- 151
ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ЯПОНИИ
БУДДИЗМ ШКОЛЫ НИТИРЭН
СТРУКТУРА ОБЩЕСТВЕННО-РЕЛИГИОЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОКА-ГАККАЙ (С-Г) И МЕТОДЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ
Евгения Александровна АЛФЕРОВА, аспирантка Института истории ДВО РАН
В настоящее время буддизм школы Нитирэна Дайшонина1 проповедуется японской общественно религиозной организацией Сока-Гаккай. Она была основана в 1936 г. педагогом и философом Цунэсабуро Макигучи. Первоначально организация называлась Сока-Киоку-Гаккай — общество созидания педагогических ценностей, так как объединяла в своих рядах в основном педагогов и учителей. Но постепенно её членами становились люди самых разных профессий, и тогда организация поменяла название на Сока-Гаккай — общество созидания духовных ценностей. После кончины основателя и первого президента Сока-Гаккай Цунэсабуро Макигучи в тюрьме в 1944 г. его ученик и последователь Джосэй Тода стал преемником учителя и возглавлял организацию вплоть до своей смерти в 1958 г.
Сейчас Сока-Гаккай — одна из самых многочисленных и влиятельных общественно-религиозных организаций Японии, в ее рядах более 10 млн. членов. Она стала основой созданной в 1975 г. международной организации Сока-Гак-кай Интэрнэшнл (СГИ), имеющей самостоятельные отделения в 180 странах мира, включая США и Россию2. В России несколько отделений SGI: в Москве, Хабаровске, на Сахалине. Во Владивостоке тоже есть адепты...
Сока-Гаккай Интернэшнл в настоящее время представляет собой серьёзную силу в Японии. За относительно короткое время влияние учения Сока-Гак-кай распространилось среди довольно широких слоев населения. В некотором смысле оно — символ религиозных норм и религиозно-культурных традиций современной Японии, и на его примере можно проследить, как трансформируются и приспосабливаются древние восточные религии к условиям высокоразвитого индустриального общества.
Объектом поклонения (мандола или гохонзон) для членов организации являются деревянные дощечки с написанными на них именами Будд и боди-сатв. Формально гохонзон находится в храме Тайсэкидзи, главном храме школы Нитирэн. Гохонзон, графическое начертание которого принадлежит, по преданию, самому Нитирэну, считается обладающим чудодейственной силой. Если иметь при себе копию мандолы и произнести соответствующее заклинание, то это будет вернейшим способом обеспечить свое спасение, просветление и даже земное процветание. Сторонники организации произносят сокровенную фразу, сопровождая её пощелкиванием четок, с помощью которых фиксируется количество произнесённых заклинаний. Это своего рода кульминация ритуально-культового единства членов общества.
Вступление в Сока-Гаккай происходит достаточно просто. Новый член организации получает копию мандолы и таким образом зачисляется в члены общества. На этом ритуальная сторона деятельности общества заканчивается — ни радений, ни исступленных молитв, ни отдачи себя божеству или стремления слиться с ним в Сока-Гаккай, как и в других современных японских сектах, нет. В своих проявлениях это весьма светская и вполне земная «посюсторонняя» организация, ставящая своей целью объединить страждущих и сплотить их под знаменем утопической идеи «Всемирной нации». Идея считается основополагающей при рассмотрении проблем, связанных с будущим всего человечества. Осуществление принципа «одна нация на земле» мыслится лидерами Сока-Гаккай в форме некой всемирной федерации3, где всё человечество — одна нация, объединённая единственно «истинной» религией.
Предполагается, что, если всё человечество будет верить в буддизм школы Нитирэн, Сока-Гаккай станет курировать этот мир с главной целью — дать ему, человечеству, возможность пребывать в состоянии вечного и безоблачного мира и образовать государство «Всемирной нации», Центром его будет Япония, так как она страна-родоначальница этой религии. Дайсаку Икеда утверждает, что учение Сока-Гаккай выражает идею ненасилия в форме принципа «неприкосновенности достоинства человека», который предполагает отказ от любого применения силы, морального и психологического давления.
Сторонники и активисты организации очень настойчивы в стремлении обратить как можно больше людей в свою веру. Они ищут тех, кто споткнулся в жизни, кто не уверен в себе, кому не удалось достичь цели, кто попал в беду и т. п. В этом они, конечно, не оригинальны: любая религиозная группа обещает дать утешение страждущим.
Так или иначе, но в организацию тянутся многие, включая молодёжь, и в настоящее время Сока-Гаккай превратилась в мощное и влиятельное сообщество. Хотя внешне оно является религиозной организацией, однако на деле Сока-Гаккай сейчас уже серьёзная политическая и социально —культурная сила, которая чутко реагирует на быстро меняющиеся потребности и запросы общества. Одну программу она предлагает ищущей молодёжи, другую — стремящимся к спортивным успехам, третью — людям искусства, творческой интеллигенции, четвёртую — политикам...
Сока-Гаккай строго структурирована с соблюдением замещения по конкурсу должностей в системе централизованной иерархии. Любой член организации, сдав серьёзный экзамен, имеет шанс стать ассистентом; следующая степень — помощник преподавателя; далее — преподаватель, помощник доцента, доцент, помощник профессора, профессор. Невзирая на академическую терминологию, иерархия достаточно жестка. Вся власть сосредоточена в руках небольшой группы профессоров. Сока-Гаккай имеет собственную политическую партию Комэйто, располагающую в парламенте десятками депутатов. В настоящее время политическая и социальная активность организации направлена на борьбу за удовлетворение требований городского населения, за демократические преобразования и ориентирована на высшие идеалы мира, гуманизма, возрождения духа.
Сока-Гаккай основой своей организационной структуры считает не индивидуальное членство, а отдельную семью. Объясняется это тем, что, когда человек вступит в организацию, он сможет оказывать достаточно сильное влияние на членов своей семьи, чтобы побудить их последовать его примеру.
Возможно, в большинстве случаев таким проповедникам, действующим вне и внутри семьи, и удаётся обратить всю её в свою веру. Однако в рядах Сока-Гаккай много молодых людей и подростков, вступивших в организацию без согласия или ведома родителей. Тем не менее такой молодой человек рассматри-
вается как одна «семья». Поэтому очень сложно составить точное представление о количестве последователей Сока-Гаккай. Членство семьями, широко распространённое во многих религиозных сектах Японии, берёт, по-видимому, своё начало от системы «тёнайкай», одной из форм ассоциации соседей, существующей в японских городах4.
Структура Сока-Гаккай состоит из двух линий: «вертикальной» («татэсэн») и «горизонтальной» («ёкосэн»). «Вертикальная» линия, основанная на личной связи членов организации, независимой от их местожительства, является основной структурной линией Сока-Гаккай, по которой ведётся вовлечение новых членов в общество. Организационной единицей по этой линии является звено (куми), объединяющее около 10 семей. Вступивший в организацию сразу же присоединяется к звену завербовавшего его члена С-Г, и на звено ложится задача воспитания новичка. Семьи, входящие в это звено, помогают ему постигать догматы веры, знакомят с порядками, существующими в организации, и вовлекают его в активную деятельность Сока-Гаккай. Как уже отмечено, наряду с основной линией структурного построения организации «татэсэн» в С-Г имеется и линия объединения членов общества по территориальному признаку. Эта линия получила название «горизонтальной» («ёкосэн»), или системы блоков. На нижнем уровне этой системы стоят чё-бурокку (маленькие блоки), затем — бурокку (блоки) и наконец — самые крупные — сого-бурокку (объединённые блоки). Они входят в объединённые штабы, представляющие собой вершину организационной структуры по обеим линиям.
Во главе Сока-Гаккай стоит её президент Дайсаку Икеда. Дайсаку Икеда является третьим президентом общественно-религиозной организации Сока-Гаккай с 1960 г. Он уделяет большое внимание дипломатическим отношениям С-Г. С самого начала своего правления он начал путешествовать по миру, встречаться руководителями стран, учёными, художниками, простыми людьми. Уже издано много его книг-диалогов с разными известными людьми, в том числе в России с М.С. Горбачёвым (Моральные уроки XX века), с Чингизом Айтматовым (Ода величию духа) и т. д. В выступлениях Икеда обычно придерживается чёткого плана, и, как правило, в них всегда отражены три основные постоянные проблемы человечества. Вот их краткое толкование.
1. Насилие и войны. Мы живём в ядерный век. Ядерное оружие угрожает нам Армагеддоном — последней всеразрушающей ядерной войной. Сегодня мы не только верующим, но и всем людям, ставшим жертвами различных идеологий, каждая из которых маниакально утверждает верность лишь собственных представлений о справедливости, говорим о том, что нельзя уклониться от ответа на вопрос, поставленный убелённым сединами гуманистом Кадзуо Ватана-бэ: «Что станет с религией, если Земля будет разрушена? Некоторые могут выжить, но что будет делать религия в век, когда среди руин поднимутся лишь сильнейшие звероподобные?»
Большой интерес представляет концепция профессора Мюнхенского университета Эмиритуса Артура Кауфманна, который предлагает вместо войн во имя справедливости установить на планете мир, отвечающий справедливости. Профессор Кауфманн формулирует следующие шесть условий, необходимых для достижения мира, отвечающего справедливости:
а) принцип равенства, основываясь на базисной ценности человеческой жизни, этот принцип гарантирует равное уважение каждому человеку;
б) золотое правило, сформулированное в Библии — «Поступай в отношении других так, как ты хотел бы, чтобы они поступали в отношении тебя»;
в) категорический императив (проф. Кауфманн обращается здесь к знаменитому выражению Канта: «Максимой действий должно являться лишь то, что годится служить всеобщим законом»;
г) принцип честности;
д) принцип ответственности — следует действовать так, чтобы в результате этих действий не был нанесён вред человеческой жизни, окружающей среде;
е) принцип терпимости— даже если точка зрения вашего соседа не соответствует вашей собственной, вы обязаны её уважать5.
2. Экономическая эксплуатация и разрушение окружающей среды. В последнее время перед человечеством во всём своем огромном масштабе предстала новая угроза, связанная с кризисом среды обитания. Всё обостряющийся характер проблемы окружающей среды свидетельствует о том, что человечество ещё не сталкивалось со столь всеобъемлющей задачей, какой является необходимость сохранения планеты — невосполнимой и единственной. В этом плане, видимо, Японии следует предоставить другим странам её передовую технологию и достаточный капитал для сохранения среды обитания в Азии, поскольку Азиатский регион с его стремительными темпами индустриального развития всё больше превращается в самую загрязнённую часть мира.
«Я считаю, — говорит Дайсаку Икеда, — что пришло время, когда необходимо в срочном порядке приступить к самой существенной и основательной реформе ООН, а именно к созданию такой международной организации, которая бы отвечала задачам новой эпохи, была бы способна решать весь комплекс глобальных проблем. На память приходит проект реорганизации ООН, предложенный видным учёным Северной Европы в области исследования проблем мира доктором Иоханном Гартунгом. Суть его проекта состояла в том, чтобы разделить нынешнюю ООН на две палаты — нижнюю и верхнюю, при том в верхней палате сохранится нынешний принцип членства: одна страна — одно место, в то время как членство в нижней палате должно определяться, исходя из количества населения. Первую из названных двух организаций можно было бы назвать ООН по проблемам обеспечения безопасности, вторую же — ООН по проблемам среды обитания и развития»6.
2. Нравственно-моральный кризис общества. Очень важный аспект: душа человека. «Какими бы слабыми и малыми не казались нам пройденные шаги по пути самосовершенствования каждого индивидуума, каким бы тщетным и медленным не представлялся нам процесс его духовно-нравственного формирования, я не знаю другого, более надёжного способа, чем терпеливый и кропотливый труд воспитания настоящих личностей. А устранить современную угрозу выживанию человечества возможно только путём революционного преобразования в душе каждого индивидуума», — говорит Дайсаку Икеда в своём интервью газете «Литературная Украина».
Дайсаку Икеда придерживается идеи социального обновления посредством «революции в душе человека», которая способна изменить его личную судьбу, что приведет к изменению судьбы его семьи, а в конечном итоге — судьбы целого государства. Личная духовная революция заключается в изменении отношения к жизни, к самому себе. Дайсаку Икеда утверждает: «Очевидно, отныне всё будет зависеть от того, сможем ли мы (и каким образом) возродить в человеке и в обществе имманентную духовность, ту внутреннюю суть, которая и является отличием и свидетельством человечности. Независимо от характера общественной системы отныне важнейшей задачей цивилизации становится содействие ренессансу имманентно присущих человеку внутренних духовных сил, и мы намерены сделать всё от нас зависящее в этом направлении. Ведь ренессанс Сока — это и означает ренессанс тех самых внутренних факторов. (Прим. автора: два иероглифа, которыми записывается слово «Сока», входящее в название организации Сока-Гаккай означают понятие «первоначальные, исконные ценности».) Ведь если бы суть религии исчерпывалась доктринами и ритуалами, она
представляла бы собой лишь власть жёстких структур. Религия становится властью гибких структур и расцветает лишь тогда, когда, воспитывая человеческую душу, она содействует росту имманентной духовности. Я глубоко уверен, что именно в этом заключается квинтэссенция «религии и человека», за которую мы выступаем, именно в этом причина того, что буддийское учение святого Нити-рэна Дайшонина смогло превратиться в мировую религию».
Говоря о причинах успеха Сока-Гаккай, японисты отмечают, что буддизм школы Нитирэн относится к так называемым массовым «новым религиям», доступным для самого широкого круга людей благодаря чрезвычайной упрощённости толкования религиозных догм и обрядов, содержание которых увязывается с требованиями современной жизни. Буддизм в Сока-Гаккай обещает спасение не в потустороннем мире, а на этой земле и не в отдаленном будущем, а в пределах жизни человека. Сосредоточивая внимание на человеческой личности, на индивидууме, буддизм школы Нитирэн вселяет в верующих чувство собственного достоинства, чувство собственной значимости, незнакомое среднему японцу в период господства милитаризма и даже, я думаю, в настоящее время.
1 Нитирэн Дайшонин (1222—1282) — японский философ, исследователь буддизма и выдающийся религиозный деятель, основатель новой школы буддизма, названной позднее его именем.
Основополагающими компонентами учения Нитирэна стали непременные атрибуты религии: молитва (даймоку), икона (гохондзон) и обязательно вера. Адепт школы Нитирэн должен был просто поверить в магическую силу сакральной фразы «наму мёхо рэнгэ кё» и поклоняться гохондзону. Итак, новое течение в буддизме, представленное школой Нитирэн, относится к тому направлению мировой религии, которое провозглашает веру единственным путем достижения Нирваны.
Результат деятельности Нитирэна как буддийского мыслителя и патриарха новой буддийской школы заключался в создании универсальной доктрины: «три великих тайных закона», по мысли Нитирэна, являются средством спасения отдельного человека и государства. Однако хоть и не удалось Нитирэну даже частично осуществить свои замыслы, тем не менее доктрины Нитирэна и его деятельность, безусловно, оставили след в истории японского буддизма.
2 Дайсаку Икеда. Лекции по Сутре Лотоса. Токио, 1997. С. 28.
3 Державин И.К. Сока-Гаккай-Комейто. М., 1972. С. 49.
4 Территориально границы такой ассоциации совпадают с городской административной единицей «тёмэ», и её основной организационный принцип — присоединение семьями. Главная функция «тёнайкай» — это взаимопомощь соседей в самых широких сферах жизни.
5 Дайсаку Икеда. К ренессансу надежды и веры в сосуществование. Токио, 1994. С. 81.
6 Дайсаку Икеда. Там же. С. 118.
Summary: The article by E. Alfyorova, a post graduate student of the Institute of History, «Buddhism of Nichiren» deals with the structure of social-religious organization Soka-Hakkai and methods of attracting followers of Budhist school Nichiren. On the base of a considerable number of facts, the author shows serious influence of Soka-Hakkai International in Japan today.
ОТ РЕДАКЦИИ. Статьей Е. Алферовой завершается публикация статей молодых ученых Института истории ДВО РАН. Далее печатаются материалы, не имеющие отношения к рубрике «Творчество молодых ученых».
УТОЧНЕНИЕ
В журнале «Россия и АТР» №4 за 2002 г. начало третьего снизу абзаца на 134-й странице следует читать так: «Запад, стремясь изолировать Россию, готовит себе второй «Мюнхен». Доктор (и далее — по тексту).