Научная статья на тему 'БРИК как фактор большой политики'

БРИК как фактор большой политики Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
170
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРИК / БРИКС / ВЕДУЩИЕ СТРАНЫ МИРА / МИРОВАЯ ПОЛИТИКА / МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ГЛОБАЛЬНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / BRIC / BRICS / LEADING COUNTRIES / WORLD POLITICS / WORLD ECONOMY / GLOBAL COMPETITION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кива Алексей Васильевич

Термин «БРИК» в момент создания был призван выделить группу стран, экономические показатели которых были тогда сравнимы. Кризис обнаружил, что у каждой из них свой потенциал и свои проблемы, и если когда-то они шли параллельными дорогами, то теперь их пути расходятся. Поскольку, однако, это не финансовый или экономический союз, ментально БРИК (БРИКС) будет существовать до тех пор, пока мировой вес обозначаемых так стран не изменится слишком сильно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BRIC as a World Politics Factor

The term BRIC was forged to denote a group of countries with comparable and significant economic weight at the time of its origin. The crisis revealed different problems and potential among them, and although then they marched along parallel paths, now these paths diverge. However, since it is not a financial or economic alliance BRIC (BRICS) will exist mentally as long as the world weight of these countries does not change too radically.

Текст научной работы на тему «БРИК как фактор большой политики»

А.В. Кива

БРИК КАК ФАКТОР БОЛЬШОЙ ПОЛИТИКИ

Кива Алексей Васильевич - доктор исторических наук,

главный научный сотрудник Института востоковедения РАН.

Акроним БРИК - это первые буквы государств - Бразилии, России, Индии и Китая. Аббревиатура, звучащая по-английски как brick («кирпич»), впервые появилась в докладе, подготовленном одним из крупнейших американских банков Goldman Sachs в 2001 г. В нем говорилось, что указанные страны обладают таким огромным потенциалом и имеют такие темпы роста, что к середине текущего столетия по совокупному ВВП превзойдут шестерку ныне самых богатых стран - США, Японию, Германию, Великобританию, Францию и Италию. По их подсчетам, к 2050 г. ВВП Китая должен составить 44,45 трлн. долл., США - 35,16, Индии - 27,8, Японии - 6,67, Бразилии -6,07, России - 5,58, Германии - 3,6, Франции - 3,15, Италии - 2,06 трлн. долл.

Автором идеи стал руководитель отдела глобальных экономических исследований банка Джим О'Нилл (Jim O'Neill). Как представляется, его главной целью было показать деловому миру развитых государств, что эти страны обладают огромными людскими и природными ресурсами, а также необъятным рынком, чему должно быть найдено адекватное место в глобальной экономике к выгоде наиболее развитых стран. Поначалу О'Нилл не думал о том, что страны, названные им БРИК, начнут координировать свою деятельность и тем более создадут некий альянс. Каждая из них привлекла внимание аналитиков банка: Бразилия тем, что богата сельскохозяйственной продукцией, Россия - минеральными ресурсами, Индия - дешевыми интеллектуальными ресурсами, а Китай - дешевыми трудовыми ресурсами. Как видим, России в БРИК было отведено не самое почетное место - «мировой кочегарки», Бразилии - «мировой житницы», Индии - «мировой сервисной», а Китаю - «мировой фабрики».

Потом в отчеты банка Goldman Sachs вносились уточнения, в частности в связи с ускоряющимся развитием Индии и постоянно растущей высокими

темпами экономики Китая. И цифры стали уже сильно отличаться от первоначальных. Так, ВВП Китая к 2050 г. должен уже составить 70,7 трлн. долл., США - 38,5, Индии - 37, Бразилии - 11,3, России - 8,5, Японии - 6,6, Германии - 5, Великобритании - 5, Канады - 3,1, Италии - 2,9 трлн. долл.1

Но как бы то ни было, расчеты О'Нилла и Ко, конечно же, не выдерживают научной критики. Во-первых, они строятся на основе линейной логики, когда темпы роста на данный момент проецируются на будущее, что уже давно не делается серьезными аналитиками. Ведь на каком-то отрезке времени высокие темпы роста могут резко снизиться и даже упасть почти до нуля. Во-вторых, О' Нилл оценивает быстрое развитие стран, используя такие параметры, как размер ВВП, рост корпоративных доходов, капитализация компаний. Что касается ВВП, то еще знаменитый австрийский экономист Йозеф Шумпетер (1883-1950) предупреждал, что сам по себе рост ВВП еще не есть развитие. Для убедительности он приводил очень простой пример: если увеличить число производимых кабриолетов, то это будет рост, а если вместо кабриолетов начать производить автомобили, то это будет уже развитие. Что же касается капитализации, то это такая сомнительная величина, что может превратиться в пузырь, а потом и лопнуть, как и произошло с российским фондовым рынком после начала кризиса. На деле развитие, тем более в XXI в., оценивается по состоянию современных производств и прежде всего высоких технологий.

* * *

Первые контакты между государствами БРИК произошли в 2003 г. Отсюда и разночтение: одни авторы считают годом рождения БРИК 2001 г., другие - 2003 г. Формально такой организации, как БРИК, не существует, у нее нет ни устава, ни программы, ни постоянного места нахождения. Кто-то называет БРИК альянсом, кто-то - клубом.

Развитие отношений между странами БРИК шло поэтапно. В 2006 г. Россия выступила с инициативой организовать встречу контактной группы стран БРИК. Начались консультации на уровне министров иностранных дел. А в июле 2008 г. на острове Хоккайдо состоялась первая встреча стран БРИК (приуроченная к проходившей в Японии встрече руководителей «Большой восьмерки») на высоком уровне. В ее работе приняли участие президент России Дмитрий Медведев, президент КНР Ху Цзиньтао, премьер Индии Ман-мохан Синх и президент Бразилии Лула да Силва. Состоялись консультации

1. кИр://ru.wikipedia.org/wiki/BRIC 102

руководителей БРИК и в ходе встречи «Группы двадцати» (G-20) в Вашингтоне в ноябре 2008 г., посвященной проблеме мирового кризиса.

Наконец, в июне 2009 г. в Екатеринбурге прошел первый официальный саммит руководителей стран БРИК в том же составе, что и на острове Хоккайдо. Второй саммит руководителей стран БРИК состоялся в столице Бразилии Бразилиа в апреле 2010 г. Третий саммит проходил в Китае в Санья, что на южном острове Хайнань, в апреле 2011 г. На нем БРИК превратился в БРИКС за счет принятия в этот альянс Южно-Африканской Республики (по-английски эта страна называется South African Republic.) По логике вещей, следующий саммит пройдет либо в Индии, либо в ЮАР.

Если говорить коротко, то практически на всех встречах обсуждались вопросы расширения сотрудничества между странами, экономическая ситуация в мире в условиях кризиса и соответствующая на нее реакция со стороны стран БРИК (БРИКС), их взаимодействие на международной арене, в том числе и по вопросам большой политики.

Однако любые разговоры о БРИКС останутся пустым занятием, если мы не будем учитывать потенциал его стран, их влияние друг на друга, их интересы и приоритеты, а также существующие в отношениях между ними проблемы. И начнем наш анализ в том порядке, который представляется наиболее оправданным.

Бразилия уже давно не «житница»

Еще недавно у большинства наших граждан Бразилия ассоциировалась с футболом, кофе, карнавалами, фильмами жанра «мыльной оперы». Однако в последние десятилетия она совершила впечатляющий рывок в своем развитии. Это уже страна с преимущественно городским населением (более 75%), с довольно развитой промышленностью и отраслями высоких технологий. Она, в частности, добилась успеха в создании авиакосмической промышленности и собственной конструкции ядерных реакторов, выпускает автомашины, самолеты, строит крупнотоннажные суда, у нее высокоразвиты горнодобывающая промышленность и особенно аграрный сектор. Она уже давно производит среднемагистральный самолет «Эмбрайер» и экспортирует его во многие страны мира. Развита у нее и военная промышленность.

О многом уже говорит сама структура экономики. В 2007 г. на долю промышленности приходилось 38,6% ВВП, сферы услуг - 51,3, а сельского хозяйства - только 10,1%. Страна не только полностью удовлетворяет свои потребности в сельскохозяйственной продукции, но и экспортирует ее в больших объемах. В структуре бразильского экспорта более 50% составляют изделия обрабатывающих отраслей, в то время как российский экспорт на 80-90% состоит из сырья и продукции первичной переработки.

По темпам роста (в среднем 3,5-4,5% в год) Бразилия уступала Индии и особенно Китаю. И объяснялось это стремлением пришедших к руководству страны в 2002 г. президента Лулу да Силва и его команды постепенно снижать гигантский разрыв между богатым и бедным населением и соответственно вкладывать меньше в основной капитал (около 15% ВВП), чем Китай (40% и более) и Индия (в последние годы более 30%). Уместно напомнить, что у Бразилии в период правления военных диктатур (1964-1985) был период «экономического чуда» (с 1968 по 1973 г.), когда ежегодный рост ВВП составлял 11%. И остановили этот рост резко подскочившие на мировом рынке (как следствие арабо-израильской войны) цены на нефть, которую Бразилия тогда импортировала, еще не имея биотоплива и разведанных крупных запасов нефти, позволяющих ей ныне ее экспортировать. И тем не менее в 19741980 гг. темпы роста производства составляли 6%. Именно в эти годы Бразилия из аграрной превратилась в индустриальную страну2, что привело к резкому увеличению числа людей, живущих за чертой бедности, и углублению и без того немалой пропасти между богатыми и бедными. Поэтому пришедший к власти выходец из рабочих Луис Инасиу Лула да Силва развернул руль государства в сторону кардинального решения социальных проблем и за восемь лет своего пребывания у власти добился многого на этом пути, став одним из самых популярных руководителей в истории страны.

Социально ориентированная политика не помешала Бразилии стать в 2010 г. третьим в мире производителем гражданских самолетов (после «Боинга» и «Аэробуса») - 246 против наших семи и выпустила 3,6 млн. авто-мобилей3. Она сравнительно легко перенесла кризис, в 2009 г. ВВП упал на 0,6%, а в 2010 г. вырос на 7,8%, и его объем по обменному курсу исчислялся 2,2 трлн. долл., что в пересчете на ППС составило 3,6 трлн. долл. Живущие в Бразилии российские граждане говорят, что в Бразилии дешевая жизнь: недорогое жилье, очень дешевые и качественные продукты. (В России в 2010 г. ВВП составил меньше 1,5 трлн. долл., а более высокие цифры по ППС, по официальным данным, у многих вызывают сомнение, ибо если брать за точку отсчета цены в США, то и жилье, и машины, и продукты питания, и одежда в Бразилии дешевле, чем у нас.) В стране довольно высокий уровень грамотности, более высокий уровень жизни граждан, нежели в Китае и Индии, но менее развита наука.

В целом бразильская экономика хорошо структурирована и во многом самодостаточна. Если Россия не может собственными силами ни одеть, ни обуть, ни прокормить свое население, не говоря уже о машинах и оборудова-

2. См. подробнее: http://ru.wikipedia.org/wiki/BRIC

3. Бразильское чудо. - kttp://www.aif.ru/money/article43374

нии, бытовой электронике и даже кухонной утвари, то у Бразилии этих проблем нет: она, подчеркиваю, экспортирует в крупных масштабах не только продовольствие, но и машины, и товары повседневного быта. И, кстати сказать, является мировым лидером как в технологиях производства биотоплива, так и в его объемах. На многих направлениях Бразилия, еще недавно ассоциировавшая с отсталостью, произволом диктаторов и прочими «прелестями» слаборазвитости, обогнала Россию, причем не только в промышленном и технологическом развитии, но и в сфере общественной жизни. Там реальная многопартийность, свобода СМИ, свободные выборы. Борьбу с коррупцией не имитируют, как у нас, а ведут серьезно. Результаты выборов не фальсифицируются, хотя бы уже потому, что граждане голосуют посредством электронных урн: нажимают на кнопку перед тем или иным кандидатом в президенты или партией - и уже через несколько часов компьютер выдает результаты выборов. Участие в них по закону обязательно для всех граждан соответствующего возраста.

В чем секрет успехов Бразилии? Если коротко, то в качестве и в нравственном императиве власти, в ее нацеленности не на обслуживание собственных интересов, а на служение народу. Такое целеполагание властей рождает грамотное сочетание рынка и государственного регулирования, глубоко продуманную финансовую, налоговую, таможенную и социальную политику. В результате средства, создаваемые народом, идут на развитие страны, а не рассовываются элитой по карманам, выводятся в офшоры, тратятся на ненужные строительные объекты и банально проматываются.

Конечно, далеко еще не изжита бедность, есть трущобные кварталы - так называемые хавелы, есть наркомафия, есть организованная преступность.

Что Россию связывает с Бразилией? За пределами торговых отношений практически ничего. Самый высокий объем товарооборота между Бразилией и Россией был достигнут в докризисном 2008 г. и составил около 8 млрд. долл., в 2009 г. он упал до 4,28 млрд. долл., но в 2010 г. поднялся почти до прежнего уровня - 7,98 млрд. долл. с профицитом для Бразилии в 1,32 млрд. долл. Для сравнения приведем товарооборот Бразилии с другими странами. В том же году с Китаем он составил 56,3 млрд. долл., с Индией -7,7 млрд. долл. и с ЮАР - 2 млрд. долл.4

У Индии и Китая отмечается постоянно растущий уровень торгово-экономических отношений с Бразилией и, что немаловажно, развивается научно-техническое сотрудничество с ней, чего нет у России. Еще в 2008 г. во внешнеторговом товарообороте Бразилии преобладали США, а в 2011 г. пер-

4. http://www.inosmi.ru/latinamerica/20110420/168606429html

вое место занял Китай. Его товарооборот со странами Латинской Америки в 2010 г. составил 163 млрд. долл., что в 10 раз больше, чем у России5.

Но геополитический интерес Бразилии к БРИКС вторичен, первой же своей задачей она считает необходимость сгруппировать вокруг себя страны Латинской Америки и стать их лидером.

Индия набирает темпы роста

По подсчетам крупнейшего специалиста по странам переходного периода академика РАН и Европейской академии В.М. Полтеровича и доктора экономических наук, профессора В.В. Попова, в 1950 г. Китай и Индия находились примерно на одном уровне развития6. Но за период осуществления первых двух пятилетних планов социально-экономического развития Китай вырвался вперед. И, несмотря на авантюру «большого скачка» (1966-1976) и разорительную «культурную революцию (1958-1960), развитие Китая все равно шло более быстрыми темпами, чем Индии. Свойственные Китаю мобилизационные методы развития, по существу мононации (более 90% населения составляют ханьцы - собственно китайцы), не подходили для Индии с ее сложной этнической, кастовой, языковой и религиозной структурой (12 конфессий и 23 языка!) и наличием парламентской демократии, требующей согласования интересов многих регионов и народов. Властям Индии не удалось провести в жизнь планирование семьи, в результате естественный прирост населения был примерно в 2 раза больше, чем в Китае, где оно успешно осуществлялось. Да и ареал нищеты в Индии традиционно был больше, чем в Китае. Соответственно гораздо большие расходы, чем в Китае, уходили на решение острых социальных проблем и меньше оставалось средств на развитие. Были и другие причины, тормозившие экономический рост Индии.

Но так или иначе Индия стала шаг за шагом совершенствовать свою экономическую политику и модернизировать хозяйство. Если Россия за 20 лет реформ топталась на месте и даже теряла завоеванные в предыдущие годы позиции, то темпы развития Индии за этот период в среднем составили 5% в год. В новом же тысячелетии она набрала высокие и довольно устойчивые темпы роста - на уровне 8-9% в год и по объему ВВП в пересчете на ППС заняла четвертое место в мире, уступив лишь США, КНР и Японии. Индия создала весьма преуспевающую «силиконовую долину» в Бангалоре, что позволило ей захватить 65% мирового 1Т-аутсорсинга и с каждым годом экспортировать все больше инновационной продукции.

5. кttp://agnc.ru/indet.pкp?id=27728t=2

6. кttp:www.sps.ru/?id=216623

Индия так же, как и Китай, в отличие от России, без больших потерь перенесла мировой финансовый кризис. В 2008 г. рост ВВП составил 6,7%, в 2009 - 5,5, а в 2010 г. - 8,3%. Страна добилась крупных успехов в таких принципиально важных областях, как обрабатывающая промышленность, электроэнергетика, машиностроение, в том числе автомобилестроение (более 10 млн. единиц в год, включая не только автомашины, но и автобусы, тракторы, трехколесные передвижные средства, мотоциклы и мотороллеры). Прорывными отраслями в Индии стали химическая промышленность, фармацевтика, биотехнологии. В последние годы особенно быстрыми темпами развиваются информационные технологии (ИТ) и аутсорсинг (передача сторонней организации решение тех или иных задач или бизнес-процессов). И аутсорсинг по преимуществу не бытовой (уборка территории, организация питания, управление транспортом, эксплуатация инженерных сетей, бухгалтерское обслуживание и пр.), а связанный с высокими технологиями (разработка, внедрение, эксплуатация, совершенствование работы информационно-технологических систем и пр. в тех или иных компаниях).

Как и для Китая, для Индии западные страны, и прежде всего США, являются и «кузницей кадров», и источником получения новой техники и новых технологий. Индия имеет преимущество перед Китаем в том, что касается английского языка, который образованные индийцы знают, как свой родной. Возможно, поэтому так много врачей-индийцев работают в англоговорящих странах. Многие индийские студенты обучаются в лучших западных университетах, их оставшиеся выпускники нередко становятся крупными специалистами. Часть специалистов создает на исторической родине филиалы инновационных фирм, другая же возвращается домой и, используя полученные знания и опыт, занимает достойные (и, кстати, хорошо оплачиваемые!) места в высокотехнологичных отраслях.

Некогда широкие торгово-экономические связи нашей страны с Индией после распада СССР резко пошли по нисходящей. Так, в 2004 г. товарооборот составил всего 1,7 млрд. долл. Выручало лишь сотрудничество в военной сфере, да и то благодаря тому, что, отказавшись подписать принятый в 1968 г. ООН Договор о нераспространении ядерного оружия, Индия лишилась возможности сколько-нибудь широкого военно-технического сотрудничества с западными странами и, прежде всего, с США. Но в августе 2008 г. МАГАТЭ сняла все претензии к Индии, а в октябре Конгресс США одобрил американо-индийское соглашение о сотрудничестве в мирном использовании ядерной энергетики. За этим последовали закупки Индией в США военной техники. Таким образом, монопольному положению России в качестве поставщика Индии военной техники приходит конец. К тому же Индия крайне недовольна тем, что Россия затянула реконструкцию авианесущего крейсера «Адмирал Горшков», притом что цена ее постоянно возрастала. Были

проблемы и с качеством поставляемой Индии российской морской техники. Мы проиграли французам тендер на продажу Индии современных истребителей и, скорее всего, из-за фатального отставания в инновационных технологиях не сможем на равных конкурировать с западными производителями оружия. Тем не менее Индия, скорее всего, еще долго будет нуждаться в военном сотрудничестве с Россией, поскольку у нее 70-80% оружия советского и отчасти российского производства.

Торгово-экономические отношения между Россией и Индией в последние годы оживились. В частности, при содействии России будут сооружены четыре блока ядерной АЭС в штате Тамилнад в дополнение к двум блокам, построенным ранее. Реализуется совместно с Россией проект создания двухместного истребителя пятого поколения БОБА на базе российского Т-50 (ПАК ФА)7. Начался неуклонный рост товарооборота: в 2008 г. - 7 млрд. долл., в 2009 - 8,4 млрд., в 2010 г. - 9 млрд. долл. Товарооборот Индии с Китаем в 2010 г. составил примерно 60 млрд. долл., со странами Евросоюза -110 млрд. и с США - 38 млрд. долл., уменьшившись на 15% по сравнению с предыдущим годом8.

И, несмотря на высокие темпы роста, на то, что в Индии средний класс составляет 250-300 млн. человек, зона нищеты еще остается огромной - по официальным данным на 2010 г., еще 372 млн. индийцев живут за чертой бедности9.

Но каких-то особых отношений между Россией и Индией в рамках БРИКС по определению не будет, ибо ее национально-государственные интересы диктуют многовекторную политику. Она участвует в работе Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в качестве наблюдателя, как и Пакистан, Иран, Монголия, а военные учения проводит и с Россией, и с Китаем, и с США, и с Великобританией. А после посещения Индии сначала премьером Госсовета КНР Вэнь Цзябао (2006), а затем и председателем КНР Ху Цзиньтао (2007) было объявлено о стратегическом партнерстве двух стран. После ухудшения отношений между США и Пакистаном последний, можно предположить, усилит свое сближение с Китаем, что, конечно же, не может отвечать интересам Индии. Поэтому логично ожидать дальнейшее расширение ее сотрудничества с США, в том числе и в военной области.

7. 31.01.2011www.timesru.com

8. кttp://www.finmarket.ru/z/nws/news.asp?id=1293140; http://www.gmu-countries.ru/ asia/india/lenta2011.кtml

9. http://blogs.ruvr.ru/users/vedanta_ru/post131941990/

Растущая мощь Китая

Ключевой для нас страной в альянсах БРИКС, ШОС, равно как и вне их, конечно же, является Китай - огромная и с каждым годом становящаяся все более мощной пограничная страна, с которой мы взаимодействуем на протяжении многих веков. И хотя о Китае в отечественных и мировых СМИ уже много сказано, китайская тема стала еще более актуальной в период мирового финансово-экономического кризиса. И вот парадокс истории! Еще несколько лет назад в США было принято решение сдерживать развитие Китая, а сегодня известный американский политик и политолог Збигнев Бжезинский предлагает создать союз (0-2) между США и КНР как самых мощных стран в мире. Сегодня на быстрое развитие КНР страны Запада смотрят как на локомотив, который поможет вывести их экономики из кризиса, и чуть ли не с протянутой рукой ждут от него финансовой помощи. Сама возможность снижения роста Китая, скажем, с 10 до 8-7% (чего давно хочет руководство Китая из-за боязни перегрева экономики) уже лихорадит западные биржи.

Было время, когда мы помогали Китаю создавать чуть ли не с нуля отрасли тяжелой промышленности, готовить кадры специалистов, развивать науку и т.д. И даже в 1990-е годы, когда речь заходила о торговле с Китаем, некоторые наши чиновники задавали риторический вопрос: «А что нам у китайцев покупать!?» С тех пор ситуация коренным образом изменилась. В Китае мы можем покупать очень много из того, в чем нуждаемся, но сами, кроме сырья, мало что можем им предложить из-за низкой конкурентоспособности нашей продукции. За вычетом военной техники и небольшого ассортимента машин и оборудования. Молодые и средние поколения китайцев о России знают мало и мало ею интересуются, поскольку в отличие стран Запада мы не присутствуем ни в духовной жизни, ни в материальной сфере современного Китая. А те китайцы, которые с нами взаимодействуют в области деловых отношений, сталкиваясь с откровенно наглыми поборами наших чиновников, не лучшего о нас мнения. Занимающийся бизнесом в Китае востоковед В.П. Невейкин пишет: «Практически все уверены, что в России нет государства в общечеловеческом понимании этого слова. А в стране "правят" криминальные группы, которые внешне пытаются походить на государственных чиновников»10.

Некоторые китайские ученые открыто говорят о нашей деградации. Так, профессор школы экономики и финансов Гонконгского университета Сюй Чэнган в статье «Заблуждения России и чего должен остерегаться Китай» писал: «Скорость, с которой Россия переживает научный и экономический

10. Невейкин В. Что думают китайцы о современной России. - Эхо Москвы, 24.09.2011.

распад, находится за пределами воображения. На технологическом уровне экономика этой страны уже давным-давно позади традиционалистских арабских стран - экспортеров нефти. Вопрос не только в отсутствии инноваций, но и в том, что, за исключением ВПК, в России вообще нет заслуживающей внимания промышленности. Если бы не черное золото в ее недрах, Россия была бы одной из наиболее нищих стран мира, и так называемые страны БРИК превратились бы в "БИК"»11.

Благодаря хорошо продуманной модели реформ, которую китайцы не заимствовали, как мы, а сами разрабатывали, сильной команде реформаторов, хорошо продуманным четким правилам ведения бизнеса, порядку в стране и беспощадной борьбе с коррупцией и криминалом, Китай беспрецедентно быстро развивается вот уже более 30 лет. В предкризисный 2008 г. ВВП Китая вырос на 9%, составив более 4,4 трлн. долл. В кризисном 2009 г. он увеличился на 8,7%, достигнув 5 трлн. долл. В 2010 г. ВВП вырос на 10,3%, составив более 6 трлн. долл., что по ППС равно (по подсчетам МВФ) 10,1 трлн. долл. В пересчете на душу населения это составляет 4 тыс. долл. по номиналу и 7,5 тыс. по ППС. (Исходя из предполагаемой численности населения

1.5 млрд. человек, а не официальной - 1,3 млрд.)

Золотовалютные резервы (ЗВР) Китая росли также невероятно быстро. По этому показателю КНР еще в 2006 г. уступала Японии, имевшей 1 трлн. долл. Однако в 2008 г. ЗВР выросли до 2 трлн. долл., к началу 2010 г. - до

2.6 трлн., а в конце того же года они составили уже 3 трлн. долл., что в 3 раза больше, чем у Японии, и больше чем у остальных стран БРИКС, вместе взятых.

Также стремительно наращивалось производство автомашин. Китайцы стартовали с дореформенных 149 тыс., в 2002 г. вышли на уровень 2 млн., а в 2010 г. уже 19 млн. (вместе с грузовиками и автобусами).

Внешнеторговый оборот за 30 лет реформ вырос более чем в 100 раз. Причем он рос и в период кризиса, составив в 2010 г. 3 трлн. долл. Китай, таким образом, занял первое место по экспорту, оставив позади вначале Японию, а затем и Германию.

Китай быстро наращивает и научно-технический потенциал. Он подготовил на Западе сотни тысяч высококлассных специалистов. Расходы на НИОКР в пределах 2% ВВП, что во много раз больше, чем в России и других странах БРИК. Мы только еще планируем создать свою «кремниевую долину» в Сколково и привлечь туда для работы западных ученых и специалистов, а Китай уже в 1980-х годах создал гигантские по любым меркам «кремниевые долины» Шэньчжэнь на юге страны и Чжунгуаньцунь в Пекине и

11. кttp:/wiew/yandex.net/?url=кttp%3A%2F%webattacк.mail.yandex.net%2Fmessage... 110

вокруг него. Но есть еще огромный научно-технический центр в Шанхае и такие же центры, хотя и меньшего масштаба, практически в каждом крупном городе. Это не говоря уже о том, что крупнейшие мировые корпорации основали в Китае около 800 научно-исследовательских центров.

И вот результат. Уже десять китайских университетов признаны лучшими в мире против наших двух. Доля высокотехнологичной продукции в экспорте постоянно поднимается, составляя 23-25% против нескольких процентов в российском экспорте. Причем доля этой продукции у нас с каждым годом падает. Китай уже стал третьей в мире космической державой, имеет стратегические ракеты и противоракеты, производит современные военные самолеты и форсирует доработку истребителя пятого поколения (1-20) по технологии «Стелс» («невидимка»). Скоро начнется массовый выпуск гражданских самолетов.

Ученые в Китае получают примерно в 2 раза больше, чем в России и престиж их очень высокий. Научные лаборатории там, как правило, оснащены современным оборудованием. А научные учреждения разрабатывают планы текущего и долгосрочного развития экономики и страны в целом. У нас этим занимаются чиновники, которые часто не только плохо знают законы экономического развития, но и экономику собственной страны.

Чтобы понять, где лежат стратегические интересы Китая, следует обратить внимание на его торгово-экономических партнеров. В докризисном 2008 г. товарооборот со странами ЕС составил 425,58 млрд. долл., с США -333,74 млрд., с Японией - 266,78 млрд., с Индией - 51,78 млрд. долл. С Россией в 2008 г. товарооборот вырос до 58,8 млрд. долл.: экспорт - 23,8 млрд. и импорт - 33 млрд. долл. при отрицательном для нас сальдо в объеме чуть больше 9 млрд. долл. В 2009 г. товарооборот между странами упал до 38 млрд. долл., а в 2010 г. за счет экспорта в Китай нефти он поднялся до 59 млрд. долл. Такой товарооборот с Китаем наши эксперты называют неоколониальным: мы ему сырье, а он нам готовую продукцию.

Некоторые выводы

В политике экономические интересы, как известно, играют огромную, если не решающую роль. Для Китая Россия не является приоритетной страной, во-первых, хотя бы потому, что у Поднебесной объем торгово-экономических отношений с ней мизерный, по сравнению с Америкой, Евросоюзом и даже Японией. Так, до кризиса доля России во внешнеторговом обороте Китая составила всего лишь 2,22%. Следовательно, приоритетными для него были и остаются страны Запада и Япония, которым он не только продает свои товары, но и покупает у них машины, оборудование и технологии.

То, что Китай хочет иметь безопасную границу на востоке и севере страны и, соответственно, заинтересован иметь с Россией добрососедские отношения, как и мы с ним, - это понятно. Однако экономические интересы России и Китая, пожалуй, больше не совпадают, чем совпадают. Китайцы смотрят на Россию как на источник сырья и рынок сбыта их готовой продукции и не проявляют интереса к совместным разработкам новых технологий и даже к созданию совместных производств. Они заинтересованы в понижении цен на сырье, а мы - в их повышении. Они, построив на своей стороне границы деревообрабатывающие заводы, заинтересованы в получении дешевого необработанного леса, а нам это, естественно, невыгодно.

Китай успешно сокращает наши возможности в бывших республиках СССР и бывших соцстранах. Если говорить о Центральной Азии, то речь идет прежде всего о Казахстане (нефть) и Туркменистане (газ). Особо болезненным для нас может стать уменьшение поставок газа из Туркменистана. И когда аналитики говорят, что место конкуренции может занять сотрудничество, в частности в рамках ЕврАзЭС и ШОС, то они не учитывают, с одной стороны, особенностей глобализации, в которой резко усилилась конкуренция между странами за источники сырья и рынки сбыта, а с другой - положение Китая. Чтобы успешно решать острые проблемы почти полуторамил-лиардной страны, Китай должен быстро развиваться. Но для этого ему нужны ресурсы, и чтобы их получить, необходимо действовать умно, своевременно, энергично, напористо, да еще и иметь для этого свободные средства. И тут с Китаем никто не может соревноваться, тем более нынешняя Россия при ее слабом и не очень компетентном во многих областях руководстве.

В общем и целом Китай стремится реализовать только те проекты, которые выгодны ему. Скажем, ему нужен алюминий - он готов вкладывать средства в развитие электроэнергетики. Но наивно думать, что он будет содействовать модернизации пришедшего в упадок производства и образа жизни наших граждан на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири, на которые в свое время претендовал Мао Цзэдун, считая их территориями, отторгнутыми царской Россией от Китая. (На бытовом уровне в Китае часто говорят о нашем Востоке как о своей бывшей территории.) И то, что нынешние власти дезавуировали территориальные претензии к нам Мао, вовсе не значит, что, когда Китай станет второй в мире сверхдержавой (а это может случиться уже к 2020 г.), новые власти не вернутся к вопросу о «потерянных территориях».

В постсоветские годы с нашего Востока уехали 1,5 млн. наиболее квалифицированной рабочей силы, и этот край захирел и выглядит убого, жалко и безлюдно на фоне процветающих городов на противоположной стороне границы, выросших, кстати, лишь на торговле с нами и благодаря активной поддержке центральных властей. Там и численность населения раз в 10 больше, чем по нашу сторону границы. Российские граждане Дальнего Востока 112

в 90-е годы почувствовали себя брошенным центром и в итоге сейчас уже больше заинтересованы в экономических связях с Китаем, и отчасти с Южной Кореей и Японией, чем с Центральной Россией. Эксперты отмечают, что без государственной поддержки даже вновь создаваемое производство товаров широкого потребления будет обречено, поскольку не выдержит конкуренции с дешевыми китайскими товарами, которыми уже забиты тамошние рынки.

Для удержания Востока, где сосредоточены наши основные сырьевые ресурсы, крайне необходимы современные скоростные авто- и железнодорожные магистрали. И с этим вполне могли бы справиться китайцы: у них есть и локомотивы собственного производства со средней скоростью 350 км/ч. Притом, что строят они во много раз быстрее и, как минимум, в 3-5 раз дешевле, чем мы. За разного рода поборы, откаты и пр. у них суровые наказания. Кстати, китайцы активно участвовали в строительстве Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). «Проклятый царизм» умел тогда строить во много раз быстрее и дешевле, чем российская «суверенная демократия»: 7,5 тыс. км железнодорожной магистрали было построено в безлюдной и трудно проходимой местности за десять лет!

Другой вопрос: нужно ли умеющим смотреть на многие годы вперед китайцам помогать России в строительстве современных дорог из центра страны на Дальний Восток? Я отнюдь не настроен антикитайски и не отношусь к тем, кто россиян пугает Китаем. Напротив, я пишу о Китае с большой симпатией, восхищаюсь их изобретательностью, их упорством в достижении поставленных целей. И считаю, что нам с Китаем надо только дружить, стараться находить такие проекты, осуществление которых было бы взаимовыгодным и вело бы к возрождению нашего Востока, чтобы он не производил впечатление оставленного на волю судьбы края. Иная альтернатива - это худшая альтернатива. Но в то же время надо понимать: национальные интересы России и Китая далеко не во всем совпадают, а в чем-то и прямо противоположны. И не следует переоценивать наше совместное участие с КНР в БРИКС и ШОС. Поэтому мы, как это делают те же Китай и Индия, должны строить многовекторную внешнюю политику, не забывая, что нашим соседом, по существу, являются и США.

И примкнувшая ЮАР...

Что же касается нового члена альянса ЮАР, что добавило к аббревиатуре БРИК букву «с», то ее ресурсы более скромные. Население составляет около 50 млн. человек, ВВП - чуть более 500 млрд. долл. Однако это самая развития страна в Африке. Она богата природными ресурсами, у нее развита промышленность, в том числе военная (она даже создала свою атомную бомбу,

но потом ее уничтожила), машиностроение, телекоммуникационная сфера и т.д., а ведущими торговыми партнерами ЮАР являются страны Евросоюза, США, Япония, страны Ближнего Востока и др. Она также уже давно активно сотрудничает с рядом стран теперь уже бывшего БРИК, но особенно с Китаем.

Может возникнуть вопрос: почему ЮАР, которая и по населению, и по своему экономическому потенциалу не может считаться ровней странам БРИК, оказалась в их числе? А, скажем, Мексика или Индонезия - нет? Тем более ЮАР нельзя назвать и быстро развивающейся страной, поскольку темпы ее роста в пределах 5%. Есть версия, что перед саммитом на острове Хай-нань в альянс ее пригласил Китай, заинтересованный в богатых минеральных ресурсах этой страны. Согласно другой версии, руководители стран БРИК хотели придать своему альянсу планетарный характер, с тем чтобы в нем были представлены не только Европа, Азия и Латинская Америка, но и Африка.

Но только проблем в ЮАР, пожалуй, больше, чем у других стран БРИКС. Во-первых, ЮАР появилась на месте режима апартеида и расовой дискриминация, который был создан белыми расистами и в котором полноправными гражданами считались только белые. Это оставило глубокие шрамы на теле родившегося после ликвидации режима многорасового общества. Немалая часть темнокожих, составляющих большинство населения страны, живут еще в условиях традиционного общества, и уровень их жизни несопоставим с уровнем жизни белого населения, да, пожалуй, и других этнических групп. А состав населения таков: чернокожие - 79,4%, белые - 9,2, цветные (в основном мулаты) - 8,8, индийцы и азиаты - 2,6%.

Во-вторых, довольно высокий уровень развития страны в основном обеспечивается белым населением, численность которого с каждым годом сокращается за счет эмиграции. Если случится серьезный межобщинный конфликт и начнется массовый исход белых, то экономика рухнет, деградируют многие сферы государственной и общественной жизни, как это произошло в соседней Зимбабве.

В-третьих, ЮАР является одной из некоторых африканских стран, где очень высокий уровень ВИЧ-инфицированных (около 6 млн. человек). Достаточно сказать, что средняя продолжительность жизни в ЮАР (в основном это касается негритянского населения) составляет 50 лет у мужчин и 48 лет у женщин. Острая проблема, стоящая перед ЮАР, - это высокий уровень безработицы и организованная преступность.

Россия потеряла право быть в составе БРИК?

Именно так вопрос ставили аналитики многих рейтинговых агентств после начала кризиса, когда из 20 наиболее быстро растущих стран (0-20) Россия понесла наибольшие потери. Произошло снижение ВВП на 7,9%, об-

валился фондовый рынок, штопором пошла вверх инфляция. А главное, когда обнаружилось, что российская экономика держится в основном на сырье, -О'Нилл «вдруг увидел», что в России не развита инфраструктура, не гарантировано право собственности, нет верховенства закона, тотальная коррупция -и все это, по его мнению, может свести на нет ее экономический потенциал. Немецкий эксперт Аналитического центра Deutsche Bank Маркус Йегер пришел к выводу, что различия в экономической мощи между странами БРИК столь велики, что аббревиатура должна разделиться на БРИ и Китай, экономика которого сильнее всех остальных участников этого условного альянса и развивается значительно быстрее. Некоторые другие аналитики стали говорить о необходимости разделить аббревиатуру на две части: «БР» и «ИК». При создании этого термина, дескать, в него включались страны, экономические показатели которых были сравнимы на тот момент. Кризис, однако, обнаружил, что у каждой из этих стран свой потенциал и свои проблемы, когда-то они шли параллельными дорогами, а теперь их пути расходятся. Были и такие авторы, которые предрекали скорое исчезновение акронима БРИК.

Что касается деления на аббревиатуры БРИК на БРИ и Китай и на «БР» и «ИК», то это не более чем игра мысли. Во-первых, Россию и Бразилию мало что связывает, притом что у последней, повторюсь, есть стремление быть лидером стран Южной Америки, а у России особый интерес на постсоветском пространстве. Отдельно Индия и Китай вряд ли могут составить какой-то альянс. У них остаются территориальные споры, и они объективно выступают конкурентами на азиатском материке. Китай, действительно, мог бы существовать сам по себе, однако считает, что какие-то крупные вопросы международной политики и экономики эффективнее решать вместе с другими влиятельными странами.

Во-вторых, будет ли существовать или распадется БРИКС, это решать не создателю этого акронима Джиму О'Ниллу и не банку, в котором он работает, ни кому бы то ни было за пределами этого альянса. Это руководители стран БРИК и доказали, расширив свои ряды за счет ЮАР, а не Мексики или Индонезии, как предлагали некоторые западники аналитики. Дело в том, что эти аналитики - специалисты по финансово-экономическим вопросам, а БРИКС - это не финансовый или экономический союз, а политическая и даже геополитическая данность. И поскольку она не направлена против третьих стран, то, как таковая, она будет существовать до тех пор, пока будет отвечать интересам ее участников. А такие интересы, как можно предположить, еще долго будут сохраняться.

Практически все западные аналитики указали на уязвимость российской экономики, что беспокоит многих и в России. Постсоветские власти сделали ставку на невосполнимое сырье, и прежде всего - на нефть и газ, которые либо кончатся, либо упадут в цене. И если это произойдет до того, как будет

создана новая экономика (а на это, по опыту Японии, Южной Кореи, да того же Китая, уходит не меньше 20-30 лет), то развитие России может пойти по катастрофическому сценарию. На это указывали академики РАН Л.И. Абалкин, Р. И. Нигматулин, Т. И. Заславская и др. А заместитель директора Института прикладной математики РАН доктор физико-математических наук Г.Г. Малинецкий уже не раз озвучивал сценарии развития России, подготовленные учеными этого института. На основе динамической теории информации ими сделан был геополитический прогноз для России на 2030 г. Если экономика страны будет развиваться по инерционному сценарию (так, как ныне), то и без внешнего вмешательства вероятен распад России на зоны влияния других цивилизаций. В 2001 г. Малинецкий и член-корреспондент РАН С.П. Курдюмов подготовили для РАН доклад, в котором доказывали, что если не будут обновлены машинный парк, оборудование и инфраструктура, то примерно через десять лет начнется коллапс, что на деле уже и происходит сейчас: едва ли не каждый день падают или совершают вынужденную посадку самолеты и вертолеты, тонут суда, сходят с рельсов поезда, взрываются или горят склады, лопаются трубопроводы, горят школы, интернаты, жилые дома, офисы, леса, из-за плохих дорог происходят многочисленные ДТП и т.д.

Властям стоило бы прислушиваться к доводам авторитетных российских ученых, дабы не произошло худшее. Многие беды в нашей стране случались именно потому, что мнение науки властью игнорировалось.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.