Научная статья на тему 'Брендинг туристской дестинации в контексте управления туристским рекреационным комплексом'

Брендинг туристской дестинации в контексте управления туристским рекреационным комплексом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
51
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туристско-рекреационный комплекс / бренд территории / маркетинг впечатлений / экономика впечатлений / tourist and recreational complex / brand of the territory / marketing of impressions / economy of impressions

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гриненко Светлана Викторовна

Маркетинг впечатлений завоевывает все более устойчивое положение среди технологий эффективного управления и туризм – сфера, в которой императивы экономики впечатлений проявляются наиболее явно. Одной из важнейших технологий маркетинга впечатлений является брендинг, который служит драйвером роста привлекательности туристско-рекреационного комплекса. Целью исследования стал анализ использования технологии брендинга в рамках управления туристско-рекреационными комплексами России, входящими в реестр инвестиционных проектов ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма» посредством метода компаративного и контекстного анализа, статистических методов на основе системного подхода. Недостаточное внимание управлению развитием туристск-рекреационными комплексами привело к отсутствию узнаваемых брендов, несформированности программ продвижения туристских дестинаций Российских регионов на рынке внутреннего и въездного туризма, не соответствию императивам экономики впечатлений, и как следствие, недостаточному росту привлекательности российского туризма, несмотря на значительную поддержку процессов развития ТРК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гриненко Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BRANDING OF THE TOURIST DESTINATION IN THE CONTEXT OF MANAGING THE TOURIST RECREATION COMPLEX

Experience marketing is gaining an increasingly stable position among good governance technologies and tourism is the area where the imperatives of the experience economy are most evident. One of the most important technologies for marketing experiences is branding, which serves as a driver for the growth of the attractiveness of a tourist and recreational complex. The aim of the study was to analyze the use of branding technology in the management of tourist and recreational complexes in Russia, included in the register of investment projects of the Federal Target Program “Development of domestic and inbound tourism” through the method of comparative and contextual analysis, statistical methods based on a systematic approach. Insufficient attention to the management of the development of tourist and recreational complexes has led to the lack of recognizable brands, the lack of formation of programs for promoting tourist destinations in the Russian regions in the domestic and inbound tourism market, inconsistency with the imperatives of the impression economy, and, as a consequence, insufficient growth in the attractiveness of Russian tourism, despite significant support for the development processes of the shopping mall.

Текст научной работы на тему «Брендинг туристской дестинации в контексте управления туристским рекреационным комплексом»

DOI: 10.18572/2686-858X-2020-3-7-44-54

БРЕНДИНГ ТУРИСТСКОЙ ДЕСТИНАЦИИ В КОНТЕКСТЕ УПРАВЛЕНИЕ ТУРИСТСКИМ РЕКРЕАЦИОННЫМ КОМПЛЕКСОМ

BRANDING OF THE TOURIST DESTINATION IN THE CONTEXT OF MANAGING THE TOURIST RECREATION COMPLEX

Гриненко Светлана Викторовна, доктор экономических наук, профессор кафедры управления и технологий в туризме и рекреации, ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет», Сочи, Россия

Sv_grinenko@mai1.ru

Аннотация: Маркетинг впечатлений завоевывает все более устойчивое положение среди технологий эффективного управления и туризм - сфера, в которой императивы экономики впечатлений проявляются наиболее явно. Одной из важнейших технологий маркетинга впечатлений является брендинг, который служит драйвером роста привлекательности ту-ристско-рекреационного комплекса. Целью исследования стал анализ использования технологии брендинга в рамках управления туристско-рекреационными комплексами России, входящими в реестр инвестиционных проектов ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма» посредством метода компаративного и контекстного анализа, статистических методов на основе системного подхода. Недостаточное внимание управлению развитием туристско-рекреационными комплексами привело к отсутствию узнаваемых брендов, несформированности программ продвижения туристских дестинаций Российских регионов на рынке внутреннего и въездного туризма, не соответствию императивам экономики впечатлений, и как следствие, недостаточному росту привлекательности российского туризма, несмотря на значительную поддержку процессов развития ТРК.

Ключевые слова туристско-рекреационный комплекс, бренд территории, маркетинг впечатлений, экономика впечатлений

Jel code: Z33, R12

Abstract: Experience marketing is gaining an increasingly stable position among good governance technologies and tourism is the area where the imperatives of the experience economy are most evident. One of the most important technologies for marketing experiences is branding, which serves as a driver for the growth of the attractiveness of a tourist and recreational complex. The aim of the study was to analyze the use of branding technology in the management of tourist and recreational complexes in Russia, included in the register of investment projects of the Federal Target Program "Development of domestic and inbound tourism" through the method of comparative and contextual analysis, statistical methods based on a systematic approach. Insufficient attention to the management of the development of tourist and recreational complexes has led to the lack of recognizable brands, the lack of formation of programs for promoting tourist destinations in the Russian regions in the domestic and inbound tourism market, inconsistency with the imperatives of the impression economy, and, as a consequence, insufficient growth in the attractiveness of Russian tourism, despite significant support for the development processes of the shopping mall.

Keywords: tourist and recreational complex, brand of the territory, marketing of impressions, economy of impressions

1.ВВЕДЕНИЕ

Кластерная теория, активно используемая при осуществлении исследований процессов управления в промышленности, получила свое развитие и в других сферах производственной и услуговой деятельности, в том числе в туризме.

Эффективное использование кластеризации в туристской сфере обусловлено локализацией туристкой деятельности - привязанностью к определенной туристской дестинации, рекреационным ресурсам, туристской ин-

фраструктуре, многоотраслевой спецификой производства туристской услуги, мно-гоаспектностью технологических решений, используемых при производстве туристкой услуги, а также особенностями построения системы взаимоотношений стейхолдеров, среди которых не только бизнес-сообщество, но и администрация туристской дестинации и местное сообщество.

Туристские/туристско-рекреационные кластеры создаются и функционируют на платформе туризма как многоотраслевого производственного комплекса в контексте императивов теории устойчивого развития, определяющих необходимость решать задачи развития туризма не только с позиций экономического роста, но с приоритетным вниманием к общественным и экологическим проблемам и задачам развития территории. При этом реализация

туристической привлекательности регионов основывается на инновационной политике государства в области туризма как «комплексе целенаправленных мероприятий по созданию благоприятных условий для субъектов хозяйствования с целью оживления инновационной активности, повышения эффективности развития туризма и более полного удовлетворения туристических потребностей населения» [5].

С 2011 года в России определена федеральная целевая программа, направленная на поддержку создания и развития туристско-рекреационных кластеров - ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (20112018)» - функционирующая в системе национальных проектов и государственных программ (рис. 1).

Рис. 1 - Система Национальных проектов РФ.

Программа по итогам реализации признана высокоэффективной, что подтверждает эффективность кластерного подхода, и в настоящее время принята новая ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025)», не являющаяся продолжением, но базирующаяся на достигнутых результатах и в соответствии с императивами кластерного подхода. Среди пяти задач новой ФЦП нет задачи создания кластеров, но в продолжение развития туристских дестинаций регионы совместно с бизнесом, экспертами, архитекторами и маркетологами создадут концепцию единого бренда, комплексный план развития, стандарты гостеприимства и качества услуг. Реализовать поставленные цели, безусловно, комфортно и оптимально будет на платформе созданных и эффективно функционирующих туристских кластеров [2; 16].

Трансформация экономики, изменение менталитета потребителей, расширение способов продвижения услуг - все это приводит к превалированию ощущений в процессе приобретения и использования продукта, услуги над самим потреблением. Психологические исследования

обосновывают то, что впечатления, ощущения и позитивные эмоции делают нас счастливее, чем материальные блага. В частности, исследование, подготовленное компаниями Eventbrite и Harris [1], показало, что 78% миллениалов охотнее тратят деньги на опыт и впечатления, чем на вещи.

Несмотря на то, что впервые термин «экономика впечатлений» был предложен в 1998 году, в российской экономике это новое понятие, преобладает в распространении и использовании которого туризм. Среди отраслей - первых работающих на основе императивов экономики впечатлений преобладает туризм, что, безусловно, определяется самим содержанием туристской услуги - это продажа эмоций от путешествий, экстремальных увлечений и новых знаний. На втором месте IT-сфера, реализующая платформы и программы проектов, нацеленных напрямую на потребителей, среди которых как профессиональные платформы и программное обеспечение, так и разного рода приложения и конечно, компьютерные игры. Следует отметить, что цифровизация туризма, он-лайн платформы бронирования туров, средств размещения, билетов - также косвенным образом относится к туризму, как к многоотраслевому комплексу. Замыкает тройку лидеров медицинское обслуживание: исследования показывают, что чем приятнее впечатления пациента от пребывания в

больнице, тем лучше результаты лечения. И снова отмечаем отношение к туризму в рамках санаторно-курортной отрасли и медицинского туризма.

Развитие туризма в современных условиях подчиняется императивам экономики впечатлений и туристско-рекреационные комплексы, являясь важным компонентом туристкой дестинации должны использовать технологии брендинга для повышения узнаваемости и привлекательности, социально-экономического развития и экономического роста. Проанализируем состояние брендинга ТРК России с целью определения системы организационно-управленческих мероприятий, направленных на решение проблемы развития внутреннего и въездного туризма в России.

2.ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Исследования, посвященные анализу существующих определений туристских и туристско-рекреационных кластеров в литературе представлены авторами: Александровой А.Ю. [6], Большаковым А.И. [11], Дунец А.Н. [17], Каменских Н.А. [18], Кружалиным В.И. [21], Мартышенко М.С. [22], Морозовым М.А. [23], Ульянченко Л.А. [29] и др. Классификация кластеров также представлена во многих публикациях уже названных авторов, а также Афанасьева О.Е. [7], Бакуменко О.А. [10], Галиуллиной Г.К. с соавт. [12], Гришина С.Ю. [15].

Поскольку туризм как многоотраслевой комплекс задействует в производстве туристского продукта и оказания туристкой услуги практически все отрасли экономики (согласно ОКВЭД), а также обязательно взаимодействует с местным сообществом, состав участников туристского кластера широк и разнообразен по видам и организационным формам участников - стейкхолдеров. Это накладывает ряд ограничений на реализацию технологий брендинга туристской дестинацией. Следует также отметить что кластер является сетецентрической системой, обладающей системообразующим ядром [13; 14], обладает всеми свойствами таких систем и направлен на достижение синергетиче-ского эффекта от формирования и развития партнерской сети. Это акцентируется также в работах, связывающих кластерный подход с частно-государственным партнерством в рамках применяемых организационно-управленческих технологий (Ахметшина Э.Р.

с соавт. [8], Каменских Э.А. [18], Кружалин В.И. [21], Хорошевская В.В. [30] и др).

3.МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методологической основой исследования является системный подход, позволяющий оценивать проблемы роли и места брендинга, как технологии маркетинга впечатлений в управлении развитием туристско-рекреа-ционных кластеров посредством метода компаративного и контекстного анализа, статистических методов. В процессе исследования также использованы эволюционный анализ, а также общенаучные методы системного, ситуационного, структурного,

функционального синтеза, дедукции и индукции, позволившие оценить изучаемые явления в динамике.

4.РЕЗУЛЬТАТЫ И ДИСКУССИЯ

Продолжим анализировать реализацию Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации», которая действовала первоначально в период с 2011 по 2018 годы, и затем была продлена на период 20192025 годы (рис. 2), с позиций маркетинга впечатлений и брендинга, как инструмента управления развитием ТРК.

Рис. 2 - Федеральная целевая программ «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации».

Федеральная целевая программа

Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)

Цель: повышение конкурентоспособности российского туристского рынка, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах

I

Задача 1 «Развитие туристско-рекреационного комплекса Российской Федерации»

Задача 2 «Повышение качества туристских услуг»

Задача 3 «Продвижение туристского продукта Российской Федерации на мировом и внутреннем туристских рынках»

Федеральная целевая программа

Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)

Цель: создание условий для эффективного развития сферы туризма Российской Федерации с увеличением вклада отрасли в валовой внутренний продукт Российской Федерации более чем на 70 процентов к концу 2025 года

х

Задача 1 «комплексное развитие туристской и обеспечивающей инфраструктуры туристских кластеров по приоритетным видам туризма»

Задача 2 «развитие отраслевой системы подготовки и повышения квалификации специалистов индустрии туризма, формирующих кадровый потенциал для комплексного решения проблем качества туристских услуг»

Задача 3 «продвижение туристского продукта Российской Федерации и повышение информированности о нем на мировом и внутреннем туристских рынках»

Задача 4 «стимулирование предпринимательских и общественных инициатив через механизм субсидирования и грантовой поддержки»

Задача 5 «создание, внедрение и развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры управления туристской отрасли»

В рамках программы были реализованы и планируются к реализации инвестиционный проекты по созданию туристско-рекреационных комплексов. Оценка представленности брендов, или хотя бы маркетинговых программ по продвижению и узнаваемости созданных в рамках ФЦП

туристко-рекреационных комплексов

говорит об отсутствии брендинга в принципе. Только 7 из них представлены каким-либо образом в сети Интернет, и только в рамках туристического портала региона, а не как отдельный бренд, привлекательный для внутреннего и въездного туризма (Табл. 1) .

Таблица 1

Оценка информационной представленности ТРК в Интернет-пространстве

Туристско-рекреационный кластер Сайт

Реестр инвестиционных проектов субъектов РФ (от 21.07.2014 г. и 19.01.2016 г.). Всего в Реестр было включено 46 и 72 проекта

Золотое кольцо http://tourism.yarregion.ru/ https://visityaroslavia.ru/ Ярославия - идеальные выходные

Елец https://liptur.ru/ru/

Задонщина http://zadonsktur.ucoz.net/index/atk zadonshhina/

Алдын-Булак https://visittuva.ru/tour/skazochnyj-aldyn-bulak/

Всесезонный горнолыжный спортивно-оздоровительный комплекс «Манжерок» https://mglk.ru/ru/ (гостиничный комплекс)

Никола-Ленивец http://airko.org/clusters/turist-cluster

Кезеной-Ам https://visitchechnya.ru/places/place/gostinica-kezenoj-ат (гостиница)

Маркетинг впечатлений как целостная концепция в контексте формирования брендов российских территорий является интеграцией наук маркетинга, социологии и психологии на основе смены парадигмы взаимоотношений между компанией и клиентами - реализация компанией роли режиссера впечатлений, а клиентами роли «зрителей» или «гостей», что

в рамках индустрии туризма и гостеприимства служит платформой существования. Следует отметить, что в отличие от компаний реализация маркетинга впечатлений в рамках туристской дестинации более сложный и многогранный процесс, заключающийся в необходимости соотнесения образа, имиджа и бренда территории (рис. 3).

Рис. 3 - Соотношение категорий образа, имиджа, бренда туристской дестинации

/Образ территории - сумма представлений пространстве со специфическими закономерностями развития.

Имидж территории - набор убеждений и ощущений людей^ которые возникают по поводу природно-климатических, \исторических, этнографических, социально-экономических, политических, морально-психологических и др. особенностей J данной территории.

Бренд территории представляет собой это комплекс уникальных качеств, общечеловеческих ценностей, которые отражают своеобразие, уникальные и оригинальные характеристики той или иной территории (города, района, сообщества) широко известные и получившие общественное признание.

Бренд региона аккумулирует интересы «стейкхолдеров» региона - его населения, инвесторов, бизнеса, власти, и не ориентирован напрямую на достижение коммерческого интереса, а помимо экономической функции формирования предпосылок для создания добавленной стоимости, выполняет важнейшую социальную функцию -повышения жизненной мотивации жителей региона, роста их благосостояния и благополучия [9]. Кроме того, бренд - «это впечатление, которое производит город на целевую аудиторию, сумма всех материальных и символических элементов, которые делают

город уникальным» [3]. Сложность заключается также в том иногда в процессе применения инструментария маркетинга впечатлений, создания бренда необходимо изменить имидж территории в глазах потребителей (гостей). В частности, создание туристских аттракторов в небольших провинциальных городках или селах, на промышленных территориях.

В соответствии с определением Ф. Котлера [20] составляющими бренда территории (рис.4) проанализируем практический опыт территорий в реализации маркетинга впечатлений для продвижения дестинации

Рис.4 - Соотношение категорий маркетинг впечатлений - бренд

БРЕНД

Маркетинг впечатлений

уникальный эмоционально-позитивный образ

обещание потребителям территории необходимых им

потребительских качеств

повышенный субъективный уровень ценности территории для потребителя и его удовлетворен ности, создаваемый через

позитивные ассоциации

Котлер Ф . - маркетинг с использованием положительного жизненного опыта и позитивных впечатлений потребителей, склонных к поиску новых, необычных ощущений .

Среди составляющих бренда территории назван уникальный эмоционально-позитивный образ - согласно исследованиям основоположника маркетинга впечатлений, профессора Стэнфордского университета Берндта Шмитта впечатление прямо влияет на формирование лояльности, превращает потребителей в «адвокатов бренда» на основе выстроенной эмоциональной связи между брендом (товара или услуги) и потребителем

[3]. Для дестинации выстраивание такого эмоционального образа связано не только с различными сферами - это деятельность предприятий туризма и гостеприимства, это сама территория, которую следует обустроить, это история территории, это население территории, которое является также носителем бренда. Это связано с тем, что источником, являющимся стимулом для возникновения эмоций, могут быть как

внутренние состояния нервной системы, так и внешние условия, события, ситуации, процессы [22], которые и определяет туристская дестинация. А соотношение всех составляющих формируют целостный образ территории в сознании потребителя - Байкал, Москва, Сочи, Великий Устюг - у каждого даже сами названия территорий формируют определенный эмоциональный образ, характеризующий ее, сформированный от знаний или пребывания в названной местности.

Также, это логически перетекает в обещание потребителям (гостям) территории необходимых им потребительских качеств -Байкал - красота, экология, вода, нетронутая природа; Москва - ритм, история, шоппинг, друзья и т.д.; Сочи - море, солнце, отдых; Великий Устюг - сказка, зима, Дед Мороз... (субъективные авторские ассоциации потребительских качеств территории).

И, наконец, повышенная субъективная ценность территории, основанная на предпочтениях гостя. В качестве примера -альпинизм как вид горного туризма - труд, нагрузки, отсутствие бытового комфорта и т.д. У8 преодоление, вершина, красота и т.д. Можно выделить сегмент гостей, для которых субъективная ценность горных территорий будет априори выше любых других.

Прибытие клиента (гостя) на территорию (в средство размещения, организацию общественного питания, аэропорт и т.п.) является следующим этапом коммуникации. Безусловно, у туриста к этому времени уже сформировалось определенное ожидание, которое территория должна оправдать, оставить именно тот «эмоциональный

след», который впоследствии заставит его вернуться. Один неверный шаг и все, что было выстроено до этого будет не просто разрушено. Психологически станет не просто разочарованием, а точкой раздражения, нелюбви, критических отзывов и рекомендаций. Поэтому задача маркетинга впечатлений - не только создать нужное восприятие, но и впоследствии оставить и сохранить задуманное впечатление.

В 2017 году центр информационных коммуникаций «Рейтинг» и журнал «Отдых в России», являющиеся составителями ежегодного Национального туристического рейтинга, провели при участии исследовательского агентства BCGroup масштабное исследование с целью выявить наиболее известные, узнаваемые и привлекательные для туристов региональные бренды [24].

Уделим внимание некоторым из регионов (рис. 5). Краснодарский край представлен 5 брендами, 3 из которых - это территории (муниципальные образования)), один бренд

- предприятие (при этом четко связанное с продуктом и с территорией), и курорт «Роза Хутор» который не является ни территорией, ни отдельным предприятием. При этом у города-курорта Геленджик слоган: «Место, где ты счастлив» - вполне соответствует императивам маркетинга впечатлений, обозначая эмоциональный посыл потенциальным гостям курорта, обещание счастья. Слоган города-курорта Анапа построен на посыле дружбы, взаимопонимания и обещания солнца: «Анапа

- вместе под солнцем», у города-курорта Сочи слогана нет.

Рис. 5 - Российские туристские бренды [24]

Винный дом « Аб рау-Дюрсо»^

Ростовская область

Музей -заповедник «Петергофу/

Ростовская область представлена городом Азов, безусловно историческим, привлекательным для туристских посещений, но неясно отсутствие в рейтинге Чеховского и Петровского Таганрога, казачьих Старочеркасска и Новочеркасска, шолоховской станицы Вешенской? При этом в рейтинге представлены прямо зависящие от впечатлений туристов бренды Донская уха и Донские раки. Аналогично в Санкт-Петербурге 2 из 5 брендов - это «бренды-впечатления»: Разводные мосты и Белые ночи. И, наконец, вполне обоснованный рейтинг горных территорий Карачаево-Черкесской республики - Домбай, Архыз и Теберда, при отсутствии гастрономических брендов, которые, безусловно, в этих республиках существуют.

В ТОП-100 российских брендов вошли 62 объекта показа (это географические объекты, курорты, места отдыха, достопримечательности и даже известные промышленные объекты), 5 туристических маршрутов, 1 мероприятие, 21 гастрономический бренд и 11 народных

Согласно данным таблицы бренда города нет ни у одного курорта Краснодарского края. При этом позиции, напрямую связанные с формированием положительных впечатлений

художественных промыслов - т.е. больше половины брендов - это впечатления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует отметить, что в рейтинг 2018 года из названных территорий попали 1 бренд Краснодарского края - ресторан «Винотеррия», 3 бренда Ростовской области ресторан «Крепостной вал» (Азов), винодельческие хозяйства Эльбузд и Ростовское.

Представленные рейтинги подчеркивают важность оценки и использования «впечатлений» при формировании бренда территории, для понимания и акцента на ее уникальности и привлекательности. Moilanen Т., Rainisto S. говорят в своих исследованиях, что бренд города - «это впечатление, которое производит город на целевую аудиторию, сумма всех материальных и символических элементов, которые делают город уникальным»

[4].

Проанализируем внешние

идентификаторы бренда городов

Краснодарского края, представленных в Национальный рейтинг туристических брендов (ТОП-100) - таблица 2 .

- такие как слоган, позволяющий повысить осязаемость туристкой услуги, выстроить взаимосвязь с территорией - представлены у г. Геленджик и г. Анапа, реклама курортов от-

Таблица 2

Анализ наличия бренда курортов Краснодарского края

Официальная символика (герб, флаг, логотип, слоган) Реклама Специальный интернет-сайт

Сочи флаг, герб https://www. youtube.com/ watch?v=C95f-ceaxQ0 2015 год https://sochiru.ru/

Геленджик флаг, герб, логотип, слоган: «Место, где ты счастлив» нет http://yug-gelendzhik. http://resort-gelendzhik.

Анапа флаг, герб, логотип, слоган: «Анапа - вместе под солнцем» https://www. youtube.com/ watch?v=ZyUEM-QGF4Q 2015 год https://gorod-kurort-anapa.ru/ https://myanapa.ru/

Краснодарский край флаг, герб, логотип, слоган (2015): «Ясная. Смелая. Твоя» (Кубань) https://www. youtube.com/ watch?v=DvbIDW9qVFk - Курорты Краснодарского края нет

сутствует - в лучшем случае датируется 2015 годом, у края нет общей концепции представления курортов.

При этом в национальном рейтинге курортов [22], который представлен Центром информационных коммуникаций «Рейтинг», журналом о внутреннем туризме «Отдых в России» и журналом о въездном туризме для иностранной аудитории Tourism & Leisure in Russia («Туризм и отдых в России»), в 2019 году Краснодарский край занял только 4 место, хотя в 2015 и в 2017 году был первым. Ростовская область поднялась с 33 позиции на 15 .

В 2020 году Россия заняла 27-е место в рейтинге NBI 2020. В этом году репутация России сильна в категориях Культура и Экспорт, чему способствуют положительные отзывы о достижениях страны в спорте, о её вкладе в науку и технологии. Слабые стороны относятся к категориям Управление и Люди. В первую очередь, это связано с усилиями по обеспечению мира и безопасности и с восприятием гостеприимства [26]. Следует также представить выводы исследователей-практиков «Занять лидирующие позиции стране по большей части мешают низкие показатели по критерию «управление», характеризующему общественное

мнение относительно уровня честности и компетенции власти» [25]; «Имидж России: концепция национального и территориального брендинга» дают следующие комментарии: «.. .у нас до сих пор даже на экспертном уровне не изжито представление о том, что имидж страны - это нечто касающееся исключительно государства. Однако в действительности

имидж страны складывается из имиджа её больших и малых городов» [25].

5.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Согласно классикам, «впечатления - это маркетинг» [28], а «маркетинг - это способность сделать марку любимицей покупателей» [20]. Эти высказывания сегодня можно считать базовыми в трансформации бизнеса в контексте перехода к экономике впечатлений, которая влияет не только на то, что мы потребляем, но и на то, как мы себя ощущаем в процессе приобретения и использования товара или услуги. Общий анализ ситуации с реализацией принципов маркетинга впечатлений в организации туристской деятельности в России в продвижении туристских дестинаций и туристско-рекреационных комплексов, безусловно, требует более детальной оценки, но уже свидетельствует о необходимости и приоритетности задачи брендинга территорий для развития внутреннего и въездного туризма, который, также безусловно, имеет огромный потенциал. Следует отметить, что ряд регионов и городов уже делает первые шаги - в основном это разработка внешних атрибутов бренда - логотипа, слогана, брендбука, но практически никто не реализует комплекса мероприятий, использование единого логотипа всеми туристскообразующими предприятиями, взаимодействие с местным сообществом, что и должно стать следующим шагом в развитии бренда туристской дестинации в сопряжении с созданием истории, привлекательной для гостей в рамках развития внутреннего и въездного туризма.

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Boston Consulting Group. How Millennials Are Changing the Face of Marketing For-ever. January, 2014.

2.Konovalova EE, Yudina EV, Bushueva IV, Ukhina TV & Lebedev KA (2018), Forming approaches to strategic management and development of tourism and hospitality industry in the regions . Journal of Environmental Management and Tourism 9, 2 (26), 241-247.

3.Moilanen T., Rainisto S. How to Brand Nations, Sites and Destinations. - L., Palgrave Macmillan, 2009.

4.Shostak G. Lynn, Designing Services That Deliver, Harvard Business Review, Vol. 62 (January - February 1984), P. 134.

5.Vorobey E., Belosluttceva L., Fesenko O. Corporate social responsibility in state regulation of sustainable development // In: E3S Web of Conferences. 2019.S. 08 - 14.

6.Alexandrova A. Yu. Tourist clusters: content, boundaries, mechanism of functioning // Modern problems of service and tourism. 2007. No. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tur-istskie-klastery-soderzhanie-granitsy-mehanizmfunktsionirovaniya.

7.Afanasyev O.E. Typology of tourist clusters included in the FTP "Development of inbound and domestic tourism in the Russian Federation" // Modern problems of service and tourism, 2016. No. 1, Volume 10. P. 37 - 46.

8.Akhmetshina E.R., Zulfakarova L.F. Tourist and recreational cluster - the optimal object for the implementation of the mechanism of public-private partnership // VEPS. 2016. No. 3.

9.Bazhenova E.Yu. Territory brand: content, formation models, design practice in Russian regions // TERRA ECONOMICUS, 2013. Volume 11. No. 3. Part 2.

10.Bakumenko O.A. Classification of tourist clusters / In collection. Regularities and trends in the development of science in modern society. " Part 3. Ufa: RITs BashGU, 2013. P. 30-34.

11.A.I.Bolshakov Modern approaches to the definition of tourist clusters // Service in Russia and abroad. 2012. No. 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7sovremennye-podhody-k-opre-deleniyu-turistskih-klasterov

12.Galiullina G.K., Galimov Sh.Sh., Shabanova L.B. Methodology for analyzing the tourist cluster of the region // Bulletin of TISBI. 2014. No. 2 (58). S. 141-149.

13.Grinenko S.V. Partnership management as a platform for the effective use of the Olympic heritage // In the collection: Actual problems of educational tourism. Materials of the All-Russian scientific-practical conference of students, graduate students and young scientists. Executive editor S.V. Grinenko. 2017.S. 32-44.

14.Grinenko S.V. Organizational and managerial modeling of the scientific and educational infrastructure of the professional community: from interaction to cooperation and partnership -Publishing house of TIT SFedU, Taganrog, 2009.

15.Grishin S.Yu. Methodological approaches to the classification of tourist clusters // Bulletin of the National Academy of Tourism. No. 32 (34), 2015. P. 7-10.

16.Dekhtyar G.M., Kalmykov N.N., Popchenko E.L., Orlyanskaya A.A., Musin I.U. On the results of the implementation of the federal target program "Development of domestic and inbound tourism in the Russian Federation (2011-2018)" in 2016 // Moscow Economic Journal. 2017. No. 3 .

17.Dunets A.N. Spatial organization of tourism in the region: theoretical foundations of the cluster approach // Modern problems of service and tourism. - 2011. - No. 1. P. 37-44.

18.Kamenskikh N.A. Cluster approach to managing the development of the regional tourist and recreational subsystem // Naukovedenie Internet magazine Volume 8, No. 2 (2016) http://nau-kovedenie.ru/PDF/52EVN216.pdf (free access). Title from the screen. Language. Russian, English DOI: 10.15862 / 52EVN216

19.E.A. Kamenskikh Public-private partnership as an effective method of interaction for the formation and development of a cluster of tourist and recreational services // World of Science, 2013. Issue 2. http://mir-nauki.com

20.F. Kotler Marketing from A to Z - M., Alpina Publisher, 2020.

21. Kruzhalin V.I. Public-private partnership and the formation of tourist and recreational clusters // Bulletin of the National Academy of Tourism. 2009. No. 2 (10). S. 13-16.

22.Martyshenko N.S. Cluster approach to the spatial development of tourist destinations in the region (on the example of Primorsky Krai) // Economic Sciences. - 2010. - No. 62. P. 143-147.

23.M.A. Morozov, T.V. Lvova Modeling tourist destinations // Service in Russia and abroad. - 2010. - No. 1. P. 140-148.

24.National rating of travel brands (TOP-100) - 03/01/2017 // Rest in Russia, 2017. - https:// rustur.ru/nacionalnyj-rejting-turisticheskix-brendov-top-100

25.Official site "Citybranding.blog" // http://citybranding.ru/prezentatsii-i-zapisi/

26.The official website of the Ipsos Group - an international research company // https://www. ipsos.com/ru-ru/nation-brand-index-2020

27.PwC official website // https://www.pwc.ru/

28.Pine, B. Joseph II. The experience economy. How to turn a purchase into an exciting action / B. Joseph II. Pine. - "Alpina Publisher", 2017. -293 p.

29.Ulyanchenko L.A. The relationship of market infrastructure elements in the tourist cluster // Integral. - 2011. - No. 2. P. 102-102.

30.V. V. Horoshevskaya The development of cultural and tourist clusters on the basis of public-private partnership (for example, the Novgorod region) // author. diss. for the degree of candidate of economic sciences on special. 08.00.05 - Economics and National Economy Management (Recreation and Tourism), St. Petersburg - 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.