сентябрь 2015 г.
Выпуск 38(54)
БУДУЩЕЕ ОТНОШЕНИЙ РОССИЯ - ЕС: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Юрий Борко,
профессор, Почетный президент АЕВИС, главный научный сотрудник Института Европы РАН
По состоянию на середину 2015 г. отношения Россия - ЕС находятся в наихудшем виде за всю их историю. Официальные политические контакты заблокированы, если не считать деятельности их представительств, соответственно, в Брюсселе и Москве, а также сотрудничества в рамках «шестерки» на переговорах по ядерным вопросам с Ираном. Евросоюз фактически взаимодействует с Россией и в формате «нормандской четверки», но Германия и Франция, представляющие его интересы, официального мандата Еврокомиссии не имеют.
Не лучше, а скорее хуже отношения в сфере экономики. В сущности, ЕС и Россия второй год находятся в состоянии экономической войны. Некоторые данные о негативном воздействии санкций на их экономику приведены выше. Россия пострадала намного больше, но и европейские страны понесли огромные потери. По расчетам Австрийского института экономических исследований, в ближайшие годы они могут составить примерно 100 млрд евро и 2 млн утраченных рабочих мест. Темпы роста немецкой экономики замедлятся на 1%. Италия потеряет более 200 тыс. рабочих мест и 0,9% роста ВВП, Франция - почти 150 тыс. рабочих мест и 0,5%1. Тем не менее ЕС продлил санкции до января 2016 г. и наверняка продлит их до августа, когда завершится действие пролонгированных на год российских контрсанкций. Предпринимательские организации ряда стран ЕС, таких как Германия, Франция, Италия, Финляндия, Болгария и ряд других, открыто высказали негативное отношение к санкциям. Однако они тут же заявляют, что санкции - это дело «высокой политики», и они будут следовать принятым политическим решениям. Завершают эту картину полная утрата взаимного доверия в «верхах» и антироссийские настроения в «низах» - там, антиевропейские, антизападные - здесь.
Несмотря на все это вопрос о перспективах отношений ЕС - Россия уже несколько месяцев обсуждается в Москве, Брюсселе, столицах государств Евросоюза. Очевидно, что даже при благополучном исходе кризиса в Украине к прежним отношениям ЕС и Россия не вернутся. Тем не менее существуют жизненно важные для обеих сторон проблемы, где их сотрудничество является императивным.
Это прежде всего сфера безопасности. В настоящее время Россия и ЕС (при участии НАТО) заняты нара-
1 http://www.tvc.ru/news/show/id/70786
щиванием военного потенциала собственной безопасности. Но в целом европейская безопасность может быть обеспечена только их совместными усилиями. Такая система была создана и функционировала в условиях холодной войны (Хельсинкский акт, создание ОБСЕ, советско-американские соглашения в области стратегических ракетно-ядерных сил, «меры доверия»). После ее завершения эта система постепенно деградировала, а в 2014 г. фактически перестала существовать. Воссоздавать ее предстоит сообща. Но теперь европейская безопасность в еще большей степени, чем в прошлом веке, связана с глобальной безопасностью, вызов которой брошен исламским фундаментализмом и международным терроризмом. Это смертельная угроза на весь XXI век, одинаково для России, Евросоюза и Запада в целом. Это для них вопрос: «быть или не быть», - и достойно ответить на него они могут только объединением всех сил и ресурсов.
Россия и ЕС не вернутся к прежним отношениям и в сфере экономики. Радикально пересмотрен подход к этим отношениям. Если раньше высокая степень экономической взаимозависимости рассматривалась как одна из основ стратегического партнерства, то теперь это воспринимается как угроза экономической безопасности. Усилия Евросоюза направлены, прежде всего, на максимальное ослабление энергетической зависимости от России, особенно в импорте газа. Москва считает важнейшей задачей диверсификацию экономических связей с внешним миром и существенное уменьшение удельного веса ЕС в ее торговле, державшегося в течение многих лет на уровне 50% ее стоимости. С началом «войны санкций» провозглашен курс на импортозаме-щение. Для решения этих задач и Евросоюзу и России потребуется немало времени. Так что в перспективе 1520 лет они останутся взаимозависимыми и заинтересованными друг в друге экономическими партнерами.
При наличии объективной потребности в разблокировании созданных за 20 лет механизмов диалога и сотрудничества России и ЕС сигналов, свидетельствующих о готовности Брюсселя и Москвы возобновить их действие, пока нет. Этому препятствует крайне неопределенная ситуация в зоне конфликта и в целом по Украине. Неопределенная в том, сумеют ли Киев и руководство ДНР и ЛНР прийти к приемлемому компромиссу, или возобновятся военные действия. Неопределенная в том, сумеют ли политические силы, пришедшие к власти после свержения В. Януковича, справиться с экономическим и политическим кризи-
Выпуск 38(54)
сентябрь 2015 г.
сом, или Украину ждут новые Майданы с непрогнозируемыми последствиями вплоть до ее распада. Наконец, если не решающим, то важнейшим фактором, усугубляющим эту неопределенность, является отсутствие ясности в истинных целях украинской политики российского руководства и персонально президента В. Путина. Остается ли этой целью осуществление плана «Новороссия»», или он отставлен из-за его нереальности, и акцент в российской политике перенесен на выполнение Минских договоренностей? Возможно, четкого ответа на данный вопрос в Москве нет, и для нее предпочтительнее сохранение ситуации неопределенности, пока его не подскажет сам ход событий.
При наихудшем сценарии развития событий (возобновление масштабной войны с растущим участием в них России и / или смена власти в Украине) прогнозировать будущее бессмысленно. Если же вялотекущий процесс политического урегулирования принесет первые заметные результаты, возникнет перспектива нормализации отношений между ЕС и Россией.
Отношения Россия - ЕС придется выстраивать заново, и стратегически и в практике взаимодействия в конкретных областях экономики и политики, где это необходимо, целесообразно и обоюдовыгодно. Процесс нормализации начнется с практических дел, и первым шагом к этому будет полная или сначала частичная отмена санкций. Сделать это будет непросто, особенно Евросоюзу, где решение об их отмене должно быть принято консенсусом 28 его участников, резко отличающихся в своих подходах к отношениям с Россией. Ближайшей удобной датой одновременного снятия/смягчения санкций мог бы стать август 2016 г., когда закончится срок действия годичных санкций России и продленный еще на полгода срок действия санкций ЕС. Что возьмет верх - прагматика экономических интересов или политическое противостояние - предсказать невозможно.
Пространство практического сотрудничества очень широко: внешняя торговля, инвестиции, промышленная кооперация, энергетика, научно-технические проекты, приграничное сотрудничество, окружающая среда, образование, визовый режим, туризм, а также совместные действия в целях обеспечения внутренней безопасности. Но это не будет возвращением к прошлому, и прежде всего в главной сфере их экономических отношений -взаимной торговле. В первой половине 2015 г. доля ЕС во внешней торговле России снизилась до 46,5% по сравнению с 49,5% за тот же период 2014 г. Эта тенденция наверняка усилится в следующем, «санкционном»», году, и скорее всего, сохранится после отмены санкций. ЕС, вероятно, не отменит запрет на экспорт в Россию промышленной продукции двойного назначения. Та же тенденция проявится и в динамике прямых иностранных инвестиций в российскую экономику. Западноевропейские инвесторы вернутся в Россию, но доминировать, как это было в предыдущие 20 лет (70-75% общего объема ПИИ), они уже не будут. Как шагреневая кожа, будет сужаться энергетическое сотрудничество. Курс на сокращение зависимости от импорта российских энергоресурсов, особенно газа, был взят Евросоюзом во второй половине 2000-х годов. В 2014 г. Брюссель пред-
принял новые усилия в этом направлении, фактически сорвав строительство газопровода «Южный поток». Неясна судьба нескольких проектов приграничного сотрудничества с участием России и пяти стран ЕС -Польши, Литвы, Латвии, Эстонии и Финляндии. Вместе с тем сотрудничество в противодействии нелегальной миграции, транснациональной преступности и особенно международному терроризму, главным мотором которого являются организации исламских фундаменталистов, вероятно, будет развиваться более интенсивно.
Что касается стратегии взаимоотношений между Евросоюзом и Россией, то ее сегодня нет. Концепция, лежавшая в основе Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС), ушла в прошлое. Ее ключевая идея -создание четырех общих пространств ЕС и России: экономического; свободы, безопасности и правосудия; внешней безопасности; науки, образования и культуры - оказалась миражом. Евросоюз и Россия воспринимают друг друга прежде всего как противников. В этих условиях продолжавшиеся более шести лет переговоры о новом базовом соглашении между ЕС и Россией взамен СПС, исчерпавшего свое действие в ноябре 2007 г., потеряли смысл. Официальных заявлений по этому поводу не было, но, похоже, обе стороны по-прежнему устраивает нынешний порядок ежегодного автоматического продления СПС, если ни одна из них не объявляет заранее, что она хочет прекратить его действие. Во всяком случае, этот документ в некоторых его частях, а также последующие конкретные соглашения служат правовой основой функционирования созданных в его рамках совместных институтов и взаимодействия в тех областях, которые были названы выше. Правовой базой такого взаимодействия являются также документы, принятые в международных организациях, членами которых являются ЕС и Россия, таких как ВТО, ОБСЕ, Совет Европы и т.д. Для прагматического сотрудничества этого более чем достаточно.
Новая совместная концепция будущих отношений России и ЕС невозможна в принципе. Что касается собственных концепций, определяющих их отношение друг к другу, то у Евросоюза ее нет; в Брюсселе объявлено, что в скором времени она будет разработана. Формально документа, определяющего стратегию России в отношении ЕС, тоже нет, но фактически она является частью новой геополитической концепции, которая изложена в ряде выступлений президента Путина.
Для Евросоюза камнем преткновения является значительный разброс взглядов на характер будущих отношений с Россией. По мнению Председателя Европейского совета Дональда Туска, «РФ не является для нас стратегическим партнером. Россия является нашей стратегической проблемой»1. Председатель Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер ответил на это: «Да, Россия - стратегическая проблема на данный момент. Я надеюсь, что завтра Россия станет
1 http://www.szona.org/zhan-klod-yunker-nazval-rossiyu-strategicheskoj-problemoj/#t20c
сентябрь 2015 г.
Выпуск 38(54)
вновь стратегическим партнером»1. Два высших иерарха Евросоюза сумеют выработать общую позицию. Свести воедино позиции всех государств-членов будет гораздо труднее. В группу сторонников «жесткого» подхода, видящих в России угрозу или страну, чужеродную европейской цивилизации, которую необходимо принуждать к соблюдению принятых в Европе принципов и норм, входят Великобритания, Польша, три балтийских государства и ряд других стран. В группу сторонников «мягкого» подхода входят Германия, Франция, Италия, Австрия, Венгрия и другие государства. Как правило, они имеют более широкие экономические связи с Россией и, естественно, несут наибольшие потери от санкций. Голосуя за их продление, они одновременно изыскивают возможности поддержания и развития экономического сотрудничества за пределами санкций. С этим связаны и возобновившиеся двусторонние встречи на высшем уровне (визиты В. Путина в Австрию, Венгрию, Италию, Финляндию; визиты в Москву глав правительств Греции и Италии). Если Брюссельская администрация ЕС выполнит свое намерение разработать стратегию Евросоюза по отношению к России, то на ее подготовку и согласование со всеми странами-участницами уйдет масса времени. Не исключено, что в окончательном виде это будет тщательно отполированный текст, содержащий много общих фраз и обходящий острые углы. В реальности же двусторонние отношения между Россией и государствами - членами ЕС будут развиваться в предстоящие годы гораздо интенсивнее, чем с Евросоюзом.
В России тоже есть альтернативные точки зрения. Либерально-демократическая оппозиция, критикующая внутреннюю и внешнюю политику президента и правительства, выступает за возвращение страны на путь партнерства с Евросоюзом и активное участие в строительстве «единой Европы». Но ее шансы победить на очередных парламентских и президентских выборах мизерны. Нынешнее руководство России объявило о радикальной смене геополитических и внешнеэкономических ориентиров еще до событий в Украине. Этот выбор был сделан лично президентом В. Путиным2. Идею активного участия в строительстве «единой Европы» заменила идея евразийской интеграции при лидирующей роли России и перемещения центра ее интересов в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Реально Москва приступила к реализации этого проекта сразу же после обострения отношений с ЕС и США. На протяжении последних полутора лет В. Путин неоднократно излагал причины и цели нового курса. Анализ его взглядов в задачи данной статьи не входит, а в кратчайшем виде они
1 http://www.szona.org/zhan-klod-yunker-nazval-rossiyu-strategicheskoj-problemoj/#t20c
2 В концепции внешней политики России, подписанной 28 июня 2000 г., подчеркивалось «ключевое значение» отношений с ЕС. В новой концепции, подписанной 12 февраля 2013 г., эта формула исчезла, говорится лишь о развитии сотрудничества с ЕС, и акцент сделан на смещении мирового потенциала силы и развития в Азиатско-Тихоокеанский регион. Оба документа подписаны В. Путиным.
сводятся к двум пунктам - обоснованию поворота России на Восток и новому подходу к отношениям с ЕС и Западом в целом.
Свою позицию по первому пункту российский президент сформулировал на Санкт-Петербургском форуме в мае 2015 г.: «Карта глобального экономического развития меняется буквально на глазах. Страны Азиатско-Тихоокеанского региона, такие как Китай, Япония, Южная Корея, государства АСЕАН, составляют четверть мировой экономики. В ближайшее десятилетие именно эти рынки будут основным источником роста мирового спроса на товары и услуги. При всех колебаниях, которые происходят в мире, и в политике, и в экономике, эта тенденция неизбежна. Логично, что вместе с партнерами по Евразийскому экономическому союзу мы стремимся наращивать связи со странами АТР, устранять барьеры в торговле и инвестициях»3. Помимо экономических аргументов, Москва рассматривает АТР как самостоятельный центр силы и влияния в современном мире, ставящий крест на попытках США построить «однополярный мир».
Практическим воплощением новой стратегии стали три международные акции, в каждой из которых Россия выступала инициатором или активнейшим участником. В мае 2014 г. Белоруссия, Казахстан и Россия подписали Договор о создании Евразийского экономического союза, вступивший в силу 1 января 2015 г. Вскоре к нему присоединились Армения и Кыргызстан. В мае 2014 г. состоялся визит председателя КНР Си Цзыньпиня в Москву, завершившийся договоренностями об экономическом сотрудничестве, самыми крупными за всю историю отношений между двумя странами. Китай рассматривается как потенциально первый экономический партнер и политический союзник России. В июле 2015 г. на саммитах ШОС и БРИКС были рассмотрены перспективы развития обеих организаций и приняты некоторые способст-
4
вующие этому конкретные решения .
Что касается будущих отношений с Евросоюзом, выступая на Санкт-Петербургском форуме в мае 2014 г., В. Путин заявил: «Европа - наш традиционный, важнейший торговый, экономический партнер. Мы искренне хотим, чтобы так было и впредь... Для этого призываем ЕС, европейские страны последовательно двигаться в сторону заключения нового базового соглашения о партнерстве и сотрудничестве России и ЕС»5. На пресс-конференции в Уфе (июль 2015 г.) он назвал объединенную Европу торгово-экономическим партнером «номер один». Однако вину за разрыв политических связей и свертывание торгово-экономического сотрудничества российский президент полностью возложил на Евросоюз, назвав его санкции неприемлемым инструментом политического давления. Но, пожалуй, наиболее ярко проявилось его неприятие политики ЕС и США по отношению к России в эмоциональной реплике на Санкт-Петербургском форуме в июне 2015 г. Отвечая на обвинения в агрессивности
3 http://www.kremlin.ru/catalog/keywords/82/events/49733
4 http://www.kremlin.ru/events/president/news/49909
5 Там же.
Выпуск 38(54)
сентябрь 2015 г.
ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ
России, он заявил: «Мы не ведем себя агрессивно - мы более настойчиво и последовательно начали отстаивать свои интересы. Мы долгое время, можно сказать -десятилетия, спокойно молчали и предлагали всякие элементы сотрудничества, но постепенно нас все отжимали, уже поджали к такой черте, за которую дальше мы не можем отступить»1. Это жесткое заявление -по сути, отповедь - трудно совместить с высказанным президентом искренним желанием и впредь видеть в Европе традиционного и важнейшего экономического партнера. И не разобраться, как соотносятся в этой тираде два мотива - «за Державу обидно» и личная обида президента на то, что его не признали «своим».
Но это - частность. А суть дела в том, что заявленный геополитический проект, в случае его успеха, может стать крупнейшим событием в истории России. Многие века она была обращена лицом на Запад. Российское государство возникло и сформировалось в Европе. С ней его объединяет родство религии, неразделимое пространство культуры и уходящие в древность хозяйственные связи. Вплоть до начала XX в. она проходила, пусть и с немалым опозданием, те же стадии экономического и социального развития. Теперь, согласно новой геополитической концепции, России предписано повернуться лицом к Востоку. Не спрашивая народ, общество. Не подвергнув этот проект тщательной, многократной экспертизе. Эта тема выходит за рамки данной статьи. Поэтому ограничимся лишь несколькими вопросами. Не будет ли Россия «чужаком» в Азиатско-Тихоокеанском регио-
не, где все страны, за исключением США, принадлежат к иным цивилизациям, иным религиям и выросшим из них культурам? И если в Европе Россия входила на равных в четверку крупнейших государств, то не затеряется ли она в окружении таких гигантов как США и Китай, превосходящей ее экономически Японии и явно обгоняющей ее Индии? Возместят ли экономические и политические эффекты участия России в ШОС ее потери, обусловленные свертыванием сотрудничества с Евросоюзом? Оправданы ли надежды Москвы на то, что БРИКС станет консолидированным содружеством, своего рода «Не-Западом», противостоящим Западу и его ядру - Евро-Атлантическому альянсу? Эти и другие подобные вопросы можно назвать риторическими, так как осуществление этого проекта находится в эмбриональной стадии. Отметим только, что пока скептиков среди экспертов намного больше, чем оптимистов.
Возможно, в середине следующего десятилетия мы сможем подвести первые итоги реализации новой геополитической стратегии. Учитывая персоналистский характер нашей политической системы, решающую роль президента в определении главных направлений политики, особенно внешней, и гарантированную победу В. Путина на очередных выборах, которые продлят его президентство до 2024 г., вряд ли можно усомниться в том, что продвижение в АТР будет высшим приоритетом его деятельности. Это означает, что курс на размежевание с Западом, с Евросоюзом будет продолжен во всех областях - политике, экономике и даже культуре. А дальше заглядывать не будем.
1 http://www.kremlin.ru/events/president/news/49733
РОССИЯ МЕЖДУ ЖЕЛАЕМЫМ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ
Владимир Чернега,
Чрезвычайный и Полномочный Посланник, ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН,
доктор юридических наук
Конфронтация между Россией и Западом по поводу Украины, движение России в сторону Азии вновь поставили вопрос о ее месте в системе международных координат. Мнения на сей счет в самой России и за рубежом очень варьируются - от «супердержавы», «региональной великой державы» до «угасающей державы». Хотя тот факт, что культурно-цивилизационно Россия в основном принадлежит к Европе, кажется общепризнанным, в последние годы в ней оживились сторонники «евразийских» концепций, восходящих корнями главным образом к послереволюционной
эмигрантской среде, которые делают акцент на «осо-бости» российской цивилизационной и государственно-политической модели. При этом, однако, практически никто не считает Россию азиатской державой.
Речь только на первый взгляд идет об умозрительных конструкциях. В действительности, между самоидентификацией России, тем как ее воспринимают другие участники международного сообщества, и практической политикой существует вполне субстантивная связь. Конечно, если рассматривать эту проблему через призму извечной дилеммы - «кто пер-