УДК 94/99 19401
ПРОБЛЕМЫ МИРНОГО ПРОЦЕССА В СЕВЕРНОЙ ИРЛАНДИИ В НАЧАЛЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАБИНЕТА Г. БРАУНА
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого
М. С. ГУРЕЕВ
В статье исследуется проблема взаимодействия всех сил политического спектра Северной Ирландии в первый год правления Гордона Брауна в качестве премьер-министра Великобритании. На основании периодических общественно-политических изданий Соединённого Королевства изучено изменение в политике Лондона и Дублина по отношению к политической системе Ольстера. Показана незавершённость деволюции, перешедшей после процесса передачи власти от Лондона к Белфасту на второй этап.
e-mail: [email protected]
Ключевые слова: деволюция, республиканизм, лоялизм, министр юстиции, государственный министр, повторное назначение на должность.
Ключевой этап разрешения североирландского конфликта — мирный процесс — вошёл в свою решающую стадию после подписания 10 апреля 1998 г. британским и ирландским премьер-министрами Э. Блэром и Б. Ахерном Белфастского соглашения, определившего весь ход становления политической и социально-экономической самостоятельности Ольстера. Впоследствии этот процесс получил название «деволюции» или передачи власти. Пройдя ряд кризисов, североирландский мирный процесс вышел на свою финальную стадию после 28 июля 2005 г. — формального объявления националистической террористической группировки Ирландской республиканской Армии (ИРА) о своём разоружении. Следующим этапом должна была стать окончательная политическая деволюция.
8 мая 2007 г. на территории Ольстера произошло важнейшее по своей политической значимости после подписания Белфастского соглашения событие — окончательный переход власти от Лондона к Белфасту. Это произошло после подписания государственным секретарём по делам Северной Ирландии П. Хэйном соответствующей декларации. Исполнительная власть в Ольстере в лице главного представительного органа — Ассамблеи, смогла начать полноценную работу. Я. Пэйсли (лидер Демократической юнионистской партии — крайне правой юнионистской партии в политическом спектре Северной Ирландии) и М. МакГиннесс (заместитель лидера крайних националистов Д. Адамса в партии Шинн Фейн) были избраны в качестве первого министра и заместителя первого министра. Премьер-министр Великобритании Э. Блэр 10 мая 2007 г. объявил о своей отставке. 27 июня после удовлетворения королевой прошения об отставке Э. Блэр уступил премьерский пост министру финансов Г. Брауну.
Вся политическая элита и все жители Северной Ирландии ждали от нового премьер-министра продолжения доказавшего свою результативность курса Э. Блэра. Новое правительство Г. Брауна проявило некоторую сдержанность в решении ольстерского вопроса. Пристальные контакты Лондона и Белфаста, которые происходили в годы правления предыдущего британского премьер-министра, отсутствовали. Но, скорее всего, это было обусловлено внутренней ситуацией в Ольстере, которая, как уже отмечалось выше, стабилизировалась при непосредственном участии бывшего главы правительства. В своём совместном заявлении от 10 февраля 2008 г. Г. Браун и глава ирландского кабинета министров Б. Ахерн продемонстрировали свою приверженность тому пути, который был очерчен на протяжении последнего десятилетия. В декларации было отмечено, что оба правительства готовы помогать политическим партиям в их работе по завершению процесса деволюции через передачу правоохранительных и
М.С. Гуреев. Проблемы мирного процесса
89
судебных органов1. Таким образом, можно было говорить о так называемой «двухступенчатой деволюции», первый этап которой был завершён 8 мая 2007 г.
Весной 2008 г. произошли серьёзные изменения в руководстве Ирландией, что не могло не отразиться на североирландском мирном процессе. 2 апреля о своей отставке объявил премьер-министр Б. Ахерн, который наравне с Т. Блэром участвовал в мирном урегулировании североирландских противоречий. Новым премьер-министром Республики Ирландия стал бывший министр финансов Б. Коуэн. О его взглядах на североирландский мирный процесс говорится в статье политического обозревателя Д. МакКиттрика «Преемник Ахерна привнесёт зазубрину в ирландскую политику» (The Belfast Telegraph, 10 апреля 2008 г.).
Политика официального Дублина по отношению к североирландскому мирному процессу, по мнению Д. МакКиттрика, останется последовательно стабильной. Целью курса Коуэна определена защита всех положительных усилий, которые были достигнуты в наиболее проблемных областях. МакКиттрик считает, что Б. Коуэн с тех пор, как отношения Республики с Лондоном и североирландскими юнионистами стали как никогда лучше, хочет построить персональные отношения с Гордом Брауном на основе партнёрства Ахерна-Блэра, которое достигло таких больших результатов2. По мнению обозревателя, роль Б. Коуэна в дальнейшем урегулировании будет минимальной, так как в глазах ирландского народа он несравним с одной из главных фигур мирного процесса — Б. Ахерном.
Вскоре после передачи исполнительной власти в руки североирландского правительства в отставку ушёл П. Хэйн. Новым государственным секретарём по делам Северной Ирландии 28 июня 2007 г. был назначен Ш. Вудвард.
Одновременно с назначением нового государственного секретаря в системе контроля Лондона над формированием основных институтов власти на территории Ольстера произошла реформа, связанная с появлением должности государственного министра. На этот пост был выдвинут П. Гоггинс, до этого также работавший в Министерстве по делам Северной Ирландии. Основной задачей государственного министра, также как и государственного секретаря, стал контроль над внедрением в жизнь основных положений Соглашения Сэнт Эндрюс, принятого в октябре 2006 г. и регламентировавшего с Североирландским биллем 1998 г. деятельность главного представительного органа Ольстера — Ассамблеи.
На протяжении практически целого года деятельность главы Министерства по делам Северной Ирландии оставалась схожей с деятельностью его предшественников, что позволяло сделать вывод о периоде относительной стабильности во властных отношениях между Лондоном и Белфастом. Но в конце мая 2008 г. внутриполитическая ситуация в Ольстере заставила Ш. Вудварда пересмотреть систему взаимоотношений между Лондоном и Белфастом.
Понимая неизбежность укрепления внутренней самостоятельности Северной Ирландии, изменения политического баланса в Ольстере в связи с ожидавшимся уходом Я. Пэйсли в отставку, и рассчитывая удержать очередной процесс расхождения центробежных сил внутри провинции, Ш. Вудвард 22 мая 2008 г. выступил с программным заявлением в Королевском университете Белфаста.
Первая затронутая государственным секретарём проблема касалась даты окончательной передачи полицейской системы, а также судебной власти под контроль министра юстиции, избранного в самой Северной Ирландии1. Таким образом, в этом высказывании можно видеть уникальный для истории североирландского мирного процесса случай, когда первое лицо Министерства по делам Северной Ирландии не приостанавливает деятельность органов власти на территории Ольстера, а наоборот предоставляет как можно большую самостоятельность провинции, видя нарастающие предпосылки к установлению окончательного мира и стабильности.
1 Joint Statement by the Prime Minister and the Taoiseach. 10 February 2008. P. 1 // http://www.pm.gov.uk.
2 McKittrick D. Ahern's Successor Will Bring a Rougher Edge to Irish Politics. 10 April 2008. P. 2. // http://www.belfasttelegraph.co.uk/
Но главным вопросом, затронутым Ш. Вудвардом, стал вопрос о начале второго этапа деволюции, в результате которого должен быть осуществлён пересмотр взаимоотношений между Лондоном и Северной Ирландией, выразившийся в предоставлении Ольстеру самостоятельности в ещё большем количестве сфер внутренней деятельности.
По мнению Ш. Вудварда, первая стадия деволюции была успешно осуществлена с передачей исполнительной власти, взявшей на себя ответственность за здравоохранение, транспорт, социальное развитие, жилищное строительство и образование. Британское правительство выполнило свои обещания по Соглашению Сэнт Эндрюс. Но теперь перед североирландскими политиками, по мнению государственного секретаря по делам Северной Ирландии, встала задача достичь соглашения между собой3.
Это высказывание Ш. Вудварда было обусловлено сообщениями о грядущей отставке лидера лоялизма Я. Пэйсли. 30 мая бессменный лидер ДЮП действительно объявил о своей отставке. 31 мая 2008 г. заместитель Я. Пэйсли П. Робинсон был избран в качестве лидера ДЮП и первого министра Северной Ирландии.
В начале июня Ольстер оказался перед лицом нового политического кризиса, что было связано с отказом Шинн Фейн снова выдвинуть кандидатуру М. МакГин-несса на должность заместителя первого министра. То есть партия, являющаяся главным носителем идей республиканизма на территории Северной Ирландии, могла разрушить весь фундамент североирландского мирного процесса из-за претензий к ДЮП по проблемам развития полицейской, судебной, образовательной систем.
Д. МакАлиси в своей статье «Робинсон работает всего день и уже сталкивается с кризисом», которая была опубликована в The Belfast Telegraph 2 июня, пишет о начавшейся дестабилизации политического баланса. Недовольство Шинн Фейн, по мнению автора статьи, было обусловлено непреклонной позицией ДЮП по ряду вопросов (полиция, судебная власть, Ирландский языковой билль и образовательная система)4.
Назвав угрозу мирному процессу «довольно нелепой», П. Робинсон попытался объединить свои усилия с Ольстерской юнионистской партией Р. Эмпи. Но попытка создания юнионистского союза провалилась, так как лидер умеренных юнионистов Р. Эмпи отказался составить коалицию с ДЮП П. Робинсона.
В итоге П. Робинсону и М. МакГиннессу в целях разрешения сложившейся ситуации вновь понадобилась помощь британского премьер-министра Г. Брауна. Можно полагать, что переговоры на Даунинг-Стрит дали результат, который соответствовал ожиданиям всех заинтересованных лиц, так как 6 июня 2008 г., в день официального ухода Я. Пэйсли с поста первого министра, можно было говорить о завершении политического коллапса на территории Северной Ирландии.
Прекращение противоречий, по мнению автора, было связано с состоявшимся избранием первых лиц провинции, что восстановило пошатнувшийся процесс североирландского самоопределения. 6 июня П. Робинсон был официально избран на должность первого министра. Также произошло повторное назначение на должность заместителя первого министра М. МакГиннесса.
Итогом внутреннего развития Ольстера в рассматриваемый период стала возможность окончательного решения одной из важнейших проблем всего североирландского мирного процесса — окончательного решения вопроса о незаконной вооружённой деятельности. Поводом к этому утверждению послужило высказывание лорда Карлайла, правительственного эксперта по терроризму, о возможном исключении Ирландской Республиканской Армии (ИРА) из списка запрещённых организаций. Об этом говорится в статье «ИРА может быть исключена из запретного списка британского правительства», размещённой на интернет-сайте BBC 24 июня 2008 г. Лорд Карлайл сообщил следующее: «Получая соответствующий уровень возможно
3 Press Release Containing Extracts from Speech by Shaun Woodward, then Secretary of State for Northern Ireland, to the Mitchell Conference. Queen's University Belfast. Belfast, 22 May 2008. P. 1.
4 McAleese D. Robinson in Job for Day and Already Facing a Crisis. 2 June 2008. P. 1 // http://www.belfasttelegraph.co.uk.
М.С. Гуреев. Проблемы мирного процесса ...
91
полезной информации о таких организациях, министры должны пристально рассмотреть вопрос о том, возможно ли удаление этих организаций из этого списка на основании эффективного сокращения»5.
На основании изученного автором материала можно сделать ряд выводов о ходе развития североирландского мирного процесса в рассматриваемый период.
Во-первых, курс на взаимоотношения Лондона с Белфастом в первый год правления Г. Брауна остался в рамках стратегии, заданной Э. Блэром.
Во-вторых, укрепление политической самостоятельности Ольстера заставило нового государственного секретаря по делам Северной Ирландии Ш. Вудварда ускорить процесс деволюции, перейдя ко второму этапу процесса передачи власти.
В-третьих, последний политический кризис в Северной Ирландии показал, что для решения спорных вопросов всё-таки необходима помощь Лондона, что было обусловлено практически десятилетним тесным взаимодействием предыдущего премьер-министра Великобритании Э. Блэра со всеми политическими силами Ольстера.
Процесс самоидентификации Северной Ирландии продолжается. Главными проблемами остаются: укрепление взаимоотношений между партиями, образующими политическую систему Ольстера, и наличие террористических группировок как католиков, так и протестантов. Определенные надежды на разрешение всех противоречий и продолжение курса североирландского мирного процесса вселяют речь Ш. Вудварда от 22 мая и заявление лорда Карлайла от 24 июня 2008 г.
PROBLEMS OF NORTHERN IRELAND PEACE SETTLEMENT IN THE BEGINNING OF G. BROWN CABINET ACTIVITIES
e-mail: [email protected]
M. S. GUREEV
Tula State Pedagogical University n.a. L.N. Tostoy
The author makes a research of interaction between all political forces within Northern Ireland in the first year of Gordon Brown as the prime-minister of the Great Britain. There is an attempt to make a research of changing London and Dublin political course with respect to Ulster political system on the grounds of current social-politic issues of United Kingdom in the article. Also there is shown uncompleted process of devolution, which had been come on to the second level, after finishing devolution between London and Belfast.
Key words: devolution, republicanism, loyalism, justice minister, minister of State, re-approaching.
5 IRA «Could Be Taken off British Government's Banned List». June 24. 2008. P. 1 // http://www.bbc.co.uk.