 2. Циклы учебных дисциплин (модулей) обучающегося

По итогам освоения дисциплин управленческого цикла ожидается, чтобы слушатель на приемлемом уровне мог осуществлять надлежащие достаточные выбор и обоснование, а также пользоваться современными методиками управления для решения конкретной управленческой задачи или их комплекса. Во-первых, слушателю следует научиться мыслить в терминах технологических знаний (методик) управления, уметь идентифицировать тип и вид управленческой задачи, переформулировав ее, например, в вопрос «как осмыслить внешнюю среду отдельно взятой организации или управлять стратегическими взаимоотношениями?» Во-вторых, слушатель должен надлежащим достаточным образом обосновать выбор концепции (концепции открытых систем или анализа ролевых позиций стейкхолдеров и др.). В-третьих, слушателю нужно продемонстрировать владение методиками на примере решения практической задачи. В-четвертых, студент должен научиться мыслить категориями будущего - образно говоря, будущее живет ожиданием прошлого! В-

пятых, предполагается, что выпускник модуля будет профессионально осуществлять выполнение разных компетенций/ролей управленца и, если исходить из классификации Г. Минцберга, то, как минимум, следующие: (1) компетенции/роли, связанные с управлением людьми: (1.а) номинальный глава, (1.б) лидер, (1.в) связующее звено; (2) компетенции/роли, связанные с владением и передачей информации: (2.а)

наблюдатель, (2.б) проводник, (2.в) представитель; (3) компетенции/роли, связанные с принятием решений: (3.а) предприниматель, (3.б) решающий проблемы, (3.в) распределитель ресурсов, (3.г) участник переговоров (см. ось «ординат» на Рис. 3).

По итогам цикла правовых дисциплин ожидается, что обучающийся сможет обеспечить надлежащую организацию и функционирование деятельности отдельно взятой организации соответственно требованиям нормативных правовых актов и внутренних организационно-распорядительных документов. При этом необходимо приблизиться к освоению навыков лидерства в культуре и к пониманию первой из трех форм организационного поведения - «созидание» как инструмент подготовки предварительных условий в организациях для воплощения будущего в реальность.

Цикл экономических дисциплин дает возможность студенту применять концепцию добавленной экономической и социальной стоимости (разумеется, вторая еще более актуальна для некоммерческих организаций), мыслить в терминах модели прибыли. Отметим, что Дж. М. Кейнс умение выбирать модели относил к искусству3. Важно, чтобы слушатель научился мысленно воссоздавать архитектуру бизнес-модели в существенных подробностях, которые не надо путать с мелочностью. И, соответственно, приблизиться к освоению навыков интеллектуального лидерства и к пониманию второй из трех форм организационного поведения - «мышление» как инструмент стратегического планирования, созидания будущего в ходе интеллектуальных исследований.

В результате обучения циклу гуманитарных дисциплин предполагается, что слушатель на приемлемом уровне сможет оказывать влияние на людей словом, делом, примером и, главным образом, овладеет умением мысленно проигрывать различные многоходовые операции в социальной среде, в том числе научится стратегической гибкости и приблизится к освоению навыков лидерства в практике и к пониманию третьей формы организационного поведения - «игра» как инструмент

стратегического экспериментирования, изучения будущего в ходе его созидания.

3 БлаугМ. Методология экономической науки, или Как экономисты объясняют. М., 2004. С. 146.

По итогам освоения естественнонаучных и математических дисциплин слушатель должен мыслить категориями этих дисциплин: формализовать задачу, выработать алгоритм, найти решение. При этом важно, чтобы обучающийся перестал очаровываться простотой формализованного языка задач точных наук и очевидностью результата, перестал пренебрегать из-за отсутствия явного ответа или четкой формулировки проблемы науками социальными. Важно также, чтобы студент не прибегал к губительной аналогии между науками, имеющими разную природу законов, и не распространял действие законов естественных наук во времени и в пространстве на действие законов социальных наук. Ведь элементарные частицы не знают, что их объединили в социально-экономические системы!

По завершении обучения слушатель должен научиться мыслить в новой и целостной системе координат. Если представить управленческий куб в трехмерном измерении (см. Рис. 3), то по оси абсцисс, например, могут быть разнесены организации на разных стадиях жизненного цикла, по оси ординат - интегрированные компетенции!роли управленца, потенциальные или существующие, а по оси аппликат -размеры выручки организаций. Степень наполненности этого куба проиллюстрирует соотношение между дилеммой освоенных компетенций обучающихся и востребованных компетенций/ролей управленца в организациях с разными объемами выручки и на различных стадиях жизненного цикла. В представленном примере мы видим, что куб не заполнен ни по одному из измерений осей координат, то есть он абсолютно пуст, символизируя tabula rasa как абсолют. Однако в реальной действительности студент и на момент начала обучения уже обладает определенным опытом, имеет интуитивное представление о мире организаций, возможно, собственную позицию.

Помимо вышеуказанных трех осей координат в n-мерном управленческом кубе, можно предусмотреть и другие, например: (4) типы конфигураций организации, (5) типы экономических субъектов, (6) стили управления (руководства), (7) типы организационных культур, (8) типологии ценностей, (9) типологии социальнокультурных сред, (1G) типы стратегий, (11) модели принятия решений и др.

КОМПЕТЕНЦИИ УПРАВЛЕНЦАуРОЛИ существующие или потенциально возможные

(V компетенции/роли, связанные с управлением

ДЮЩМИ:

(13) номинальный глава. (1.6) лидер. Ов) связующее

ЗВеНО:

(г) комле тенщи.'рогм. связанные с владением и передачей информации:

(га) наблюдатель, (г.б) проводник, (гв) представитель:

(з) компетенции/роли, связанные с принятием ранений:

(за) предприниматель, (з.б) решающий проблемы, (зв) распределитель ресурсов, (зг) участник переговоров

Рисунок 3. Вариант трехмерного управленческого куба

В заключение стоит отметить, что одной из главных целей для студента является тренировка навыка взгляда на организацию через различный и многочисленный набор линз-процедур, каждая из которых позволяет рассмотреть существенный срез организации. Важно, чтобы обучающийся по соответствующей управленческой специальности и квалификации начал видеть - по аналогии с работой архитектора - объемную архитектурно-инженерную композицию. В случае с управленцем-политиком недостаточно представлять организацию как группу работников и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений4. Недостаточно представлять организацию в разрезе комплексных человеческих и поведенческих аспектов организации, которые могут быть более сложными не только для имитации, но и для управления и преобразования5. Необходимо рассматривать организацию в разрезе п-мерного управленческого куба, исходя из понимания среды ее функционирования, оценки рисков ее хозяйственной деятельности и т. д. и т. п. из открытого перечня позиций. Конечно, организацию

4 ГОСТ Р ИСО 9000-2008, утв. и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18.12.2008 № 470-ст (идентичен международному стандарту ИСО 90002005 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»)

5 Дюран Т. Алхимия компетенции // Хэмел Г., Прахалад К., Томас Г., О’Нил Д. Стратегическая гибкость. СПб., 2005. С. 294.

ВЫРУЧКА ОРГАНИЗАЦИИ

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОРГАНИЗАЦИИ

(1) Формирование.'реструктиризация организации (г) интенсивный рост

(3) стабизизация

(4) реорганизация/ликвидация

несоизмеримо сложнее мысленно воспроизвести, чем объемную архитектурноинженерную композицию, особенно их социальные срезы, но таковы востребованные компетенции эффективного управленца. На наш взгляд, освоение этих компетенций позволит перевести студента обучающегося в категорию эффективного, востребованного управленца, и почти в шекспировской постановке вопроса, перефразированном нами в названии настоящей статьи, ответить: эффективным Управленцем быть!

Список литературы:

1. ГОСТ Р ИСО 9000-2008, утв. и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18.12.2008 № 470-ст (идентичен международному стандарту ИСО 9000-2005 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»). ЦКЬ:

Ьйр://рго1ес1.ао81:.ги/ёосишеп1.а8рх?соп1хо1=7&Ьа8еС=6&раае=0&шопФ=5&уеаг=2012&8 еагсЬ=9000-2008&1ё=174284 (31.05.2012)

2. Блауг М. Методология экономической науки, или Как экономисты объясняют. М., 2004.

3. Линдгрен М., Бандхольд Х. Сценарное планирование: связь между будущим и стратегией. М., 2009.

4. Макогонова Н.В. // Мы - выпускники Факультета государственного управления. Том. 1. Выпускники 1999 - 2001 гг. М., 2008.

5. Минцберг Г. Менеджмент: природа и структура организаций глазами гуру. М., 2009.

6. Минцберг Г. Требуются управленцы, а не выпускники МВА: жесткий взгляд на мягкую практику управления и систему подготовки менеджеров. М., 2010.

7. Персональная страница профессора, доктора экономических наук

Алексея В. Сурина на сайте факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова. ЦКЬ: ЬЦр://8ра.ш8и.ги/ргероё 22.html (31.05.2012). Эл. почта:

Биг1п@8ра.ш8и.ги

8. Персональная страница доцента, кандидата экономическиз наук Надежды В. Макогоновой на сайте факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова. ЦКЬ: http://spa.шsu.гu/pгepod 136.html (31.05.2012). Эл. почта: Макоаопоуа@8ра.шви.ги

9. Постановление Минтруда Российской Федерации от 21 августа 1998 года № 37 «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других

служащих» (в ред. 14.03.2011). URL: http: //docs. kodeks. ru/document/58839553

(31.05.2012)

10. Сурин А.В. 10 лет подготовки управленческих кадров в Московском университете:

опыт и проблемы. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/images/File/2003/surin.pdf

(31.05.2012).

11. Университетское образование. Приглашение к размышлению / Садовничий В. А., Белокуров В.В., Сушко В.Г., Шикин Е.В. М., 1995.

12. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в ред. 21.11.2011). URL:http://pravo.gov.ru/proxv/ips/?docbodv=&nd=102087768&intelsearch=27+%E8%FE% EB%FF+2004+%E3%EE%E4%E0+%B9+79-%D4%C7 (31.05.2012)

13. Хэмел Г., Прахалад К., Томас Г., О’Нил Д. Стратегическая гибкость. СПб., 2005.

14. Jensen M.C., Meckling W.H.. Theory of the Firm: Managerial Behavior, Agency Costs and Ownership Structure // Journal of Financial Economics. October. 1976. Vol. 3, No. 4. Pp. 305-360. URL: http://papers.ssrn.com/abstract=94043 (31.05.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.