Научная статья на тему 'Развитие быстрорастущих компаний как фактор долгосрочного экономического роста'

Развитие быстрорастущих компаний как фактор долгосрочного экономического роста Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
907
316
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЫСТРОРАСТУЩИЕ КОМПАНИИ / ПРОГРАММА ПО ВЫРАЩИВАНИЮ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЧЕМПИОНОВ / ИННОВАЦИОННОСТЬ БЫСТРОРАСТУЩИХ КОМПАНИЙ / GROWTH COMPANIES / PROGRAM FOR GROWING NATIONAL CHAMPIONS / INNOVATIVENESS OF GROWTH COMPANIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колодняя Галина Владимировна

Статья посвящена особенностям функционирования быстрорастущих компаний (БРК) и необходимости реализации программы по их поддержке со стороны государства. Предмет исследования деятельность БРК. Цель работы доказать влияние успешной деятельности БРК на долгосрочный экономический рост. Рассмотрен феномен БРК в мировой экономике, представлены оценка вклада БРК в прирост ВВП и уровень занятости, определены критерии отнесения компаний к быстрорастущим организациям. В настоящее время можно говорить о начальном этапе процесса формирования сектора высокоэффективных компаний в России. Однако для раскрытия имеющегося потенциала БРК необходима программа по их государственной поддержке. В статье рассмотрены основная идея этой программы, ее ключевые направления и механизмы реализации. Сделан вывод о том, что концентрация точечных инвестиций, сосредоточенных в секторе успешно работающих компаний среднего бизнеса, позволит достичь взрывного роста и распространить возникший эффект на экономику в целом через увеличение спроса на инновации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF GROWTH COMPANIES AS A FACTOR OF THE LONG-TERM ECONOMIC GROWTH

The paper focuses on the functional specifics of growth companies (GC) and the need to implement a program of their government support. The subject of research is the GC activities. The purpose of research is to prove the effect of the successful GC operation on the long-term economic growth. The GC phenomenon in the global economy is considered; the assessment of the GC contribution to the GDP growth and employment is provided; criteria for classifying companies as growth organizations are defined.At present, the formation of the high-performance sector in Russia is at the initial stage. However, a program for their state support is needed to expose the existing GC potential. The main idea of the program, its key areas and implementation mechanisms are described in the paper. It is concluded that concentration of targeted investments in the sector of successfully run medium business companies makes it possible to achieve explosive growth and extend the effect obtained thereby to the whole economy through increased demand for innovations.

Текст научной работы на тему «Развитие быстрорастущих компаний как фактор долгосрочного экономического роста»

УДК 658.114.3:330.35 (045)

РАЗВИТИЕ БЫСТРОРАСТУЩИХ КОМПАНИЙ

КАК ФАКТОР ДОЛГОСРОЧНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО

РОСТА*

КОЛОДНЯЯ ГАЛИНА ВЛАДИМИРОВНА, д-р экон. наук, профессор кафедры «Экономическая теория» Финансового университета E-mail: [email protected]

Статья посвящена особенностям функционирования быстрорастущих компаний (БРК) и необходимости реализации программы по их поддержке со стороны государства. Предмет исследования - деятельность БРК. Цель работы - доказать влияние успешной деятельности БРК на долгосрочный экономический рост. Рассмотрен феномен БРК в мировой экономике, представлены оценка вклада БРК в прирост ВВП и уровень занятости, определены критерии отнесения компаний к быстрорастущим организациям. В настоящее время можно говорить о начальном этапе процесса формирования сектора высокоэффективных компаний в России. Однако для раскрытия имеющегося потенциала БРК необходима программа по их государственной поддержке. В статье рассмотрены основная идея этой программы, ее ключевые направления и механизмы реализации. Сделан вывод о том, что концентрация точечных инвестиций, сосредоточенных в секторе успешно работающих компаний среднего бизнеса, позволит достичь взрывного роста и распространить возникший эффект на экономику в целом через увеличение спроса на инновации.

Ключевые слова: быстрорастущие компании; программа по выращиванию национальных чемпионов; инновационность быстрорастущих компаний.

The Development of Growth Companies as a Factor of the Long-Term Economic Growth

GALINA V. KOLODNIAYA, ScD (Economics), professor of the Economic Theory Chair, the Financial University E-mail: [email protected]

The paper focuses on the functional specifics of growth companies (GC) and the need to implement a program of their government support. The subject of research is the GC activities. The purpose of research is to prove the effect of the successful GC operation on the long-term economic growth. The GC phenomenon in the global economy is considered; the assessment of the GC contribution to the GDP growth and employment is provided; criteria for classifying companies as growth organizations are defined.

At present, the formation of the high-performance sector in Russia is at the initial stage. However, a program for their state support is needed to expose the existing GC potential. The main idea of the program, its key areas and implementation mechanisms are described in the paper. It is concluded that concentration of targeted investments in the sector of successfully run medium business companies makes it possible to achieve explosive growth and extend the effect obtained thereby to the whole economy through increased demand for innovations.

Keywords: growth companies; program for growing national champions; innovativeness of growth companies.

Роль БРК в развитии национальной экономики

После открытия феномена быстрорастущих компаний (далее — БРК) Дэвидом Берчем в 1980-х гг. в США и получения аналогичных результатов впоследствии во многих странах мира популярность быстрорастущих компаний возросла, а термин БРК стал общепринятым [1, 2]. В результате проведенных исследований

установлена высокая степень неравномерности роста компаний. На фоне большинства крупных и малых компаний, демонстрирующих медленный рост и соответственно вносящих незначительный вклад в увеличение занятости и прирост ВВП, была выявлена небольшая группа малых и средних компаний, отличающихся высокой динамичностью и способных поддерживать высокие темпы роста в течение длительного

* Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по Государственному заданию Финуниверситета 2014 г. ВТК-ГЗ-58-14 по теме «Быстрорастущие компании как фактор развития российской экономики».

времени. Несмотря на свою малочисленность, БРК обеспечивается весомая часть общего прироста ВВП и занятости (50-80%) в развитых экономиках. В соответствии с определением Ев-ростата и ОЭСР к БРК относят компании, показывающие среднегодовой темп роста выручки от реализации более 20% в течение 3 лет. Доля БРК варьирует в пределах 7-13% количества компаний в развитых экономиках, в пост-социалистических странах ЕС доля БРК составляет 17-23% [3, 4].

Эмпирические исследования российских БРК начали осуществляться с 2003 г. учеными Финансового университета под руководством профессора А.Ю. Юданова, в дальнейшем к изучению деятельности отечественных быстрорастущих фирм присоединился медиахолдинг «Эксперт» [5]. Результаты исследования выявили достаточно крупную популяцию быстрорастущих компаний в российской экономике, составляющую 60% общего числа компаний. После мирового кризиса 2008-2009 гг. произошло резкое сокращение численности российских БРК до уровня 30-40%. Тем не менее высокая численность БРК в России в сравнении с международными показателями свидетельствует о наличии большого потенциала для развития этих компаний. Можно предполагать, что будущее развитие отечественной экономики будет зависеть от успешного функционирования БРК. Однако для раскрытия их потенциала потребуется государственная поддержка.

Отличительной чертой БРК является их устойчивый и стремительный рост. Как правило, большинство БРК, начав свою деятельность как малые предприятия, в течение непродолжительного времени превращаются в средние и даже крупные компании. Обладая способностью генерировать долгосрочный рост благодаря применению инновационных технологических решений, БРК становятся своеобразными драйверами роста в национальной экономике.

При этом на общем фоне низкой инновационной активности отечественных компаний1

1 Уровень инновационной активности по экономике в целом в России на протяжении последних лет находится в пределах 10-11%, тогда как среднеевропейский уровень составляет 30%, в странах с высоким уровнем экономического развития этот показатель доходит до 50-70% (Германия — 70%; Канада — 65%; Дания и Финляндия — 55-57%) [6].

выгодно выделяются БРК, которые отличает высокий уровень затрат на Research&Development (R&D), варьирующий в диапазоне от 1,5% (в потребительском секторе) до 10-15% (в сфере IT-индустрии и машиностроении) годового оборота [7, с. 19, 24]. Инновации позволяют БРК выживать в острой конкурентной борьбе. У некоторых отечественных БРК основная доля выручки формируется благодаря производству инновационных продуктов [7, с. 24].

Высокую инвестиционную активность российских БРК подтверждают данные Национального рейтинга быстрорастущих компаний «Тех-Успех-2014». Наряду с определением лидеров среди БРК, организаторы рейтинга в лице Российской венчурной компанией (РВК) и Ассоциации инновационных регионов России (АИРР) проводили интервьирование руководителей компани-участников, что позволило создать следующий медианный «портрет» компании — участника рейтинга: годовая выручка от реализации — 1 млрд руб.; количество сотрудников — 322 человека; среднегодовые темпы роста выручки за последние три года — 25%; доля расходов на технологические инновации в выручке — 23%; доля новой продукции — 22% [8].

Одно из первых мест в рейтинге «Тех-Успех-2014» компания «Интерскол» (1991) завоевала благодаря постоянному использованию инноваций. Сегодня каждый пятый инструмент, производимый в нашей стране, выпускается под маркой «Интерскол». Благодаря применению передовых технологий, «Интерскол» успешно конкурирует с глобальными игроками рынка в лице Bosch, Hitachi, Black&Decker. «Интерскол» выступила инициатором образования в России инновационно-производственного кластера. Эта компания успешно завершила осуществление инвестиционного проекта строительства завода по производству профессионального инструмента (ОЭЗ «Ала-буга», Республика Татарстан), что позволит ей стать после введения в строй третьей очереди завода крупнейшим поставщиком инструмента в Европе2. Более того, ряд ученых считают, что компания «Интерскол» вполне может претендовать на исполнение роли центра отечественного

2 См. данные официального сайта компании. URL: http://Www. interskol.ru (дата обращения: 09.02.2015).

станкостроения в нашей стране в недалеком будущем [9, с. 45].

Экономист и маркетолог Герман Саймон также указывает, что применение БРК инноваций является важнейшей составляющей успеха [10]. Сравнивая усилия, предпринимаемые БРК, с деятельностью крупных компаний в области инноваций, ученый отмечает преимущества БРК. Так, они больше тратят на R&D — 3,6% выручки против 3%, осуществляемых крупными глобальными игроками. БРК превосходят крупнейшие компании по величине патентов на одного занятого. У глобальных компаний приходится 6 патентов на одного работающего, тогда как у БРК — 31. БРК отличает большая экономичность в процессе разработки патента. У крупнейших ТНК затраты на один патент составляют 2,5 млн долл. США, в то время как у БРК — 0,5 млн долл. США [10, с. 112].

Быстрорастущие фирмы принято называть knowledge firms, или компаниями, основанными на знаниях, по причине того, что именно научные разработки позволяют обеспечивать неоспоримое конкурентное преимущество для бизнеса3. БРК не только активно финансируют исследовательские работы. Осознавая важность роли сотрудников, осуществляющих инновационную деятельность, руководство БРК стремится развивать творческий формат компании, настраивать персонал на постоянный поиск и новаторство, организует обучение специалистов. Так, БРК IPG Photonics (1998), являющаяся создателем рынка волоконных лазеров и контролирующая около 80% мирового рынка лазерной и волоконной техники, наряду с подготовкой сотрудников, активно ведет поиск будущих специалистов для работы в компании. Сотрудники компании направляются в регионы России в целях поиска талантливой молодежи. Приглашенным на работу специалистам IPG Photonics покупает жилье, а обучение проводит в корпоративном учебно-научном центре «Фотоники», расположенном в подмосковном городе Фрязино.

Поскольку БРК целенаправленно осуществляют инвестирование в своих сотрудников, они не идут даже в периоды спада по традиционному для крупного бизнеса пути — сокращению издержек путем увольнения части персонала.

3 См. более подробно: [11, с. 27-34].

Напротив, они пытаются принимать нестандартные решения. Руководство БРК понимает, что при улучшении экономической конъюнктуры и резком увеличении спроса на продукцию производитель не сможет мгновенно найти специалистов необходимого профиля и нужной квалификации.

Акцент в деятельности БРК на human resources («человеческие ресурсы) объясняется особенностями применяемой ими нишевой стратегии или стратегии узкой специализации, предусматривающей изготовление особой и оригинальной продукции (услуг) для определенного круга потребителей. Удовлетворение особенных запросов потребителей предполагает постоянное инвестирование в human resources. БРК осуществляют тщательный подбор сотрудников, непрерывно проводят повышение квалификации и переобучение работников, стремясь сохранить высококвалифицированный персонал даже в периоды неблагоприятной рыночной конъюнктуры.

Например, руководство тверской БРК «Диэлектрические кабельные системы» (ДКС) (1998), ведущего производителя кабеленесущих систем и электрощитового оборудования в России и Европе, столкнувшись с резким сокращением заказов на свою продукцию в 2008 г., избрало путь сохранения трудового коллектива. На предприятии перешли на сокращенную рабочую неделю, оптимизировали затраты, благодаря чему удалось избежать существенных потерь специалистов. «Нам нужно было сохранить коллектив, который создавался с большим трудом. Сокращения затронули лишь 4-5% сотрудников. Это временные рабочие, занимавшиеся низкоквалифицированным трудом. С учетом уезжающих в другие регионы и выходивших на пенсию к концу 2009 г. наш штат сократился лишь на 10%», — комментирует ситуацию председатель совета директоров компании ДКС Дмитрий Кол-пашников [12, с. 13].

Даже кризис не помешал компании ДКС сохранить персонал, что было сложно при значительном сокращении спроса на ее продукцию. Для обеспечения занятости сотрудников принято решение осуществлять профилактику оборудования. Впоследствии ДКС стала активно работать над реализацией программы по повышению квалификации и переобучению своих сотрудников. Компании удалось не только

переквалифицировать 10% сотрудников, но и привлечь средства областного бюджета, которые были направлены на поддержку предприятий во время кризиса.

Схожий алгоритм в решении проблемы сохранения трудового коллектива в условиях кризиса можно проследить в работе отечественной БРК «Медицинские Технологии Лтд» (МТЛ) (1997). Она занимается производством высокотехнологичного медицинского диагностического оборудования и является стратегическим партнером мирового гранда на рынке медобо-рудования General Electric Healthcare. Осознавая важность вклада сотрудников в процесс формирования конкурентных преимуществ4, компания в условиях кризиса стремилась сохранить трудовой коллектив. При недостатке финансовых ресурсов по обоюдному согласию работников и руководства компании было принято решение о выплате сотрудникам в кризисный период только базовых окладов. Причитающиеся социальные выплаты и премии учитывались и накапливались на персональном счете каждого сотрудника с тем, чтобы быть выплаченными при улучшении финансовых показателей бизнеса.

Как уже отмечалось выше, БРК используют нишевую стратегию узкой специализации, работая над созданием уникального продукта, «заточенного» под запросы конкретной группы потребителей. Избрав специализированную нишу, БРК уходит от лобового столкновения с крупными компаниями, осуществляющими массовое производство стандартного товара. Вместе с тем данная стратегия несет определенные риски, связанные с узостью избранной производителем ниши. Снизить риски, связанные с ограниченностью спроса на национальных рынках, позволяет глобализация, подразумевающая выход компаний на зарубежные рынки. На основе анализа деятельности российских БРК можно сделать вывод об успешной работе большинства производителей не только на отечественном рынке, но и за рубежом. Вместе с тем следует указать на незначительную долю экспорта в выручке

4 85% сотрудников компании МТЛ являются специалистами с высшим образованием, 6 человек имеют ученую степень. См. данные официального сайта компании МТЛ. URL: www.mtl.ru (дата обращения: 09.02.2015).

производителей — в среднем 13% [8, с. 9]. Слабая представленность российских БРК на зарубежных рынках сдерживает рост и ограничивает дальнейшее развитие компаний. Вероятно, именно слабое присутствие отечественных БРК стало основной причиной, спровоцировавшей резкое сокращение численности этих компаний в период кризиса 2008-2009 гг.

Однако выход на зарубежные рынки не только предполагает смену компетенций, но и требует значительных финансовых затрат, связанных с сертификацией производства и продаж при работе в новых условиях. Для многих производителей барьеры, возникающие при выходе на зарубежные рынки, превращаются в существенные препятствия, помочь преодолеть которые способно государство. Рассмотрим возможности государственной поддержки БРК, применяемой в ряде стран.

Практика государственной поддержки БРК: мировой опыт

Поскольку феномен БРК был выявлен сравнительно недавно, практика их поддержки со стороны государства находится в стадии формирования. Вместе с тем необходимость проведения подобной политики ни у кого не вызывает сомнения. Сегодня в большинстве стран мира программа поддержки БРК является составной частью государственной экономической политики и направлена на увеличение показателей эффективности работающих компаний среднего бизнеса с тем, чтобы упростить условия их работы, облегчить процедуру выхода на международный рынок, устранить барьеры, препятствующие росту, т. е. имеет цель — способствовать процессу выращивания будущих национальных лидеров [3].

Особенно полезным для нашей страны может стать рассмотрение опыта государственной поддержки БРК в некоторых странах Юго-Восточной Азии с формирующимися институтами развития. Так, в Южной Корее после запуска государственной долгосрочной программы поддержки будущих национальных чемпионов в 2009 г. было отобрано около 300 компаний-кандидатов, из которых первые 7 получили официальный статус корейских национальных чемпионов, дающий право на получение льготных кредитов и других методов поддержки. Вторая государственная программа World Class 300,

стартовавшая в 2010 г. в этой стране, предусматривает наряду с применением налоговых льгот комплекс мер технологической и консультационной поддержки для малых и средних инновационных предприятий, ориентированных на экспорт — кандидатов в национальные чемпионы. Необходимо указать на индивидуализацию взаимоотношений представителей государства и конкретных БРК. Каждую компанию курирует прикрепленный к ней чиновник — представитель Министерства экономики и знаний Южной Кореи, он же отвечает за поддержание финансового здоровья бизнеса и помогает в реализации #&.0-проектов [9]. Аналогичная программа по поддержке будущих национальных лидеров принята в Тайване в 2012 г. По мнению правительства Тайваня, ее реализация позволит в течение ближайших трех лет «вырастить» 100 сильных национальных лидеров, обладающих передовыми технологиями и являющихся конкурентоспособными на мировом рынке.

Программа государственной поддержки 80-100 наиболее перспективных предприятий реализуется в Китае. В рамках этой программы китайские БРК могут рассчитывать на получение кредитов по низким процентным ставкам и предоставление налоговых льгот. Активно используются нерыночные механизмы поддержки будущих национальных лидеров в форме получения государственных субсидий или преференций при размещении госзаказов [13].

Особенности программы по поддержке БРК в отечественной экономике

В отличие от большинства имеющихся отечественных проектов в сфере МСП, связанных с созданием дополнительных преференций для вновь организуемых предпринимательских структур, особенностью программы по поддержке БРК является ее направленность исключительно на работающие компании. Именно поэтому ее реализация способна вызвать мультипликационный эффект в российской экономике по причине более быстрой отдачи от вложений в работающий сектор. Концентрация точечных инвестиций, сосредоточенных в секторе успешно работающих компаний, позволит не только достичь взрывного роста в секторе среднего бизнеса, но и распространить возникший эффект на экономику в целом через увеличение спроса на инновации.

Основные направления программы по выращиванию национальных чемпионов в России

Государственная программа по поддержке БРК в отечественной экономике должна стать частью экономической политики и коррелировать с проведением промышленной, инновационной политики, политики занятости, образовательной и фискальной политики. Для большинства россиян данная программа будет ассоциироваться с началом коренного перелома в экономике, иллюстрирующего смену приоритетов в государственной политике в сторону поддержки лучших представителей реального сектора экономики, отказа от экспортно ориентированной модели и признания среднего класса в качестве базового в современном обществе.

Весомую роль в достижении успеха играет информационное сопровождение проекта. Полагаем, что выполнение миссии транслятора реализации программы по выращиванию национальных чемпионов в нашей стране может осуществляться медиахолдингом «Эксперт» — инициатором проекта по изучению работы успешных БРК в России. Медиахолдинг организует конгрессы и конференции в нашей стране, на которых ведется активное обсуждение причин успешной деятельности передовых российских компаний среднего бизнеса и осуществляется трансляция результатов.

Поддержка проекта со стороны большинства россиян является важнейшим условием его успешности по причине необходимости привлечения «длинных» денег, нужных для осуществления проекта. Известно, что основная причина дороговизны финансовых ресурсов в нашей стране связана именно с отсутствием «длинных» денег в экономике. Крайняя неразвитость государственного долгового рынка в России выступает главным тормозом экономического роста из-за нехватки доступных по цене инвестиционных ресурсов5. Принятие закона об эмиссии

5 Необходимо отметить, что сегодня в России на государственном долговом рынке из 8 инструментов, утвержденных законодательно, реально представлены только 4, из которых только два инструмента — облигации федеральных займов и государственные сберегательные облигации — относятся к внутреннему долгу. Этого катастрофически мало для полноценного развития национальной экономики.

государственных долгосрочных ценных бумаг под реализацию национального проекта «Выращивание национальных чемпионов» сумеет решить проблему с привлечением долгосрочного финансирования. Популяризации данного проекта будет способствовать работа, проводимая в вузах. Знакомство студентов с феноменом БРК и непосредственное участие в исследовательских проектах может способствовать дальнейшему развитию сектора передовых отечественных компаний.

Кураторство проекта «Выращивание национальных чемпионов» целесообразно поручить специально созданному при Агентстве стратегических инициатив (АСИ) отделу по поддержке работающих БРК, основная деятельность которого должна быть направлена на обеспечение благоприятных условий для работы производителей. На важность инфраструктуры указывают большинство опрошенных руководителей российских БРК. При этом они считают, что любой производитель сталкивается с типичным перечнем проблем: трудностями, связанными с оформлением земли, астрономической стоимостью подключения энергоносителей, сложностью с водоснабжением и канализацией.

Проблема слабой представленности продукции отечественного среднего бизнеса на зарубежных рынках может быть решена в результате более тесного взаимодействия отдела по поддержке БРК АСИ с ФТС России. Это позволит избежать множества возникающих споров по текущим вопросам, ввозу в страну специальных реактивов или необходимых для проведения специальных исследований оборудования и компонентов. Активизации экспорта будет способствовать принятие системы мер, направленных на возмещение затрат по внешнеэкономической деятельности, в частности компенсация расходов по установлению контактов с зарубежными партнерами; затрат, связанных с участием в международных выставках и ярмарках; начальных расходов на маркетинг; затрат на сертификацию экспортной продукции, т. е. всего комплекса необходимых расходов, которые вынужден финансировать бизнес при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

Одной из проблем, с которой сталкиваются БРК, является недостаток финансовых ресурсов для ведения текущей деятельности.

Дороговизна банковских кредитов на отечественном финансовом рынке ставит в неравные условия российские и зарубежные фирмы по величине затрат на привлечение заемного капитала, что неизбежно влияет на уровень конкурентоспособности отечественных компаний. Одна из непосредственных обязанностей отдела по поддержке работающих БРК — обеспечение доступности кредитов в форме субсидирования части процентных ставок или использования механизма гарантийного фонда по кредитам.

Недостаток финансовых ресурсов на обновление основного капитала является общей проблемой, характерной для национальной экономики. БРК также испытывают острую нехватку инвестиционных средств, которая может быть компенсирована посредством лизинга. Участие отдела по поддержке работающих БРК в создании льготных лизинговых программ сделает более доступным и привлекательным данный инструмент для среднего бизнеса и позволит активизировать процесс обновления основных средств в отечественной экономике.

Во многом успех реализации программы поддержки БРК будет зависеть от степени ее включенности в региональные проекты, что подразумевает согласование основных направлений программы со стратегиями развития регионов, «привязку» программы поддержки к маркетингу региона, к особенностям, с которыми позиционирует себя данный регион. Это позволит не только гармонично «вписать» проекты развития бизнеса в общую стратегию становления региона, но и информировать общественность о ходе реализации проектов, привлекая к участию в них, например, учебные заведения в целях подготовки специалистов, необходимых для создаваемых производств.

Выводы

Полагаем, что реализация программы по поддержке БРК «Выращивание национальных чемпионов» в России может стать своеобразной стартовой площадкой для выращивания передовых производителей с тем, чтобы превратить их в сообщество высокоэффективных компаний, вносящих весомый вклад в развитие отечественной экономики и создающих благоприятные условия для долговременного роста. Стратегия поддержки символизирует переломный

этап в развитии национальной экономики России, иллюстрирующий позитивные изменения и новое качество экономического роста. Считаем, что именно БРК будут в недалеком будущем определять лицо отечественной экономики и ее потенциал.

Литература

1. Birch D. L. Job Creation America. How Our Smallest Companies Put the Most People to Work. N.Y.: Free press, 1987.

2. Саймон Г. Скрытые чемпионы. Уроки 500 лучших в мире неизвестных компаний. М.: Дело, 2005.

3. Europe INNOVA. Gazelles High-Growth Companies. Final report. [Task 4]. Authored by Birch D.L. Job Creation America. How Our Smallest Companies Put the Kay Mitusch, Antje Schimke. 2010. 31 December.

4. Delmar F., Davidsson., Gartner W.B. Arriving at the High-Growth Firm. //Journal of Business Venturing. 2008. 18 (2): 189-216.

5. Опыт конкуренции в России. Причины успехов и неудач. М.: Финансовая компания «Интраст», КноРус, 2007.

6. Российский инновационный индекс / под ред. Л.М. Гохберга. М.: НИУ «ВШЭ». 2011.

7. Виньков А., Гурова Т., Рубин О., Юда-нов А. Создатели будущего — газели с мозгом обезьяны // Эксперт. 2011. № 10.

8. Исследование быстрорастущих высокотехнологичных компаний России. М.: РВК, октябрь 2014. URL: www.rusventure.ru/ ru/programm/analitics (дата обращения: 09.02.2015).

9. Медовников Д., Розмирович С. Вызов предпринимательского духа // Эксперт. 2015. № 4, 19-25 января.

10. Симон Г. Скрытые чемпионы 21 века. Стратегии успеха неизвестных лидеров мирового рынка. М.: Кнорус. 2015.

11. Колодняя Г. В. Предприятия, основанные на знаниях: российский опыт // Мир новой экономики. 2014. № 1.

12. Управление средним бизнесом: реальный опыт. Аналитические материалы конгресса «газелей». М.: Рейтинговое агентство «Эксперт РА», 2010.

13. Медовников Д., Оганисян Т. Инновационное Дао Поднебесной // Эксперт. 2014. № 45.

References

1. Birch D. L. Job Creation America. How Our Smallest Companies Put the Most People to Work. N.Y.: Free press, 1987.

2. Simon H. Die heimlichen Gewinner. Hidden Champions. Munchen: Wilhelm Heyne Verlag. 2000.

3. Europe INNOVA. Gazelles High-Growth Companies. Final report. [Task 4]. Authored by Kay Mitusch, Antje Schimke. 2010. 31 December.

4. Delmar F., Davidsson., Gartner W.B. Arriving at the High-Growth Firm, Journal of Business Venturing, 2008, 18 (2), pp. 189-216.

5. The Experience of Competition in Russia. Causes for Success and Failure. [Opyt konkurencii v Rossii. Prichiny uspehov i neudach]. Moscow: KnoRus. 2007.

6. Russian Innovation Index. Under the edition L. M. Gohberg. [Rossijskij innovacionnyj in-deks. Pod red. L.M. Gohberga]. Moscow, NIU «VShJe», 2011.

7. Vin'kov A., Gurova T., Rubin O., Judanov A. The Creators of the Future Gazelles with the Brain of a Monkey. [Sozdateli budushhego — gazeli s mozgom obez'jany], Jekspert, 2011, No 10.

8. Study of Fast-growing High-tech Companies in Russia. [Issledovanie bystrorastushhih vy-sokotehnologichnyh kompanij Rossii]. Mjscow, RVK, oktjabr' 2014. Available at: www.rus-venture.ru/ru/programm/analitics (accessed 09.02.2015).

9. Medovnikov D., Rozmirovich S. Call Entrepreneurial Spirit. [Vyzov predprinimatel'skogo duha], Jekspert, No 4, 19-25 janvarja 2015.

10. Simon G. Hidden Champions of the 21-st Century. [Skrytye chempiony 21 veka. Strategii uspeha neizvestnyh liderov mirovogo rynka]. Moscow, Knorus, 2015.

11. Kolodnjaja G.V. Firms Based on Knowledge. The Russian Experience. [Predprijatija, osno-vannye na znanijah: rossijskij opyt], Mir novoj jekonomiki, 2014, No 1.

12. Management of Medium-sized Businesses. Real Experience. Analytical Materials of the Congress Gazelles. [Upravlenie srednim bi-znesom: real'nyj opyt. Analiticheskie materi-aly kongressa «gazelej»]. Moscow, Rejtingovoe agentstvo Jekspert RA, 2010.

13. Medovnikov D., Oganisjan T. Innovative Tao of China. [Innovacionnoe Dao Podnebesnoj], Jekspert, No 45, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.