Научная статья на тему 'БУЛЛИНГ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ: ПОНЯТИЕ, ПРИЧИНЫ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ'

БУЛЛИНГ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ: ПОНЯТИЕ, ПРИЧИНЫ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подросток / психологический буллинг / физический буллинг / ответственность / наказания

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Орсаева Раиса Ануаровна

В статье рассматривается буллинг среди подростков. Рассмотрены понятие, причины, виды буллинга и наказания за буллинг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «БУЛЛИНГ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ: ПОНЯТИЕ, ПРИЧИНЫ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»



ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ

ТВОРЧЕСТВА

БУЛЛИНГ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ: ПОНЯТИЕ, ПРИЧИНЫ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Орсаева Раиса Ануаровна, Восточно-Казахстанский университет им. С. Аманжолова, г. Усть-Каменогорск,

Республика Казахстан,

E-mail: r_orsaeva_60@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается буллинг среди подростков. Рассмотрены понятие, причины, виды буллинга и наказания за буллинг

Ключевые слова: подросток, психологический буллинг, физический буллинг, ответственность, наказания

Буллинг - это один из видов насилия, предполагающий агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны другого или группой лиц.

Понятие «буллинг» (от англ. bullying - запугивание, травля) появилось еще в XX веке. Но современное значение оно приобрело относительно недавно, благодаря автору книги «Буллинг в школе» норвежскому профессору психологии Дэну Олвеусу [1]. Если говорит понятным языком «bully» означает хулиган, драчун, грубиян, насильник.

Под буллингом ученые понимают стремление к доминированию путем унижения другого человека. Он может проявляться по-разному: от неприличных шуток до физического воздействия. Отличительной чертой этого явления от иного рода конфликтов является неравное соотношение сил. Так, при обычном конфликте между людьми силы могут быть равны, в то время как при буллинге, всегда есть сильная агрессивная сторона и жертва, которая подвергается нападкам. Как правило, у таких отношений между «агрессором» и «жертвой» существует достаточно много молчаливых свидетелей, которые своим безразличием к конфликту только осложняют травматичность ситуации для жертвы буллинга (травли).

Травля может иметь разные формы психологического и/или физического насилия. Однако при этом всегда проявляются характерные признаки:

- негативное и агрессивное поведение;

- все действия совершаются умышленно и на регулярной основе;

- силы сторон не равны.

Наиболее широкое распространение буллинг получил в образовательных учреждениях с учетом склонности несовершеннолетних к девиантному поведению.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Рассмотрим основные виды травли на примере школьного буллинга. Основные видом школьного буллинга является психологический буллинг и физический буллинг.

Психологический буллинг. Представляет собой преследование с помощью угроз и оскорблений. Агрессор своими действиями выводит жертву из эмоциальной стабильности, наносит психологическую травму. Достигается это разными способами:

- вербальные нападки - насмешки, придумывание оскорбительного прозвища, угрозы, шантаж, распространение негативных слухов.

- невербальные гонения - неприличные жесты, оскорбительные надписи и действия, унижающие жертву.

- бойкот - игнорирование в общении, отказ от совместного участия в чемлибо.

- вымогательство - требование о передаче денег, ценных вещей под принуждением.

- кибербуллинг - онлайн-травля в социальных сетях, электронной почте и мессенджерах через шантаж, унижения и оскорбления, а также съемка неоднозначных фото и видео с последующим распространением в сети Интернет.

Физический буллинг. Проявляется в виде прямого физического насилия с возможными телесными повреждениями и травмами (удары, шлепки, подзатыльники, толчки, побои).

Нередко оба вида насилия происходят вместе. Вместе с тем психологический буллинг не менее опасен, чем физический.

У жертв буллинга выделяют схожие особенности:

- тревожность, неуверенность, пугливость, гиперактивность; замкнутость, отсутствие друзей;

- физические недостатки;

- чрезмерная опека родителями;

- плохая успеваемость/особые отношения с учителями;

- другая национальность;

- отсутствие современных гаджетов;

- непривычный внешний вид.

Дети, оказавшиеся жертвами травли, испытывают сложности со здоровьем и успеваемостью, в три раза чаще по сравнению со сверстниками имеют симптомы тревожно-депрессивных расстройств, апатию, головные боли, совершают попытки суицида. Они склонны представлять мир полным опасностей, а себя неспособными повлиять на происходящее [2].

Психолог О.А. Ханова отмечает, что ключевая характеристика класса с проявлениями буллинга - небезопасность каждого участника микросоциума. Ситуация травли разворачивается как дезадаптивная форма совладания со стрессом ученика, испытывающего тревогу, дискомфорт [3].

»

10

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Согласно мнению социологов, современная реальность популяризирует агрессивные способы подавления тревоги, разрешения проблем. Провоцирующими факторами буллинга в школе становятся:

- негармоничная иерархия. При негармоничном распределении статусов в классе появляются роли «отверженных», «изолированных». Они становятся объектом насмешек, унижения, насилия со стороны более сильных, но эмоционально нестабильных учеников.

- социально-экономические перемены. Мобильность современного общества, перенасыщенность информацией, отсутствие моральных устоев способствует проявлению агрессии. У подростков нет предпочитаемой модели поведения, возникает противоречивость действий, желаний. Здесь нужно отметить, что арессивное поведение детей - вербальная и физическая активность, направленная на причинение вреда собственному здоровью, людям, животным, внешним объектам. Основано на негативных эмоциях, желании навредить. Проявляется непослушанием, раздражительностью, жестокостью, оскорблениями, клеветой, угрозами, отказами от общения, актами насилия (укусами, ударами). Диагностируется врачом-психиатром, психологом. Исследование проводится методом беседы, наблюдения, используются анкеты, опросники, проективные тесты. Лечение включает групповую, индивидуальную психотерапию - обучение способам контроля эмоций, безопасному выражению злости [4].

- подростковый возраст. Перестройка систем организма, гормональный дисбаланс приводят к импульсивности поведения, снижению самоконтроля. Ведущими эмоциями становятся тревога, раздражение, реализующиеся через агрессию. Если к такому поведению прибегает лидер, то обязательно присоединяются его последователи (особенность подросткового периода).

- жестокое обращение в семье. Агрессоры - люди, пережившие насилие от родителей или других родственников, обладающих силой. Доминирует дисбаланс власти: старшие, более сильные, владеющие материальными благами члены злоупотребляют статусом, угрожают безопасности младших.

- педагогическое влияние. Влияние учителя на класс может сформировать нездоровую атмосферу. Неуважительное отношение педагога, жесткая конкуренция, публичное порицание, оскорбление выступают причинами буллинга в школе.

- социально-экономический статус. Установлено: дети из семей с низким доходом, отсутствием образования у родителей чаще становятся жертвами травли. Учащиеся из семей, где родители имеют высшее образование, оказываются более адаптированными к школьной среде, чувствуют себя комфортно в школе, редко становятся участниками ситуаций насилия.

Всем известно, что травля, в отличие от конфликта - это повторяющиеся, систематические действия. Дети могут повздорить, даже подраться, но при буллинге в школе всегда есть систематичность и неравенство сил: численное, физическое (кто-то сильный, кто-то слабый), статусное (один популярный, а другой - нет).

»

11

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

И. Кон определяет буллинг как запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе [5, с. 16].

Д. Лейн ассоциирует этот термин с травлей и говорит, что буллинг представляет собой длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, который не способен защитить себя в данной ситуации [6, с. 90].

Ученый И. Бердышев считает, что буллинг - сознательное, продолжительное насилие, не носящее характера самозащиты и исходящее от одного или нескольких человек [7, с. 3].

Как И. Бердышев Е. Ильин также считает, что буллинг - длительное систематическое физическое или психологическое насилие, осуществляемое одним человеком или группой и направленное против человека, который не в состоянии защититься в фактической ситуации, с осознанным желанием [8, с. 101].

По мнению А.А Бочавер и К.Д. Хломова «....травля развивается почти в любом закрытом сообществе бу то армейское подразделение или элитный колледж, - и то, что дети регулярно сталкиваются с травлей в школе, лишь пример распространенности явления...» [9].

Всем известно, что каждый год в первый четверг ноября по инициативе ЮНЕСКО в мире отмечают Международный день против насилия и буллинга в школе и Интернете. В 2019 году 193 государства-члена ЮНЕСКО поддержали учреждение этого дня для того, чтобы привлечь всеобщее внимание к проблеме и остановить распространение буллинга и издевательств.

Буллинг среди детей остаётся одной из актуальных проблем в Казахстане. По словам специалистов, признаками того, что ребёнок подвергся буллингу, могут быть проблемы с концентрацией внимания, подавленность, угнетённое состояние, раздражительность, чувство неуверенности, повышенная чувствительность, боли в желудке, усталость, отсутствие аппетита, бедность социальных контактов, симптомы страха и нарушение сна.

Министерство здравоохранения РК поделилось [10] информацией о том, сколько детей в Казахстане страдает от регулярного буллинга - то есть травли, унижений, запугивания, физического и психологического насилия со стороны сверстников.

По данным Министерство здравоохранения РК национальное исследование показало, что по состоянию на 2022 год в Казахстане:

- 17,5% детей время от времени подвергались буллингу;

- 6,8% подростков страдали от травли два-раза в месяц;

- 14,1% детей в возрасте 11-15 лет сами хотя бы раз участвовали в буллинге сверстников.

Опрос показал, что мальчики чаще участвуют в буллинге, чем девочки. Чаще всего сверстники травят детей в возрасте 11 лет, по мере взросления к 15 годам доля страдающих от буллинга школьников падает. С 2018 года буллинг

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

стал более распространенным явлением в Казахстане: число детей и подростков, которые становятся его жертвами, выросло на 3,7%.

В действующем законодательстве понятие «буллинга» не закреплено, равно как и ответственность за него. Однако в законе предусмотрена ответственность за те действия, которые в своей совокупности образуют это явление: оскорбление, нанесение побоев, угрозы.

Уголовная ответственность наступает с 16 лет, а при совершении тяжких преступлений - с 14 лет. К примеру, подростков, решивших, что издевательство на другими - это весело, могут привлечь к уголовной ответственности за умышленное причинение тяжкого (ст. 106 УК РК ) или средней тяжести вреда здоровью (ст. 107 РК).

За оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме, предусмотрена административная ответственность. В соответствии с ч. 1 ст. 434 КоАП РК к правонарушителю может быть применено наказание в виде административного штрафа в размере двадцати месячных расчетных показателей либо административный арест на срок от пяти до пятнадцати суток [11; 12, с. 16-23].

Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания влекут административный арест на срок от пятнадцати до тридцати суток.

В Казахстане много говорят о необходимости обеспечить безопасность детей. А значит - и ужесточить наказания за любые формы насилия в отношении несовершеннолетних. В рамках этих инициатив сейчас (с 30.01.2024) в Мажилисе обсуждаются два идущих единым пакетом законопроекта. Это «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам обеспечения прав женщин и безопасности детей». Речь в нем идет о ряде поправок в УК, Предпринимательский, Социальный, Трудовой кодексы и другие НПА - всего в 7 кодексов и 8 законов. И - отдельно - сопутствующим законопроектом предлагаются поправки в КоАП.

Буллинг травмирует психику ребенка и приводит к опасным последствиям. Из новостных сообщений СМИ, Интернета можно проследить, что в последние годы всё чаще и чаще буллинг, кибербуллинг становится причиной суицидов среди несовершеннолетних.

Всего за четыре месяца 2021 года, с начала года по апрель, в стране уже было совершено 53 суицида среди несовершеннолетних - на крайне пессимистичные 15,2% больше, чем годом ранее. Среди них 32 мальчика и 21 девочка. Попытки суицида совершили ещё 120 человек - на 5,3% больше, чем годом ранее. Среди них 21 мальчик и 99 девочек. Большинство из них проживали в полных семьях.

За буллинг несовершеннолетнего в Казахстане планируют штрафовать в размере до 110 тысяч тенге. Соответствующая норма указана в законопроекте по вопросам обеспечения прав женщин и безопасности детей.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Профилактическая работа должна проводиться индивидуально с потенциальными «обидчиками» и «жертвами», с учетом индивидуальных особенностей, а групповая работа по профилактике буллинга должна проводиться во всей школе и в каждом классе отдельно для лучшего результата по предотвращению насилия в образовательной организации.

Профилактика правонарушений и правонарушений среди несовершеннолетних является основной задачей каждого государства и каждого человека.

Литература:

1. Подростковый буллинг [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// borisovdenis1989.medium.com

2. Буллинг [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://etstso60.bget.ru 2023/03

3. Ханова О.А. Буллинг в школе - причины, симптомы, диагностика... [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.krasotaimedicina.ru

4. Ханова О.А. Агрессивное поведение детей [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.krasotaimedicina.ru

5.Кон И. Что такое буллинг и как с ним бороться // Семья и школа. - 2006.

- № 11. - С. 16.

6. Лейн Д.А. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия / Под ред. Д. Лейна, Э. Миллера. - СПб: Питер, 2001. - С. 242.

7. Бердышев И. Лекарство против ненависти / И. Бердышев, Е. Куценко // Первое сентября. - 2005. - № 18. - С. 3.

8. Ильин Е.П. Психология агрессивного поведения. - СПб.: Питер, 2014. -

368 с.

9.Бочавер А.А., Хломов К.Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен (дата обращения: 07.09.2020)

10.Сколько детей страдает от буллинга в Казахстане [Электронный ресурс].

- Режим доступа: https://www.zakon.kz/obshestvo/6408051

11. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях (с изменениями и дополнениями по состоянию на 11.02.2024).

12. Орсаева Р.А. Особенности освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания // Вестник Науки и Творчества. - 2024. -2024. - № 1 (92). - С. 16-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.