Научная статья на тему 'Британская дипломатия в ходе арабского восстания 1916-1918 гг'

Британская дипломатия в ходе арабского восстания 1916-1918 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
809
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
АНТАНТА / БЛИЖНИЙ ВОСТОК / БРИТАНСКАЯ ИМПЕРИЯ / СИРИЯ / СОГЛАШЕНИЕ САЙКС-ПИКО / ДЕКЛАРАЦИЯ БАЛЬФУРА / ДИПЛОМАТИЯ / ЕГИПЕТ / ЛОНДОН / ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ / ПАЛЕСТИНА / ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пильникова Елизавета Андреевна

В статье обозревается дипломатия Британской империи во время арабского восстания 1916 1918 гг.: открытые и секретные английские переговоры с союзниками по Антанте и отдельными арабскими лидерами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Британская дипломатия в ходе арабского восстания 1916-1918 гг»

6. Ильясов С., Нуров Г. О некоторых вопросах истории киргизского народа дооктябрьского периода // Труды ИЯЛИ Кир. ФАН СССР. Вып 3. Фрунзе, 1952.

7. Восстание 1916 года в Средней Азии и Казахстане: Сб. документов (Отв. редактор В. Псковский). М.: Изд-во АН СССР, 1960 .

8. История Киргизской ССР. Т. 2. Фрунзе: Кыргызстан, 1986. С. 31.

9. Хасанов А. К историографии национально-освободительного движения в Средней Азии в эпоху империализма // ХХУ съезд КПСС и задачи изучения истории исторической науки. 4.2. Калинин, 1978.

10. Токтомушев К. Прах предков не взывает к отмщению // Слово Кыргыхтана, 1991. 6 июля.

БРИТАНСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ В ХОДЕ АРАБСКОГО ВОССТАНИЯ 1916-1918 ГГ. Пильникова Е.А.

Пильникова Елизавета Андреевна - студент, кафедра истории Нового и Новейшего времени, Институт истории Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье обозревается дипломатия Британской империи во время арабского восстания 1916 - 1918 гг.: открытые и секретные английские переговоры с союзниками по Антанте и отдельными арабскими лидерами.

Ключевые слова: Антанта, Ближний Восток, Британская империя, Сирия, соглашение Сайкс-Пико, декларация Бальфура, дипломатия, Египет, Лондон, Османская империя, Палестина, Первая мировая война.

Ближний Восток, как регион, лежащий на пути из Европы в Африку и Азию, на протяжении столетий являлся стратегически важной целью, с которой были связаны обширные морские коммуникации: торговые и военные. Стремление Британской империи закрепить свое влияние на ближневосточном регионе объясняется не только богатыми месторождениями нефти и выгодным географическим положением, но и желанием достичь стратегического и политического преимущества на международной арене, выступив покровительницей будущих арабских государств и получив дальние подступы к Индии. Несмотря на то, что Лондон был склонен уделять большее внимание Западному фронту в период Первой мировой войны, успешные военные действия и политика Британии на Ближневосточном фронте заметно укрепила ее позиции как в регионе, так и в Антанте.

В начале войны между Великобританией и Россией возник довольно острый спор о разделении сфер влияния в Персии. Англия видела в Персии гарантию безопасности одной из самых важных британских колоний - Индии. Уже в августе С. Д. Сазонов предложил британскому министру Э. Грею начать переговоры с целью заключения соглашения между Англией, Россией и Японией, чтобы взаимно гарантировать владения друг друга в Азии, однако инициатива Сазонова не дала результата. 5 сентября 1914 года между Англией, Францией и Россией было подписано соглашение, исходя из положений которого они взаимно обязывались не заключать сепаратного мира и подтверждали, что «когда настанет время для обсуждения условий мира, ни один из союзников не будет ставить мирных условий без предварительного соглашения с каждым из других союзников».

Уже в начале войны англичанам удалось установить контакты с политическими движениями и даже партиями Ирака, которые надеялись на помощь Англии в

создании объединенного независимого арабского государства. «Великобритания еще до начала военных действий была заинтересована в поддержке антитурецких настроений в Османской империи, но не шла на открытый союз с арабами во избежание нарушения международного баланса сил на Ближнем Востоке». Однако вступление Турции в Первую мировую войну на стороне Германии позволило Англии изменить тактику в отношении арабов. «Лондон, рассчитывая на военную помощь с их стороны, поставил несколько стратегических задач, которые включали в себя создание конфедерации зависимых ближневосточных государств как форпоста для защиты собственных интересов в Индии и Месопотамии». Свою захватническую политику Британская империя стала проводить сразу после вступления Турции в войну: 3 ноября 1914 года - официально провозглашен английский протекторат над Кувейтом, 17 декабря - над Египтом, в ноябре 1916 года - над Катаром. Несмотря на то, что фактически эти земли давно находились под контролем Великобритании, формальное обозначение своих властных полномочий над ними было важно для укрепления международного авторитета Англии.

Великобритания, используя постоянную вражду различных племен с турецкими властями на территории нынешнего Ирака и общие сепаратистские настроения в Империи, сумела положить начало британо-иракским дипломатическим отношениям. Сотрудничество основывалось на Дамасском протоколе. Условиями протокола декларировались границы будущего арабского независимого государства, которые включали весь Аравийский полуостров, Ирак, Сирию, Палестину, Ливан, Иорданию и южную часть современной Турции. Кроме того, он предусматривал аннулирование капитуляций, создание оборонительного союза и предоставление Великобританией экономических льгот.

Начиная с 1915 г. контакты между Лондоном и арабскими лидерами приняли конкретный характер. Здесь, в первую очередь, стоит упомянуть переговоры-переписку Верховного комиссара Англии в Египте Г. Мак-Мэна с шерифом Мекки Хусейном ибн Али. В ходе данной переписки Хусейн отказывался в пользу Англии от ряда арабских земель (Западной Сирии, Ливана, вилайетов Багдада и Басры в Ираке) и брал на себя обязательство поднять восстание арабов против османского владычества, в то время как Британия гарантировала признание независимости арабов. Обращаясь к переписке Мак Мэна - Хусейна, можно установить, что уже «в майской Прокламации об Аравии [1915 г.] британцы заявляли, что после окончания войны одним из важнейших условий мира станет полная независимость Аравийского полуострова и мусульманских Святых мест. Арабам обещалась помощь в случае основания "империи-халифата"».

В январе 1916 персидское правительство озвучило предложение о заключении союза между Персией, с одной стороны, и Великобританией и Россией - с другой. Однако условия о предоставлении военной, материальной и другой помощи Персии были оценены обеими империями, как чрезмерные. Тем не менее, и Англия, и Россия понимали его важное значение в условиях борьбы с мусульманским миров. Впечатление, которое он способен был произвести на мусульман Афганистана и Индии оказалось бы крайне выгодным для Великобритании.

Параллельно арабским переговорам, Англия начала диалог с Францией, которую сильно беспокоили дипломатические и военные успехи первой на Ближнем Востоке. Переговоры продолжались до конца февраля 1916 года и велись бывшим французским генеральным консулом в Бейруте Ф.Ж. Пико и заместителем британского министра иностранных дел А. Никольсоном, которого позже сменил эксперт по Ближнему Востоку М. Сайкс. По этому договору арабские территории делились между Великобританией и Францией на пять зон, что, безусловно, противоречило обещаниям, данным Англией Хусейну. В конце концов, 16 мая 1916 года в условиях глубочайшей секретности от арабов и союзников соглашение было подписано и вошло в историю под названием «Сайкс-Пико-Сазонова». Тем не менее,

46

о наличии соглашения в той или иной степени были осведомлены все страны-участницы Антанты.

Арабам стало известно о соглашении лишь после того, как оно в ноябре 1917 было опубликовано новым Советским правительством. Однако Лондон продолжал отрицать факт переговоров и соглашения, опасаясь, что арабы могут прекратить восстание, ведь условия, прописанные в соглашении, были глубоко враждебны интересам всех арабских стран, территории которых становились объектами аннексии Англии и Франции. После окончания войны, в результате успешных военных действий на Аравийском полуострове, Ллойд Джордж официально подтвердил наличие соглашения Сайкса-Пико-Сазонова, однако его итоги признал недействительными из-за того, что одна из сторон, Россия, выбыла. Это, безусловно было выгодно Лондону, избегавшего выполнения обязательств перед Францией.

В ноябре 1916 г. один из лидеров консервативной партии, лорд Ленсдаун, министр иностранных дел в начале XX века, выступил с запиской, предназначенной для узкого круга. Он доказывал необходимость заключения соглашения с немцами в кратчайшие сроки. Дело в том, что правительство Герберта Г. Асквита подходило к ведению войны безынициативно и не стремилось вести войну с полным напряжением сил. Это давало повод для слухов, что и оно склоняется к сделке с немецким врагом. 8 апреля 1915 г. австрийское верховное командование получило следующие сведения: «Нас весьма конфиденциально извещают из авторитетного источника, что Э. Грей уже в течение нескольких дней несомненно находится в Берлине». По словам начальника генерального штаба австро-венгерских войск Конрада фон Гетцендорфа, Грей потребовал у немцев передачи Англии Кале, в обмен он якобы предлагал Германии Конго. Несмотря на то, что слух так и не был подтвержден, факт его возникновения прекрасно отражает настроения в британском правительстве. Ллойд Джордж, сменивший Асквита в декабре 1916 года, был вынужден вести войну более активно и направленно.

2 ноября 1917 года был опубликован текст Декларации Бальфура, гарантировавшей создание «национального очага» при условии сохранения прав нееврейских общин. Однако, данное письмо отнюдь нельзя назвать бескорыстным актом милосердия со стороны Англии по отношению к евреям Палестины, по словам Ллойд Джорджа, Лондон преследовал вполне конкретные цели: намерение осведомить Францию о притязаниях Лондона на исключительную власть над Палестиной, поставив тем самым под сомнение действительность переговоров Сайкса-Пико, а также добиться поддержки и сочувствия евреев всего мира к делам Антанты и, в частности, Великобритании. Как впоследствии разъяснял сам бывший премьер-министр Великобритании Артур Дж. Бальфур термин «национальный очаг» означало «британский или иной протекторат над Палестиной, при котором евреи смогут построить посредством образования, земледелия и промышленности центр национальной культуры и национальной жизни». Опираясь на данную декларацию, английское правительство добилось передачи не только Сионистской федерации, но и Палестины под собственный контроль. Тем не менее, дальнейшая политика британских оккупационных властей в Палестине была направлена на поддержку местного арабского национально-освободительного движения, а не еврейских общин и вступала в противоречие с раннее выработанным политическим курсом правительства Великобритании, настроенным на покровительство как арабизма, так и сионизма. Безусловно, Декларация Бальфура предала новый характер и большие силы арабо-израильскому конфликту, однако и обеспечило возможность Англии единолично утвердиться в Палестине. Опасаясь недовольства союзников, особенно Франции, условия соглашения с которой были нарушены, декларация была опубликована много позднее.

Однако конфликта с Хиджазом оказалось не избежать, чтобы успокоить своих арабских союзников, Англия пошла на еще один обман. 4 января 1918 года Хусейну был вручен меморандум от имени британского правительства. В документе

47

раскрывались основные принципы будущей политики Антанты в отношении арабов: союзники будут поощрять их объединение в нацию, а в Палестине, исключаемой из сферы арабского суверенитета, будет установлен режим, не подвергающий ущемлению ни один из проживающих в ней народов.

16 июня 1918 в Каире была опубликована новая декларация, в которой британское правительство фактически отказывалось гарантировать независимость арабских территорий, признавая суверенитет только тех земель, которые были свободны от турецкого господства еще до начала войны.

В результате Мудросского перемирия само самостоятельное существование Оттоманской империи становилось под вопросом. «Вместе с тем оно знаменовало установление на Ближнем Востоке гегемонии Англии, располагавшей здесь наибольшими военными силами и стремившейся отстранить остальных союзников от участия в контроле над Турцией. При подписании Мудросского перемирия адмирал Кальторп даже не допустил французского представителя на борт корабля. Ллойд-Джордж впоследствии вспоминал по этому поводу, что Мудросское перемирие его "в первый раз серьёзно поссорило с Клемансо"». В дальнейшем англо-французские разногласия в турецком вопросе ещё больше обострились, и конфликт нашел свое отражение в Парижской мирной конференции, а также в составлении и дальнейшем исполнении условий Севрского мирного договора.

С самого начала войны Лондон был настроен крайне решительно и относился к людским и другим ресурсам Ближнего востока исключительно потребительски. Однако такая политика оказалась достаточно результативной, чтобы Британская империя вышла победителем в борьбе не только с Портой, но и со своими европейскими союзниками и Россией. Талант британского высшего руководства и дипломатов, а также их умение разрешать внутренние противоречия позволили Англии уверенно диктовать собственные условия в послевоенном устройстве на ближневосточном регионе. Именно с окончанием войны, в ходе мирных переговоров и конференций Британии открывались возможности для достижения целей, которые она активно преследовала с конца XIX века. При грамотной дипломатии Ближний Восток с его богатыми природными и людскими ресурсами, выгодным географическим и военно-стратегическим положением мог стать новой колонией Британской империи. Главное, что Лондон действительно был в состоянии претендовать на военно-политическую гегемонию в регионе, при этом лишь с минимальной оглядкой на великие державы: заключенные во время войны соглашения подвергались однозначной ревизии в пользу Великобритании.

Список литературы

1. Альдрованди Марескотти Л. Дипломатическая война: Воспоминания и отрывки из дневника (1914-1919 гг.) / Л. Альдрованди Марескотти; пер. с итал. под ред. и с вступ. статьей Б.Е. Штейна. Москва: ОГИЗ Госполитиздат, 1944. XXVI, 392 с.

2. Вородин Д.А. Ближний восток и первая мировая война: великое арабское восстание // ПОЛИТЭКС, 2014. Том 10. № 2. С. 143-153.

3. Вышинский А. Я. Дипломатический словарь. Том 1. А - К. Москва: Гос. изд-во политической литературы, 1948. XXXII е., 856 стб.

4. Вышинский А.Я. Дипломатический словарь. Том 2. Л - Я. Москва: Гос. изд-во политической литературы, 1950. XXXIV е. 997 стб.

5. Лазарев М.С. Крушение турецкого господства на Арабском Востоке. М.: Восточная литература, 1960. 246 с.

6. Мусорина М.Л. Основные тенденции формирования политической элиты Ирака в период британского мандата Лиги Нации // Евразийские исследования. Казань, 2009. С. 38-55.

7. Попов А.Л. Международные отношения в эпоху империализма: документы из архивов царского и Временного правительств 1878-1917 гг.: 1935. XVI. 388 с.

8. Попов А. Л. Международные отношения в эпоху империализма: документы из архивов царского и Временного правительств 1878-1917 гг.: XX. 646 с.

9. Цветянский А.В. Ближний Восток в политике Великобритании 1914-1923 гг.: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук(07.00.03). Ростов-на-Дону, 2010. 26 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.