Научная статья на тему 'Бухгалтер издательства составляет годовой Отчет: типичные ошибки и важные новшества'

Бухгалтер издательства составляет годовой Отчет: типичные ошибки и важные новшества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бухгалтер издательства составляет годовой Отчет: типичные ошибки и важные новшества»

БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

БУХГАЛТЕР ИЗДАТЕЛЬСТВА СОСТАВЛЯЕТ ГОДОВОЙ ОТЧЕТ: ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ И ВАЖНЫЕ НОВШЕСТВА

М. А. КЛИМОВА,

кандидат экономических наук, доцент, независимый консультант по налогообложению

Подготовка к составлению годовой бухгалтерской отчетности включает несколько этапов:

1) проведение ежегодной плановой инвентаризации;

2) обнаружение и исправление ошибок в первичной и учетной документации;

3) окончательная систематизация и группировка первичных документов за год и передача их на хранение руководителю организации;

4) реформация баланса (формирование окончательного финансового результата по данным бухгалтерского учета: счета 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы» по окончании отчетного года при составлении годовой бухгалтерской отчетности закрываются на счет 99 «Прибыли и убытки», затем счет 99 закрывается заключительной записью декабря в кредит (дебет) счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»);

5) определение отложенных налоговых активов, отложенных налоговых обязательств, постоянного налогового обязательства, постоянного налогового актива, текущего налога на прибыль с применением норм пп. 23—25 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» для отражения в бухгалтерской отчетности (ПБУ 18/02 не применяют издающие организации, относящиеся к субъектам малого предпринимательства и являющиеся некоммерческими организациями).

Одновременно с подготовкой к составлению годового отчета организация формирует учетную политику на следующий год. Однако следует учесть, что учетная политика в состав бухгалтерской или

налоговой отчетности не входит и сдача ее в налоговую инспекцию законодательством не предусмотрена (см. ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», п. 5 ст. 23 НКРФ).

Затем следует заполнить формы годовой отчетности: Бухгалтерский баланс (форма № 1, Отчет о прибылях и убытках (форма № 2), Отчет об изменениях капитала (форма № 3), Отчет о движении денежных средств (форма № 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5), Отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6), которые сопровождаются пояснительной запиской.

К отчету прилагается итоговая часть аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту. В силу п. 1 ст. 5 Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЭ «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит проводится в издательствах в следующих случаях:

1) организация имеет организационно-правовую форму ОАО;

2) объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) организации за предшествовавший отчетному год превышает 50 млн руб.;

3) сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 млн руб.

Впервые при составлении годовой отчетности за 2009 г. необходимо применять нормы новых ПБУ:

ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам»;

ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений».

Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» ПБУ 15/2008, утвержденное приказом Минфина России от 06.10.2008 № 107н, определяет особенности формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности организаций информации о расходах, связанных с выполнением обязательств по полученным займам (включая привлечение заемных средств путем выдачи векселей, выпуска и продажи облигаций) и кредитам (в том числе товарным и коммерческим). Оно распространяется на организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений), и предписывает в бухгалтерской отчетности организации раскрывать как минимум следующую информацию:

— о наличии и изменении величины обязательств по займам (кредитам);

— о суммах процентов, причитающихся к оплате заимодавцу (кредитору), подлежащих включению в стоимость инвестиционных активов;

— о суммах расходов по займам, включенных в прочие расходы;

— о величине, видах, сроках погашения выданных векселей, выпущенных и проданных облигаций;

— о сроках погашения займов (кредитов);

— о суммах дохода от временного использования средств полученного займа (кредита) в качестве долгосрочных и (или) краткосрочных финансовых вложений, в том числе учтенных при уменьшении расходов по займам, связанных с приобретением, сооружением и (или) изготовлением инвестиционного актива;

— о суммах включенных в стоимость инвестиционного актива процентов, причитающихся к оплате заимодавцу (кредитору), по займам, взятым на цели, не связанные с приобретением, сооружением и (или) изготовлением инвестиционного актива.

В случае неисполнения или неполного исполнения заимодавцем договора займа (кредитного договора) организация-заемщик раскрывает в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности информацию о суммах займов (кредитов), недополученных по сравнению с условиями договора займа (кредитного договора).

Новое ПБУ 21/2008, утвержденное приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н, действующее с 2009г., устанавливает правила признания и раскрытия в бухгалтерской отчетности органи-

заций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений), информации об изменениях оценочных значений.

Оценочным значением является:

— величина резерва по сомнительным долгам;

— величина резерва под снижение стоимости материально-производственных запасов;

— величина других оценочных резервов;

— сроки полезного использования основных средств;

— сроки полезного использования нематериальных активов и иных амортизируемых активов;

— оценка ожидаемого поступления будущих экономических выгод от использования амортизируемых активов и др.

В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организация должна раскрывать следующую информацию об изменении оценочного значения:

— содержание изменения, повлиявшего на бухгалтерскую отчетность за данный отчетный период;

— содержание изменения, которое повлияет на бухгалтерскую отчетность за будущие периоды, за исключением случаев, когда оценить влияние изменения на бухгалтерскую отчетность за будущие периоды невозможно. Факт невозможности такой оценки также подлежит раскрытию.

При составлении бухгалтерской отчетности традиционно следует проконтролировать себя на предмет наличия типичных ошибок, неточностей и упущений.

Так, стоит обратить внимание на следующие моменты.

1. Неправомерно производить отражение в балансе свернутого сальдо счетов 60, 62, 68, 69, 70, 71, 73, 75, 76. Эти счета могу иметь развернутое сальдо, и его следует во избежание искажения данных отчетности показывать:

дебетовое — в активе баланса;

кредитовое — в пассиве баланса.

В то же время п. 19 ПБУ 18/02 предоставляет организации право отражать в балансе сальдированную сумму отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств. То есть следует определить разницу сальдо по счетам 09 и 77. Если дебетовый остаток по счету 09 «Отложенные налоговые активы» больше кредитового остатка по счету 77 «Отложенные налоговые обязательства», то разница между ними отражается по строке 145 баланса. По строке 515 «Отложенные налоговые обязательства» в этом случае проставляется прочерк. Если же остаток по счету 77 превышает сальдо счета

09, разница между ними отражается по строке 515, а по строке 145 проставляется прочерк. Отражение в бухгалтерском балансе сальдированной (свернутой) суммы отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства возможно при одновременном наличии следующих условий:

а) наличие в организации отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств;

б) отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства учитываются при расчете налога на прибыль.

В Отчете о прибылях и убытках по стр. 090 «Прочие доходы» разрешено показывать величину прочих доходов, уменьшенную на сумму соответствующих расходов. Тогда в строке 100 «Прочие расходы» формы № 2 эти расходы не отражаются. Сальдироваться могут только одноименные доходы и расходы. Они не должны быть существенными, так как в этом случае их расшифровка необходима.

2. Нельзя игнорировать требование п. 20 ПБУ 19/02 произвести на отчетную дату рыночную оценку финансовых вложений, по которым можно определить текущую рыночную стоимость.

В бухгалтерской отчетности на конец отчетного года такие финансовые вложения отражаются по текущей рыночной стоимости путем корректировки их оценки на предыдущую отчетную дату.

Для определения текущей рыночной стоимости финансовых вложений для целей бухгалтерской отчетности организация должна использовать все доступные ей источники информации о рыночных ценах на эти финансовые вложения, в том числе данные иностранных организованных рынков или организаторов торговли.

Если установленные п. 20 ПБУ 19/02 правила последующей оценки объекта финансовых вложений в период с 1 июля по 31 декабря 2009 г. не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации, такой объект отражается в годовой бухгалтерской отчетности организации за 2009 г. по стоимости его последней оценки в бухгалтерском учете (например, в оценке по состоянию на 30.06.2009 — для объектов, приобретенных до 01.07.2009, по первоначальной стоимости — для объектов, приобретенных после 30.06.2009). При этом в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» о данном факте должно быть сообщено в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности за 2009 г. с соответствующим обоснованием.

3. Ошибкой, искажающей данные о балансовой стоимости внеоборотные активов, станет

начисление амортизационных отчислений по реконструируемым и законсервированным объектам основных средств. В соответствии с ПБУ 6/01 в течение срока полезного использования объекта основных средств начисление амортизационных отчислений не приостанавливается, за исключением случаев перевода его по решению руководителя организации на консервацию на срок более 3 мес., а также в период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 мес. Восстановление объекта основных средств может осуществляться посредством ремонта, модернизации и реконструкции. Исходя из этого начисление амортизационных отчислений по объектам основных средств, находящимся в процессе частичной реконструкции (без полной остановки объекта либо полного прекращения его использования), не приостанавливается. При этом выделение части объекта, подлежащей реконструкции, в отдельный инвентарный объект ПБУ 6/01не предусмотрено.

4. В отчетности подлежит раскрыть информацию о выданных поручительствах и других видах обеспечений. В соответствии с ПБУ 4/99 пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должны раскрывать среди прочего дополнительные данные о любых выданных и полученных обеспечениях обязательств и платежей организации, в частности обо всех выданных до отчетной даты поручительствах и других видах обеспечения обязательств в пользу третьих лиц, сроки исполнения которых не наступили. Порядок раскрытия информации об условных фактах хозяйственной деятельности в бухгалтерской отчетности (кроме кредитных организаций) установлен ПБУ 8/01.

5. В пояснительной записке следует обеспечивать раскрытие информации о связанных сторонах в порядке, установленном ПБУ 11/2008. Перечень связанных сторон, информация о которых раскрывается в бухгалтерской отчетности организации, устанавливается самостоятельно организацией, подготавливающей бухгалтерскую отчетность, на основе этого ПБУ, исходя из содержания отношений между организацией и связанной стороной с учетом соблюдения требования приоритета содержания перед формой.

6. Необходимо отразить информацию о событиях после отчетной даты в соответствии с ПБУ 7/98.

Бухгалтер организации также должен учитывать требования налогового органа к годовой отчетности. Так, вп.2 приложения №2к приказу ФНС России от 14.10.2008 № ММ-3-2/467@ налоговая служба называет отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении двух и более календарных лет одним из оснований

для назначения в отношении налогоплательщика выездной налоговой проверки.

В отношении процедуры сдачи бухгалтерской отчетности следует отметить, что согласно п. 6 ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерская отчетность составляется, хранится и представляется пользователям бухгалтерской отчетности в установленной форме на бумажных носителях. При наличии технических возможностей и с согласия пользователей бухгалтерской отчетности организация может представлять бухгалтерскую отчетность в электронном виде. Налоговым кодексом РФ не предусмотрена обязанность представления налогоплательщиком в налоговый орган бухгалтерской отчетности в электронном виде. Как следствие, налоговая инспекция не может предъявлять к налогоплательщику такое требование (см. письмо Минфина России от 24.07.2009 № 0302-07/1-385). Обязанность представления налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде установлена ст. 80 НК РФ только в отношении отдельных категорий налогоплательщиков.

При подаче налоговых деклараций (расчетов) за 2009 г. особое значение имеет следующее.

1. Согласно п. 2 ст. 24 Федерального закона № 213-ФЭ с 01.01.2010 гл. 24 «Единый социальный налог» НК РФ признается утратившей силу.

Пунктом 21 ст. 27 Федерального закона № 213-ФЭ с 01.01.2010 отменяется порядок исчисления и представления отчетности в налоговые органы по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

При этом согласно п. 1 ст. 59 Федерального закона № 212-ФЗ по отчету за 2009 г плательщики страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не позднее 30.03.2010 должны представить в налоговые органы декларацию по данным платежам.

За 2009 г. последний авансовый платеж по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование должен быть уплачен по сроку не позднее 15.01.2010 (задекабрь 2009г.).

Декларации по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2009 г. должны быть представлены в налоговые органы по следующим формам, утвержденным:

— приказом Минфина России от 29.12.2007 № 163н «Об утверждении формы налоговой декларации по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, и Порядка ее заполнения»;

— приказом Минфина России от 27.02.2006 № ЗОн «Об утверждении формы декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, и Порядка ее заполнения» (см. письмо ФНС России от 16.09.2009 № ШС-22-3/717@).

2. При заполнении годовой декларации по налогу на прибыль следует обратить внимание на решение ВАС РФ от 21.05.2009 № ВАС-3454/09, которым суд признал частично не действующей форму налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденную Минфина России от 05.05.2008 № 54н.

Суд сделал вывод о том, что декларация препятствует налогоплательщикам при определении налоговой базы по налогу на прибыль учитывать убыток по операции реализации третьему лицу доли в уставном капитале хозяйственного общества в форме ООО.

Такое ограничение признано не соответствующим гл. 25 НК РФ в части показателей, отражаемых по строке 050 листа 02, строке 290 и строке 360 приложения 3 к листу 02 налоговой декларации по налогу на прибыль организаций.

Список литературы

1. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ18/02: приказ Минфина России от 19.11.2002 № 114н.

2. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008): приказ Минфина России от 06.10.2008 № 107н.

3. Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02: приказ Минфина России от 10.12.2002 № 126н.

4. Об утверждении формы декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, и Порядка ее заполнения: приказ Минфина России от 27.02.2006 № ЗОн.

* * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.