УДК 631.162:657.22
К.И. Суслов, И.Н. Ушаков, А.Р. Хаметова БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ В ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙСТВАХ
В статье рассматриваются вопросы правильного ведения бухгалтерского учета и отчетности, в крестьянских (фермерских) хозяйствах. Указаны правильные, легкодоступные способы ведения бухгалтерского учета и отчетности, которые помогут начинающим бухгалтерам, фермерам, грамотно вести свою деятельность.
Ключевые слова: учет, отчетность, крестьянское (фермерское) хозяйство, деятельность, ведение.
Прогрессивная деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства, возможно лишь при наличии всех данных, позволяющих рассмотреть всю деятельность данного производства. Основополагающим источником оперативной и объективной информации о результате деятельности производства, выполнении хозяйственных операций являются учет и отчетность.
Ведение точного и грамотного бухгалтерского учета в крестьянском (фермерском) хозяйстве, является важнейшей составляющей показателя высокой культуры деятельности. Грамотное и точное ведение учета, является основополагающей предпосылкой охраны личных, имущественных прав и интересов фермера со стороны закона и других работников хозяйства. Участники фермерского хозяйства должны быть осведомлены обо всех операциях, происходящих в какой-либо деятельности данного хозяйства, иметь реальные сведения о текущих и годовых итогах работы, чтобы вовремя выявить недостатки, подкорректировать направления хозяйственной деятельности, чтобы избежать нерачительное и нерациональное использование общего имущества.
Грамотно и четко разработанный учет фермерской деятельности, является необходимым и для государственных органов, которые наделены правами, с помощью которых государство может сбалансировано контролировать деятельностью фермеров по использованию кредитов, уплате налогов, охране труда, профилактике заболеваний животных, борьбе с профилактикой растений, соблюдению правовых аспектов о землепользовании и охране природы. Учет операций происходящих в данной деятельности, должен сконструировать объем информации, с помощью которой составляется налоговая декларация и статистическая отчетность.
Учет позволяет руководителю КФХ провести оценку своей производственной деятельности и уровня рентабельности хозяйства, выявить производственные расходы, валовой доход. Все эти составляющие позволяют вести необходимое производственное и социальное планирование фермерского хозяйства.
На данный момент крестьянские (фермерские) хозяйства имеют существенные различия как по своим размерам, так и по организационно- правовой форме деятельности. У крестьянских (фермерских) хозяйств есть альтернатива иметь или не иметь статус юридического лица. Исходя из условий хозяйствования крестьянское (фермерское) хозяйство выбирает учетную политику, формы организации и методы ведения бухгалтерского учета, определяет технологию обработки учетной информации вручную, с использованием калькуляторов или компьютеров.
Поскольку фермерские хозяйства, созданные как юридические лица, сохраняют статус юридического лица на период до 1 января 2010 года, то следует сказать о формах бухгалтерской отчетности, которую представляют указанные субъекты хозяйственной деятельности. Специализированные формы бухгалтерской отчетности для фермерских хозяйств (юридических лиц) до настоящего времени не разработаны и не утверждены. Отметим, что Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 20 января 2005 года №6 «Об утверждении методических рекомендаций по ведению бухгалтерского учета в крестьянских (фермерских) хозяйствах» было решено в целях совершенствования бухгалтерского учета в агропромышленном комплексе утвердить Методические рекомендации по ведению бухгалтерского учета в крестьянских (фермерских) хозяйствах, однако до настоящего времени указанные Методические рекомендации не утверждены.
В Приказе Минфина Российской Федерации от 29 июля 1998 года №34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (далее Приказ №34н)) также отсутствуют какие-либо особенности по составлению бухгалтерской отчетности для крестьянских (фермерских) хозяйств.
Поэтому фермерские хозяйства, являющиеся юридическими лицами, бухгалтерскую отчетность представляют в общеустановленном порядке.
В связи с изложенным, фермерские хозяйства, созданные как юридические лица, обязаны
© Суслов К.И., Ушакон И.Н., Хаметова А.Р., 2016.
ISSN 2223-4047
Вестник магистратуры. 2016. № 6(57). Т. IV.
составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность, предусмотренную статьей 13 Федерального закона №129-ФЗ и Приказом №34н.
Ведение бухгалтерского учета крестьянским (фермерским) хозяйством, осуществляющим деятельность без образования юридического лица, осуществляется в соответствии с Порядком учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации и МНС Российской Федерации от 13 августа 2002 года №86н/БГ-3-04/430 «Об утверждении порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей».
Крестьянские (фермерские) хозяйства могут также в соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 года №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» зарегистрироваться в качестве субъекта малого предпринимательства, и представлять бухгалтерскую отчетность в утвержденном Правительством Российской Федерации порядке, предусматривающем упрощенные процедуры и формы отчетности.
Порядок организации и ведения бухгалтерского учета по упрощенному плану счетов утвержден Приказом Минфина РФ от 21 декабря 1998 года №64н «Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства» (далее Типовые рекомендации). Утвержденные Приказом №64н Типовые рекомендации предназначены для всех субъектов малого предпринимательства, независимо от предмета и целей осуществляемой деятельности, организационно -правовых форм и форм собственности, за исключением кредитных организаций.
На мой взгляд, очень важным является указать правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, установленных Федеральным законом №74-ФЗ.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона №74-ФЗ фермерское хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.
Напомним, читателю, что ранее (до вступления в силу Федерального закона №74-ФЗ) правовые основы создания КФК устанавливались Законом РСФСР от 22 ноября 1990 года №348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», в соответствии с которым крестьянские (фермерские) хозяйства регистрировались как юридические лица. Однако с вступлением в силу Федерального закона №74-ФЗ положения Закона РСФСР от 22 ноября 1990 года №348-1 утратили силу, и теперь крестьянские (фермерские) хозяйства осуществляют деятельность без образования юридического лица (пункт 3 статьи 1 Федерального закона №74-ФЗ).
При этом пунктом 3 статьи 23 указанного закона установлено, что:
«Крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 года №348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2010 года».
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона №74-ФЗ к деятельности фермерских хозяйств применяются правила гражданского законодательства, регулирующие деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не предусматривается законодательством Российской Федерации.
Таким образом, фермерское хозяйство не является юридическим лицом, но на него распространяются законодательные нормы, обязательные для юридического лица.
Право на создание фермерского хозяйства имеют дееспособные граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства. В соответствии со статьей 4 Федерального закона №74-ФЗ граждане, изъявившие желание создать фермерское хозяйство, заключают между собой соглашение."(1)
Актуальной является и проблема финансовой отчетности. Некоторые налоговые органы требуют от крестьянских (фермерских) хозяйств отчетность в объеме, предусмотренном для юридических лиц, что вряд ли можно считать правомерным.
Наряду с формой хозяйствования на - организацию учета влияют также размеры производства и вид деятельности. В зависимости от указанных обстоятельств крестьянским (фермерским) хозяйствам можно рекомендовать ведение учета по простой или упрощенной двойной системе, используя при этом многие положения бухгалтерского учета, являющиеся общими для всех сельскохозяйственных формирований, независимо от применяемой системы учета (первичные документы, учетная политика и др.).
Основополагающие вопросы учета и отчетности в крестьянских (фермерских) хозяйствах теоретически и особенно практически слабо разработаны в экономической литературе. Единственным официально опубликованным документом, помогающим фермерам вести бухгалтерский учет, являются рекомендации по бухгалтерскому учету в фермерских хозяйствах, приказ Минсельхоза РФ от 20.01.2005
N 6 "Об утверждении методических рекомендаций по ведению бухгалтерского учета в крестьянских (фермерских) хозяйствах"
Этот документ, как следует из его названия, носит не нормативный, а скорее рекомендательный характер и поэтому, как показывает практика, в большинстве фермерских хозяйств не применяется.
В указанных Рекомендациях (на них будут ссылки и далее в тексте статьи) в качестве учетных регистров для крестьянских (фермерских) хозяйств предлагается использовать:
1.Книгу учета имущества крестьянского (фермерского) хозяйства (форма №1-кх);
2.Книгу учета продукции и материалов (форма № 2-кх);
3.Книга учета труда (форма №3-кх);
4.Журнал учета хозяйственных операций (форма № 4-кх);
5.Ведомость финансовых результатов (форма № 5-кх).
Есть ли необходимость в ведении всех этих регистров? Теоретически да, а практически их не ведет большинство хозяйств, так как для фермеров они являются сложными. (2)
В нашей статье были рассмотрены основополагающие формы благоприятного развития крестьянского (фермерского) хозяйства. Наибольшее внимание было направленно на организации учета в этих хозяйствах, в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации.
Крестьянские (фермерские) хозяйства, должны вести бухгалтерский учет всех своих активов, всего своего имущества, обязательств и хозяйственных операций, как, собственно и все любые другие предприятия, организации и учреждения, независимо от их вида и форм собственности, во избежание лишних неудобств. А так же в работе были изложены основы ведения учета имущества, денежных средств, труда, доходов и расходов с их особенностями для данного вида хозяйств.
На сегодняшний день в стране сложилась такая ситуация, что развитие фермерского движения, существенно замедлилось. Более того, число фермерских хозяйств постоянно сокращается, в связи с невыгодностью, а порою убыточностью данной деятельности. Они еще острее ощущают все недостатки проводимых реформ. На деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей крайне отрицательно сказался взятый в начале реформ курс на разрушение крупного производства. Крайне губительным для абсолютного большинства перерабатывающих и обслуживающих предприятий, оказалась приватизация, которая была проведена без учета интересов сельского хозяйства, тем самым дестабилизировав сложившиеся связи производителей и переработчиков, породив огромное количество посредников, лишив пищевую промышленность сырьевой базы.
В заключение хотелось бы отметить, что типовые рекомендации по ведению учета производственной деятельности в крестьянском (фермерском), к сожалениюдовольно усложнены и, как показывает практика, их применение вомногих фермерских хозяйствах, не имеющих специальных, обученных сотрудников по учету, затруднено. К тому же следует отметить, что этот документ был разработан много лет назад. За это время произошли значительные изменения во всех сферах экономики, и особенно в бухгалтерском учете.
По нашему мнению, крестьянские (фермерские) хозяйства в настоящее время остро нуждаются в грамотных, научно обоснованных Методических указаниях по организации бухгалтерского учета. Эти указания должны отвечать современным требованиям управления, не противоречить формирующейся системе национальных стандартов учета, и, вместе с тем, быть, по возможности, простыми, ясными и доступными.
Библиографический список
1.Фадеев Ю.Л., Морина О.А.. ЗАО"БКЯ- Интерком-Аудит": "Ведение бухгалтерского учета крестьянскими (фермерскими) хозяйствами."-2007.-№2.
2. Ф.И. Васин, Е.И. Степаненко. Федеральное государственное бюджетное, научное учреждение: "Центральная научная сельскохозяйственная библиотека".-1998.-№1.
СУСЛОВ КОНСТАНТИН ИВАНОВИЧ - студент, Оренбургский государственный аграрный университет, Россия.
УШАКОВ ИВАН НИКОЛАЕВИЧ - студент, Оренбургский государственный аграрный университет, Россия.
ХАМЕТОВА АЛЬФИЯ РАШИДОВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита, Оренбургский государственный аграрный университет, Россия.