Научная статья на тему 'Быстрорастущие компании: обзор и сравнение подходов к определению и критериям'

Быстрорастущие компании: обзор и сравнение подходов к определению и критериям Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1698
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЫСТРОРАСТУЩИЕ КОМПАНИИ / КОМПАНИИ "ГАЗЕЛИ" / РЕЙТИНГИ / КЛАССИФИ-КАЦИЯ КОМПАНИЙ / КРИТЕРИИ БЫСТРОРАСТУЩИХ КОМПАНИЙ / ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Буренина Ирина Валерьевна, Быль Евгения Андреевна

В статье рассмотрена история возникновения понятия «быстрорастущие компании» (БРК), проведен обзор основных классификаций фирм в рамках изучения БРК, в частности изучены классификации Д. Берча и Б. Кирхгоффа. Проведен анализ основных подходов к формированию критериев БРК в разрезе научных исследований отдельных авторов, научных организации и современных рейтинговых систем, таких как «Gazelle Бизнеса», «ТехУспех», рейтинг РБК «50 самых быстрорастущих компаний России» и «Русские газе-ли». На основе анализа предложена авторская классификация критериев отнесения компаний к БРК, основанная на выделении общих, характерных для всех подходов, критериев, и специфических, встречающихся в определенных авторских разработках и обоснованных различиями в определениях БРК. К общим критериям быстрорастущих компаний отнесены значение показателя «Выручка», темп прироста показателя «Выручка» и возраст компании. Среди специфических критериев выделены открытость информации, затраты на технологические инновации, затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, вывод на рынок новых или существенно улучшенных товаров/услуг, а также доля новых товаров/услуг в формировании общей выручки компании. Обоснованы актуальность и необходимость разработки единого методического подхода к формированию единой системы критериев, определяющих БРК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAST-GROWING COMPANIES: AN OVERVIEW AND COMPARISON OF APPROACHES TO DEFINITION AND CRITERIA

The article considers the history of the concept of «fast growing companies», a review of the main classifications of firms within the scope of fast growing companies, in particular, studied the classification D. Birch and D. Kirchhoff, and includes the analysis of the main approaches to forming the criteria of fast growing companies in the context of scientific research of the indi-vidual authors, academic institutions and the modern rating system, such as the «Gazelle ofBusiness», «Techuspech» rating of RBC «the 50 most rapidly growing companies of Russia» and «Russian gazelles». Following results of the analysis authors offer the classification of fast grow-ing companies, based on the typical common characteristic of all approaches, criteria, and spe-cific, occurring in certain copyright developments and informed by different definitions of fast growing companies. To the general criteria of fast-growing companies assigned the value «Revenue», the rate of growth of the indicator «Revenue» and the age of the company. Among the specific criteria are highlighted transparency of information, the costs of technological innova-tion, the cost of research and development work, bringing to the market new or significantly-improved goods/services, and the share of new products/services in shaping the company's total revenue. Presented the urgency and the need to develop a common methodological approach to the formation of a unified system of fast growing companies criteria.

Текст научной работы на тему «Быстрорастущие компании: обзор и сравнение подходов к определению и критериям»

Business

Буренина И. В. Выгетпа I. V.

доктор экономических наук, профессор,

заведующая кафедрой «Экономика и управление на предприятии нефтяной и газовой промышленности» Института

нефтегазового бизнеса, ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

Быль Е. А. Byl E. Л.

аспирант кафедры «Экономика и управление на предприятии нефтяной и газовой промышленности» Института нефтегазового бизнеса, ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

УДК 330.35:65.016

БЫСТРОРАСТУЩИЕ КОМПАНИИ: ОБЗОР И СРАВНЕНИЕ ПОДХОДОВ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ И КРИТЕРИЯМ

В статье рассмотрена история возникновения понятия «быстрорастущие компании» (БРК), проведен обзор основных классификаций фирм в рамках изучения БРК, в частности изучены классификации Д. Берча и Б. Кирхгоффа. Проведен анализ основных подходов к формированию критериев БРК в разрезе научных исследований отдельных авторов, научных организации и современных рейтинговых систем, таких как «Gazelle Бизнеса», «ТехУспех», рейтинг РБК «50 самых быстрорастущих компаний России» и «Русские газели». На основе анализа предложена авторская классификация критериев отнесения компаний к БРК, основанная на выделении общих, характерных для всех подходов, критериев, и специфических, встречающихся в определенных авторских разработках и обоснованных различиями в определениях БРК. К общим критериям быстрорастущих компаний отнесены значение показателя «Выручка», темп прироста показателя «Выручка» и возраст компании. Среди специфических критериев выделены открытость информации, затраты на технологические инновации, затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, вывод на рынок новых или существенно-улучшенных товаров/услуг, а также доля новых товаров/услуг в формировании общей выручки компании. Обоснованы актуальность и необходимость разработки единого методического подхода к формированию единой системы критериев, определяющих БРК.

Ключевые слова: быстрорастущие компании, компании «газели», рейтинги, классификация компаний, критерии быстрорастущих компаний, инновации.

FAST-GROWING COMPANIES: AN OVERVIEW AND COMPARISON OF APPROACHES TO DEFINITION AND CRITERIA

The article considers the history of the concept of «fast growing companies», a review of the main classifications of firms within the scope of fast growing companies, in particular, studied the classification D. Birch and D. Kirchhoff, and includes the analysis of the main approaches to forming the criteria of fast growing companies in the context of scientific research of the individual authors, academic institutions and the modern rating system, such as the «Gazelle of

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Предпринимательство

Business», «Techuspech» rating of RBC «the 50 most rapidly growing companies of Russia» and «Russian gazelles». Following results of the analysis authors offer the classification of fast growing companies, based on the typical common characteristic of all approaches, criteria, and specific, occurring in certain copyright developments and informed by different definitions of fast growing companies. To the general criteria of fast-growing companies assigned the value «Revenue», the rate of growth of the indicator «Revenue» and the age of the company. Among the specific criteria are highlighted transparency of information, the costs of technological innovation, the cost of research and development work, bringing to the market new or significantly-improved goods/services, and the share of new products/services in shaping the company's total revenue. Presented the urgency and the need to develop a common methodological approach to the formation of a unified system of fast growing companies criteria.

Key words: fast-growing companies, «gazelles», ratings, classification of companies, the fast-growing companies criteria, innovations.

Актуальным вопросом современной экономики является необходимость поиска новых эффективных возможностей развития. Еще недавно приоритеты государственной поддержки оказывались малым предприятиям и крупным государственным компаниям. На сегодняшний день всё большее внимание уделяется забытым ранее средним предприятиям. Минэкономразвития и ГУ ВШЭ начали проект «Национальные чемпионы», цель которого заключается в обеспечении опережающего роста отечественных частных высокотехнологических экспортно-ориентированных компаний-лидеров и формировании на их базе транснациональных компаний российского базирования [1, 2]. В центре внимания данного проекта оказываются быстрорастущие компании.

Термин «быстрорастущие компании» («gazelles») впервые ввел в своих работах известный американский экономист Дэвид Берч [3]. Он исследовал влияния компаний малых и средних размеров на экономику США. По результатам своих исследований он выделил 4 группы предприятий:

— «слоны» — крупные компании, часто основанные за счет государственного капитала;

— «львы» — компаний, развитие которых основано на поглощении более слабых компаний;

— «газели» — компании, развитие которых осуществляется за счет непрерывного развития собственного потенциала;

— «мышь» — остальные мелкие незначительные участники рынка.

По мнению Дэвида Берча, именно «газели» являются основной движущей силой экономики, а большинство новых рабочих мест создается компаниями именно этой группы. И, хотя, Институт Брукингса в Вашингтоне, а также исследователи Армингтон и Одл не получали затем таких же высокий результатов вклада малых предприятий в формирование новых рабочих мест, термин «газели» (быстрорастущие компании) вошел в практику и послужил дальнейшим объектом исследований в различных странах мира [4].

Б. Кирхгофф развил классификацию фирм Д. Бёрча путем внедрения в исследованиях показателя «темп внедрения инноваций». Он также выделил четыре типа компаний, но уже с другими названиями и определениями (таблица 1).

Развитие теории Д. Берча относительно быстрорастущих компаний привело к множеству исследований компаний по всему миру, выявлению лидеров роста и их вклада в развитие экономических систем регионов, стран. С другой стороны, в настоящее время не существует общепризнанного подхода к определению термина «быстрорастущая компания» и, соответственно, не разработана единая система критериев отнесения компаний к быстрорастущим.

Анализируя работы различных исследователей БРК, таких как Д. Берч [3], З. Акс [5], М. Дешривере, официальные публикации Организации экономического сотрудничества и развития, а также современные рейтинги БРК: «Gazelle Бизнеса» [6], «ТехУспех»

Business

Таблица 1. Классификация фирм Б. Кирхгоффа (составлено авторами)

Наименование Характеристика Описание

«Сердцевинные» (core) Низкие темпы инноваций и роста Внедряя одну, две инновации, непродолжительно растут, затем стабилизируются

«Честолюбивые» (ambitious) Низкие темпы инноваций и быстрый рост Отличаются от «сердцевидных» лучшим использованием возможностей для расширения своих рынков

«Эффектные» (glamorous) Высокие темпы инноваций и быстрый рост Развитие компаний характеризуется непрерывным внедрением инноваций

«Стесненные (constrained) Высокие темпы инноваций и ограниченный рост Развитие компании ограничивается нехваткой ресурсов для дальнейшего внедрения инноваций и роста

[7], организованный АО «Российская венчурная компания» (АО «РВК») при участии ООО «ПрайсвотерхаусКуперс Консультирование» (PwC), совместно с ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» («НИУ ВШЭ»), рейтинг РБК «50 самых быстрорастущих компаний России» [8] и «Русские газели», авторами была составлена сводная таблица сравнения основных подходов к определению БРК и формированию критериев отнесения компаний к БРК (таблица 2).

На рисунке 1 представлена авторская классификация критериев отнесения компаний к БРК в рамках рассмотренных российских практик оценки БРК (рисунок 1).

Таким образом, можно сделать вывод о наличии общих критериев отнесения компании к БРК и специфических, присущих ряду рейтингов. Так, например, «выручка» является общим критерием отнесения компаний к БРК, однако, минимальный порог меняется в диапазоне от 120 млн до 1 млрд руб. Более того, национальный рейтинг «ТехУспех» в рамках данного критерия подразделяет компании на 3 категории: малые (от 120 млн руб. до 800 млн руб.), средние (от 800 млн руб. до 2 млрд руб.) и крупные. Вторым общим критерием является темп прироста выручки. В данном показателе также наблюдается вариация от 10 % до 30 % в зависимости от подхода. Стоит также отметить, что в рамках данного критерия в рейтинге «ТехУспех» разрешается даже снижение выручки более чем на 10 % не более двух периодов. Различие в подходах к оценке критерия «Темп прироста выручки» вызвано различными подходами к концепции быстрорастущих компаний» (таблица 2). В мировой практике выделяют два подхода — «жесткий» критерии Берча и

82 -

Рисунок 1. Критерии БРК (разработано авторами)

«мягкий» ОЭСР. Первый подход основан на том, что компании могут быть отнесены к БРК только если они растут на 20 % и более ежегодно в течение четырех лет. Второй подход относит к БРК компании со среднегодовым темпом прироста занятости или выручки более 20 % в течение трехлетнего периода и с численностью персонала не менее 10 человек в начале первого года периода. При этом в качестве итогового критерия ОЭСР отдает предпочтение показателю роста численности, так как, по их мнению, использование выручки способно привести к систе-

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Предпринимательство

Таблица 2. Обзор подходов к определению критериев БРК (составлено авторами)

Источник Методика отнесения к БРК

Дэвид Берч Компании с выручкой не менее 100 тыс. долларов и темпами роста не менее 20 % ежегодно в течение четырех лет.

«Мягкий» критерий ОЭСР Компании со среднегодовым темпом прироста занятости или выручки более 20 % в течение трехлетнего периода и с численностью персонала не менее 10 человек в начале первого года периода. При этом в числе быстрорастущих компаний отдельно выделяются компании моложе 5 лет, которые согласно классификации следует относить к «газелям».

З. Акс Учет в определении Д. Берча роста занятости для выявления «высокоэффективных компаний».

М. Дешривере Анализ сочетания органического и неорганического (в рамках сделок слияний и поглощений) роста. Его подход заключается в том, что компания, растущая органически, действительно создает новые рабочие места, в то время как растущая за счет слияний и поглощений компания получает уже существующие рабочие места другой компании.

Рейтинг быстрорастущих компаний «Gazelle Бизнеса» (Деловой Петербург) Компания работает полных 4 года, имеет прирост оборота. С учетом экономической ситуации обороты в отдельные годы могут не расти или даже показывать минус. Главное-креативность, важны также социальный аспект и использование технологий.

Рейтинг «ТехУспех» (АО «РВК», «НИУ ВШЭ», PwC) 1. Выручка компании (группы компаний) за последний год составляет от 120 млн руб. до 30 млрд руб. (выделение 3 категорий: малые (от 120 млн руб. до 800 млн руб.), средние (от 800 млн руб. до 2 млрд руб.), крупные (от 2 млрд руб. до 30 млрд руб.)). 2. Среднегодовой темп роста (CAGR) выручки за 5 последних лет по категориям (малые компании не менее 20 %, средние компании не менее 15 %, крупные компании до 10 млрд руб. — не менее 12 %, более 10 млрд руб. — не менее 10 %). 3. В течение последних 5 лет наблюдалось не более двух периодов снижения выручки более чем на 10 %. 4. За последние 3 года компания вывела на российский рынок, как минимум, один новый или существенно улучшенный продукт/услугу, разработанные на основе собственных или приобретенных результатах НИОКР. 5. Доля выручки от продаж такой новой продукции/услуг составляет в среднем за последние 3 года по категориям (малые и средние компании не менее 30 %, крупные компании до 10 млрд руб. не менее 25 %, компаний более 10 млрд руб. не менее 20 %). 6. Средние за последние 3 года затраты на НИОКР составляют не менее 5 % от выручки. 7. Средние за последние 3 года затраты на технологические инновации составляют не менее 10 % от выручки. 8. Минимальный возраст компании — 4 года.

Рейтинг РБК: 50 самых быстрорастущих компаний России / А. Бабицкий, И.Терентьев 1. Ежегодный рост выручки не менее 20% за последние три года. 2. Выручка не менее 1 млрд руб. в начальном анализируемом году и не менее 3 млрд руб. в последнем. 3. Компания зарегистрирована минимум 4 года. 4. Компания должна быть частной или доля частных акционеров составляет не менее 50 %. 5. Компания не должна находиться в стадии ликвидации или объединения с другими компаниями. 6. Понятный и прозрачный бизнес.

«Русские газели» / Журнал «Эксперт» 1. Выручка каждой из «русских газелей» превысила 300 млн руб. 2. Темп прироста выручки «русских газелей» за три последних года ежегодно превышает 30 %. 3. «Русские газели» — это компании, не контролируемые государством, иностранными стратегическими инвесторами или российскими холдингами, группами компаний или иными подобными корпоративными образованиями. 4. Дополнительным требованием к включаемым в топ-100 «русских газелей» фирмам было наличие информационной открытости.

Business

матической ошибке, связанной с ростом издержек в отдельных отраслях или смещением структуры продукции в сторону большей добавочной стоимости без сопровождения данных изменений созданием новых рабочих мест. Также показатель выручки не позволяет провести корректное сравнение БРК различных стран в связи с различием инфляции. В рамках национальных рейтингов учет инфляции возможен; в частности, в своих исследованиях компания «Эксперт» обосновывает увеличение критерия «рост темпов выручки» с 20 % до 30 % именно за счет учета ежегодной инфляции [9]. В общих критериях возможно также выделение минимального возраста компании — не менее 5 лет. Данное условие обосновано тем, что наращивание темпов роста выручки, пока предприятие находится на стадии стартапа, гораздо легче, чем то же наращивание в условиях перехода компании на следующий жизненный цикл.

К специфичным критериям оценки БРК могут быть отнесены такие критерии как: открытость информации, затраты на научно-исследовательские работы, степень принадлежности компаний к российским физическим и юридическим лицам, затраты на технологические инновации и вывод на российский рынок нового или существенно улучшенного продукта/услуги, разработанного на основе собственных или приобретенных результатах НИОКР и, соответственно, доля выручки, полученная за счет продажи данного продукта/услуги [10-14].

Рассмотрим специфические критерии более подробно. Открытость информации подразумевает возможность анализа отчетности предприятия. Так, часть исследователей пользуются платными базами данных компаний, таких как, например, СПАРК, часть отдает предпочтение бесплатным ресурсам, таким как сайты компаний и сайты раскрытия информации. Работа с такими сайтами более трудоемкая и не включает автоматизированные системы поиска и фильтрации по заданным критериям, таким как, например, год регистрации. Существует еще один подход, который использует «Деловой

Петербург», размещение на официальном сайте анкеты с набором показателей, необходимых для ранжирования компаний. Следует отметить, что данный подход существенно снижает охват оценки предприятий и снижает достоверность самих результатов. Рейтинг «ТехУспех» отдает приоритет консолидированной отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО и US GAAP. Если компания не готовит отчетность в соответствии с международными стандартами, то возможно использование отчетности, составленной по РСБУ

Второй специфический критерий рассматривает степень принадлежности компаний российским физическим и юридическим лицам. В частности, «ТехУспех» включает в рейтинговую оценку компании, зарегистрированные в России и принадлежащие не менее чем на 50 % российским физическим и юридическим лицам. Также в рейтинге представлены зарегистрированные в иностранных юрисдикциях «компании-оболочки», большая часть активов которых находится на территории России, а их владельцами являются российские физические и юридические лица [15]. Примеры таких компаний — «Яндекс» (Yandex N.V.), группа «Рольф» (Sinoco Limited).

Затраты на научно-технические и опытно-конструкторские работы (НИОКР) были введены в состав обязательных критериев при определении БРК рейтингом «ТехУспех». В рамках этого критерия анализируются средние значения затрат на НИОКР за последние три года, которые должны составлять ежегодно не менее 5 % от выручки. Также данный рейтинг анализирует отдельно среднее значение затрат на технологические инновации за аналогичный период времени. Их значение должно составлять не менее 10 % от выручки. Более того, одним из условий данного рейтинга является успешность внедрения результатов исследований компаний. Так, в число обязательных условий отнесения компании к БРК входит вывод на российский рынок минимально одного нового или существенно улучшенного продукта либо услуги, полученных за счет соб-

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ственных либо приобретенных результатах НИОКР и получение определенного процента выручки именно за счет данного товара, либо услуги. Процент от выручки варьируется в зависимости от отнесения компаний к различным группам: малые и средние предприятия, а также крупные с различными показателями выручки.

Вывод

Таким образом, на данный момент времени наблюдается переход фокусирования

Предпринимательство

внимания с малого предпринимательства и крупных государственных корпораций как основного источника развития российской экономики на быстрорастущие компании. Многообразие подходов к критериям отнесения компании к БРК обосновывает необходимость разработки единого методического подхода к определению понятия «быстрорастущая компания» и формирования единой системы критериев, определяющих БРК.

Список литературы

1. Баринова В.А., Сорокина А.В., Шестоперов А.М. Новый взгляд на поддержку малого и среднего бизнеса в России: компании-«Газели» // Российское предпринимательство. 2015. № 16 (17). С. 2773-2786.

2. Механик А. Средние компании: мы, как бы, не видели [Электронный ресурс]. «ExpertOnline», 2016. Режим доступа: URL: http://expert.ru/2016/07/15/chempionyi (дата обращения 01.10.2016).

3. Birch D.L., Medoff J. Gazelles // In Lewis C. Solomon, Alec R. Levenson. Labor Markets, Employment Policy, and Job Creation. Boulder: Westview Press, 1994. P. 159-168.

4. Современные классики теории предпринимательства. Лауреаты Международной премии за вклад в исследования предпринимательства и малого бизнеса (1996—2010) / пер. с англ. под науч. ред. А. Ю. Чепуренко; предисл. и послесл. А.Ю. Чепуренко; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Науч.-учеб. лаб. исследований предпринимательства. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. 526 с.

5. Acs Z.J., Parsons W., Tracy S. High-Impact Firms: Gazelles Revisited. Washington, DC: U.S. Small Business Administration Office of Advocacy, Working Paper No. 328, 2008. 92 p.

6. Хромова Е. Заключение консультанта проекта // Эксперт [Электронный ресурс]. 2015. 26 (905). Режим доступа: http://expert. ru/expert/2014/26/zaklyuchenie-konsultanta-proekta (дата обращения 01.10.2016).

7. Методология конкурса ТЕХУСПЕХ-2016 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://

www.ratingtechup.ru/about/methodology (дата обращения 01.10.2016).

8. Рейтинг РБК: 50 самых быстрорастущих компаний России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rbc.ru/ratings/busi ness/18/11/2015/5649e7269a79478a63c3e236# Методика (дата обращения 01.10.2016).

9. Рейтинг крупнейших компаний России [Электронный ресурс]. Режим доступа: Ц^: http://raexpert.ru/docbank/Zb4e/538/5e1/ af8773c8f63d182573aa777.pdf (дата обращения 01.10.2016).

10. Буренина И.В., Батталова А.А. Управление, организация и планирование деятельности крупных комплексов промышленности. Уфа: Изд-во УГНТУ, 2010. 105 с.

11. Буренина И.В., Котов Д.В., Батталова А.А., Тасмуханова А.Е., Захарова И.М. Стратегический анализ и оценка потенциала развития добычи полезных ископаемых в Республике Башкортостан // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». 2015. Т. 7, № 6. иКЬ: http://naukovedenie.ru/ PDF/104EVN615.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/104Б^615.

12. Долгин А.Н. Феномен компаний-«газелей» в мире и в России // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 21 (350). С. 184-191.

13. Колодняя Г.В. Развитие быстрорастущих компаний как фактор долгосрочного экономического роста // Экономика и управление. 2015. № 2. С. 56-62.

14. Овчинникова А.А., Буренина И.В. Вопросы формирования регионального кла-

Business

стера // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2011. № 4. С. 23-27.

15. Симон Г., Юданов А.Ю., Думная Н.Н. Скрытые чемпионы 21 века. Стратегии успеха неизвестных лидеров мирового рынка: переводное издание / Под науч. ред. проф. А.Ю. Юданова. М.: КНОРУС, 2015. 240 с.

References

1. Barinov V.A., Sorokina A.V., Shestoperov A.M. A New Look at the Support for Small and Medium Business in Russia: Companies-«Gazelles» // Journal of Russian Entrepreneurship. 2015. № 16 (17). Р. 2773-2786.

2. Mechanic A. Medium-Sized Companies, We Actually have not Seen [Electronic resource]. «ExpertOnline». 2016. URL: http://expert. ru/2016/07/15/chempionyi (accessed 01.10.2016).

3. Birch D.L., Medoff J. Gazelles / In Lewis C. Solomon, Alec R. Levenson. Labor Markets, Employment Policy, and Job Creation. Boulder: Westview Press, 1994. Р. 159-168.

4. Modern Classics Theory of Entrepreneurship. The winners of the International Prize for Contribution to the Study of Entrepreneurship and Small Business (19962010): Transl. from Engl. / Under the scientific edition of A.Yu. Chepurenko; Foreword. and afterword. by A.Y. Chepurenko; NAT. University «Higher School of Economics», Scientific lab. for Studies of Entrepreneurship. M.: Publishing House, House of the Higher School of Economics, 2013. 526 p.

5. Acs Z.J., Parsons W., Tracy S. High-Impact Firms: Gazelles Revisited. Washington, DC: U.S. Small Business Administration Office of Advocacy, Working Paper No. 328. 2008. 92 p.

6. Khromov E. Conclusion the Project Consultant // Expert [Electronic resource]. 2015. 26 (905). URL: http://expert.ru/expert/2014/26/ zaklyuchenie-konsultanta-proekta (accessed 01.10.2016).

7. The methodology of the competition TECHUSPECH-2016 [Electronic resource]. URL access:http://www.ratingtechup.EN/about/ methodology (accessed 01.10.2016).

8. RBC Rating: 50 of the Fastest Growing Companies of Russia [Electronic resource]. URL: http://www.rbc.ru/ratings/business/18/11/ 2015/5649e7269a79478a63c3e236#MeTOflHKa (accessed 01.10.2016).

9. The Rating of Largest Russian Companies [Electronic resource]. URL: http://raexpert.ru/ docbank//b4e/538/5e1/af8773c8f63d182573aa777. pdf (accessed 01.10.2016).

10. Burenina I.V., Battalova A.A. Management, Organization and Planning Activities of Major Industries. Ufa: USPTU, 2010. 105 p.

11. Burenina I.V., Kotov D.V., Battalova A.A., Tasukhanov A.E., Zakharova I.M. Strategic Analysis and Evaluation of the Development Potential of Mining in the Republic of Bashkortostan // Internet-journal «Naukovedenie». 2015. Vol. 7, No. 6. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/104EVN615.pdf (access is free). Tit. screen. Yaz. eng., eng. DOI: 10.15862/104EVN615.

12. Dolgin A.N. The Phenomenon of Companies «Gazelles» in the World and in Russia // Bulletin of the Chelyabinsk State University. 2014. № 21 (350). P. 184-191.

13. Kholodnaya G.V. Development of Fast-Growing Companies as a Factor of Long-Term Economic Growth // Economics and Management. 2015. No. 2. P. 56-62.

14. Ovchinnikov A.A., Burenina I.V. Problems of Formation of Regional Cluster // Economics and Management: Research and Practice Journal. 2011. No. 4. P. 23-27.

15. Simon G., Yudanov A.Yu., Duma N.N. Hidden Champions of the 21st Century. Success Strategies of Unknown World Market Leaders: transl. publication / Under scientific. editorship of Professor A.Yu. Judanova. M.: KNORUS, 2015. 240 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.