Научная статья на тему 'Значение религиозного фактора в процессе партийного и политического строительства в Японии (на примере Сока-гаккай)'

Значение религиозного фактора в процессе партийного и политического строительства в Японии (на примере Сока-гаккай) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
509
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОКА-ГАККАЙ / НИТИРЭН / NICHIREN / НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ / NEW RELIGIOUS MOVEMENTS / SOKA-GAKKAI

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Нелюбин Павел Геннадьевич

Исследуется участие в процессе партийного и политического строительства в Японии организации светских буддистов Сока-гаккай, выросшей из ассоциации преподавателей-энтузиастов «Сока Кеику Гаккай», возникшей под воздействием учения школы буддизма Нитирэн.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIGNIFICANCE OF THE RELIGIOUS FACTOR IN THE PROCESS OF PARTY AND POLITICAL CONSTRUCTION IN JAPAN (AS AN EXAMPLE SOKA-GAKKAI)

The article includes exploration of involvement in the process of party and political construction in Japan by Buddhist secular organization called Soka Gakkai, which has grown from an association of enthusiastic teachers «Soka Gakkai Koiku» that was appeared because of the influence by teaching of Buddhist Nichiren school.

Текст научной работы на тему «Значение религиозного фактора в процессе партийного и политического строительства в Японии (на примере Сока-гаккай)»

УДК 329.3

Нелюбин Павел Геннадьевич

магистрант I курса Института истории, гуманитарного и социального

образования

Новосибирский государственный педагогический университет Новосибирск, Россия, e-mail: new-wirgil@yandex.ru

ЗНАЧЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ФАКТОРА В ПРОЦЕССЕ ПАРТИЙНОГО И ПОЛИТИЧЕСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В ЯПОНИИ (НА ПРИМЕРЕ

СОКА-ГАККАЙ)

Pavel G. Nelyubin

master first-year of Institute of History, Humanities and Social Education

Novosibirsk State Pedagogical University Novosibirsk, Russia, e-mail: new-wirgil@yandex.ru

SIGNIFICANCE OF THE RELIGIOUS FACTOR IN THE PROCESS OF PARTY AND POLITICAL CONSTRUCTION IN JAPAN (AS AN EXAMPLE SOKA-GAKKAI)

Аннотация. Исследуется участие в процессе партийного и политического строительства в Японии организации светских буддистов Сока-гаккай, выросшей из ассоциации преподавателей-энтузиастов «Сока Кеику Гаккай», возникшей под воздействием учения школы буддизма Нитирэн.

Ключевые слова: Сока-гаккай, Нитирэн, новые религиозные движения.

Abstract. The article includes exploration of involvement in the process of party and political construction in Japan by Buddhist secular organization called Soka Gakkai, which has grown from an association of enthusiastic teachers «Soka Gakkai Koiku» that was appeared because of the influence by teaching of Buddhist Nichiren school.

Keywords: Soka-Gakkai, Nichiren, new religious movements.

В процессе партийного и политического строительства в Японии особый интерес вызывает участие так называемых новых религиозных движений, одним из которых является организация буддистов Сока-гаккай.

Основателем Сока-гаккай был школьный учитель Макигути Цунэсабуро (1871-1944), взявший в качестве идейной основы своего движения учение буддийского религиозного деятеля Нитирэна (1222-1282). Последнее возникло в условиях глубокого социально-политического и духовного кризиса японского

© Нелюбин П.Г., 2017

общества периода Камакура, когда традиционная аристократия была отстранена от власти поднимающимся военным сословием. Буддисты стали говорить о наступлении эпохи маппо, времени «Конца Закона Дхармы», за которым следует гибель мира [5, с. 190].

Нитирэн был явно негативно настроен как к другим буддистским школам, так и к правительству. Он призывал запретить деятельность других школ буддизма на территории Японии и, более того, уничтожать приверженцев этих школ. Подобного отношения к другим религиозным течениям сторонники школы Нитирэн придерживались и в более позднее время. Так, Като Киемаса (1561-1611), самурайский полководец и дайме, служивший второму из трех феодальных правителей Японии конца XVI в., Тоетоми Хидэеси, способствовал процветанию Нитирэн, построив немало храмов этой школы в своих владениях. Он был одним из первых японских дайме, кто организовал жестокие преследования христиан в своих владениях. В битве при Хондо он приказал своим людям разрезать животы беременным женщинам-христианкам и отрубать головы их нерожденным детям [3, с. 224].

Нитирэн требовал от своих последователей безоговорочно верить в спасительную силу Сутры лотоса Благого Закона. Приверженцам данной школы буддизма было необходимо как можно чаще (до 1000 раз в день) повторять лозунг, придуманный учителем «Намумехорэнгэке» («Слава Сутре лотоса Благого Закона»), таким образом предполагалось достижение ими высшей мудрости и реализации заключенной в каждом человеке природы Будды. Культ Сутры лотоса должен был стать государственной идеологией, а школа Нитирэн - главной политической силой страны. Последние годы своей жизни Нитирэн провел на горе Минобу, где и был похоронен.

В 1912 г. в Японии появилась секта Нитирэн-сесю, которая провозгласила своего учителя Буддой Вайрочаной. Приверженцы данной секты все так же в духе Нитирэна отвергали другие буддистские учения, считая их ложными. Однако никаких активных действий против правительства они не предпринимали.

В 1930 г. Микинути Цунэсабуро, вдохновленный учением школы Нитирэн, создал организацию под названием Сока кеику-гаккай. Главной целью данной организации было внедрение учения Нитирэн в японское общество. Во время Второй мировой войны члены Сока кеику-гаккай подверглись репрессиям за то, что открыто выступали против войны. Многие члены организации были заключены в тюрьму, в том числе и Микинути Цунэсабуро, который умер в тюрьме в 1944 г.

Сока-гаккай возродилась в 1947 г. преемником Микинути по имени Тода Дзесэй. Он, как и многие члены организации, был посажен в тюрьму, но выжил и освободился в июле 1945 г. В 1951 г. Тода Дзесэй стал вторым президентом Сока-гаккай. При его управлении организация резко переориентировалась. Тогда как ранее она была скорее общественной организацией, стремившейся к развитию исследовательской и образовательной деятельности, теперь она стала организацией политического толка, стремившейся во всем следовать учению школы Нитирэн. Со стороны организации наблюдались весьма агрессивное поведение и поддержка военных, что в свою очередь спровоцировало негативное отношение к ней со стороны демократических сил.

В 1960 г. третьим президентом Сока-гаккай стал Икэда Дайсаку, который также являлся учеником Микинути. Он придерживался политики расширения Сока-гаккай не только внутри, но и за пределами Японии, под его руководством продолжалась пропаганда нетерпимого отношения к другим школам буддизма в духе учения Нитирэна. Под руководством Икэда со временем произошла переориентация деятельности Сока-гаккай с агрессивной политики на культурную и образовательную деятельность. В своих работах Икэда указывал на то, что связь «учитель - ученик» в Сока-гаккай должна быть такой же, как отношения между Нитирэном и его соратниками. Так Икэда все больше утверждал себя в глазах общественности как великий лидер и наставник, служащий распространению учения школы Нитирэн во всем мире, несмотря на скептическое отношение к нему японской прессы и интеллектуалов. В 1975 г. была основана международная организация

«Сока-гаккай Интернэшнл», представители и члены которой присутствовали в более чем 192 странах и территориях мира. Сока-гаккай Интернэшнл получила статус неправительственного члена Организации Объединенных Наций в начале 1990 г.

В трудах Икэды удовлетворение материальных потребностей (рияку -польза, выгода) определяется в качестве одной из трех главных ценностей: двумя другими стали удовлетворение духовных потребностей и желание разделить собственное благополучие с другими [4, с. 268]. Упор на обретение благ не был изобретением Икэды. Сам Нитирэн считал материальную выгоду «воздаянием за веру в этой жизни» [1, с. 310].

Многие исследователи считают, что практицизм и прагматизм, преобладание конкретного над абстрактным являются важными чертами японского национального характера. Видимо, это обстоятельство во многом определило массовость Сока-гаккай: в середине 1980-х гг. в ней состояли свыше 17 млн чел. [6, с. 308].

Важнейшей инициативой Икэды явилось создание в 1964 г. партии Комэйто (Партия чистой политики). Безусловно, программа партии Комэйто была основана на учении Сока-гаккай. Партия объявила своей целью создание государства буддийской демократии, при этом необходимо отметить, что любой другой буддизм, кроме буддизма школы Нитирэн, партия отвергала.

В 1990 г. Сока-гаккай вступила в конфликт со школой Нитирэн, что привело к исключению из религиозной организации всех ее членов. До конфликта обе структуры находились во взаимовыгодных отношениях. Школа Нитирэн охраняла доктринальную и ритуальную ортодоксию, а Сока-гаккай занималась пропагандой учения, сбором средств на храмы, культурной и политической деятельностью. Конфликт окончился фактической победой Сока-гаккай, которая сумела переманить на свою сторону большинство адептов, однако завладеть главной святыней - гоходзоном, написанным самими Нитирэном, не удалось. Проблема была решена, когда Сока-гаккай получила в пользование гоходзон, написанный 26-м патриархом школы Нитирэн, Ничикан Сенином.

Как и у большинства необуддийских движений Японии, в доктрине Сока-гаккай присутствуют синтоистские элементы и принципы конфуцианской морали, являющиеся неотъемлемыми чертами японского менталитета.

Партия Комэйто на данный момент играет значительную роль в политике Японии. Придерживаясь правоцентристских взглядов, партия пропагандирует буддизм школы Нитирэн. В настоящее время партия существует в результате слияния прежней партии Комэйто и партии Нового мира, которое произошло в 1998 г. Основным лозунгом партии является: «Благо людей - цель политики». Комэйто взял курс на пацифизм и отказ от использования ядерного оружия. Таким образом, по мнению Комэйто, можно достичь «рассвета цивилизованного общества». С момента своего создания партия преуспела и практически сразу получила места в парламенте. На данный момент в Палате представителей партия имеет 31 депутата, а в Палате советников - 25 [2].

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что созданная организацией Сока-гаккай партия Комэйто представляет собой специфичное явление в японской политической жизни. Появление в японском парламенте партии, фактически основанной новым религиозным движением, является уникальным прецедентом. Не отрицая своей тесной связи с Сока-гаккай партия является весьма редким феноменом политического буддизма. На примере развития и действий Сока-гаккай можно четко проследить значение религиозного фактора в процессе партийного и политического строительства в Японии.

Список литературы

1. Буддизм в Японии. М.: Наука, 1993. 704 с.

2. Желтов М.В. Япония: победа «партии войны», или «абэномика» в действии. ИнтерИзбирком (13 августа 2016). иКЬ:Ы*р:/^Ыгсот.сот/2016/08/14/япония-победа-партии-войны-или-абэ/ (дата обращения 28.11.2016).

3. Климов В.Ю. Правила Като Киемаса // Кюнеровский сборник: материалы восточноазиатских и юго-восточноазиатских исследований: этнография, фольклор, искусство, история, археология, музееведение, 2008-2010. Вып. 6. СПб., 2010. С. 221-240.

4. Луцкий А.Л. О некоторых мировоззренческих проблемах современной буддийской литературы Японии: критический анализ взглядов ДайсакуИкэды // Человек и мир в японской культуре. М.: Наука, 1985. С. 266-280.

5. Смертин Ю. С. Японский необуддизм: политическая практика и глобальный проект // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 8-1. С. 190-194.

6. Филиппов А.В. Религия и идеология в современной Японии: синкретизм и вариативность в исторической перспективе // Традиционные и новые религии в изменяющейся Евразии и Африке: история и современность. СПб.: Изд-во РХГА, 2011. С. 93-317.

УДК 94

Панкратова Алена Игоревна

студентка II курса исторического факультета

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет Пермь,

Россия, e-mail: pankratova_58@mail.ru

ТЕХНОЛОГИЯ КАК КОМПОНЕНТ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ ЯПОНЦЕВ В ПЕРИОД ЯПОНСКОГО «ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧУДА»

Alyona I. Pankratova

II year student of the faculty of History

Perm State Humanitarian Pedagogical University Perm, Russia, e-mail: pankratova_58@mail.ru

TECHNOLOGY AS A COMPONENT OF NATIONAL CONSCIOUSNESS OF THE JAPANESE IN THE PERIOD OF THE JAPANESE «ECONOMIC MIRACLE»

Аннотация. Поднимается проблема становления «технологии» неотъемлемой частью японской культуры и идентичности в период «японского экономического чуда». Проведена попытка разложения национального самосознания японцев на структурные компоненты и выявления места «технологии» в данной структуре. Определяется роль «технологии» в формировании национальной гордости японского народа в исследуемый период.

Ключевые слова: технологии, Япония, модернизация, самосознание, идентичность, гордость, японцы.

Abstract. In article the problem of formation of «technology» an integral part of the Japanese culture and identity in the period of «the Japanese economic miracle» rises. The attempt of decomposition of national consciousness of Japanese on structural components and identification of the place of «technology» in this structure is carried out. The role of «technology» in formation of national pride of the Japanese people during the studied period is defined.

Keywords: technologies, Japan, modernization, consciousness, identity, pride, Japanese.

© Пакратова А.И., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.