Научная статья на тему 'БУЛОХОВ ВИКТОР ЯКОВЛЕВИЧ (01.05.1933-10.07.2022): БИОБИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК'

БУЛОХОВ ВИКТОР ЯКОВЛЕВИЧ (01.05.1933-10.07.2022): БИОБИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
114
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «БУЛОХОВ ВИКТОР ЯКОВЛЕВИЧ (01.05.1933-10.07.2022): БИОБИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК»

ской ситуации в стране. Никакие трудности его не пугают. В Хакасии бывает часто - родные места зовут. Да и на семейных праздниках в Хакасии присутствовать - святое дело.

© Горбачёва Э. Г., 2022

Встречи современных студентов с такими выпускниками, которые, старательно накапливая опыт, стали профессионалами, построили не только свою карьеру, но и судьбу, просто необходимы.

УДК 811.161.1:929Булохов

БУЛОХОВ ВИКТОР ЯКОВЛЕВИЧ (01.05.1933-10.07.2022): БИОБИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

Острикова Татьяна Александровна,

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры русской филологии и журналистики Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

BULOKHOV VIKTOR YAKOVLEVICH (01.05.1933-10.07.2022): BIOBIBLIOGRAPHICAL ESSAY

Ostrikova Tatyana Alexandrovna,

D. in Pedagogy, Professor, Professor of the Russian Philology and Journalism Department Katanov Khakass State University (Abakan)

Родился в крестьянской семье в деревне Москве окончил филологический факультет

Екимовское Сафоновского района Смоленской МГУ им. М. В. Ломоносова. области. Воспитывался в 1943-1953 годах в По окончании вуза работал учителем рус-

детских домах Калужской области. В 1958 г. в ского языка и литературы в Верхнечирчикском

районе Ташкентской области Узбекской ССР (в августа 1958 по февраль 1959), учителем и директором средней школы в Нижнеингаш-ском районе Красноярского края (1959-1966).

Работая в школах Нижнеингашского района, учился заочно в аспирантуре при КГПИ (1962-1966). Кандидатская диссертация «Обогащение письменной речи учащихся тропами (в связи с изучением имени прилагательного в 5 классе)», Красноярск, 1969. С 1978 г. - преподаватель Красноярского государственного педагогического института (1966-1978), Омского государственного университета (19781983), затем вновь в КГПИ, преобразованном в 1993 г. в Красноярский государственный педагогический университет. Докторская диссертация «Повышение орфографической грамотности учащихся в свете теории речевой деятельности» защищена в 1994 г. в Москве в диссовете МПГУ им. В. И. Ленина.

Ученая степень - доктор педагогических наук по специальности 13.00.02 МПРЯ. Ученое звание - профессор (с 1995). В КГПУ им. В. П. Астафьева занимал должность профессора кафедры русского языка и методики его преподавания. Уволился в июле 2014 г. по состоянию здоровья.

Повышал квалификацию: в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена под руководством Е. А. Бариновой (1969); в НИИ СиМО АПН СССР под руководством Т. А. Ладыженской (1976); в Калининском государственном университете под руководством М. С. Лапатухина (1982); в МГПИ им. В. И. Ленина под руководством Л. Ю. Максимова (1984); в Красноярском краевом ИПКРО под руководством Ш. А. Амонашвили (2007).

Отличник народного просвещения; Почетный работник высшего профессионального образования РФ. Был членом диссертационного совета (при СФУ) ДМ 212.099.12 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора филологических наук по русскому языку и русской литературе.

Научный руководитель 7 защищенных кандидатских диссертаций по методике русского языка: 2000 - О. В. Лукьянова; 2004 -О. А. Новикова, Ю. Р. Юденко; 2005 -Н. В. Кулакова; 2010 - А. Ю. Короленко; 2012 - М. А. Мошкина; 2013 - М. В. Басалаева.

Основной вклад ученого в теорию и практику методики русского языка как науки: разработка приема обогащения письменной речи учащихся тропами, основанного на простом и точном описании предметов и явлений, что приводит к неосознаваемому с точки зрения теории тропов употреблению эпитетов, сравнений, метафор; в рамках докторского диссертационного исследования открытие закономерности, согласно которой орфографические ошибки неравномерно распределяются по длине предложения, а сосредотачиваются в местах, где оперативная речевая память испытывает наибольшие нагрузки - в конце предикативной единицы и в словах-сказуемых. Это позволяет при помощи специальных упражнений, развивающих оперативную память, и при помощи самоконтроля, направленного на места скопления ошибок, значительно повысить уровень орфографической грамотности; введение в научный оборот понятия экспрессивная орфография, являющегося основанием для того, чтобы знакомить учащихся с экспрессивными орфографическими написаниями в чужой письменной речи (в художественной и публицистической литературе) и даже обучать школьников умению сознательно, в определенных случаях, намеренно «совершать» орфографические ошибки в собственной письменной речи.

Виктор Яковлевич является автором более 150 работ.

Книжные издания: Орфограмма в зеркале лингводидактики: моногр. Красноярск: КГПУ, 2010. 120 с.; Писательская компетенция учащихся: моногр. Красноярск: КГПУ, 2007. 256 с.; Экспрессивная орфография: уч.-метод. пос. Красноярск: КГПУ, 2001. 70 с.; Межполо-

вые различия орфографической грамотности учащихся: пос. Красноярск: КГПУ, 1999. 104 с.; Сто разновидностей диктанта: уч.-метод. пос. Красноярск: КГУ, 1994. 72 с.; Повышение орфографической грамотности учащихся в свете теории речевой деятельности: моногр. Красноярск: КГУ, 1993.184 с.; Словарь ошибочных написаний школьников. Красноярск: КГПУ, 2000. 378 с.; Словарь орфографических вариантов. Красноярск: КГПУ, 2004. 176 с.

Публикации в центральных журналах. «Русский язык в школе»: Совершенствование навыков письменной речи учащихся при изучении имени прилагательного (1967. № 1); Конструирование предложений по данному началу или концу (1973. № 3); Роль «линейного» самоконтроля учащихся в повышении орфографической грамотности (1990. № 2); Повышение грамотности учащихся на основе развития оперативной речевой памяти (1990. № 6); Орфографические ошибки в детских сочинениях (1992. № 1); Нулевые орфограммы (2009. № 3); Поле орфограммы и его роль в формировании правописной компетенции (2010. № 8); Экспрессивные орфографические написания (2013. № 1); Писательская компетенция школьников (2014. № 5). «Начальная школа»: Диктант-игра «Кто больше запомнит» (в соавторстве) (1989. № 1); Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся (1991. № 1); «Обратный» диктант как форма учебного сотрудничества (1993. № 2). «Вопросы психологии»: Оперативная речевая память и орфографические ошибки учащихся (1990. № 1); О возникновении некоторых орфографических ошибок (1991. № 1, 5). «Русская речь»: Звуки и буквы в школьном учебнике (1968. № 2); Слова-словята (1969. № 2); Учебник родного языка: о

© Острикова Т. А., 2022

формулировках заданий (1971. № 4); О составлении предложений по теме высказывания (1972. № 2); Присоединительные конструкции в сочинениях школьников (1975. № 5).

Публицистика и литературно-художественное творчество Булохова В. Я.: Мгновения творчества. Опись директорам, в разное время в детский дом поставленным // Моховая, 9-11. Судьбы, события, память. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2010. С. 354-368; Большой мог получиться писатель // Время, оставшееся с нами: Филологический факультет в 1953-1958 годах: Воспитание выпускников. М.: МАКС-Пресс, 2004. С. 398; Что оставить после себя? // Там же. С. 215-234; Стихотворения: Ты домой уедешь очень скоро; Деревенский роман; Синее платье; Знаю я; Поторопись; Я не сяду в мои годы; И слово в сердце отзовется // Красноярская поэзия конца ХХ -начала ХХ1 веков. Красноярск: Буква, 2003. С. 31; Сертификат, подтверждающий право автора преподавать русский язык и литературу: сборник рассказов и стихотворений. Красноярск: КГПУ, 2000. 92 с.; Три новеллы: Счастье, Встреча, Сын // Енисей: литературно-художественный двухмесячник Красноярской писательской организации. 1971. № 1. С.69-70.

Публикации об ученом: Булохов В. Я. Автобиография. Красноярск: КГПУ, 2002. 124 с.; Методика обучения русскому языку и русистика в очерках об ученых Сибири и Дальнего Востока: биобиблиографический справочник / сост. и ред. Т. А. Острикова. Абакан: ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2013. С. 9-13; Лингводидакти-ческий биографический словарь / авт.-сост. А. Н. Щукин, Л. В. Московкин, В. Д. Янченко. М.: Русский язык. Курсы, 2022. С. 87-88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.