Научная статья на тему 'Будущее поликультурного социума как предмет исследования'

Будущее поликультурного социума как предмет исследования Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
84
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ / ИСТОРИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ / ЭТНИЧНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ЭТНОАКТОР / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИСТОРИИ / ИСТОРИООПИСАНИЕ / FORECASTING / HISTORICAL STEREOTYPES / ETHNICITY / NATIONAL IDENTITY / HISTORY INTERPRETATION / SOCIO POLITICAL SUBJECTNESS / ETHNO ACTOR / HISTORIOGRAPHY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Кучуков Магомед Мусаевич

В статье анализируется проблема прогнозного исследования состояния поликультурного (многонационального) социума. На основе анализа существующих методов прогнозных исследований сделан вывод об их неадекватности при рассмотрении социально-политической субъектности локальных, территориально-этнических образовании. Предлагается авторский вариант методики такого исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FUTURE OF MULTICULTURAL SOCIETY AS A SUBJECT OF RESEARCH

The article examines the issue of inferential research of multicultural (multinational) society’s state. Based on the analysis of existing methods of inferential research the conclusion about its inadequacy when considering socio political subjectness of local, territorial ethnic units has been drawn. The author’s variant of this kind of research method is proposed.

Текст научной работы на тему «Будущее поликультурного социума как предмет исследования»

А. 7universum.com

UNIVERSUM:

, ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

БУДУЩЕЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО СОЦИУМА КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Кучуков Магомед Мусаевич

д-р филос. наук, профессор, заведующий кафедрой истории, философии и права Кабардино-Балкарского аграрного университета,

РФ, г. Нальчик E-mail: kuchukovm@mail.ru

THE FUTURE OF MULTICULTURAL SOCIETY AS A SUBJECT OF RESEARCH

Kuchukov Magomed

Doctor of Philosophy, professor, head of the chair of History, Philosophy and Law, Kabardino-Balkarian State Agricultural University, Russia, Nalchik

АННОТАЦИЯ

В статье анализируется проблема прогнозного исследования состояния поликультурного (многонационального) социума. На основе анализа существующих методов прогнозных исследований сделан вывод об их неадекватности при рассмотрении социально-политической субъектности локальных, территориально-этнических образовании. Предлагается авторский вариант методики такого исследования.

ABSTRACT

The article examines the issue of inferential research of multicultural (multinational) society's state. Based on the analysis of existing methods of inferential research the conclusion about its inadequacy when considering socio political subjectness of local, territorial ethnic units has been drawn. The author's variant of this kind of research method is proposed.

Кучуков М.М. Будущее поликультурного социума как предмет исследования // Universum: Общественные науки : электрон. научн. журн. 2014. № 2 (3) . URL : http://7universum.com/ru/social/archive/item/1049

Ключевые слова: прогнозирование, социально-политическая субъектность, исторические стереотипы, этничность, национальное самосознание, этноактор, интерпретация истории, историоописание.

Keywords: forecasting, socio political subjectness, historical stereotypes, ethnicity, national identity, ethno actor, history interpretation, historiography.

Прогнозирование с конца XIX века в различных формах, с различными целями и методологией стало одним из направлений познавательной деятельности человека. Прогнозирование приобретает особую значимость в исследовании состояния системности и целостности поликультурных обществ. Подавляющая часть рода человеческого живет в государственных образованиях, состоящих из нескольких или многих народов, локальных культур. Более того, феноменом конца XX-го века стало превращение мононациональных европейских стран в поликультурные образования. Инонациональное, иноконфессиональное и инорасовое в этих странах стало весомым фактором общественной жизни. Исследование возможного будущего, социально-политической субъектности локальных, территориально-этнических или же инокультурных общностей приобрело существенное значение.

Для того чтобы осуществить прогноз будущего системы сосуществования субъектов, структурирующих бытие социума, необходимо определиться с содержанием предмета и процедуры анализа и на этой основе сформулировать методологические требования, создать методику исследования.

К настоящему времени созданы различные методики исследования будущего и в различных сферах человеческой деятельности. Наиболее распространенными стали футурологические прогнозы, выполненные в русле философии истории, где, как правило, рассматривается судьба мировой цивилизации. Создаются концепции всемирной истории, где итогом является то или иное видение будущего. Менее известны прогнозные исследования,

выполненные по отношению к следующему (страновому или же региональному) уровню организации социальной жизни. На Западе классической считается методика, разработанная корпорацией «РЭНД» в 60-ые годы, под названием «Дельфи». И в настоящее время эта методика используется для предсказания очередности событий в будущем. Вся процедура сводится к формированию группового мнения по предмету анализа. Смысл этого метода в том, что каждый участник остается анонимным и отделен от других участников на весь период эксперимента. Отношения с экспертами поддерживаются при помощи почты, что позволяет исключит влияния психологических факторов. При всей оригинальности метода здесь трудно установить контролируемые и замеряемые процедуры.

В постперестроечные годы прогнозирование будущего становится популярным и в России. Американские исследователи Д. Ергин и Т. Густафсон в 1995 г. на основе анализа политических отношений и сложившейся в экономике ситуации в России предложили оригинальные версии будущего [1]. Опираясь на исходные положения метода, сформулировали свои требования к прогнозированию будущего. При этом основную ставку они делают не на процедуры и исследовательскую логику, а на воображение. Они указывают, что во времена больших перемен человеческое сознание не успевает осмысливать происходящие процессы. И в такие периоды необходимы «воображение и умение размышлять». Свой метод они определяют как «моделирование сценариев», где основная цель — это раскрепощение мышления, что позволит преодолеть узость традиционных взглядов, избегая ловушек метода простой экстраполяции. Метод моделирования сценария состоит из семи этапов аналитической деятельности: анализ ближайшего прошлого как истока настоящего и будущего; определение движущих сил и их возможный потенциал; выявление основных игроков, в деятельности которых изменяются различные сценарии; определение, как они указали ограничителей сохраняющих существующие рамки бытия; и наконец, создание сценариев развития и на основе их анализа прогнозирование будущего. Д. Ергин

и Т. Густафсон при этом указывают на важность двух идей для реализации такого проекта: это выявление направления движения, что определяется интуитивно, выбором стратега-исследователя, а также идея ведущих предпосылок успешного прогноза, которая определяет воображение прогнозиста, т. е. вводится элемент субъективности. Такое направление прогностики стало одним из наиболее популярных в последние годы.

Отечественный исследователь В.В. Феллер, опираясь на эту методологию и доведя субъективизм метода до логического завершения и полноты, создал оригинальные и детальные до несбыточности картины будущего. Обосновывая необходимость отказа от рациональных форм познания, он писал в 2001 г.: «В методе "постижения через наитие" я увидел хороший исследовательский инструмент. ...при "правильном" интуитивном погружении исследователь "дает слово" некоему коллективному Я, способному проявить архетипы (архетипы Юнга) и с их помощью добиться "озарения". Есть надежда на то, что в "правильно организованном" потоке сознания, в котором логика работает не "параллельно", а "на" воображение, сценарий становится внутренне увязанной системой кадров — озарений» [2]. В работе «Идея оракула» он идет дальше и предлагает воссоздать методики Дельфиского оракула, который «.посредством ритуальных "методик", возвышал свой ум до высоких сфер интуитивного постижения предопределенного будущего». Он считает, что это и будет междисциплинарным исследованием. При этом суть происходящего в «ремифологизации сознания современного человека», где он будет «. не только воспроизводить интуитивные образы, но и создавать видение прошлого и предвидение будущего, как подлинную реальность мифа». Однако при всей оригинальности предлагаемых методик, нарушающих привычное отношение к познанию, они мало что способны дать другим исследователям будущего, разве что за исключением самого В.В. Феллера [5].

В России оживленный интерес в последние годы вызвал прогноз, выполненный группой американских экспертов из Центра стратегических и международных исследований. В 2007 году они опубликовали доклад

«Альтернативные сценарии будущего России до 2017 года» Авторами доклада были специалисты кремленологи, в том числе и по Северному Кавказу Э. Качинс, Г. Нэйл, Т. Грэхэм, С. Мендельсон и К. Вельт. Американские эксперты сформулировали систему мировоззренческих координат, состоящей из двух пар противоположностей: либеральный — нелибиральный и националисты-интернационалисты. Они прогнозировали три сценария возможного будущего. Первый сценарий наиболее благоприятен для американцев — это приход к власти «либеральных интернационалистов», это движения, где лидерами являлись Б. Немцов, Г. Явлинский, М. Ходорковский, а также Г. Каспаров. При этом ученые указывали, что вероятность их прихода к власти составляет не более 2 %. Более вероятным и также в интересах США является второй сценарий — это приход к власти либеральных националистов. Этот идеологический проект является продолжением восьмилетний курса В.В. Путина. Он сочетает развитие либерально-демократических институтов с сильной российской государственностью, при этом В. Путин должен был уйти. В качестве носителей этого сценария они рассматривали С. Нарышкина в связке с Д. Медведевым. И третий сценарий — это приход к власти «нелиберальных националистов», которыми являются силовики в команде Путина (Иванов, Устинов, Патрушев, Сечин и др.) [3]. Обращает на себя внимание и то, что все эти варианты будущего так или иначе устраивают США, т. е. это не только прогноз, но и проектом будущего, который необходимо реализовать в интересах США.

Более распространенными являются методики исследования, основанные на анализе состояния тех или иных сфер общественной жизни, где, исходя из тенденции их развития, делается вывод о будущем. Так, в июне 2004 года С. Телегин опубликовал прогноз будущего на основе анализа кризиса технологического обеспечения производства и жизнедеятельности. В составленном прогнозе он указывает, что закончился период хаоса и беспорядочного разрушения структур советской государственности

и в ближайшей перспективе будут господствовать два процесса:

1) Упорядоченное разрушение сохранившихся советских социальных, экономических и государственных структур (например, армии, образования) с переводом РФ, под давлением США, в состояние периферийной страны.

2) Деградация и разрушение больших систем жизнеобеспечения [4]. Эти процессы приведут к повороту, к ненасильственной революции. Далее он отмечал: «Перефразируя Маркса, можно сказать, что революцию совершат лопнувшие трубы теплосетей и массовые отказы водоснабжения» [4]. Другой прогноз будущего составлен с указанием конкретной даты подобного же кризиса. А.И. Орлов, доктор технических наук, профессор, анализирует развитие России в трёх сферах: оборонной, демографической и технологического обеспечения. Он приходит к выводу, что «прогноз каждой из тенденций приводит к выводу о кризисе в начале следующего десятилетия. Анализ всех трех вместе — к предсказанию грядущей смуты. ... До кульминации схваток очередной российской смуты осталось, по нашим оценкам, 8 лет. Восемь лет почти мирной жизни. Как с 1933 до 1941» [2].

Краткое и выборочное, ретроспективное знакомство с существующими методами прогнозных исследований позволяет утверждать их недостаточность. В этих исследованиях, как правило, пропадает человек, который и является основным фактором всех социальных процессов, не участвует человеческое сознание, дух. Попытки заглянуть по ту сторону настоящего, через ограду множества событий и процессов в первую очередь должны опираться на знание основной специфики предмета прогнозного исследования.

В странах или цивилизациях, состоящих из нескольких или же многих народов, они, как правило, сохраняют субъектные качества и в кризисные периоды истории мобилизуются, определяя параметры общественных трансформаций. Социально-экономические и политические процессы проходят через систему норм сосуществования народов. И при исследовании состояния в настоящем или же возможных перспектив бытия в будущем такого региона страны, как Северный Кавказ, необходимо как важнейший фактор учитывать

исторические стереотипы существования народов как основных субъектов развития данного социального пространства.

Те социальные прогнозы, где присутствует человеческая деятельность, должны быть основаны на стремлении выявить возможную логику целенаправленной деятельности социальных, политических субъектов. Необходимо выявить основные проблемы и противоречия и возможную деятельность, направленную на их решение. Исследование будущего региона, субкультуры предполагает в первую очередь выявление тех сил или же социальных субъектов, в деятельности которых и будет актуализировано возможное в реальное бытие.

Общество существует и в естественно-историческом, эволюционном изменении, где доминирует следование традициям, и развивается как результат проявления социальной и политической субъектности. Предметом анализа должны быть устремления и идеология, потенциальные возможности и цели социального субъекта, в деятельности которого сложится будущая жизнь.

В таком качестве, как правило, выступают (несмотря на последовательное и массированное внедрение в последние годы в жизнь идеи индивидуализма, отрицания социальной субъектности в современном мире) разнообразные социальные группы. Личностный же фактор, даже при явно доминирующем влиянии на происходящие события, может возникнуть в контексте решения общественно значимых проблем. Лидеры, теоретики и даже вожди появляются и существуют на основе признания незыблемо-приоритетных интересов социума, под которыми, как правило, подразумевают интересы нации, понимаемой в этническом смысле. Так, на Северном Кавказе общим для всех национально-территориальных образовании было то, что 90-ые годы прошли под знаком решения национального вопроса, обострения межнациональных отношений и национального самоопределения. Социальная субъектность существовала в форме «вздыбленной этничности» (Э. Паин), и носителями такой активности были народы или же нации. Социально-политические, экономические и духовные процессы проходили через те или иные этно-

национальные процессы и факторы. Не территориально-политические общности, каковым было население республик, не классы или страты, не социальные и политические группы и не религиозные общности выступили реальным субъектом деятельности, а народы с национальным самосознанием и деятельностью. Этот тезис можно оспаривать, указывая, как это и делается в последние годы, что субъектность проявляли не народы, а локальные группы, добивающихся своих корыстных интересов, что массы были обмануты и вовлечены, что ими манипулировали, и все это недалеко от истины. Но одновременно с этим нельзя отрицать и то, что, несмотря на ту или иную степень оболваненности или обманутости или же непонимания народами своих истинных интересов, все эти движения чего-либо стоили и достигали результатов лишь при их поддержке населением, структурированным национально-этническим самосознанием. Этот фактор и позволяет утверждать, что прогнозное отношение к будущему таких регионов возможно на основе и в рамках исследования активности народов, выявления содержания и характера ценностного отношения к бытию, идеальных целей деятельности определяемых тем или иным пониманием национальных интересов.

Вопросы национальной жизни взбудоражили не только Северный Кавказ, но и остальное евразийское геополитическое пространство, они присущи и иным цивилизациям и континентам. В то же время на Северном Кавказе национальное противостояние приняло наиболее острые и затяжные формы. Эти процессы, как правило, возникают и проходят неизбежно с трагическим содержанием, но в последние два века они непременный атрибут человеческой истории. Эти коллизии имеют многие и разнообразные причины и факторы, сопряжены с разными событиями и процессами. Закономерным является и то, что они предваряются и сопровождаются глубокими процессами в духовной жизни народов, качественным изменением сознания человека и общества. Непременным является появление идей и представлений, чувств, образов и картин бытия, вызывающих подобные события, объясняющих и оправдывающих их или же порицающих и отрицающих их необходимость.

Прогнозирование возможного будущего является непременным атрибутом этих феноменов сознания. В прогнозировании будущего народов Северного Кавказа приоритетной является оценка состояния духовности самих народов, анализ внедряемой ценностной шкалы в их существовании, интерпретации исторических судеб, будущего. Анализ процессов, происходящих в идеальном мире существования народов, способен быть основой выводов о тенденциях их движения в будущее, бытия и со-бытия в истории.

Утверждение о том, что нация (этнос) субъект и истории и будущего это вполне корректное и привычное суждение. В то же время эта субъектность, в такой форме, т. е. видимой на уровне существования нации, проявляется в редких случаях. Эта мысль более правомерна как констатация факта того, что качественные изменения в общественной жизни в конечном итоге происходят при участии в этом всего или же большинства этноса. Как правило, субъектность на таком уровне реализуется в состояния достижения пика противоречий, решения конфликта силовыми методами. Но народы в состоянии актуализированной субъектности существуют в исключительных случаях. В остальное время субъектность существует в латентной форме. В открытой же форме, с артикуляцией интересов существует в деятельности отдельных лиц, группы лиц, теоретиков и идеологов. Состояние субъектности в актуализированном состоянии это, как правило, итог многолетних процессов происходящих в духовной сфере. Многие годы идут процессы вызревания национального самосознания являющегося основой субъектного существования народов. Происходит самоопределение в истории, в понимании прошлого, в процессах настоящего времени и возможном будущем. Эти процессы не происходят спонтанно и стихийно. Как правило, это результат деятельности активных, декларирующих озабоченность судьбой нации личностей.

На этом отрезке развития субъектности народов и возникает возможность создания неадекватных интересам народа в целом представлений о национальных интересах. В 90-ые годы стало реальностью возникновение

идей и представлений, ведущих к столкновению народов, к межнациональным войнам, к национализму и великодержавному шовинизму, и не только у самого многочисленного народа, но и относительно малочисленных. Трудно отказаться от мысли, что действуют некие иррациональные силы, которые провоцируют межнациональные противостояния. И деятельность этих сил проходит через активность идеологов и деятелей 90-х годов, которые во многих случаях без тени сомнения пытались втравить собственные народы в заведомо неразрешимые противоречия, чреватые возможностью кровопролития. В 90-ые годы, видимо, также были и идеалисты, которые не видели за идеей практических последствий своей деятельности, были неспособны осознавать возможные последствия. Но в основном были дельцы, преследующие свои узкокорыстные интересы, и авантюристы, не отягощенные понятиями ответственности или же элементарной человеческой совестью. Выросла целая когорта людей, которые проявили способность к стравливанию народов, созданию конфликтных ситуации, организации различных провокации.

Деятельность этноакторов, их продукция и представляет собой материал, который способен дать представления о возможной будущей активности народов. При этом необходимо иметь в виду, что, как правило, сосуществуют разные модели в видении должного в существовании нации. Анализ различных моделей и может служит материалом для составления сценария вероятностного развития событии. При этом необходимо учитывать и то, что такие представления за редким исключением не существуют в открытой форме, где бы в развернутом виде обсуждалась будущее того или иного народа. И здесь необходимо обратиться к тезису о том, что история является ключом для понимания будущего. Представляется, что существует определенная недосказанность и неопределенность в понимании этой идеи.

Безусловно, история, т. е. прошлое, позволяет судить о возможном будущем, как это указывается во многих работах, на основе выявленных традиций, стереотипов поведения, повторяемости судьбы. Но это как бы выявление существующих архетипов коллективного

бессознательного, выходящих на уровень общественной жизни при определенных условиях, стечении обстоятельств.

Но в последние два века, когда собственно и распространился термин «нация», существует надындивидуальная коллективная этническая субъектность. И эта субъектность, присущая народам, проявляется в целенаправленной деятельности, в проектировании и осуществлении будущего. Такое проектирование и деятельность осуществляются, предварительно имея концепцию существования того или иного народа.

В человеческой истории есть закономерность, которую Гегель назвал «хитростью» истории. Суть её в том, что люди думают, что они в истории осуществляют свои собственные цели, но на самом деле они реализуют историческую необходимость. Цели отдельных людей, даже выдающихся, не совпадают с тем, что в итоге получается в истории. Но этот подтвержденный историей факт не противоречит тому, что цели политических движений, связанных с феноменом национального, опираются на идеи, воспринимаемые в качестве фундаментальных, отражающих историческую необходимость. Эти цели в «видимой» форме проявляются на уровне лозунгов, деклараций и в целом идеологии. Такая конкретика возникает в программах политических движений, в выступлениях лидеров национальных партий.

Но появление таких партии и движений, лидеров и сформулированных целей — это уже период общественных трансформаций, реальных событии. Сами эти процессы вызревают задолго до таких событий. Они имеют латентный период, когда и происходит основная работа, создаются зарубки сознания, позволяющие впоследствии осуществлять ту или иную деятельность или же бездеятельность.

Источником построения вероятностной модели поведения того или иного народа и составления некоторого сценария будущего региона является не сама история как осуществленное прошлое, а описание этого прошлого, т. е. писанные национальные истории. В таком качестве выступает не само бытие народов, и не выявленные при этом тенденции общественного развития.

Это даже не описание, а интерпретация истории, которая, как правило, изложена во всех возможных формах существования народа и народов в историческом времени, в геоэтническом и геополитическом пространстве. Эти описания и являются материалом, который при методологически адекватном подходе способен дать представление о возможном деятельном существовании народов в будущем и представить сценарии взаимоотношения народов и существования региона в целом.

Ставший традиционным тезис о том, что история является источником для прогнозирования будущего, имеет своё объективное содержание не в реальных прошедших событиях, изучаемых и выявленных историками, а в субъективном изложении этого процесса, в созданных схемах существования и сосуществования народов. И хотя весь пафос этих работ как бы обращен в прошлое, на самом деле интерес к ним существует из-за интереса к интерпретации судьбы народа, его перспектив. Феномен национальных истории (историоописаний) в социологическом и социально-философском плане не исследован. Национальные истории существуют, исполняя роль идеологии, определяя цели будущего, характер отношений с сосуществующими народами, создавая идеалы, способные мобилизовать народы. Национальные историоописания и могут быть материалом, анализ которого способен дать представления о приоритетах, определяемых этноакторами, о характере и содержании возможной активности того или иного народа.

Список литературы:

1. Ергин Д., Густафсон Т. Россия: двадцать лет спустя. Четыре сценария. Пер. с англ. —М.: Междунар. Отношения, 1995.

2. Орлов А.И. Грядущая Смута 2012 года // Вестник Международной академии прогнозирования. — № 12. — 2004/ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://bibl.nashaucheba.ru (дата обращения: 09.12.2011).

3. Плиев Э. Ведущий эксперт Центра геополитических экспертиз. Что утаили и о чем проговорились американские эксперты: четвертый сценарий для Владимира Путина/ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.geopolitica.ru (дата обращения: 23.12.2013).

4. Телегин С. Прогноз развития ситуации в РФ// Советская Россия. — № 73. — 1 июня 2004.

5. Феллер В. Идея оракула/ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://samHb.ra/f7feller_wiktor walentinowich/idea oraculadoc.shtml (дата обращения: 17.08.2010).

6. Феллер В. Мир 2030 и Россия 2010: новое научно-поэтическое погружение / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://vf.narod.ru/new1999-2000/mir2030.htm (дата обращения: 20.12.2007).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.