Научная статья на тему 'Концепция модуля «Управление эффективностью и развитием бизнеса»'

Концепция модуля «Управление эффективностью и развитием бизнеса» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
64
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДУЛЬ / MODULE / ИННОВАЦИИ / INNOVATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / EDUCATIONAL PROJECT / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCE / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / SYSTEMATIC APPROACH / ПРОЕКТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / PROJECTIVE THINKING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кудина Марианна Валерьевна, Петрунин Юрий Юрьевич, Пурлик Вячеслав Михайлович

В статье рассмотрен модуль, созданный на факультете государственного управления, который представляет инновационный образовательный проект подготовки менеджеров бизнес-компаний различного уровня и масштаба, с акцентом преимущественно на крупный бизнес. Показаны концептуальные основания данного проекта, его цели и методология реализации, значимость предполагаемых результатов. Авторы утверждают, что без инноваций в образовании современных бизнес-менеджеров невозможен инновационный прорыв в отечественной экономике. Разработанный модуль может стать началом реформы образования управленцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кудина Марианна Валерьевна, Петрунин Юрий Юрьевич, Пурлик Вячеслав Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concept module “Performance management and business development”

In this article the module created at the Faculty of Public Administration, which is an innovative educational project managers training business companies at various levels and size of the organization, with an emphasis on big business mainly. Showing the conceptual foundation of the project, its objectives and methodology of implementation, the importance of the expected results. The authors argue that without innovation in education today's business managers can not be innovative breakthrough in the domestic economy. Designed module can be the beginning of the reform of education managers.

Текст научной работы на тему «Концепция модуля «Управление эффективностью и развитием бизнеса»»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2014. № 4

ПОДГОТОВКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ

М.В. Кудина, Ю.Ю. Петрунин, В.М. Пурлик

КОНЦЕПЦИЯ МОДУЛЯ «УПРАВЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ И РАЗВИТИЕМ БИЗНЕСА»

В статье рассмотрен модуль, созданный на факультете государственного управления, который представляет инновационный образовательный проект подготовки менеджеров бизнес-компаний различного уровня и масштаба, с акцентом преимущественно на крупный бизнес. Показаны концептуальные основания данного проекта, его цели и методология реализации, значимость предполагаемых результатов. Авторы утверждают, что без инноваций в образовании современных бизнес-менеджеров невозможен инновационный прорыв в отечественной экономике. Разработанный модуль может стать началом реформы образования управленцев.

Ключевые слова: модуль, инновации, образовательный проект, компетенции, системный подход, проективное мышление.

In this article the module created at the Faculty of Public Administration, which is an innovative educational project managers training business companies at various levels and size of the organization, with an emphasis on big business mainly. Showing the conceptual foundation of the project, its objectives and methodology of implementation, the importance of the expected results. The authors argue that without innovation in education today's business managers can not be innovative breakthrough in the domestic economy. Designed module can be the beginning of the reform of education managers.

Key words: Module, innovation, educational project, competence, systematic approach, projective thinking.

Кудина Марианна Валерьевна — доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономики инновационного развития факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: marianna-kud@mail.ru

Петрунин Юрий Юрьевич — доктор философских наук, профессор кафедры стратегических коммуникаций факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: petrunin@spa.msu.ru

Пурлик Вячеслав Михайлович — кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики инновационного развития факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: pulik@post.ru

Современная корпорация представляет собой сложную систему и предъявляет все более высокие требования к компетентности специалистов и руководителей в вопросах стратегии, маркетинга и финансов. И чем сложнее становится бизнес как объект управления, тем больше растет понимание того, что акцент в образовании менеджеров необходимо делать на формировании у студентов системного подхода к решению проблем бизнеса, на развитии у них навыков проективного мышления. Решение этих задач невозможно без реформирования системы образования, ее приоритетов, образовательной методологии, приемов и способов обучения.

Однако в образовании управленцев по-прежнему доминирует методика объемного (накопительного) обучения, создающая проблемы для обучающегося, слабо способствующая углублению понимания сути исследуемых вопросов. Учебники становятся все толще, но уровень представленности отдельных тем не повышается. В связи с тем, что объем знаний ежегодно удваивается, становится совершенно очевидным, что понимание факторов, продвигающих обучение, развивающих интеллект, способность к обучению и творчеству, значительно важнее, чем возрастающие объемы усвоенных знаний. Тем не менее в учебном процессе внимание в основном акцентируется на аналитических технологиях, разделяющих обучение на отдельные части; разделенные курсы представлены как самостоятельные обязательные дисциплины, предметы исследования и методология которых слабо связаны друг с другом. Это делается прежде всего потому, что учить подобным способом удобно, привычно, а в значительной степени безопасно и относительно легко. Подобные обучающие методологии оцениваются как национальная, традиционно сложившаяся в эпоху модернизации и культурной революции ХХ в. система образования, обладающая преимуществом по отношению к альтернативным (чужим и чуждым!) образовательным технологиям.

Однако мы уже четко осознаем, что успешными сегодня могут стать те российские компании, которые являются не только международными, но и космополитичными, транснациональными. Для работы в подобных компаниях студенты должны приобрести в вузе умения выявлять глубинные взаимосвязи причин и следствий, целей и средств, результатов и методов их применения, несмотря на неочевидность, противоречивость, парадоксальность подобных отношений. Они должны научиться моделировать будущее компаний как целостных систем, оценивать эффективность принимаемых управленческих решений, мыслить,

умело сочетая стратегические и тактические управленческие технологии. Необходимо новое проективное мышление, основанное на синтезе как креативной способности управленцев.

Для этого следует сформировать у студентов ключевые компетенции и модели поведения, без которых невозможны разработка, финансовое обоснование и реализация стратегических решений. Именно с этой целью на кафедре «Экономика инновационного развития» ФГУ МГУ имени М.В. Ломоносова разработан модуль «Управление эффективностью и развитием бизнеса» (направление: 08200.62 «Менеджмент»), утвержденный на ученом совете факультета 6 марта 2014 г. Создание этого модуля ориентировано на формирование принципиально нового поколения менеджеров, нацеленных на отраслевое лидерство, способных создавать большие компании и управлять ими. Наличие подобных компаний является одной из важнейших характеристик принадлежности к великой стране. Архитектура модуля выстроена на пересечениях стратегического менеджмента, маркетинга и финансового менеджмента посредством трансдисциплинарной методологии, охватывает большую часть проблемного поля современного менеджмента. По составу дисциплин и их наполнению представляемый модуль не имеет аналогов на российском рынке образования.

Профессиональные компетенции, которыми

должны обладать слушатели модуля

«Управление эффективностью и развитием бизнеса»:

• способность определять приоритетные направления развития бизнеса с учетом глобализации экономики, предвидеть образование рынков завтрашнего дня, управлять стратегическими изменениями в развитии компании;

• способность налаживать деловые отношения с заинтересованными сторонами и лицами, эффективно действовать в межкультурной среде, создавать команды единомышленников, нацеленных на глобальный результат, принимать решения в условиях нестабильности среды бизнеса и глобализации рынков;

• способность выявлять общие источники конкурентного преимущества компании в конкретной отрасли, оценивать влияние тенденций развития общих факторов внешней среды на отраслевую среду компании;

• способность разрабатывать инновации, направленные на рост продаж и повышение эффективности бизнеса, определять наиболее значимые коммуникации, которые следует установить компании для достижения сформулированных целей;

• владение навыками анализа привлекательности (потенциальной прибыльности) отрасли с применением современных управленческих концепций и инструментов;

• способность вскрывать внутренние факторы конкурентного преимущества (возможности и ресурсы компании), понимать взаимосвязь и взаимовлияние конкурентного преимущества и процесса конкуренции;

• способность анализировать и интерпретировать финансовую отчетность, принимать инвестиционные и финансовые решения;

• способность разрабатывать и реализовывать международные стратегии развития компании;

• владение навыками диагностирования состояния бизнеса на основе современных методик и оценки потенциала роста стоимости бизнеса;

• способность выявлять ключевые финансовые индикаторы, влияющие на стоимость компании, и обнаруживать ключевые ограничения достижения финансовых целей;

• владение навыками разработки и оценки стратегических альтернатив, направленных на повышение стоимости бизнеса;

• способность представить результаты исследований в виде устной презентации с использованием средств мультимедиа, пояснительной записки, научного доклада или научной статьи.

Особенности модуля «Управление эффективностью

и развитием бизнеса», являющиеся

его конкурентными преимуществами

Разработанный модуль «Управление эффективностью и развитием бизнеса» представляет собой инновационный образовательный продукт. В качестве ключевых его особенностей можно выделить следующие:

а) формирование у студентов системного подхода к решению проблем бизнеса;

б) межкафедральный характер;

в) ориентация спецкурсов на решение реальных проблем (на распознавание и реализацию новых возможностей), с которыми сталкиваются компании (на «живые кейсы»);

г) «настройка» спецкурсов на интересы студентов;

д) нацеленность дипломного проекта на решение стратегически значимых задач для компаний, функционирующих в конкретной отрасли;

е) использование сетевого подхода при подготовке и реализации бакалаврской программы.

Возрастающая потребность не только в междисциплинарном, но и системном взгляде на бизнес обусловлена усложнением экономики, ускорением темпов изменений, насыщением рынков и индивидуализацией потребления. Системный подход развивает способность, помогающую студенту из разрозненных фрагментов информации о среде бизнеса сложить целостную систему, позволяющую не только оценить состояние компании на текущий момент, но и рассмотреть перспективы ее развития. Данный модуль предназначен для студентов — будущих владельцев бизнеса, топ-менеджеров различных функциональных подразделений, руководителей направлений (проектов), филиалов фирм, для лиц, принимающих участие в выработке стратегических решений, направленных на приращение стоимости бизнеса. Кроме того, данный модуль предназначен для студентов, решивших в будущем работать в сфере консалтинга.

Ключевые спецкурсы по выбору и профессиональные курсы

• Понимание среды бизнеса;

• Управление стоимостью компании;

• Инновационный маркетинг;

• Инвестирование;

• Конкурентная политика и отраслевые рынки;

• Управление развитием производственных бизнес-структур;

• Оценка инвестиционных проектов;

• Теория и практика взаимодействия бизнеса и власти;

• Международная политика;

• Финансовое планирование;

• Интернационализация российских компаний;

• Финансирование инноваций;

• Предпринимательское право;

• Налоги и налогообложение;

• Современные системы мотивации и оплаты труда;

• Антикризисное управление;

Возможности развития модуля

Мы рассматриваем модуль как проект (а не набор тех курсов, которые способны читать преподаватели факультета), ориентированный на достижение конкретных целей, имеющий серьезную научную составляющую, и у которого есть свои «фишки», находящие отражение в его ключевых особенностях.

Программа развития модуля предусматривает его трансформацию в магистерскую программу «Бизнес-аналитика и финансы».

После отработки модуля мы в дальнейшем намерены создать мультинациональную образовательную сеть, открыв вначале в ведущих региональных вузах России и стран СНГ аналогичные модули в рамках подготовки бакалавров по направлению «Менеджмент». Идею и опыт построения данного модуля (после отработки спецкурсов и профессиональных курсов) намерены продвигать в рамках ежегодной международной конференции, проводимой на факультете, а также путем введения соответствующих рубрик в электронномжурнале «Государственное управление», в журнале «Вестник МГУ. Сер. 21. Управление (государство и общество)», в изданиях альманаха «Управление эффективностью и развитием бизнеса» и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.