Научная статья на тему 'Влияние Brexit на развитие политики Европейского союза. Ответ крайне правых партий и евроскептиков'

Влияние Brexit на развитие политики Европейского союза. Ответ крайне правых партий и евроскептиков Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
664
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАЙНЕ ПРАВЫЕ ПАРТИИ / FAR-RIGHT PARTIES / ЕВРОСКЕПТИЦИЗМ / EUROSCEPTICISM / BREXIT / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / EUROPEAN UNION / "НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФРОНТ" / ЕВРОПЕЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / EUROPEAN INTEGRATION / МАРИН ЛЕ ПЭН / ТЕРЕЗА МЭЙ / THERESA MAY / ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ ВО ФРАНЦИИ / PRESIDENTIAL ELECTIONS IN FRANCE / ФОРМЫ ЕВРОСКЕПТИЦИЗМА / EUROSCEPTICISM FORMS / NATIONAL FRONT / MARíNE LE PEN

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Любимова Анжела Олеговна

В данной статье рассмотрены особенности и специфика развития Европейского союза на современном этапе после Brexit и влияние данного процесса на усиление позиций и международного сотрудничества евроскептиков и крайне правых сил в странах Европы. Целью данного исследования является определение феномена и природы влияния крайне правых партий на европейскую и международную политику после Brexit. Выход Великобритании из Европейского союза является беспрецедентным событием за всю историю существования объединения, который послужил ярким доказательством усиления влияния евроскептических настроений в странах союза. Став победой евроскептиков и представителей крайне правых взглядов, Brexit позволяет говорить о новом зарождающемся политическом порядке, где мнение лидеров вышеупомянутых партий приобретает всё большую значимость. В рамках данной работы проводится анализ современного политического климата Великобритании, освещаются причины Brexit и его последствия для Европейского союза, представляется анализ возможных вариантов развития Европейского союза и современного мироустройства после Brexit, а так же рассматривается процесс усиления влияние евроскептических взглядов на развитие европейской и мировой политики и, как следствие, увеличения шансов на более продуктивное сотрудничество между европейскими крайне правыми партиями.Brexit поставил перед Европейским Союзом сложнейшую задачу о действительной необходимости пересмотра современного подхода к европейской интеграции, и от решения данного вопроса зависит будущее союза, которое может найти своё отражение в дальнейшем «Эффекте домино» или, напротив, в усиленной кооперации и солидарности оставшихся 27 стран членов Европейского союза. Исторически, лидеры крайне правых политических партий стремятся к поиску новых путей для результативной международной кооперации, а Brexit и его последствия в данном случае могут послужить новым этапом к успешному сотрудничеству данных партий на общеевропейском уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF BREXIT ON DEVELOPMENT OF THE EUROPEAN UNION POLICY. FAR-RIGHT PARTIES AND EUROSCEPTICS RESPONSE

In this article features and specifics of development of the European Union at the present stage after Brexit and influence of this process on strengthening of positions and international cooperation of eurosceptics and far-right forces in the countries of Europe are considered. An objective of this research is the definition of a phenomenon and a nature of far-right parties influence on the European and international policy after Brexit. An exit of Great Britain from the European Union is an unprecedented event for all history of existence of association which served as the bright proof of strengthening of influence of eurosсeptical views in the union countries. Having become a victory of eurosceptics and representatives of far-right views, Brexit allows to speak about the new arising political order where the opinion of leaders of above-mentioned parties gains the increasing importance. Within this work the review of modern political climate of Great Britain is carried out, the reasons of Brexit and its consequence for the European Union are considered, the analysis of possible options of the European Union development and a modern world order after Brexit is submitted, and strengthening process influence of eurosceptical views on development of the European and worldwide policy are also considered and, as a result, increases in chances of more productive cooperation between European far-right parties. Brexit set the most difficult for task the European Union about the valid need of revision of modern approach to the European integration, and the future of the union which can find the reflection further "Domino effect" or, on the contrary, in the strengthened cooperation and solidarity of the remained 27 European Union member states depends on the solution of the matter. Historically, leaders of far right-wing political parties seek for search of new ways for productive international cooperation, and, in this case, Brexit and its consequences can serve as a new stage to successful cooperation of these parties at the all-European level.

Текст научной работы на тему «Влияние Brexit на развитие политики Европейского союза. Ответ крайне правых партий и евроскептиков»

УДК 327

ВЛИЯНИЕ BREXIT НА РАЗВИТИЕ ПОЛИТИКИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА.

ОТВЕТ КРАЙНЕ ПРАВЫХ ПАРТИЙ И ЕВРОСКЕПТИКОВ.

© 2017

Любимова Анжела Олеговна, аспирант

Санкт-Петербургский Государственный Университет (191060, Россия, Санкт-Петербург, Ул. Смольного, 1/3, e-mail lyubimova.angela@yandex.ru)

Аннотация. В данной статье рассмотрены особенности и специфика развития Европейского союза на современном этапе после Brexit и влияние данного процесса на усиление позиций и международного сотрудничества евроскептиков и крайне правых сил в странах Европы. Целью данного исследования является определение феномена и природы влияния крайне правых партий на европейскую и международную политику после Brexit. Выход Великобритании из Европейского союза является беспрецедентным событием за всю историю существования объединения, который послужил ярким доказательством усиления влияния евроскептических настроений в странах союза. Став победой евроскептиков и представителей крайне правых взглядов, Brexit позволяет говорить о новом зарождающемся политическом порядке, где мнение лидеров вышеупомянутых партий приобретает всё большую значимость. В рамках данной работы проводится анализ современного политического климата Великобритании, освещаются причины Brexit и его последствия для Европейского союза, представляется анализ возможных вариантов развития Европейского союза и современного мироустройства после Brexit, а так же рассматривается процесс усиления влияние евроскептических взглядов на развитие европейской и мировой политики и , как следствие, увеличения шансов на более продуктивное сотрудничество между европейскими крайне правыми партиями.Brexit поставил перед Европейским Союзом сложнейшую задачу о действительной необходимости пересмотра современного подхода к европейской интеграции, и от решения данного вопроса зависит будущее союза, которое может найти своё отражение в дальнейшем «Эффекте домино» или, напротив, в усиленной кооперации и солидарности оставшихся 27 стран членов Европейского союза. Исторически, лидеры крайне правых политических партий стремятся к поиску новых путей для результативной международной кооперации, а Brexit и его последствия в данном случае могут послужить новым этапом к успешному сотрудничеству данных партий на общеевропейском уровне.

Ключевые слова: крайне правые партии, евроскептицизм, Brexit, Европейский Союз, «Национальный фронт», европейская интеграция, Марин Ле Пэн, Тереза Мэй, президентские выборы во Франции, формы евроскептицизма.

INFLUENCE OF BREXIT ON DEVELOPMENT OF THE EUROPEAN UNION POLICY.

FAR-RIGHT PARTIES AND EUROSCEPTICS RESPONSE.

© 2017

Liubimova Anzhela Olegovna, post-graduate student

Saint-Petersburg State University (191060, Russia, Saint Petersburg, Smolny st. 1/3, e-mail lyubimova.angela@yandex.ru)

Abstract. In this article features and specifics of development of the European Union at the present stage after Brexit and influence of this process on strengthening of positions and international cooperation of eurosceptics and far-right forces in the countries of Europe are considered. An objective of this research is the definition of a phenomenon and a nature of far-right parties influence on the European and international policy after Brexit. An exit of Great Britain from the European Union is an unprecedented event for all history of existence of association which served as the bright proof of strengthening of influence of eurosсeptical views in the union countries. Having become a victory of eurosceptics and representatives of far-right views, Brexit allows to speak about the new arising political order where the opinion of leaders of above-mentioned parties gains the increasing importance. Within this work the review of modern political climate of Great Britain is carried out, the reasons of Brexit and its consequence for the European Union are considered, the analysis of possible options of the European Union development and a modern world order after Brexit is submitted, and strengthening process influence of eurosceptical views on development of the European and worldwide policy are also considered and, as a result, increases in chances of more productive cooperation between European far-right parties . Brexit set the most difficult for task the European Union about the valid need of revision of modern approach to the European integration, and the future of the union which can find the reflection further «Domino effect» or, on the contrary, in the strengthened cooperation and solidarity of the remained 27 European Union member states depends on the solution of the matter. Historically, leaders of far right-wing political parties seek for search of new ways for productive international cooperation, and, in this case, Brexit and its consequences can serve as a new stage to successful cooperation of these parties at the all-European level.

Keywords: far-right parties, Euroscepticism, Brexit, the European Union, National Front, the European integration, Marine Le Pen, Theresa May, presidential elections in France, Euroscepticism forms.

2016 год без преувеличения можно назвать одним из поворотных моментов в современной истории. Вызовы, с которыми сталкивается мировое сообщество последние десятилетия остаются всё так же актуальными, а ответы на них формируют политическую повестку дня и, как следствие, создают и подтверждают новые или уже сложившиеся политические тренды. Это относится и к процессу усиления крайне правых партий и позиций евроскептиков. С 1980ых годов либералы находились в наиболее выгодном положении в экономическом и политическом смысле, чему способствовали процессы экономической интеграции и сильнейшее распространение прав и свобод человека, идея глобального управления, верховенство международного права, т.е. демократических ценностей. Однако, предложенные данным политическим лагерем пути решения проблем и предпринятые меры в настоящее время всё больше становятся недостаточными. Начало XXI века стало временем новой волны популярности правых взглядов, впервые представители

крайне правых движений и евроскептики смогли добиться таких успехов в своей деятельности. Brexit и выборы Президента США Дональда Трампа являются как ярким доказательством данного тренда в мировом масштабе, так и следствием неспособности многих мировых лидеров и действующих правительств решить проблемы современных государств, опираясь исключительно на инструменты управления прошлого века, игнорируя новые вызовы, которые ярко требуют некоторых ограничений и возврата к более консервативным взглядам. Крайне правые лидеры предлагают свой сценарий развития европейских стран, отказываясь от диктата Брюсселя. И сейчас, в период борьбы идей о будущем Европейского Союза, очень важно взглянуть на те политические движения, которые способны воплотить запросы населения в актуальную повестку дня, предложив альтернативный вариант. Поэтому необходимо исследовать именно феномен и природу влияния крайне правых партий в политических условиях, складывающихся после Вгехй, что и

представляет цель данной статьи.

Для этого необходимо рассмотреть следующие вопросы:

1.Проанализировать современный политический климат в Великобритании.

2.Определить причины Brexit и его последствия для Европейского союза.

З.Проанализировать возможные варианты развития Европейского союза и современного мироустройства после Brexit.

4.Определить степень влияние крайне правых партий и проанализировать влияние евроскептических взглядов на развитие европейской и мировой политики.

Brexit: до и после Референдума 23 июня 2016 года. Современная политическая обстановка и прогнозы.

К сожалению, стоит признать, что выход Великобритании из Европейского союза во многом обусловлен рядом неудачных управленческих решений лидеров как Европейского союза, так и самой Великобритании. К числу первых можно отнести управление еврозоной, которая оказалась подвержена кризису из-за новой волны беженцев и их поддержки, а так же неравному экономическому состоянию стран членов Европейского союза, необходимость в рамках Шенгенского соглашения наравне с созданием единого пространства передвижения без границ усиления внешних границ и большей кооперации по вопросам безопасности, к числу вторых - недостаточное со стороны британского правительства сосредоточение ресурсов на тех муниципальных образованиях, в которых иммиграционные вопросы являлись наиболее острыми или население которых нуждалось в большей поддержке пра-вительства.[1]

Итоги Референдума 23 июня 2016 года стали действительно шоком для мирового сообщества, даже те, кто голосовали за выход из Европейского союза - Brexit (что означает от англ. Britain - Британия и Exit - выход) не ожидали подобного результата. [2] Более 30 млн. британцев пришли отдать свой голос, явка на референдум составила 71,8%. За выход проголосовали 51.9 % против 48.1 %. Уэльс так же поддержал решение большинства, однако, Шотландия и Северная Ирландия проголосовали за то, чтобы оставаться частью Европейского союза. [3]

Тем не менее, итоги Референдума уже не могут быть оспорены, возможность проведения повторного референдума отвергнута, королева Елизавета II подписала закон, позволяющий британскому правительству направить руководству Европейского Союза официальный запрос о выходе страны из союза 16 марта 2017 года, а действующий премьер-министр Тереза Мэй, сменившая на этом посту Дэвида Кэмерона, который сдержал своё обещание при реализации данного сценария уйти в отставку, 29 марта 2017 года официально запустила процедуру Brexit.[4]

Немаловажную роль в итоговом результате Brexit сыграла поддержка СМИ и более действенная агитационная кампания со стороны политиков, отстаивающих данную политику. «Take back control» (от англ. «Вернуть контроль») - слоган, ставший мощным сообщением и без того ярких британских политиков Бориса Джонсона, Майкла Гоува, Джорджа Озборна, Джереми Корбина и, конечно, Найджела Фараджа - сильнейшего представителя крайне правых политических взглядов в Великобритании, который, на удивление многих, получил куда большую поддержку со стороны СМИ нежели убеждения «остаться в Европейском Союзе» Дэвида Кэмерона. Против последнего так же сыграл страх в обсуждении комплексно-сложной для Европейского союза темы иммиграции, которая является одной из ключевых. Нельзя не отметить, что политическая кампания сторонников Brexit была изначально более сильной, а её действия более эффективными, что и показали итоги голосования. [1] 348

Выход страны члена Европейского союза из сообщества является беспрецедентным случаем за всю историю его существования, что делает опыт Великобритании уникальным. Итоги Вгехй стали началом очень серьёзного и непредсказуемого процесса, затрагивающим всё мировое сообщество, но прежде всего, конечно, саму Великобританию и страны члены Европейского союза. Обладая столь весомым политическим и экономическим влиянием, выход не может стать безболезненным для обеих сторон, какой бы сценарий не был в итоге выбран.

Официально начавшаяся процедура выхода Великобритании и уже введённая на сегодняшний момент в действие статья 50 Лиссабонского договора, согласно которой будет проходить процедура выхода, гласит, что государство, намеренное выйти из Европейского союза, должно уведомить Европейский Совет и согласовать свою заявку на выход согласно своим конституционным требованиям, после чего следуют переговоры об условиях выхода, на которые отводится два года для достижения соглашения.[5] Стоит отметить, что страна, которая выходит из Европейского союза, т.е. Великобритания в данном случае, не имеет права участвовать в внутренних дискуссиях Европейского союза по этому вопросу. Европейское право распространяется на территории Великобритании до тех пор, пока она является членом Европейского союза, она продолжает соблюдать требования Европейских договоров и закона, однако, не имеет права участвовать в принятии решений. Необходимо принять во внимание, что процесс переговоров может затянуться более чем на 2 года, ввиду необходимости согласования условий выхода Великобритании всеми 27 национальным парламентами стран членов Европейского союза.

Ввиду того факта, что "дорожной карты" выхода Великобритании из Европейского союза до сих пор нет, процесс оставляет большое количество вопросов. Одним из главных является характер выхода: «жёсткий» или «мягкий» Вгехй. Официальных объяснений данных терминов не существует, однако, данные характеристики Вгехй используются для определения отношений Великобритании со странами Европейского союза после её выхода.

В случае «жёсткого» выхода Великобритании, Великобритания выйдет из юрисдикции судебной системы Европейского союза, из единого рынка и таможенного союза. Таким образом она лишится беспошлинного выхода на рынок Европейского союза, на её экспорт начнут распространяться тарифы ВТО, но вариант заключения соглашения о зоне свободной торговли возможен. Освобождение Великобритании от норм и правил Европейского Союза даёт полную свободу Лондону при разработке аналогичных договоренностей с другими странами. [6]

При «мягком Вгех^> Великобритания продолжит пользоваться свободным доступом к единому рынку Европейского Союза, этот вариант является своеобразным компромиссом по тарифам. При данном выборе возможен пример развития отношений Европейского союза с Норвегией, которая является членом единого рынка, однако, взамен принимает свободу передвижения. На последнем варианте особенно настаивает Шотландия, парламент которой в конце марта 2017 года одобрил проведение повторного референдума о независимости.

При любом развитии событий, по мнению Терезы Мэй, в этом вопросе «лучше никакого соглашения, чем плохое соглашение». [7] Выбор «жёсткого» или «мягкого» Вгехй - это не просто выбор определённого сценария выхода страны из союза, это выбор варианта устройства нового экономического и политического порядка в Европе, который во многом определит дальнейшее развитие мировой политики.

С решением Великобритании о Вгехй, Европейский союз столкнулся с действительно важным вызовом: потерей одного из самого крупного и важного страны АНИ: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 2(19)

члена союза. Великобритания представляет собой пятую по размеру экономику в мире, по данным 2015 года её чистая валовая прибыль по отношению к бюджету Европейского союза насчитывала 8,5 млрд. фунтов стерлинга. Являясь третьей страной Европейского союза по числу населения, она составляет 12,76 % от всего населения Европейского союза, что делало Великобританию влиятельным игроком в Совете Европейского союза и Европейском парламенте. Так же не стоит забывать о тратах на безопасность Европейского союза: расходы Великобритании по данной статье являются самыми большими по сравнению с другими странами членами. [8]

В настоящее время Европейский Союз требует от Великобритании плату за выход из блока в размере около 60 млрд евро. В данную цифру оцениваются затраты на проекты Европейского Союза, которые были одобрены Великобританией до референдума. [9]

Политическая и экономическая стабильность Европы - это не единственные вопросы, которые зависят от Brexit. Шотландия и Северная Ирландия не согласны с итогами Референдума, что вновь обостряет и без того непростые отношения внутри страны и вновь поднимает сложный вопрос о предоставлении независимости и целостности страны. Так же уже обозначились первые волнения по другому слабому вопросу: статусе Гибралтара как заморской территории Соединенного Королевства, экономика которой во многом зависит от Испании.

Это далеко не единственные вызовы, которые уже обозначились как следствие Brexit. Многие другие и, возможно, более серьезные станут определяться более чётко в следующие 2 года, по мере переговоров о выходе Великобритании и согласованию условий со стороны остальных 27 государств членов Европейского союза.

Влияние Brexit на европейскую политику. Brexit и усиление евроскептицизма в Европе.

Один из последних опросов показал, что 60% населения 27 стран членов Европейского союза хотели бы, чтобы Великобритания осталась в коалиции и только 10% выступают за её выход. Поддержка членства Великобритании варьируется в разных странах, например, Литва, Мальта, Португалия и Ирландия наиболее заинтересованы в нём, нежели Австрия, Кипр, Франция и Люксембург. [10]

Существует мнение, что во многих странах референдум по выходу Великобритании из Европейского союза является отражением интересов элиты, политиков и бизнесменов, однако, это далеко не заинтересованность населения. В данном случае, Ирландия может служить одним из наиболее показательных примеров.

Одним из сложнейших вызовов, с которым в данный момент сталкивается Европейский союз безусловно является предотвращение «эффекта домино» в развертывании и укреплении евроскептицизма. Brexit стал катализатором новой волны роста популярности крайне правых практически во всех европейских государствах.

От реакции лидеров Европейского союза и дальнейших предпринимаемых политических решений сейчас во многом зависит единство стран членов. Одним из вариантов развития событий может стать желание Германии и Франции «наказать Великобританию за выход» с целью удержать европейское единство. С другой стороны, они не могут не считаться с важными крайне правыми силами как Национальный Фронт во Франции, например, который будет использовать любую возможность обвинить президента Франсуа Олланда в «наказании» британских избирателей за отстаивание своих демократических свобод.

Однако, не стоит забывать о разном положении стран членов Европейского союза и их личных интересах, которые явно свидетельствуют о желании более плотного сотрудничества с Великобританией и, как следствие, мирных и более выгодных условий выхода для обеих сторон. Например, Ирландия ввиду своей

глубокой экономической, политической и социальной связи с Великобританией будет максимально поддерживать последнюю. Северные страны - Швеция, Дания, Финляндия -, поддерживая свободную торговлю и открытый рынок, являются союзниками Великобритании в Европейском союзе и постараются защитить её от про-текционистких мер, которые может ввести Европейский Союз. Польша выступает за сохранение единого рынка после выхода Великобритании, что объясняется тем фактом, что последняя является вторым по размеру импортером польских товаров. В любом случае, период переговоров станет сложнейшим испытанием для всех сторон прежде всего из-за поиска баланса национальных интересов стран членов и общих европейских.

Итоги голосования на референдуме в Соединенном Королевстве 23 июня 2016 г. о членстве в Европейском Союзе стали негласной победой крайне правых, анти-иммиграционно и европейских евроскептических политических движений. Принимая во внимание беспрецедентный успех данных партий, которая выражается в растущей поддержке со стороны избирателей, можно сделать вывод о фактической заинтересованности европейского электората к их повестке дня. Brexit дал представителям крайне правых и крайне левых сил повод для объявления начала краха Европейского союза и призыва к проведению аналогичных референдумов. [11]

Процесс усиления крайне правых партий Европейского союза в последние десятилетия, как следствие, очевидно повлиял на результаты Brexit, «эффект домино», последствий которого сейчас опасаются защитники европейского единства. Крайне правые партии Европейско^го союза - «Национальный фронт» во Франции, «Йоббик» в Венгрии, «Партия свободы» в Австрии, партия «Свобода» в Нидерландах, «Альтернатива для Германии», словацкая народная партия «Наша Словакия», «Шведские демократы», «Датская народная партия» и другие - уже давно добиваются проведения подобного референдума в своих странах, а пример Brexit показал реальную возможность подобного политического процесса. [12]

Термин «евроскептицизм», который появился в Великобритании в 1970ые гг., подразумевает под собой негативное и критическое отношение к процессам европейской интеграции. С точки зрения евроскепти-ков, Европейский союз, забирая часть полномочий у стран-членов, угрожает национальному суверенитету государств. Евроскептики так же выступают против отдельных проводимых политик, например, введение единой валюты, иммиграционная политика, проект введения евроконституции и др. Различают 2 формы евро-скептицизма: «жёсткую» и «мягкую». К первой относят противников существования союза и членства в нём. Ко второй тех, кто в целом поддерживают союз и одобряют членство в нём, однако, противостоит дальнейшей интеграции и идее федеральной Европы. Однако евро-скептицизм так же может быть определён в качестве одной из форм «еврофобии», т.е. здорового скептического отношения и недоверия к определённым политическим действиям, которая существует в любых политических кругах. [13]

Крайне правый евроскептицизм с уверенностью можно отнести к его «жёсткой» форме: выход из Европейского союза, ограничение иммиграции, возвращение к национальной валюте, защита национальных ценностей и идентичности - установки, которые присутствуют в большинстве политических программ крайне правых партий. Здесь можно обратиться и к французскому «Национальному фронту» [14], и к британской «Партии независимости Великобритании» [15] и программам других партий.

Евроскептицизм существовал почти с момента основания Европейского союза, однако, его распространение в Европе в XXI веке с каждым годом только растёт. И сейчас уже менее половины населения Европейского

Союза, согласно разным опросам, доверяет Брюсселю. Интересные статистические данные приводит в своём исследовании Lord Ashcroft о восприятии членства в Европейском союзе самими странами членами, которые представлены на рисунке 1. Согласно этим данным, евроскептицизм особенно силён в Чехии, Швеции, Австрии и Дании. И, напротив, Мальта, Испания, Ирландия и Польша представляют наиболее сильную проевропейскую позицию. В общем, опрос показывает, что в среднем 40 % жителей Европейского союза «доверяют» ему. [10]

Рисунок 1 - результаты исследования Lord Ashcroft о восприятии членства в Европейском союзе.

Brexit обладает всеми шансами расширить возможности и усилить евроскептические настроения в остальных странах Европы. Такой вариант развития событий особенно возможен, если Великобритании удастся договориться о «мягких» условиях выхода с высоким уровнем доступа к рынку. В таком случае, влияние евроскеп-тиков только усилится, и они непременно воспользуются возможностью поддержать идею подобного сценария в своих странах или, по меньшей мере, добиться пересмотра отношений с Европейским союзом.

И всё же не стоит забывать о внутреннем политическом климате страны. Обращаясь к результатам вы-ше-представленного исследования, Данию, Австрию и Швецию можно охарактеризовать как страны, наиболее готовые к выходу из Европейского союза. Лидер «Датской народной партии», второй крупнейшей партии страны, Кристиан Тулесен Даль неоднократно высказывался за референдум по вопросу членства в Европейском союзе. Однако, нехватка политической и общественной воли для осуществления столь радикального шага вряд ли позволит Дании в ближайшее время пойти на столь серьёзные перемены. [16]

Другим противоположным вариантом развития событий может стать беспрецедентное объединение 27 оставшихся европейских держав. В этот переходный период, когда непонятно к каким реальным последствиям приведёт Brexit, Европейский союз чувствует особую необходимость в сплочении во имя общих европейских интересов. Любое кризисное явления может явиться как разобщающей, так и объединяющей силой в равной мере.

Представляя собой значимую политическую силу, крайне правые партии и их представители безусловно вовлечены в дискуссии о дальнейшей судьбе Европы после 23 июня 2016 года, что даёт им беспрецедентный шанс в ближайшие 2 года упрочить свои политические позиции и увеличить свою электоральную базу. Лидеры крайне правых движений Европейского союза, остаются всё так же эмоциональны и продолжают использовать популизм в качестве своего мощнейшего инструмента убеждения и привлечения электората, который в свою очередь хотел бы быть услышанным на референдуме и которому крайне правые готовы дать этот шанс в отличии от традиционных партий, которые предпочитают решать данный вопрос в рабочем парламентском порядке. Очевидно, что такие сильнейшие игроки на данном политическом поле как «Национальный фронт», «Партия

свободы», «Альтернатива для Германии» обязательно воспользуются шансом реализовать одно из важнейших утверждений своих политических программ, задавая тем самым тренд другим крайне правых и евроскептическим движениям. [12]

Крайне интересно в данном контексте будет рассмотреть дальнейшие действия Марин Ле Пен, которая на сегодняшний день по ряду общественных опросов лидирует в президентской гонке, что ещё раз подтверждает - крайне правые на вершине своего успеха. В любом случае, какими бы ни оказались итоговые результаты выборов, новая глава Франции не сможет вести дальше политику в таком ключе, каком это происходит сейчас. Новая глава страны в любом случае даст ответ европейскому вызову: будет ли это единогласная поддержка, если победит Марин Ле Пен или всё-таки более сдержанная реакция, если победит кто-либо из оставшихся кандидатов -понадобится некоторые время, чтобы увидеть реальный вектор новой французской политики.

В заключение.

Сегодня, крайне правые партии Европейского союза стали фактором общеевропейской политики, с которым невозможно не считаться, главным доказательством чему является Вгехк. Выход Великобритании из Европейского союза - процесс, не имеющий аналогов за всю историю европейской интеграции. Именно поэтому Вгехк становится главным вызовом современной Европы, одновременно демонстрируя актуальные сложности Европейского союза и предоставляя возможность для нового европейского устройства. Вгехй ознаменован победой евроскептиков, а его последствия стали главным вопросом общеевропейской повестки. Для евро-скептиков и крайне правых лидеров Вгехй стал реальным примером возможности воплощения в жизнь одного из основополагающего пункта их политических программ - «проведения Референдума о выходе из Европейского союза». Марин Ле Пен, Герт Вилдерс, Маттео Сальвини и другие лидеры приняли выход Великобритании из Европейского союза как зелёный свет для своих дальнейших действий. С другой стороны, оставшиеся 27 стран-членов Европейского союза ощущая столь реальную угрозу своей целостности демонстрируют скорее беспрецедентную сплочённость нежели обратную реакцию, ярким примером чему является встреча лидеров Евросоюза в честь 60-летия Римского договора, состоявшаяся 25 марта 2017 года. Данное противостояние будет несомненно менять облик современной Европы, идёт ли речь о проведении подобных референдумов в других европейских странах или выборе варианта «жёсткого» или «мягкого» Вгехк- реальная необходимость изменений не в форме выступлений, а принятия решений, и первые результаты уже заметны спустя почти год после Вгехй, который стал той самой точкой невозврата для старого европейского порядка.

Что же касается дальнейшего развития сотрудничества крайне правых партий в рамках новой волны успеха крайне правых и евроскептических взглядов, то здесь следует признать факт необходимости определения единой цели для всех лидеров крайне правых движений. Несмотря на схожесть позиций и аналогичные политические заявления, в рядах крайне правых лидеров нет долгосрочного партнёрства и единства, каждый заинтересован в защите собственных национальных интересов, и на сегодняшний день даже Вгехй не стал той самой объединяющей основой для нового прочного сотрудничества крайне правых европейских лидеров. Однако, следующим сильным поводом к укреплению такого партнёрства могут стать результаты президентских выборов 2017 года, вне зависимости от итога президентской гонки для Марин Ле Пен. Партия «Национальный фронт» за всю свою историю не знала такого успеха и не обладала столь реальным влиянием на политику Франции; в контексте стран Европейского союза - это единственная крайне правая партия на сегодняшний

день, шансы которой прийти к власти столь высоки. В рамках евроскептического политического климата, всеобщего успеха крайне правых движений и их лидеров в странах Европейского союза и Brexit влияние крайне правых только усиливается. Обсуждение общеевропейской повестки без участия данного политического лагеря уже не является возможным, а их влияние на процесс евроинтеграции с каждым политическим событием становится всё более весомым, что в действительности постепенно меняет облик современной Европы и уже привёл к её новым вызовам и необходимым реформам.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Grant C., Tilford S., Bond I., Gostynska-Jakubowska A., Mortera-Martinez C. THE YEAR OF BREXIT AND TRUMP: ANNUAL REPORT 2016. Centre for European Reform, 2017 P.3-5

2.How Brexit Will Change the World. POLITICO MAGAZINE, 2016 URL: http://www.politico.com/maga-zine/story/2016/06/brexit-change-europe-britain-us-poli-tics-213990/

3.Brexit: All you need to know about the UK leaving the EU. BBC News, 2016 URL: http://www.bbc.com/news/ politics/eu_referendum/results/

4.Тереза Мэй официально запустила процедуру Brexit. РБК, 2017 URL: http://www.rbc.ru/politics/29/03/2 017/58dad6029a794785b1d723e5/

5.The Lisbon Treaty, Article 50 URL: http://www.lisbon-treaty.org/wcm/the-lisbon-treaty/treaty-on-European-union-and-comments/title-6-final-provisions/137-article-50.html

6.Как будет проходить Brexit и к чему он может привести // Deutsche Welle, 2017 URL: http://www.dw.com/ ru/как-будет-проходить-brexit-и-к-чему-он-может-привести/a-37252994

7.Theresa May's Brexit speech shows UK getting 'more realistic', says Tusk - as it happened // The Guardian, 2017 URL: https://www.theguardian.com/politics/blog/live/2017/ jan/17/theresa-may-brexit-speech-pound-steadies-ahead-of-theresa-mays-brexit-speech-politics-live

8.Patel O., Renwick A. Brexit: The Consequences for Other EU Member States. UCL Constitution Unit Briefing Paper, 2016 URL: https://www.ucl.ac.uk/constitution-unit/ research/europe/briefing-papers/Briefing-paper-4

9.Barker. The €60 billion Brexit bill: How to disentangle Britain from the EU budget. Centre for European Reform, 2017 URL: https://www.cer.org.uk/sites/default/files/pb_ barker_brexit_bill_3feb17.pdf

10.You Should Hear What They Say About You... // Lord Ashcroft KCMG PC, February 2016 URL: http://lor-dashcroftpolls.com/wp-content/uploads/2016/02/L0RD-ASHCROFT-POLLS-You-Should-Hear-What-They-Say-About-You-EU28-Poll-Report-Feb-2016.pdf

11.«Конец Евросоюза»: Евроскептики по всей Европе обрадовались Brexit // RFI URL: http://ru.rfi.fr/ evropa/20160624-konets-evrosoyuza-evroskeptiki-po-vsei-evrope-obradovalis-brexit

12.Еремина Н. Эффект домино. Крайне правые продолжат наступление на ЕС// Евразия.Эксперт, 2016 URL: http://eurasia.expert/effekt-domino-krayne-pravye-prodolzhat-nastuplenie-na-es/

13.Euroscepticism: More than a British phenomenon // euractiv.com , 2015 URL: http://www.euractiv.com/sec-tion/med-south/linksdossier/euroscepticism-more-than-a-british-phenomenon/

14.Notre projet. Programme politique du Front National. URL: https://www.frontnational.com/pdf/Programme.pdf

15.UKIP Local Manifesto 2017 URL: https:// d3n8a8pro7vhmx.cloudfront.net/ukipdev/pages/3485/at-tachments/original/1489398291UKIPLocalManifesto2017o pt.pdf?1489398291

16.Wright N., Patel O. The Constitutional Consequences of Brexit: Whitehall and Westminster // UCL Constitution Unit Briefing Paper,2016 URL: https://britaineurope.files. wordpress.com/2016/06/briefing-paper-1.pdf

Статья поступила в редакцию 09.05.2017. Статья принята к публикации 22.06.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.