Научная статья на тему 'Брендинг евразийского союза: проблемы и новые возможности'

Брендинг евразийского союза: проблемы и новые возможности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
66
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Евразийский союз / евразийская интеграция / евразийство / образ России / брендинг / символическая политика.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Брендинг евразийского союза: проблемы и новые возможности»

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ В ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ

Адилова Л. Ф.

д. полит.н., профессор РГГУ

БРЕНДИНГ ЕВРАЗИЙСКОГО СОЮЗА: ПРОБЛЕМЫ И НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Ключевые слова: Евразийский союз, евразийская интеграция, евразийство, образ России, брендинг, символическая политика.

Анализ формирования внешнеполитических образов предполагает выявление существующих в массовом сознании стереотипов, которые далеко не всегда соответствуют конструируемой картине внешнего мира.

Динамика характерных представлений о Евразийском союзе отражает образ России и других стран-участниц проекта в представлениях внешнего окружения, позволяет проанализировать восприятие не только внешнего, но и внутреннего образа. Сосредоточив внимание на анализе восприятия внешнего образа, можно скорректировать восприятие общественностью самих стран-участниц, т.е. внутренний образ. Острота проблемы заключается в том, что Россия, с ее особой культурной и национальной самобытностью, слабо использует фундаментальные составляющие своей цивилизационной привлекательности. Проблемы современной России и стран участниц евразийского проекта, несомненно, связаны не только с особенностями трансформации и институционализации, но и с реконструкцией традиционных основ и ценностей, укреплением гуманитарных и информационных обменов.

На этом этапе целенаправленно действуют представители политических элит, лидеры мнений и СМИ, а образ Евразийского союза в общественном мнении отождествляется с представлениями о роли государств проекта в информационном пространстве. Для продвижения позитивных представлений о Евразийском союзе важен механизм продвижения позитивного образа, символы успеха в политических, социальных, экономических сферах.

Идеи и символы евразийской интеграции оказывают существенное воздействие на процессы развития и коммуникацию постсоветских государств. Динамика информационных процессов зависит от имиджевой брендинговой проработки евразийского проекта. Нужна целевая программа по корректировке образа России и стран входящих в ЕАЭС, нацеленная на внешнюю и на внутреннюю общественность. На конкретных примерах повседневной жизни рядовых граждан необходимо показать, что вместе мы можем, используя наши конкурентные преимущества, сильные стороны, осмысленно подойти к позиционированию собственной уникальности.

Стратегический проект Евразийского союза может стать интегрирующей основой национального возрождения России в глобализирующемся мире, способствовать положительной идентификации, формулировать ориентиры для нового поколения россиян, предлагать реалистический образ многонационального Евразийского союза1. Мир стал более зависим от массовых коммуникаций и статус институтов таких как ЕВРАЗЭС стал определяться местом, которое они занимают в стране и мире. Ценностные ориентации евразийской интеграции, которые репрезентируют СМИ, во многом определяют современные модели поведения, создают значимые образцы - эталоны, которые сопровождают человека всю жизнь и оказывают основополагающее влияние на его мировоззрение. Граждане стран участниц евразийского проекта часто перенимают те нормы поведения, которые транслируются СМИ.

На наш взгляд, следует изменить символическую политику, и, в частности, провести трансформацию информационного пространства.

Новый способ интеграции Евразийского союза, который заключается в генерировании знаний, качественных изменений в экономических, социальных, культурных, духовных сферах стран-участниц проекта пока не освоен. Евразийский союз пока не получил широкой информационной и экспертной поддержки, продвижения позитивного имиджа, разъяснения ценностей и реальных выгод интеграции ЕАЭС. Экспертное сообщество не успевает своевременно и адекватно реагировать на вступление в Евразийское сообщество новых членов и происходящие в связи с этим изменения в виртуально символической среде, что сулит высокие политические риски. Союз еще не заработал, не выработаны его визуальные содержательные составляющие, а у рядовых граждан складывается впечатление, что проект является верхушечным. Инструментами развития Евразийского проекта в информационном пространстве является имиджмейкинг и брендинг государств-участниц проекта их истории, культуры, новых форм символизации политики.

Процесс индивидуализации стран определяется интерпретацией прошлого и конструированием традиций. Смысл интерпретаций прошлого - в том, чтобы показать историческую преемственность, оттенить уникальность нации, ее судьбы и институтов. Интерпретация прошлого служит политическим целям - легитимации национального политического проекта, мобилизации и интеграции масс.

1 Бузгалин А.В. Что есть Россия? // Альтернативы. - М., 2010. - № 3. - С. 4-22.

92

Доминирующая интерпретация истории предполагает развитие национальной идентичности в соответствии с перспективами развития страны. Такая конгруэнтность - фактор легитимизации режима. Народам нужно объяснить, почему они должны не конфликтовать друг с другом в рамках общности, подчиняться определенному порядку.

Весьма интересной представляется концепция евразийства, которая включает в себя ряд исходных позиций: особого континента Евразии с уникальными природными условиями, климатом и ландшафтом; о месте, где развивается народ, как категория, отражающая синтез социально-исторической среды и территории, которую он заселяет; об определенном типе менталитета и нравственности народа, обусловленного местом, где он развивается; об особых условиях жизни и мировоззрении, порождающих и особую социально-политическую организацию общества на территории Евразии. В данном контексте брендинг государств-участниц проекта усиливает присутствие страны в информационно-символической среде. Брендинг государств в социокультурном плане стоит понимать как интегрированную историческую память, связанную с историей, ее мифами, легендами, смысловыми значениями исторических событий и национальных героев.

Следует отметить, что проработанный имидж бренда укрепляет положение государств-участниц проекта на международной арене, способствует повышению национального самосознания, формирует национальную идентичность и тем самым предоставляет конкурентные преимущества, ставит участников проекта в заведомо выгодное и выигрышное положение. При этом усиливая положительное впечатление от страны, брендинг государства является инструментом создания и поддержания конкурентных преимуществ взаимодействия участников проекта.

Профессиональная информационная, имиджевая политика государства способна создать структуры для поддержания информационного рациона, меню, почву для взаимопонимания, адекватного восприятия друг друга; содержательное сотрудничество в образовательной и гуманитарной сфере позволит позиционировать ЕАЭС как пространство общих ценностей, защитить его от цветных революций, актуализирует саму проблему управления и корректировки восприятия, продвижения позитивного имиджа стран-участниц Евразийского проекта.

На фоне внешних угроз объединительные процессы стратегически важны для всех стран евразийского пространства. Фактически в настоящее время идет процесс выработки обновленной концепции евразийской интеграции, учитывающей новые геополитические условия.

Впервые за весь постсоветский период реально заработали институты международной интеграции, наделенные наднациональными функциями регулирования интеграционного процесса. Вместе с тем приходится констатировать, что диалектика представлений о Евразийском Экономическом Союзе как в самой России, так и в странах-участницах проекта, слабо изучается. Для изменения ситуации требуется сильное информационное сопровождение, подготовка новых кадров, в том числе партийных и государственных деятелей. Необходимо выстраивать информационные обмены между странами-участниками, формировать единое информационное пространство, требуется развитие гуманитарного сотрудничества, расширение связей в области образования и культуры.

Высокая динамика и растущее многообразие евразийских интеграционных процессов требует постоянной экспертной работы, расширения научных, публичных площадок, обсуждения, диагностики и расширения форматов взаимодействия, дискуссии о России и странах Евразии. В существующем образе России имеются устойчивые элементы, представленные стереотипами массового сознания, и динамическая составляющая, которая создается в информационном поле.

Обнаруживается наложение двух факторов: перенесенных из советского прошлого устойчивых негативных стереотипов и целенаправленно формируемых в информационной среде негативных установок, препятствующих полноценной интеграции.

С момента, когда Н. Назарбаев впервые озвучил идею Евразийского союза, прошло достаточно много времени. И сегодня в условиях новой политической конъюнктуры усилились центробежные тенденции. Евразийский союз не получил широкой пропагандистской поддержки, обеспечивающей разъяснение сути и ценности идей интеграции. Изменение ситуации может быть достигнуто в результате постоянной и целенаправленной информационно-идеологической или символической борьбы; позиции в которой обеспечиваются целостно-символическими, а также экономическими, военно-политическими, культурными ресурсами.

К числу евразийских культурных ресурсов относится чувство общности и доверия, или напротив, исторической вражды, возникающей в результате манипуляций с представлениями об исторических и цивилизационных особенностях стран-участниц Евразийского проекта. Поэтому так необходимы сбалансированные оценки общего исторического пространства.

Определить ориентиры развития страны можно лишь на основе базовых морально-нравственных ценностей народов стран-участниц евразийского проекта так, чтобы каждый гражданин понимал зависимость своей судьбы от судьбы евразийской общности, дающей шанс улучшить собственную жизнь и приумножить богатство своего государства. Важно определить ценности, вокруг которых можно сплотить участников проекта - приемлемые для большинства граждан и отражающие особенности их менталитета. Наблюдения за эволюцией массового сознания последнего десятилетия свидетельствуют, что помимо ломки старых стереотипов происходит постепенное переосмысление взглядов на мир, место своей страны в нем, характер ее отношений с соседями, гражданами Евразийского союза.

Концепция евразийской интеграции появилась в начале XX века, к ее формированию были причастны Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий, П.А. Флоренский, П.П. Сувчинский, Г.В. Вернадский, Л.Н. Гумилев и др. Однако реальное воплощение евразийской интеграции началось в 90-х гг. и было обусловлено экономическими и геополитическими интересами постсоветских государств. Несмотря на то, что инициатива Н. Назарбаева о создании Евразийского проекта первоначально не получила широкой поддержки, ее роль в последующих процессах на постсоветском пространстве была значительной. На протяжении 15 лет обсуждение проекта велось на уровне экспертов, журнали-

стов и общественных деятелей, продолжался и поиск оптимального формата интеграционного объединения. Принципиальной особенностью предложенного проекта было апеллирование к евразийской идее, что подразумевало наличие идейной составляющей. Необходимость экономической кооперации подкреплялась историческими, ментальными связями, геополитическими тенденциями развития евразийского пространства.

Новый формат объединения по аналогии с ЕС подразумевал формирование наднациональных органов, решения которых обязательны для государств-участников проекта. Это является качественно новым уровнем воплощения идеи евразийства. Отметим, что процесс экономической и военно-политической интеграции идет достаточно активно, однако это не относится к культурно-гуманитарной сфере, а значит, и к формированию евразийской идентичности, т.е. к системе духовных и нравственных ценностей, взаимообогащению культур, широкому культурному диалогу. Особое значение для евразийской идентичности имеет формирование единого образовательного и информационного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.