УДК 327
DOI: 10.21209/2227-9245-2017-23-9-93-102
БРИКС: СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
ПАРТНЕРСТВА
BRICS: STRUCTURAL AND FUNCTIONAL FEATURES OF THE PARTNERSHIP
Л. Л. Конкин, Московский государственный институт международных
отношений Министерства иностранных дел Российской Федерации, г. Москва konkin1986@mail.ru
A. Konkin, Moscow State Institute of International Relations of the Ministry of
Foreign Affairs of the Russian Federation, Moscow
Автором представлены результаты проведенного диссертационного исследования на тему «Структурные особенности трансрегионального партнерства стран БРИКС и его потенциал в системе глобального управления», выполненного на кафедре востоковедения Московского государственного института международных отношений (Университета) Министерства иностранных дел РФ. Обоснована актуальность проблемы и необходимость её изучения. Методологической основой работы является сочетание двух теоретических подходов: теории комплексной взаимозависимости (Р. О. Кеохейн, Дж. Най) и концепции многофакторного равновесия (А. Д. Воскресенский). Дано подробное описание проведенного исследования, обосновывается его научная новизна. Приводится определение БРИКС как международной группировки пяти динамично развивающихся стран (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР), каждая из которых является признанным лидером в своем регионе. Отмечается, что трансрегиональное партнерство БРИКС — это принципиально новый механизм продуктивного взаимодействия государств, основывающийся на принципах равенства и взаимного уважения и нацеленный на интенсивное развитие многостороннего экономического, политического, социально-культурного сотрудничества. Утверждается, что трансрегиональное партнерство БРИКС предлагает постепенное формирование альтернативы сложившейся в мировом сообществе системе глобального управления. В области политики автором выделяются реформирование Совета Безопасности ООН, совместное противостояние международной террористической угрозе, урегулирование локальных и региональных конфликтных ситуаций исключительно мирным путем. Подчеркивается, что в сфере экономики трансрегиональное сообщество БРИКС поддерживает инфраструктурные проекты в развивающихся странах — участницах трансрегионального партнерства, выступает за перераспределение квот в МВФ. Делается вывод, что в основе трансрегионального партнерства БРИКС лежат глубинные национальные политические и экономические интересы государств — участников данного сообщества, далекие от сиюминутной конъюнктуры, что позволяет говорить о факторе БРИКС как о значимом явлении в мировом сообществе
Ключевые слова: БРИКС; структурные особенности;трансрегионалъное партнерство; теория комплексной взаимозависимости; концепция многофакторного равновесия; глобалъное управление; структурная моделъ; Бразилия; Россия; Индия; Китай; ЮАР
The article is a description of the Phd. thesis results on the subject"Structural features of the BRICS countries trans-regional partnership and its potential in the global governance system" carried out at the Department of Oriental Studies of the Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation. In the introduction, the relevance of the problem under investigation is justified, as well as the need to study it. The methodological basis of this study is a combination of theoretical approaches: the theory of complex interdependence (R.O. Keohane, J. Nye) and the concept of multifactor equilibrium (A.Voskresenskii). The article also provides a detailed description of the research, the scientific novelty is substantiated. It is noted that BRICS presents an international grouping of five dynamically developing countries (Brazil, Russia, India, China and South Africa), each of them is a recognized leader in its region. It is stated that Trans-regional partnership BRICS is a fundamentally new mechanism of states productive interaction based on the equality and mutual respect principles and aimed at the intensive development of multilateral economic, political, socio-cultural cooperation. In addition, the BRICS transregional partnership offers a gradual formation of an
i'
Ék
93
© Л. Л. Конкин, 2017
alternative to the global governance system currently in place in the world community. In the political sphere the author stands out the reform of the UN Security Council, the joint opposition to the international terrorist threat, the settlement of local and regional conflict situations exclusively by peaceful means. In the sphere of economy the author highlights out the transregional community BRICS supports infrastructure projects in developing countries participating in the trans-regional partnership, advocates the redistribution of quotas in the IMF. It is concluded that BRICS's transregional partnership is based on the deep national political and economic interests of the member states of this community, which are far from momentary conjuncture, which allows us to speak about the BRICS factor as a significant phenomenon in the world community
Key words: BRICS; structural features; transregional partnership;theory of complex interdependence; the concept of mul-tifactor equilibrium; globalgovernance;structural model; Brazil; Russia; India; China; South Africa
ведение. БРИКС представляет собой международную группировку пяти динамично развивающихся стран (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР), каждая из которых является признанным лидером в своем регионе. Трансрегиональное партнерство БРИКС — это принципиально новый механизм продуктивного взаимодействия государств, основывающийся на принципах равенства и взаимного уважения и нацеленный на интенсивное развитие многостороннего экономического, политического, социально-культурного сотрудничества. Кроме того, трансрегиональное партнерство БРИКС предлагает постепенное формирование альтернативы сложившейся в мировом сообществе системе глобального управления. В области политики это реформирование Совета Безопасности ООН, совместное противостояние международной террористической угрозе, урегулирование локальных и региональных конфликтных ситуаций исключительно мирным путем.
В сфере экономики трансрегиональное сообщество БРИКС поддерживает инфраструктурные проекты в развивающихся странах-участницах трансрегионального партнерства, выступает за перераспределение квот в МВФ. В основе трансрегионального партнерства БРИКС лежат глубинные национальные политические и экономические интересы государств-участников данного сообщества, далекие от сиюминутной конъюнктуры, что позволяет говорить о факторе БРИКС как о значимом явлении в мировом сообществе [6].
Трансрегиональное партнерство БРИКС, благодаря многоаспектному взаи-
модействию стран-участниц, основанному на идее конструктивного диалога, усиливает позиции данных стран на мировой политической и экономической арене за счет возникновения синергетического эффекта.
Следует отметить, что трансрегиональное сообщество БРИКС основано по инициативе России и имеет достаточно большое значение для российской внешнеполитической деятельности, что подтверждает принятие в 2013 г. Концепции участия Российской Федерации в объединении БРИКС, создание в России Национального комитета по исследованию БРИКС (НКИ БРИКС). Основная цель деятельности НКИ БРИКС — это организация и проведение исследовательской работы, которая нацелена на определение роли БРИКС как на мировой политической арене, так и в сфере мировой экономики [3]. В области отечественных исследований трансрегионального сообщества БРИКС активно формируется единое информационное поле, поэтому данное исследование может внести своевременный вклад в изучение роли и места трансрегионального партнерства БРИКС в процессе постепенной эволюции системы глобального управления.
В большинстве научных исследований, посвященных деятельности форума БРИКС, внимание акцентируется на экономическом взаимодействии стран — участниц трансрегионального партнерства БРИКС, при этом политические и социально-культурные аспекты данного трансрегионального сотрудничества остаются недостаточно изученными. Вместе с тем в ходе динамичного нелинейного развития БРИКС постепенно
приобретает черты геополитической группировки [4]. Таким образом, необходимо исследование, которое будет рассматривать трансрегиональное партнерство БРИКС как феномен, действующий не только в системе мировой экономики, но и оказывающий влияние на мировые политические процессы.
Методология и методика исследования. Многовекторная, нацеленная на комплексное взаимодействие стран-участниц стратегия трансрегионального партнерства БРИКС нуждается в детальном изучении с точки зрения такой концепции, как теория комплексной взаимозависимости (Р. О. Кеохейн, Дж. Най) [7]. Основные положения данной теории рассматриваются нами через призму концепции многофакторного равновесия (А. Д. Воскресенский) [1], поскольку именно сочетание двух этих подходов способно объяснить сущность и значение сложных неравновесных взаимосвязей внутри трансрегионального партнерства БРИКС, обеспечивающих данному сообществу интенсивное развитие за счет действия синергетического эффекта. Принципиально новый взгляд на трансрегиональное партнерство БРИКС, основанный на сочетании двух указанных концепций, способных объяснить уникальность феномена достаточной успешности трансрегионального партнерства, также обусловил актуальность данного исследования.
Еще одним значимым фактором, обусловливающим актуальность данной темы, является стремление России создать на основе БРИКС действующий механизм постепенного реформирования глобального финансового и политического управления. Представленное исследование дает возможность изучить структурные особенности сотрудничества стран — участниц трансрегионального сообщества БРИКС с опорой на сочетание таких концепций, как теория комплексной взаимозависимости (Р. О. Кеохейн, Дж. Най) и концепция многофакторного равновесия (А. Д. Воскресенский). Кроме того, данное исследование предоставляет возможность комплексно рассмотреть деятельность трансрегиональ-
ного партнерства БРИКС в существующей системе глобального управления и объективно проанализировать потенциал сотрудничества стран-участниц трансрегионального сообщества БРИКС в области реформирования архитектуры современной системы глобального управления.
Основные использованные методы исследования: метод экспертных оценок; анализ документов; анализ научных источников; анализ источников СМИ; метод описательного моделирования международных процессов; сравнительный метод.
Результаты исследования и область их применения. В рамках данного исследования сформулирован ряд следующих положений, обобщений и выводов, с точки зрения автора представляющих научную новизну:
— осуществлено комплексное исследование концептуальных основ формирования многоуровневых стратегий и трансрегиональных механизмов интеграционных процессов на примере трансрегиональных отношений стран БРИКС;
— разработана методология и структура системного анализа эффективности управления трансрегиональными интеграционными процессами на региональном уровне и на примере трансрегионального партнерства стран БРИКС;
— обоснован обобщенный комплекс средств совершенствования управления в системе трансрегиональной интеграционной политики посредством сочетания технологий социально-экономического развития и организационно-управленческих механизмов, а также исследованы их специфические связи;
— сформулированы концептуальные положения по оптимизации механизма постепенного реформирования системы глобального управления в рамках БРИКС и дальнейшей трансрегионализации экономик стран, входящих в данное объединение;
— получили дальнейшее развитие концептуальные основы формирования стратегий и механизмов управления и создания межнациональных институтов трансреги-
ональной интеграции стран БРИКС; намечены пути координации, контроля и согласования программ сотрудничества стран — участниц трансрегионального партнерства БРИКС.
Практическая значимость данной работы обусловлена возможностью использования результатов исследования в учебном процессе МГИМО (У) МИД РФ, Института стран Азии и Африки при МГУ и других вузов соответствующей направленности; результаты данного исследования могут быть полезны специалистам из Института Латинской Америки РАН, Института востоковедения РАН, Института Дальнего Востока РАН, Института Африки РАН, Института мировой экономики и международных отношений РАН.
Автором обосновывается актуальность работы, устанавливаются ее хронологические рамки, рассматривается степень научной разработанности проблемы, определяются объект, предмет, цель и задачи исследования, характеризуются основные источники и теоретико-методологические основы исследования, определяются основные использованные методы, раскрывается научная новизна работы и отмечается ее практическая значимость.
Теоретико-методологические аспекты трансрегионального партнерства стран БРИКС. Раскрываются основные теоретические аспекты, касающиеся существования такого формата трансконтинентального сотрудничества государств, как БРИКС. Рассмотрены общие вопросы проблематики трансрегионализма в контексте эволюции мировой политико-экономической системы.
Теоретические и методологические подходы к проблеме трансрегиональных отношений. Трансрегионализм представлен как эволюционно обусловленное явление, новая ступень межгосударственного взаимодействия на неформальном либо институциональном уровне. Динамика развития трансрегионализма как формата в области международных отношений определяется таким движущим фактором, как заинтересованность государств в использо-
вании пространственных механизмов для реализации собственных национальных интересов. Не менее важным фактором является степень согласованности интересов представителей политической и бизнес-элиты, а также институтов гражданского общества. Раскрывается понятие и сущность региона как сложного территориально-экономического комплекса, ограниченного по признакам наличия, интенсивности, разнообразия и взаимосвязанности явлений.
Концептуальные основы трансрегионального сотрудничества стран БРИКС. Доказывается, что трансрегиональное сотрудничество стран БРИКС может быть рассмотрено с точки зрения теории комплексной взаимозависимости (Р. О. Кеохейн, Дж. Най), соединенной с положениями концепции многофакторного равновесия (А. Д. Воскресенский). Именно сочетание данных теорий позволяет детально рассматривать синергетический механизм организации трансрегионального партнерства БРИКС.
Подчеркивается, что теория комплексной взаимозависимости (Р. О. Кеохейн, Дж. Най) вытекает из феномена транснационализма (направление неолиберализма, основанное этими же авторами). Сам факт создания трансрегионального партнерства БРИКС иллюстрирует усиление процесса транснационализации и подтверждает возможность акторности негосударственной структуры.
Трансрегиональное объединение БРИКС может быть рассмотрено также с позиции теории международных режимов (С. Краснер [8], О. Янг [10]), возникшей в 1980-е гг. Кроме того, взаимоотношения стран — участниц БРИКС как внутри трансрегионального партнерства, так и с внешними акторами мирового политического процесса соответствуют концепции «мягкой силы» (впоследствии из нее последовала усовершенствованная концепция «смарт-силы»), разработанной Р. О. Кео-хейном и Дж. Наем. «Мягкая сила» БРИКС базируется, прежде всего, на культурно-гуманитарной основе [9]. Наконец, необ-
ходимо учитывать стратегию устойчивого развития, в русле которой действует трансрегиональное объединение БРИКС (А. Д. Урсул) [5] и концептуальные основы моделей взаимодействия трансрегионального партнерства БРИКС с международными институтами (М. В. Ларионова) [2].
Однако доказывается, что важнейшей концептуальной основой трансрегионального сотрудничества стран БРИКС может служить именно сочетание концепции комплексной взаимозависимости (Р. О. Кеохейн, Дж. Най) с концепцией многофакторного равновесия, разработанной А. Д. Воскресенским. Именно соединение двух данных концепций позволяет детально анализировать динамику отношений между государствами — членами блока БРИКС в широком историческом контексте, основываясь на учете баланса интересов. Концепция А. Д. Воскресенского гармонично дополняет концепцию комплексной взаимозависимости, учитывая сочетание эндогенных и экзогенных факторов, влияющих на страны — участницы трансрегионального партнерства БРИКС, в частности, и на трансрегиональное объединение в целом, включая цивилизационный и культурный факторы в исторической перспективе, рассматривая одновременно процессы прошлого и настоящего.
Подчеркивается, что страны БРИКС могут быть рассмотрены как самостоятельные компоненты трансрегионального объединения, входящего, в свою очередь, в глобальную политическую систему. Система взаимосвязей данных политических акторов базируется на положениях теории взаимозависимости — на приведенных в систему объективно существующих и находящихся в процессе формирования политико-экономических положениях. Однако без использования положений концепции многофакторного равновесия невозможно проанализировать базовые объективные принципы социальной инженерии, с помощью которых также целенаправленно форматируются отношения внутри трансрегионального объединения БРИКС — своеобразной «системы в системе». БРИКС рассматрива-
ется нами как укрупненный актор мирового политического процесса в глобальном пространстве, сформированном из подобных объединенных макрорегиональных акторов (международных и глобальных регионов).
Структурные особенности и факторы развития трансрегионального партнерства стран БРИКС. Детально рассматриваются следующие структурные элементы трансрегионального сотрудничества стран БРИКС: взаимодействие в политической области, сотрудничество в сфере государственной и международной безопасности и правоохранительной деятельности, сотрудничество в области экономики и внешней торговли, сотрудничество в социальной сфере; сотрудничество в области образования и развития науки, технологий и инноваций; взаимодействие в сфере здравоохранения, в области молодежной политики, в сфере культуры и туризма, в области разработки совместных экологических проектов.
Трансрегиональное партнерство стран БРИКС в целом и его структурные элементы, в частности, обусловлены разнообразными экономическими, политическими и социально-культурными факторами. Это общность позиций стран — участниц трансрегионального партнерства БРИКС относительно базовых вопросов мироустройства; схожие вызовы современности, стоящие перед данными странами; стабильно высокие темпы экономического развития при отсутствии серьезной возможности влияния стран — участниц БРИКС на однопо-лярный мировой политический процесс; совпадающие представления об истоках и методах разрешения кризиса мировой экономики; наличие долговременного стратегического партнерства между отдельно взятыми странами — участницами трансрегионального сообщества БРИКС; взаимодополняемость экономических систем данных стран. Каждый фактор влияет на процесс развития какого-либо структурного элемента (или нескольких структурных элементов) трансрегионального партнерства стран БРИКС.
Структурные элементы и факторы трансрегионального сотрудничества стран БРИКС. Выделяются и детально рассматриваются структурные элементы трансрегионального сотрудничества стран БРИКС, что дает нам возможность продемонстрировать глубину и объем ежегодно расширяющегося взаимодействия государств — участников трансрегионального партнерства. Подробно перечисляются и раскрываются основные факторы, позволившие положить начало трансрегиональному партнерству БРИКС и способствующие активному взаимодействию стран — участниц БРИКС в самых разных сферах.
Автором приведена схема, наглядно изображающая структурные элементы и факторы трансрегионального сотрудничества стран БРИКС. Она наглядно демонстрирует влияние факторов трансрегионального сотрудничества на формирование и дальнейшее развитие структурных элементов трансрегионального партнерства государств БРИКС. Так, согласно схеме, общность позиций стран БРИКС относительно ключевых вопросов мироустройства является фактором, положительно влияющим на интенсификацию сотрудничества государств — участников БРИКС в политической и социально-культурной сферах. Схожие вызовы, стоящие перед странами блока БРИКС (назревшая необходимость достаточно радикальных изменений в социально-экономических системах данных государств, стремление данных стран сохранить национальную идентичность и уникальную культуру), — это фактор, способствующий активному сотрудничеству как в политической, так и в экономической, и в социально-культурной сферах. Фактор, заключающийся в том, что все страны БРИКС являются интенсивно развивающимися экономиками, но не играют при этом значимой роли на мировой политической и экономической арене, содействует консолидации стран БРИКС в сфере политики и экономики. Практически сходные представления о причинах и методах разрешения кризиса мировой экономики,
успешное развитие взаимовыгодных двусторонних отношений между странами и взаимодополняемость экономических систем — это факторы, позволяющие странам-участницам блока БРИКС плодотворно сотрудничать в экономической области.
Структурная модель трансрегионального партнерства стран БРИКС. Доказывается, что структура трансрегионального партнерства стран — участниц БРИКС кардинально отличается от структур других групп государств, объединившихся на почве торгово-экономического взаимодействия. Группу БРИКС отличает как непосредственно состав участников, так и уровень обобщенных макроэкономических показателей. При этом система БРИКС представляет собой единое целое, способное к саморегуляции, адекватно и своевременно отвечающее на вызовы внутренних и внешних сил.
Приведено схематичное изображение модели трансрегионального партнерства стран БРИКС, наглядно показывающее, что трансрегиональное сообщество БРИКС является своего рода «системой в системе». Трансрегиональное партнерство БРИКС
— это укрупненный субъект международных отношений, действующий на мировой политической арене и состоящий при этом из подобных ему макрорегиональных объединенных субъектов, связанных сложными неравновесными взаимоотношениями как «внутри», так и «поверх» региональных объединений. Доказывается, что теория взаимозависимости не способна объяснить все нюансы формирования и динамичного развития связей, соединяющих страны
— участницы БРИКС в трансрегиональное партнерство. Поэтому необходимо привлечь положения концепции многофакторного равновесия, позволяющей учесть все многообразие внешних и внутренних факторов, влияющих на процесс формирования и развития отношений внутри трансрегионального партнерства БРИКС и взаимосвязей группы стран БРИКС с другими акторами мирового политического процесса.
Показано, как именно в настоящее время разворачивается и углубляется про-
цесс формирования уникальной модели трансрегионального партнерства стран БРИКС в политической, экономической, социально-культурной сферах.
Трансрегиональное сотрудничество стран БРИКС и его оценка с точки зрения перспектив влияния на эволюцию системы глобального управления. Содержатся выводы по результатам исследования и прогноз на основании полученных результатов.
Страны БРИКС в системе глобального управления. Раскрываются основные тенденции, которые становятся трендами будущей эволюции системы глобального управления. Рассматриваются и анализируются предполагаемые направления, по которым может развиваться участие стран БРИКС в процессе эволюции системы глобального управления. Доказывается, что трансрегиональное партнерство БРИКС в настоящее время представляет собой значимый глобальный форум, оказывающий постепенно возрастающее влияние на эволюцию системы глобального управления на основе строгого соблюдения принципов международного права.
Анализ потенциала сотрудничества стран БРИКС в системе глобального управления. Представлено доказательство того положения, что именно установление прочных трансрегиональных связей и многофакторного равновесия внутри блока БРИКС позволит трансрегиональному партнерству БРИКС выступать единым фронтом в ходе решения проблем мировой политики, последовательно воплощая в реальность принятые решения. Для этого следует лишь как можно более четко формировать общую стратегию блока. Каждая страна — участница трансрегионального партнерства БРИКС, являясь «системой в системе», формируя внутри и поверх сообщества БРИКС систему стратегических взаимосвязей, получает синергетический эффект, выражающийся в значительном увеличении ее роли в мировом сообществе.
Схематично представлен потенциал трансрегионального партнерства стран БРИКС в системе глобального управле-
ния. Наглядно показаны взаимосвязанные приоритеты стратегического развития трансрегионального партнерства БРИКС (интеграция, кластеризация, кооперация) и приоритеты тактического развития трансрегионального сообщества БРИКС (модернизация и внедрение инноваций). Демонстрируется взаимосвязь данных приоритетов с промышленным потенциалом стран — участниц трансрегионального партнерства БРИКС и человеческим капиталом данного трансрегионального объединения, выделены плюсы и минусы намеченных путей стратегического и тактического развития трансрегионального партнерства.
Анализируется процесс укрепления политических, экономических, социальных и культурных связей между странами — участницами БРИКС. Также рассматриваются препятствия и факторы, разобщающие единство стран БРИКС, что не позволяет группе БРИКС достичь полноценной политико-экономической интеграции. Доказывается, что однополярная модель мира осталась в прошлом и на первый план в мировой политике и экономике выступили принципы полицентричности и многофакторного равновесия.
Сделан вывод, что установление прочных трансрегиональных связей и многофакторного равновесия внутри блока БРИКС позволит трансрегиональному партнерству БРИКС эффективнее влиять на постепенную эволюцию существующей в настоящее время системы глобального управления.
Выводы. В проведенном исследовании сделана попытка изучить структурные особенности сотрудничества стран-участниц трансрегионального сообщества БРИКС с опорой на содержание теории комплексной взаимозависимости и концепции многофакторного равновесия.
1. На современном этапе эволюции глобального управления в условиях постоянно растущей экономической и политической конкуренции возрастает роль объединений стран как в региональном, так и в трансрегиональном формате. При этом четко
прослеживается тенденция к объединению стран вокруг определенного комплекса интересов. В настоящее время в международных отношениях происходят кардинальные изменения — всё более важную роль начинают играть именно восходящие акторы мирового сообщества на фоне усиливающегося процесса транснационализации. Таким образом, БРИКС по своей сути — это пример новаторского подхода к сохранению и укреплению позиций в мировом сообществе, поскольку данное трансрегиональное сообщество не предусматривает существования политического органа контроля за функционированием системы стран БРИКС.
Трансрегиональное партнерство БРИКС находится в состоянии неупорядоченного равновесия, участники системы (государства — участники трансрегионального сообщества БРИКС) вынуждены самостоятельно поддерживать баланс. Именно поэтому для анализа сущности и деятельности системы БРИКС, которую составляют независимые политические субъекты — национальные государства (страны группы БРИКС по сути являются пятью различными локальными цивилизацион-ными моделями), необходимо сочетание положений двух фундаментальных теорий: теории комплексной взаимозависимости (Р. О. Кеохейн, Дж. Най) и концепции многофакторного равновесия (А. Д. Воскресенский). Объединение двух данных теорий позволяет детально рассматривать систему сложных неравновесных взаимосвязей, складывающихся между странами — участницами трансрегионального партнерства БРИКС на мировой политической арене.
Поскольку трансрегиональное сообщество БРИКС является принципиально новым феноменом в системе международных отношений, выступая одновременно и в качестве института, и в качестве инструмента, влияющего на системную реконфигурацию мирового политического процесса, теория взаимозависимости не способна объяснить все нюансы формирования и динамичного развития связей, соединяющих страны -участницы БРИКС в трансрегиональное
партнерство. Необходимо привлечь положения концепции многофакторного равновесия, позволяющей учесть все многообразие внешних и внутренних факторов, влияющих на процесс формирования и развития отношений внутри трансрегионального партнерства БРИКС и взаимосвязей группы стран БРИКС с другими акторами мирового политического процесса. Следует отметить, что концепция многофакторного равновесия практически свободна от идеологических или геополитических соображений, что повышает уровень объективности данного исследования.
2. В процессе эволюции и становления нового миропорядка возрастает роль международных организаций, в частности, такого инструмента продвижения интересов и формальных, и неформальных организаций (например О 20), как ООН. В рамках ООН каждая из стран-участниц продвигает в первую очередь свои интересы, которые согласуются с интересами других стран или противоречат им. В этом аспекте важными представляются объединение и взаимная поддержка в рамках конкретного политического объединения. В этом отношении БРИКС может стать действенным инструментом продвижения и лоббирования совместных интересов, поскольку члены данного объединения — страны, имеющие значительный политико-экономический вес. Развитие внутренних механизмов координации трансрегионального объединения БРИКС происходит одновременно с интенсификацией взаимосвязей группы БРИКС с профильными международными организациями. Достижение трансрегионального консенсуса стран БРИКС и установление многофакторного равновесия внутри данного объединения предоставляет блоку БРИКС возможность оказывать значительное влияние на глобальную внешнеполитическую архитектуру. Данный процесс также соответствует постулатам концепции многофакторного равновесия, разработанной А. Д. Воскресенским, а также основным положениям концепции комплексной взаимозависимости, выдвинутой политологами Р. О. Кеохейном и Дж. Наем.
3. Структурная модель трансрегионального партнерства стран БРИКС перспективно трансформируется в сторону большей степени институционализации. Создание совместной банковской структуры — Нового банка развития БРИКС — это первый шаг на пути дальнейшей институционализации формата БРИКС. В дальнейшем усиление политических и экономических взаимосвязей неизбежно должно повлиять на рост степени взаимозависимости и взаимодополняемости стран-участниц трансрегионального партнерства БРИКС как сложных политико-экономических систем. Формирование принципиально новой внешнеполитической геометрии, базирующейся на трансрегиональных связях взаимозависимости и многофакторного равновесия внутри региональных объединений, дает возможность странам — участницам трансрегионального партнерства БРИКС вырабатывать единую точку зрения на пути решения проблем, стоящих перед мировым сообществом в целом и в частности перед странами группы БРИКС.
4. Геополитический и геоэкономический потенциал каждой отдельной страны резко возрастает после ее присоединения к трансрегиональному объединению БРИКС, при этом, поскольку БРИКС является подчеркнуто неформальной структурой, практически исключается подавление одного
Список литературы_
участника блока другими. Связи внутри блока БРИКС усиливают влияние каждой страны — участницы трансрегионального партнерства на мировое сообщество за счет возникновения синергетического эффекта.
Основной проблемой трансрегионального партнерства БРИКС является значительная разница в текущем уровне экономического развития входящих в трансрегиональное объединение стран. В основном это касается большого отрыва Китая от остальных стран-партнеров. Кроме того, китайская внешняя политика, направленная на создание устойчивой доминанты в восточноазиатском регионе, разительно диссонирует с аналогичными интересами России в евразийском направлении. Эти две страны, соседствуя на одном континенте, претендуют на роль региональных и глобальных лидеров, имея каждая свои сильные и слабые стороны. Поэтому важнейшей задачей дальнейшего развития формата трансрегионального сообщества БРИКС является устранение противоречий в реализации интересов стран-партнеров и разработка структурно упорядоченного плана сотрудничества с учетом сильных и слабых сторон каждой из стран-участниц трансрегионального партнерства БРИКС в направлении реализации общих интересов на основании взаимной выгоды.
1. Воскресенский А. Д. Россия и Китай: теория и история межгосударственных отношений. М.: МОНФ,
1999. 412 с.
2. Ларионова М. В. Российское председательство в БРИКС: модели взаимодействия с международными институтами // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2016. Т. 11, № 2. С. 113-139.
3. Национальный комитет по исследованию БРИКС: организация и задачи [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nkibrics.ru/posts/show/53fce0c26272697ee4010000 (дата обращения: 23.07.2017).
4. Толорая Г. Зачем России БРИКС? На пути к новому мироустройству // Россия в глобальной политике. 2015. Т. 13, № 1. С. 70-81.
5. Урсул А. Д. Россия в БРИКС: контекст устойчивого развития // Социодинамика. 2015. № 5. С. 1-69.
6. Хейфец Б.А. Россия и БРИКС. Новые возможности для взаимных инвестиций. М.: Дашков и К°, 2014. 220 с.
7. Keohane R. O., Nye J. S. Power and Interdependence: World Politics in Transition. New York: Longman,
2000.
8. Krasner S. D. Structural Causes and Regime Consequences: Regimes as Intervening Variables // International Organization, 1982, no. 36, pp. 185-205.
9. Nye J. Soft Power // Foreign Policy, 1990, no. 80, pp. 153-171.
10. Young O. Regime dynamic. The rise and fall of international regimes / / International Relations. Critical concepts in political science. London: New York, 2004, vol. 2.
1. Voskresensky A. D. Rossiya I Kitay: teoriya I istoriya mezhgosudarstvennyh otnosheniy (Russia and China: theory and history of interstate relations). M.: MONF, 1999. 412 p.
2. Larionova M. V. Vestnik mezhdunarodnyh organizatsiy: obrazovanie, nauka, novaya ekonomika (Bulletin of International Organizations: Education, Science, New Economy), 2016. Vol. 11, № 2, pp. 113-139.
3. Natsionalny komitet po issledovaniyu BRIKS: organizatsiya i zadachi (National Committee for the Study of BRICS: Organization and Tasks). Available at:http://www.nkibrics.ru/posts/ show/53fce0c26272697ee4010000 (Date of access: 23.07.2017).
4. Toloraya G. Rossiya vglobalnoy politike (Russia in global politics), 2015, vol. 13, no. 1, pp. 70—81.
5. Ursul A. D. Sotsiodinamika (Socio-dynamics), 2015, no. 5, pp. 1—69.
6. Heyfets B. A. Rossiya i BRIKS. Novye vozmozhnosti dlya vzaimnyh investitsiy (Russia in BRICS. New opportunities for mutual investment). M.: Dashkovi K°, 2014. 220 p.
7. Keohane R. O., Nye J. S. Power and Interdependence: world politics in transition (Power and Interdependence: World Politics in Transition). New York: Longman, 2000.
8. Krasner S. D. International Organization (International Organization), 1982, no. 36, pp. 185—205.
9. Nye J. Foreign Policy (Foreign Policy), 1990, no. 80, pp. 153-171.
10. Young O. International Relations. Critical concepts in political science (International Relations.Critical concepts in political science). London: New York, 2004, vol. 2.
Коротко об авторе _ Briefly about the author
Конкин Андрей Александрович, аспирант, кафедра востоковедения, Московский государственный институт международных отношений Министерства иностранных дел Российской Федерации, Москва, Россия. Область научных интересов: политология, международные отношения, БРИКС, глобальное управление konkin1986@mail.ru
Andrey Konkin. postgraduate, Oriental Studies department, Moscow State Institute of International Relations of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Moscow, Russia. Sphere of scientific interests: political science, international relations, BRICS, global governance
Образец цитирования
Конкин А. А. БРИКС: структурно-функциональные особенности партнерства // Вестн. Забайкал. гос. ун-та. 2017. Т. 23. № 9. С. 93-102. DOI: 10.21209/2227-9245-2017-23-9-93-102.
Konkin A. BRICS: structural and functional features of the partnership // Transbaikal State University Journal, 2017, vol. 23, no. 9, pp. 93-102. DOI: 10.21209/2227-9245-2017-23-9-93-102.
References
Дата поступления статьи: 09.09.2017 г. Дата опубликования статьи: 31.09.2017 г.