Научная статья на тему 'Бухгалтеру об антикризисных поправках в налоговом кодексе Российской Федерации'

Бухгалтеру об антикризисных поправках в налоговом кодексе Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
125
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никольская Ю. П., Спиридонов А. А.

Как и следовало ожидать, государство начало принимать экстренные меры для обеспечения возможности функционирования отечественного бизнеса, причем ряд мер вступило в силу еще в 2008 г., но основные изменения вступают в силу с 01.01.2009. При подготовке приказа по учетной политике на 2009 г. следует учитывать произошедшие изменения как в бухгалтерском учете, так и в налогообложении Для полиграфических предприятий и издательств понимание особенностей этих нововведений будет очень важным. В статье рассмотрены основные изменения, которые введены Федеральным законом от 26.11.2008 № 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бухгалтеру об антикризисных поправках в налоговом кодексе Российской Федерации»

НАЛОГООБЛОЖЕНиЕ

БУХГАЛТЕРУ ОБ АНТИКРИЗИСНЫХ ПОПРАВКАХ В НАЛОГОВОМ КОДЕКСЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ю. П. НИКОЛЬСКАЯ,

кандидат экономических наук, доцент,

профессор кафедры «Бухгалтерский учет и статистика»

Академии экономической безопасности МВД России А. А. СПИРИДОНОВ,

доцент кафедры «Бухгалтерский учет и статистика»

Академии экономической безопасности МВД России

Как и следовало ожидать, государство начало принимать экстренные меры для обеспечения возможности функционирования отечественного бизнеса, причем ряд мер вступил в силу еще в 2008 г., но основные изменения вступают в силу с 01.01.2009. При подготовке приказа по учетной политике на 2009 г. следует учитывать произошедшие изменения как в бухгалтерском учете, так и в налогообложении.

Для полиграфических предприятий и издательств понимание особенностей этих нововведений будет очень важным. Рассмотрим основные изменения, которые введены Федеральным законом от 26.11.2008 № 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Поправки коснулись как первой, так и второй частей НК РФ.

Остановимся на отдельных положениях первой части НК РФ, которые получили новые редакции или дополнения. Например, положительным для налогоплательщиков является дополнение ст. 5 НК РФ новым пунктом, которое касается вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах. В нынешних условиях важно, что акты могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это. Изменения касаются порядка вступления в силу тех актов, которые улучшают положение нало-

гоплательщика, например, если они направлены на устранение или смягчение ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, установление дополнительных гарантий защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, на отмену налогов и (или) сборов, снижение размеров ставок налогов (сборов), устранение обязанностей налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение.

Таким образом, государство установило за собой право быстро реагировать на изменения экономической ситуации во всем мире и оперативно вносить изменения в акты о налогах и сборах, которые будут улучшать положение налогоплательщиков.

Внесены дополнения и в ст. 59 НК РФ, которые связаны с ситуацией, когда с банковских счетов налогоплательщика суммы налогов, пеней, штрафов списаны, но в бюджет не поступили. Следует заметить, что большинство поправок, внесенных в первую часть НК РФ, в основном облегчают положение организациям крупного бизнеса. Это касается включения ст. 64.1 НК РФ, которая регламентирует порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате федеральных налогов по решению министра финансов РФ. Дополнен и перечень организаций-налогоплательщиков, которые

могут получить инвестиционный налоговый кредит

— теперь к ним относятся и организации, выполняющие государственный оборонный заказ. Следует также обратить внимание и на поправки в ст. 76 НК РФ, регламентирующую порядок приостановления операций по счетам в банках, которые касаются как приостановления операций по валютным счетам, так и решений об отмене приостановления. Неблагоприятное для налогоплательщиков изменение связано с тем, что согласно новой редакции п. 1 ст. 76 НК РФ налоговые органы вправе заблокировать счет организации-налогоплательщика не только в пределах самой суммы недоимки, но и начисленных штрафов и пеней.

Серьезные изменения претерпела и ст. 88 НК РФ, касающаяся камеральных налоговых проверок: установлено, что камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета). В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном ст. 81 НК РФ, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

Важные изменения коснулись и ст. 100 и 101 НК РФ. Так, установлены четкие сроки для предоставления акта налоговой проверки (5 дней с даты подписания) и решения (5 дней). Следует обратить внимание и на дополнение к ст. 101.4, касающееся сроков предоставления документов (информации). Важно, что теперь документы, представленные налогоплательщиком с нарушением сроков, не будут считаться полученными с нарушениями положений НК РФ.

В Федеральном законе № 224-ФЗ установлены более серьезные финансовые санкции в отношении банков за нарушение требований о представлении информации о закрытии и открытии счетов, сроков исполнения поручений налогоплательщика

по перечислению платежей налогового характера, неисполнение приостановления операций, непредставление в налоговый орган выписок и справок по операциям и счетам в установленном порядке (ст. 132- 135 НКРФ).

Поправки, внесенные во вторую часть НК РФ, затронули целый ряд налогов, и многие из них непосредственно касаются организаций и индивидуальных предпринимателей, занятых в издательско-полиграфическом бизнесе (см. рисунок).

Рассмотрим налоги, которые затронули эти изменения.

Отдельные поправки касаются действующих организаций, а некоторые интересны для организаторов нового бизнеса, и в первую очередь для типографского бизнеса. Так, ввоз в счет вклада в уставный капитал технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в РФ, по перечню, утверждаемому Правительством РФ, не будет подлежать обложению НДС. Следует обратить внимание на ключевые слова «аналоги которого не производятся в РФ» (ст. 150 НК РФ).

Далее рассмотрим поправки, которые следует учитывать при разработке приказа по учетной политике. Как известно, учетная политика разрабатывается как для бухгалтерского учета (на 2009 г.

— уже в соответствии с ПБУ1/2008), так и для целей налогообложения. По мнению авторов, для составления приказа по учетной политике целесообразно воспользоваться бесплатной on-line программой В. Ю. Авдеева «Мастер учетной политики», представленной на сайте www. audit-it. ru.

Важными изменениями в части НДС являются поправки в ст. 165 НК РФ. В частности, экспортерам дана возможность предоставлять реестр таможенных деклараций для подтверждения 0 ставки НДС. Кроме того, в соответствии со ст. 3 Федерального закона № 224-ФЗ увеличен срок, предоставляемый для сбора необходимых документов для подтверждения права на применение ставки 0 %,с180до 270 дней.

Для всех плательщиков НДС очень важны изменения, связанные с действиями сторон при перечислении и получении денежных средств в счет предстоящих поставок (ст. 168 НК РФ). В настоящее время сторона договора, получившая в соответствии с его условиями денежные средства в счет предстоящих поставок, обязана выставить счет-фактуру, где должны быть указаны:

1) порядковый номер и дата выписки счета-фактуры;

2) наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя;

Налоги, по которым были сделаны изменения антикризисным налоговым законом

3) номер платежно-расчетного документа;

4) наименование поставляемых товаров (описание работ, услуг), имущественных прав;

5) сумма оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав;

6) налоговая ставка;

7) сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок.

Кроме выставления счета-фактуры, сохранилась обязанность учета полученных средств при формировании налоговой базы.

Срок представления счета-фактуры составляет 5 календарных дней со дня получения оплаты. На основании счета-фактуры и указания в договоре на условия оплаты покупатель получает право на вычет НДС, что является довольно выгодной новацией для покупателей. Однако для всех участников таких сделок существенно возрастает трудоемкость их оформления: при отгрузке продавец опять выставляет счет-фактуру. При этом рост трудоемкости связан с восстановлением вычетов у покупателя в соответствии с п. 3 ст. 170 НК РФ. Продавец согласно новому порядку, как и ранее, должен уплатить НДС в бюджет с полученных сумм предоплаты (подп. 2п.1ст. 167НК РФ), выписав счет-фактуру, а при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) — еще раз начислить в бюджет НДС со всей суммы отгрузки (п. 1 ст. 154, п. 14ст. 167 НК РФ) и принять к вычету ранее уплаченный налог с суммы предоплаты (п. 8ст. 171, п. бет. 172 НКРФ).

Важным изменением, которое существенно поможет многим организациям выжить в условиях кризиса, является отмена требования относительно перечисления сумм НДС при осуществлении неденежных форм расчетов. Конечно, осуществление таких расчетов в больших масштабах — это «откат» к начальному периоду развития рыночной экономики в нашей стране, когда бартер был основной формой расчетов, но это необходимо в

сложившейся ситуации. То, что теперь нет необходимости «гонять» суммы НДС, даст возможность денежные средства использовать более продуктивно, в частности на выплату заработной платы без задержки. Следует обратить внимание на особенности вступления в силу этого изменения (см. ст. 9 Федерального закона № 224-ФЗ).

Для организаций, занимающихся издательской деятельностью, очень актуальны вопросы, связанные с возмещением НДС, так как НДС по издательской деятельности, какправило, составляет 10 %, ауслуги типографий, приобретение сырья и материалов (а многие работают на давальческом сырье), общеиздательские расходы связаны со ставкой 18 %. В этой связи необходимо обратить внимание на поправки в ст. 176 НК РФ. Согласно новой редакции в случае непризнания налоговым органом права на возмещение всей заявленной суммы должны быть два решения

— одно об отказе в возмещении частичной суммы и второе — о возмещении частично суммы налога.

Серьезным подспорьем для крупных полиграфических комплексов, которые осуществляют своими силами строительно-монтажные работы (далее — СМР), является то, что суммы НДС, исчисленные при выполнении СМР для собственного потребления, теперь будут приниматься налогоплательщиком к вычету на момент определения налоговой базы по данным СМР, т. е. на последнее число каждого налогового периода, последнее число квартала (абз. 2 п. 5ст. 172, п. 10ст. 167 НКРФ). Из этого следует, что начисление НДС к уплате по СМР для собственного потребления и принятие этих сумм к вычету будут производиться в одном и том же налоговом периоде, а не в разных, как ранее. Согласно прежней редакции абз. 2 п. 5 ст. 172 НК РФ налог на добавленную стоимость по данным работам принимался к вычету по мере уплаты налога в бюджет, т. е. уже в следующем квартале.

Важные изменения коснулись и обязанностей налоговых агентов (ст. 161 НК РФ). Так, при приобретении товаров (работ, услуг) у иностранных лиц, не состоящих на учете в российских налоговых органах (пп. 1 и 2 ст. 161 НК РФ), а также при аренде либо приобретении государственного и муниципального имущества (п. Зет. 161 НК РФ) налоговые агенты составляютсчета-фактуры, которые должны отвечать требованиям, перечисленным в пп. 5 и 6 ст. 169 НК РФ (абз. 2 п. 3 ст. 168 НК РФ). В поправках уточнено, что налоговые агенты вправе принять к вычету НДС, если данный налог был уплачен ими в соответствии с гл. 21 НК РФ (абз. 3 п. Зет. 171 НК РФ). Важно, что изменилась формулировка

относительно возможности принятия суммы НДС к вычету: о необходимости удержать налог из доходов налогоплательщика для того, чтобы принять сумму НДС к вычету, в п. 3 ст. 171 НК РФ напрямую не указано. Следует отметить, что в нескольких письмах Минфин России (письмо от 28.02.2008 № 03-07-08/47) и ФНС России (письмо от 17.03.2008 № 03-1-03/908@) разрешали налоговым агентам принять НДС к вычету, даже если налог был уплачен ими за счет собственных средств. Это очень важно для издательств, приобретающих права на издание у иностранных правообладателей.

Рассмотрим изменения, связанные с налогом на прибыль (глава 25 НК РФ).

Наиболее важные изменения:

— снижение ставки;

— увеличение амортизационной премии;

— улучшения в части признания расходов.

Итак, самое существенное изменение касается

снижения ставки налога. С 2009 г. ставка налога на прибыль организаций будет равна 20 % (п. 1 ст. 284 НК РФ), а не 24 %, как было много лет. Важно, что общая ставка налога снижена за счет уменьшения ставки, по которой налог зачисляется в федеральный бюджет, — с 6,5 до 2,5% (абз. 2 п. 1ст. 284 НК РФ).

Важно, что в ст. 257 НК РФ уточнен порядок определения стоимости объектов основных средств, выявленных в ходе инвентаризации. Следует обратить внимание на то, что представлена новая редакция ст. 258 «Амортизационные группы (подгруппы). Особенности включения амортизируемого имущества в состав амортизационных групп (подгрупп)» и ст. 259 «Методы и порядок расчета сумм амортизации» НК РФ. Следует обратить внимание на то, что изменение порядка начисления амортизации было представлено и в Федеральном законе от 22.07.2008 № 158-ФЗ, т. е. переход от начисления по каждому объекту к групповым начислениям, однако сейчас данные изменения утратили силу. Для целей налогообложения применяются два метода — линейный и нелинейный, поэтому в приказе по учетной политике нужно отразить по группам объектов принятый метод.

Многие не используют нелинейный метод, однако он весьма полезен, а теперь стал еще более привлекателен. С 01.01.2009 при нелинейном методе амортизация начисляется не по каждому основному средству, а в целом по амортизационной группе (подгруппе). Поэтому организации, применяющие нелинейный метод, для расчета доли прибыли вправе определять остаточную стоимость амортизируемого имущества по данным бухгалтерского учета (п. 2ст. 288 НК РФ).

Также уточнены вопросы вывода из эксплуатации амортизируемого имущества. Так, при выводе из эксплуатации (списании) нематериальных активов организации получили возможность учесть сумму недоначисленной амортизации во внереализационных расходах (подп. 8п.1 ст. 265 НК РФ).

Следует отметить, что ранее Минфин России указывал, что недоначисленную амортизацию по нематериальным активам учесть в расходах нельзя (письма Минфина России от 21.02.2007 № 03-0306/4/17, от07.11.2006№ 03-03-04/1/723).

Также уточнено, что расходы в виде сумм недоначисленной амортизации учитываются во внереализационных расходах только тогда, когда амортизация начисляется линейным методом. Если организация использует нелинейный метод, то объекты амортизируемого имущества выводятся из эксплуатации в порядке, предусмотренном п. 13 ст. 259.2 НК РФ.

Размер амортизационной премии по объектам, относящимся к группам 3 — 7, теперь будет до 30%, а в остальных случаях, как и прежде,

— 10%. В приказе по учетной политике следует установить размер премии (он может быть и менее 30 %). Следует учесть, что установлена обязанность налогоплательщика в случае реализации основного средства до истечения 5 лет с момента его ввода в эксплуатацию восстановить амортизационную премию (включить в доходы согласно абз. 3 п. 9 ст. 258 НК РФ). При этом восстановлению подлежат как 10%-ная, так и 30%-ная амортизационная премия, а также как амортизационная премия по самому основному средству, так и по затратам на реконструкцию, модернизацию и иные улучшения основного средства.

Приятное изменение было сделано и в Федеральном законе от 22.07.2008 № 158-ФЗ — отмена понижающего коэффициента амортизации 0,5 в отношении легковых автомобилей и пассажирских микроавтобусов с первоначальной стоимостью более 600 000 и 800 000 руб. соответственно. В новой ст. 259.3 НК РФ, где перечислены специальные коэффициенты, применяемые к норме амортизации, о данном понижающем коэффициенте ничего более не говорится.

Положительные для налогоплательщиков изменения связаны с расходами на страхование. Так, изменения в п. 1 ст. 263 НК РФ уточняют, что в расходах учитываются все взносы по обязательному имущественному страхованию, а во введенном подп. 10 п. 1ст. 263 НК РФ говорится, что в расходах учитываются взносы по любым видам добровольного имущественного страхования, если в соответствии с законодательством РФ такое

страхование является условием осуществления налогоплательщиком своей деятельности.

Также помогут налогоплательщикам и изменения, касающиеся признания процентов. Теперь предельная величина процентов, признаваемая в расходах, увеличена (при оформлении долгового обязательства в рублях — ставка рефинансирования ЦБ РФ, увеличенная в 1,5 раза, а при оформлении долгового обязательства в иностранной валюте — 22%).

Следует отметить, что это существенное изменение: по долговым обязательствам в рублях ранее предельная величина равнялась ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,1 раза, а по обязательствам в иностранной валюте — 15 %. В то же время применять такой порядок организация вправе лишь тогда, когдау нее отсутствуют долговые обязательства перед российскими компаниями, выданные в том же квартале на сопоставимых условиях. Если такие обязательства есть, предельная величина процентов рассчитывается исходя из их среднего уровня (абз. 2 и 3 п. 1 ст. 269 НК РФ). Отказаться от данных расчетов и определять предельную величину

расходов исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ организация больше не сможет.

В статье рассмотрены основные изменения, касающиеся первой части НК РФ и двух налогов, которые, на взгляд авторов, представляют наибольшую трудность для бухгалтеров. При разработке учетной политики на 2009 г. следует учесть все изменения.

Литература

1. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от31.07.1998 № 146-ФЗ.

2. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

3. О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от26.11.2008 № 224-ФЗ.

4. О внесении изменений в главы 21, 23, 24, 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах: Федеральный закон от22.07.2008 № 158-ФЗ.

* * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.