ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 657
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ДИНАМИЧЕСКИХ СЧЕТОВ
Шакирова Р.С., ОАО «Генерирующая компания», бухгалтер 1 категории, [email protected]
Как модернизировать классический бухгалтерский учет в виде двойной записи, чтобы она приобрела способность системно охватить все факты хозяйственной жизни, необходимые для подготовки финансовой отчетности онлайн сразу по мере ввода первичной информации, стирая тем самым различия между временем записи на бухгалтерский счет и формированием отчетности? Одной из идей модернизации бухгалтерского учета является использование двух измерений - статических и динамических. В работе рассматривается, как классический факт хозяйственной жизни по признанию выручки от реализации актива воздействует на показатели бухгалтерского баланса, как для составления баланса в режиме реального времени на момент совершения факта хозяйственной жизни сохранить равенство актива и пассива. Одной из идей сохранения баланса является использование вместо двойной четверную запись. Ключевые слова: динамический учет, статический учет, онлайн отчетность.
Идея бухгалтерского учета стара и понятна каждому: дебет слева, кредит справа, сумма, дебет всегда равен кредиту - это закон. Ещё в начале 17 века испанский деятель бухучета Бартоломео де Солозано сказал: «Без бухгалтерского учета Мир был бы не управляем, и люди не смогли бы понимать друг друга». Владея знаниями бухгалтерского учета всецело, специалист владеет информацией о полной жизнедеятельности хозяйствующего субъекта.
Учет является неотъемлемой частью любого бизнеса, данная область связана с контролем за финансово -экономическим состоя-
153
нием предприятия, своевременностью уплаты налогов и представлением отчетности в государственные органы. В России всего 19 видов налогов и сборов. Чего стоит один только НДС, декларация по которому за 1 квартал 2015 года в ОАО «Генерирующая компания» составила более 100 тысяч листов. Кроме того, стоило бы учесть добровольно-принудительную помощь инспекторам, которую оказывают бухгалтера - составление прогнозов по налогам, анализ динамики показателей, разъяснения сути операций и т.д.
На гербе бухгалтеров, признанном международным в 1944 году, изображены весы, солнце и кривая Бернулли. Весы символизируют бухгалтерский баланс, говорят о сбалансированности финансов при правильно поставленной учетной системе. Солнце -освещение бухучетом всех аспектов деятельности предприятия, знак прозрачности финансово-хозяйственной деятельности. Кривая Бернулли - знак, что бухгалтерский учет, начавшись однажды, будет продолжаться бесконечно. Герб обрамлен надписью «Наука, Доверие, Независимость». Эмблема имеет овальную форму, фоновый цвет - зеленый, символизирует зеленое сукно, что, в свою очередь, ассоциируется с деньгами.
Кто является пользователями информации? Пользователей условно можно поделить на внутренних и внешних (см. таблицу).
Таблица. Группа пользователей и требуемая информация
Группы пользова- „ _
Требуемая информация
телей
Для них важна стабильность и репутация предприятия, чтобы
1. Руководители предприятие продолжало успешно работать, им нужны текущие
отчеты и прогнозы
„ „ _ Сотрудникам будет интересно узнать о стабильности и прибыль-
2.Работники ком-
ности их компании, а также сможет ли их компания выплачивать
пании
им заработную плату
154
Группы пользователей
3.Инвесторы
4. Кредиторы
5. Поставщики
6. Покупатели и заказчики
7. Акционеры
8. Государственные органы
Требуемая информация
Инвесторам необходимо иметь представление о финансовом положении организации, в которую они вложили свои средства, для оценки риска и дохода, полученного от их инвестиций
Кредиторы должны быть осведомлены о возможности организации выплатить полученные займы. Потенциальные заемщики должны решить, стоит ли давать в долг и на каких условиях
Должны ли поставщики продавать товары этой организации? Заплатят ли им за них?
Покупателям, которые зависят от данного конкретного поставщика или планируют разместить долгосрочный заказ, необходимо знать, будет ли эта организация существовать и в дальнейшем
Акционерам важно знать, сколько они получат дивидендов
Достоверные данные финансовой отчетности помогают государственным органам собирать данные внутренней экономической статистики, которые в дальнейшем используются для различных целей при регулировании экономики.
Почему бухгалтерский учет должен быть документальным? Потому что любая информация о хозяйственных операциях должна быть подтверждена документами. Бухгалтер не может, не имеет права записывать проводки пока ему не предоставят нужный документ. Чтобы бухгалтеру поверили кредиторы, аудиторы и иные пользователи финансовой отчётности он должен предоставить баланс и иметь все сопутствующие к нему документы. Первичные документы нужны в первую очередь, чтоб было чем защитить себя в случае проверки. Пока оборота у фирмы мало, вроде как и не нужны, но если вдруг появятся деньги - все проверяющие тут же слетятся и начнут спрашивать: "на основании чего сделаны те или иные операции", "на что были потрачены снятые со счета наличные денежные средства?". Если вести все первичные документы - на все вопросы у вас будут ответы.
155
В бизнесе считают, рассчитывают и учитывают всё. И все делают это «всё» по-разному: не только разные предприятия имеют разный учет, но и разные подразделения внутри одного и того же предприятия. Каждый считает так, как он желает. Свой учет у каждого подразделения предприятия: менеджеры считают свои расчеты с контрагентами, кассиры выручку, склад - вагоны, мешки и коробки, производство - выпуск продукции. Бухгалтерский же учет, регламентированный положениями о бухгалтерском учете, это вид учета единый для всего предприятия, который дает комплексную картину по всем подразделениям.
Часто можно услышать, что ведение бухгалтерского учета и формирование отчетности - это два процесса, между которыми существует временной разрыв. Да, действительно факты хозяйственной жизни текущего месяца принимают форму отчетности не ранее середины следующего месяца. Но ведь и сама система документооборота построена на том же принципе. Как мы указывали ранее, именно наличие документа является основополагающей для бухгалтера для отражения факта хозяйственной жизни. Акты оказанных услуг, выполненных работ, поставки, которые осуществляются в течение месяца, оформляются, как правило, последним днем месяца и поступают в руки бухгалтера фактически в начале следующего месяца.
Динамический и статический учет. Как модернизировать классический бухгалтерский учет в виде двойной записи так, чтобы она приобрела способность системно охватить все факты хозяйственной жизни, необходимые для подготовки финансовой отчетности онлайн сразу по мере ввода первичной информации, стирая тем самым различия между временем записи на бухгалтерский счет и формированием отчетности? Одной из идей модернизации бухгалтерского учета является использование двух измерений - статических и динамических.
Статические показатели характеризуют состояние учетных
156
объектов организации в конкретный момент времени - на отчетную дату. Динамические показатели характеризуют изменения, которые произошли с учетными объектами в течение промежутка времени. Такая дифференциация отчетных показателей соответствует понятиям «поток» и «запас». Поток представляет движение (изменение) того или иного экономического параметра, т.е. его динамику, для него важно задать определенный промежуток времени - период измерения. Запас характеризует состояние экономического параметра, для него важно определить момент времени в виде конкретной даты. В частности, бухгалтерский баланс характеризуется показателями запаса, а отчет о финансовых результатах - показателями потока.
В настоящее время для того, чтобы учет трансформировался в отчетность нужно провести определенные действия. Идея динамического учета состоит в том, чтобы сальдо бухгалтерского счета на любой момент показывало конкретную строку отчетности. Результаты бизнеса оцениваются результатами денежных потоков, которые находят своё отражение в отчете о движении денежных средств. Например, открытие к счету 51 «Расчетный счет» динамических субсчетов в разрезе операционных, инвестиционных и финансовых денежных потоков позволит автоматически формировать отчет о движении денежных средств.
В ОАО «Генерирующая компания» для разделения денежных потоков на операционные, инвестиционные и финансовые применяется иной способ, который не отражается непосредственно на счетах бухгалтерского учета, а закодирован с помощью показателя «Особой отметки» в платежном документе. В случае, если применить систему динамических субсчетов, то информацию в разрезе денежных потоков можно будет узнать, сформировав оборотную ведомость по счету.
Рассмотрим такую классическую бухгалтерскую проводку по признанию выручки от реализации актива. Дебет «Покупатели»
157
сч.62 - Кредит «Выручка» сч. 90. Данная запись примечательна тем, что в ней по дебету задействован счет бухгалтерского баланса, а по кредиту - счет доходов и расходов.
Самое интересное в этой проводке - её воздействие на бухгалтерский баланс. Изменилась только одна статья - дебиторская задолженность. Активы увеличились, но это увеличение ничем не компенсировано. Активов стало больше, а сумма обязательств и капитала осталась прежней. Получается баланс, который хотелось бы видеть в режиме реального времени на момент совершения факта хозяйственной жизни, нарушен! Конечно, потом по завершении отчетного периода при формировании отчетности дойдет дело и до второй статьи. Сумма, отраженная на счете дебиторской задолженности, в конце концов, найдет свою симметричную пару на счете капитала. Но будет это только тогда, когда будут закрыты счета финансовых результатов. Для решения указанной временной, так называемой, проблемы и получения баланса здесь и сейчас напрашивается третий счет. К двум счетам, участвующим в обычной бухгалтерской проводке, добавляется третий участник -динамический счет - требит.
В нашем примере получение выручки от продажи товара покупателю отражаем одновременно на трёх счетах: по Дебету «Покупатели» сч. 62, по Кредиту «Капитала» сч.99, по Требиту «Выручки» сч. 90. В итоге баланс активов и пассивов сохранен. Все три показателя формируются непосредственно на счетах бухгалтерского учета в режиме онлайн и финансовую отчетность можно составить на любую дату по необходимости.
Одновременно с получением выручки от покупателя происходит передача ему имущества. До этого мы рассмотрели доходную строну. Если рассмотреть расходную часть, то отражение передачи имущества имеет все те же изъяны: Дебет «Себестоимость продаж» сч. 90 и Кредит «Основные средства» сч. 01. Происходит временное, так называемое, нарушение балансового равенства,
158
т.к. изменяется лишь один показатель баланса - основные средства. Актив уменьшился.
Отражение тройной записи позволяет устранить все перечисленные недостатки. Отражаем балансовую стоимость проданного имущества одновременно на трех счетах: - по Дебету «Капитала» сч. 99, по Кредиту «Основных средств» сч. 01, по Требиту «Себестоимости продаж» сч. 90. В итоге все объекты учета, затронутые данным фактом хозяйственной жизни, оказались отраженными на счетах так, как они будут представляться в строках финансовой отчетности.
В ОАО «Генерирующая компания» одним из методов предугадать, какими будут показатели финансовой отчетности, например в результате осуществления операции по продажи либо списанию имущества, является составление Финансового результата, который является сопутствующим документом при согласовании договоров купли-продажи либо списания имущества. Здесь отражаются все показатели доходов и расходов, которые возникают при реализации имущества. Естественно подобные финансовые результаты по конкретной сделке являются единичными показателями и не отражают результатов деятельности компании в комплексе, более того, они больше направлены на то, чтобы помочь в принятии положительного либо отрицательного решения о продаже или списании имущества, а не для составления отчетности в текущем режиме.
Глядя на тройную запись, возникает ощущение какой-то незаконченности. Бухучет постоянно оперирует зеркальными категориями: активы-пассивы, доходы-расходы, прибыли-убытки, денежный приток - денежный отток. Бухучету не идут нечетные числа. Его символ - как мы ранее говорили - это весы. Вернемся к нашему примеру: в первом случае мы отражали по Требиту Выручку, во втором - Себестоимость продаж. Эти показатели имеют противоположные знаки, как их между собой различать и склады-
159
вать для формирования финансового результата? Один из вариантов, раз уж этот требит всё равно какой-то особенный, можно допустить отражение по нему отрицательных значений со знаком минус. Но и это не решает вопроса, в любом случае динамический счет остается каким-то лишним и ничем не уравнивается, он выступает своего рода забалансовым счетом. Хотя не исключено что требиту можно найти подходящий противовес, четвертый счет, например «кводрит». И запись уже станет не тройной, а четверной: по Дебету счета «Покупатели», по Кредиту счета «Капитала», по Требиту счета «Движение деб.задолженности» по Кводриту счета «Выручка».
Отражаем балансовую стоимость проданного имущества: по Дебету счета «Капитала», по Кредиту счета «Основных средств», по Требиту счета «Себестоимости продаж», по Кводриту «Движение внеоборотных активов».
Рассмотренная четверная запись, по сути представляет собой обычную двойную запись, продублированную в двух измерениях -статическом и динамическом. При этом классическое балансовое равенство сохраняется, обнуление динамических счетов для промежуточной отчетности не требуется. На них можно накапливать данные до конца года.
Таким образом, четверная запись позволила бы:
1) решить проблему с актуализацией отчетности, ведь на счетах бухгалтерского учета формировались бы данные, непосредственно отражаемые в показателях финансовой отчетности организации;
2) дать оценку финансового положения и финансовых результатов предприятия на любой заданный момент времени не на основании плановых данных, а по факту и в режиме реального времени;
3) обеспечить пользователей отчетности требуемой информацией для принятия значимых решений, не дожидаясь окончания
160
отчетного периода.
Что же мешает нам перейти на четверную запись?
1) Новая система очень не похожа на ту, что применяется сейчас. Трудно решиться всё так сразу поменять. Можно внедрять ее постепенно эволюционным, а не революционным способом. Вести учет по ней вручную будет сложно. Только разработка соответствующих программных продуктов сделает возможным её практическое внедрение.
2) Возможен ли выход каких-то нормативных актов, стимулирующих внедрение новой системы? Роль нормативных актов -регламентировать, какая информация должна отражаться в бухгалтерской отчетности, а то, каким образом можно более качественно и удобно такую информацию подготовить - это индивидуальное решение каждого отдельного предприятия.
3) Каждый факт хозяйственной жизни, отражаемый в бухгалтерском учете, подлежит оформлению соответствующими первичными документами. Поэтому для перехода на новую систему и максимальной актуализации онлайн отчетности документооборот должен быть не просто четко отлажен и своевременно поступать в бухгалтерию для отражения в учете, но и в сознании каждого исполнителя по договору должно быть понимание того, что документ в его руках прямым образом влияет на показатели отчетности его предприятия на настоящий момент времени.
4) Не стоит забывать и о налоговом учете, базой для ведения которого сейчас является классический бухгалтерский учет. Любые новшества в бухгалтерском учете необходимо параллельно осуществлять сквозь призму налогового учета, поскольку инновации в одном учете не должны порождать трудоемкость и сложность в другом.
Таким образом, несмотря на то, что современные подходы к построению системы счетов бухгалтерского учета и бухгалтерских проводок применяют ту же методическую основу, которая была
161
заложена ещё в 15 веке, когда Лука Пачоли написал свою книгу, идеи об улучшении и модификации этой основы все же имеют место быть.
Современный мир стремительно развивается, и информация всё чаще бывает нужна именно здесь и сейчас, а иначе по прошествии даже короткого промежутка времени она теряет свою силу и актуальность. Поэтому мы считаем, что со временем классическая двойная запись модернизируется и приобретет способность системно охватить всё многообразие показателей финансовой отчетности компании, давая возможность видеть отчетность онлайн по мере ввода первичной информации.
R.S.Shakirova
ACCOUNTING IN THE LIGHT OF DYNAMIC ACCOUNTS
How to upgrade the classic accounting in the form of double-entry bookkeeping, in the effect that it has acquired the ability to systematically cover all items of business operations necessary for the preparation offinancial statements online at once as you enter the initial information, thereby erasing the differences between the time of recording in the accounts and reporting? One of the ideas of modernization of the accounting is to use two measurements - static and dynamic. The research work examines how the classic economic item of business operations for revenue recognition from asset divestiture affects the performance of the balance sheet. How to preserve the equality of assets and liabilities while preparation of balance sheet in real-time mode at the time of committing item of business operations. To preserve the balance could be used quadruple entry instead of double entry bookkeeping.
Keywords: dynamic accounting, static records, online reporting.
162