УДК 657
DOI: 10.25206/2542-0488-2022-7-1-112-118
М. Г. КУДИНОВА В. В. КОЗЛОВ Н. А. ШЕВЧУК Е. В. УВАРОВА
Алтайский государственный аграрный университет, г. Барнаул
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В УСЛОВИЯХ СОУЮ-19
В статье рассматриваются особенности бухгалтерского учета в контексте распространения инфекции СОУЮ-19, дана условная классификация направлений влияния пандемии на текущую отчетность организации. Отмечается, что опасность для жизни и здоровья населения в период пандемии СОУЮ-19 оказывает негативное влияние на финансовую систему различных стран, в том числе России. В связи с этим как государство, так и хозяйствующие субъекты должны пересмотреть порядок и механизм, установленные для функционирования процессов, включая такие важные элементы, как порядок и условия подготовки и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности. В статье представлен обзор правовых изменений в области бухгалтерского учета в связи с пандемией СОУЮ-19; рассмотрены структурные изменения бухгалтерского обслуживания в организациях в условиях удаленной работы.
Ключевые слова: бухгалтерский учет, СОУЮ-19, отчетность, ПБУ, ФСБУ, нормативные акты, экономическая система, удаленная работа.
Введение. В настоящее время произошли серьезные изменения в функционировании всей экономической системы, а также в деятельности отдельных хозяйствующих субъектов из-за неблагоприятной эпидемиологической ситуация, связанной с COV[D-19, которая распространилась не только на территории России, но и приняла мировое значение. В этой связи произошли определенные изменения в законодательстве о бухгалтерском учете и подготовке в составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также в действующих нормативно-правовых актах.
Следует отметить, что вместе с законодательными изменениями произошли и структурные изменения в организации деятельности бухгалтерских служб.
Постановка задачи исследования. В сегодняшних реалиях проблема организации бухгалтерской работы в условиях пандемии COV[D-19 является наиболее актуальной и определяет целевые установки данного исследования.
Реализация поставленной цели осуществлялась посредством изучения изменений в законодательстве о бухгалтерском учете, вызванных коронави-русной инфекцией; переведения структурных подразделений бухгалтерских служб в организациях на удаленную работу; проведения условий классификации влияния пандемии на существующую систему бухгалтерского учета.
Основная часть. В условиях пандемии корона-вируса организации несут дополнительные расходы, чтобы предотвратить распространение болезни. Государству непросто оказывать различные меры поддержки. В то же время важно правильно представить затраты на борьбу с COVID-19 и получен-
ную государственную поддержку в финансовой отчетности.
По мнению Ховановой С. В., «Перевод сотрудников на удаленный режим работы внес определенные коррективы в систему работы большинства предприятий. Изменения в режиме работы вызвали не только новые стандарты и регламенты работы бухгалтерских служб (приказы о переводе на удаленную работу, расходы на программное обеспечение), но также и новое распределение должностных обязанностей» [1].
По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) количество сотрудников, перешедших на удаленный режим работы, увеличилось с 2 % до 16 % [2].
На рис. 1 представлена информация о влиянии на систему ведения бухгалтерского учета пандемии COVID-19.
Трункина Л. В., Телятникова Т. В., Кузьмина Н. А. отмечают, что «на сегодняшний день в рамках сложной эпидемиологической ситуации рынок труда изменился, огромное количество операций переносится в онлайн» [3].
Работа на удалении становится не только повсеместной, но и жизненно важной необходимостью. Необходимость удаленной работы наблюдается в большинстве организаций, которые работают более продуктивно и довольны ведением деятельности вне мест потенциальной угрозы, а из удобного для них места.
Обязанность вести бухгалтерский учет распространяется на все российские компании в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ). Результатом его ведения является
Нормативно-правовая
Внесение корректировок в действующие нормативно-правовые акты
Организационная
Реструктуризация работы бухгалтерской службы
Методологическая
Обновление и дополнение действующих систем автоматизации бухгалтерского учёта
Рис. 1. Влияние COVID-19 на систему ведения бухгалтерского учета
подготовка годовой бухгалтерской отчетности организации, которая должна отражать достоверное представление о финансовом положении на дату составления бухгалтерской отчетности, финансовом результате ее деятельности и денежных потоках за период, который необходим пользователям для принятия экономических решений на основе результатов данной отчетности [4].
При этом бухгалтерская (финансовая) отчетность должна быть основана на данных бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами (часть 1 статьи 13 Закона № 402-ФЗ).
В соответствии с Законом № 402-ФЗ, Федеральные стандарты бухгалтерского учета (далее — ФСБУ), являются обязательными. Их утверждение является обязанностью Министерства финансов России, и любые негосударственные профессиональные объединения могут участвовать в их разработке для других организаций, кроме организаций государственного сектора.
Согласно Программе развития ФСБУ на 2019 — 2021 годы, утвержденной Приказом Минфина России от 05.06.2019 № 83н, для данной категории юридических лиц утверждены только два ФСБУ — ФСБУ 25/2018 «Учет аренды» и ФСБУ 5/2019 «Акции». При этом обязательное применение первого начинается с 2022 года, второго — с 2021 года.
В случае, если нет принятого ФСБУ, в организациях применяется порядок ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденных Приказами Минфина России ПБУ до введения Закона № 402-ФЗ (п. 1 статьи 30 Закона № 402).
Кроме того, с 19.07.2017 действующие правила бухгалтерского учета (ПБУ), утвержденные Приказами Минфина России в период с 10.01.1998 по 01.01.2013, действуют для организаций коммерческого сектора в роли ФСБУ (п. 1.1. Статья 30 Закона № 402-ФЗ).
Коммерческие организации (за исключением банковского сектора) при ведении бухгалтерского учета используют действующие ПБУ, утвержденные Приказами Минфина России в указанный период, а не ФСБУ. При этом в свою отчетность они готовят отчетность по формам, утвержденным Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (далее — Приказ № 66н) и основными нормативными актами, применяемыми при формировании таких отчетов, остаются:
Положение по бухгалтерскому учету и финансовой отчетности в Российской Федерации, утверж-
денное приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н (далее — Положение № 34н);
Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н (далее — ПБУ 4/99).
Бухгалтерская отчетность за 2020 год (в том числе промежуточная, если отчетность организации не подлежит консолидации) формируется организациями по формам, утвержденным Приказом № 66н, с учетом изменений, внесенных Приказом Минфина России от 19 апреля 2019 № 61н «О внесении изменений в приказ Минфина Российской Федерации от 2 июля 2010 года № 66н «О формах финансовой отчетности организаций» [5, 6].
Как уже отмечалось, в условиях пандемии СОУГО-19 организации несут дополнительные расходы и применяют меры государственной поддержки, которые, как и все другие факты из экономической жизни, должны отражаться в бухгалтерском учете и отчетности компаний [7]. В Минфине России рассказали о том, как включить такие затраты и государственную помощь в бухгалтерский учет согласно Информации Минфина России № ПЗ-14/2020 «О практике формирования информации в бухгалтерском учете в условиях распространения новой коронавирусной инфекции», было опубликовано на своем официальном сайте 16 июля 2020 года (далее — ПЗ-14/2020) [8].
Объединение требований Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н (далее — ПБУ 10/99) и положений Трудового кодекса Российской Федерации в пункте 1 ПЗ-14/2020 чиновники отметили, что часть дополнительных затрат следует рассматривать как расходы по обычным видам деятельности, а отдельные затраты включать в прочие расходы.
В настоящее время организации включают в свои обычные расходы затраты на осуществление мероприятий по защите и недопущению распространения СОУ1Б-19:
Расходы на услуги по:
— тестированию сотрудников на наличие коро-навирусной инфекции и устойчивость к ней;
— дезинфекции рабочих помещений;
— обеспечению связи с сотрудниками, работающими удаленно;
— доставке работников, работающих на своих рабочих местах, на рабочие места и обратно в период повышенной готовности из-за распространения новой коронавирусной инфекции.
Не имеет значения, предоставляются ли эти услуги третьими сторонами или организация реализует эти меры безопасности самостоятельно.
Покупка недвижимости и программных продуктов:
1. Средства защиты индивидуального характера, такие как маски, одноразовые перчатки, очки, защитные экраны и т.д., санитарно-гигиеническое оборудование и приспособления (дозаторы жидкого мыла, дезинфицирующие средства, бактерицидные лампы и т.д.), медицинские приборы для диагностики и лечения (в первую очередь все вспомогательные наборы, тесты и др.), дезинфицирующие средства учитываются на инвентаризации (далее — МПЗ) согласно Положению по бухгалтерскому учету ПБУ 5/01, утвержденному Приказом Минфина России от 09.06.2001 г. В составе расходов по обычным видам деятельности стоимость таких запасов,
закупаемых для предотвращения распространения коронавирусной инфекции, включается в период, в котором они переданы организацией в фактическое пользование (пп. 5, 16, 18 ПБУ 10/99).
2. Медицинское, санитарно-гигиеническое оборудование и аппараты, согласно Положению по бухгалтерскому учету ПБУ 6/01, отражаются в составе основных средств. Стоимость этих основных средств возмещается путем начисления амортизации по методике, предусмотренной пунктами 17-25 ПБУ 6/01. Амортизационные отчисления ежемесячно включаются в состав расходов по обычным видам деятельности (пп. 5, 16 ПБУ 10/99).
3. Права на программное обеспечение, приобретение (создание) которого связано с условиями труда в сложной эпидемиологической ситуации (если такие объекты учитываются как нематериальные активы в соответствии с ПБУ 14/2007, утвержденного Приказом Минфина России от 27.12.2007 № 153н. Использование при признании нематериальных активов к бухгалтерскому учету в качестве активов должно осуществляться по методике, выбранной организацией для данного объекта учета (пп. 23, 25, 26, 28, 31 ПБУ 14/2007).
Исходя из того, что вышеуказанные расходы по предотвращению инфекции учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности, формирующие стоимость товаров (работ, услуг), учитываются на соответствующих счетах плана счетов (20, 25, 26, 44) с последующим дебетованием субсчета 90-2 «Себестоимость» (при определении финансового результата).
Согласно пункту 2 Информации Минфина № ПЗ-14/2020, необходимо отражать в виде прочих расходов следующие затраты, понесенные в связи с распространением коронавирусной инфекции:
— оплата труда работникам в нерабочие дни, установленная в период коронавирусной пандемии для трудящихся на территории России, и соответствующие отчисления на социальные нужды;
— оплата труда по вынужденным простоям в связи с приостановкой деятельности организации из-за коронавирусной инфекции;
— штрафы и пени по претензиям за нарушение норм России в области обеспечения санитарных норм населения, несоблюдение правил действий при введении на территории повышенной готовности, там, где есть угроза чрезвычайной ситуации;
— расходы на благотворительную деятельность, направленную на предотвращение распространения пандемии (перевод денежных средств людям, пострадавшим от распространения пандемии; приобретение специализированного оборудования и других товаров для учреждений Минздрава с целью выявления и лечения пандемии).
Для систематизации информации о иных расходах, связанных с обеспечением защитных мер, используется счет 91 «Прочие доходы и расходы».
В Информации Минфина № ПЗ-14/2020 чиновники объяснили, как организации должны отражать государственную поддержку в виде полученных грантов и предоставленных бюджетных кредитов в показателях бухгалтерского учета.
Одной из мер государственной поддержки в условиях пандемии было предоставление государственных субсидий:
— согласно постановлению Правительства РФ от 24 апреля 2020 года № 576 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего
предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирус-ной инфекции», малые и средние предприятия, работающие в отраслях, наиболее пострадавших от COVID-19, могут получать субсидию из федерального бюджета. Получатель такой субсидии может использовать деньги из бюджета для повседневных нужд, включая выплату заработной платы персоналу и для других целей [9];
— согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 02.07.2020 № 976 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции», малый и средний бизнес, а также социально ориентированные некоммерческие организации могут получать субсидию для проведения профилактических мероприятий по COVID-19 [10].
Отразить в бухгалтерском учете размер бюджетных субсидий необходимо по мере поступления денег или при соблюдении следующих условий:
— высокая вероятность выполнения условий получения субсидии;
— высокая вероятность получения субсидии от государства.
Выделенные субсидии отражаются на счете 86 «Целевое финансирование» в разрезе целевого финансирования текущих и капитальных затрат.
При первом варианте в бухгалтерском учете делается следующая запись: Дебет 51, Кредит 86. При втором варианте отражение бюджетных средств осуществляется двумя записями: Дебет 76, Кредит 86, Дебет 51, Кредит 76.
Если выделенные субсидии направляются организации на финансирование текущих расходов, то бюджетные деньги списываются в момент признания расходов, на которые они были предоставлены.
Если средства бюджетных субсидий предназначены для финансирования расходов, понесенных организацией в прошлых отчетных периодах, то сумма полученной субсидии направляется на увеличение финансового результата организации [11].
Если на момент получения бюджетных ассигнований часть предусмотренных финансовых расходов еще не была освоена, неиспользованная сумма бюджетных ассигнований учитывается на счете 86 «Целевое финансирование» до тех пор, пока не будут получены соответствующие понесенные расходы.
Если субсидия предназначена для финансирования затрат капитального характера (к примеру, основных средств), то при принятии объекта к расчету с учетом счета 01 «Основные средства» размер субсидии вносится в счет 86 «Целевое финансирование» списать на кредитный счет 98 «Доходы будущих периодов». Кроме того, при расчете амортизации данного объекта сумма субсидии будет списана на доходы деятельности организации: Дебет 98 Кредит 91.
При этом Минфин России отмечает, что ПБУ 13/2000 не применяется в случае с возмещением утраченных поступлений и (или) финансовым обеспечением (возмещением) затрат в связи с произ-
водством (реализацией) товаров по договору. При отражении информации о таких поступлениях рекомендуется опираться в бухгалтерском учете на правила, сформулированные в ПБУ 9/99 «Доходы организации», утвержденном приказом Минфина России № 32н от 06.05.1999.
Коммерческая организация раскрывает информацию о мерах государственной поддержки, полученных в виде бюджетных средств и субсидий, в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, а некоммерческие организации — в отчете о целевом использовании средств.
При погашении бюджетная ссуда отражается на счетах организации в соответствии с общими правилами учета заемных средств.
Как пояснили в Минфине России, сумма, на которую организация освобождается от обязанности по уплате налога на прибыль, связана с уменьшением суммы налога на прибыль, определенного в соответствии с ПБУ 18/02, утвержденный Приказом Минфина России № 114н от 19.11.2002 г. Аналогичные суммы по прочим налогам и страховым взносам вычитаются из соответствующих расходов, признанных в соответствии с ПБУ 10/99.
Понятно, что данные правила бухгалтерского учета предполагают, что в организации применяется ПБУ 18/02, а если не применяется, то в бухгалтерском учете просто делаются соответствующие сторнированные записи для расчета налогов и страховых взносов [12].
В пункте 7 Информации Минфина № ПЗ-14/2020 поясняется, что в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2012 г. № 172-ФЗ от 08.06.2020 г. «О внесении изменений в часть 2 Налогового кодекса РФ», от обострения ситуации после распространения новой коронавирусной инфекции освобождены от обязанности платить за 2-й квартал 2020 года налоговые авансы. Кроме того, эти организации рассчитывают страховые взносы на обязательное медицинское, социальное и пенсионное страхование на случай временной нетрудоспособности, по беременности и родам по ставке 0 % для выплат, накопленных в апреле, мае, июне 2020 года.
Выводы и заключение. Таким образом, можно отметить, что в сложившейся ситуации государство принимает ряд мер в отношении не только сдерживания короновирусной инфекции, но и определяет правила отнесения на счета бухгалтерского учета дополнительно возникающие расходы, позволяя организациям оптимизировать свои расходы.
Библиографический список
1. Хованова С. В. Влияние пандемии COVID-19 на особенности бухгалтерского учёта // Молодой ученый. 2021. № 9 (351). С. 64-67.
2. ВЦИОМ: Число работающих удаленно россиян во время пандемии возросло в восемь раз // ТАСС. URL: https://tass. ru/ekonomika/8478435 (дата обращения: 10.08.2021).
3. Трункина Л. В., Телятникова Т. В., Кузьмина Н. А. Повышение производительности труда на предприятиях в условиях сложной эпидемиологической ситуации // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2021. Т. 6, № 2. С. 146-153. DOI: 10.25206/2542-0488-2021-6-2146-153.
4. Уварова Е. В., Майкова А. А. Совершенствование системы управления финансовыми результатами предприятия // Актуальные вопросы развития отраслей сельского хозяйства:
теория и практика: материалы III Всерос. науч.-практ. конф. Рассвет: АзовПринт, 2021. С. 231-236. ISBN 978-5-6045947-8-0.
5. Каращенко В. В., Довлатова Г. П., Мирославская М. Д. Анализ поправок к МСФО, связанных с необходимостью сглаживания экономических последствий пандемии // Учет и статистика. 2020. № 3 (59). С. 29-35.
6. Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, годовой консолидированной финансовой отчетности организаций за 2020 год в условиях распространения новой коронавирусной инфекции: протокол Совета по аудиторской деятельности от 18.12.2020 № 56. URL: https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4= 132208-protokol_zasedaniya_soveta_po_auditorskoi_dyeyatelnosti_ ot_18_dekabrya_2020_g._56 (дата обращения: 03.10.2021).
7. Российский бизнес и коронавирус. Спецпроект. Часть 1. Предприниматели о влиянии эпидемии на их бизнес и о потребности в господдержке. Москва, 2020. URL: https://nafi. ru/upload/iblock/4a0/4a0d7e3527898d85864debd89db2dd73.pdf (дата обращения: 03.10.2021).
8. ПЗ-14/2020 «О практике формирования в бухгалтерском учете информации в условиях распространения новой коронавирусной инфекции». URL: https://minfin.gov. ru/ru/document/?id_4= 130806-pz_-_142020_o_praktike_ formirovaniya_v_bukhgalterskom_uchete_informatsii_v_ usloviyakh_rasprostraneniya_novoi_koronavirusnoi_infektsii (дата обращения: 10.09.2021).
9. Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавшим в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции: постановление Правительства РФ от 24 апреля 2020 г. № 576. URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/73855337 (дата обращения: 10.09.2021).
10. Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции: постановление Правительства РФ от 2 июля 2020 г. № 976. URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74234000 (дата обращения: 28.09.2021).
11. Котова К. Ю. Резервы в бухгалтерском и налоговом учете: сущность, виды, методика формирования // Вестник профессиональных бухгалтеров. 2020. № 4. С. 14-23.
12. Козлов В. В., Бородина Н. В. Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками // Социально-экономические проблемы развития предпринимательства: региональный аспект: материалы VI Ежегод. междунар. науч.-практ. конф. 2017. С. 129-133.
КУДИНОВА Маргарита Геннадьевна, кандидат экономических наук, доцент (Россия), заведующая кафедрой «Финансы, бухгалтерский учет и аудит» Алтайского государственного аграрного университета (АГАУ), г. Барнаул. БРНЧ-код: 2181-2330 ЛиШогГО (РИНЦ): 358484 ОЯСГО: 0000-0002-7053-7968
Адрес для переписки: [email protected] КОЗЛОВ Виталий Викторович, кандидат экономических наук, доцент (Россия), доцент кафедры «Финансы, бухгалтерский учет и аудит» АГАУ, г. Барнаул.
БРНЧ-код: 2394-2705
ЛиШогГО (РИНЦ): 631478
ОЯСГО 0000-0001-9499-2159
Адрес для переписки: [email protected]
ШЕВЧУК Наталья Александровна, кандидат экономических наук, доцент (Россия), доцент кафедры «Финансы, бухгалтерский учет и аудит» АГАУ, г. Барнаул. БРНЧ-код: 5296-5425 АиШотГО: 876156 ОЯСГО: 0000-0001-8985-3445 Адрес для переписки: [email protected]. УВАРОВА Елена Владимировна, кандидат экономических наук, доцент (Россия), доцент кафедры «Финансы, бухгалтерский учет и аудит» АГАУ, г. Барнаул. БРНЧ-код: 2337-7875 АиШогГО (РИНЦ): 833806
ОЯСГО: 0000-0001-7547-4970
Адрес для переписки: [email protected]
Для цитирования
Кудинова М. Г., Козлов В. В., Шевчук Н. А., Уварова Е. В. Бухгалтерский учет в условиях COVID-19 // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2022. Т. 7, № 1. С. 112-118. DOI: 10.25206/2542-0488-2022-7-1-112-118.
Статья поступила в редакцию 18.10.2021 г. © М. Г. Кудинова, В. В. Козлов, Н. А. Шевчук, Е. В. Уварова
UDC 657
DOI: 10.25206/2542-0488-2022-7-1-112-118
M. G. KUDINOVA V. V. KOZLOV N. A. SHEVCHUK E. V. UVAROVA
Altai State Agrarian University, Barnaul, Russia
ACCOUNTING
IN CONDITIONS OF COVID-19_
The article discusses the features of accounting in the context of the spread of COVID-19 infection, gives a conditional classification of the directions of the impact of the pandemic on the current reporting of the organization. It is noted that the danger to the life and health of the population during the COVID-19 pandemic has a negative impact on the financial system of various countries, including Russia. In this regard, both the State and business entities should review the procedure and mechanism established for the functioning of processes, including such important elements as the procedure and conditions for the preparation and presentation of accounting (financial) statements. The article presents an overview of legal changes in the field of accounting in connection with the COVID-19 pandemic; structural changes in accounting services in organizations in remote work conditions are considered.
Keywords: accounting, COVID-19, reporting, PBU, FSBU, regulations, economic system, remote work.
Reference
1. Khovanova S. V. Vliyaniye pandemii COVID-19 na osobennosti bukhgalterskogo ucheta [The impact of the COVID-19 pandemic on accounting features] // Molodoy uchenyy. Young Scientist. 2021. No. 9 (351). P. 64-67. (In Russ.).
2. VTSIOM: Chislo rabotayushchikh udalenno rossiyan vo vremya pandemii vozroslo v vosem' raz // [All-Russian Center for the Study of Public Opinion: The number of Russians working remotely increased eight-fold during the pandemic] // TASS. TASS. URL: https://tass.ru/ekonomika/8478435 (accessed: 10.08.2021). (In Russ.).
3. Trunkina L. V., Telyatnikova T. V., Kuzmina N. A. Povysheniye proizvoditel'nosti truda na predpriyatiyakh v usloviyakh slozhnoy epidemiologicheskoy situatsii [Problems of labor productivity management in difficult epidemiological situation] // Omskiy nauchnyy vestnik. Ser. Obshchestvo. Istoriya. Sovremennost'. Omsk Scientific Bulletin. Series Society. History. Modernity. 2021. Vol. 6, no. 2. P. 146-153. DOI: 10.25206/25420488-2021-6-2-146-153. (In Russ.).
4. Uvarova E. V., Maykova A. A. Sovershenstvovaniye sistemy upravleniya finansovymi rezul'tatami predpriyatiya [Improvement of the financial results management system of the enterprise] // Aktual'nyye voprosy razvitiya otrasley sel'skogo khozyaystva: teoriya i praktika. Aktual'nyye Voprosy Razvitiya Otrasley Sel'skogo Khozyaystva: Teoriya i Praktika. Rassvet, 2021. P. 231-236. ISBN 978-5-6045947-8-0. (In Russ.).
5. Karashchenko V. V., Dovlatova G. P., Miroslavskaya M. D. Analiz popravok k MSFO, svyazannykh s neobkhodimost'yu sglazhivaniya ekonomicheskikh posledstviy pandemii [Analysis of amendments to IFRS related to the need to reduce economic impact of the pandemic] // Uchet i statistika. Accounting and Statistics. 2020. No. 3 (59). P. 29-35. (In Russ.).
6. Rekomendatsii auditorskim organizatsiyam, individual'nym auditoram, auditoram po provedeniyu audita godovoy bukhgalterskoy (finansovoy) otchetnosti, godovoy
konsolidirovannoy finansovoy otchetnosti organizatsiy za 2020 god v usloviyakh rasprostraneniya novoy koronavirusnoy infektsii: protokol Soveta po auditorskoy deyatel'nosti ot 18.12.2020 № 56 [Recommendations to audit organizations, individual auditors, auditors on the audit of annual accounting (financial) statements, annual consolidated financial statements of organizations for 2020 in the context of the spread of new coronavirus infection: Report of the Council on Auditing Activity dated December 18, 2020 No. 56]. URL: https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=132208-protokol_zasedaniya_soveta_po_auditorskoi_dyeyatelnosti_ ot_18_dekabrya_2020_g._56 (accessed: 03.10.2021). (In Russ.).
7. Rossiyskiy biznes i koronavirus. Spetsproyekt. Chast' 1. Predprinimateli o vliyanii epidemii na ikh biznes i o potrebnosti v gospodderzhke. Moskva, 2020 [Russian business and coronavirus. Special project. Part 1. Entrepreneurs about the impact of the epidemic on their business and the need for state support. Moscow, 2020]. URL: https://nafi. ru/upload/iblock/4a0/4a0d7e3527898d8 5864debd89db2dd73.pdf (accessed: 03.10.2021). (In Russ.).
8. PZ-14/2020 «On the practice of generating information in accounting in the context of the spread of a new coronavirus infection» [PZ-14/2020 «On the practice of generating information in accounting in the context of the spread of a new coronavirus infection»]. URL: https://minfin.gov.ru/ ru/document/?id_4= 130806-pz_-_142020_o_praktike_ formirovaniya_v_bukhgalterskom_uchete_informatsii_v_ usloviyakh_rasprostraneniya_novoi_koronavirusnoi_infektsii (accessed: 10.09.2021). (In Russ.).
9. Ob utverzhdenii Pravil predostavleniya v 2020 godu iz federal'nogo byudzheta subsidiy sub"yektam malogo i srednego predprinimatel'stva, vedushchim deyatel'nost' v otraslyakh rossiyskoy ekonomiki, v naibol'shey stepeni postradavshikh v usloviyakh ukhudsheniya situatsii v rezul'tate rasprostraneniya novoy koronavirusnoy infektsii: postanovleniye Pravitel'stva RF ot 24 aprelya 2020 g. № 576 [On the approval of the Rules for the provision in 2020 from the federal budget of subsidies to small and medium-sized businesses operating in the sectors of
the Russian economy that are most affected by the deterioration of the situation as a result of the spread of a new coronavirus infection: Resolution of the Government of the Russian Federation of April 24, 2020 No. 576] URL: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/73855337/ (accessed: 10.09.2021). (In Russ.).
10. Ob utverzhdenii Pravil predostavleniya v 2020 godu iz federal'nogo byudzheta subsidiy sub"yektam malogo i srednego predprinimatel'stva i sotsial'no oriyentirovannym nekommercheskim organizatsiyam na provedeniye meropriyatiy po profilaktike novoy koronavirusnoy infektsii: postanovleniye Pravitel'stva RF ot 2 iyulya 2020 g. № 976 [On the approval of the Rules for the provision in 2020 from the federal budget of subsidies to small and medium-sized businesses and socially oriented non-profit organizations to carry out measures to prevent new coronavirus infection: Resolution of the Government of the Russian Federation of July 2, 2020 No. 976]. URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74234000 (accessed: 28.09.2021). (In Russ.).
11. Kotova K. Yu. Rezervy v bukhgalterskom i nalogovom uchete: sushchnost', vidy, metodika formirovaniya // [Provisions in financial accounting and tax accounting: nature, types and creation method] // Vestnik professional'nyh buhgalterov // Vestnik professional'nykh bukhgalterov. Future of the Accountancy Profession. 2020. No. 4. P. 14-23. (In Russ.).
12. Kozlov V. V., Borodina N. V. Bukhgalterskiy uchet raschetov s pokupatelyami i zakazchikami [Accounting of settlements with buyers and customers] // Sotsial'no-ekonomicheskiye problemy razvitiya predprinimatel'stva: regional'nyy aspekt. Sotsial'no-ekonomicheskiye Problemy Razvitiya Predprinimatel'stva: Regional'nyy Aspect. 2017. P. 129-133. (In Russ.).
KUDINOVA Margarita Gennadievna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Head of Finance, Accounting and Audit Department, Altai State Agricultural University (ASAU), Barnaul.
SPIN-code: 2181-2330 AuthorID (RSCI): 358484 ORCID: 0000-0002-7053-7968
Correspondence address: [email protected] KOZLOV Vitaliy Viktorovich, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Finance, Accounting and Audit Department, ASAU, Barnaul. SPIN-code: 2394-2705 AuthorID (RSCI): 631478 ORCID 0000-0001-9499-2159 Correspondence address: [email protected] SHEVCHUK Natalia Aleksandrovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Finance, Accounting and Audit Department, ASAU, Barnaul. SPIN-code: 5296-5425 AuthorID (RSCI): 876156 ORCID: 0000-0001-8985-3445 Correspondence address: [email protected] UVAROVA Elena Vladimirovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Finance, Accounting and Audit Department, ASAU, Barnaul. SPIN-code: 2337-7875 AuthorID (RSCI): 833806 ORCID: 0000-0001-7547-4970
Correspondence address: [email protected] For citations
Kudinova M. G., Kozlov V. V., Shevchuk N. A., Uvarova E. V. Accounting in conditions of COVID-19 // Omsk Scientific Bulletin. Series Society. History. Modernity. 2022. Vol. 7, no. 1. P. 112-118. DOI: 10.25206/2542-0488-2022-7-1-112-118.
Received October 18, 2021.
© M. G. Kudinova, V. V. Kozlov, N. A. Shevchuk, E. V. Uvarova