REFERENCES
1. Petrovskiy M. Morphology of a novella [Morfologiya novelly]. Ars Poética. Iss. 1. Moscow, 1927.
2. Polotskaya E. A. Anton Chekhov. Russkaya literatura rubezha epokh (1890-e — nachalo 1920-kh gg.). Kn. 1. [Russian literature at the turn of the epochs (1890s - early 1920s). B. 1.] Moscow, 2000.
3. Kroychik L. E. Poetika komicheskogo v proizve-deniyakh A. P. Chekhova (Poetics of comical in A. P. Chekhov's works). Voronezh, 1986.
4. Lotman Yu. M. Struktura khudozhestvennogo tek-sta (Structure of literary text). Moscow, 1970.
5. Gasparov M. L. Repetition [Povtor]. Literaturnyy entsiklopedicheskiy slovar (Literary encyclopaedic dictionary). Moscow, 1987.
6. Mdivani R. R. Repetition [Povtor]. Kratkaya literaturnaya entsiklopediya v 9 t. (Brief literary ency-clopedya in 9 vol.) Vol. 5. Moscow, 1968.
7. Khalizev V. E. Teoriya literatury. 2-e izd. (Theory of literature, 2nd ed.) Moscow, 2000.
8. Chekhov A. P. Poln. sobr. soch. i pisem: v 30 t. (Complete works and letters: in 30 vol.) Vol. 10. 1898-1903. Moscow, 2008.
9. Kataev V. B. Slozhnost prostoty: rasskazy i pyesy Chekhova (Complexity of simpleness: Chekhov's stories and pieces). Moscow, 1998.
10. Kozhevnikova N. A. Stil Chekhova (Chekhov's pen-
craft). Moscow, 2011.
11. Derman A. B. O masterstve Chekhova (About Chekhov's mastery). Moscow, 1959.
12. Tsilevich L. M. Impulses of aesthetical activity in Chekhov's short stories [Impulsy esteticheskoy aktivnosti v chekhovskom rasskaze]. Chekhoviana: Chekhov v kul-ture XX v.: statyi, publikatsii, esse (Chekhoviana: Chekhov in the culture of XX century: articles, publications, essays). Moscow, 1993, pp. 51—58.
13. Kozhevnikova N. A. Repetition as a way of describing characters in A.P. Chekhov's prose [Povtor kak sposob izobrazheniya personazhey v proze A. P. Chekhova]. Literaturnyy tekst: problemy i metody issledovaniya. Sbornik nauchnykh trudov (Literary text: problems and methods of studying. Collection of scientific papers). Tver, 1998, pp. 50—58.
14. Smirnov A. S. Space and time in Chekhov's story „Ionych"[Prostranstvo i vremya v rasskaze A. P. Chekhova «Ionych»]. 3-i mezhdunarodnye Izmay-lovskie chteniya, posvyashchennye 170-letiyu priezda v Orenburg A. S. Pushkina, Ch. 1. (3rd international Izmaylovo recital devoted to 170th anniversary of A.S. Pushkin's arrival to Orenburg. P.1.) Orenburg, 2003, pp. 237-243.
15. Vayl P., Genis A. Rodnaya rech. Uroki izyashchnoy slovesnosti (Native speech. Lessons of belles-lettres). Moscow, 1991, p. 189.
УДК 82
ББК 83.3(2=411.2)
БУНИНСКИЙ ЭРОС В «ТЕМНЫХ АЛЛЕЯХ» И. А. БУНИНА
BUNIN'S EROS IN HIS COLLECTION OF STORIES "DARK AVENUES"
Ли Сан Чул
Статья посвящена бунинскому эросу в сборнике «Темные аллеи» И. А. Бунина. В статье рассматривается философское понятие «русского эроса» и бунинский эрос в «Темных аллеях». Автор подчеркивает, что эротическая любовь, как высшее проявление жизни, не может перейти в иное любовное чувство, лишенное эротического напряжения.
Ключевые слова: И. А. Бунин, Темные аллеи, Русский Эрос, Трагизм любви, Фридрих Ницще, Н. А. Бердяев, В. Соловьев.
Lee Sang Chul
The article is dedicated to Bunin's eros in the collection "Dark avenues". The article analyses the philosophical conception of "Russain eros" and Bunin's eros in "Dark avenues". The author emphasizes that erotic love as the highest manifestation of life can't convert to another love feeling without erotic tension.
Keywords: I. A. Bunin, Dark avenues, Russian Eros, Tragedy of love, Friedrich Nietzsche, N. A. Berdyaev, V. Solovyev.
В состоянии оживленных духовных поисков многие русские мыслители усматривали первооснову всего сущего в Любви. Именно к ней обращались в надежде обрести гармонию, раскрывая уникальное фи-
лософское понятие «русского эроса». Обращение к эросу - характерная черта русской религиозной философии рубежа Х1Х-ХХ вв. В этом явлении, на наш взгляд, просматривается устойчивая культурно-философская тенденция
и традиция. Основанное на любви познание не выводит на первый план рациональное. Оно предполагает включение в этот процесс всего человеческого существа, всех его сторон и способностей. Эрос, соединяя разумную сторону человеческой природы с душевной, открывает перед человеком область духовную. Именно такой характерный синтез находит свое отражение в русской религиозной философии Серебряного века - как соединение рационального, эмпирического и мистического знаний в постижении Божественного. В осуществлении такого синтеза лежит «высшая умственная задача наступающей эпохи» [1, с. 246], - пишет В. Соловьев.
Реальным основным началом индивидуальной жизни является обособленное существование, из которого проистекают противопоставление себя остальному Универсуму, и «эгоизм - самоутверждение за счет других». В. Соловьев утверждал, что существует лишь одна сила, которая может преодолеть эгоизм, - любовь, и, главным образом, любовь половая, так как лишь в любви человек «другого пола имеет для любящего безусловное значение как единственное и незаменимое, как цель сама в себе» [2, с. 21]. Тем самым человек, проявляя свою сущность, способен переходить границы своего фактического феноменального бытия. «Любовь есть начало видимого восстановления образа Божьего в материальном мире, началом воплощения истиной идеальной человечности» [2, с. 44], -утверждает философ.
Любовь - это величайшая тайна, пронизывающая для Н. Бердяева все мироздание, захватывающая всего человека, в ней мистическим образом соединяется тайна индивидуальности, тайна близости любви и смерти. По мысли философа, любовь принадлежат иному миру, поэтому в реальной жизни «любовь всегда нелегальна» [3, с. 268]. Настоящая любовь является всегда проявлением свободного духа. И потому «брак, на котором основана семья, есть очень сомнительное таинство», настоящим таинством является только таинство настоящей любви. Счастливую семейную жизнь он называет «счастливой обыденностью». По мнению философа, в этом заключается «трагизм любви в жизни человеческих обществ» [3, с. 269].
Трагизм любви существует не в тривиальной плоскости взаимности-неразделенности любви мужчины и женщины, а гораздо глубже - на экзистенциальном уровне - в принципиальной невозможности реализовать это чувство в западных условиях повседневности, когда «в большинстве случаев любовь нельзя разделить» [3, с. 270]. Бердяев точно ощущает в любви «глубокий внутренний трагизм, и не случайно любовь связана со смертью теснее, чем с рождением» [3, с. 273]. Любовь - это проявление свободной личности. Также любовь, понимаемая как нечто всеобъемлющее, - вселенское чувство, всегда новое и потому непостижимое. И мистические тайны любви отражают глубокие противоречия ее с обыденной жизнью и сопряжены особой близостью со смертью. Н. Бердяев считал, что именно в творчестве могущество любви проявляется с наибольшей остротой. Эротическая энергия является, по мысли мыслителя, вечным источником
творчества, именно поэтому творчество нельзя понять без ощущения природы любви. «Эросом связан всякий экстаз и всякое творческое преображение жизни» [3, с. 263], - заключает философ.
Можно замечать русский эрос в творчестве И. А. Бунина, особенно в сборнике «Темные аллеи». Эти рассказы полностью посвящены любви. Любовь - их основной мотив. И. П. Карпов отмечает, что в «Темных аллеях» два героя - Он и Она [4, с. 152]. В основном количество персонажей в цикле «Темных аллей» составляет от одного («Поздний час», «В одной знакомой улице», «Холодная осень») до пяти («Генрих»). Причем только два героя из них являются активными, действующими. Другие персонажи неактивно и пассивно участвуют в рассказах как окружающие. Чувство любви возникает, собственно, между героем и героиней. Остальные персонажи появляются чаще всего как препятствие на пути героев к любви и счастью (безумная мать Руси - «Руся», старая горничная - «Антигона») или возникают в воспоминаниях и рассказах героев о собственной жизни (родственники героини - «Второй кофейник», Анеля и Мур - «Мадрид»).
Итак, в «Темных аллеях» два главных героя - мужчина и женщина. Можно отметить, что они представлены неравнозначно. И. А. Бунин все же уделяет больше внимание женщине. Фридрих Ницше подчеркивает, что «Увидеть высшую красоту какого-нибудь творения - для этого недостаточно всех знаний и всей доброй воли. <...> Но, может быть, именно это придает волшебное очарование жизни: на ней лежит расшитый золотом покров прекрасных возможностей, и все это влечет, сопротивляется, стыдливо прячется, дерзко насмехается и соблазнительно манит. Да, жизнь - это женщина!» [5, с. 258-259]. Кажется, для Бунина, как для многих писателей, мысль Ницше о женщине близка. «Насколько психологически глубоко и внешнефактурно выписаны образы женщин, настолько эскизно - образы мужчин» [6, с. 117], - отмечает И. П. Карпов. Действительно, женские образы выписываются Буниным детально: облик, портрет, одежда, жесты т. д. Например: «...высокая девушка в серой зимней шляпе, в сером прямом пальто, в серых ботиках. глаза цвета желудя, на длинных ресницах, на лице и на волосах под шляпой блестят капли дождя и снега» [7, с. 31] и «.она и сама была живописна, даже иконописна. Длинная черная коса на спине, смуглое лицо с маленькими темными родинками, узкий правильный нос, черные глаза, черные брови. Волосы сухие и жесткие слегка курчавились. Все это, при желтом сарафане и белых кисейных рукавах сорочки, выделялось очень красиво. Лодыжки и начало ступни в чуньках - все сухое, с выступающими под тонкой смуглой кожей костями» [7, с. 45]. Такие изображения и образы женщин даны сквозь призму любящего мужского взгляда. Как подчеркивал И. П. Карпов, бунинского мужчину волнует не столько женская красота, хотя, безусловно, герои, а вместе с ними и автор, восхищаются ею, сколько эмоциональные движения ее души, психология ее чувств [6, с. 124].
Платон также разделил понимание Эроса на два типа. Один - космический, как «космическое начало,
животворящее и всепроникающее». Другой - Эрос лирический, это «Эрос индивидуального влечения» [8, с. 55-77]. По мнению Сливицкой, у Бунина существуют оба этих понимания: и космическое, где Эрос - сила, соединяющая все полярные состояния мира, обнимающая весь космос и всю земную жизнь во всех ее проявлениях, и любовное - как высшее проявление космического Эроса. Поэтому Бунин эротичен и там, где тема сексуальной любви отсутствует. У Бунина ощущение бытия эротическое. Бытие - это «вспышка внутри огромного феноменального мира» [9, с. 143]. Для Бунина первичны космические силы бытия. Жизнь, даже в высшие свои, эротические, моменты находится под их воздействием и подчиняется им.
В пределах человеческой жизни космический Эрос сжимается до любовного Эроса. История любви устраивает событийную центральную часть бунинских рассказов. А эротическая любовь как высшее проявление жизни, как ее «экстремум» по природе своей лишена длительности, она не может перейти в иное любовное чувство, лишенное эротического напряжения. Конец предопределен.
Чувство жизни проходит с человеком путь его развития. В молодости оно особенно остро, в его свете все сущее кажется особенно поэтичным, любая деталь и обостряется чувством жизни и еще более обостряет его. Повышенное же чувство жизни вызывает жажду любви. Если судьба посылает любовь, которая и по самым высоким человеческим меркам является Любовью, чувством личностным, человечным, включающим в себя и Эрос, и многое другое, то эта любовь повышает чувство жизни настолько, что сама по себе уже не в состоянии его утолить и исчерпать [10, с. 169]. Поэтому Эрос в творчестве Бунина имеет большую силу и значение. О. В. Сливицкая объясняет так: «Эрос космический достигает такой силы, что порождает потребность в Эросе любовного влечения. Любовный Эрос в свою очередь обостряет космический Эрос до такой степени, что найти разрешение в единичной любовной ситуации невозможно. Поэтому катастрофическая развязка неизбежна» [10, с. 169].
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Соловьев В. С. Собр. соч. и писем: в 15 т. / под ред. С. М. Соловьева, Э. Л. Радлова. М., 1992. Т. 1. 407 с.
2. Русский Эрос, или Философия любви в России. М., 1991. 443 с.
3. Бердяев Н. А. Метафизика пола и любви // Русский Эрос, или Философия любви в России. М., 1991. 443 с.
4. Карпов И. П. Автор и герой на rendez-vous // А. П. Чехов. Дама с собачкой. И. А. Бунин. Чистый понедельник. А. И. Куприн. Суламифь: Тексты, комментарии, исследования, материалы для самостоятельной работы, моделирование уроков: науч.-метод. пособие для вуза и школы. М.: Владос, 2000. 352 с.
5. Ницше Ф. Веселая наука / пер. с нем. М. Кореневой, С. Степанова, В. Топорова. СПб.: Азбука: Азбука-Аттикус, 212. 352 с.
6. Карпов И. П. Монологизм страстного сознания (Поэтика женского тела в «Темных аллеях») // Проза Ивана Бунина: кн. для студентов, преподавателей, аспирантов, учителей. М.: Флинта: Наука, 1999. 334 с.
7. Бунин И. А. Собр. соч.: в 9 т. Т. 7. Темные аллеи, рассказы 1931—1952. М.: Художественная литература, 1966. 398 с.
8. Лосев А. Ф. Эрос у Платона // Георгию Ивановичу Челпанову от участников его семинариев в Киеве и Москве: 1891—1916: статьи по философии и психологии. М., 1916. 424 с.
9. Судзуки Д. Т. Наука - Дзен - Ум - Дзен. Киев, 1992. 176 с.
10. Сливицкая О.В. «Повышенное чувство жизни». Мир Ивана Бунина. М., 2004. 268 с.
REFERENCES
1. Solovyev V. S. Sobr. soch. i pisem: v 15 t. (Collected works and letters in 15 volumes). Ed. Solovyev S.M., Radlov E. L. Vol. 1. Moscow, 1992. 407 p.
2. Russkiy Eros, ili Filosofiya lyubvi v Rossii (Russian Eros, or Philosophy of love in Russia). Moscow, 1991. 443 p
3. Berdyaev N. A. Metaphysics of gender and love [Metafizika pola i lyubvi]. Russkiy Eros, ili Filosofiya lyubvi v Rossii (Russian Eros, or Philosophy of love in Russia). Moscow, 1991. 443 p.
4. Karpov I. P. Rendez-vous of author and his heroes [Avtor i geroy na rendez-vous]. "A. P. Chekhov. Dama s sobachkoy. I. A. Bunin. Chistyy ponedel-nik. A. I. Kuprin. Sulamif: Teksty, kommentarii, issledovaniya, materialy dlya samostoyatelnoy raboty, modelirovanie urokov: nauch.-metod. po-sobie dlya vuza i shkoly". ("A. P. Chekhov. The lady with the dog. I. A. Bunin. Clean Monday. A. I. Kuprin. Sulamif: texts, comments, researches, materials for independent work, modelling of lessons: methodological guide for higher education institution and school"). Moscow: Vlados, 2000. 352 p.
5. Nietzsche F. Veselaya nauka (Science for fun), translated by Koreneva M., Stepanov S., Toporov V. Saint-Petersburg: Azbuka: Azbuka-Attikus, 2012. 352 p.
6. Karpov I. P. Monologism of passional conscience (Poetics of women body in "Dark avenues") [Mono-logizm strastnogo soznaniya (Poetika zhenskogo tela v «Temnykh alleyakh»)]. "Proza Ivana Bunina: kn. dlya studentov, prepodavateley, aspirantov, uchiteley" ("Ivan Bunin's prose: book for students, lecturers, post-graduate students, teachers"). Moscow: Flinta: Nauka, 1999. 334 p.
7. Bunin I. A. Sobr. soch.: v 9 t. T. 7. Temnye allei, rasskazy 1931—1952 (Collected works in 9 volumes. Vol. 7. Dark avenues, short stories of 1931—1952). Moscow: Khudozhestvennaya literatura, 1966. 398 p.
8. Losev A. F. Eros by Plato [Eros u Platona]. Georgi-yu Ivanovichu Chelpanovu ot uchastnikov ego seminariev v Kieve i Moskve: 1891—1916: statyi po filosofii i psikhologii (To Georgii Ivanovich Chel-
panov from participants in his seminars in Kiev and Moscow: articles on philosophy and psychology). Moscow, 1916. 424 p.
9. Sudzuki D. T. Nauka - Dzen - Um - Dzen (Science - Zen - Mind - Zen). Kiev, 1992. 176 p.
10. Slivitskaya O. V. «Povyshennoe chuvstvo zhizni». Mir Ivana Bunina ("Heightened feeling of life". World of Ivan Bunin). Moscow, 2004. 268 p.
УДК 372.881.1 ББК 74.268.1
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
GAME TECHNOLOGIES AT FORMING SOCIAL COMPETENCE BY YOUNGER PUPILS AT LESSONS OF A FOREIGN LANGUAGE
О. С. Сидорова
Статья посвящена проблеме формирования социальной компетентности младших школьников на уроках иностранного языка. Используя элементы игры, учитель формирует необходимые учащимся универсальные учебные действия, что свидетельствует о формировании социальной компетентности младших школьников.
O. S. Sidorova
This article is devoted to the problem of forming the social competence by younger pupils at foreign language lessons. Using the elements of a game, the teacher forms necessary universal educational actions due to which the social competence of younger pupils is formed.
Ключевые слова: социальная компетентность, младшие школьники, игровые технологии, универсальные учебные действия.
Keywords: social competence, younger pupils, game technologies, universal education actions.
В связи с переходом системы образования на ФГОС НОО предъявляются новые требования к уровню освоения основной образовательной программы, которые «учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени начального общего образования, самоценность ступени начального общего образования как фундамента всего последующего образования» [1].
Одним из основных требований стандарта к личностным результатам освоения основной программы является развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; умение слушать и слышать собеседника; уважать и принимать ценности семьи и общества; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе [1], что обосновывает необхо-
димость развития социальной компетентности уже у младших школьников.
Сложные процессы, протекающие в современном российском обществе, требующие умения строить взаимоотношение с окружающей действительностью, напрямую связаны с наличием у детей и молодежи социальной компетентности.
Современная ситуация общества XXI в. требует от личности не только высокого уровня умений, но и навыков, без которых жизнедеятельность человека в социуме невозможна. В связи с этим остро встает проблема межличностного взаимодействия и выстраивания собственной траектории сосуществования в социальном пространстве. Успешность личности будет напрямую зависеть от осведомленности в социальных вопросах, от умения видеть проблему и решать ее в кооперации с другими. Социальная компетентность - это не только совокупность умений, знаний и навыков, способствующих успешному