Научная статья на тему 'Формирование стратегии «Туристско-рекреационного кластера перспективного развития – Междуреченск»'

Формирование стратегии «Туристско-рекреационного кластера перспективного развития – Междуреченск» Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
88
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегирование / стратегия / брендинг / маркетинг / кластерный подход / strategizing / strategy / branding / marketing / cluster approach

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Юматов Константин владимирович, Момот Вячеслав Николаевич, Доровских Инга Николаевна, Гацук Наталья Борисовна

Введение. Актуальность темы обусловлена необходимостью создания «Туристскорекреационного кластера перспективного развития – Междуреченск», с грамотно сформированной организационно-функциональной структурой и разделением операционных функций и задач управления, в границах Междуреченского городского округа. Проект реализует возможность диверсификации экономики Кузбасса и преодоления зависимости региона от промышленной сферы и проблемы моногородов. Объекты и методы исследования. Дестинации и аттракции потенциального «ТРК‑Междуреченск», рассматриваемые как точки притяжения туристов: город Междуреченск, комплекс горы Югус и Сыркаши, район Поднебесные Зубья, комплекс горы Черный Салан, комплекс мегалитов гор Изыгаш и Куйлюм и поселка Ортон, комплекс поселка Студеный плес. Применялись методы комплексного, системного и сравнительного анализа, методы картографического и экологического анализа, OTSW-анализ. Исследование основано на принципе объективности, позволяющем определить ключевые проблемы и их решения. Результаты и их обсуждение. Разработанная кластерная Стратегия развития туризма в Междуреченском городском округе проработана в соответствии с методологией стратегирования, базирующейся на принципах и идеях научной школы В. Л. Квинта. В статье проведен OTSW-анализ, выделены возможности и оценены угрозы, а также сильные и слабые стороны. Определен комплекс мероприятий, основанных на анализе муниципальных, региональных и федеральных программ и стратегий развития туризма. Сформированный кластер на территории округа предполагает ряд экономических выгод. В результате повысится конкурентное преимущество территории в сфере туризма и будет сформирован позитивный имидж Междуреченского городского округа. Выводы. Создание и реализация Стратегии будет способствовать формированию в округе прогрессивной обеспечивающей и обслуживающей инфраструктуры, диверсифицированной экономики, опирающейся на богатые природные ресурсы и высокий кадровый потенциал территории, который является важным элементом стратегического развития туризма и рекреаций. Статья обращена всем заинтересованным в развитии своих профессиональных компетенций в сфере туризма и индустрии гостеприимства, брендинга и территориального маркетинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Юматов Константин владимирович, Момот Вячеслав Николаевич, Доровских Инга Николаевна, Гацук Наталья Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mezhdurechensk as a Tourism and Recreation Cluster of Prospective Development

Introduction. The Tourism and Recreation Cluster of Promising Development – Mezhdurechensk is a relevant project for the Mezhdurechensk urban district. The Cluster needs a good organizational and functional structure, as well as a clear division of operational functions and management tasks. The project aims at diversifying the economy of Kuzbass and overcoming the region’s dependence on the industrial sector, as well as the problem of single-industry towns. Study objects and methods. The article focuses on the following local points of attraction: the city of Mezhdurechensk, the Yugus and Syrkashi mountain complex, Podnebesnye Zubya mountain range, the Black Salan mountains, the Megaliths of Izygash and Kuylyum near Orton village, and the ethnovillage of Studeniy Plyos. The research involved the complex, system, comparative, cartographic, and ecological analyses, as well as the method of OTSW analysis. The latter revealed the opportunities, threats, strengths, and weaknesses of the project. Results and discussion. The authors followed the strategizing methodology of the scientific school developed by V.L. Kvint, Foreign Member of the Russian Academy of Sciences. They proposed strategizing measures for the Mezhdurechensk Cluster based on a detailed analysis of municipal, regional, and federal programs and strategies of tourism development. If managed properly, the Cluster will bring in various economic benefits, thus increasing the competitive advantage of the area and improving the positive image of the Mezhdurechensk urban district. Conclusion. The new strategy will improve the local supporting and servicing infrastructure, as well as diversify the local mining-based economy and human capital, which are important for the strategic development of tourism and recreation. The article is addressed to experts in the fields of tourism, hospitality, branding, and territorial marketing.

Текст научной работы на тему «Формирование стратегии «Туристско-рекреационного кластера перспективного развития – Междуреченск»»

STRATEGIZING:

THEORY AND PRACTICE

2022. Vol 2. No 1

Yumatov KV, et £il. Mezlidurechenslc as a Tourism and Recreation (Cluster

https://doi.org/10.216Q3/2782-2435-2Q22-2-1-122-138

Оригинальная статья УДК 338.48(571.17)

Формирование стратегии «Туристско-рекреационного кластера перспективного развития - Междуреченск»

К. В. Юматов1, В. Н. Момот2, И. Н. Доровских3, Н. Б. Гацук4

кемеровский государственный университет, Кемерово, Россия

2 3

' Агентство по развитию туризма, инвестиций и предпринимательства, Междуреченск, Россия

4

ООО «Атлантик Тур», Междуреченск, Россия

1уитаШу@^.га; https://orcid.org/0000-0003-0597-4173

2

[email protected]; https://orcid.org/0000-0002-0588-3469

3

[email protected]; https://orcid.org/0000-0002-7938-4056

4

[email protected]; https://orcid.org/0000-0001-8685-3650

Аннотация: Введение. Актуальность темы обусловлена необходимостью создания «Туристско-рекреационного кластера перспективного развития - Междуреченск», с грамотно сформированной организационно-функциональной структурой и разделением операционных функций и задач управления, в границах Междуреченского городского округа. Проект реализует возможность диверсификации экономики Кузбасса и преодоления зависимости региона от промышленной сферы и проблемы моногородов. Объекты и методы исследования. Дестинации и аттракции потенциального «ТРК-Междуреченск», рассматриваемые как точки притяжения туристов: город Междуреченск, комплекс горы Югус и Сыркаши, район Поднебесные Зубья, комплекс горы Черный Салан, комплекс мегалитов гор Изыгаш и Куйлюм и поселка Ортон, комплекс поселка Студеный плес. Применялись методы комплексного, системного и сравнительного анализа, методы картографического и экологического анализа, OTSW-анализ. Исследование основано на принципе объективности, позволяющем определить ключевые проблемы и их решения. Результаты и их обсуждение. Разработанная кластерная Стратегия развития туризма в Междуреченском городском округе проработана в соответствии с методологией стратегирования, базирующейся на принципах и идеях научной школы В. Л. Квинта. В статье проведен ОТ8'^анализ, выделены возможности и оценены угрозы, а также сильные и слабые стороны. Определен комплекс мероприятий, основанных на анализе муниципальных, региональных и федеральных программ и стратегий развития туризма. Сформированный кластер на территории округа предполагает ряд экономических выгод. В результате повысится конкурентное преимущество территории в сфере туризма и будет сформирован позитивный имидж Междуреченского городского округа. Выводы. Создание и реализация Стратегии будет способствовать формированию в округе прогрессивной обеспечивающей и обслуживающей инфраструктуры, диверсифицированной экономики, опирающейся на богатые природные ресурсы и высокий кадровый потенциал территории, который является важным элементом стратегического развития туризма и рекреаций. Статья обращена всем заинтересованным в развитии своих профессиональных компетенций в сфере туризма и индустрии гостеприимства, брендинга и территориального маркетинга.

Ключевые слова: стратегирование, стратегия, брендинг, маркетинг, кластерный подход

Цитирование: Юматов К. В., Момот В. Н., Доровских И. Н., Гацук Н. Б. Формирование стратегии «Туристско-рекреационного кластера перспективного развития - Междуреченск» // Стратегирование: теория и практика. 2022. Т. 2. № 1. С. 122-138. https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-1-122-138

Поступила в редакцию 20.02.2022. Прошла рецензирование 28.02.2022. Принята к печати 09.03.2022.

122

© 2021. The Author(s). This article is distributed under the terms of the CC BY 4.0 International License

original article

Mezhdurechensk as a Tourism and Recreation Cluster of Prospective Development

Konstantin V. Yumatov1, Vyacheslav N. Momot2, Inga N. Dorovskikh3, Natalia B. Gatsuk4

:Kemerovo State University, Kemerovo, Russia

2 3

' Agency for the Development of Tourism, Investments and Entrepreneurship, Mezhdurechensk, Russia

4

LLC "Atlantic Tour", Mezhdurechensk, Russia

[email protected]; https://orcid.org/0000-0003-0597-4173

2

[email protected]; https://orcid.org/0000-0002-0588-3469

3

[email protected]; https://orcid.org/0000-0002-7938-4056

4

[email protected]; https://orcid.org/0000-0001-8685-3650

Abstract: Introduction. The Tourism and Recreation Cluster of Promising Development - Mezhdurechensk is a relevant project for the Mezhdurechensk urban district. The Cluster needs a good organizational and functional structure, as well as a clear division of operational functions and management tasks. The project aims at diversifying the economy of Kuzbass and overcoming the region's dependence on the industrial sector, as well as the problem of single-industry towns. Study objects and methods. The article focuses on the following local points of attraction: the city of Mezhdurechensk, the Yugus and Syrkashi mountain complex, Podnebesnye Zubya mountain range, the Black Salan mountains, the Megaliths of Izygash and Kuylyum near Orton village, and the ethnovillage of Studeniy Plyos. The research involved the complex, system, comparative, cartographic, and ecological analyses, as well as the method of OTSW analysis. The latter revealed the opportunities, threats, strengths, and weaknesses of the project. Results and discussion. The authors followed the strategizing methodology of the scientific school developed by V.L. Kvint, Foreign Member of the Russian Academy of Sciences. They proposed strategizing measures for the Mezhdurechensk Cluster based on a detailed analysis of municipal, regional, and federal programs and strategies of tourism development. If managed properly, the Cluster will bring in various economic benefits, thus increasing the competitive advantage of the area and improving the positive image of the Mezhdurechensk urban district. Conclusion. The new strategy will improve the local supporting and servicing infrastructure, as well as diversify the local mining-based economy and human capital, which are important for the strategic development of tourism and recreation. The article is addressed to experts in the fields of tourism, hospitality, branding, and territorial marketing. Keywords: strategizing, strategy, branding, marketing, cluster approach

Citation: Yumatov KV, Momot VN, Dorovskikh IN, Gatsuk NB. Mezhdurechensk as a Tourism and Recreation Cluster of Prospective Development. Strategizing: Theory and Practice. 2022;2(1): 122-138. (In Russ.) https:// doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-1-122-138

Received 20 February 2022. Reviewed 28 February 2022. Accepted 09 March 2022.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

2022. Том 2. № 1

THEORY AND PRACTICE https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-1-122-138

2022. Vol 2. No 1

к. v. лзк*1. v. n. i.n. ^^даа3, n. в. мяй4

4

[email protected]; https://orcid.org/0000-0003-0597-4173

2

[email protected]; https://orcid.org/0000-0002-0588-3469

3

[email protected]; https://orcid.org/0000-0002-7938-4056

4

[email protected]; https://orcid.org/0000-0001-8685-3650

ff Syrkashi ^^tt.Celestial

Teeth iftg.Black Salan L^^ft.Izygash ff Kuylyum Orton ftE5fi^#.Studeny Ples ^Snfr.lffi

2О22^2Л2О0 if$0®: 2О22^2Д280 2О22^3ДО90

ВВЕДЕНИЕ

Рыночная экономика России требует инновационного подхода к процессу развития туризма. Существуют проблемы в управлении и продвижении туристских территорий, особенно актуальных для регионов Сибири и Кузбасса.

Междуреченск известен как город, добывающий уголь. При этом 95 % территории городского округа занимает нетронутая тайга, горные массивы и реки1. Территория обладает большим потенциалом «экологической емкости» в зонах перспективного развития. Богатые туристские ресурсы территории позволяют удовлетворить интересы любой целевой аудитории с любым сценарием отдыха как для регионального и внутреннего туриста, так и въездного.

Индустрия туризма обладает такими характеристиками и особенностями, которые придают актуальность кластеризации территорий в развитии туристской сферы. Применение кластерной концепции в сфере туризма и индустрии гостеприимства уместно, поскольку продукт связан с ресурсами территории и тесным контактом между участниками кластера и административными органами. Это приводит к формированию последовательного взаимодействия хозяйствующих субъектов, которое сосредотачивается на сотрудничестве практически всех участников конкретной территории. Это группа сконцентрированных по географическому признаку взаимосвязанных, взаимодополняющих друг друга и конкурентоспособных

1 Постановление Администрации МГО от 11.03.2021 № 462-п «О внесении изменений в Постановление Администрации Междуреченского городского округа от 20.12.2019 № 2941-п "Об утверждении муниципальной программы «Развитие туризма в МГО»".

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

2022. Том 2. № 1

посредством инновации предприятии, которые обладают соответствующими ресурсами.

Создание «Туристско-рекреационного кластера перспективного развития - Междуреченск» («ТРК-Междуреченск») может стать моделью экологического рекреационно-туристского кластера для всеИ России. Туристско-рекреационный кластер - это объединение, позиционирующее территорию как территорию развития Междуреченского городского округа (МГО). Проект реализует возможность диверсификации экономики Кузбасса и преодоления зависимости региона от промышленной сферы. Для урбанизированного индустриального Кузбасса возможно частичное преодоление проблем моногородов2.

Все эти разноплановые аспекты возможностей проекта «ТРК-Междуреченск» требуют развития комплекса мероприятий, направленных на страте-гирование, всесторонней проработки процессов организации, контроля и управления в кластере в целях слаженности работы всех участников, входящих в кластер, и создания единых условий для бизнеса. Для этого необходимо раскрыть стратегическую ценность кластерного развития как положительного драйвера роста туристской составляющей в экономике Междуреченского городского округа.

Стратегия развития туризма через кластеризацию в Междуреченском городском округе проработана и основана на исследованиях М. Портера - основоположника кластерной теории экономического

"3, 4 5, 6

развития - и его научных последователей . Фундаментом исследования является методология стратегирования, базирующаяся на принципах и идеях научной школы В. Л. Квинта7. Теоретический фундамент сочетается с нормативно-правовой и идейной опорой на актуальные документы в области социально-экономического развития и развития туризма России, Кузбасса и Междуреченского городского округа на глобальные, национальные и региональные тренды в туризме, где значимую роль играют стратегический подход к совершенствованию финансового управления и меры государственной поддержки, базирующиеся на методе OTSW-анализа8. История развития туризма в Кузбассе опирается на диссертационное исследование А. А. Пятовского и его

г 9, 10, 11

публикации в научных журналах .

В настоящее время развитие туризма в МГО основано на Стратегии социально-экономического развития округа и Программе развития туризма в МГО12, В связи с этим возникла необходимость в формировании стратегии развития туризма в Междуреченском городском округе, коррелирующей с утвержденной Стратегией

2 Распоряжение Правительства РФ от 29.07.2014 № 1398-р «Об утверждении перечня монопрофильных муниципальных образований РФ (моногородов)».

3 Портер М. Е. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 454 с.

4 Портер М. Е. Международная конкуренция: Конкурентные преимущества стран. М.: Альпина Паблишер, 2016. 947 с.

5 Аверина Л. М., Макарова И. В., Кудрявцев А. Л. Предпосылки создания и развития территориальных производственных кластеров. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2006. 45 с.

6 Kemerovo Region's experience of implementing and promoting cluster initiatives in tourism industry / S. A. Vasyutin [et al.] // Advances in Economics, Business and Management Research. 2018. Vol. 61. P. 270-276. https://doi.org/10.2991/icemw-18.2018.49

7 Квинт В. Л. Концепция стратегирования. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2020. 170 с. https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2562-7

8 Стратегирование отрасли туризма и выставочно-ярмарочной деятельности в Кузбассе / под науч. ред. В. Л. Квинта. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2021. 371 с. https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2718-8

9 Пятовский А. А. История становления и развития туристской отрасли Кемеровской области (1943-2010-е гг.): автореф. дис. канд. истор. наук: 07.00.02. Томск, 2019. 21 с.

10 Пятовский А. А. История создания горнолыжного курорта «Шерегеш» в Кемеровской области (1990-2003 гг.) // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 432. С. 150-158. https://doi.org/10.17223/15617793/432/20

11 Tourism as a "post-staples" diversification for Russian remote resource-dependent regions: a new path for Kuzbass / L. G. Kiryanova [et al.] // Известия Томского политехнического университета. Инжиниринг георесурсов. 2019. Т. 330. № 10. С. 230-239. https://doi.org/10.18799/24131830/2019/10/2319

12 Постановление Администрации МГО от 30.04.2019 № 992-п «Об утверждении Плана мероприятий на 2019-2023 годы по реализации Стратегии социально экономического развития муниципального образования "Междуреченский городской округ" на период до 2035 года».

13 Постановление Администрации МГО от 11.03.2021 № 462-п...

THEORY AND PRACTICE

2022. Vol 2. No 1

https://doi.org/1Q.21603/2782-2435-2Q22-2-1-122-138

развития туризма в России до 2035 г. и Стратегией социально-экономического развития Кемеровской области - Кузбасса до 2035 г.14, 15

ОБЪЕКТЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Объектом исследования являются дестинации и аттракции потенциального «ТРК-Междуреченск», рассматриваемые как точки притяжения туристов:

- город Междуреченск - место входа в четыре больших горных региона с сотнями природных мест;

- комплекс гор Югус и Сыркаши в Междуреченске с существующими горнолыжными трассами и обзором на огромный масштаб позволяет туристу, не выезжая из города, посетить тайгу и пройти туристскими тропами;

- потенциал района Поднебесных Зубьев дает возможность посетить Мекку экологического и активного туризма с десятками маршрутов по вершинам, посетив горные озера или попробовав сплавиться по бурным рекам;

- комплекс горы Черный Салан, потенциал которого канадская компания Экосайн оценила в 40 трасс с общей протяженностью более 80 км и организацией круглогодичного курорта с емкостью турпотока более 1,2 млн уникальных туристов в год;

- комплекс мегалитов гор Изыгаш и Куйлюм со скалами упорядоченной формы являются сакральными местами шорцев, исторически проживающих на территории поселков Ортон, Трехречье и Учас, по которым можно путешествовать по серпантинам с десятками видовых остановок;

- комплекс поселка Студеный плес может рассматриваться как туристская база для водного и снегоходного туризма.

Методы исследования:

- комплексный анализ, который позволит сформировать комплексную стратегию развития туризма в МГО;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- системный и сравнительный анализ, которые дадут возможность создать систему взаимодействия между туристскими объектами и раскроет потенциал «ТРК-Междуреченск» в контексте регионального туризма;

- картографический и экологический анализ, который позволит оценить объем и экологическую емкость территории и просчитать антропогенную нагрузку. Полученные данные дополнят метод статистического анализа;

- общенаучные методы синтеза, индукции и дедукции;

- OTSW-анализ, выявляющий Opportunities (возможности), Threats (угрозы), Strengths (сильные стороны) и Weaknesses (слабые стороны). Стратегия служит руководством для выстраивания приоритетов и целей в условиях будущего и неизвестного хаоса. Стратегирование служит процессом формулирования и реализации стратегий, включая анализ прогнозов, мониторинг тенденций, OTSW-анализ стратегических целей и разработку концепции стратегии. Стратегия позволяет определить важные области развития индустрии туризма, принимая во внимание ценности, интересы и приоритеты и опираясь на конкурентные преимущества. Основой методологических разработок и исследований в сфере стратегирования являются труды В. Л. Квинта, научные работы которого посвящены разработке теории нового регионального экономического развития, общей теории понятия стратегии

16

и методологии стратегирования .

Исследование основано на принципе объективности, позволяющем определить ключевые проблемы и их решения.

14 Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2019 .№ 2129-р «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года».

15 Закон Кемеровской области - Кузбасса от 26.12.2018 .№ 122-ОЗ «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области - Кузбасса на период до 2035 года».

16 Квинт В. Л. Концепция стратегирования...

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

2022. Том 2. № 1

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ Социально-экономическая роль туризма как стратегической отрасли экономики Междуреченского городского округа

Туризм стал значимым направлением развития экономической и общественной жизни территории. Он позволяет вовлекать не только местный и российский капитал, но и привлекать иностранных инвесторов через раскрытие масштабности территории округа, традиций, быта и культуры шорского народа для туристов. Оценка потенциала вклада туризма в экономику Междуреченского городского округа и Кузбасса в целом дает основу для принятия решений в поддержку развития туристской отрасли, а также позволяет учитывать экономику туризма в стратегическом развитии экономики округа наравне с традиционным и угольным секторами.

Динамика роста влияния туристской экономики на весь потенциал в России и Кузбассе, в условиях пандемии и с учетом ретроспективного анализа, дает возможность полагать, что специфика развития туризма в Междуреченском городском округе отличается от общероссийской. Это является основанием для утверждения актуальности туризма для развития экономики округа. Многочисленность факторов, влияющих на развитие туризма, говорит о сложности и необходимости встраивания его в социально-экономическую систему территории Междуреченского городского округа и Кузбасса в целом.

Разделяя факторы на внешние и внутренние и оценивая их влияние на предполагаемые результаты экономики туристкой отрасли округа, определены основные и присущие территории Междуреченского городского округа факторы:

1. Природно-географическое разнообразие;

2. Историко-культурное наследие;

3. Экономические условия;

4. Социальные уровни;

5. Демографическое положение;

6. Уровень технологического развития;

7. Экологическое состояние территории;

8. Сезонная специфика территории.

Учитывая указанные факторы и специфику территории, можно считать положительным драйвером

роста туристской составляющей в экономике Междуреченского городского округа и Кузбасса. Важно учитывать необходимость повышения конкурентоспособности туристского продукта Междуреченского городского округа и Кузбасса в целях создания турпродуктов, соответствующих ожиданиям целевых групп туристов и дающих максимальный вклад в экономику туризма.

Для достижения этого необходимо усовершенствовать инструменты, способствующие стратегическому развитию туротрасли и созданию туристской дестинации:

1. Брендирование и визуализация территорий, доступность и повышение качества туристских предложений с одновременным улучшением туристской инфраструктуры;

2. Создание конкурентоспособных турпродук-тов через увеличение поддержки государства на территориях с большим туристским потенциалом;

3. Развитие обеспечивающей инфраструктуры и транспортной доступности;

4. Создание условий для наполнения туротрас-ли качественными кадрами;

5. Стимулирование инвестиционной активности через повышение инвестиционной привлекательности туристских территорий;

6. Продвижение турпродукта через стимулирование его потребления и доступности;

7. Приведение в соответствие с современными требованиями нормативно-правовой базы туриндустрии;

8. Цифровизация туристской сферы и экономики;

9. Повышение безопасности гостей на туристских территориях.

Развитие и усовершенствование вышеуказанных факторов с использованием обозначенных инструментов является экономической и социальной ролью туризма как стратегической отрасли экономики Междуреченского городского округа и Кузбасса в целом.

Реализацией намеченных целей должен стать «ТРК-Междуреченск».

Konstantin V. Yumatov et al. Mezhdurechensk as a Tourism and Recreation Cluster

THEORY AND PRACTICE https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-1-122-138

2022. Vol 2. No 1

Кластеризация как эффективная форма реализации стратегических интересов территории

Кластеры являются эффективным инструментом повышения конкурентных преимуществ конкретной территории. Основное воздействие кластерного подхода на экономическую составляющую территории проявляется в виде синергии. Плотное взаимодействие хозяйствующих субъектов, входящих в кластер, приводит к созданию информационного пространства, позитивно влияет на развитие инновационной деятельности участников и уменьшает затраты на товарно-материальные ценности и ресурсы, повышая результативность отдельных участников-кластерных предприятий и всей региональной экономики. Географическая концентрация дает компаниям следующие преимущества: наличие определенных природных ресурсов и возможность снижения транзакционных издержек, особенно когда организация приобретает знания и передает их. Это может помочь основным игрокам в этих кластерах в конкретных регионах и городах быть географически близкими друг к другу.

Кластерный подход является инструментом стратегического управления для содействия региональному развитию, улучшения региональных торговых балансов, увеличения роста занятости, заработной платы и взносов в бюджеты и внебюджетные фонды, а также для повышения региональной экономической

устойчивости и конкурентных преимуществ. При кластеризации территории основным фактором является развитие внутрирегионального рынка, укрепление связей внутри территории на базе совершенствования дорожно-транспортных объектов, являющихся частью обеспечивающей инфраструктуры, и связей между хозяйствующими субъектами. Развитие общественного разделения труда связано с реализацией территориальных ресурсов и возможностей, среди которых экспансия будет выходить за пределы территориальных границ и распространяться. Благодаря кластерному подходу почти все сферы услуг требуют повышенного внимания и поддержки. Эти секторы создали новые возможности для трудоустройства, предоставили инновационные виды услуг, а также улучшили территории.

Использование прогрессивных форм бизнес-организаций для изучения туристского сектора позволяет утверждать, что в условиях экономического сближения тем в сфере туристической деятельности и их расположения в определенном регионе развились эффективность, конкурентоспособность и инновации. Метод кластеризации

!- 17, 18

обеспечивает это преимущество .

В современном мире и научной литературе вопросы, связанные с туристскими кластерами, приобретают все большее значение, поэтому активно обсуждаются в научных и прикладных

19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28

исследованиях .

17 Портер М. Е. Конкурентная стратегия.

18 Портер М. Е. Международная конкуренция.

19 Четверная спираль: опыт Европейского Союза и практики развития российских регионов. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2019. 163 с.

20 Дорофеев А. А., Богданова Л. П., Хохлова Е. Р. Экотуризм в России: главные дестинации и туристские прибытия // Современные проблемы сервиса и туризма. 2017. Т. 11. № 4. С. 38-46. https://doi.org/10.22412/1995-0411-2017-11-4-38-46

21 Александрова А. Ю., Владимиров Ю. Л. Особенности создания туристских кластеров в России (на примере Вологодской области) // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. Т. 10. № 1. С. 47-58.

22 Гришин С. Ю. Управление региональными туристскими кластерами. СПб.: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2016. 209 с.

23 Джанджугазова Е. А. Кластерное развитие: задачи и промежуточные итоги // Российские регионы: взгляд в будущее. 2017. Т. 4. № 4. С. 1-14.

24 Лаврикова Ю. Г., Малыш Е. В. Зеленая экономика в кластерном развитии // Региональная экономика: теория и практика. 2014. Т. 363. № 36. С. 48-59.

25 Мишулина С. И., Молчанова В. А. Цели «зеленых» кластеров в туризме // Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. 2021. Т. 23. № 3. С. 51-62. https://doi.org/10.15688/ek.jvolsu.2021.3.5

26 Cluster programs in Europe and beyond. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2019. 164 p. https://doi.org/10.2826/357551

27 Novelli M., Schmitz B., Spencer T. Networks, clusters and innovation in tourism: A UK experience // Tourism Management. 2006. Vol. 27. № 6. P. 1141-1152. https://doi.org/10.1016/j.tourman.2005.11.011

28 Yaljinkaya T., Güzel T. A general overview of tourism clusters // Journal of Tourism Theory and Research. 2019. Vol. 5. № 1. Р. 27-39. https://doi. org/10.24288/jttr.465912

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

2022. Том 2. № 1

Современное состояние и перспективы развития туристского комплекса Междуреченского городского округа. Проблемы развития туризма

Междуреченский городской округ - это муниципальное образование в Кемеровской области - Кузбассе, образованное на территории горо-

29

да Междуреченск и Междуреченского района . Междуреченск входит в Реестр административно-территориальных единиц Кемеровской области как город областного подчинения.

Междуреченский городской округ расположен в южной части Кузбасса на территории, ограниченной горными системами: с востока - Кузнецкий Алатау, с юга и юго-востока - Абаканский хребет. Большая часть территории городского округа находится в бассейнах рек Томь и Уса, а центр расположен на месте их слияния. Граничит с Таштагольским и Новокузнецким муниципальными районами, Мысковским городским округом, а также с Республикой Хакасия. Город Междуреченск - единственное муниципальное образование Кемеровской области, имеющее тупиковое расположение.

В состав Междуреченского городского округа входят 12 населенных пунктов: город Междуреченск, поселки Барсук, Ильинка, Лужба, Майзас, Малый Майзас, Ортон, Сливень, Студеный Плес, Теба, Трехречье и Учас.

Общая площадь территории Междуреченского городского округа составляет более 732 тыс. га. Площадь земель, находящихся за чертой города, составляет более 698 тыс. га. Однако сельскохозяйственных территорий район не имеет. Основная производственная деятельность населения города связана с угледобывающей промышленностью.

Междуреченский городской округ - горный регион с резко-континентальным климатом: суровой и продолжительной зимой, жарким и коротким летом.

Основными преимуществами являются: большие территориальные ресурсы, доступные для инвестиций; мощный природный потенциал для туризма;

близость крупных агломераций (Новокузнецкая); развитая производственная инфраструктура.

Город Междуреченск находится в 60 км восточнее Новокузнецка и в 312 км юго-восточнее Кемерова. Город располагается на высоте 230-240 м над уровнем моря. Удаленность Междуреченска от областного центра Кемеровской области составляет 330 км, от Таштагола - 368 км, Калтана -289 км, Мысков - 282 км, Осинников - 274 км. Расстояние до Москвы 3186 (авиа) или 3950 км (автотранспортом).

Имеется железнодорожное сообщение с Новокузнецком и Абаканом. Для дальних авиаперелетов жителями Междуреченска используются ближайшие федеральные аэропорты Новокузнецка (112 км), Кемерова (310 км) и Новосибирска (480 км).

На территории Междуреченского городского округа расположены памятники археологии, истории и монументального искусства. Подробное описание указанного комплекса города отражено в Социально-экономической стратегии развития МГО до 2035 г.30. Указанный комплекс аттрак-ций не стал действующей точкой притяжения туристов в отличие от богатого природно-рекреа-ционного потенциала территории МГО.

С точки зрения существующих локаций, в рамках создаваемого кластера «ТРК-Междуреченск», необходимо выделить субкластеры с потенциалом формирования туристкой дестинации.

Субкластер «Комплекс горы Югус» находится в двух километрах на юго-востоке от центра города на левом берегу реки Томь, где располагается горнолыжный комплекс, состоящий из 4 трасс разного уровня сложности (900-1400 м), комплекса трамплинов для прыжков на лыжах, используемого круглогодично за счет искусственного покрытия, и трекинговой Тропы Терренкур, общей протяженностью более 25 км и имеющей сложный рельеф. Протяженность лыжных трасс для гонок составляет более 15 км. Тропа пользуется спросом как у профессионалов, так и улюбителей лыжного спорта.

29 Постановление Администрации МГО от 30.04.2019 № 992-п.

30 Там же.

Konstantin V. Yumatov et al. Mezhdurechensk as a Tourism and Recreation Cluster

THEORY AND PRACTICE https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-1-122-138

2022. Vol 2. No 1

Разработана концепция развития комплекса с потенциалом посещения до 250 тыс. уникальных туристов в год, размещения гостиничного комплекса на 250 номеров, увеличения до 12 трасс общей протяженностью более 15 км, размещения на коре музея тайги и пр.

У подножия горы Югус расположены объекты общественного питания. Имеется горнолыжная школа, медицинский пункт, спасательная служба, гостиница и прокат снаряжения.

Существующие ограничения на данное время -отсутствие всесезонной надежной переправы через реку Томь и высокопроизводительной канатной дороги - не позволяют раскрыть весь потенциал круглогодичности комплекса.

Субкластер «Комплекс горы Черный Салан» -историческое, богатое и благодатное место, созданное природой. Субкластер полноценно обеспечивает склоны высокого уровня для свободного катания (фрирайд). Он предназначен для дальнейшего расположения горнолыжного курорта мирового значения. Одна из 20 гор в мире с идеальными для горных лыж склонами размером с район города потрясает своими масштабами, аналогов которой, в возможности организовать масштабный горнолыжный курорт мирового значения, практически нет. Ландшафт горы позволяет организовать на площади 7000 га более 20 подъемных сооружений и порядка 40 горнолыжных трасс общей протяженностью более 80 км с перепадами высот до 950 м. Горнолыжные трассы разного уровня сложности протяженностью от 1,5 до 6,5 км для любой целевой аудитории. Природный горнолыжный сезон продолжается с октября по май. Данное место позволяет разместить все сопутствующие горнолыжному курорту объекты, способствующие обеспечить комфортный отдых более 1,2 млн уникальных туристов в год: всероссийский центр по подготовке олимпийских дисциплин, «Тайга-ленд» (аналог Диснейленда), комплексы лечебной, восстановительной и спортивной медицины, перинатальный центр «Ребенок тайги», гостиничные комплексы (3-5 звезд), универсальный спортивно-концертный

комплекс «Салан-холл», обособленная зона «Салан digital detox», аквапарк и пр. с единовременным размещением до 20 000 туристов. Приемным пунктом гостей будет являться транспортный хаб, а прибытие-отправление будет осуществляться скоростными электропоездами (аналог Сапсана) с перемещением по территории курорта на электромобилях и шаттлах без ДВС.

Субкластер «Поднебесные Зубья». Поднебесные Зубья - туристский район, расположенный в Кузнецком Алатау в 60 км от города Междуреченска на границе Кемеровской области и Хакассии вблизи железнодорожной станции Лужба. Стремительные горные реки с хрустальной водой, нетронутая тайга и разноцветье трав альпийских лугов, живописные высокогорные озера и неприступные скалы района Поднебесных Зубьев - своеобразная Мекка сибирского туризма. Единственный в России комплекс туристских приютов, расположенных по кольцу протяженностью более 100 км, который позволяет совершать активные туры различной сложности, а также радиальные выходы, отдыхая в благоустроенных, рубленных таежных домах, оснащенных столовой и баней. На всех туристских приютах субкластера «Поднебесные Зубья» постоянно находятся работники по комплексному обслуживанию, готовые в любое время принять и разместить группу, а также оказать экстренную помощь. Все приюты оснащены радиосвязью с базовым комплексом «Гайдаровец».

Государственный природный заказник «Бель-синский» расположен в речной долине Бельсу на территории 78,4 тыс. га. Он является охраняемой природной территорией регионального значения. Образован с целью сохранения биологического разнообразия Кемеровской области, в том числе охраны и воспроизводства объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, охраны мест их обитания, сохранения и восстановления численности редких и исчезающих видов животного и растительного миров. На заказник возложены задачи поддержания целостности устоявшихся экосистем, охраны типичных ландшафтов, сохранения,

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

2022. Том 2. № 1

воспроизводства и восстановления запасов всех обитающих на его территории объектов животного мира.

Субкластер «Комплекс Сибирские Мегалиты». Мегалитическим комплексом гор Изыгаш и Куйлюм называют каменные скалы Горной Шории, расположенные в глубине таежных гор. Мегалиты Горной Шории дошли до нас практически нетронутыми и не исследованными, т. к. эти территории никогда плотно людьми не заселялись. Мегалиты позволяют привлечь внимание туристов к самому отдаленному поселку Междуреченского городского округа - Ортон. Он сочетает исторический комплекс наследия шорцев, российских золотодобытчиков и советской пенитенциарной системы, т.к. долго поселок жил за счет расположенной здесь колонии-поселения (в настоящее время колония ликвидирована).

Оценка туристско-рекреационного потенциала Междуреченского городского округа. Анализ возможностей, угроз, сильных и слабых сторон и приоритетных направлений туризма

По теории, описанной В. Л. Квинтом, проведен структурный анализ возможностей и потенциала проекта «ТРК-Междуреченск» с точки зрения порядка OTSW-анализа (возможности, угрозы, сильные и слабые стороны)31. Изучение и анализ материалов дают понимание о необходимости создания туристско-рекреационного кластера перспективного развития «ТРК-Междуреченск».

Успешно сформированный кластер на территории округа, при условии успешного менеджмента, предполагает следующие экономические выгоды и результаты:

- повысится как экономическая выгода, так и экологическая нагрузка за счет увеличения количества посетителей, что потребует поиска устойчивого баланса;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- активизируется частный сектор из-за создания условий для роста продаж местных товаров и услуг за счет продолжительности пребывания туристов. Это расширение ассортимента, новые места

31 Квинт В. Л. Концепция стратегирования...

коллективного размещения и общественного питания, новые рабочие места и т.д., что позволит увеличить налоговые поступления в региональный бюджет;

- позволит сохранить «зеленую» природную основу округа, продемонстрирует жителям города и гостям красоты и разнообразие природного наследия, а также позволит сберечь культурно-исторические памятники и культурные ценности шорского народа Междуреченского городского округа в условиях развития инфраструктуры территории.

Также выявлены угрозы:

1. Сохранение локального характера курорта (низкий вклад в развитие региона);

2. Нереализация потенциала из-за роста привлекательности конкурирующих направлений;

3. Ухудшение экологии (пожары, вытоптанные маршруты и т.д.);

4. Утрата культурных ценностей шорского народа.

Сильные стороны и возможности «ТРК-Междуреченск» предлагают серьезный фундамент для быстрого развития:

1. Выгодное географическое положение, позволяющее привлекать туристские потоки из других регионов РФ, а также Китая, Индии и Европы:

- 3-4 часовая зона охвата самолетом включает 11 крупных городов России;

- зона охвата 6 ч на автомобиле включает более 4 млн человек;

2. Туристские ресурсы «ТРК-Междуреченск» позволят предложить разнообразные возможности для спорта и отдыха в таежных условиях, позволяющие сформировать уникальный продукт в области экологического туризма;

3. Создание диверсифицированного предложения в области экотуризма в рамках концепции «Таежной цивилизации»;

4. Встраивание в экосистему курортов Кузбасса (пакетные/партнерские программы) для создания дополнительного потока туристов,

THEORY AND PRACTICE https://doi.org/10.2i603/2782-2435-2022-2-1-122-138

2022. Vol 2. No 1

которые будут перемещаться между курортами юга Кузбасса из «ТРК-Междуреченск» в СТК «Шерегеш»;

5. Активизация продвижения курорта, в т. ч. с использованием современных цифровых инструментов;

6. Развитие туристской инфраструктуры города/ области, а также сети новых маршрутов;

7. Развитие сообщения с целевыми рынками.

Болевые точки, которые предопределяют необходимость формирования кластера:

1. Слабое развитие инфраструктуры туризма:

- ограниченное предложение качественных средств размещения (гостиниц);

- слабое предложение в области питания и гастрономии;

- слабая транспортная инфраструктура и логистика из-за удаленности города от логистических узлов;

- отсутствие формализованных туристских продуктов (готовых для продажи на внешние рынки);

2. Неизвестен как туристское направление из-за неэффективного продвижения, в т. ч. в цифровых каналах и социальных сетях.

Все это повысит конкурентное преимущество территории в сфере туризма, сформирует предпосылки для развития инновационной направленности и позитивного имиджа Междуреченского городского округа. Туристско-рекреационный кластер в городской черте Междуреченска станет источником вдохновения для тех, кому небезразлично будущее территории. Это точка роста туристского сектора Кузбасса, которая создаст условия для формирования новых предприятий и будет обладать потенциалом для повышения конкурентоспособности действующих хозяйствующих субъектов и территории Междуреченского городского округа. «ТРК-Междуреченск» будет одним из основополагающих в решении задач Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области до 2035 г.

Инструментарии, способствующие стратегическому развитию туротрасли и созданию туристской дестинации на территории «ТРК-Междуреченск»

1. Брендирование и визуализация территорий, доступность и повышение качества туристских предложений с одновременным улучшением туристской инфраструктуры и созданием конкурентоспособных турпродуктов через увеличение поддержки государства на территориях с большим туристским потенциалом. Результатом успешного брендинга является связь объекта стратегирования (территория, город, локация, компания и др.) с определенной практикой и деловой репутацией для достижения признания и влияния, укрепления деловых отношений. Это приводит к развитию культурных индустрий, туризма и выставочно-ярмарочной деятельности, а также экономики в целом. Примером реализации брендинга является практика развития бренда Междуреченска в бренд «ТРК-Междуреченск» с распространением на его субкластеры (рис. 1).

2. Развитие обеспечивающей инфраструктуры и транспортной доступности. Государственное планирование и вложения в доступность и обеспечение является основополагающим драйвером развития туристского потенциала «ТРК-Междуреченск».

Исключение транспортных и инфраструктурных ограничений в доступе к локациям субкластеров позволит реализовать их туристские возможности.

Создание современной системы водоочистки и септиков с одновременным строительством сетей водоснабжения и водоотведения позволит увеличить туристский поток с сохранением антропогенной нагрузки на территорию субкластера.

Строительство пешеходных мостов через реку Томь обеспечит доступность локаций для туристов с ограниченными возможностями и детьми. В результате изменится портрет привлекаемого туриста, а также повысится его безопасность.

Строительство сетей электроснабжения позволит увеличить перечень предлагаемых услуг на территории субкластеров, повысить их качество и привлечь новые виды бизнеса на локацию.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

2022. Том 2. № 1

Рис. 1. Использование бренда Междуреченска в бренде «ТРК-Междуреченск» с распространением на субкластеры Fig. 1. The brand of Mezhdurechensk as part of the Mezhdurechensk Cluster brand and subclusters

Строительство автодороги с объездом Мысков и организация путепровода или объезда проблемного переезда по ул. Весенняя позволит сократить путь туристов Новокузнецкой агломерации и привлечь новый турпоток на «ТРК-Междуреченск».

Организация новых, а также реконструкция и обустройство действующих посадочных железнодорожных платформ позволит повысить безопасность туристов, использующих этот вид транспорта, и будет способствовать появлению новых, имеющих ограничения по перемещению.

Реконструкция действующего аэродрома Междуреченска и организация новых вертолетных посадочных площадок на каждом субкластере позволит обеспечить приток нового формата мобильных туристов посредством малой авиации, а также станет доступной средой для маломобильных групп туристов.

Обустройство и строительство причалов понтонного типа позволит расширить услуги по востребованным водным видам отдыха.

Это не полный перечень необходимых действий со стороны органов власти различных уровней и ведомств, которые будут способствовать не только устранению препятствий для развития сферы туризма и индустрии гостеприимства, но и будут

давать возможность возникновения новых субкластеров в «ТРК-Междуреченск».

3. Создание условий для наполнения туротрасли качественными кадрами, требования к персоналу и конечное применение:

- наличие цифровых компетенций у персонала, инновационный подход, креативность и желание постоянно повышать свою компетентность;

- критическое мышление и высокие аналитические способности (способность работать с big data);

- внимание к деталям, клиентоориентирован-ность, эмоциональная устойчивость и сопереживание, умение работать в команде, тайм-менеджмент, умение работать в стрессовых условиях и решать сложные задачи, сопровождение клиентского сервиса в режиме 24/7;

- постоянный контроль качества и уровня безопасности предоставления услуг, умение быстро реагировать на комплексные проблемы;

- экологическое мышление, глубокие знания культуры и обычаев территории, открытость к межкультурному диалогу;

- глубокие знания истории, традиций и культуры страны и территории, необходимые для создания уникальных турпродуктов;

- знание основ экологического и страхового права, следование принципам устойчивого развития;

- знание иностранных языков.

4. Стимулирование инвестиционной активности через повышение инвестиционной привлекательности туристских территорий. Реализация приоритетов стратегического преобразования «ТРК-Междуреченск».

Глубокая проработка всего «ТРК-Междуреченск» и его субкластеров в формате создания мастер-планов, позволяющих специализированно подойти к раскрытию потенциалов субкластеров, а также определение инвестиционных лотов по направлениям HoReCa позволит инвесторам любого уровня найти свои ниши для реализации своей специализации на площадках «ТРК-Междуреченск».

5. Цифровизации туристской сферы и экономики. Создание единой цифровой экосистемы туризма «ТРК-Междуреченск», объединяющей все его

Konstantin V. Yumatov et al. Mezhdurechensk as a Tourism and Recreation Cluster

THEORY AND PRACTICE https://doi.org/10.2i603/2782-2435-2022-2-1-122-138

2022. Vol 2. No 1

субкластеры и всех участников рынка на единой онлайн-платформе для реализации лучшего цифрового клиентского опыта, статистики и анализа.

Цифровые технологии сферы туризма и индустрии гостеприимства, которые будут способствовать созданию и совершенствованию экосистемы «ТРК-Междуреченск» для решения задач:

- учет данных позволит прогнозировать модели в туризме, рост конверсии, создание персонализированных предложений и контент-маркетинг;

- комплекс подключенных друг к другу интеллектуальных устройств позволит реализовать возможности: умный дом, умный чемодан с датчиком геолокации и функцией саморегистрации багажа и т. д.;

- искусственный интеллект позволит смоделировать ожидаемые потребности туриста на основе анализа его предыдущего опыта отдыха и информации, опубликованной в информационном поле;

- виртуальная и дополненная реальность (У^, AR) будут способствовать появлению новых достопримечательностей, которые предполагают наполнение туристических продуктов функциями голосового контента и дополнительными функциями визуализации изображений. Это перспектива для новых видов бизнеса и привлекательности «ТРК-Междуреченск»;

- компьютерное зрение в сочетании с искусственным интеллектом позволит решить некоторые сложные задачи:

1. Идентифицировать человека (используется, например, для предоставления бесконтактного ключа в отеле при регистрации);

2. Оценить поток посетителей закрытых мероприятий, оценить покупателей/посетителей;

- блокчейн - это технология распределенной регистрации, т. е. смарт-контракт, который предполагает, что система отслеживает выполнение обязательств контрагентов. Преимущества использования: обеспечение выполнения всеми сторонами своих обязательств, возможность прямого взаимодействия между поставщиками туристских услуг и потребителями, а также возможность выхода на местный рынок мелких участников. В качестве примера реализации этой технологии - продажа

билетов на крупные международные мероприятия (например, чемпионат мира по футболу 2018 г.), сбор и контроль информации о перемещении багажа в аэропорту, использование отпечатков пальцев для идентификации пассажиров, программы LockChain, Winding Tree и т.д.;

- системы автоматизации бизнес-процессов (ERP/CRM/PMS и т.д.) способствуют повышению эффективности туристических предприятий за счет управления продажами и документами, анализа и формирования отчетов. Например, TourControl, ERP.Travel, U-ON Travel и т. д.;

- внедрение платформы, характеризующейся наличием «сетевых эффектов», означает снижение транзакционных издержек взаимодействия, увеличение числа участников платформы, скорости обмена информацией и производительности труда. Например, Ruspass, LockChain, Winding Tree, Local Alike и т. д. Это экономически целесообразно как для поставщиков, так и для потребителей. Способствует тесному взаимодействию между представителями индустрии туризма и гостеприимства в определенном правовом поле и предполагает установление прямых договорных отношений между поставщиками туристских услуг и потребителями, а также высвобождение резервов для повышения эффективности бизнеса.

6. Повышение безопасности гостей на туристских территориях. Создание сети контрольных точек возникновения потенциально опасных зон и мест опасности на территории «ТРК-Междуреченск» и его субкластерах с учетом появления новых видов туристских услуг, сезонности и анализа климатических условий, изменяющихся во времени, с одновременным внедрением цифровизации и инновационных технологий с возможностью моделирования и предопределения опасных ситуаций будет способствовать повышению защищенности туристов и сокращению сроков реагирования на возникающие вызовы. То есть создадут дополнительный, новый имиджевый аспект современного вида безопасного туризма в «ТРК-Междуреченск».

Это большая перспектива для развития индустрии туризма и гостеприимства на территории

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

2022. Том 2. № 1

Междуреченского городского округа и создания новых видов бизнеса и привлекательности «ТРК-Междуреченск» как пилотного проекта Кузбасса.

ВЫВОДЫ

Рыночная экономика России требует инновационного подхода к процессу развития туризма. Кластерная организация туристского сектора экономики имеет преимущества как для административных органов, так и для бизнеса и общества в целом. Деятельность кластера и его функционирование основано на принципе государственно-частного партнерства. Стратегия развития России до 2030 г. отражает приоритеты государственно-частного партнерства. Стратегия развития туризма в России на период до 2035 г. направлена на комплексное развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации. Стратегия развития туризма в Кемеровской области до 2025 г. определяет приоритеты развития отдельных видов туризма в долгосрочной перспективе.

Теоретический фундамент, созданный ведущими представителями научной школы стратегирования В. Л. Квинта, развитие методологии и практика оперативного стратегирования сформировали новый метод принятия экономических решений. Данный метод нуждается в модификации, требует постоянного совершенствования и трансформации классического метода оценки факторов, влияющих на его эффективность.

Целесообразность анализа теоретических основ заключается в раскрытии уникальной методологии стратегирования, предложенной иностранным членом РАН В. Л. Квинтом.

ЛИТЕРАТУРА

Аверина Л. М., Макарова И. В., Кудрявцев А. Л. Предпосылки создания и развития территориальных производственных кластеров. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2006. 45 с.

Александрова А. Ю., Владимиров Ю. Л. Особенности создания туристских кластеров в России (на при-

В работе обосновывается, что важным фактором, формирующим условия для снижения уровня неопределенности и повышения точности ожидаемых результатов, является наличие качественной и реализуемой муниципальной стратегии развития сферы туризма и индустрии гостеприимства в увязке с региональной. Настоящая работа посвящена вопросам стратегического брендинга - важнейшего инструмента продвижения туристско-рекреационного потенциала территории Междуреченского городского округа, раскрытого не в полном объеме.

Работа содержит историю развития туризма в округе. Ценность данного раздела заключается в анализе уникального опыта округа в развитии активного горнолыжного и водного туризма. Проведенный OTSW-анализ раскрывает перспективы развития территории в области туризма, позволяет сформулировать основные задачи, в том числе создание Стратегии развития туризма на территории Междуреченского городского округа, которые лягут в основу муниципальной программы «Развитие туризма в Междуреченском городском округе», формируемой по поручению Губернатора Кемеровской области - Кузбасса, для создания регионального документа «Разработки основных положений стратегии и стратегических приоритетов развития Кемеровской области на период до 2035 г. и более длительную перспективу».

На основе проведенного анализа определяются стратегические приоритетные направления развития сферы туризма и индустрии гостеприимства в округе и стратегического брендинга. Комплексное исследование, проведенное в рамках настоящей работы, может дополнить разработку отраслевой стратегии муниципалитета и региона.

мере Вологодской области) // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. Т. 10. № 1. С. 47-58.

Гришин С. Ю. Управление региональными туристскими кластерами. СПб.: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2016. 209 с.

THEORY AND PRACTICE https://doi.org/10.2i603/2782-2435-2022-2-1-122-138

2022. Vol 2. No 1

Джанджугазова Е. А. Кластерное развитие: задачи и промежуточные итоги // Российские регионы: взгляд в будущее. 2017. Т. 4. № 4. С. 1-14. Дорофеев А. А., Богданова Л. П., Хохлова Е. Р. Экотуризм в России: главные дестинации и туристские прибытия // Современные проблемы сервиса и туризма. 2017. Т. 11. № 4. С. 38-46. 1^:// doi.org/10.22412/1995-0411-2017-11-4-38-46 Квинт В. Л. Концепция стратегирования. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2020. 170 с. https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2562-7 Лаврикова Ю. Г., Малыш Е. В. Зеленая экономика в кластерном развитии // Региональная экономика: теория и практика. 2014. Т. 363. № 36. С. 48-59. Мишулина С. И., Молчанова В. А. Цели «зеленых» кластеров в туризме // Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. 2021. Т. 23. № 3. С. 51-62. https://doi.org/10.15688/ ek.jvolsu.2021.3.5 Портер М. Е. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 454 с. Портер М. Е. Международная конкуренция: Конкурентные преимущества стран. М.: Альпина Паблишер, 2016. 947 с. Пятовский А. А. История создания горнолыжного курорта «Шерегеш» в Кемеровской области (1990-2003 гг.) // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 432. С. 150-158. https://doi.org/10.17223/15617793/432/20 Пятовский А. А. История становления и развития туристской отрасли Кемеровской области (1943-2010-е гг.): автореф. дис. канд. истор. наук: 07.00.02. Томск, 2019. 21 с. Стратегирование отрасли туризма и выставочно-ярмарочной деятельности в Кузбассе / под науч. ред. В. Л. Квинта. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2021. 371 с. https://doi. org/10.21603/978-5-8353-2718-8 Четверная спираль: опыт Европейского Союза и практики развития российских регионов. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2019. 163 с.

Cluster programs in Europe and beyond. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2019. 164 p. https://doi.org/10.2826/357551 Kemerovo Region's experience of implementing and promoting cluster initiatives in tourism industry / S. A. Vasyutin [et al.] // Advances in Economics, Business and Management Research. 2018. Vol. 61. P. 270-276. https://doi.org/10.2991/ icemw-18.2018.49 Novelli M., Schmitz B., Spencer T. Networks, clusters and innovation in tourism: A UK experience // Tourism Management. 2006. Vol. 27. № 6. P. 11411152. https://doi.org/10.1016/j.tourman.2005.11.011 Tourism as a "post-staples" diversification for Russian remote resource-dependent regions: a new path for Kuzbass / L. G. Kiryanova [et al.] // Известия Томского политехнического университета. Инжиниринг георесурсов. 2019. Т. 330. № 10. С. 230-239. https: //doi .org/10.18799/24131830/2 019/10/2319

Yalfinkaya T., Güzel T. A general overview of tourism clusters // Journal of Tourism Theory and Research. 2019. Vol. 5. № 1. Р. 27-39. https://doi.org/10.24288/ jttr.465912

КРИТЕРИИ АВТОРСТВА: К. В. Юматов - 25 %, В. Н. Момот - 25 %, И. Н. Доровских - 25 %, Н. Б. Гацук - 25 %.

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ: Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и/или публикации данной статьи.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ: Юматов Константин Владимирович, канд. ист. наук, доцент кафедры всеобщей истории и международных отношений института истории и международных отношений, заведующий кафедрой международного права юридического института, Кемеровский государственный университет, Кемерово, Россия; [email protected]; https://orcid.org/0000-0003-0597-4173 Момот Вячеслав Николаевич, магистрант кафедры всеобщей истории и международных отношений

Юматов К. В. и др. Формирование стратегии «Туристско-рекреационного кластера

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

https://doi.org/10.216Q3/2782-2435-2Q22-2-1-122-138

СТРАТЕГИРОВАНИЕ:

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

2022. Том 2. № 1

института истории и международных отношений, Кемеровский государственный университет, Кемерово, Россия, директор, Агентство по развитию туризма, инвестиций и предпринимательства, Междуреченск, Россия; [email protected]; https:// orcid.org/0000-0002-0588-3469 Доровских Инга Николаевна, магистрант кафедры всеобщей истории и международных отношений института истории и международных отношений, Кемеровский государственный университет, Кемерово, Россия, заместитель директора, Агентство

REFERENCES

Averina LM, Makarova IV, Kudryavcev AL. Predposylki sozdaniya i razvitiya territo-rialnyx proizvodstvennyx klasterov [Prerequisites for the creation and development of territorial production clusters]. Ekaterinburg: Institute of Economics of the Ural Branch of the RAS; 2006. 45 p. (In Russ.) Aleksandrovaa AYu, Vladimirovb YuL. Features of establishment of tourism clusters in Russia (experience of Vologda Region). Service and Tourism: Current Challenges. 2016;10(1):47-58. (In Russ.) Grishin SYu. Upravlenie regionafny'mi turistskimi klasterami [Management of regional tourist clusters]. St. Petersburg: Saint Petersburg State University of Economics; 2016. 209 p. (In Russ.) Dzhandzhugazova EA. Cluster development: tasks and subtotals. Russian regions: looking into the future. 2017;4(4):1-14. (In Russ.) Dorofeev AA, Bogdanova LP, Khokhlova ER. Ecotourism in Russia: Main destinations and tourist arrivals. Service and Tourism: Current Challenges. 2017;11(4):38-46. (In Russ.) https://doi.org/ 10.22412/1995-0411-2017-11-4-38-46 Kvint VL. The concept of strategizing. Kemerovo: Kemerovo State University; 2020. 170 p. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2562-7 Lavrikova YuG, Malysh EV. The green economy in cluster development. Regional Economics: Theory and Practice. 2014;363(36):48-59. (In Russ.) Mishulina SI, Molchanova VA. The goals of "green" clusters in tourism. Journal of Volgograd State

по развитию туризма, инвестиций и предпринимательства, Междуреченск, Россия; Penfosib9@mail. ги; https://orcid.org/0000-0002-7938-4056 Гацук Наталья Борисовна, магистрант кафедры всеобщей истории и международных отношений института истории и международных отношений, Кемеровский государственный университет, Кемерово, Россия, директор, ООО «Атлантик Тур», Междуреченск, Россия; [email protected]; https://orcid.org/0000-0001-8685-3650

University. Economics. 2021;23(3):51-62. (In Russ.) https://doi.Org/10.15688/ek.jvolsu.2021.3.5 Porter ME. Competitive strategy. Techniques for analyzing industries and competitors. Moscow: Al'pina Biznes Buks; 2005. 454 p. (In Russ.) Porter ME. The competitive advantage of nations.

Moscow: Al'pina Pablisher; 2016. 947 p. (In Russ.) Pyatovskiy AA. History of the Sheregesh Ski Resort establishment in Kemerovo Oblast (1990-2003). Tomsk State University Journal. 2018;(432): 150-158. (In Russ.) https://doi.org/10.17223/15617793/432/20 Pyatovskij AA. Istoriya stanovleniya i razvitiya turistskoj otrasli Kemerovskoj oblasti (1943-2010-e gg.) [The history of the formation and development of the tourism industry of the Kemerovo region (1943-2010s)]. Cand. His. Sci. Abstract Diss. Tomsk: Tomsk State University; 2019. 21 p. (In Russ.) Chkhotua IZ, Khvorostyanaya AS, Sadovnichaya AV, Pyatovsky AA, Yumatov KV, Shevchuk AV, et al. Strategizing of the tourism and trade show industries in Kuzbass Region. Kemerovo: Kemerovo State University; 2021. 371 p. (In Russ.) https://doi. org/10.21603/978-5-8353-2718-8 Chetvernaya spiral: opyt Evropejskogo Soyuza i praktiki razvitiya rossijskix regionov [Quadruple helix: the experience of the European Union and the practice of developing Russian regions]. Kemerovo: Kemerovo State University; 2019. 163 p. (In Russ.)

THEORY AND PRACTICE https://doi.org/10.2i603/2782-2435-2022-2-1-122-138

2022. Vol 2. No 1

Cluster programs in Europe and beyond. Luxembourg: Publications Office of the European Union; 2019. 164 p. https://doi.org/10.2826/357551 Vasyutin SA, Deniskevich EN, Kim OV, Selezenev RV, Yumatov KV, Yakimova NS, et al. Kemerovo Region's experience of implementing and promoting cluster initiatives in tourism industry. Advances in Economics, Business and Management Research. 2018;61:270-276. https://doi.org/10.2991/ icemw-18.2018.49. Novelli M, Schmitz B, Spencer T. Networks, clusters and innovation in tourism: A UK experience. Tourism Management. 2006;27(6):1141-1152. https://doi. org/10.1016/j.tourman.2005.11.011 Kiryanova LG, Surtseva AA, Yumatov KV, Pyatovskiy AA. Tourism as a "post-staples" diversification for Russian remote resource-dependent regions: a new path for Kuzbass. Bulletin of the Tomsk Polytechnic University. Geo Assets Engineering. 2019;330(10):230-239. (In Russ.) https://doi.org/1 0.18799/24131830/2019/10/2319 Yalfinkaya T, Güzel T. A general overview of tourism clusters. Journal of Tourism Theory and Research. 2019;(1):27-39. https://doi.org/10.24288/jttr.465912

CONTRIBUTION: Konstantin V. Yumatov - 25%, Vyacheslav N. Momot - 25%, Inga N. Dorovskikh -25%, Natalia B. Gatsuk - 25%.

CONFLICTS OF INTEREST: The authors declared no potential conflicts of interests regarding the research, authorship, and/or publication of this article.

ABOUT AUTHORS: Konstantin V. Yumatov, Cand. Sci.(Hist.), Associate Professor of the Department of World History and International Relations of the Institute of History and International Relations, Head of the Department of International Law of the Institute of Law, Kemerovo State University, Kemerovo, Russia; [email protected]; https://orcid. org/0000-0003-0597-4173

Vyacheslav N. Momot, Undergraduate Student of the Department of World History and International Relations of the Institute of History and International Relations, Kemerovo State University, Kemerovo, Russia, Director, Agency for the Development of Tourism, Investments and Entrepreneurship, Mezhdurechensk, Russia; [email protected]; https:// orcid.org/0000-0002-0588-3469 Inga N. Dorovskikh, Undergraduate Student of the Department of World History and International Relations of the Institute of History and International Relations, Kemerovo State University, Kemerovo, Russia, Deputy Director, Agency for the Development of Tourism, Investments and Entrepreneurship, Mezhdurechensk, Russia; [email protected]; https:// orcid.org/0000-0002-7938-4056 Natalia B. Gatsuk, Undergraduate Student of the Department of World History and International Relations of the Institute of History and International Relations, Kemerovo State University, Kemerovo, Russia, Director, LLC "Atlantic Tour", Mezhdurechensk, Russia; [email protected]; https://orcid.org/ 0000-0001-8685-3650

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.