Научная статья на тему 'Методические основы анализа, прогнозирования и планирования развития экономики региона'

Методические основы анализа, прогнозирования и планирования развития экономики региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
363
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГНОЗНО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ РАСЧЕТЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / IS LOOK-AHEAD-ANALYTICAL CALCULATIONS OF REGIONAL DEVELOPMENT / МОДЕЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ / ИНФОРМАЦИОННАЯ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РЕГИОНА / INFORMATION AND INSTITUTIONAL MODEL OF REGION / ИНДИКАТИВНЫЕ ПЛАНЫ / INDICATIVE PLANS / МОДЕЛЬНОИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ РАСЧЕТОВ / IT IS MODELING-INFORMATION SUPPORT SYSTEMS OF CALCULATIONS / СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT SCENARIOS / MODELING-METHODICAL TOOLKIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Магомедова Мадина Маликовна, Лабазанов Ибрагим Магомедович

Исследованы особенности стратегического прогнозирования и индикативного планирования. Определены требования к моделъно-методическому инструментарию прогнозных расчетов регионального развития. Исследована структура моделъно-информационного обеспечения системы прогнозно-аналитических расчетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL FRAMEWORK ANALYSIS, FORECASTING AND PLANNING ECONOMIC DEVELOPMENT REGION

Features of strategic forecasting and indicative planning are investigated. Requirements to modeling-methodical toolkit of look-ahead calculations of regional development are defined. The structure is investigated is modeling-information support systems of is look-ahead-analytical calculations.

Текст научной работы на тему «Методические основы анализа, прогнозирования и планирования развития экономики региона»

МАГОМЕДОВА М.М., ЛАБАЗАНОВ ИМ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА, ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

Исследованы особенности стратегического прогнозирования и индикативного планирования. Определены требования к моделъно- методическому инструментарию прогнозных расчетов регионального развития. Исследована структура моделъно-информационного обеспечения системы прогнозно-аналитическихрасчетов.

MAGOMEDOVA М.М, LABAZANOVШ.

METHODICAL BASES OF THE ANALYSIS, FORECASTING AND PLANNING OF DEVELOPMENT OF ECONOMY OF REGION

Features of strategic forecasting and indicative planning are investigated. Requirements to modeling-methodical toolkit of look-ahead calculations of regional development are defined. The structure is investigated is modeling-information support systems of is look-ahead-analytical calculations.

Ключевые слова: прогнозно-аналитические расчеты регионального развития, модельно-методический инструментарий, информационная и институциональная модель региона, индикативные планы, модельно-информационное обеспечение системы расчетов, сценарии развития.

Keywords: is look-ahead-analytical calculations of regional development, modeling-methodical toolkit, information and institutional model of region, indicative plans, it is modeling-information support systems of calculations, development scenarios.

Прежде чем исследовать особенности стратегического прогнозирования и индикативного планирования, необходимо обосновать их отличие и определить принципы их взаимодействия между собой.

Во-первых, стратегический прогноз отличается от индикативного плана временными горизонтами прогноза, а также числом прогнозных показателей. Если в стратегии регионального развития макропоказатели прогнозируются на 15-20 лет, то индикативный план рассматривается в более детальном наборе показателей, прогнозируемых на 3, 5, 10 лет. Во-вторых, основой индикативного плана служат данные о достаточно ясных проектных решениях, реализация которых возможна в регионе в среднесрочной перспективе. Стратегический прогноз опирается на сложившиеся долговременные устойчивые структурные соотношения базовых макропоказателей. И, наконец, в индикативном плане дается подробная динамика основных показателей, в то время как в стратегическом прогнозе, как правило, ограничиваются несколькими контрольными точками рассматриваемого временного периода. На едином для стратегического прогноза и плана временном интервале возможно ис-

пользование специфических способов расчета сводных макропоказателей, что позволит повысить надежность стратегических прогнозов и точность показателей индикативного плана.

Эти особенности определяют главные требования к модельно-методическому инструментарию прогнозных расчетов регионального развития. На наш взгляд, в методологическом аспекте основой инструментария должны стать подходы к построению информационных и институциональных моделей регионов и к созданию системы их взаимодействия в процессе обоснования стратегических решений, которые определят масштабы и формы регионального развития.

Разработка информационных моделей регионов даст возможность системно описывать информационное поле, обеспечивающее формирование стратегии и индикативных планов развития, выявить изменения развития регионов в пространстве региональных индикаторов, определить устойчивые изменения конфигураций региональных кластеров, измерение их состава и мощности, пороговых значений межкластерных переходов.

Разработка институциональных моделей региона, ориентированных на оценку приоритетов и направлений региональной социально-экономической политики, а также их взаимодействие с информационными моделями, должны усилить степень влияния различных факторов и ограничений на выбор и реализуемость стратегических решений. Если информационные модели должны определить основные параметры развития региона, то институциональные модели должны способствовать обоснованию условий достижения этих параметров и обеспечивать мониторинг процесса реализации разработанных стратегий.

Главным методологическим результатом изысканий в этой области является концепция разработки и взаимодействия инструментов регулирования, к которым относятся стратегия и индикативные планы регионов. Основной частью этой концепции должна стать методика комплексной оценки эффективности реализации стратегий и индикативных планов регионального развития. Специалисты отмечают, что эта методика должна базироваться на сравнении двух типов возможного развития, первый из которых предполагает сохранение в будущем сложившихся тенденций настоящего, то есть инерционный тип развития, который предусматривает сохранение не только внутренних условий и пропорций развития, но и внешних. Траектории инерционного развития могут служить точкой отсчета эффектов мероприятий и условий сценариев активного развития. Оценка эффектов выбранных сценариев должна определяться на основе разницы в темпах роста основных макроэкономических показателей в активных и инерционных сценариях. Методологическая проблема заключается в декомпозиции сценарных условий с верхнего уровня по территориальной иерархии на уровень отдельных регионов, поскольку прямое распространение задающих условий макроэкономического уровня может вступить в противоречие с реальными возможностями регионов. Для решения этой проблемы целесообразно осуществить организацию итеративных процедур уточнения региональных проекций сценарных уело-

вий макроэкономического уровня и национальных макропоказателей, представляющих собой свод региональных параметров.

При составлении индикативных планов регионального развития систему сценарных параметров и условий целесообразно дополнить рядом показателей стратегического прогноза, образующих в совокупности систему опорных траекторий для расчета индикативных показателей. Действенность методики оценки эффективности реализации стратегии и индикативных планов регионального развития можно повысить за счет использования инструментария, включающего специально организованные мониторинговые системы, контролирующие динамику развития полной совокупности регионов России, методик и процедур инерционных прогнозов основных региональных инди-катеров, методик, моделей и процедур генерации региональных проекций национальных сценариев, обеспечивающих движение информации между уровнями территориальной иерархии.

Система прогнозных расчетов состоит из системно организованных прогнозно-аналитических задач, процедур и методик использования информационной базы для определения динамики и тенденций развития регионов, оценки их положения, определения степени дифференциации социально-экономического развития, оценки допустимых региональных социально-экономических различий и для разделения целевых ориентиров развития регионов, которые определяются общими установками социально-экономического развития России на долгосрочный период.

Специалисты отмечают, что операционное построение банка прогнозно-аналитических задач целесообразно проводить на основе предварительной их структуризации по разным уровням территориальной иерархии, в частно -сти, муниципальные образования, проблемные территории, субъекты Федерации, федеральные округа, система макрорегионов; по объектной ориентации отдельных подсистем, к которым можно отнести экономику и региональную инфраструктуру, экологию, население, демографию; по уровням принятия управленческих решений- на местном, региональном, межрегиональном уровнях.

Согласованность и непротиворечивость прогнозно-аналитических расчетов по разным направлениям должны обеспечиваться общими принципами формирования информационной базы системы, согласованными методиками подготовки применяемых в аналитических системах региональных показателей. Прогнозно-аналитический блок включает такие типы данных, как статистические, формируемые системой национальной и региональной статистики результаты социологических исследований, основывающиеся на результатах опроса населения, специалистов и руководитетей разного звена, а также экспертные оценки, позволяющие на высоком качественном уровне объединить знания специалистов о предполагаемых вариантах развития социально-экономических процессов.

С.А.Суспицын [2] предлагает следующую концептуальную структуру модельно-информационного обеспечения системы прогнозно-аналитических расчетов, состоящую из таких подсистем, как:

❖ подсистемы оценки состояния и динамики развития отдельных территорий (муниципальных образований, проблемных зон, субъектов Федерации, федерального округа в целом);

❖ подсистемы оценки территориальных различий для задач региональной политики субъекта Федерации и федерального округа в целом;

❖ подсистемы расчетов стратегических оценок развития регионов, увязанных с основными сценариями стратегии социально-экономического развития на долгосрочный период.

В ИЭОПП СО РАН была разработана и реализована система прогнозно-аналитических расчетов, представленная в виде комплекса прогнозных региональных макромоделей для оценки направлений и приоритетов региональной социально-экономической политики. Специалистами был предложен модульно-методический комплекс СИРЕНА-2, содержащий девять прогнозно-аналитических модулей, построенных единоообразно: два для уровня страны в разрезе федеральных округов, 25-в региональной сетке и семь для федеральных округов, рассматриваемых в разрезе входящих в них регионов. Структурно в каждый модуль входят следующие подсистемы:

❖ подсистема годового мониторинга социально-экономического положения регионов;

❖ подсистема регионального мониторинга по данным оперативной статистики Федеральной службы государственной статистики;

❖ модельно-методические комплексы для краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных прогнозов социально-экономического развития регионов России.

Центром всех прогнозных модулей становится динамическая макро -экономическая модель региона, которая представляет собой имитационную систему рекуррентного типа мягкой балансировки параметров регионального развития. Проведение расчетов средствами вышеуказанного модельного комплекса предполагает учёт следующих групп условий, способствующих получению согласованных вариантов развития многоуровневой территориальной системы, к которым можно отнести единство входной информации для моделей разных уровней; согласованные режимы формирования сценарных параметров; наличие на каждом уровне однотипных моделей, облегчающих согласование решений разных уровней и корректировку задающих условий.

Методология прогнозирования социально-экономического развития региона основывается на:

❖ сочетании формального и неформального подходов;

❖ экспериментальном подходе в реализации модельного комплекса;

❖ математической и технологической поддержке направленного вычислительного эксперимента на имитационных моделях;

❖ высоком технологическом уровне системы принятия решений.

Развитие неформального подхода в процессе управления региональной

экономикой базируется на использовании методов искусственного интеллекта, методов экспертного оценивания, применении экспертных систем. Спе-

циалисты отмечают, что «в сложных модельных системах, какими являются региональные системы управления, в условиях многокритериально сти при принятии решений применение классических методов оптимизации ограничено сложностью реализации; практически невозможно при неполной информации математически точно сформулировать цели, определить и сформировать оптимальный вариант. Кроме того, существует проблема согласования интересов, связанная с противоречием целей отдельных подсистем, которая на практике приводит к поиску согласованного рационального решения» [1]. В связи с этим в формировании организационно-экономического механизма управления региональной экономикой основным является метод имитационного моделирования с его экспериментальным подходом, ориентированным на поиск и формирование варианта будущего развития. Исследования с применением комплекса имитационных моделей предполагает проведение вычислительных экспериментов. Содержание этих экспериментов определяется проведенными аналитическими исследованиями, результаты математически обоснованы.

Специалисты процедуры вариантного синтеза определяют как схемы одноразового выбора и последовательного экспериментирования, и наиболее перспективным направлением в системах принятия решений является разработка методов, объединяющих аналитические методы принятия решений с экспертными процедурами, предназначенными для управления развитием региона [1]. Использование инструментария принятия управленческих решений дает региональным органам управления возможность решать социально-экономические задачи регионального развития, разрабатывать реальные стратегии и выбирать оптимальные варианты развития.

Региональные органы управления непрерывно получают диагностиче-скую информацию о состоянии социально-экономической системы и о состоянии внешней среды, об отклонениях в движении социально-экономической системы к цели, перерабатывают эту информацию в решения, изменяют состояние объектов управления в нужном направлении, обеспечивая тем самым достижение поставленных целей. Целевые методы управления, по мнению специалистов, предполагают конкретную технологию управления: формирование иерархии целей; образование взаимоувязанных программ, реализующих цели; распределение имеющихся ресурсов; формирование бюджета; создание при необходимости специальных органов управления [1].

В современных условиях разработке рационального варианта развития региональной экономики должно быть уделено особое значение, так как он, в отличие от прочих вариантных прогнозов, отвечает всем критериям эффективности и по основным показателям превышает остальные.

Формирование системы управления региональной экономикой осуществляют путем разработки сценариев и выбора наиболее оптимального варианта её развития. Сценарии разрабатывают с целью оценки для предмета исследования последствий теоретически возможных направлений развития. Использование на региональном уровне сценарного подхода предполагает

исследование множества вариантов социально-экономического развития, определяемых изменением внешней и внутренней среды и управляющих воздействий администрации региона.

Построение сценариев относится к распространенным приемам динамического моделирования, позволяющим определять различные траектории развития изучаемых процессов. Сценарий, в отличие от прогнозов, которые на базе выявленных закономерностей состояния внешней и внутренней среды позволяют определить состояние переменных в будущем, не предполагает определение вероятности наступления конкретных событий и определяет гипотетическую последовательность развития событий в будущем.

Специалисты выделяют следующие этапы разработки сценариев:

❖ идентификация и группировка ключевых групп внутренних и внешних факторов для системы переменных (событий);

❖ определение причинных соотношений между этими переменными, которые существуют в настоящее время и могут существовать в будущем;

❖ установление показателей будущего развития системы и определение их состояния в результате изменения выбранных факторов среды;

❖ введение в анализ опережающих воздействий, установление последствий, принятие мер [1].

Выделяют следующие классификационные группы сценариев регионального развития, характеризующие:

❖ общеэкономическое развитие региона;

❖ развитие отдельных отраслей регионального народнохозяйственного комплекса;

❖ социальное развитие региона.

Каждый из разработанных сценариев может быть реализован в нескольких вариантах, отличающихся изменением отдельных параметров системы в пределах сценария. Вариантные расчеты, позволяющие выбрать из нескольких вариантов наиболее выгодный с учетом влияния факторов внешней и внутренней среды, дают возможность отобрать из всех рассчитанных варианты, удовлетворяющие ограничениям на ресурсы и критериям эффективности.

В нашей стране имеется успешный региональный опыт применения САПСЭР, которая включает такие модели, как балансовую, нелинейную динамическую, прогнозирования и анализа отраслевой структуры, прогнозирования эффективности региональной экономики. Рассмотрим подробнее эти модели.

Балансовая модель многоотраслевой региональной экономики включает нелинейные производственные функции отраслей, охватывает баланс основных фондов и трудовых ресурсов, предусматривает возможность формирования региональных фондов потребления и накопления не только в процессе внутрирегионального воспроизводства, но и путем ввоза и вывоза товаров внутрирегионального потребления, средств производства из других регионов.

Модель анализа отраслевой структуры регионального комплекса использует -ся для исследования скорости структурных изменений, а также определения влияния структурных сдвигов на эффективность производства. Модель анализа эффективности регионального производства включает определение обобщающего показателя эффективности регионального производства, динамику показателя «норма замены» трудовых ресурсов производственными фондами.

Специалисты выделяют следующие модули программного аппарата по этим моделям: расчет параметров производственных функций и трендов, статистических критериев; прогнозирование и распределение трудовых ресурсов и капитальных вложений между отраслями по годам прогнозируемого периода; прогнозирование валовой продукции отраслей и региона в целом, балансов производственных фондов отраслей; прогнозирование сальдо вывоза-ввоза продукции региональной экономики; прогнозирование чистого продукта и чистого дохода (прибыли) отраслей, национального дохода региона; расчеты различных индексов для анализа отраслевой структуры и интенсивности структурных сдвигов; расчеты показателей, характеризующих НТП, эффективность регионального производства и др. Основными показателями, используемыми в расчетах, являются валовый выпуск по секторам материального производства, стоимость основных производственных фондов (ОПФ), численность промышленно-производственного персонала по секторам, численность населения, матрица коэффициентов прямых материальных и фондообразующих затрат, показатели ввода и вывода ОПФ, личное и общественное потребление, а также капитальные вложения по годам ретроспективного и прогнозного периода [1].

Для анализа и прогнозирования развития региона целесообразно использовать Интегрированную систему макроэкономического анализа и прогнозирования отраслевого и регионального развития (ИСПР), которая исследует все основные экономические показатели не отдельными блоками, а одновременно всю их совокупность в органической взаимосвязи и взаимообусловленности. Схематично эту систему можно представить в виде трех взаимосвязанных блоков. Первый блок — воспроизводственный, объединяющий совокупность экономических показателей, характеризующих взаимозависимость между категориями производство, материальные затраты, потребление и накопление, валовый внутренний продукт, национальный доход, трудовые ресурсы. Второй блок- инвестиционно-фондовый-включает взаимоувязанную систему показателей, характеризующих отраслевую структуру и количественные характеристики основных производственных фондов, источники образования капитальных вложений, объем и структуру инвестиционного спроса при вариантных параметрах объемов и структуры производства и непроизводственной сферы. Используя систему показателей третьего блока, определяют межотраслевые и межрегиональные пропорции развития, включающие совокупный спрос на продукцию отрасли в самом регионе, возможные объемы ввоза и вывоза продукции отрасли с учетом возможностей внешнего по отношению к данному региону рынка.

В качестве критерия оптимальности при решении задачи оптимизации отраслевой структуры в регионе принимается национальный доход или ВВП, созданный в сфере материального производства. Дифференцированными показателями эффективности отрасли являются трудо-, фондо-, материалоемкость производства, причем трудо- и фондоемкость рассчитываются в самой системе с учетом влияющих на их величину факторов.

Решение оптимизационной задачи в ИСПР позволяет получить не только широкий спектр дополнительных качественных характеристик экономики региона, но и более достоверные количественные параметры совокупности всех взаимосвязанных показателей, что, в свою очередь, позволит определить приоритеты размещения отраслей в регионе.

В развитии региона важное значение имеет такой ресурс многоцелевого назначения, как инвестиции в основной капитал, поэтому в ИСПР проводится комплексный анализ и прогноз источников образования и направлений использования капитальных вложений во взаимосвязи с объемом и структурой производства, а также рассчитываются возможные параметры развития социально-экономической системы региона при использовании внешних по отношению к региону инвестиций в соответствии с выбранной стратегией развития. В процессе решения оптимизационной задачи рассчитывается объем регионального спроса на агрегированную продукцию отрасли, в том числе на производственные и непроизводственные нужды, возможный объем вывоза и требуемый объем ввоза по каждому из задаваемых сценариев развития региона.

Важное значение имеет оценка рыночной ситуации, то есть спроса и предложения на продукцию отдельно взятой отрасли в разных регионах и от -раслевой структуры спроса и предложения в каждом отдельно взятом регионе. Поскольку показатель объема продукции отрасли является агрегированным и во многих случаях неоднородным показателем, на практике появляется необходимость выделения из изучаемой отрасли отдельных подотраслей, задаваемых в ИСПР как самостоятельные отрасли, то есть появляется возможность выделения только тех подотраслей, развитие которых принципиально важно для данного региона.

В тех условиях, когда изменение политической и экономической ситуации меняет управляющие параметры, а следовательно, и всю систему взаимосвязанных прогнозируемых показателей, важно определить диапазон устойчивости экономической системы при изменении внешних факторов, выявить и оценить критические ситуации, которые могут возникнуть в регионе, и обозначить возможные пути их преодоления. Использование ИСПР в оптимизационном режиме позволит рассматривать множество сценариев и вариантов в диапазоне допустимых отклонений по каждому региону и отрасли, оценивать влияние изменение того или иного параметра развития конкретной отрасли региона на территориальную и отраслевую структуру, а также всю интегрированную совокупность макроэкономических показателей в других регионах и по каждому региону отдельно.

Развитие экономической самостоятельности регионов, усиление рыночных отношений между ними предполагают уточнение сложившихся подходов к развитию и размещению производительных сил, поскольку решение оптимизационной задачи по отдельно взятому региону даст возможность определить наиболее выгодную для региона структуру экономики, однако не позволяет видеть его развитие в более широком рыночном пространстве, не дает возможность проанализировать возможные экономические связи с другими регионами, дать оценку их эффективности. В то же время использование межрегиональной оптимизационной задачи позволит найти оптимальную для данного рыночного пространства регионально-отраслевую структуру экономики, но не учитывая при этом интересы отдельных регионов.

Оптимальная территориально-отраслевая структура, приемлемая для взаимовыгодных межрегиональных экономических отношений, может быть найдена в рамках тех дополнительных ограничений, которые могут быть определены каждым субъектом Федерации, например, введение регионом ограничений на вывоз и ввоз продукции отрасли, на межрегиональный переток рабочей силы или инвестиционных ресурсов. Таким образом, применение ИСПР позволит осуществлять широкий спектр вариантных аналитических и прогнозных расчетов в оперативном режиме по всей интегрированной совокупности экономических показателей.

_Литература_

1. Самофалова Е.Ф. Государственное регулирование национальной экономики: учеб. пособие/Е.В. Самофалова,Э.Н. Кузьбожев, Ю.В. Вертакова; под ред. д.э.н., проф. Э.Н. Кузьбожева, 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2006.

2. Суспицин С.А. Методология изменений устойчивых трансформаций социально-экономического пространства//Регион: Экономика и социология. 2009 №2. - С. 179-183.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.