Научная статья на тему 'БУБРИК Р. РЫНКИ РАБОВ В XIX В.: РАБОТОРГОВЛЯ В МАРОККО'

БУБРИК Р. РЫНКИ РАБОВ В XIX В.: РАБОТОРГОВЛЯ В МАРОККО Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
153
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ РАБСТВА / РЫНКИ РАБОВ В АФРИКЕ / РАБОТОРГОВЛЯ В МАРОККО В XIX В
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «БУБРИК Р. РЫНКИ РАБОВ В XIX В.: РАБОТОРГОВЛЯ В МАРОККО»

БУБРИК Р. РЫНКИ РАБОВ В XIX в.: РАБОТОРГОВЛЯ В МАРОККО.

BOUBRIK R. Nineteenth Century Slave Markets: The Moroccan Slave Trade // AlMuntaqa. - 2021. - Vol. 4, N 2. - P. 63-79. - URL: https://www.jstor.org/stable/48651944

Ключевые слова: история рабства; рынки рабов в Африке; работорговля в Марокко в XIX в.

Keywords: history of slavery; slave markets in Africa; the slave trade in Morocco in the 19 th century.

Для цитирования: Петрухина Д.В. [Реф.] // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 5: История. -Москва : ИНИОН РАН, 2022. - № 4. - С. 193-197. Реф. ст.: Boubrik R. Nineteenth Century Slave Markets: The Moroccan Slave Trade // AlMuntaqa. -2021. - Vol. 4, N 2. - P. 63-79.

Статья Рахала Бубрика, профессора Рабатского университета имени Мохаммеда V, посвящена проблеме работорговли, осуществлявшейся на территории Марокко в XIX в. В фокусе исследования автора лежит торговля черными рабами, захваченными в Западном Судане. Источниками для написания статьи послужили работы других исследователей указанной проблемы, а также записки и документы европейцев, посещавших Марокко в XIX в.

В начале автор четко разводит понятия «рабство» и «работорговля», приводя в доказательство наличие временного промежутка между запретом европейскими странами работорговли и отменой рабства как системы (с. 63).

Рабство как социальный институт существовало в странах Магриба со Средних веков, о чем свидетельствуют списки караванных товаров, среди которых числились и рабы. В большинстве этих стран рабство было отменено к середине XIX в., однако в Марокко оно сохранялось до начала XX в. В отличие от алжирцев

и египтян, марокканские рабовладельцы покупали рабов для местного пользования, а не для перепродажи их в Европу или Среднюю Азию.

Первые количественные исследования транссахарской работорговли предпринял американский ученый Р. Остин в 1980-х годах. Однако попытки провести анализ статистики по аналогии с трансатлантической торговлей рабами не удались из-за недостатка письменных источников. Марокканцы не сохранили никаких записей о торгах, и, в отличие от Северной Америки, работорговлей в Сахаре занимались не организованные компании, а частные лица. После запрета работорговли в европейских странах рабы исчезли и из описей караванных товаров. Единственными источниками статистических данных могли служить документы, оставленные европейскими торговцами, дипломатами и путешественниками. Такие записи часто отличаются преувеличениями или, напротив, недооценкой численности рабов, выставлявшихся на марокканских невольничьих рынках. Подсчет общего количества рабов сложен и по причине существования большого количества караванов, отправлявшихся в Марокко из десятка разных городов Западного Судана. В результате количественные оценки значительно отличаются в разных источниках.

В статье приводится сводная таблица приблизительной усредненной численности рабов, ввозимых в Марокко ежегодно в разные периоды времени начиная с 1700 г. Пик данного показателя пришелся на середину XIX в. и составил 4 тыс. человек. В другое время количество рабов варьировалось от 2,5 до 3 тыс. человек, и только к концу XIX в., по некоторым данным, оно упало до 500 человек (с. 67). Такое резкое сокращение численности рабов связано с упадком транссахарской работорговли после европейской колонизации Западного Судана в 1894 г. По мнению автора, количественный подход к исследованию работорговли и рабства в Марокко вызывает много вопросов из-за недостатка и малой достоверности источников. Кроме того, никакие «цифры не могут рассказать о личных трагедиях людей» (с. 65).

Центрами работорговли в Марокко были не только крупные города - Танжер, Рабат, Фес, Эс-Сувейра и Марракеш, но и небольшие поселения и даже деревни. В особенности это касалось

Реф. ст.: Бубрик Р. Рынки рабов в XIX в.: работорговля в Марокко

поселений вдоль южной границы страны, где располагались первые стоянки караванов и открывались начальные торги за рабов. Жизнь некоторых из таких деревень и оазисов полностью зависела от проходивших мимо караванов. В зависимости от города торговля рабами проходила один-три раза в неделю.

Крупнейший невольничий рынок Марокко был расположен в Марракеше, куда съезжались покупатели из других регионов страны. За редким исключением рабов продавали в специальных зданиях, а не через публичный аукцион под открытым небом. Описания процесса торгов не сохранилось, однако известно, что он регулировался строгими правилами. Работа невольничьего рынка курировалась «попечителем» - одним из главных работорговцев, который для непосредственной продажи рабов нанимал несколько посредников. Каждая сделка подтверждалась двумя присутствовавшими нотариусами и официальным представителем Махзена (королевского двора), собиравшим налоги. Продавец и покупатель подписывали составленный нотариусом договор, в котором содержались сведения о поле, возрасте, цвете кожи, физическом состоянии раба, а также пометки об отсутствии болезней и других недостатков. Указывались имена предыдущих хозяев и период пребывания у них раба. Условия возврата раба с проявившимся после покупки дефектом оговаривались заранее и регулировались юридическими документами.

Особым вопросом был статус порабощенного человека. Многие из привозимых рабов были «свободными мусульманами» (с. 73) до тех пор, пока не попали в плен в результате войны племен или похищения. Поскольку такие рабы часто требовали вернуть им свободу, по прибытии на территорию Марокко им выдавалось официальное свидетельство, подтверждающее статус раба, которое действовало и после их смерти. Таким образом закреплялось право хозяина на детей этих рабов и пресекались дальнейшие требования к освобождению.

В Марокко работорговля была тесно интегрирована в местную экономику и способствовала ее росту. Работорговцы заранее знали о предпочтениях «специальных клиентов» и отбирали подходящих рабов для закрытых торгов, остальные рабы выставлялись на открытых еженедельных рынках. Марокканцы держали

рабов в качестве домашней прислуги, садовников в оазисах или работников на фермах. Наибольшим спросом на рынке пользовались женщины с красивой внешностью и навыками приготовления пищи. Отдельными категориями рабов, которые не продавались на обычных невольничьих рынках, являлись девушки и девочки, которых часто продавали в наложницы к дворянам и богатым марокканцам, а также евнухи. Ради удовлетворения запросов взыскательных покупателей некоторые работорговцы перед продажей обучали девочек-рабынь музыке, пению и танцам.

Запрет работорговли в странах Европы имел огромные последствия для многовековой торговли между Северной Африкой и югом Сахары. В 1839 г. Великобритания провозгласила курс на искоренение рабства во всем мире. Тем не менее, несмотря на давление извне, султан Марокко отказался препятствовать работорговле, сославшись на религиозные законы и противодействие со стороны населения. В качестве компромисса он предложил закрыть публичные невольничьи рынки в приморских городах, где вели торговые дела европейцы (с. 75).

В то же время в интеллектуальной среде Марокко также появлялись противники рабства, среди которых выделялся историк Ахмад ибн Халид аль-Насири. Он считал неприемлемым для последователей ислама порабощение братьев по вере, свободных мусульман, и доказывал право всех людей на свободу. В защиту своей точки зрения он приводил цитаты из Корана и Сунны.

Во второй половине XIX в. давление на Марокко усилилось, но султан продолжал находить политические ходы, чтобы избежать прямого запрета работорговли. В частности, он разрешил беглым рабам, пришедшим в Махзен в поисках убежища, не возвращаться к хозяевам, которым султан обещал выплатить соответствующую компенсацию. Однако этот шаг был только прикрытием для опосредованной покупки рабов для армии Махзена.

В 1905 г. султан официально запретил публичные невольничьи рынки в приморских городах, но рынки в пустыне и внутренних районах страны продолжали свою работу. Установление французского протектората в 1912 г. положило конец открытой работорговле, тем не менее подпольно она сохранялась под покровительством Махзена.

Реф. ст. : Бубрик Р. Рынки рабов в XIX в. : работорговля в Марокко

В заключение автор статьи делает вывод, что окончательный отказ Марокко от рабства и работорговли стал результатом социальных трансформаций и развития общества на протяжении XX в. Сегодня Марокко - современное государство, Конституция которого гарантирует равенство всех граждан.

Д.В. Петрухина*

Петрухина Дарья Валерьевна - научный сотрудник отдела истории Института научной информации по общественным наукам РАН (ИНИОН РАН). E-mail: darkamercante@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.