Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКОВОГО ФЕНОМЕНА БУЛЛИНГ'

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКОВОГО ФЕНОМЕНА БУЛЛИНГ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
208
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Ключевые слова
травля / насилие / буллинг / буллер / хулиган / образовательная среда / «жертва» / «обидчик» / «свидетель». / bullying / violence / bullying / buller / bully / educational environment / " victim" / " abuser" / "witness".

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Наталия Сергеевна Бобровникова

Статья нацеленна на научно-педагогический состав: педагоги средних и высших учебных учрежде-ний, слушатели, курсанты, студенты и др. В данной научной статье отражены результаты теоретиче-ского изучения проблемы буллинга в зарубежных и отечественных исследованиях. Раскрывается соци-альная структура буллинга и дается психологическая характеристика его участников. Рассмотрены некоторые причины возникновения буллинга среди молодых людей, а так же процесс коррекции агрес-сивного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF THE MODERN ADOLESCENT PHENOMENON OF BULLYING

The article is aimed at the scientific and teaching staff: teachers of secondary and higher educational in-stitutions, students, trainees, students, and others. In this research paper presents the results of a theoretical study of the problem of bullying in foreign and domestic research. Reveals the social structure of bullying and provides psychological characteristics of the participants. Discusses some causes of bullying among young people, as well as the process of correction of aggressive behavior.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКОВОГО ФЕНОМЕНА БУЛЛИНГ»

4

PSYCHOLOGICAL SCIENCES / «ШУШМУМ-ШУГМаУ» #Жт), 2021

PSYCHOLOGICAL sciences

Наталия Сергеевна Бобровникова

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

DOI: 10.24412/2520-6990-2021-31118-4-6 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКОВОГО

ФЕНОМЕНА БУЛЛИНГ

Bobrovnikova Natalia Sergeevna

Federal state budgetary educational institution of higher education Tula

SOCIO-PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF THE MODERN ADOLESCENT PHENOMENON OF

BULLYING

Аннотация:

Статья нацеленна на научно-педагогический состав: педагоги средних и высших учебных учреждений, слушатели, курсанты, студенты и др. В данной научной статье отражены результаты теоретического изучения проблемы буллинга в зарубежных и отечественных исследованиях. Раскрывается социальная структура буллинга и дается психологическая характеристика его участников. Рассмотрены некоторые причины возникновения буллинга среди молодых людей, а так же процесс коррекции агрессивного поведения.

Abstract

The article is aimed at the scientific and teaching staff: teachers of secondary and higher educational institutions, students, trainees, students, and others. In this research paper presents the results of a theoretical study of the problem of bullying in foreign and domestic research. Reveals the social structure of bullying and provides psychological characteristics of the participants. Discusses some causes of bullying among young people, as well as the process of correction of aggressive behavior.

Ключевые слова: травля, насилие, буллинг, буллер, хулиган, образовательная среда, «жертва», «обидчик», «свидетель».

Keywords: bullying, violence, bullying, buller, bully, educational environment," victim"," abuser","witness".

В настоящее время проблема насилия в образовательной среде становится все более актуальной.

Предпосылкой любого насилия является отсутствие уважения к личности. Полноценное развитие и реализация индивидуальности подростка возможны только в определенных условиях. Современный жизненный контекст не исключает явления насилия из процессов обучения и воспитания. В этой связи необходимо исследовать сам феномен насилия в образовательной среде, его истоки, формы, в связи с тем, что оно способно разрушать безопасность образовательной среды и негативным образом сказываться на построении межличностных отношений между субъектами образовательного процесса и развитии личности обучающегося (И.А. Баева, В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков и др.).

Особенно важно исследование влияния насилия на личность в раннем юношеском возрасте, когда образ Я, как продукт самосознания, проходит важный этап развития. Следовательно, в этот возрастной период воздействие любого вида насилия накладывает на личность большой отпечаток. Поскольку ранняя юность характеризуется такими особенностями как стремление к личностному росту, расхождением в идеальном и реальном образе

Я, неадекватным уровнем притязаний, неопределенностью жизненных планов и др., то любая форма насилия над школьниками создает возможность закрепления в самосознании негативных представлений о себе (Т.Г. Волкова, С.В.Ильина, Е.С. Меньшикова, Ф. Райе и др.).

Проблематика психологии насилия представляет собой обширную область, наиболее интенсивно разрабатывающуюся в мировой психологии последнюю четверть века (Д. Левинсон, Дж. Кобрин, Д. Финкелхор, Д. Иваниек, К. Брон, Р. Лэнг, А. Миллер, и др.). В отечественной психологической науке данная проблематика сравнительно молода (Е.Н.Волков, В.В. Денисов, Г.Н. Киреев, А.Б. Кирюхина, В.А. Ситаров и др.).

Английское слово «буллинг» (byllyng, от billy - булли, хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) означает запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у других страх и тем самым подчинить его себе. Буллинг - явление глобальное и массовое. Эмоциональное насилие, которое вызывает у жертвы эмоциональное напряжение, унижает его и снижает его самооценку.

В Европе и Америке больше всего прижился фактический синоним травли - буллинг, ассоциируемый с боевыми играми молодых бычков. Он

«ШУШМУМ-ЛШИГМаУ» #Щ1Ш)), S®2I / PSYCHOLOGICAL SCIENCES

предполагает в собственном смысле травлю одного ребенка другим. Меньше известен термин моббинг, обозначающий случай группового нападения на одного или нескольких детей. Однако чаще в научно -практическом сообществе используется термин «буллинг», как более широкий и охватывающий разные случаи травли. Соответственно детей, в основном мальчиков, занимающихся буллингом, именуют булли.

Вскоре эстафету подхватили Швеция, Финляндия и Дания, а в последующем и вся Западная Европа. Например, в Великобритании в этом направлении успешно работают психотерапевты Девид Лейн и Эндрю Миллер, в Швейцарии - их коллега Аллан Гуггенбюль. Американская школа изучения проблем буллинга, в первую очередь, представлена психологами и психотерапевтами А.М.Хорном, Б.Глейзером, Т.В.Сейджером. Арнольд Голь-дштейн в конце 80-х, начале 90-х годов прошлого века написал целую серию книг по работе с компаниями обидчиков. Швеция стала первой страной, где проблема буллинга была объявлена национальной проблемой. В России реальное осознание этой проблемы пришло значительно позже после распада СССР.

Разновидности и способы травли в молодежной среде постоянно меняются. Одним из таких стали стремительно обновляющиеся информационные технологии. Оборотной стороной такого прогресса, являются зависимые болезни личности -SMS и интернет-зависимости, компьютерно-игровые зависимости, TV-зависимости. Многочисленные случаи с расстрелом мирных людей психопатами-одиночками в Финляндии, Германии, США, и в июле 2011 года трагедия в Осло подготавливались и освещались самими насильниками через интернет. Всё это вместе взятое, по мнению одного из активнейших борцов с зависимостями, психиатра А.Ю.Акопова (2008) свидетельствует о «социальном слабоумии» и «моральном идиотизме» нашего мира.

Буллер — это человек, который:

- не научился брать на себя ответственность за свое поведение;

- хочет наслаждаться преимуществами взрослого мира, но не в состоянии принять ответственность и выполнять необходимые условия, которые являются частью взрослого мира;

- отказывается от ответственности за собственное поведение;

- не хочет замечать эффектов, которые оказывает своим поведением на других;

- не желает признать, что могут быть другие, лучшие способы поведения.

Самыми распространёнными формами бул-линга являются:

- вербальный буллинг (угрозы, оскорбления, саркастические замечания, унижение);

- физический (ребёнка могут толкнуть, ударить);

- психологический (психологическое давление, оказываемое группой, игнорирование);

- вымогательство денег/порча имущества;

- кибербуллинг (буллинг с использованием социальных сетей);

- телефонный буллинг.

Наиболее полным и точным является определение буллинга, данное Д. Лейном: «Буллинг представляет собой длительное физическое или психологическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, который не способен защитить себя в данной ситуации».

Для подростков, ставших жертвами буллинга, характерно следующее:

• притворяются больными, чтобы не выходить из дома;

• поведение и темперамент меняются;

• явные симптомы страха, заключающиеся в нарушениях сна и аппетита, ночном крике, энурезе, заикании и нервном тике, нелюдимости и скрытности;

• частые просьбы дать денег, воровство;

• снижение качества учебы, потеря интереса к любимым занятиям;

• постоянные ссадины, синяки и другие травмы;

• молчаливость, нежелание идти на разговор;

• суицидальные намерения и как крайняя степень - суицид.

«Свидетели»

Выделение характерологических черт «свидетеля» оказалось наиболее сложной задачей. Это обусловлено тем, что в ситуациях буллинга в роли «свидетелей» находится большинство детей во всем своем многообразии и разнородности. Установлено, что в результате ощущения собственного бессилия их самооценка заметно снижается. Сторонние наблюдатели часто сообщают о чувстве вины и ощущении своего бессилия.

Буллинг охватывает очень широкую сферу деятельности:

- Физическая агрессия:

Включает в себя толкание, пихание, пинки и удары - может также приобретать форму жестокого физического насилия. В крайних случаях может применяться оружие, например ножи. Такое поведение чаще встречается среди мальчиков, чем среди девочек.

- Словесный буллинг:

В этом случае оружием служит голос. Может существовать в форме обидного имени, с которым постоянно обращаются к одному человеку, тем самым раня, оскорбляя и унижая его. Этот вид бул-линга зачастую направлен на те жертвы, которые имеют заметные отличия в физической внешности, акценте или особенностях голоса и высокую или низкую академическую успеваемость. Обзывания могут также принимать форму намеков по поводу предполагаемой половой ориентации ученика.

- Запугивание:

Основывается на использовании очень агрессивного языка тела и интонации голоса, чтобы заставить жертву делать то, что он/она не желает де-

PSYCHOLOGICAL SCIENCES / «ШУШМУМ-ШУГМаУ» #Жт), 2©21

6

лать. Мимика или "взгляд" хулигана может выражать агрессию и/или неприязнь. Угрозы также используются для того, чтобы подорвать уверенность жертвы.

- Изоляция:

Инициатором использования этого метода, как правило, является хулиган. Жертва намеренно изолируется, изгоняется либо игнорируется частью класса или всем классом. Это может сопровождаться распространением записок, нашёптыванием оскорблений, которые могут быть услышаны жертвой, либо унизительными надписями на доске или в общественных местах.

- Вымогательство:

В этом случае от жертвы требуют деньги и угрожают, если он/она не отдаёт их немедленно. Могут вымогаться также завтраки, талоны или деньги на обед. Жертву также могут принуждать воровать имущество для хулигана. Такая тактика используется исключительно для возложения вины на жертву.

- Повреждение имущества:

Хулиган может сосредоточить внимание на имуществе жертвы. В результате могут быть повреждены, украдены или спрятаны одежда, учебники или другие личные вещи.

Для жертв буллинга в России И.Бердышевым и М.Нечаевой (2005) была предложена классификация типов адаптации к буллингу.

Первый тип. Активное сопротивление.

Второй тип. Пассивное сопротивление.

Третий тип. Отказ от сопротивления.

Четвертый тип. Бегство от травли.

Пятый тип. Усугубляющее сопротивление.

Одной из основных задач социально-педагогической работы по преодолению подросткового бул-линга является реализация комплексной коррекци-онной программы развития у учащихся навыков конструктивного управления агрессией. Данная программа должна основываться на следующих психолого-педагогических принципах:

- системность коррекционных, профилактических и развивающих задач;

- единство коррекции и диагностики;

- учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента;

- комплексность методов психологического воздействия;

- активное привлечение ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе.

Психолого-педагогическая коррекционная работа должна в итоге быть направлена не на избавление от агрессивности, а на устранение причин,

ведущих к ее проявлению, расширение активного используемого инструментария в поведении ребенка. В психолого-педагогической литературе и практике выделяются следующие направления, по которым должна осуществляться работа по коррекции агрессии. К ним относятся:

обучение агрессивных детей способам выражения гнева в социально приемлемой форме;

- обучение детей приемам саморегуляции и умениям владеть собой, отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях;

- формирование таких личностных качеств подростков, как эмпатия и доверие к людям (эффективным способом реализации этого направления является метод индукции несовместимых реакций, к которому относятся юмор и смех, а также ориентация на состояние других людей).

Таким образом, в процессе коррекции агрессивного поведения учащегося целесообразно освоение модели изменения поведения, позволяющей:

- развить осознание и принятие ребенком себя, своих потребностей, эмоциональных состояний;

- принять эмоции и потребности других людей в сочетании с развитием навыков выражения негативных эмоций и удовлетворения потребностей в социально-приемлемых формах.

Список литературы

1. Абрамова, А. А. Агрессивность при депрессивных расстройствах личности: автореф. дис. . канд. психол. наук / А. А. Абрамова. М., 2005.

2. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов / Г. С. Абрамова. -М.: Изд. центр «Академия», 1997.

3. Андреева, С. М. Социальная психология / С. М. Андреева. М., 1996.

4. Антонян Ю. М. Жестокость в нашей жизни / Ю. М. Антонян. М.: ИНФРА-М., 1995.

5. Быковская Е.Ф. Педагогическое насилие: теория и практика // Философия образования. 2006.

6. Вишневская В.И., Бутовская М.Л. Феномен школьной травли: агрессоры и жертвы в российской школе // Этнографической обозрение. 2010.

7. Волкова E.H. Система защиты детей и подростков от насилия и жестокого обращения // Социальная педагогика. 2007.

8. Кон И. Что такое буллинг и как с ним бороться // Семья и школа. 2006.

9. Маланцева О. «Буллинг» в школе. Что мы можем сделать? // Социальная педагогика. 2007.

10. Малкина-Пых И.Г. Психология поведения жертвы. М.: Эксмо, 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.