Научная статья на тему 'Британская модель контртеррористической деятельности'

Британская модель контртеррористической деятельности Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
648
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВИТЕЛЬСТВО СЕВЕРНОЙ ИРЛАНДИИ / ТЕРРОРИЗМ / ТЕРАКТ / ЮНИОНИСТСКИЕ ГРУППЫ / КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИРЛАНДСКАЯ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ АРМИЯ / IRISH REPUBLICAN ARMY (IRA) / GOVERNMENT OF THE NORTHERN IRELAND / TERRORISM / ACT OF TERROR / UNIONIST GROUPS / COUNTERTERRORIST ACTIVITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Янковой Никита Леонидович

В настоящей статье автор на основе материалов зарубежной литературы исследует контртеррористическую деятельность Британии, направленную против Ирландской республиканской армии (ИРА).I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the author researches the counterterrorist activity of Britain against the Irish Republican Army (IRА) on the base of foreign literature.

Текст научной работы на тему «Британская модель контртеррористической деятельности»

Зарубежный опыт

Никита ЯНКОВОИ

БРИТАНСКАЯ МОДЕЛЬ КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В настоящей статье автор на основе зарубежных источников исспедует контртеррористическую деятельность Британии, направленную против Ирландской республиканской армии (ИРА).

In the article the author researches the counterterrorist activity of Britain against the Irish Republican Army (IRA) on the base of foreign literature.

Ключевые слова:

правительство Северной Ирландии, терроризм, теракт, юнионистские группы, контртеррористическая деятельность, Ирландская республиканская армия (ИРА); government of the Northern Ireland, terrorism, act of terror, unionist groups, counterterrorist activity, Irish Republican Army (IRA).

ЯНКОВОИ Никита Леонидович — аспирант кафедры политических наук Российского университета дружбы народов, продюсер ВГТРК ГТК «Россия-1» [email protected]

Британская модель контртеррористической деятельности формировалась по ходу противодействия террористическим операциям Ирландской республиканской армии, действовавшей в Северной Ирландии1. При этом британские и ирландские ученые, специалисты по истории и контртеррористической деятельности неодинаково датируют начало периода террора в Северной Ирландии. Так, известный специалист Дж. МакКраккен в разделе «Северная Ирландия 1921 — 1966 год» «Курса истории Ирландии» датирует начало террористических актов именно 1921 г., когда был подписан англо-ирландский договор2. При этом он отмечает, что террористическая деятельность и связанное с ней насилие сразу имело систематический характер, но базировалось в основном на политическом антагонизме юнионистов и республиканцев.

Английские и американские ученые связывают начало борьбы британского правительства и формирование модели контртеррористической деятельности с концом 1960-х гг. Именно в 1968—69 гг. началась, по их мнению, собственно террористическая война Ирландской республиканской армии (IRA/ИРА) против ограниченного контингента британских войск в Северной Ирландии3. При этом следует отметить, что данный контингент был введен в Ольстер по просьбе североирландского премьер-министра Джека Линча для защиты мира и обеспечения переговоров между правительствами для определения конституционного статуса провинции4. Как показывает анализ документов, эти авторы видят основу террористического насилия в Ольстере, прежде всего, в религиозных противоречиях между североирландскими католиками и ольстерскими протестантами, причем контингент британских войск был введен именно для защиты последних как меньшинства.

1 Отметим при этом, что формирование и рассмотрение данной модели будет проведено автором на основе сравнительного анализа собственно британских и ирландских источников, не переводившихся ранее на русский язык.

2 См.: McCracken J.L. Northern Ireland, 1921-66 // The Course of Irish History. -Dublin : Mercier Press, 1994, p. 315; Blackbourn J. Learning Lessons from CounterTerrorism Failures: The United Kingdom's Pre- and Post- 9/11 Counter-Terrorism Policy. - Belfast: Queen’s Un. Publishers, 2005, р. 4.

3 См.: Jellissen Susan M. British Government Reaction to IRA Violence // Materials of the meetings of the International Studies Association, March 26-29, 2008, San Francisco, CA. - San Francisco : ISA, 2008, р. 4; Hope Teahen Sh. Conceptualizing Terrorism During the Nixon Administration. - Waterloo, Ontario, Canada, 2008, p. 20.

4 Ibid.

Определяя теоретическую базу террористической деятельности ИРА, английские, американские и ирландские исследователи подвергли ее глубокому изучению. Ими выделены два теоретических вопроса, которые являются определяющими для правильного понимания идеологии данного террористического направления и, соответственно, определения теоретико-идеологических основ противодействия ему. Это вопрос политических задач, которые ставит перед собой террористическая организация, и вопрос теоретического обоснования стратегии и тактики их решения именно террористическими способами1.

По первому вопросу большинство исследователей сошлось во мнении о том, что задача «воссоединения Ирландии», которая пропагандировалась ИРА как основная задача движения, представляет собой целый комплекс задач, не ограничивающийся территориально-политическими требованиями создания демократической социалистической республики из 32 округов2.

Ирландский исследователь Т. Гарети в своей работе «Ирландская война», давая комплексную оценку теоретическим основаниям действий ИРА, охарактеризовал их как более широкие, чем ограниченно политические или религиозные3. Он видит их также и в экономике, культуре и истории ирландского народа. Относительно первого он напоминает, что событием, инициировавшим насилие и последующий ввод британских войск, явилась разогнанная демонстрация североирландских католиков 5 октября 1968 г., проходившая под экономическими лозунгами («жилье и работа») и требованиями культурного и политического равноправия с протестантами. Его в этом мнении поддерживает и американская исследовательница Сюзан Джеллисен. В своей работе «Реакция британского правительства на насилие ИРА» она отметила, что эта демонстрация и ряд более поздних выступлений были фактически разогнаны активистами протестантских юнионистских групп, поддерживае-

1 Ibid., p. 5.

2 Cm.: Guelke A. Loyalist and Republican Perceptions of the Northern Ireland Conflict: The UDA and the Provisional IRA // Merkl Peter H. (ed.) Political Violence and Terror. — University of California Press, 1986.

3 Cm.: Geraghty T. The Irish War. - L: Harper Collins 1998, p. 77.

мых полицией, также состоявшей преимущественно из юнионистов-протестантов4.

Учитывая вышеизложенное, можно констатировать тот факт, что в начале 1970-х годов английскими специалистами и официальными лицами был сделан вывод о том, что основной задачей политической и террористической деятельности ИРА в лице представителей католической части населения Северной Ирландии явилась именно географическая и политическая сепарация от Великобритании для воссоединения с Ирландией и коренного решения вопроса о соотношении и взаимодействии с протестантским юнионистским меньшинством5. Теоретическая же основа стратегии и тактики ИРА была определена ими в двуединстве ответных мер на мероприятия юнионистских группировок и операции контингента британских войск в Ольстере и целенаправленных терактов как средства воздействия на политический истеблишмент и общественное мнение Великобритании6.

Анализ организационно-политической деятельности ИРА и выработки направлений ее борьбы, по мнению британских исследователей, должен осуществляться по следующим направлениям:

— политическое оформление собственно террористической организации и ее структуры;

— соотношение политических интересов ИРА и британского правительства;

— соотношение политических интересов ИРА и местной администрации7.

Решение этих вопросов, по мнению исследователей, обусловливет проявление политической воли государства по борьбе с терроризмом и, в конечном итоге, формирование государственной политики по борьбе с терроризмом, выраженной в конкретных законодательных актах8.

Анализируя формирование государственной политики Великобритании

4 См.: Jellissen Susan M. Op. cit., p. 3.

5 См.: Hope Teahen Sh. Conceptualizing Terrorism during the Nixon Administration. — Waterloo, Ontario, Canada, 2008. p. 21.

6 См.: Guelke A. The Ballot Bomb: Terrorism and the Electoral Process in Northern Ireland // Weinberg L. (ed.) Political Parties and Terrorist Groups. — London : Frank Cass, 1992. p. 108; Weinraub B. British Quietly Shifting Tactics in Drive on Ulster Terrorists // New York Times, May 28, 1971. Цит. по Jellissen Susan M. Op. cit., p. 22.

7 См.: Jellissen Susan M. Op. cit., p. 7—10.

8 См.: Blackbourn J. Op. cit., p. 5—6.

по борьбе с терроризмом в Северной Ирландии, следует отметить, что оно происходило в 1970-х гг., т.е. тогда, когда в ИРА не было легального политического крыла и вопрос о возможных переговорах не стоял как таковой. С другой стороны, политические интересы британского правительства и ИРА были взаимоисключающими, так же как и интересы ИРА и правительства Северной Ирландии. Фактически, по мнению Дж. Блэкберна, вопрос политического оформления контртеррористической деятельности британского правительства и правительства Северной Ирландии можно поделить на два периода:

1) период действия Закона о гражданском управлении (специальные силы в Северной Ирландии) 1922 г.;

2) период действия Закона о предотвращении терроризма 1974 г.1

Первый закон фактически ставил своей целью предотвращение масштабных столкновений между католиками и протестантами и исключение возможности перерастания их в войну. Собственно, осуществление операций против воинствующих политических группировок, состоявших из католиков-националистов, передавалось в зону ответственности местной администрации и полиции. Целью закона было обеспечение условий для недопущения обострения противоречий; он включал такие положения, как запрещение хранения оружия, запрещение митингов и демонстраций, запрещение продажи спиртного и т.д. на территории округов Северной Ирландии2. Следует также отметить, что спектр косвенных мероприятий, определявшихся этим законом, расширялся еще дважды — в 1928 и 1933 гг. Последняя редакция Закона содержит наиболее масштабный список запретов, состоящий из 11 пунктов, но это все были, как уже говорилось выше, косвенные меры.

Первым нормативным актом, выражавшим намерение государства применять именно силовые инструменты в борьбе с терроризмом ИРА, стал Закон о предотвращении терроризма 1974 г.3 Именно в нем полиции Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, а

также контингенту войск Великобритании в Северной Ирландии было разрешено:

— проводить силовое задержание подозреваемых в терроризме;

— осуществлять задержание и арест без ордера;

— осуществлять мероприятия по поиску и захвату подозреваемых в терроризме, в частности, беспрепятственно входить в любые помещения;

— прекращать деятельность незаконных организаций;

— осуществлять рассмотрение дел обвиняемых в терроризме в судах без участия присяжных.

Анализируя вопрос, связанный с принятием этого закона, отметим, что он был принят в 1974 г. не случайно. В это время операции ИРА были перенесены с территории Ольстера собственно в Англию; в качестве реакции на это и был принят этот закон.

Рассматривая тактику действий британских специальных подразделений и полицейских сил по борьбе с террористами, отметим, что она протекала в специфических условиях, когда местное население поддерживало террористов, оказывая им огромную гуманитарную и организационную помощь.

Характеризуя оперативно-тактические методы действий британских специальных сил, обратимся к специальному исследованию Рогелио Алонзо — автора книги «ИРА и вооруженная борьба»4. В этой книге он частично приводит интервью с одним из офицеров полиции правительства Северной Ирландии, который проинформировал его о том, что основным методом работы тогда и позже были аресты и фильтрация задержанных (т.е. методы, свойственные органам контрразведки.

— Авт.). Однако результат таких мер был крайне низким.

Сегодняшнее положение дел таково, что в результате многолетних переговоров, которые периодически срывались из-за терактов, было осуществлено полное разоружение ИРА. В последнем докладе комиссии (осень 2006 г.) говорится, что ИРА за последний год претерпела кардинальные изменения. Большинство основных ее структур распущено, а численность ряда других сокращена.

1 Ibid., p. 6-7.

2 Ibid., p. 5.

3 Ibid., p. 6.

4 Cm.: Alonso R. The IRA and Armed Struggle. -London and New York : Routledge, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.