Научная статья на тему 'Состав, содержание и специфика формирования отчетности субъектов малого бизнеса'

Состав, содержание и специфика формирования отчетности субъектов малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
717
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Санникова И. К., Ласкина М. В.

Деятельность субъектов малого бизнеса в России регулируется Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», согласно которому к субъектам малого бизнеса отнесены юридические лица и индивидуальные предприниматели, отвечающие критериям, установленным ст. 4 указанного закона. В статье рассматриваются вопросы организации бухгалтерского учета, состав бухгалтерской отчетности субъектов малого бизнеса, формирования налоговой отчетности, формы статистической отчетности субъектов малого бизнеса, а также информационно-аналитическое значение отчетности субъектов малого бизнеса и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состав, содержание и специфика формирования отчетности субъектов малого бизнеса»

ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА

СОСТАВ, СОДЕРЖАНИЕ И СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ОТЧЕТНОСТИ СУБЪЕКТОВ

МАЛОГО БИЗНЕСА

И. Н. САННИКОВА,

доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета, аудита и анализа Алтайский государственный университет М. В. ЛАСКИНА, кандидат экономических наук, старший преподаватель

Рубцовский институт (филиал) ГОУВПО «Алтайский государственный университет»

Деятельность субъектов малого бизнеса в России регулируется Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 209-ФЗ), согласно которому к субъектам малого бизнеса отнесены юридические лица и индивидуальные предприниматели, отвечающие критериям, установленным ст. 4 указанного закона. Организация бухгалтерского учета определяется как видом, так и масштабами деятельности субъекта малого бизнеса (СМБ), что связано с объемом первичной документации, отражающей хозяйственные операции.

Данные табл. 1 показывают, что часть субъектов малого бизнеса, т. е. индивидуальные предприниматели (ИП) и организации, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН), вправе не вести финансовый учет с последующим представлением финансовой отчетности различным группам пользователей, что лишает последних осуществлять контроль и анализ эффективности деятельности таких субъектов малого бизнеса. Другая часть субъектов малого бизнеса в лице юридических лиц формирует отчетность в упрощенном составе, что также ограничивает возможности анализа и принятия обоснованных управленческих решений.

Традиционный режим налогообложения доходов предполагает уплату индивидуальными предпринимателями налога на доходы физических

лиц, организациями — налога на прибыль (рис. 1). Граждане — предприниматели без образования юридического лица, применяющие общий режим налогообложения, ведут учет доходов и расходов в порядке, утвержденном приказом Минфина России и МНС России от 13.08.02 № 86н/БГ-3-04/430. Учет ведется путем фиксирования хозяйственных операций в Книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя в момент их совершения на основе первичных документов. По данным Книги формируется декларация по налогу на доходы физических лиц в соответствии с требованиями гл. 23 Налогового кодекса РФ (НК РФ).

Предприятия, уплачивающие налог на прибыль (НП), организуют систему налогового учета самостоятельно на основе регистров бухгалтерского учета или специально сформированных регистров налогового учета (гл. 25 НК РФ). Информация налоговых регистров служит для составления декларации по налогу на прибыль.

Плательщики единого налога, применяющие УСН, — организации и индивидуальные предприниматели — ведут налоговый учет по правилам гл. 26.2 НК РФ и заполняют Книгу учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН (рис. 2).

Форма Книги и порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина России от 31.12.2008 № 154н. По данным книги формируется декларация по единому налогу, уплачиваемому при УСН.

Таблица 1

Состав бухгалтерской отчетности субъектов малого бизнеса

Субъект малого бизнеса Состав форм бухгалтерской отчетности Примечание

Индивидуальный предприниматель — Пункт 2 ст. 4 Федерального закона от21.11.1996№ 129-ФЗ

Малое предприятие, подлежащее обязательной аудиторской проверке Форма №1 — Бухгалтерский баланс. Форма №2 — Отчет о прибылях и убытках. Пояснительная записка. Аудиторское заключение Пункт 3 приказа Минфина России от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»

Малое предприятие, не подлежащее обязательной аудиторской проверке Форма №1 — Бухгалтерский баланс. Форма №2 — Отчет о прибылях и убытках

Малое предприятие, применяющее УСН — Пункт 3 ст. 4 Федерального закона от21.11.1996№ 129-ФЗ

Малое предприятие, применяющее ЕСХН, ЕНВД Форма №1 — Бухгалтерский баланс. Форма №2 — Отчет о прибылях и убытках. Форма №3 — Отчет об изменениях в капитале. Форма №4 — Отчет о движении денежных средств. Форма №5 — Приложение к бухгалтерскому балансу. Пояснительная записка Пункт. 1 ст. 13 Федерального закона от21.11.1996№ 129-ФЗ

Малые предприятия (МП) и индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, уплачивают в соответствии с гл. 26.1 НК РФ единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) (рис. 3).

- взаимосвязь первичнои документации, учетных регистров и отчетности в налоговом учете

- процесс формирования налоговой отчетности индивидуальным предпринимателем

- процесс формирования налоговой отчетности малым предприятием

- информационное наполнение первичной документации, учетных регистров и отчетности при традиционном режиме налогообложения

Рис. 1 Формирование налоговой отчетности при традиционном режиме налогообложения и ее информационное наполнение

Согласно п. 8 ст. 346.5 НК РФ организации — плательщики ЕСХН обязаны вести учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании данных бухгалтерского учета в соответствии с положениями гл. 26.1 НК РФ. Информация регистров бухгалтерского и налогового учетов используется для заполнения декларации по ЕСХН.

Индивидуальные предприниматели — плательщики ЕСХН, ведут налоговый учет доходов и расходов в Книге учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, форма и порядок заполнения которой утверждены приказом Минфина России от 11.12.2006 № 169н. По данным Книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, формируется декларация по ЕСХН.

Уплата организациями и индивидуальными предпринимателями единого налога на вмененный доход (ЕНВД) в соответствии с требования-

—*■ —►

- взаимосвязь первичнои документации, учетных регистров и отчетности в налоговом учете

- процесс формирования налоговой отчетности индивидуальным предпринимателем

- процесс формирования налоговой отчетности малым предприятием

- информационное наполнение первичной документации, учетных регистров и отчетности при ЕСХН

Рис. 2. Формирование налоговой отчетности при УСН

ми гл. 26.3 НКРФ основана на обложении налогом потенциально возможного дохода, зависящего от установленной НК РФ базовой доходности. Базовая доходность корректируется на коэффициент

- взаимосвязь первичнои документации, учетных регистров и отчетности в налоговом учете

- процесс формирования налоговой отчетности индивидуальным предпринимателем

- процесс формирования налоговой отчетности малым предприятием

- информационное наполнение первичной документации, учетных регистров и отчетности при ЕСХН

Рис. 3. Формирование налоговой отчетности при ЕСХН и ее информационное наполнение

К2 (п. 4ст. 346.28 НК РФ), позволяющий учесть фактическое количество календарных дней, отработанных налогоплательщиком в отчетном периоде.

Ведение налогового учета необходимо и в случае осуществления нескольких видов деятельности, облагаемых ЕНВД, и при совмещении налоговых режимов (п. бет. 346.26 НК РФ). Учет организуется в общеустановленном порядке, закрепленном в ст. 313 и уточненном в других статьях гл. 25 НК РФ.

Помимо бухгалтерской и налоговой отчетности субъекты малого бизнеса формируют статистическую отчетность. Малые предприятия, в том числе применяющие УСН, обязаны представлять форму федерального государственного статистического наблюдения № ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия». Росстатом утверждены и иные формы статистического наблюдения, представленные в табл. 2. Анализ данной таблицы показывает, что органы статистики владеют достаточно разнообразными показателями одеятельносги субъектов малого бизнеса.

Обобщенная информация о разных формах отчетности представлена в табл. 3.

Данные табл. 3 свидетельствуют о том, что из всех субъектов малого бизнеса наиболее полной информацией о собственной деятельности владеют организации, применяющие традиционный режим налогообложения, а также организации, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей и систему налогообложения в виде ЕНВД. Индивиду-

Таблица 2

Формы статистической отчетности субъектов малого бизнеса

Субъект малого бизнеса Форма статистической отчетности Дата и номер нормативного документа Росстата

Индивидуальный предприниматель 1. Форма № 1-ИП — сведения о деятельности индивидуального предпринимателя* Постановление от 31.05.2007 № 39

2. Форма № 1-ИП (пром) — сведения о производстве продукции индивидуальным предпринимателем То же

3. Форма № 1-ИНД (торг) — сведения о деятельности индивидуальных предпринимателей в розничной торговле Постановление от 01.08.2007 № 60

4. Форма № 1-ИНД (общепит) — сведения о деятельности индивидуальных предпринимателей в общественном питании То же

5. Анкета обследования перевозочной деятельности предпринимателей — владельцев грузовых автомобилей Постановление от 22.06.2007 № 49

6. Форма № 1-КСР — сведения о деятельности коллективного средства размещения То же

7. Форма № 1-турфирма — сведения о деятельности туристской фирмы — «—

8. Форма № 1-рыба (ресурсы) срочная — сведения о поступлении, расходе и остатках рыботоваров Постановление от 31.05.2007 № 39

9. Форма № 1-фермер — сведения об итогах сева под урожай Постановление от 01.06.2007 № 41

10. Форма № 2-фермер — сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур То же

11. Форма № 3-фермер — сведения о производстве продукции животноводства и поголовье скота — «—

12. Форма № 2-ТИ (охота) — сведения об охотничьиххозяйствах* — «—

Малое предприятие 1. Форма № ИМ — сведения об основных показателях деятельности малого предприятия Постановление от 14.01.2008 № 3

2. Форма № ПМ-торг — сведения об обороте торговли и общественного питания малого предприятия* Приказ от 20.08.2009 № 179

3. Форма № 3-торг (ИМ) — сведения о продаже и запасах товаров малого предприятия розничной торговли* То же

4. Форма № 1-фермер — сведения об итогах сева под урожай Постановление от 01.06.2007 № 41

5. Форма № 2-фермер — сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур То же

6. Форма № 3-фермер — сведения о производстве продукции животноводства и поголовье скота — «—

7. Форма № 2-ТИ (охота) — сведения об охотничьиххозяйствах* — «—

8. Форма № 2-МИ (инновация) — сведения о технологических инновациях малого предприятия (организации) Постановление от 09.06.2007 № 46

9. Форма № 1-ТС (вывоз) — сведения о поставке товаров в республику Беларусь Постановление от 06.06.2007 № 45

Примечание. Формы отчетности, отмеченные знаком <*> представляются субъектами малого бизнеса по перечню, установленному территориальными органами Росстата.

Таблица 3

Ин(| юрмационное обеспечение управления деятельностью субъектов малого бизнеса

Субъект, режим налогообложения Показатели

бухгалтерской отчетности налоговой отчетности статистической отчетности

Малое предприятие, НП Имущество, капитал, обязательства (ф. № 1). Доходы, расходы, прибыль (убыток) (ф. № 2, 3). Изменение собственного капитала и движение денежных средств, прочие хозяйственные операции (ф. № 3, 4, 5 при их составлении) Доходы и расходы для налогообложения прибыли (гл. 25 НКРФ) Средняя численность работников. Начисленный ФЗП. Выплаты социального характера. Объем отгруженных товаров собственного производства и товаров для перепродажи, работ, услуг в фактических отпускных ценах (без НДС, акцизов и аналогичных платежей)

Малое предприятие, ЕНВД Физические показатели и коэффициент К2 для исчисления ЕНВД (гл. 26.3 НК РФ)

Малое предприятие, ЕСХН Доходы и расходы для расчета ЕСХН (гл. 26.1 НКРФ)

Малое предприятие, УСН Доходы и расходы для обложения единым налогом при УСН (гл. 26.2 НКРФ)

Окончание табл. 3

Субъект, режим налогообложения Показатели

бухгалтерской отчетности налоговой отчетности статистической отчетности

Индивидуальный предприниматель Доходы и расходы для исчисления ЕСХН (гл. 26.1), единого налога при УСН (гл. 26.2), ЕНВД (гл. 26.3), НДФЛ (гл. 23 НКРФ) Объем выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг, по всем видам деятельности. Среднегодовая численность работников. Виды деятельности

альные предприниматели, а также организации, применяющие УСН, располагают лишь информацией налогового и статистического характера (если субъект малого бизнеса включен в перечень организаций, обязанных представлять статистическую отчетность).

Определив содержание информации, формируемой субъектами малого бизнеса, рассмотрим ее специфические особенности.

Все организации обязаны соблюдать принципы ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской отчетности, прописанные в ст. 8 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», пп. 5 и 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (далее — ПБУ 1/2008), утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н, и иных нормативных документах. Одним из таких принципов является принцип начисления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности), содержащийся вп.5 ПБУ 1/2008.

Указанный принцип может не соблюдаться предприятиями малого бизнеса. Неприменение допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности (кассовый метод) предполагает формирование себестоимости продукции, работ, услуг только в части оплаченных затрат, а также признание выручки в сумме, полученной от покупателей. Практика показывает, что при несвоевременных расчетах с дебиторами и кредиторами кассовый метод в бухгалтерском учете не удобен, так как требует детализации учета в части оплаченных доходов и расходов. Кроме того, формирование себестоимости изготавливаемой продукции, исходя из оплаченных затрат, искажает себестоимость готовой и проданной продукции, величину выручки. Кассовый метод прописан Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденными приказ Минфина России от 21.12.1998г. № 64н [6], которые противоречат Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденному приказом Минфина

России от 29.07.1998 № 34н [4] и другим более поздним документам (положениям по бухгалтерскому учету, утвержденным Минфином России).

Так, п. 10 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации гласит: «Для ведения бухгалтерского учета в организации формируется учетная политика, предполагающая имущественную обособленность и непрерывность деятельности организации, последовательность применения учетной политики, а также временную определенность фактов хозяйственной деятельности» [4]. Согласно ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 доходы и расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления расчетов (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).

Малое предприятие должно вести бухгалтерский учет в соответствии с едиными методологическими основами и правилами, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете», Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, положениями по бухгалтерскому учету, Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Следовательно, оно должно применять все документы нормативного регулирования, кроме документов, содержащих конкретное указание на возможность неприменения субъектами малого бизнеса. Кроме того, в международной практике основным принципом признания доходов и расходов в бухгалтерском учете является метод начисления. В условиях реформирования российской системы бухгалтерского учета и приведения ее в соответствие с МСФО, а также при наличии зарубежных партнеров и необходимости составления отчетности по МСФО у предприятия, использующего в учете кассовый метод, несомненно, возникнут дополнительные трудности с трансформацией показателей.

Руководствуясь приведенными доводами, малые предприятия на практике редко выбирают кассовый метод для ведения бухгалтерского учета. Однако кассовый метод имеет важное преимущество по

сравнению с методом начисления: кассовый метод позволяет увидеть реальную величину доходов и расходов предприятия. Так, А. Д. Шеремет считает, что одной из основных причин несовпадения отчетной и реальной величины прибыли является «разрыв между отчетной и реальной величиной прибыли, который обусловлен особенностями действующей системы бухгалтерского учета, в том числе отражением в отчетности финансовых результатов деятельности организаций методом начисления в отличие от кассового метода» [7]. Использование при анализе деятельности организаций информации, учтенной кассовым методом признания доходов и расходов, позволило бы приблизиться к действительно полученной предприятием величине прибыли (убытка), что особенно актуально в ситуации кризиса.

По мнению авторов, информация, содержащаяся в различных формах бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности, может быть использована для анализа показателей, представленных в табл. 4.

Данные, представленные в табл. 4, показывают, что аналитические возможности отчетности индивидуальных предпринимателей и организаций, применяющих УСН, ограничены. Так, затруднены процедуры анализа из-за ограничения информации о движении денежных средств, об изменениях капитала, что связано с непредставлением малыми предприятиями соответствующих форм отчетности. Недоступна информация приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5), используемая для корректировки показателей при проведении анализа. Например, при проведении анализа ликвидности путем ранжирования отдельных видов оборотных активов по степени ликвидности, а обязательств — по срокам погашения. Таким образом, показатели ликвидности, полученные с использованием данных формы № 5, будут отличаться от тех значений, которые можно получить, используя лишь данные баланса.

Поданным налоговой отчетности (деклараций) можно определить налоговую нагрузку организации, величину полученного убытка, стоимость приобретенного и относимого на расходы амортизируемого имущества. Основной целью анализа налоговой отчетности является выявление резервов повышения эффективности деятельности организации, связанных с формированием и погашением налоговых обязательств. Для достижения этой цели анализируют состав, структуру и динамику налоговых обязательств, определяют влияние налоговых обязательств на финансовое состояние организации.

Информация статистических форм отчетности позволяет проанализировать динамику среднесписочной численности работников организации, динамику фонда заработной платы и уровень сред-

немесячного заработка одного работника. Используя дополнительно информацию бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, проводят анализ показателей выработки работников, фондовооруженности. По отдельным субъектам малого бизнеса могут быть рассчитаны показатели отгруженной продукции, товаров, выполненных работ, оказанных услуг различной отраслевой направленности.

Налоговый учет и отчетность — единственный вид учета, обязанность ведения которого распространяется на всех представителей малого бизнеса. Однако информация налоговой отчетности, так же, как и информация статистической отчетности, ограничена целями ее формирования.

Таким образом, информация, которой располагают субъекты малого бизнеса и их контрагенты, обособленно используемая в целях анализа, не отвечает основным требованиям, предъявляемым к информационно-аналитическому обеспечению процесса принятия управленческого решения. Аналитичность информации — одно из таких требований, которое означает соответствие информации (независимо от источников ее получения) потребностям анализа, т. е. информация должна «обеспечивать поступление данных именно о тех направлениях деятельности и с той детализацией, которая в этот момент нужна аналитику для всестороннего изучения экономических явлений и процессов» [5, с. 36]. Не отвечает такая информация и требованию объективности: выводы, сделанные по результатам анализа сокращенных форм бухгалтерской отчетности либо в их отсутствии, по результатам налоговой и статистической отчетности, не будут соответствовать действительности в силу отсутствия необходимых для анализа данных.

Проект федерального закона «О бухгалтерском учете» предусматривает решение проблемы информационного обеспечения путем распространения действия закона на «...физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, нотариусов, занимающихся частной практикой» [4]. Вменение субъектам малого бизнеса обязанности составления полного комплекта форм бухгалтерской отчетности расширит возможности аналитика, но одновременно усложнит процесс учета и представления информации об имуществе, обязательствах, хозяйственных операциях и результатах деятельности малого предприятия, что приведет к нарушению требования рациональности информационно-аналитического обеспечения, означающего минимум затрат для сбора информации при максимально полном удовлетворении потребностей аналитика. Отсюда следует, что

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

53 »

е2

я и ф х п X ю

5

Ей О

£

ф £

о В Е-

и о х

Е-

ф 9 Е-

О ф Б X

ф

£ X

м

ф £

и ф

9 X Е-

8

X

О X X

о

5

я %

6

о X

в

« -

§ 4 I

4 * Ей

0 л *

« 5 с

IN

1

® * I

д * <=

§ в

н I

8 I

Й л

« "

с С

в ^

о

3 .

л

£ | ю 5

* 1С

,01 й £

и а

ш 5

ет Е-

£ I

о ^ '

Я

§

1С ¡В

£ -&

ю

Я К § Ё

Р

И" >С

I §

5

>4 о

§ $ и Я

о В О [г

Ей «

о

Д рс

с

В . &

с« С

м

Й Ея У

Ю с

^ 3

о В

^ с

О Е-

£ V

л

Ц

о X о

Й &

с« Я с

0 Я

1

га

о В & о

се В

к

с &

о

¡г Й •е

в ^

а °

В в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а 5

в Й Ч К

и сс

о с

В К

5 ^

Ч ч

& к

[2 § Й м Й о ЕС В г^ В

ч

св

в в

В

ч

се гг-Я ^

к %

се т

§ &

се ' '

Й § К

~ в

и В се

се ^ ^

н ' ^

-Р ^ Я се

се £

^ Е

б £ 3

л I 'В

А А С

Ю Ч К

в 5 с в

се о о Ь Ч с

Я о В & Е-

се

Я се

В к

4 В - о

се о

& се

К В

Й В

^ се

а сс

5 ¡Е " и

се ^

н се

о «

О '

и

, се £

о ^ ^ к

с о Я се Я В

•е

Ё я

и В Я

в

1н Й©

3 Д

о

Я £

о ь

а £

№ в

>в я

о В

2

СЧ >6

РР

Д

вопрос информационного обеспечения деятельности субъектов малого бизнеса должен решаться с учетом особенностей их функционирования, обусловленных численностью и масштабами деятельности, т.е. должен предполагать соблюдение упрощенного порядка ведения учета и формирования отчетности при обеспечении полноты и достаточности последней.

Считаем, что добиться этого можно при использовании для целей управления и анализа не полного, а сокращенного комплекта форм бухгалтерской отчетности с привлечением данных налоговой, а также статистической отчетности, обязанность формирования которых у малого предприятия уже существует.

Чтобы иметь возможность использовать данные налогового учета и отчетности в целях анализа, необходимо идентифицировать эти данные, так как их формирование осуществляется в условиях различных налоговых режимов. Сопоставление состава доходов при различных налоговых режимах приведено в табл. 5. Данные таблицы позволяют сделать вывод об идентичности состава доходов налогоплательщиков при УСН и ЕСХН. Несколько отличается состав доходов индивидуального предпринимателя и организации, применяющей общий режим налогообложения.

Чтобы сделать окончательный вывод о возможностях использования информации налогового учета о доходах и расходах в анализе, считаем необходимым и достаточным сопоставить порядок их признания (табл. 6), данные которой свидетельствуют о неполном совпадении порядка признания доходов и расходов кассовым методом при различных режимах налогообложения.

Обобщение исследованной информации позволило сделать следующие выводы.

1. Наибольшую ценность для анализа, с точки зрения разнообразия и детализации данных, представляет бухгалтерская отчетность, однако сокращение форм отчетности привело к частичной утрате информации, имеющей важное значение для анализа. В результате бухгалтерский учет в отношении субъектов малого бизнеса перестал выполнять однуиз основных своих задач, реализующуюся через отчетность, — обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей, что лишило их возможности проведения анализа отчетности и принятия соответствующих управленческих решений.

2. Ограниченность информации, содержащейся в регистрах налогового учета и отчетности, не позволяет использовать ее в качестве единственного источника для анализа деятельности субъектов малого бизнеса, однако обязательность ведения налогового учета и тот факт, что информация налогового учета формируется на основе тех же первичных документов, что и информация бухгалтерского учета, позволяет считать налоговый учет одним из основных источников данных для такого анализа.

Таблица 5

Состав доходов субъектов малого бизнеса при различных режимах налогообложения

Субъект, режим налогообложения

Доходы

учитываемые

неучитываемые

Малое предприятие -НП (ст. 248 НКРФ)

-УСН (ст. 346.15 НК РФ)

СХН (ст. 346.5 НК РФ)

Доходы от реализации (ст. 249 НК РФ) Внереализационные доходы (ст. 250 НК РФ) То же

Не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 НКРФ

Не учитываются доходы, предусмотренные ст.251 НК РФ, а также доходы в виде дивидендов, призов, выигрышей, процентных доходов по вкладам в банках, доходов лиц, не являющихся налоговыми резидентами То же

Индивидуальный предприниматель - НДФЛ (ст. 210 НК РФ)

УСН (ст. 346.15 НК РФ)

ЕСХН (ст. 346.5 НК РФ)

Учитываются все доходы налогоплательщика, полученные в денежной и натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ Доходы от реализации (ст. 249 НК РФ) Внереализационные доходы (ст. 250 НК РФ)

То же

Не учитываются доходы, предусмотренные ст. 217 НК РФ

Неучитываютсядоходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ. Не учитываются доходы в виде полученныхдивидендов, если их налогообложение произведено налоговым агентом в соответствии со ст. 214и 275 НК РФ То же

Таблица 6

Сравнительная характеристика порядка применения кассового метода признания доходов и расходов

Режим налогообложения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

доходов

Признание

расходов

Традиционный режим налогообложения — НДФЛ (порядок учета доходов и расходов)

В доход включаются все поступления от реализации товаров, работ, услуг и стоимость имущества, полученного безвозмездно

— налог на прибыль (ст. 273 НК РФ)

Датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, поступления иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашение задолженности перед налогоплательщиком иным способом

Под расходами понимается фактически произведенные и документально подтвержденные затраты, непосредственно связанные с извлечением доходов от предпринимательской деятельности.

Расходы на оплату труда учитываются в составе расходов в момент погашения задолженности.

Стоимость материальных ресурсов включается в расходы налогового периода, в котором получены доходы от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг

В составе прочих расходов учитываются суммы налогов и сборов, предусмотренных законодательством и уплаченных за отчетный налоговый период

Амортизация учитывается в составе расходов в суммах, начисленных за налоговый период, только на принадлежащее на праве собственности имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, непосредственно используемые для предпринимательской деятельности и приобретенные за плату Расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты. Оплатой товара (работ, услуг и (или) имущественных прав) признается прекращение встречного обязательства налогоплательщиком — приобретателем указанных товаров (работ, услуг) и имущественных прав перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров (работ, услуг, передачей имущественных прав). Расходы на оплату труда учитываются в составе расходов в момент погашения задолженности.

Продолжение табл. 6

Режим налогообложения Признание

доходов расходов

Расходы на оплату процентов за пользование заемными средствами (включая банковские кредиты) и при оплате услуг третьих лиц учитываются в момент погашения задолженности. Материальные расходы учитываются в составе расходов в момент погашения задолженности. Требуется списание сырья и материалов в производство. Расходы на уплату налогов и сборов учитываются в составе расходов в фактически уплаченном размере. Расходы на погашение задолженности учитываются в составе расходов в пределах фактически погашенной задолженности в те отчетные (налоговые) периоды, когда налогоплательщик погашает указанную задолженность. Амортизация учитывается в составе расходов в суммах, начисленных за отчетный (налоговый) период, только по оплаченному имуществу, используемому в производстве. Аналогично — для капитализируемых расходов (ст. 261, 262 НКРФ). В составе доходов и расходов не учитываются суммовые разницы, если по условиям договора обязательство (требование) выражено в условных денежных единицах

УСН (ст. 346.17 НКРФ) Датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, поступления иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашение задолженности перед налогоплательщиком иным способом. При расчете векселем датой получения доходов признается дата оплаты векселя или передачи векселя третьему лицу Расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты. Оплатой товара (работ, услуг и (или) имущественных прав) признается прекращение встречного обязательства налогоплательщиком — приобретателем указанных товаров (работ, услуг) и имущественных прав перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров (работ, услуг, передачей имущественных прав). Расходы на оплату труда учитываются в составе расходов в момент погашения задолженности. Расходы на оплату процентов за пользование заемными средствами (включая банковские кредиты) и при оплате услуг третьих лиц учитываются в момент погашения задолженности. Материальные расходы учитываются в составе расходов в момент погашения задолженности. Расходы по оплате товаров для реализации учитываются по мере реализации товаров. Товары оцениваются методами ФИФО и ЛИФО, по средней стоимости, по стоимости единицы товара. Расходы по реализации товаров, хранению, обслуживанию и транспортировке учитываются после оплаты. Расходы на уплату налогов и сборов учитываются в составе расходов в фактически уплаченном размере. Расходы на погашение задолженности учитываются в составе расходов в пределах фактически погашенной задолженности в те отчетные (налоговые) периоды, когда налогоплательщик погашает указанную задолженность. Расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств и расходы на приобретение (создание) нематериальных активов, учитываемые в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 346.16 НК РФ, отражаются в последнее число отчетного (налогового) периода. Расходы учитываются только по оплаченным основным средствам и нематериальным активам, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности. При расчете векселем расходы по приобретению товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав учитываются после оплаты указанного векселя. При расчете векселем третьего лица расходы по приобретению товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав учитываются надату передачи векселя. В составе доходов и расходов не учитываются суммовые разницы, если по условиям договора обязательство (требование) выражено в условных денежных единицах

ЕСХН (п. 5 ст. 346.5 НКРФ) Датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, поступления иного имущества Расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты. Оплатой товара (работ, услуг и (или) имущественных прав) признается прекращение встречного обязательства налогоплательщиком — приобретателем указанных товаров (работ, услуг) и имущественных прав перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров (работ, услуг, передачей имущественных прав).

Окончание табл. 6

Режим налогообложения Признание

доходов расходов

(работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашение задолженности перед налогоплательщиком иным способом. При расчете векселем датой получения доходов признается дата оплаты векселя или передачи векселя третьему лицу Расходы на оплату труда учитываются в составе расходов в момент погашения задолженности. Расходы на оплату процентов за пользование заемными средствами (включая банковские кредиты) и при оплате услуг третьих лиц учитываются в момент погашения задолженности. Материальные расходы учитываются в составе расходов в момент погашения задолженности. Расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, в том числе связанные с приобретением и реализацией указанных товаров, включая расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке, учитываются в составе расходов после оплаты. Расходы на уплату налогов и сборов учитываются в составе расходов в фактически уплаченном размере. Расходы на погашение задолженности учитываются в составе расходов в пределах фактически погашенной задолженности в те отчетные (налоговые) периоды, когда налогоплательщик погашает указанную задолженность. Расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств и расходы на приобретение (создание) нематериальных активов, учитываемые в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 346.5 НК РФ, отражаются в последний день отчетного (налогового) периода. Расходы учитываются только по оплаченным основным средствам и нематериальным активам, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности. При расчете векселем расходы по приобретению товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав учитываются после оплаты указанного векселя. При расчете векселем третьего лица расходы по приобретению товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав учитываются на дату передачи векселя. В составе доходов и расходов не учитываются суммовые разницы, если по условиям договора обязательство (требование) выражено в условных денежных единицах

3. Информация статистического учета также может быть применена для целей анализа, поскольку эффективность использования трудовых ресурсов оказывает непосредственное влияние на показатели финансово-хозяйственной деятельности, а показатели материального стимулирования, текучести кадров, задолженности по оплате труда характеризуют стабильность и эффективность работы предприятия.

4. Перечисленные виды отчетности не взаимозаменяемы, поэтому полнота информации для принятия эффективных управленческих решений может быть обеспечена лишь при одновременном использовании для анализа бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности.

5. Состав и порядок признания доходов и расходов кассовым методом в налоговом учете не одинаковы: имеются расхождения в разрезе режимов налогообложения, а также налогоплательщиков — юридических и физических лиц. Указанные расхождения необходимо учитывать при анализе налоговой нагрузки нескольких предприятий, использующих разные режимы налогообложения, а также одного предприятия, занимающегося

видами деятельности, облагаемыми различными налогами.

Список литературы

1. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21.11.1996 №129-ФЗ.

2.0 средних и малых предприятиях: Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ.

3.0 бухгалтерском учете: проект федерального закона.

4. Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации: приказ Минфина России от 29.07.1998 № 34н.

5. Протасов В. Ф. Анализ деятельности предприятия (фирмы): производство, экономика, финансы, инвестиции, маркетинг. М.: Финансы и статистика, 2003, 536 с.

6. Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства: приказ Минфина России от 21.12.1998 № 64н.

7. Шеремет А. Д. Аудиторская деятельность и анализ эффективности бизнеса // Аудиторские ведомости. 2007. № 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.