Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/
Том 8, №6 (2016) http://naukovedenie.ru/vol8-6.php
URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/129EVN616.pdf
Статья опубликована 01.02.2017
Ссылка для цитирования этой статьи:
Котов Д.В., Буренина И.В., Гамилова Д.А., Быль Е.А. Быстрорастущие компании как элемент стратегии развития региона // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №6 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/129EVN616.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 658.114:332.1
Котов Дмитрий Валерьевич
ГАНУ «Институт стратегических исследований Республики Башкортостан», Россия, Уфа
Директор
Доктор экономических наук, профессор E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=354181
Буренина Ирина Валерьевна
ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», Россия, Уфа1 Заведующий кафедрой «Экономики и управления на предприятии нефтяной и газовой промышленности»
Доктор экономических наук, профессор E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=593304
Гамилова Диляра Агеламовна
ГАНУ «Институт стратегических исследований Республики Башкортостан», Россия, Уфа
Руководитель ЦЭИ РБ Кандидат экономических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=708818
Быль Евгения Андреевна
ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», Россия, Уфа
Аспирант E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=821409
Быстрорастущие компании как элемент стратегии развития региона
Аннотация. В статье рассмотрены мировые и российские практики государственной поддержки быстрорастущих компаний, выделены общие характерные черты национальных проектов поддержки и специфические особенности, сформированные приоритетами развития различных стран и регионов, в том числе рассмотрен также российский опыт в области реализации программ государственной поддержки БРК - государственный проект «Поддержка частных высокотехнологических компаний-лидеров» («Национальные чемпионы»). Авторами проанализированы основные факторы, препятствующую росту отечественных компаний и выделены необходимые меры государственной поддержки в области развития БРК. На основе
1 450062, Республика Башкортостан, Уфа, Космонавтов, 1
проведенного анализа и с учетом успешного мирового и отечественного опыта предложено рассмотрение программы развития БРК как обязательного элемента программ стратегического развития региона. В статье рассмотрены вопросы формирования государственной программы поддержки развития БРК «Башкирские батыры» в составе блока развития реального сектора экономики стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан на период до 2030 года, приведены общие и специфические критерии отбора участников проекта, такие как выручка и ее среднегодовой темп прироста, форма собственности предприятий, доля затрат на НИОКР и технологические инновации и возраст предприятия. Авторами представлен план поэтапной реализации программы с учетом разработанной системы мер государственной поддержки в рамках программы «Башкирские батыры».
Ключевые слова: быстрорастущие компании; стратегия; развитие региона; государственная поддержка; Башкирские батыры; мировой опыт
На протяжении нескольких десятилетий средний бизнес в Российской Федерации рассматривался в качестве второстепенного игрока на рынке: фокус внимания правительства смещался от крупных государственных компаний как возможных «локомотивов» экономики к поддержке малого частного предпринимательства. На пересмотр отношения к среднему бизнесу значительно повлиял положительным мировой опыт в построение программ государственной поддержки быстрорастущих компаний (БРК) [4, 5].
Одним из ярких примеров удачно реализованной государственной поддержки БРК выступает Дания с программой «GшwthHoшes», которая предоставляет 220 видов и инструментов государственных услуг, которыми могут воспользоваться компании участники программы.
В Нидерландах действует долгосрочная программа «GrowthAccelerator», запущенная в 2009 году. Данный проект направлен на поддержку местных компаний, оборот которых составляет не менее 10 млн евро, при этом за участие в программе участники оплачивают порядка 75 тысяч евро за обучение в рамках данной программы [5].
В Бельгии функционирует проект матричного типа «GazelleJump», состоящий из ряда подпрограмм, осуществляемых специализированными организациями и институтами, и ориентированный на поддержку местных компаний-газелей с общим бюджетом 1,5 млн евро. В соответствии с отбором для реализации проекта были отобраны 9 подпроектов, задействовавших 170 предприятий участников [5].
Среди западноевропейских программ интересна к рассмотрению шотландская программа «CompaniesofScale» (Сой), главным оператором которой выступает государственное инновационной агентство ScottishEnterprise. Ключевым показателем программы выступает вывод участников на годовой оборот более 100 млн фунтов. Программа в своем развитие прошла несколько этапов: от элитной с количеством участников лишь 16 компаний до 50 и дальнейшим расширением до 100 компаний. При этом CofS легко адаптируется под потребности компаний и срок участия может варьироваться от полутора до трех лет. Эксперты характеризуют данную программу как «наиболее продуманную» и «всеобъемлющую» за счет высокого уровня организации проекта и оказание масштабной и глубокой экспертно-консультационной поддержки в области стратегического менеджмента,
конкретных проблем компаний участников и коллективных подпрограмм управленческого
2
развития .
Не меньший интерес представляют программы господдержки БРК в странах Азии. Так, в Корее активно развивается долгосрочная программа WorldClass 300, курируемая государственными ведомствами и институтами развития совместно с Корейским институтом развития технологий и направленная на формирование в стране 300 компаний мирового уровня и программа NextGlobalChamp, официально объединенные в программу «Международный (глобальный) уровень роста (развития)». На данный момент идет активный набор участников проекта [4].
Отличительной особенностью малазийской программы господдержки БРК является ее направленность на промышленный сектор экономики. «Mid-Tier Companies Development Programme (MTCDP)» предусматривает ежегодный отбор участников программы на основе принадлежности к ключевым отраслям национальной экономики, годового оборота от 12,5 до 125 млн долл. для промышленных предприятий и от 5 млн для сервисных. Ключевые показатели, на достижение которых направлен данный проект развития и поддержки БРК приведен в таблице 1.
Таблица 1
Ключевые показатели программы MTCDP (составлено авторами на основе аналитического доклада «От «ТехУспеха к национальным чемпионам»)
Показатель Значение
Количество быстрорастущих национальных чемпионов 480
Количество быстрорастущих региональных чемпионов 60
Количество новых рабочих мест с высоким уровнем зарплаты 21 000
Прирост экспорта на 3,5 - 4 млрд долл.
Данную программу дополняют также программы М1ё-Т1егКашр-ирРго§гашше, ключевым показателем которой является увеличение экспортных продаж участников к 2023 году на 50%, и клуб выпускников «СЕОС1иЬ», который является дополнительной площадкой для общения и обмена опытом.
Программы государственной поддержки быстрорастущих компаний успешно реализуются также в Казахстане «Лидеры националной конкурентоспособности -Национальные чемпионы» при поддержке национального управляющего холдинга «Байтерек». Для участия в программе были отобраны компании всего трех отраслей, в которые вошли машиностроение,пищевая промышленность и производство строительных материалов с минимальным годовым объемом от 10 до 150 млн долл. с учетом положительной динамики роста за последние 3-4 года. В рамках данной программы были обозначены приоритетные нправления развития, связавнные с вытеснением импорта с внутренного рынка, выходом на новые рыночные площадки, внедрением бережливого производства и инвестиционная поддержка создания новых производственных мощностей и развитием управленческих навыков.
Таким образом, анализируя мировой опыт можно выделить ряд общих признаков, присущих программам поддержки БРК [5]:
2 Growing Innovative Companies to Scale: How Does Massachusetts Measure Up? [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://ipc.mit.edu/sites/default/files/documents/ScaleUpReportDec2015.pdf.
• курирование посредством ключевых правительственных министерсв и ведомств, либо региональных агенств экономического развития;
• в практической части реализации программы использование государственно-частного партнерства и консультации сторонних специализированных организаций;
• отбор на участие на основание системы критериев с предварительной бизнес-диагностикой компании претендента.
С другой стороны, совокупность конкрентных методов и инструментов реализации программ государственной поддержки БРК заметно различается в зависимости от приоретных направлений развития каждой страны.
В России активный интерес к быстрорастущим компаний начался сравнительно недавно и в данный момент харатеризуется несколькими государственными и частными проектами, такими как рейтинги БРК, программа медиахолдинга Эксперт «Конгресс газелей» и государственным проектом «Поддержка частных высокотехнологических компаний-лидеров» («Национальные чемпионы») [3, 9, 10].
Среди основных преград на пути роста отечественных компаний выделяют следующие факторы, приведенные на рисунке 1.
- Отсутствие возможности привлечения финансовых ресурсов из внешних источников на приемлемых условиях
- Трудности с выводом нового продукта на рынок
■ Высокая конкуренция
- Снижение покупательского спроса на российском рынке
Рисунок 1. Факторы, препятствующие росту компаний (составлено авторами)
Более того, по результатам опроса, приведенном в докладе «От «ТехУспеха» к национальным чемпионам» представители БРК выделили ряд мер государственной поддержки, которые наиболее необходимы им для дальнейшего роста и развития [5]:
• финансирование НИОКР из средств государственного бюджета;
• субсидирование части затрат на НИОКР;
• ограничение доступа зарубежных конкурентов на российский рынок, в том числе с государственными закупками;
• субсидирование процентных ставок по кредитам;
• получение проектного заемного финансирования в Фонде развития промышленности;
• административная поддержка при решении вопросов в органах власти.
В рамках проекта «Национальные чемпионы» предполагается выделение на основе рейтинга «ТехУспех» за период с 2014 по 2016 год выделение 30 наиболее успешных компаний и оказание господдержки данным компаниям для их экспансии и развития экспортного потенциала с целью формирования транснациональных компаний российского базирования.
Данный проект основан на лучших мировых практиках и основан на активном сотрудничестве быстроразвивающихся компаний с федеральными и местными органами исполнительной власти, кластерами и отраслевыми бизнес-ассоциациями.
Проект «Национальные чемпионы» включает в себя разработку форм поддержки отобранных компаний участников, помощь в преодоление административных барьеров, консультационная помощь в проработке стратегий, бизнес-планов и получений инвестиций, помощь в реализации внешнеэкономических проектов.
Проект рассчитан на период с 2016 по 2020 года и предполагает к концу реализации достижения ряда ключевых показателей, приведенных в таблице 2.
Таблица 2
Ключевые показатели проекта «Национальные чемпионы» (составлено авторами справки по приоритетному проекту «Поддержка частных высокотехнологических компаний-лидеров» («Национальные чемпионы»)3)
__ „ Количество компаний-
Показатель Значение
участников проекта
Рост объема высокотехнологичного экспорта В 4 раза Не менее 15
Объем продаж Не менее 1 млрд долларов в год Не менее 2 компаний проекта
Не менее 500 млн долларов в год Не менее 10 компаний проекта
Учитывая мировой и российский опыт в области развития и государственной поддержки быстрорастущих компаний в рамках формирования стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан на период до 2030 года отдельный блок развития реального сектора экономики включает в себя вопросы государственной поддержки деятельности БРК [2, 3].
Для участия в программе на основе анализа мирового и российского опыта в области методических подходов отнесения компаний к быстрорастущим выбраны общие и специфические критерии, приведенные в таблице 3.
3 Справка по приоритетному проекту «Поддержка частных высокотехнологических компаний-лидеров» («Национальные чемпионы») [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://innovation.gov.ru/sites/default/files/documents/2016/73804/6622.pdf.
Таблица 3
Требования к быстрорастущим компаниям (разработано авторами) Показатель: КР1 БРК Значение
Выручка От 100 млн. до 10 млрд. рублей
Среднегодовой темп роста выручки за 3-5 лет МБ - 20%, СБ - 15%, КБ - 10%
Форма собственности частная
Доля затрат на НИОКР, технологические инновации не менее 5%
Возраст предприятий минимум 3 года
Стратегическая цель проекта «Поддержка частных быстрорастущих компаний - лидеров роста» - к 2030 году обеспечить опережающий рост частных быстрорастущих компаний (БРК) для формирования на их базе компаний федерального значения, обеспечивающих до 50% от ежегодных темпов прироста ВРП. К 2025 году в экономике региона должно быть не менее 10 БРК с совокупной выручкой не менее 600 млрд. рублей.
Для достижения стратегической цели проекта предусмотрено последовательное решение ряда задач:
1. Создание реестра быстрорастущих компаний (БРК)на основании критериев отнесения компаний к быстрорастущим с учетом российской и зарубежной специфики путем статистического обследования предприятий и с учетом заявительного порядка формирования реестра.
2. Формирование пакета финансовых и нефинансовых услуг для БРК, оптимизация существующих портфелей финансовых инструментов бизнеса в рамках отраслевых государственных программ. В рамках данной задачи предусмотрено осуществление в режиме консьерж-сервиса быстрого и «легкого» доступа к таким инструментам, как проектное финансирование, финансирование лизинговых сделок, гарантирование кредитов, экспортное страхование, консалтинг и т.п., как на уровне субъекта, так и на федеральном уровне, а также формирование видовльгот для поддержки инвестиционных проектов БРК.
3. Оказания содействия в разработке и сопровождении стратегий развития БРК с учетом поддержки государства.
4. Предоставление БРК пакетов сервисных услуг в рамках госпрограммы поддержки БРК «Башкирские батыры».
Таким образом, с учетом современного состояния развития экономики и реализации программ федерального значения, государственная поддержка развития быстрорастущих компании на региональном уровне является обязательной частью программ стратегического развития и должна учитывать зарубежный и отечественный опыт поддержки БРК для формирования стартовой площадки сообщества высокоэффективных компаний, создающих благоприятные условия для долговременного устойчивого роста и вносящих весомый вклад как в развитие отдельно взятого региона, так и отечественной экономики в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Буренина И.В., Бирюкова В.В., Котов Д.В., Гайфуллина М.М., Гамилова Д.А. Стратегический анализ и оценка потенциала развития производства резиновых и пластмассовых изделий в Республике Башкортостан // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №1 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/33EVN116.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/33EVN116.
2. Буренина И.В., Бирюкова В.В., Котов Д.В., Тасмуханова А.Е., Гамилова Д.А. Стратегический анализ и оценка потенциала развития производства неметаллических изделий в Республике Башкортостан // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №1 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/34EVN116.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/34Е'УШ16.
3. Быль Е.А. Распределение быстрорастущих компаний по субъектам Российской Федерации / И.В. Буренина, Е.А. Быль // Проблемы и тенденции развития инновационной экономики: международный опыт и российская практика. - Уфа: Изд-во УГНТУ. - 2016. - С. 82-85.
4. Колодняя Г.В. Развитие быстрорастущих компаний как фактор долгосрочного экономического роста // Экономика и управление. - 2015. - №2. - С. 56-62.
5. Медовников Д.С., Розмирович С.Д., Оганесян Т.К. От «ТехУспеха» к национальным чемпионам [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ratingtechup.ru/images/cata1og2016.pdf.
6. Медовников Д.С., Розмирович С.Д., Оганесян Т.К. Кандидаты в чемпионы: средние быстрорастущие компании и программы их поддержки // Вопросы экономики. 2016. №9. С. 50-66.
7. Медовников Д.С., Розмирович С.Д., Оганесян Т.К. Кандидаты в чемпионы: особенности российских быстрорастущих технологических компаний, их стратегии развития и возможности государства по поддержке реализации этих стратегий // В кн.: Пятые Чарновские чтения. Сборник трудов V Международной научной конференции по организации производства / Сост.: А.Д. Кузьмичёв. М.: НОЦ «Контроллинг и управленческие инновации» МГТУ им. Н.Э. Баумана; Высшая школа инженерного бизнеса, 2015. С. 394-484.
8. Симон, Г. Скрытые чемпионы 21 века. Стратегии успеха неизвестных лидеров мирового рынка: переводное издание / Г. Симон, А.Ю. Юданов, Н.Н. Думная; под науч. ред. проф. А.Ю. Юданова. - М.: КНОРУС, 2015. - 240 с.
9. Хромова. Е. Заключение консультанта проекта // Эксперт. - 2015. - 26 (905). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://expert.ru/expert/2014/26/zak1yuchenie-konsu1tanta-proekta/ (дата обращения 10.12.2016).
10. Юданов А.Ю., Думная Н.Н. Первые российские фирмы - «скрытые чемпионы» // Мир новой экономики. 2014. №4. С. 73-82.
Kotov Dmitriy Valerievich
Institute of strategic research of Bashkortostan Republic, Russia, Ufa
E-mail: [email protected]
Burenina Irina Valerievna
Ufa state petroleum technological university, Russia, Ufa
E-mail: [email protected]
Gamilova Dilyra Agelamovna
Institute of strategic research of Bashkortostan Republic, Russia, Ufa
E-mail: [email protected]
Byl Evgeniya Andreevna
Ufa state petroleum technological university, Russia, Ufa
E-mail: [email protected]
Fast-growing companies as part of the development
strategy of the region
Abstract. The article considers Russian and global practice of state support for growing companies, common characteristics of national support projects and the specific features generated by the development priorities of different countries and regions, including Russian experience in the implementation of programs of state support of fast-growing companies - state project «Support of private high-tech companies-leaders» («National Champions»). The authors analyze main factors hindering the growth of domestic companies and allocate the necessary measures of state support of development of the fast-growing companies. Based on the analysis and taking into account successful international and russian experience in the proposed review of the programme of fast-growing companies development as a compulsory element of the strategic development programmes of the region. In the article the questions of forming of the state program of support of development of development fast-growing companies «Bashkir batyrs» in the unit development of the real sector of the economy the strategy for socio-economic development of the Republic of Bashkortostan for the period up to 2030, given the general and specific criteria for the selection of project participants, such as revenue and its average annual rate of growth, ownership of enterprises, the share of expenditure on R & d and technological innovation and the age of the enterprise. The authors present a plan for the phased implementation of the program taking into account the developed system of measures of state support in the framework of the program «Bashkir batyrs».
Keywords: fast-growing companies; strategy; regional development; state support; Bashkir batyrs; world experience