Проблемы и особенности проведения «Брексита»
- студент 2-го курса факультета экономистов-международников,
тел.: 8 (499) 143-85-26,
Юрий Анатольевич САВИНОВ,
доктор экономических наук, профессор, Всероссийская академия внешней торговли (119285, Москва, Воробьевское шоссе, 6А), кафедра технологии внешнеторговых сделок - профессор, Тел.: 8(499) 147-94-37 Александр Иванович БЕЛЬЧУК,
доктор экономических наук, профессор, Всероссийская академия внешней торговли (119285, Москва, Воробьевское шоссе, 6А), кафедра мировой и национальной экономики - профессор, тел.: 8(499) 147-51-65, Леонид Владимирович САБЕЛЬНИКОВ,
доктор экономических наук, профессор, Заслуженный деятель науки России, Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт (119285, Москва, ул. Пудовкина, д. 4), отдел международной торговли и многостороннего экономического сотрудничества -зав. отделом, тел.: 8(499) 147-60-10
Аннотация
Данная статья посвящена теме «Брексита», основным проблемам, связанным с его проведением, а также его последствиям для самой Великобритании, Европейского союза, всего мира и России. Актуальность и важность статьи заключается в том, что выход Великобритании из Европейского союза является беспрецедентным случаем. Существует некая неопределённость в отношении дальнейшего развития событий после «Брексита». Тем самым необходимо разобраться в данной проблематике. Авторы рассматривают различные особенности и аспекты проведения «Брексита», дают представление о сущности этого процесса, последствиях в различных сферах (экономической, политической, социальной и т.д.), о перспективах и будущем данного проекта.
Ключевые слова: «Брексит», Россиия, Великобритания, Европейский союз, экономические последствия, таможня, внешняя торговля, ограничения, «Жёсткий брексит», «Мягкий брексит», санкции, тарифы ВТО.
Евгений Андреевич ЛИТВИНОВ,
Всероссийская академия внешней торговли (119285, Москва, Воробьевское шоссе, 6А)
УДК 339.5:061.1ЕС ББК 65.428 П-781
^ 22
Российский внешнеэкономический вестник
12 - 2019
Brexit issues and features
Evgenij Andreevich LITVINOV,
Russian Foreign Trade Academy (119285, Moscow, Vorob'evskoe shosse,6A) -International Economists faculty, 2nd year student, Phone: 8(499) 143-85-26,
Yuri Anatolievich SAVINOV, Doctor of Economic Sciences, Professor, Russian Foreign Trade Academy (119285, Moscow, Vorob'evskoe shosse, 6A), Department of foreign trade and international
transactions - Professor, Phone: 8(499) 147-94-37, Alexander Ivanovich BELCHUK, Doctor of Economic Sciences, Professor, Russian Foreign Trade Academy (119285, Moscow, Vorob'evskoe shosse, 6A), Department of World and National Economics -
Professor, phone: 8 (499) 147-51-65, Leonid Vladimirovich SABELNIKOV, Doctor of Economics, Professor, Honored Worker of Science of RF, Russian Market Research Institute (VNIKI) (119285, Moscow, 4 Pudovkina St.), Department of International Trade and Multilateral Economic Cooperation -Head of the department, phone: 8 (499) 147-60-10
Abstract
This article deals with Brexit, its implementation issues, effects on the UK, the European Union, the world economy and Russia. The relevance and importance of the article is that the UK's exit from the European Union is unprecedented. There is some uncertainty about the future of events after Brexit. Thus, it is necessary to understand this problem. The authors consider various aspects and features of Brexit, give an idea of the essence of this process, its consequences for various spheres (economic, political, social, etc.), the prospects and future of this project.
Keywords: «Brexit», Russia, The United Kingdom, European Union, economic consequences, customs, foreign trade, restrictions, "Hard brexit", "Soft brexit", sanctions, WTO tariffs.
ИСТОРИЯ «БРЕКСИТА»
«Brexit» - это аббревиатура от «British Exit», обозначающая выход Великобритании из Европейского Союза (ЕС). 23 июня 2016 года на референдуме, организованном бывшим премьер-министром Д. Кэмероном, 51,9% британцев решили покинуть ЕС.1 После вступления в силу статьи 50 Договора о Европейском союзе2 29 марта 2017 года Соединенное Королевство и 27 других государств-членов ЕС дали себе два года на подготовку к эффективному выходу из страны. Однако он был отложен не позднее 31 января 2020 года, что на три месяца дольше, чем ранее установленная дата 31 октября 2019 года. В период с июля 2016 года по июль 2019 года премьер-министр Т. Мэй провела дискуссии о выходе ее страны из европейских переговорщиков. В отставке она была заменена Б. Джонсоном 23 июля 2019 года.3
12 - 2019
Российский внешнеэкономический вестник
23 Q
Первоначально «Брексит» должен был состояться 29 марта 2019 года. Это было через два года после того, как прошлый премьер-министр Т. Мэй инициировала Статью 50 - официальный процесс ухода - и начала переговоры. При Т. Мэй срок был дважды отложен, после того как парламентарии отклонили ее сделку с «Брек-ситом», что в итоге отодвинуло ее до 31 октября. Несмотря на переговоры по пересмотренной сделке, премьер-министр Б. Джонсон пропустит последний срок. Это объясняется тем, что ЕС согласился на дальнейшее продление до 31 января. Последнее продление произошло после того, как парламентарии не смогли принять новый закон о «Брексит».
После вступления в должность премьер-министра в июле 2019 года Б. Джонсон пересмотрел часть существующей сделки. Пересмотренный план фактически создает таможенную и регулирующую границу между Северной Ирландией и Великобританией. Это означает, что на некоторые товары, ввозимые в Северную Ирландию из Великобритании, будут введены налоги на импорт в ЕС (известные как тарифы).
Что касается остальной части сделки, многое остается в значительной степени неизменным от той, о которой договорилась Т. Мэй. Также есть изменения в политической декларации, в которой изложены планы долгосрочных отношений между Великобританией и ЕС. В нем говорится, что это будет основано на соглашении о свободной торговле.
Б. Джонсон попытался представить свою пересмотренную сделку в парламент 19 октября. Однако голосование не состоялось. Депутаты решили отложить голосование по сделке до тех пор, пока не будет принято законодательство, необходимое для превращения соглашения об отзыве в закон Великобритании. Это означало, что Б. Джонсону пришлось послать письмо в ЕС, чтобы попросить еще одну задержку с «Брексит». Лидеры ЕС согласились с этой просьбой и в итоге «Брексит» был перенесен на 31 января.
Великобритания может выйти из ЕС до нового срока, если сделка будет одобрена парламентом. В то время как законодательство о «Брексит» преодолело первое препятствие в парламенте, правительство в настоящее время приостановило его прохождение.4
ПОСЛЕДСТВИЯ «БРЕКСИТА» ДЛЯ ЕС И МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Основным риском для европейской экономики, который несет в себе выход Великобритании из ЕС, является угроза дальнейшего разрастания дезинтеграцион-ных процессов в Евросоюзе. В последние годы они набирают обороты на фоне недовольства многих участников ЕС, обвиняющих ключевых членов Евросоюза (в первую очередь Германию и Францию) в том, что они являются основными бенефициарами ныне действующей финансово-экономической модели ЕС.
^ 24
Российский внешнеэкономический вестник
12 - 2019
Подобные дезинтеграционные настроения могут быть усилены очередным финансовым кризисом, который будет лишь усугубляться новой волной антиевропейских настроений. Потери экономики Великобритании после выхода из Евросоюза оцениваются разными экспертами на уровне от 3% до 9% ВВП. 5 В зоне особого риска - промышленность, сельское хозяйство и финансовый сектор. При этом некоторые компании уже меняют британскую прописку на ирландскую или немецкую.
После выхода Великобритании из ЕС возможны следующие изменения:
В таможенном оформлении грузов
1) Количество таможенных деклараций в портах вырастет в несколько раз;
2) Вследствие необходимости оформления таможенных документов возникнут длинные очереди и пробки как в портах самой Великобритании, так и в портах, из которых выходят суда, направляющиеся в Соединенное Королевство. Продукты питания будут портиться;
3) Создается опасность разрыва цепочек поставок, построенных на точной и быстрой доставке („Just in time"), в том числе, в машиностроении, автомобильной промышленности и в обрабатывающей промышленности, заводы которых расположены в Великобритании;
4) Серьезные проблемы могут возникнуть в сельскохозяйственном секторе Ирландии, производственные предприятия которых расположены частично как в самой Ирландии, так и в Северной Ирландии.
Великобритании необходимо будет расширять подъездные пути, ведущие в порты, и придется привести в соответствие с современными требованиями процедуру таможенного оформления.
Возможное изменение потоков во внешней торговле
1) свободное передвижение товаров между ЕС и Великобританией прекратится и обе стороны вернутся к использованию тарифов ВТО. Применение тарифов вместе с таможенным оформлением особенно сильно повлияет на импорт пищевых продуктов в Великобританию;
2) за короткое время дополнительные тарифы и опоздания в доставке грузов вызовут проблемы во всех цепочках поставок и секторах, использующих товары или изделия, произведенные соответственно либо в Соединенном Королевстве, либо в других государствах ЕС;
3) цены и тарифы торговых компаний могут повыситься, что распространится дальше по всей цепочке поставок.
Единственный выход, спасающий от перехода на использование тарифов ВТО, - это приступить к переговорам о заключении договоров о свободной торговле. После начала переговоров правила ВТО разрешают сторонам применять двустороннее снижение тарифов.
12 - 2019
Российский внешнеэкономический вестник
25 Q
ФИНАНСОВЫЕ ВОПРОСЫ
Сильнее всего в результате выхода Великобритании из ЕС пострадает финансовый сектор страны. Одно из главных преимуществ финансового сектора внутри Евросоюза - так называемые паспортные права. Их смысл в том, что финансовое учреждение, находящееся на территории одного из государств ЕС, может предлагать свои продукты и услуги всем остальным членам союза практически без ограничений. Компании из лондонского Сити активно использовали это правило и свои экспертные знания в финансовых вопросах, поэтому вполне успешно вели операции. Скорее всего, финансовые компании из Лондона уже не получат равного доступа на рынок Евросоюза, и им будет сложнее конкурировать с представителями других крупных финансовых центров Европы - Берлина, Парижа, Милана, Амстердама и Мадрида. Таким образом, выход Великобритании из ЕС, особенно при отсутствии сделки, негативно скажется на одном из важнейших двигателей британской экономики.
Британский финансовый сектор обеспечивает поступления в 12% ВВП всей страны. При отсутствии сделки по «Брекситу» эта отрасль может столкнуться с выводом активов глобальных банков и инвестиционных компаний на сумму, превышающую 1 трлн долл., что составляет почти 10% доходов всей банковской системы страны. Многие базирующиеся в Великобритании финансовые организации не стали мириться с возможным ухудшением условий работы и решили сменить место официальной регистрации. Неопределенности в отношении выхода из ЕС могут быть достаточными для того, чтобы бизнес «подождал и посмотрел», прежде чем приступить к крупным инвестиционным проектам. Падение инвестиций сократит спрос и приведет к ограничению темпов экономического роста.
Также следует отметить, что «Брексит» будет вызывать волновые эффекты в мировой экономике. И, как обычно, развивающиеся страны и страны со средним уровнем дохода будут наименее защищены от неблагоприятных последствий «Брексита».6
КАКИЕ СУЩЕСТВУЮТ ВАРИАНТЫ «БРЕКСИТА» И ЕГО ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ?
«Жесткий Брексит»: выход из таможенного союза с целью проведения Великобританией независимой торговой политики, и выход из единого рынка, чтобы получить контроль над иммиграцией. Кроме того, произойдет замена нынешних партнерских отношений соглашением о свободной торговле или рядом торговых соглашений с Европейским союзом. Но чем дольше процесс «Брексита» затягивается, тем больше сторонники жесткого решения выражают намерение порвать отношения без договоренностей. Это желание, по нашему мнению, эфемерно -страна не может так резко развестись со своим крупнейшим торговым партнером.
«МягкийБрексит»: сторонники этого решения намерены сохранить связи с ЕС. Одни хотят членства в Таможенном союзе, другие - полного доступа к единому рынку, третьи - всего вместе. Этот вариант скорее смягчит удар по британской
^ 26
Российский внешнеэкономический вестник
12 - 2019
экономике, когда «Брексит» будет официально объявлен. Но есть и сторонники нового голосования: они выступают за повторный референдум и надеются, что сделка может быть отменена.
Отсутствие соглашений: это худший план из всех возможных вариантов. При нем торговля Британии с миром будет регулироваться правилами ВТО. Тогда Великобритания моментально перестанет быть членом ЕС и все торговые и регулирующие механизмы исчезнут. Эксперты предупреждают, что это вызовет хаос, который может привести к катастрофическим последствиям для экономики: нехватке продовольствия и лекарств, сбоям в поездках, пробкам на въезде в страну и падению стоимости британской валюты. Например, из-за задержек на таможне может начаться гниение продуктов или истечет срок годности лекарств.
«Брексит» без сделки означает, что Великобритания больше не будет членом ЕС, и у нее не будет торгового соглашения. Это устранит британский статус беспошлинной торговли с другими членами ЕС. Тарифы повысят стоимость экспорта. Это повредит экспортерам, поскольку их товары станут дороже в Европе. Часть этого ущерба будет компенсирована более слабым фунтом. Тарифы также повысят цены на импорт в Великобританию. Одна треть импорта продуктов питания поступает из ЕС. Более высокие цены на импорт повысят темпы инфляции и снизят уровень жизни жителей Великобритании.
Жесткая граница потребует, чтобы весь импорт проходил через таможню. Задержки на границе могут привести к нехватке продовольствия. Великобритания в этом плане уязвима, потому что волны тепла и засухи, вызванные глобальным потеплением, уже сократили местное производство продуктов питания. Торговля и путешествия по острову Ирландия станут более сложными в условиях безубыточного «Брексит». Северная Ирландия останется с Соединенным Королевством. Ирландская страна, с которой она граничит, останется частью ЕС. План Джонсона создал бы таможенную границу между двумя ирландскими странами. Это может возродить проблемы между двумя государствами.
Жесткое решение проблемы может вынудить 35 тыс. человек ежедневно проходить таможню по пути на работу и с работы. Некоторые из жителей в Северной Ирландии, которые являются сторонниками остаться в ЕС, могут призвать к проведению референдума о присоединении к стране Ирландии. Но ЕС выступает за создание таможенной границы между Северной Ирландией и Великобританией. И Б. Джонсон, и Т. Мэй отвергли этот вариант.
Жесткий «Брексит» похож на «Брексит» без сделки, но будет включать торговое соглашение. Жесткий «Брексит» может иметь катастрофические последствия для «The City», финансового центра Великобритании. Компании больше не будут использовать его в качестве англоязычного входа в экономику ЕС. Лондонский Сити сообщил, что 5000 рабочих мест могут быть потеряны. Это может привести к обвалу рынка недвижимости. Строится много новых офисных зданий, которые будут пустовать. Цены на жилье уже начали падать. Многие предприятия уже ушли. Репутация города как бастиона для бизнеса будет повреждена.
12 - 2019
Российский внешнеэкономический вестник
27 Q
Великобритания потеряет преимущества самых современных технологий ЕС. ЕС предоставляет их своим членам в области охраны окружающей среды, научных исследований и разработок, а также энергетики. Кроме того, британские компании могут потерять возможность участвовать в торгах по государственным контрактам в любой стране ЕС. Они открыты для участников из любой страны-члена. Наиболее значительные потери для Лондона возникнут в сфере услуг, особенно в банковской сфере. Жесткий «Брексит» может поднять стоимость авиабилетов, интернета и даже телефонных услуг. Он также навредит британским молодым рабочим. Прогнозируется, что в Германии к 2030 году дефицит рабочей силы составит 2 миллиона человек. Эти рабочие места больше не будут доступны для британских рабочих после «Брексит». В условиях жесткого «Брексит» Великобритания может потерять Шотландию. Она может вступить в ЕС самостоятельно. Возможно, даже будет организован референдум, чтобы покинуть Великобританию.7
ВОЗМОЖНОЕ ВЛИЯНИЕ «БРЕКСИТА» НА ВНЕШНЮЮ ТОРГОВЛЮ РОССИИ
Основным каналом влияния решения Великобритании на внешнюю торговлю России могут стать изменения цен на некоторые важные товары например на нефть, которые в условиях высоких рисков и нестабильности могут снизиться. В этом случае может произойти падение курса рубля. Кроме того, если выход Великобритании из ЕС запустит дезинтеграционные процессы в Европе или заставит власти Евросоюза пойти на поводу у популистских сил, это может привести как к экономическому кризису в европейском регионе, так и стать одним из факторов ослабления роста мировой экономики. В результате пострадает глобальный спрос на сырье, включая нефть, что при нынешней слабости нефтяного рынка способно опустить котировки на более низкие уровни, удерживая их там продолжительное время. Конечно, такой сценарий может негативно сказаться и на определённых показателях российской экономики. Если Великобритания после «Брексита» выйдет из Общего рынка с ЕС, она может ввести различные торговые ограничения в отношении других стран, в том числе и России. От этого в определённой степени может пострадать российская химическая промышленность, производство каучука, металлов и изделий из них.
Еще одним каналом влияния может стать сектор услуг. Услуги, предоставляемые Великобританией, составляют около 6% оборота сектора услуг в России, причем отрицательные последствия могут возникнуть для различных деловых услуг и страхования.8 Россия и Великобритания также обмениваются транспортными услугами. Великобритания в целом активно торгует различными услугами по перевозкам, в отличие от многих европейских стран.
Структура торговли услугами между Россией и Великобританией отличается от структуры торговли услугами между Россией и странами ЕС, где преобладают строительство и различные поездки. В случае негативного сценария заменить Великобританию в сфере услуг России будет достаточно проблематично и придётся
^ 28
Российский внешнеэкономический вестник
12 - 2019
искать новые пути экономического сотрудничества в этой сфере. Тем не менее стоит отметить, что в перспективе возможно ослабление санкций против России, что станет потенциальным положительным последствием «Брексит» для экономики страны. Соединенное Королевство последовательно поддерживает продолжение санкций против России, введенных в 2014 году, несмотря на более гибкую позицию, продемонстрированную другими странами, прежде всего Францией и Италией. Тем самым на повестку дня может быть поставлен вопрос о смягчении санкций в отношении России.
Если подводить итог возможного влияния «Брексита» на российскую экономику, то с одной стороны, из-за незначительности доли Британии во внешнеторговом обороте России, а также почти полного отсутствия производственных цепочек между двумя странами, ухудшение ситуации в Великобритании напрямую слабо повлияют на российскую экономику.
Однако, если постевропейское движение Великобритании будет сопровождаться кризисными явлениями, в первую очередь это может затронуть такие страны, как Голландия и Кипр, которые по некоторым оценкам наиболее тесно связанных в экономическом плане с Лондоном. Одновременно данные государства являются одними из ведущих торговых и финансовых партнеров России в регионе. Поэтому развитие «Брексит» по самому негативному для Великобритании сценарию будет иметь вполне ощутимые торгово-экономические последствия для России.
Одним из основных отрицательных факторов для российской финансовой системы и экономики, связанных с возможными негативными последствиями «Брек-сит», является валютный фактор. В последнее время на фоне санкционных угроз в России происходит вынужденный уход от доллара к евро, как во внешнеторговых расчетах, так и во внутреннем валютном обороте и сбережениях. Таким образом, поскольку курс евро может реагировать значительным снижением на нестабильность в Евросоюзе, из-за валютной переоценки это может привести к соответствующему росту издержек российских компаний.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате выхода Великобритании из ЕС существует вероятность реального отрицательного мультипликативного эффекта для экономики многих стран, в том числе и России. Однако экономические процессы в целом отличаются устойчивостью, и, возникающие негативные ситуации также открывают новые возможности. Но все же «Брексит» - это настоящий шаг в неизвестность, и трудно предсказать, какими могут быть реальные последствия. Сложно увидеть что-либо, кроме определенного экономического шока как в краткосрочной, так и в среднесрочной перспективе.
Также стоит отметить, что в течение более длительного периода времени последствия «Брексита» для британской, европейской и мировой экономики будут зависеть от результатов переговоров, которые будут проведены между Великобританией и ЕС. По нашему мнению, эти переговоры будут сложными. В этой сфере
12 - 2019
Российский внешнеэкономический вестник
29 ^
нет опыта, до сих пор ни одна страна не подавала заявку на выход из ЕС. Кроме того, европейские переговорщики не намерены делать эти переговоры позитивным примером, который мотивировал бы евроскептические силы, существующие в странах-членах ЕС.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1 Референдум по «Брекситу» // https://www.electoralcommission.org.uk/
2 Договор о Европейском Союзе // https://eulaw.ru/treaties/teu/
3 Qu'est-ce que le Brexit ? // https://www.touteleurope.eu/actualite/qu-est-ce-que-le-brexit. html
4 Brexit: All you need to know about the UK leaving the EU // https://www.bbc.com/news/ uk-politics-32810887
5 Что может ожидать экономики Великобритании и ЕС в результате брексита // https://news.rambler.ru/europe/41873191/?utm_content=news_media&utm_medium=read_ more&utm_source=copylinkhttps://news.rambler.ru/europe/41873191-chto-mozhet-ozhidat-ekonomiki-velikobritanii-i-es-v-rezultate-breksita/
6 Калмацкий М. Неопределённый выход: что может ожидать экономику Великобритании и ЕС в результате брексита // Brexit: Implications for Russia, Europe and the world // https://russia-direct.org/debates/brexit-implications-russia-europe-and-world
7 Brexit Consequences for the U.K., the EU, and the United States // https://www.thebalance. com/brexit-consequences-4062999
8 Внешняя торговля Великобритании товарами и услугами // http://rustrade.org.uk/rus/ wp-content/uploads/%D0%91%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0 %BA%D0%B0%D1%8F-%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%B B%D1%8F-08.2018.pdf
БИБЛИОГРАФИЯ:
Запольскис А. Зачем Лондону Brexit, или Как Британия становится Украиной // https:// regnum.ru/news/economy/2558990.html (Zapol'skis A. Zachem Londonu Brexit, ili Kak Britaniya stanovitsya Ukrainoj)
Антропова С.Ю., Красина Е. А. Брексит: закономерная случайность // https:// cyberleninka.ru/article/n/breksit-zakonomernaya-sluchaynost/viewer (Antropova S.YU., Krasina E. A. Breksit: zakonomernaya sluchajnost')
Бабин Д. Полный разбор Brexit. Чем он угрожает России и мировым рынкам // https:// bcs-express.ru/novosti-i-analitika/polnyi-razbor-brexit-chem-on-ugrozhaet-rossii-i-mirovym-rynkam (Babin D. Polnyj razbor Brexit. Chem on ugrozhaet Rossii i mirovym rynkam)
Lossan А. Brexit : quatre conséquences potentielles pour l'économie russe // https:// fr.rbth.com/economie/2016/06/25/brexit-quatre-consequences-potentielles-pour-leconomie-russe_606189
Lauzun Р. Quelles conséquences du Brexit pour l'Europe ? Largement negatives // https:// www.contrepoints.org/2016/06/26/240779-brexit-les-consequences-pour-le-continent
Sury C., Rouck P. Les 9 conséquences du Brexit sur votre quotidian // https://www.lecho.be/ monargent/budget/les-9-consequences-du-brexit-sur-votre-quotidien/10087281.html
^ 30
Российский внешнеэкономический вестник
12 - 2019