УДК 327
БРИКС И УГРОЗЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
Халитова Г.И.
gulnazkh [email protected]
Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия
Аннотация: В статье рассматриваются современные тенденции сотрудничества стран БРИКС по развитию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и обеспечению безопасности ИКТ. По итогам председательства России в БРИКС в 2015—2016 гг. страны сошлись во мнении, что ИКТ являются одним из важнейших и перспективных направлений в условиях глобализации. Вместе с тем необходима разработка взаимодействия БРИКС в обеспечении безопасности ИКТ, которое может привести к предотвращению актов терроризма в сети интернет и достижению максимальной безопасности киберпространства в будущем.
Ключевые слова: БРИКС, информационная безопасность, сотрудничество, кибертерроризм, Россия, Китай.
Благодарности: Работа выполнена в соответствии с Программой Правительства Российской Федерации по конкурентному росту Казанского федерального университета.
Введение. Стратегическая коммуникация является неотъемлемой частью современной международной системы. Модель информационного влияния, при котором государство контролирует безопасность граждан, границ, системообразующих отраслей экономики и др. зародилась в 1950-х годах. Профессор Дэвид Берло в рамках научного дискурса, проводимого в Администрации США по основам международного сотрудничества, описал теорию коммуникаций и ее влияние на международные отношения. В XXI веке важной вехой является глобализация, посредством которой происходит распространение инновационных технологий сквозь государственные границы. Информационные технологии влияют на все сферы общественной жизни, включая политическую. Государства консолидируются в единую систему, что способствует обеспечению безопасности не только в рамках одной страны, как это было раньше, а по всему миру. Вместе с тем необходимо отметить, что с приходом глобализации возросла уязвимость государств перед мировым терроризмом. Исходя из вышесказанного, БРИКС на протяжении многих лет согласовывает позиции по правовому закреплению обеспечения информационной безопасности. В ходе саммита БРИКС в Йоханнесбурге лидеры объединения заявили о важности разработки международно-правовых норм поведения в информационном пространстве под эгидой ООН.
Методы. В работе были использованы следующие методы: описательный, сравнительный, типологический и системный методы. Описательный метод позволяет реконструировать процесс формирования БРИКС в контексте современных международных отношений и его влияние на разработку международно-правовых норм информационной безопасности. Типологический метод позволяет выявить ведущие тенденции изменений. Сравнительный метод позволяет выявить общее и особенное в деятельности современных международных объединений, и таким образом определить роль БРИКС в совершенствовании защиты информационно-коммуникационных технологий в контексте межгосударственного взаимодействия. Системный метод позволяет рассмотреть деятельность БРИКС как единого целого и вывить взаимосвязь составляющих его частей.
Результаты и обсуждение. Важной составляющей современной экономики государств составляет переход отдельных системообразующих отраслей в цифровую составляющую. На сегодняшний день экономическое развитие стран БРИКС их подходы к повышению научного потенциала, а также уровень промышленного развития привлекают внимание международного сообщества и выдвигают их на передовые позиции по взаимодействию и сотрудничеству в мире. Страны БРИКС разрабатывают платформу развития сотрудничества в наукоёмких и высокотехнологичных сферах, которые незаслуженно отодвигаются на второй план, а ведь именно от них зависит безопас-
Политические науки
ность и развитие страны. Сотрудничество в передовых отраслях предполагает повышение потенциала БРИКС в решении насущных глобальных проблем, а также продолжение процесса институционализации БРИКС и его международного закрепления1.
В сфере информационно-коммуникационных технологий взаимодействие большего количества стран приводит к достижению максимальной безопасности ки-берпространства. Поэтому лидеры БРИКС определили следующие принципиально важные компоненты сотрудничества такие как, разработка превентивных мер в противодействие компьютерному терроризму, проектов в использовании высоких технологий в логистике, а именно автоматической идентификации объектов (RFID2). RFID - радиочастотная идентификация, система, которая использует радиоволны для обнаружения объектов. Данная технология совмещает сканирование и закрепление информации в системе, с отметкой - ярлыком, которые в дальнейшем сопоставляются с идентификационным номером. Департаменты внутренней безопасности часто используют данную систему при въезде иностранных граждан на территорию государства. Каждый приезжий получает номер, который сканируется при каждом пересечении границы, для отслеживания его перемещений. Государство дает гарантии, что использующиеся для считывания биометрические данные будут защищены дополнительным шифрованием, и не будут использоваться в противоправных целях. К сожалению, данная система не введена полностью. Но вместе с тем, многие страны заявляют о необходимости сотрудничества в данной сфере и пресечении актов терроризма, как в жизни, так и в сети интернет.
На саммите в Уфе страны БРИКС запланировали подготовку официального документа, фиксирующего общее видение проблематики и подходов в обеспечении безопасности информационного пространства. Страны условились, что в данном документе необходимо согласовать пункты, запрещающие атаки в информационном пространстве против государственных стратегических объектов, финансового сектора, объектов атомной энергетики, против систем ОМУ. Страны также подчеркнули необходимость в продвижении данной инициативы в Организации Объединенных Наций, и ее специализированных учреждениях. Необходим обмен информацией о существующих угрозах, для развития превентивных мер противодействия им. Данные пункты были отражены в Коммюнике министров связи стран БРИКС по итогам встречи «Расширение сотрудничества в сфере телекоммуникаций и информационно-коммуникационных технологий»3, которая прошла 23 октября 2015 года в Москве. Стороны обозначили роль ИКТ в становлении развивающихся стран. Расширение сотрудничества в данной сфере должно основываться на открытости и доступности информации с пониманием национальных интересов государств. Под универсальным доступом подразумевается использования ИКТ - сферы для повышения уровня образованности граждан. ИКТ-стратегия стран БРИКС предполагает внедрение широкополосного доступа в интернет для общества и государства. Отметив ранее диспропорцию развития сферы ИКТ в мире, страны будут прилагать усилия к постепенной диверсификации глобального рынка программного обеспечения и информационно-технического оборудования. На саммите БРИКС в Йоханнесбурге4 в совместном заявлении государствами было отмечено, что важным является мирное урегулирование конфликтов, уважение принципов доброй воли, а также разрешения территориальных споров государств посредством переговоров, а не военными интервенциями или насильственным захватом территории соседнего государства. В области стратегиче-
1 Мойсейкин Ю.Н. Страны БРИК перед вызовами глобализации /Ю.Н.Мойсейкин. М: Институт Латинской Америки РАН, 2010. 469 с.
2 Рабочий план стран БРИКС в области науки, технологий и инноваций на 2015-2018 годы. Электронный ресурс. URL: https://www.ranepa.ru/images/media/brics/ruspresidency2/work_plan_rus.pdf (дата обращения: 10.02.19)
3 Коммюнике министров связи БРИКС по итогам встречи «Расширение сотрудничества в сфере телекоммуникаций и информационно-коммуникационных технологий. 23 октября 2015 г.
4Йоханнесбургская декларация Десятого саммита БРИКС [Электронный ресурс] URL: http://kremlin.ru/supplement/5323 (дата обращения: 10.02.19)
Казанский вестник молодых ученых
ской стабильности и обеспечения информационной безопасности государства отмечают, что возросла пагубная тенденция отдельных государств использовать технологическое превосходство для доминирования в информационном пространстве и абстрагирования от принятых норм. Также отмечено, что необходимо равномерное распределение информационных ресурсов для обеспечения безопасности киберпро-странства и равноправного партнерства. Вопрос об отсутствии международно-правовых норм, регулирующих межгосударственные отношения в информационном пространстве является наиболее актульным. В 1998 Российская Федерация выдвинула предложение о предметном обсуждении будущего информационной безопасности. Резолюция А/RES/54/49 поддержана международным сообществом, что подразумевает заинтересованность государств в закреплении общих подходов по обеспечению информационной безопасности и выработке принципов противодействия актам терроризма и экстремизма в сети интернет. К формированию документ присоединились 14 государств, обрабатывались их доклады и пожелания относительно будущего документа, что приводило к затягиванию процесса подписания. Некоторые государства Генеральной Ассамблеи ООН и вовсе голосовали против, считая внесенные пункты не приемлемыми. Исходя из этого, в 2009 году была создана экспертная комиссия, которая была призвана учесть интересы государств, направившие свои предложения по будущему документу. Вскоре к формированию документа приступили многие региональные и международные объединения БРИКС, СНГ, ШОС, ОДКБ. К договору присоединились многие страны из разных континентов, что свидетельствует о желании сделать мир безопасней, не смотря на различность политических, экономических и культурных аспектов.
На заседании Первого комитета ООН в 2016 году был принят российский проект резолюции «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности». Соавторами резолюции выступили 80 государств со всех регионов мира, что делает данный проект международным. Необходимо отметить, что поддержку резолюции оказали страны БРИКС, что подчеркивает единую позицию в данном вопросе. Основной задачей документа является выработка основ ответственного поведения государств в информационном пространстве и преодоления разрыва в уровне развития ИКТ развитыми и развивающимися странами.
Выводы. Объединение БРИКС проводит плодотворную разработку проектов для решения поставленных целей как в рамках ежегодных саммитов БРИКС, так и на межгосударственных площадках, таких как ООН и G20. Формирующаяся цифровая экономика развивающихся стран БРИКС нуждается в создании электронной платежной системы, системы интегрированных центральных банков, обладающей высоким уровнем безопасности, создание системы логистики, перевозок, что обеспечит конкурентоспособность объединения и стран по отдельности. Для достижения данных целей страны БРИКС согласовывают позиции по будущему международно-правовому оформлению защиты кибер пространства и предупреждение будущих актов терроризма. Вместе с тем необходимо отметить, что оформление позиций в окончательный документ не завершено. Стороны ограничиваются устными договоренностями и откладывают их закрепление до последующих саммитов. Возможно, это связано с тем, что нет единого подхода к реализации информационной безопасности в рамках ООН, с момента внесения на обсуждение резолюции, подготовленной Российской Федерацией прошло двадцать лет. К подготовке документа приступило более восьмидесяти государств, которые вносят поправки и проводят консультации, что отсрочивает его принятие.
Заключение. Обеспечение информационной безопасности предопределяет состояние защищенности личности, общества, государства от внутренних и внешних информационных угроз. С течением времени возросли угрозы для национальных интересов государства практически во всех сферах общественной жизни. Уязвимой становится система, при которой уровень подготовки отечественных специалистов в сфере информационных технологий в сравнении с остальными государствами низкий. При этом появляется зависимость от иностранных технологий, которая так же
209
Политические науки
влияет на безопасность государства, что чревато потерей суверенитета. Исследователи приходят к выводу, что с приходом глобализации информационная безопасность становится на передний план обеспечения безопасности государства и охране его интеллектуальной собственности.
Литература
1. Мойсейкин Ю.Н. Страны БРИК перед вызовами глобализации. М: Институт Латинской Америки РАН, 2010. 469 с.
2. Рабочий план стран БРИКС в области науки, технологий и инноваций на 2015-2018 годы. [Электронный ресурс]. URL: http://www.nkibrics.ru/pages/ (дата обращения: 10.02.19).
3. Коммюнике министров связи БРИКС по итогам встречи «Расширение сотрудничества в сфере телекоммуникаций и информационно-коммуникационных технологий. 23 октября 2015 г. [Электронный ресурс]. URL:https://www.ranepa.ru/ciir/sfery-issledovanij/briks/dokumenty-briks/briks-rossijskoe-predsedatel stvo-2015-2016-gg (дата обращения: 10.02.19)
4. Йоханнесбургская декларация Десятого саммита БРИКС [Электронный ресурс] URL: http://kremlin.ru/supplement/5323 (дата обращения: 10.02.19).
5. Доклад по итогам председательства Российской федерации в межгосударственном объединении БРИКС в 2015-2016 годах. [Электронный ресурс]. URL: http://www.nkibrics.ru/pages/history-brics (дата обращения: 10.02.19).
6. Совместное заявление руководителей миграционных ведомств стран БРИКС - Российской Федерации, Республики Индии, Китайской Народной Республики, Южно-Африканской республики. [Электронный ресурс]. URL: http://Migration_declaration%20(2).pdf (дата обращения: 10.02.19).
7. Уфимская декларация и Уфимский план действий. [Электронный ресурс] URL: http://www.brics.utoronto.ca/docs/150709-ufa-declaration-ru.pdf (дата обращения: 10.02.19).
8. Панова В.В. БРИКС: проблемы взаимодействия и потенциал сотрудничества // Обозреватель. 2013. № 1. С. 39-53.
9. Хабриева Т.Я. Киберпространство БРИКС: правовое измерение. Ответственные редакторы Дэн Руйпин, Т.Я. Хабриева
10. Jiechi Y. Innovations in diplomatic theory, practice. China Daily. [Электронный ресурс]. URL: http://www.chinadaily.com.cn/cndy/2013-08/17/content_16901031.htm (дата обращения: 10.02.19)
BRICS AND INTERNATIONAL INFORMATION SECURITY THREATS G. Khalitova Kazan Federal University, Kazan, Russia
Abstract: The article deals with the current trends of cooperation between BRICS countries in the development of information and communication technologies (ICT) and ICT security. Following Russia's chairmanship of BRICS in 2015—2016, the countries agreed that ICT is one of the most important and promising areas in the context ofglobalization. At the same time, it is necessary to develop BRICS cooperation in ensuring the security of ICT, which lead to the prevention ofacts ofterrorism in the Internet and achieve security ofcyberspace in the future.
Keywords: BRICS, information security, cooperation, cyberterrorism, Russia, China
Acknowledgements: The work is performed according to the Russian Government Program of Competitive Growth of Kazan Federal University.
Сведения об авторе Author of the publication
Халитова Гульназ Ильдусовна, студент, Казан- Gulnaz Khalitova, Student, Kazan Federal University. ский (Приволжский) федеральный университет. Ка- Kazan, Russia. [email protected] зань, Россия. [email protected]
Дата поступления 14.04.2019