Научная статья на тему 'Школа буддизма Нитирэна'

Школа буддизма Нитирэна Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1046
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Россия и АТР
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

School of Buddhism Nicheren

The article «School of Buddhism Nichiren» by a probationer researcher of the Center of Japan Study of the Institute of History, Helen Alfyorova retraces the history of Buddhism in Japan. This history is compared with certain periods of sociopolitical and culturalspiritual development of the country. At the same time there are singled out five basic periods — in Kamakura epoch there were formed school of Buddhism «Nicheren», which the author tells about.

Текст научной работы на тему «Школа буддизма Нитирэна»

ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ЯПОНИИ

БУДДИЗМА НИТИРЭНА

Евгения Александровна АЛФЕРОВА, стажер-исследователь центра японоведения Института истории ДВО РАН

История буддизма в Японии традиционно соотносится с определенными периодами социально-политического и духовно-культурного развития страны. При этом выделяются буддизм эпохи Нара (710—794), буддизм эпохи Хэйан (794—1192), буддизм эпохи Камакура (1192—1333) и буддизм эпох Мурома-ти, Асикага (1378—1573), Токугава (1603—1867). Эта периодизация отражает этапы усвоения и японизации буддизма. Если для раннего нарского периода было характерно главным образом восприятие религиозного культа, приобретавшего при этом синтоистскую окраску, то хэйанскому буддизму присуще глубокое усвоение учений буддийских школ в самых разных сферах и прежде всего в художественном творчестве. С IX в. Япония вступила в период определенного духовного упадка, осложнения экономической ситуации. У многих людей появилась потребность поверить в будущее счастье, в рай, где настанет избавление от всех тягот земной жизни, где можно будет спастись от современной неустойчивости. В это время проповеди веры в Будду стали проповедями веры в будущий рай в отличие от традиционного буддизма, согласно догмам которого спастись могли только те, кто посвящал себя целиком религиозной практике. Да и вся деятельность традиционного буддизма была направлена на достижение выгод в современном мире. Это была государственная религия. Новые верования распространились среди простого народа во многом благодаря монаху Куя, который проповедовал амидаизм (1) в X в. и призывал постоянно молиться. В камакурский период японизация буддизма достигает своего пика, завершается процесс буддийской мысли, в том числе в такой отвлеченной сфере, как религиозная философия.

Государственный характер японского буддизма отчетливо проявился во время правления принца Сё:току Тайси (574—622). Под правительственным патронажем переписывались сутры, проводились их публичные чтения. «Конституция из 17 статей», где дается обоснование новой идеологической концепции. Гармония трактуется в «Конституции» как абсолютный порядок, закон, на котором зиждется мироздание и соответствующее ему иерархическое соположение «господина» и «подчиненного» В «Конституции» провозглашается естественность единой (абсолютной) власти, «господина» в рамках сообщества и таким образом утверждается идея централизованного государства, в котором «господин» уподобляется Небу. Высшей целью человеческого существования

ШКОЛА

является вера в буддийское учение, а также почитание трех сокровищ: Будда, Дхарма (2), Сангха (3).

Чуть позже, в VIII в., после возведения новой столицы— г. Нара, он становится центром японского буддизма. Политика властей в тот период была направлена, с одной стороны, на активное внедрение в общественное сознание буддизма как официальной идеологии, а с другой — на укрепление буддийской церкви как государственного института.

В дальнейшем причиной появления новых буддийских школ стал глубокий духовный кризис, поразивший японское общество в конце периода Хэйан. В XI—XII вв. деградирует аристократия — социальный слой, через который буддийская церковь в течение многих десятилетий влияла на государственную политику. Деградация аристократии сопровождалась упадком связанных с ней старых буддийских школ. Буддийская церковь погрязла в коррупции, происходила своеобразная секуляризация монашества.

Провозглашение буддийскими мыслителями «века конца Дхармы» (Маппо-дзидай) стало популярным как раз в конце хэйанского периода. По подсчетам буддийских ученых того времени, он должен был начаться в 1025 или 1052 г. В связи с нарастанием общественных катаклизмов представления о вступлении в этот «век» получали все большее распространение. Нестабильной обстановке в стране сопутствовало сложное международное положение. В XIII в., когда началась полоса монгольских завоеваний в Китае, на Дальнем Востоке, монголы не раз угрожали Японским островам и предпринимали попытки их захвата.

Создавшаяся ситуация снова подготовила почву для распространения в японском обществе новых учений. В эпоху Камакура сформировались три направления религиозно-философского буддизма — амидаизм, учение Нити-рэна, дзэн-буддизм (4).

С нашей точки зрения, особый интерес для исследования представляет учение Нитирэна, который предлагал спасение в этом мире и родоначальником которого явился именно он сам. Школа Нитирэна пропагандировала свои учения в качестве единственного средства преодоления кризиса в «век конца Дхармы» как панацею от всех бед. Это обстоятельство во многом объясняет веру Нитирэна и его последователей в свое предназначение спасителей Японии от несчастий.

Буддийское учение о неминуемом наступлении так называемого «века конца Дхармы», о котором говорил Нитирэн, объясняло причины возникновения кризисной обстановки в стране, так что религиозные и светские интеллектуалы расценивали упадок как явление закономерное. Считается, что Нити-рэн предсказал монгольское вторжение задолго до его начала. Когда он начал свою пропаганду Сутры Лотоса, в стране происходило много трагических событий. В 1257 г. было сильное землетрясение. В 1258 г. — пожары, тайфуны, эпидемии, засухи, наводнения, голод и т. д. Нитирэн, который считал, что это не случайно, исследовал буддийские сутры и пришел к выводу, что такие бедствия есть проявление так называемых «семи бедствий» (сити нан), указанных в сутрах. Пять из них, по его мнению, уже осуществились, осталось еще два — военные: внешнее вторжение и внутренние мятежи. А главной причиной всех бедствий он назвал распространение в стране других учений,

кроме Сутры Лотоса. Он обратился к военному правительству с призывом готовиться к военным бедствиям и предложил в качестве способа их избежать учить Сутру Лотоса. Но правительство не обратило внимания на предупреждение Нитирэна. В результате предсказания сбылись: в 1272 г. — вторжение монголов.

Монах Нитирэн создал единственную буддийскую школу, имевшую японское происхождение. Он поставил в центре веры Сутру Лотоса. Его школа так и называлась Секта Сутры Лотоса дивного (таинственного) закона. Сутра Лотоса являлась каноническим текстом, в котором основатель буддизма Гаутама учил, что все живое имеет возможность стать Буддой, и считал, что вера в Сутру Лотоса может защитить страну от внешних и внутренних врагов. Он также утверждал, что главное — это жизнь в сущем мире.

Нитирэн (1222—1282) родился в маленькой деревушке Коминато в уезде Тодзё провинции Ава на восточном побережье Японии. Его отец был управляющим сёэн (феодального поместья) или же своего рода старостой — кэнсю. Мелкие должностные лица в начале камакурского сёгуната обладали достаточно большой властью в приморских деревнях. Однако сам Нитирэн неоднократно писал о себе, что он «Дитя прибрежного чандалы» (5), т.е. как бы специально подчеркивал свое низкое социальное положение. Свое рождение в провинции Ава Нитирэн считал знамением: «Нитирэн — человек из провинции Ава. Та провинция — провинция, в которой пребывала Аматерасу-оками. Нитирэн также родился в той провинции, и это самое большое ему воздаяние» (6). В этих утверждениях Нитирэна проявляется его стремление утвердить над собой «кураторство» Аматерасу, главной богини японской религии — синто. Связь Нитирэна с Аматерасу, воплощением которой было солнце, закрепилось в его монашеском имени: Нитирэн — это «солнце — Лотос».

На монашескую стезю Нитирэн вступил в двенадцатилетнем возрасте, придя с родительского благословения в местный храм Киесуми-дэра, принадлежавший школе Тэндай. В 1239 г. молодой монах отправляется в Камакура, где проводит четыре года, обучаясь в местных храмах. Затем переезжает на гору Хиэй для более основательного изучения буддийских доктрин и получения монашеского «диплома». Период его учебы в центре тэндайского буддизма и поездок по храмам других школ окончился в начале 1253 г.

Основным итогом пятнадцатилетних странствий Нитирэна по различным буддийским монастырям стала закладка фундамента его мировоззрения. Уже в первом своем сочинении, написанном в 1242 г., Нитирэн подверг резкой критике проповедников амидаистской школы Дзёдо.

Изучение Тяньтайской (7) догматики, общение с монахами, знавшими историю объединения Тэндай и часто вспоминавшими расцвет школы во времена функционирования системы «монастырского правления», чтение сочинений Сайтё (первый патриарх школы Тэндай), деятельность которого предопределила этот расцвет, — все побуждало Нитирэна задумываться о реставрации былого величия школы. Однако в новых условиях не представлялось возможным возрождение школы. В конечном счете, вернувшись в 1253 г. в храм Киёсуми-дэра, Нитирэн выступил с публичной проповедью, в которой в самой резкой форме раскритиковал учения и деятельность амидаистских и дзенских школ и заявил, что в «век конца Дхармы» только откровения Будды Шакьяму-ни, запечатленные в Сутре о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы, являются совершенной истиной.

После выступления перед монахами Киёсуми-дэра Нитирэн был вынужден покинуть этот храм. Первым актом Нитирэна как родоначальника нового течения в японском буддизме явилось обращение в свою веру родителей и принятие монашеского имени — Нитирэн (до этого его звали Дзёсэбо). Будучи по существу изгнанным из монастыря, Нитирэн отправился в г. Камакура.

В конце 1253 г. у Нитирэна появился первый ученик и последователь по имени Никко, а с 1256 г. в г. Камакура стали проводиться регулярные съезды значительного числа монахов, во время которых их участники слушали проповеди Нитирэна и его толкование догматики различных школ. Основным методом привлечения Нитирэном новых адептов был метод «сякубуку». Сяку (ломать, сгибать) означает ломать заблуждения тех, кого одолевают мирские желания из-за незнания учения Будды. Буку (подчинять, повергать на землю) интерпретируется в смысле «громить плохих людей и плохие учения». Сякубу-ку противопоставляется методу «сёдзю» (дословно — ухватывать, брать), который подразумевает спасение посредством сострадания.

В отличие от других буддийских лидеров Нитирэн делал акцент на «сяку-буку», хотя именно метод «сёдзю», безусловно, был более буддийским по существу. Однако использование в буддизме сякубуку было оправданием резкой критики других учений и абсолютизации собственных взглядов. Агрессивность и нетерпимость Нитирэна нашли свое выражение как раз в «сякубуку». Сам он призывал к решительному пресечению деятельности почти всех современных ему школ — вплоть до физического уничтожения духовенства и искоренения их учений, следование которым стало якобы причиной несчастий, обрушившихся на Японию (8).

Нитирэновская школа, как и другие буддийские объединения того времени, состояла из духовенства и мирских адептов. Нитирэн не делал различий между монахами и мирянами, называя и тех и других учениками. Долгое время школа не имела собственных культовых центров, поэтому монахи, принявшие учение Нитирэна, оставались в своих храмах, часто скрывая свою причастность к новому учению. Среди адептов были и «вступившие на путь» (Нюдо), которые принимали обет выполнять заповеди, предписанные монахам, но оставались жить дома. Среди мирских приверженцев Нитирэна насчитывалось большое число женщин, остававшихся преданными учителю в самые тяжёлые моменты его жизни.

До 1260 г. деятельность Нитирэна заключалась в распространении нового учения. Первый шаг в реальную политику был им сделан в 1260 г., когда Нитирэн написал трактат «Рассуждения об установлении справедливости и спокойствия в стране» (Риссё анкоку рон), в котором заявил о необходимости запрещения деятельности других школ (например, амидаистской школы). Сначала правительство лояльно отнеслось к проповедям Нитирэна, однако после активизации пропаганды к нему были приняты репрессивные меры, его сослали на п-ов Идзу, где Нитирэн находился с 1261 по 1263 г.

В это время окончательно определяется отрицательное отношение Нити-рэна к четырем течениям японского буддизма, которые были представлены амидаистскими и дзэнскими школами, а также школами Рицу и Сингон. Нити-рэновское отношение к данным школам нашло отражение в следующих «четырех утверждениях», сформулированных в сочинении «Трактат об увещевании Хатимана» (Кангё Хатиман сё):

1. «Сингон ведёт страну к гибели» (9). С точки зрения Нитирэна, эта школа принижает значение Лотосовой Сутры, ставя на первое место Сутру о Великом Солнце.

2. «Моления Будде Амиде ведут в вечный ад» (10). Приверженцам ами-даистских школ суждено пребывать на самом нижнем кругу ада из-за непочтительного отношения к будде Шакьямуни.

3. «Дзэн — деяния небесных демонов» (11). Дзэн-буддисты принадлежат к «семейству демонов» потому, что отрицают истинность слов Шакьямуни, запечатленных в Лотосовой Сутре (12).

4. «Монахи школы Рицу связаны с государственными преступниками»

Осенью 1271 г. Нитирэн был арестован и осужден за «повторную злонамеренную клевету в адрес буддийской церкви» и приговорен к ссылке на остров Садо у северо-западного побережья Хонсю. Однако многие авторы биографий Нитирэна утверждают, что власти решили тайно расправиться с ним. Как говорит сам Нитирэн в «Описании различных видов поведения» (Сюдзю о-фуруман госё), через несколько часов после суда его привезли в Тацу-но-кути — пригород Камакура — на место, где отсекали головы преступникам. Когда приготовления к казни были закончены, над Тацу-но-кути с юго-востока на северо-запад пронесся ярчайший луч, ослепивший палача и конвой. У палача из рук выпал меч, а воины в страхе разбежались. Нитирэн якобы призывал их вернуться назад и отрубить ему голову, но никто не осмеливался к нему приблизиться. В итоге Нитирэна перевезли в дом самурая Хомма Рокуро, отвечавшего за высылку осужденного (14). После высылки на о-в Садо школа Нитирэна по существу была разгромлена, хотя некоторые его ученики не только не покинули учителя, но и пытались сделать все возможное для его освобождения, которого в конечном счете и добились.

После ссылки Нитирэн на короткое время приезжает в Камакура, где повторяет чиновникам слова о необходимости запрещения деятельности монахов враждебных ему школ. Однако, убедившись, что его рекомендации не будут выполнены, в мае 1274 г. навсегда покидает это место. Последние годы жизни он проводит на горе Минобу, где завершает разработку и систематизацию положений своего учения. В этот период он пишет огромное количество сочинений (трактатов и посланий ученикам).

Умер Нитирэн по дороге к горячим источникам. Тело его было кремировано, а прах захоронен на горе Минобу.

Результат деятельности Нитирэна как буддийского мыслителя и патриарха новой буддийской школы заключался в создании универсальной доктрины: «три великих тайных закона», по мысли Нитирэна, являются средством спасения отдельного человека и государства. Однако, хотя и не удалось Нити-рэну даже частично осуществить свои замыслы, тем не менее его доктрины, деятельность, безусловно, оставили след в истории японского буддизма.

Основополагающими компонентами учения Нитирэна стали непременные атрибуты религии: молитва (даймоку), икона (гохондзон) и обязательно — вера. Адепт школы Нитирэна должен был просто поверить в магическую силу сакральной фразы «наму мёхо рэнгэ кё» и поклоняться гохондзону. Итак, новое течение в буддизме, представленное школой Нитирэна, относится к тому направлению мировой религии, которое провозглашает веру единственным путем достижения нирваны.

В настоящее время буддизм школы Нитирэна Дайсёнина проповедуется общественно-религиозной организацией Сока-Гаккай. Она была основана в 1936 г. педагогом и философом Цунэсабуро Макигучи в тюрьме в 1944 г., его ученик и последователь Джосэй Тода возглавил организацию до 1958 г. В настоящее время Сока-Гаккай — одна из самых многочисленных и влиятельных общественно-религиозных организаций Японии. Она насчитывает в своих рядах более 10 млн. членов. На ее основе в 1975 г. была создана международная организация Сока-Гаккай Интэрнэшнл (SGI), имеющая самостоятельные отделения в 128 странах, включая США и Россию (15). В России несколько отделений SGI: в Москве, Хабаровске, на Сахалине. Во Владивостоке тоже есть адепты...

По-нашему мнению, буддизм школы Нитирэна Дайсёнина до сих пор популярен у его последователей, потому что дает шанс улучшить свою жизнь в этом мире. Интересно также и то, что Нитирэн пытался превратить свое учение в общегосударственную, т.е. в массовую религию. Он хотел опереться на широкие слои японского общества своего времени, однако уровень образования народа был очень низок, поэтому опора на «веру» была закономерным явлением становления Нитирэна как буддийского мыслителя.

1. Амидаизм — одно из трех основных направлений буддизма камакурского периода (амидаизм, нитирэнизм, дзэнизм). Учение этой секты проповедовало, что люди, читая молитвы и моля Будду о милосердии, могут вознестись в рай. При этом достаточно только произносить вслух имя «Амида Будда».

2. Дхарма — буддийское учение, закон Будды.

3. Сангха — монашеская община.

4. Дзэн-буддизм — школа в буддизме, объявляющая единственным способом познания истины сосредоточенное, самоуглубленное созерцание. В Японии эта школа распространена с XIII в., она стала одной из наиболее влиятельных. См.: Кожевников В.В. Очерк истории Японии XII— XVI вв. Владивосток, 1999. С. 101.

5. Чандала (санскр.) — неприкасаемый. Человек, принадлежащий к низшей касте в Индии.

6. Буддийская философия в средневековой Японии. Москва, 1998. С. 35.

7. Догматика секты Нитирэна основывается на «Сутре о Лотосе благого закона», одном из самых популярных буддийских текстов. В Японии этот текст стал каноном нескольких религиозных школ, в частности, созданной в 804 г. школы Тэндай, оказавшей большое влияние на взгляды Нитирэна. См.: Державин И.К. Сока-Гаккай-Комейто. М., 1972. С. 9.

8. Буддийская философия в средневековой ... С. 37.

9. Нитирэн Дайсёнин госё дзенсю. С. 585; The Writings of Nichiren Daishonin. Japan: SGI. 1999.

10. Нитирэн Дайсёнин ... С. 585.

11. Там же.

12. Буддийская философия в средневековой . С. 39.

13. Нитирэн Дайсёнин . С. 585.

14. Нитирэн Дайсёнин ... С. 913—914; Дайсаку Икеда. Лекции по Сутре Лотоса. Т. 2. Япония: сока Гаккай, 1999. С. 55.

SUMMARY. The article «School of Buddhism Nichiren» by a probationer-researcher of the Center of Japan Study of the Institute of History, Helen Alfyorova retraces the history of Buddhism in Japan. This history is compared with certain periods of socio-political and cultural-spiritual development of the country. At the same time there are singled out five basic periods — in Kamakura epoch there were formed school of Buddhism «Nicheren», which the author tells about.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.