Научная статья на тему 'Образ Евразийского союза: перспективы продвижения в СМИ'

Образ Евразийского союза: перспективы продвижения в СМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
90
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образ Евразийского союза / проектирование внешнеполитических образов / ценности Евразийского союза / конфликтующие ценности / продвижение в СМИ. / the image of the Eurasian Union / the design of foreign policy images / the values of the Eurasian Union / con- flicting values / promotion in the media.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образ Евразийского союза: перспективы продвижения в СМИ»

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ И ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

В ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ

Адилова Л. Ф.

д.полит.н., профессор, Российский государственный гуманитарный университет

adilovaam@mail.ru

ОБРАЗ ЕВРАЗИЙСКОГО СОЮЗА: ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОДВИЖЕНИЯ В СМИ

Ключевые слова: образ Евразийского союза, проектирование внешнеполитических образов, ценности Евразийского союза, конфликтующие ценности, продвижение в СМИ.

Keywords: the image of the Eurasian Union, the design offoreign policy images, the values of the Eurasian Union, conflicting values, promotion in the media.

Евразийский союз служит важным инструментом цивилизованной интеграции государств на постсоветском пространстве. Несмотря на центробежные тенденции и спорные вопросы, детально выстроены новые отношения в экономической, социальной и гуманитарной сферах. Государства Евразийского союза перешли к выстраиванию отношений, основанных на прагматизме, симметричной коммуникации, информационных обменах.

Анализ формирования внешнеполитических образов выявил существующие в массовом сознании противоречивые ценности, которые объясняют состояние и тенденции развития, социально-политические изменения, противоречивые трансформационные процессы.

Характер представлений о себе на постсоветском пространстве и восприятие другими, может повлиять на процесс конструирования картины внешнего мира, имиджа Евразийского союза. Неслучайно наибольшую известность получили исследования, учитывающие совокупность факторов, объясняющих специфику национального развития.

Динамика характерных представлений отражает образ России и других стран-участниц Евразийского проекта в представлениях внешнего окружения, позволяет проанализировать восприятие не только внешнего, но и внутреннего образа. Сосредоточив внимание на анализе восприятия внешнего образа можно скорректировать восприятие общественностью самих стран-участниц, выявить внутренний образ. Россия, с ее особой культурной и национальной самобытностью, слабо использует постмодернистские и традиционные ценности, а также фундаментальные обоснования своей цивилизационной привлекательности. Острота проблемы заключается в слабом изучении комплекса конфликтующих ценностей на основе компаративистского подхода. Компаративные проекты позволяют увидеть в исследуемых процессах общее и особенное, выявить специфические особенности привлекательности национального развития, определить взаимосвязи изменений, происходящих в ценностях в евразийских государствах. Однако при изучении интеграционных процессов и тенденций, фиксируемых в рамках Евразийского пространства, акцент делается не на специфике интеграции, а на взаимообусловленности интеграции. Проблемы современной России и стран-участниц Евразийского проекта, несомненно, связаны не только с особенностями трансформации и институционализации государств Евразийского проекта, но и с реконструкцией традиционных основ и ценностей, укреплением гуманитарных, информационных и культурных обменов. «Коммуникационная культура как часть американского гегемонизма окрепла на дрожжах глобализации, довела до совершенства теорию и практику информационных войн и цветных революций ради социальных конфликтов и смены режимов, что произошло в ряде постсоветских государств»1.

На этапе формирования динамики Евразийского проекта целенаправленно действуют представители политических элит, лидеры мнений, СМИ, создавая репрезентативную реальность. Образ Евразийского союза в общественном мнении отождествляется с представлениями о роли государств-участников данного проекта в информационном пространстве. Для продвижения позитивных представлений о Евразийском союзе важен механизм продвижения позитивного образа, символы успеха в политических, социальных, экономических сферах. Законы динамики моды, образцы поведения в пространстве массовых коммуникаций позволят внедрить культуру Евразийства. Однако, базисные факторы и ценности, составляющие основу функционирования Евразийского союза, не следует подвергать ситуационным изменениям.

Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев являются лидерами и драйверами Евразийского проекта, формируют новые представления о нем, определяют его политику.

Идеи и символы евразийской интеграции оказывают существенное воздействие на процессы развития и коммуникацию постсоветских государств. Исключительная важность символической коммуникации осознается такими исследователями информационного общества, как Уэбстер Ф.2, Кастельс М.3. Массовое сознание претерпело смену при-

1 Макаревич Э.Ф. Блеск и нищета массовых коммуникаций. - М.: Изд-во АНО «Парламентская газ», 2016. - C. 397.

2 Уэбстер Ф. Теории информационного общества. - М.: Аспект Пресс, 2004. - С. 96-97.

3 Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. - М.: ГУ ВШЭ, 2000. - С. 39.

оритетов - от экономических и политических, до ценностных. Имея в виду, что динамика информационных процессов зависит от имиджевой брендинговой проработки Евразийского проекта, испытывающего на себе одновременное воздействие трансформационных и кризисных процессов. Нужна целевая программа по корректировке образа России и стран, входящих в ЕАЭС, нацеленная на внешнюю и на внутреннюю общественность. СМИ на конкретных примерах повседневной жизни рядовых граждан могут дать почувствовать читателям и зрителям, что вместе мы можем, используя наши конкурентные преимущества, сильные стороны, осмысленно подойти к позиционированию собственной уникальности.

Стратегический проект Евразийского союза может стать интеграционной основой национального возрождения России в глобализирующемся мире, способствовать положительной идентификации, создавать ориентиры для нового поколения россиян, предлагать реалистический образ многонационального Евразийского союза. Так как мир стал более зависим от массовых коммуникаций, и статус таких институтов как Евразийский союз стал определяться местом, которое они занимают в стране и мире. Ценностные ориентации евразийской интеграции, которые репрезентируют СМИ, во многом определяют современные модели поведения, создают значимые образцы - эталоны, которые сопровождают человека всю жизнь и оказывают основополагающее влияние на его мировоззрение. Граждане стран-участниц Евразийского проекта часто перенимают те нормы поведения, которые транслируются СМИ.

На наш взгляд, следует изменить знаково-символическую политику и, в частности, провести трансформацию евразийского информационного пространства, создать механизм целенаправленного продвижения евразийских ценностей.

Новый способ интеграции Евразийского союза, который заключается в генерировании знаний, качественных изменений в экономических, социальных, культурных, духовных сферах стран-участниц проекта пока не освоен. Поскольку Евразийский союз не получил широкой информационной и экспертной поддержки, разъяснение ценностей и реальных выгод интеграции ЕАЭС в СМИ продвигается медленно. Экспертное сообщество не успевает отреагировать на форсированное вступление в Евразийское сообщество новых членов и происходящие в связи с этим изменения в виртуально символической среде. Более того, Евразийский союз еще не заработал, не выработаны его визуальные содержательные составляющие, а у рядовых граждан складывается впечатление, что проект является «верхушечным».

Следует отметить, что в то время как в сознании участников Евразийского проекта наблюдается разрыв между желаемым и реальным имиджем, международный имидж укрепляет положение государств-участниц проекта на международной арене, способствует повышению национального самосознания, формирует национальную идентичность и тем самым представляет конкурентные преимущества, ставит участников проекта в заведомо выгодное положение. При этом усиливая положительное впечатление о ЕАЭС, брендинг государства является инструментом создания и поддержания конкурентных преимуществ взаимодействия участников проекта1.

В этой связи профессиональная информационная, имиджевая политика государства способна изменить ситуацию. Создание структур для поддержания информационного рациона, меню, почву для взаимопонимания, адекватного восприятия друг друга и содержательное сотрудничество в образовательной сфере, гуманитарной сфере позволят позиционировать ЕАЭС как пространство общих ценностей, механизм защиты от цветных революций, актуализирует саму проблему управления и корректировки восприятия, продвижения позитивного имиджа стран-участниц Евразийского проекта.

На фоне дестабилизации и внешних угроз объединительные процессы стратегически важны для всех стран евразийского пространства. Фактически идет процесс выработки обновленной концепции евразийской интеграции, учитывающей новые геополитические условия.

В то же время впервые за весь постсоветский период реально заработали институты международной интеграции, наделенные наднациональными функциями регулирования интеграционного процесса.

Высокая динамика и растущее многообразие евразийских интеграционных процессов требует интенсификации экспертной работы, расширения научных, публичных площадок, обсуждения, диагностики форматов взаимодействия, дискуссии о России и странах Евразии

Социальная стабильность и ценностное единство зависят от приверженности к интеграции, которая идет активно, однако, это не относится к культурно-гуманитарной сфере, а значит, и к формированию объединяющих смыслов и ценностей евразийской идентичности. А это система духовных и нравственных ценностей, уважение к личности, взаимообогащение культур, единый вектор массовых представлений. Не менее важно в формировании евразийской идентичности создание единого образовательного и информационного пространства, наличие объединяющих мировоззренческих и ценностных предпочтений, не разрывающих символические параметры исторической памяти, ценностно-нормативную систему, характерную для обществ Евразии.

Средства массовой коммуникации являются каналом обратной связи между государствами Евразийского союза, социальным усилителем интеграции и механизмов сотрудничества.

1 Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. - М.: ГУ ВШЕЭ, 2000. - С. 39.

10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.