Научная статья на тему 'БРЕКСИТ: ХОД ПЕРЕГОВОРОВ, ПЕРСПЕКТИВЫ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА'

БРЕКСИТ: ХОД ПЕРЕГОВОРОВ, ПЕРСПЕКТИВЫ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1230
296
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРЕКСИТ / ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / ЕС / ВТО / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА / ФУНТ СТЕРЛИНГОВ / BREXIT / UK / EU / WTO / FOREIGN TRADE / INTERNATIONAL ECONOMY / POUNDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Родыгина Наталья Юрьевна, Молева Светлана Валерьевна, Мусихин Владислав Игоревич, Логина Мария Владимировна

В статье на базе новейших источников анализируются условия сделки по Brexit: дается характеристика прав граждан ЕС и Великобритании, положения о разделении, рассмотрены условия переходного периода, а также статус границы между Республикой Ирландия и Северной Ирландией. Особое внимание уделено наиболее неясным аспектам соглашения, его характере, позициям сторон переговорного процесса. На основе ретроспективного анализа переговорного процессы описывается возможный ход развития событий в перспективе на 2020 год, а также описывается, как Brexit может повлиять на торгово-экономические взаимоотношения Российской Федерации и Великобритании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Brexit: progress of negotiations, prospects, economic assessment

The article analyzes the terms of the Brexit deal on the basis of the latest sources: the characteristics of the rights of EU and UK citizens, the provisions on separation, the conditions of the transition period, as well as the status of the border between the Republic of Ireland and Northern Ireland are given. Special attention is paid to the most obscure aspects of the agreement, its nature, the positions of the parties to the negotiation process. Basing on the retrospective analysis of the negotiation process, the possible course of events for 2020 is described, as well as how Brexit might affect the trade and economic relations of the Russian Federation and the UK.

Текст научной работы на тему «БРЕКСИТ: ХОД ПЕРЕГОВОРОВ, ПЕРСПЕКТИВЫ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА»

Брексит: ход переговоров, перспективы, экономическая оценка

Наталья Юрьевна РОДЫГИНА, УДК 339.9

доктор экономических наук, профессор, Всероссийская академия ББК 65.5

внешней торговли (119285, Москва, Воробьевское шоссе, 6а) - Б-877

профессор кафедры международной торговли и внешней торговли РФ, e-mail: nataliarodugina@mail.ru; Светлана Валерьевна МОЛЕВА,

кандидат экономических наук, доцент, Всероссийская академия

внешней торговли (119285, Москва, Воробьевское шоссе, 6а) -

профессор кафедры международной торговли и внешней торговли РФ,

тел: 8(499) 147-50-03,

Владислав Игоревич МУСИХИН,

Всероссийская академия внешней торговли

(119285, Москва, Воробьевское шоссе, 6а) -

магистрант факультета экономистов-международников;

e-mail: musikhinvladislav@gmail.com,

Мария Владимировна ЛОГИНА,

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (125993, Москва, Ленинградский пр-т, д.51/1), Департамент языковой подготовки - преподаватель, Email: logina_maria@mail.ru, Тел: 7 (926) 224-45-81

Аннотация

В статье на базе новейших источников анализируются условия сделки по Brexit: дается характеристика прав граждан ЕС и Великобритании, положения о разделении, рассмотрены условия переходного периода, а также статус границы между Республикой Ирландия и Северной Ирландией. Особое внимание уделено наиболее неясным аспектам соглашения, его характере, позициям сторон переговорного процесса. На основе ретроспективного анализа переговорного процессы описывается возможный ход развития событий в перспективе на 2020 год, а также описывается, как Brexit может повлиять на торгово-экономические взаимоотношения Российской Федерации и Великобритании.

Ключевые слова: БРЕКСИТ, Великобритания, ЕС, ВТО, внешняя торговля, международная экономика, фунт стерлингов.

^ 72

Российский внешнеэкономический вестник

2 - 2020

Brexit: progress of negotiations, prospects, economic assessment

Natalya Yuryevna RODYGINA,

Doctor of Economic Sciences, Professor, Russian Foreign Trade Academy (6A Vorobevskoe shosse, 119285, Moscow), Department of international trade and foreign trade of the RF - Professor,

e-mail: nataliarodugina@mail.ru, Svetlana Valerievna MOLEVA, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Russian Foreign Trade Academy (6A Vorobevskoe shosse, 119285, Moscow), Department of international trade and foreign trade of

the RF - Professor, phone: 8(499) 147-50-03, Vladislav Igorevich MUSIKHIN, Russian Foreign Trade Academy (6A Vorobevskoe shosse, 119285, Moscow) - undergraduate;

Federal Antimonopoly Service of the Russian Federation (125993, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya St., 11) - Leading specialist-expert of the metallurgy and

ore-mining complex department of the Office of Industry Control, e-mail: musikhinvladislav@gmail.com,

Maria Vladimirovna LOGINA, Financial University under the Government of the Russian Federation (125/1993, Moscow, Leningradsky Prospect, 5/1/1), Department of Foreign Languages - lecturer,

Email: logina_maria@mail.ru, Tel: 7 (926) 224-45-81

Abstract

The article analyzes the terms of the Brexit deal on the basis of the latest sources: the characteristics of the rights of EU and UK citizens, the provisions on separation, the conditions of the transition period, as well as the status of the border between the Republic of Ireland and Northern Ireland are given. Special attention is paid to the most obscure aspects of the agreement, its nature, the positions of the parties to the negotiation process. Basing on the retrospective analysis of the negotiation process, the possible course of events for 2020 is described, as well as how Brexit might affect the trade and economic relations of the Russian Federation and the UK. Keywords: BREXIT, UK, EU, WTO, foreign trade, international economy, pounds.

Выход Великобритании из Европейского союза (сокр. Brexit от сочетания слов англ. Britain - Британия и англ. Exit - выход; произносится брэксит) - процесс, основанный на результате референдума 23 июня 2016 года, когда 51,9% проголосовавших поддержали выход. Выход из ЕС - главная политическая цель консервативной оппозиции и некоторых отдельных лиц (националистов и евроскепти-ков) в Великобритании. Все началось с референдума, который был проведен 23 июня 2016 года, с целью принятия решения, должна ли Великобритания покинуть

2 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

73 Q

или остаться в Европейском Союзе (ЕС). Явка на референдуме составила 71,8%, проголосовало более 30 млн человек. В Англии за выход проголосовали 53,4%, в Северной Ирландии - 44,2%, в Шотландии - 38,0%. Уэльс также проголосовал за Вгехй, получив 52,5% голосов. Шотландия и Северная Ирландия поддержали сохранение членства в ЕС.

Европейский союз (ЕС) - это экономический и политический союз 28 европейских стран. Он начал свое существование после Второй мировой войны, для улучшения экономического сотрудничества, с главной идеей о том, что страны, которые торгуют вместе, с большей вероятностью избегают войны друг с другом. Система «имперских преференций» - коренившийся в геополитическом взгляде на нерушимую морскую Империю план, по которому Британия и зависимые от нее страны должны образовать единую автаркическую систему хозяйствования, установив тарифные барьеры для всего остального мира, но предоставив льготные пошлины друг другу; преференции получили значительную поддержку в 1890-е гг., когда стало очевидно, что британская экономика не успевает за развитием Гер -мании. В 1950-х годах Британия по-прежнему имела прочные торговые связи со странами Содружества, но многие считали, что торговые отношения страны должны быть более развиты в Европе.

В 1957 году Римский договор учредил Европейское экономическое сообщество, целью которого было создание большой европейской «зоны свободной торговли». Первоначальное нежелание Великобритании стать членом сообщества было оправдано снижением экономических показателей в конце 1950-х годов по сравнению с другими европейскими странами. В 1960 году британская заявка на вступление в сообщество была отклонена. В 1967 году было подано новое заявление, и в октябре 1970 года начались переговоры.

Вопрос о том, должна ли Великобритания подписать договор о присоединении, обсуждался в Палате общин - наименование одной из палат парламента Соединённого королевства - в октябре 1971 года. Внутреннее мнение решительно выступало против членства, и была выражена серьезная озабоченность по поводу того, достаточно ли хороши для Великобритании согласованные условия. Сомнения имелись по поводу многих вопросов, затрагивающих будущее Великобритании; они были озвучены в ходе дебатов, которые длились шесть дней.

Договор о присоединении Великобритании к Европейскому экономическому пространству был подписан премьер-министром Великобритании Эдвардом Хитом в Брюсселе 22 января 1972 года. Затем в Палату общин был внесен законопроект о Европейских сообществах, чтобы дать парламентское согласие на членство Великобритании в ЕЭС. Хотя сам законопроект состоял всего из 12 пунктов (в нем признавались все предыдущие постановления ЕЭК, Римский договор и условия присоединения), его обсуждение продолжалось около 300 часов, прежде чем он стал законом.

^ 74

Российский внешнеэкономический вестник

2 - 2020

Членство Великобритании в тогдашнем экономическом союзе вступило в силу 1 января 1973 года. С тех пор сообщество превратилось в гораздо более широкое образование - Европейский Союз, который был официально создан Маастрихтским договором 1992 года. Условия соглашения Великобритании с договором получили одобрение парламента в законе о Европейских сообществах (поправка) 1993 года, и Союз вступил в силу в ноябре 1993 года. На сегодняшний день - это «единый рынок», обеспечивающий перемещение продуктов, услуг, людей и капитала, если бы государства-члены были одним государством. В рамках ЕС действует валютный союз, участниками которого являются 19 стран-членов Союза, свой собственный парламент, и в настоящее время он устанавливает правила в широком спектре областей - в том числе в области окружающей среды, транспорта, прав потребителей и плату за использование услуг сотовой связи. Существуют четыре ключевых учреждения, которые обеспечивают функционирование ЕС - Европейская комиссия, Европейский парламент, Совет Европейского Союза и суд. Каждая страна вносит определенный вклад (финансовый) для обеспечения деятельности Союза. Чистый вклад Великобритании в 2015 году составил 8,5 млрд долл. - по данным Казначейства. Каждая страна получает часть денег обратно от ЕС для развития и других проектов. В 2015 году вклад Великобритании в бюджет ЕС составил около 12,6%. Германия заплатила наибольшую долю, 21,36% и Франция была вторым по величине вкладчиком в 15,72%. Но несмотря на столь тесное сотрудничество, далеко не со всеми предложениями ЕС согласна Великобритания: в прошлом Великобритания предпочла отказаться от вступления в еврозону, Шенгенский договор.

Главными целями, которые преследует Великобритания при выходе из ЕС являются следующие. Во-первых, окончательно оградить себя от зоны евро, чтобы минимизировать риски, с которыми она может столкнуться при финансовых сложностях в рамках Союза. По мнению граждан Великобритании, ключевой причиной для выхода является решение вопроса миграции людей из стран Европы. Затем, согласно опросу, следует стремление оградить законодательство Великобритании от иностранного вмешательства.

Во-вторых, Великобритания не хочет следовать предписаниям и нормам «со стороны». Наиболее приемлемым для Великобритании является получение льготного доступа на рынки ЕС за счет подписания торгового соглашения о ЗСТ и ЗСТ+.

В-третьих, рассматривается необходимость ограничения доступа мигрантов из ЕС к пособиям по безработице в ЕС. В частности, некоторые министры требуют, чтобы те, кто приезжает в Великобританию, не претендовали на определенные льготы, пока они не будут проживать на территории государства в течение четырех лет. По сообщениям, министры были предупреждены высшим государственным служащим Великобритании, что это может быть дискриминационным, и любые ограничения могут быть сокращены до менее чем года. В качестве компромиссной сделки обсуждается вариант «экстренного торможения» для прекращения выплат на четыре года.

2 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

75 ^

Исследование, проведенное Национальным центром социальных исследований путем опроса почти 3000 британцев, гласит, что голосование за Брексит представляло собой своеобразный «громоотвод» для общего разочарования в политике, которая в последнее время была «далеко не на высоте». Антииммигрантские настроения стали главным фактором, который преследуют граждане, проголосовавшие за Брексит. Почти 73% тех, кто обеспокоен иммиграцией, проголосовали за выход, по сравнению с 16% тех, кто не считает, что это важно. Между тем, 45% тех, кто оказывает высокую степень доверия Правительству или склонен доверять ему, проголосовали за выход, по сравнению с 55% тех, кто доверяет ему в меньшей степени. Это дает основание полагать, что доверие к институту власти было менее движущим фактором в голосовании за Брексит.

Суверенитет: предоставление Великобритании возможности отказаться от основополагающего стремления ЕС к созданию «еще более тесного союза» народов Европы, чтобы она не была втянута в дальнейшую политическую интеграцию. Предоставление больших полномочий национальному парламенту для законотворчества. Наиболее важной частью законодательства Великобритании, которая должна быть отменена, является закон о европейских сообществах (ЗЕС) 1972 года, который предусматривает верховенство права ЕС. Его отмена положит конец конституционным отношениям, существующим между законодательством ЕС и Великобритании. Кроме того, Правительство должно будет рассмотреть огромное количество вторичных законодательных актов, которые были приняты с целью и обоснованием осуществления законодательства ЕС.

Парламент принял закон об отмене (ЗЕС), который преобразует все существующие законы ЕС во внутреннее законодательство. Такой подход правительства позволит Великобритании со временем решить, какие законы сохранить, а какие нет, что позволит избежать значительных пробелов и, как следствие, неопределенности, если все законы ЕС будут отменены. С коммерческой точки зрения, даже если Великобритания решит не сохранять законодательство ЕС, компании, желающие торговать в ЕС, все равно будут обязаны соблюдать законы ЕС, такие как правила и стандарты конкуренции ЕС. Соединенному Королевству необходимо будет рассмотреть положения ЕС, которые регулируют отношения между самими государствами-членами ЕС и основаны на взаимности.

Вопрос выхода одной из стран-членов союза регулируется Статьей 50 Лиссабонского договора, которая дает обеим сторонам два года для согласования условий. Тереза Мэй запустила этот процесс 29 марта 2017 года; это означало, что Великобритания должна была выйти из ЕС в 23:00 по британскому времени 29 марта 2019 года. Европейский суд постановил, что Великобритания может принять решение о прекращении процесса и остаться в ЕС в любое время до истечения срока. Альтернативно, процесс может быть продлен, если все 27 стран ЕС выразят еди-

^ 76

Российский внешнеэкономический вестник

2 - 2020

нодушное согласие. В марте 2019 года были все стороны сосредоточены на этой дате как на ключевой, и Тереза Мэй включила ее в британское законодательство.

Великобритания должна была покинуть Европейский Союз 29 марта 2019 года, однако возникли очередные препятствия. В целом, Brexit было возможно отменить, но это потребовало бы изменения закона в Великобритании, что ни Правительство, ни основные оппозиционные партии Великобритании не изъявили желание предпринять. 10 декабря 2018 года Европейский суд постановил, что Великобритания может отменить процесс Brexit по статье 50 без разрешения других 27 членов ЕС и остаться членом ЕС на существующих условиях, при условии, что решение будет следовать «демократическому процессу», другими словами, если парламент проголосует за него. Brexit также мог бы быть отложен. Страны ЕС могли бы согласиться продлить действие статьи 50, если бы это помогло сгладить процесс, или дало «шанс» Великобритании остаться. Однако для этого потребовался бы другой референдум, а его подготовка заняла бы 5-6 месяцев

Суть сделки между Великобританией и ЕС заключается в том, чтобы обеспечить как можно более плавный выход страны из ЕС для предприятий и частных лиц - дать время обеим сторонам адаптироваться к новым условиям. Изначально, весь процесс должен был быть осуществлен в соответствии с двумя документами: проектом соглашения по Brexit, а также политической декларации о взаимоотношениях Великобритании и ЕС после Brexit. Она состоит из двух частей. Соглашение о выходе Великобритании из ЕС - 585-страничный документ, включающий основные условия будущей сделки. Это юридически обязывающий текст, который устанавливает условия выхода Великобритании с ЕС. В нем указывается на размер возмещения - около 39 млрд фунтов стерлингов, а также уточняется юридический статус и резидентство граждан Великобритании, проживающих в других странах ЕС и граждан Союза, проживающих в Великобритании. В нем также предлагается метод недопущения возвращения физических границ Северной Ирландии. Политическая декларация о взаимоотношениях Великобритании и ЕС - 26-страничное заявление о взаимоотношениях. Оно не носит статуса документа, не является юридически обязательным и характеризует лишь в общих чертах вид долгосрочных отношений, которые Великобритания и ЕС хотят иметь в ряде областей, включая торговлю, оборону и безопасность. Согласно договоренностям сторон, выходу Великобритании из ЕС будет предшествовать переходный период. Это дает больше времени для тщательной выверки положений, регулирующих торгово-экономические взаимоотношения. Свободное передвижение товаров, услуг, капитала и рабочей силы будет продолжаться в течение переходного периода.

К ключевым условиям переходного периода можно отнести следующие: □ граждане ЕС, прибывающие в Великобританию во время действия переходного периода, будут пользоваться теми же правами и гарантиями, что и те, кто

2 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

77 Q

находился в Великобритании до наступления даты Вгехк. Аналогичные условия будут применяться к резидентам Великобритании;

□ Великобритания сможет самостоятельно вести переговоры, подписывать и ратифицировать собственные торговые сделки в течение переходного периода;

□ Великобритания по-прежнему будет состоять в экономическом союзе ЕС и участвовать в действующих торговых сделках ЕС с другими странами;

□ Во время действия переходного периода, Северная Ирландия будет оставаться в части единого рынка и таможенного союза в отсутствие других решений, чтобы избежать возникновения жесткой границы с Республикой Ирландия.

На самом деле, наиболее приемлемым был бы жесткий вариант сделки по Брек-ситу. Хотя многие опасаются, что это привело бы к значительным сбоям в работе предприятий в краткосрочной перспективе, с длительными задержками грузовых автомобилей в портах Ла-Манша, поскольку водители сталкивались бы с новыми проверками своих грузов, возможно, была бы нехватка свежих продуктов и лекарств. Министры и транснациональные компании с заводами в Великобритании также предупредили о долгосрочном влиянии на британскую экономику. Однако некоторые министры ЕС считают, что это не было бы таким ужасным; по крайней мере, это сразу определило политику государства. Тереза Мэй попросту упустила шанс «стать ещё одной Тэтчер» - протолкнуть идею «жесткого Брексита». Терезе Мэй выдвигался вотум недоверия, затем последовала отставка.

Без торгового соглашения, Великобритания будет торговать с ЕС по тем же правилам, что и действуют для всех остальных членов Всемирной торговой организации, которые не имеют соглашения о свободной торговле с Европейским союзом. Средний применяемый тариф ЕС довольно низок (около 2,8% для несельскохозяйственной продукции), но в некоторых секторах тарифы могут быть довольно высокими. Например, в случае реализации «жесткого» сценария Вгехй, автомобили будут облагаться тарифом 10%, при пересечении границы между Великобританией и ЕС. Для сельскохозяйственных товаров ставки ввозных таможенных пошлин будут значительно выше. Так, тариф на импортные молочные продукты увеличиться на 35%. Великобритания может принять решение снизить тарифы или вообще отказаться от них в попытке стимулировать свободную торговлю, как, например, это делает Сингапур, у которого 100% ставок обнулены, но это только теоретически. На практике это означает, что может существенно снизиться производство, многие потеряют работу, выгоды в таком случае вряд ли перевесят потери, возникает риск вытеснения британских производителей из бизнеса.

Важно помнить, что в соответствии с правилами ВТО «режим наибольшего благоприятствования» (РНБ) Великобритания не может просто снизить тарифы для ЕС или какой-либо конкретной страны, если такие изменения не распространяются на всех членов ВТО, исключение составляют торговые соглашения о формировании ЗСТ или таможенного союза. Стоит помнить, что 44% всего экспорта

^ 78

Российский внешнеэкономический вестник

2 - 2020

Великобритании в 2017 году пришлось на страны ЕС без каких-либо дополнительных проверок, поскольку в ЕС действуют единые технические регламенты и, соответственно, стандарты, а также СФС меры или тарифов, в рамках единого рынка и таможенного союза. Это меньше 55% в 2006 году, но ЕС по-прежнему является крупнейшим экспортным рынком Великобритании. Таким образом, переход к правилам ВТО для торговли с ЕС будет огромным изменением.

Европа является самым важным экспортным рынком Великобритании и ее крупнейшим источником иностранных инвестиций, и пребывание в Союзе помогло Лондону укрепить свои позиции в качестве глобального финансового центра. Каждый день, кажется, крупный бизнес объявляет или угрожает планами покинуть Великобританию, последним из которых является Airbus, в котором работает 14 000 человек и поддерживает более 100 000 рабочих мест.

Тереза Мэй некогда обещала, что Brexit положит конец свободному передвижению, праву людей из других стран Европы переезжать в Великобританию и наоборот. Это триумф для некоторых людей рабочего класса, которые рассматривали иммиграцию как угрозу своей работе, но удручающе для молодых британцев, надеющихся учиться или работать за границей. Мэй пыталась «выбить» лучшую сделку с ЕС, попытавшись внести изменения в текст Соглашения, который она согласовала с 27 другими государствами-членами. 29 января 2019 года депутаты провели серию голосований о возможных изменениях в сделке. Депутаты поддержали идею выхода Великобритании из ЕС без сделки. Ключевое голосование за идею премьер-министра имело место, когда депутаты поддержали призыв заменить спорную оговорку Северной Ирландии с «альтернативными» механизмами.

Вопрос границы Республикой Ирландией и Северной Ирландией заключается в том, что после Brexit, 310-мильная граница между Ирландией и Северной Ирландией станет сухопутной границей между Великобританией и Европейским Союзом. В настоящее время торговля товарами и услугами между двумя юрисдик-циями на острове Ирландия осуществляется без каких-либо ограничений. Великобритания и Ирландия в настоящее время являются частью единого рынка, поэтому продукты не нуждаются в проверке на соответствие европейским стандартам. Ни одна из сторон не желает формирования «жесткой» границы между Республикой Ирландия и Северной Ирландией, которая предполагает установку соответствующей таможенной инфраструктуры. С целью избежать негативный сценарий, Великобритания и ЕС договорились о, так-называемом «бэкстопе» - условии, гарантирующем отсутствие жесткой границы независимо от результатов переговоров между Великобританией и ЕС по Brexit. Суть «бэкстопа» заключается в следующем - если ЕС и Великобритания не договорятся по Brexit, то на территории Северной Ирландии будет продолжать применяться преференциальный режим в торговле с ЕС, предусмотренный правилами таможенного союза. Это предотвратит необходимость проверки товаров на ирландской границе, однако потребует,

2 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

79 Q

чтобы некоторые товары, ввозимые в Северную Ирландию из остальной части Соединенного Королевства, подвергались новым проверкам и контролю. Однако нельзя создавать преференциальные условия в торговле только Северной Ирландии. Так, таможенная и «государственная» граница была бы, по сути, проведена вниз по середине Ирландского моря. Товары, поступающие в Северную Ирландию из других стран должны быть проверены, чтобы убедиться, что они соответствуют стандартам ЕС.

Соглашение о выходе Великобритании из ЕС предполагает установление будет включать временную единую таможенную территорию, эффективно удерживая всю Великобританию в Таможенном союзе ЕС. Если будущие торговые переговоры по ЗСТ могут завершиться провалом, то «бэкстоп» будет применяться бесконечно. Соглашение закончится только с согласия Великобритании и ЕС. Что касается перемещения граждан ЕС и Великобритании, то, согласно проекту, 3,2 миллиона граждан ЕС в Великобритании, а также граждан Исландии, Лихтенштейна, Норвегии и Швейцарии смогут продолжать жить и работать в Великобритании, как они это делали, пользуясь своими правами, закрепленными в законодательстве Великобритании и применяемыми британскими судами. Граждане Великобритании в ЕС также сохранят свои нынешние права. Правительство первоначально планировало взимать с людей 65 фунтов стерлингов, но это более не актуально. Любой гражданин ЕС, уже живущий и работающий в Великобритании, сможет продолжать работать и жить в Великобритании после Вгехй. Нынешний план заключается в том, что даже после Вгехй люди из ЕС смогут переехать на работу в Великобританию в течение «переходного» периода. На это им будет дано 2 года. Также ведутся споры о том, будут ли они иметь те же права, что и те, кто был до этого, с возможными ограничениями доступа к льготам или к голосованию на местных выборах. ЕС хочет, чтобы они имели те же права, что и сейчас, а Великобритания - нет.

Однако одной из причин Вгехй является сокращение иммиграции. По мнению некоторых политиков, Правительство Великобритании по-прежнему привержено сокращению ежегодной чистой миграции - разницы между числом въезжающих и выезжающих - до менее 100 000 человек. Свободное передвижение людей из ЕС будет эффективно продолжаться до конца переходного периода. После этого людям из ЕС понадобятся визы для работы в Великобритании, при этом приоритет отдается квалифицированным работникам - та же система, которая в настоящее время применяется к мигрантам из-за пределов ЕС. Тем не менее, десятки тысяч низкоквалифицированных мигрантов могут приехать в Великобританию, чтобы работать в тех секторах экономики, которые зависят от иностранной рабочей силы. Эта мера продлится до 2025 года.

Что касается сферы туризма и отдыха, в соответствии с соглашением Вгехй граждане ЕС и граждане Великобритании смогут свободно путешествовать с паспортом или удостоверением личности до конца переходного периода. После этого

^ 80

Российский внешнеэкономический вестник

2 - 2020

по предложению Европейской комиссии будет введен безвизовый режим для граждан Великобритании, приезжающих в ЕС на короткое время, до тех пор пока Великобритания будет предлагать то же самое взамен. Британские граждане, однако, должны будут платить 7 евро каждые три года, чтобы путешествовать в страны ЕС.

Если к концу 2020 года не будет заключено торгового соглашения, обе стороны могут договориться о продлении переходного периода. Это позволит избежать необходимости поддержки в то время и сохранить торговлю с ЕС, как это происходит сейчас. Однако переход не может продолжаться бесконечно. После Вгехй Великобритании придется согласовать новый перечень тарифов и квот. Великобритания представила документы в ВТО в Женеве, в которых говорится, что она хочет внести несколько технических изменений в свои текущие обязательства в качестве члена ЕС, но в остальном оставить их без изменений. Проблема заключается в том, что после Вгехй Великобритания будет представлять гораздо меньший рынок, чем когда она была частью ЕС, и это означает, что она будет иметь меньше рычагов давления в торговых переговорах.

Прежде всего, в Вгехй важно понимать экономическую сущность. Отсутствие ясности имеет свои издержки. Важно подчеркнуть, что некоторые экономические показатели пострадали от глобальных экономических тенденций и предыдущей политики - например, в Великобритании исторически низкий уровень безработицы. Возникает вопрос: а что было бы с экономикой Великобритании, если бы решения по Брекситу и сделки как таковой не существовало. Специалисты Национального института экономических и социальных исследований изобразили графически и рассчитали математически с использованием эконометрических методов и построения модели временных рядов, как повел бы себя ВВП Великобритании в случае отсутствия сделки по Брекситу.

При исследовании была использована многофакторная модель, которая состояла из 22 параметров развитых экономик - включая уровень инфляции, открытость для торговли, инвестиционный коэффициент и то, насколько хорошо образовано население - для создания своеобразного «двойника» Великобритании, который наиболее точно соответствует экономике страны до референдума.

Фактически на текущий момент можно отметить более низкий рост, что означает потерю доли доходов Правительства, которое должно принимать соответствующие меры по компенсированию всех своих расходов. 1% потерянного ВВП привел к 11 млрд ф. ст. дополнительных заимствований. Таким образом, разрыв в 2,5% будет равен 26 млрд ф.ст. дополнительного заимствования на ежегодной основе, или 500 млн ф. ст. в неделю. Даже с погрешностью данная модель оставляет отнюдь не «радостное» впечатление. Если бы Британия проголосовала за то, чтобы остаться, то дефицит, по прогнозу Института, был бы в значительной степени устранен к ранее запланированному дню Вгехй в 2019 году, то есть к 29 марта. Если Великобритания останется в Таможенном союзе и достигнет торговой сдел-

2 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

81 0

ки с минимальными барьерами, тарифами или иным образом, экономика может со временем восстановить утраченные позиции.

Великобритания официально покинула Европейский Союз после 47 лет членства - и более чем через три года после проведения референдума. Исторический момент, произошедший в 23: 00 по Гринвичу 31.02.2020, был отмечен как празднованиями, так и протестами.

23 июня 2016 года на референдуме Великобритания проголосовала за выход из ЕС. Жители решили, что выгоды от принадлежности к ЕС больше не перевешивают издержки свободного перемещения иммигрантов. За Вгехй проголосовали 17,4 миллиона человек против 15,1 миллиона. 29 марта 2017 года бывший премьер-министр Великобритании Тереза Мэй представила ЕС уведомление о выходе из союза. 24 июля 2019 года Борис Джонсон сменил Терезу Мэй на посту премьер-министра Великобритании. Консервативная партия Б. Джонсона получила большинство голосов во время выборов, в декабре 2019 года. 23 января 2020 года Закон о соглашении получил королевское одобрение; это свод правовых норм, которыми будут руководствовать как Великобритания, так и ЕС. Соглашение Б. Джонсона весьма схоже с соглашением, заключенным Т. Мэй. Великобритания остается в ЕС в течение переходного периода до завершения Вгехй. Одно из главных отличий состоит в том, что Великобритания не будет находиться в таможенном союзе с ЕС. Между двумя ирландскими странами не будет налога на добавленную стоимость (НДС). Между Великобританией и Северной Ирландией в Ирландском море будет таможенная и регулирующая граница, что означает взимание НДС при таможенном ввозе/вывозе товаров. ЕС и Великобритания будут вести переговоры о торговом соглашении, которое, вероятно, приведет к одновременному введению странами тарифов на импорт товаров и услуг. Однако это не относится к уже приобретенным или находящимся в процессе реализации товарам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как только сделка будет одобрена парламентом, специальный саммит ЕС освидетельствует Вгехй как завершенный этап. После этого ЕС и Великобритания будут вести переговоры о торговых соглашениях. Как только они будут ратифицированы парламентом Великобритании, переходный период закончится.

Возникает вопрос, какие же последствия несет Вгехй для экономики Великобритании. Уже можно отметить некоторые из них: рост экономики Великобритании замедлился, многие ТНК перенесли свои штаб-квартиры в ЕС. Неопределенность по поводу Вгехй замедлила рост экономики Великобритании с 2,4% в 2015 году до 1,5% в 2018 году. Правительство Великобритании подсчитало, что Вгехй снизит рост экономики Великобритании на 6,7% в течение 15 лет. Британский фунт стерлингов упал с 1,48 долл. в день референдума до 1,36 долл. на следующий день. Это стимулирует экспорт, но повышает цены на импорт. Фунт стерлингов может укрепиться после одобрения сделки, в зависимости от условий торгового соглашения.

^ 82

Российский внешнеэкономический вестник

2 - 2020

Вгехй лишит Великобританию статуса страны, свободной от таможенных пошлин, с другими членами ЕС. Тарифы повысили бы стоимость экспорта. Это нанесло бы ущерб британским экспортерам, поскольку их товары становятся более дорогими в Европе. Тарифы также увеличат цены на импортные товары в Великобритании, более трети импорта которой приходится на страны ЕС.1 Более высокие цены вызовут инфляцию и понизят уровень жизни жителей Великобритании. Великобритания потеряет преимущества современных технологий ЕС. ЕС предоставляет своим членам результаты последних разработок в области охраны окружающей среды, а также в сфере энергетики. Кроме того, британские компании могут потерять возможность участвовать в торгах по государственным контрактам в любой стране ЕС. Наиболее значительные потери Лондон несет в сфере услуг, особенно банковских.

Выход Великобритании, помимо прочего, осложняет ситуацию на международном рынке труда. Германия, по прогнозам, будет испытывать нехватку рабочей силы в 3 миллиона квалифицированных рабочих к 2030 г.2 Эти рабочие места больше не будут так легко доступны для британцев после Вгехй. Работодателям становится все труднее находить кандидатов. Одна из причин заключается в том, что в 2017 году число рабочих, родившихся в ЕС, сократилось на 95%. Это больше всего ударило по низкоквалифицированным и среднеквалифицированным профессиям.

Северная Ирландия останется в составе Соединенного Королевства. Республика Ирландия, с которой она имеет общую границу, останется частью ЕС. План Джонсона заключается в том, чтобы избежать таможенной границы между двумя ирландскими странами. Что касается Шотландии, то Шотландия изначально проголосовала против Вгехй. Шотландское правительство считает, что пребывание в ЕС является лучшим для Шотландии и Великобритании, и оно подталкивает правительство Великобритании разрешить проведение второго референдума. Чтобы покинуть Великобританию, Шотландии придется провести референдум о независимости. После этого она может подать заявку на членство в ЕС самостоятельно.

Таким образом, голосование по Вгехй определило для Великобритании три возможных направления движения:

□ Выйти из ЕС без сделки. Без торгового соглашения порты будут заблокированы, а авиакомпании закрыты. В мгновение ока импортные продукты питания и лекарства станут дефицитными товарами.

□ Повторное голосование о выходе Великобритании из ЕС. Многие утверждают, что избиратели не могли осознать экономические трудности, которые повлек бы за собой Вгехй. 10 декабря 2018 года Европейский суд постановил, что Великобритания может в одностороннем порядке отозвать свою заявку на Вгехк, чтобы остаться в ЕС.

2 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

83 0

□ Одобрить сделку. «Камнем преткновения» был и остается характер границы между Северной Ирландией Великобритании и Республикой Ирландией члена ЕС.

Вгехй является «поворотным моментом» для всех экономик ЕС. Выход Великобритании из ЕС позволил укрепить антииммиграционные партий по всей Европе.3 Если эти партии получат большинство во время выборов во Франции и Германии, они могут пойти по пути Великобритании. Если одна из этих стран покинет Союз, ЕС потеряет одну из самых сильных экономик и распадется. С другой стороны, новые опросы показывают, что большинство граждан ЕС по-прежнему решительно поддерживают Союз. Почти 75% говорят, что ЕС способствует поддержанию порядка, а 55% считают, что Вгехй поддерживает процветание. Более трети считают, что роль Великобритании в составе ЕС уменьшается.

Вгехй - это, по сути, голосование против глобализации. Вгехй «уводит» Великобританию с «главной сцены» финансового мира, что создает неопределенность по всей Великобритании, поскольку компании стремятся сохранить своих международных клиентов. Стабильность США означает, что потеря Лондона может стать прибылью Нью-Йорка. На следующий день после голосования по Вгехй валютные рынки оказались «в смятении». Евро упал на 2% - до 1,11 долл., фунт стерлингов упал на 8% - до 1,36 долл.4; оба увеличили стоимость доллара, что является негативным следствием для американских фондовых рынков: американские акции становятся более дорогими для иностранных инвесторов. Слабый фунт стерлингов также означает более дорогой американский экспорт в Великобританию. США имеют положительное сальдо торгового баланса с Великобританией в размере 18,9 млрд долл. В 2018 году США экспортировали товаров на сумму 141 млрд долл., импортируя 122 млрд долл.5 Вгехй может превратить этот профицит в дефицит, если слабый фунт стерлингов сделает импорт Великобритании более конкурентоспособным. Вгехй сдерживает рост компаний, работающих в Европе. Американские компании инвестировали 758 млрд долл. в Великобританию в 2018 году. Большая часть этих инвестиций пришлась на финансовый сектор. Британские компании инвестировали в США 561 млрд долларов. Вгехй ставит под угрозу рабочие места в обеих странах.

В 2020 году рост экономики Британии будет слабее (1,5%), чем прогнозировалось раньше (1,7%). Но в 2021 году стране удастся выйти на рост ВВП на уровне 1,9%, считают в Банке Англии. Эксперты Национального института экономических и социальных исследований (№Е8Я), которые также ухудшили свой прогноз по росту ВВП Британии до 1,5% с 1,7%, заявили, что краткосрочные последствия Вгехй без сделки для экономики Британии могут сравниться с последствиями извержения вулкана Эйяфьятлайокудль в 2010 году, когда заволоченная пеплом Исландия оказалась изолирована от остального мира.

^ 84

Российский внешнеэкономический вестник

2 - 2020

Таким образом, ключевым вопросом для многих российских предприятий является характер взаимодействия между Россией и Великобританией после осуществившегося Brexit. Возможное соглашение о зоне свободной торговли (ЗСТ) между Великобританией и Россией в составе ЕАЭС остается главной темой будущего их экономических отношений. Выход Великобритании из ЕС открывает такую возможность - пока очевидны лишь довольно широкие перспективы для России - даже с учетом явных геополитических проблем по итогам инцидента в Солсбери показывает положительное движение по многим вопросам. Важным является тот факт, что стратегия госструктур Великобритании во внешней торговле по итогам «Брексита» определилась еще в начале 2019 года и заключается она в быстром заключении договоров о зоне свободной торговле с крупными торговыми партнерами (РФ входит в их топ-10 для Великобритании и наоборот). Учитывая, что торговые ограничения ЕС во многом источник проблем Великобритании, поддерживающих идею «Брексита», неудивительно, что кампания по предварительному согласованию ЗСТ правительством Терезы Мэй в первой половине 2019 года (до ее отставки) была активной и быстрой. Лондон, будучи глобальным финансовым центром, традиционно имеет большое значение для капиталов из Российской Федерации, а финансовый сектор Великобритании крайне заинтересован по крайней мере на старте пост-«Брексита» в активной экспансии в эти юрисдикции и в сохранении роли хаба для постсоветских финансов на пути в Европу и мир. Как сказала премьер-министр Великобритании в 1979-1990 годах, лидер Консервативной партии в 1975-1990 годах, баронесса с 1992 года Маргарет Тэтчер: «Свобода не может существовать без экономической свободы». Остается надеяться, что этот постулат будет заложен в экономические взаимоотношения двух стран во всех направлениях международной торговли товарами и услугами.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 CIA World Factbook. "'United Kingdom Imports Partners," [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/uk.html (дата обращения - 01.02.2020)

2 The Local DE. "Germany Could Lack 3 Million Skilled Workers by 2030," [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/ geos/uk.html (дата обращения - 01.02.2020)

3 CIPD. "Labour Market Outlook, Summer 2018," [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.cipd.co.uk/Images/lmo-survey-summer2018_tcm18-45850.pdf (дата обращения - 09.11.2019)

4 Board of Governors of the Federal Reserve System. "Historical Rates for the EU Euro," [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.federalreserve.gov/releases/h10/hist/ dat00_eu.htm (дата обращения - 07.12.2019)

5 Office of the United States Trade Representative. "United Kingdom," [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ustr.gov/countries-regions/europe-middle-east/europe/united-kingdom (дата обращения - 06.12.2019)

2 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

85 Q

БИБЛИОГРАФИЯ:

Kimberly A., Brexit Consequences for the U.K., the EU, and the United States [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.thebalance.com/brexit-consequences-4062999 (дата обращения - 01.02.2020)

BBC News. Brexit. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.bbc.com/news/ politics/uk_leaves_the_eu (дата обращения - 01.02.2020)

CIA World Factbook. "'United Kingdom Imports Partners," [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/uk.html (дата обращения - 01.02.2020)

The Local DE. "Germany Could Lack 3 Million Skilled Workers by 2030," [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/ uk.html (дата обращения - 01.02.2020)

CIPD. "Labour Market Outlook, Summer 2018," [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.cipd.co.uk/Images/lmo-survey-summer2018_tcm18-45850.pdf (дата обращения -09.11.2019)

Board of Governors of the Federal Reserve System. "Historical Rates for the EU Euro," [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.federalreserve.gov/releases/h10/hist/ dat00_eu.htm (дата обращения - 07.12.2019)

Office of the United States Trade Representative. "United Kingdom," [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ustr.gov/countries-regions/europe-middle-east/europe/united-kingdom (дата обращения - 06.12.2019)

^ 86

Российский внешнеэкономический вестник

2 - 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.