Научная статья на тему 'Бразилия: модернизационная парадигма в рамках демократического проекта'

Бразилия: модернизационная парадигма в рамках демократического проекта Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
543
371
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бразилия: модернизационная парадигма в рамках демократического проекта»

Рецензии

Петрова Т. П.

БРАЗИЛИЯ: МОДЕРНИЗАЦИОННАЯ ПАРАДИГМА В РАМКАХ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

Окунева Л. С. БРАЗИЛИЯ: ОСОБЕННОСТИ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ПРОЕКТА.

Страницы новейшей политической истории латиноамериканского гиганта (1960-е гг.—200б г.). М.: МГИМО-Университет, 2008. - 823 с.

Петрова Т. П. - кандидат исторических наук, доцент Кафедры международных отношений Дипломатической Академии МИД России.

Интерес к Бразилии - стране, столь удаленной от России и географически, и исторически -в последние годы резко возрос и постоянно продолжает расти. В числе причин этого явления - глубокие изменения, происшедшие в системе международных отношений после завершения эпохи «биполярного мира», смена внешнеполитических ориентиров РФ (преодолевших замкнутость и разделение мира на «своих» и «чужих»), а также беспрецедентные процессы в странах Латинской Америки, ознаменовавшиеся переходом от эпохи диктатур к демократии. Каждая из стран этого континента избрала собственный вариант «перестройки», выдвинула своих лидеров. Опыт каждой из них заслуживает изучения и осмысления, но опыт и практика политических процессов в Бразилии и на этом фоне выделяются как своими масштабами, так и глубиной воздействия на политическую ситуацию на всем континенте. В немалой степени интерес к Бразилии связан и с развитием российско-бразильских отношений, и с активной деятельностью обоих государств в рамках БРИК - инновационной системы, намечающей перспективы будущего мироустройства.

И

и политики стран Европы и Америки МГИМО Л. С. Окунева - является одним из ведущих специалистов по Бразилии в отечественной лати-ноамериканистике. Ценность работы в том, что этот комплекс проблем был рассмотрен автором на примере именно бразильского опыта, весьма слабо известного в нашей политической науке, ориентированной по преимуществу на изучение опыта Европы, США, азиатских государств. Как рассматривалось в бразильской политологии сочетание «демократия—модернизация—авторитаризм», как соотносятся модернизация и традиционализм, была ли в этой стране, пережившей многие варианты модернизаций, консервативная модернизация, каким образом модернизация и ее ценности сочетаются с ценностями демократии - анализ всех этих вопросов, вышедших на первый план в российском обществоведении, занимает одно из центральных мест в предлагаемой вниманию читателя книге. Это же относится и к термину «консервативная модернизация»-обычно приводят ее известные примеры (послевоенные Германия и Япония, ряд других азиатских стран), но при этом не упоминают другие, менее известные, но не менее репрезентативные (Бразилия, которая на протяжении своей истории XX в. продемонстрировала какуспешный, так и неудачный опыт консервативной модернизации).

Исследованию многосторонней проблематики политического развития Бразилии посвящена рецензируемая монография, автор которой-доктор исторических наук, профессор Кафедры истории

На бразильском материале исследуется и широко обсуждаемая в российской политической науке проблематика демократии и ее различных моделей. В ходе международной встречи российских и зарубежных интеллектуалов в Ярославле (сентябрь 2009 г) работала специальная секция, посвященная рассмотрению многообразия мирового демократического опыта. И в этом смысле данный в рецензируемой монографии доскональный анализ одной из важнейших и во многом характерных разновидностей этого опыта - бразильской - делает наше восприятие этой проблематики более полным.

Монография Л. С. Окуневой является итогом многолетних исследований автора по проблемам демократического транзита, эволюции политической системы Бразилии, она посвящена анализу наиболее существенных тенденций и этапов политической модернизации и демократизации Бразилии во второй половинеХХ—началеХХ1 вв.

Нам представляется важным подчеркнуть следующее: в книге показано, что Бразилия явилась полем социального эксперимента, когда, как пишет автор, имели место и неудачи ряда реформ, и преодоление острых политических кризисов, и противоборство двух кардинальных подходов к модернизации и реформированию: ста-билизационно-модернизаторского, с одной стороны, и социально ориентированного - с другой (с. 16). В Бразилии разрабатывались и применялись на практике разнообразные общественные теории, общество не раз «примеряло на себя» различные варианты модернизаций, а демократическая идея боролась за выживание и побеждала в условиях совершенно неоднозначного политического контекста, при этом и сама-то демократия (как, впрочем, и модернизация) понималась по-разному разными секторами политического класса. Вот почему данный автором анализ столь актуально звучит в современных условиях.

Без преувеличения можно сказать, что данная монография стала событием в отечественной ла-тиноамериканистике - и по широте и глубине охвата проблематики, и по ее рассмотрению в исторической эволюции (на протяжении длительного периода с 1960-х гг. по 2006 г.), и по практически полному диапазону тематики, размышления о которой нам предоставляет многообразный и многосторонний опыт Бразилии.Что же касается модернизации и демократии, то это, пожалуй, -квинтэссенция бразильского опыта, и вся структура этой необычной книги ориентирована на ее раскрытие: в 9 главах и 29 параграфах с разных сторон, с разных фокусов рассмотрен процесс демократизации и политической, социальной и экономической модернизации Бразилии.

Всесторонний анализ столь широкого круга проблем стал возможным благодаря тому, что автор досконально проработал и включил в научный оборот многочисленные источники, а также литературу на многих иностранных языках. Это явилось результатом работы автора на протяжении многих лет в библиотеках и университетах Бразилии, других латиноамериканских, а также европейских стран, в частности, Франции.

Данная книга - не описание политической истории Бразилии и не традиционное рассмотрение событий и фактов бразильской действительности в хронологическом порядке, «по датам». Автор не забывает и не отвлекается от заявленного названия: «особенности демократического проекта». В центре исследования-сложные вопросы зарождения, формирования, становления, «оттачивания» демократического проекта в стране, вышедшей из тисков авторитарного режима (вышедшей уже четверть века назад, но от этого ее опыт не перестает быть менее интересным и значимым) и превратившейся в крупную современную демократию. Автор поставил перед собой сложную и неординарную задачу: проанализировать, каким образом этот демократический проект сначала выкристаллизовывался «в головах» - в политической и общественной мысли страны (и как формулировалась проблематика «модернизация/демократия»), как он затем (а подчас, и одновременно) «вплетался» в бразильские реалии, пробивал себе дорогу среди непростых перипетий политической борьбы и современной политики. Замысел книги действительно оригинален. Автор поставил перед собой триединую задачу: «Во-первых - исследовать наиболее существенные тенденции и этапы новейшей политической истории, политической модернизации и демократизации Бразилии как «крупной полуконти-нентальной страны», дающей собственные ответы на вызовы глобализации; историческим фоном и одновременно главными «действующими лицами» исследования стали пять президентских избирательных кампаний, символизирующих собой «крутые повороты» новейшей истории Бразилии, и четыре президента этой страны (Ф. Кол-лор, И. Франку, Ф. Э. Кардозу, Л. И. Лула да Силва), олицетворяющие различные, подчас противоположные политические проекты. Во-вторых-рассмотреть на этой основе особенности вызревания, формирования и эволюции демократического проекта в бразильском обществе во второй половинеХХ—началеXXI вв., показать как его значимость, как и его сложный и противоречивый характер, непростые пути его укоренения и «врастания» в гражданское общество. В-третьих -

Рецензии

раскрыть состояние и основные направления развития политической, общественной мысли, содержание и характер дебатов в интеллектуальной, академической среде по проблемам демократизации, поставторитарного развития и по кардинальным аспектам эволюции страны за последние два десятилетия» (с. 12). Автор стремился рассмотреть все перечисленные пункты комплексно, «один в контексте другого и третьего». Однако несомненно, что «стержневой, пронизывающей и «скрепляющей собой» все исследование является проблема специфики формирования и эволюции демократического проекта в Бразилии» (с. 12—13).

Книга открывается анализом бразильской политологии 1960—80-х гг., именно тогда приступившей к формулированию основополагающих проблем, волновавших бразильское общество. Бразильское обществоведение глубоко отразило процессы, разворачивавшиеся в Бразилии и во всей Латинской Америке, предприняло теоретический поиск оптимальной модели общественного развития (полемика в рамках идеологического направления так называемой «школы зависимости», см. с. 37—68). В книге рассматривается духовная, интеллектуальная атмосфера Бразилии в 1960—1970-е гг., складывавшаяся как под влиянием внутренних, так и общемировых процессов развития (модернизация, индустриализация, мощные социальные движения). Рассматривая мышление бразильских интеллектуалов Ф. Э. Кардозу,Т. Дос Сантоса, С. Фуртаду, Ф. Фернандеса, О. Ианни, П. Зингера, Б. Ламунье, Ж. А. Джианнотти, Ж. Серры, Л. К. Брессера Пе-рейры и многих других на излете военного режима и в период демократического транзита, автор показывает неоспоримую роль этих интеллектуалов в разработке социального и политического проекта для Бразилии (с. 69—95).

Проблемы формирования демократической политической модели, концепция демократии, особенности демократического обновления в по-ставторитарном обществе, рассмотренные в монографии через призму политических и исторических исследований бразильских авторов Ф. Веф-форта, Ж. А. Мойзеса, Б. Ламунье, Ф. Э. Кардозу, В. Гоиса, Э. Диниз, Л. Мартинса, Э. Жагуарибе и других, выходят в работах периода «демократического прорыва» (вторая половина 1980-х гг.) на первый план. Разработка проблем демократии, ее политических институтов, новой политической культуры, способной впитать и передать обществу демократические ценности, заняла приоритетное место в исследованиях бразильских ученых. Именно тогда была предложена новая

концепция демократии, показывавшая связь демократии и модернизации, демократии и социальных процессов, взаимообусловленность экономических реформ и демократических преобразований политической системы. И тогда же, как показано в книге, бразильские политологи Р. Боши, А. Камаргу, Ж. П. дус Рейс Веллозу и другие обратились к скрупулезному изучению мирового опыта модернизации, стремясь использовать те его аспекты, которые были бы востребованы об-щест-вом и могли бы быть поставлены ему на службу. Автор концентрирует внимание и на проблеме нового наполнения традиционной для бразильской политологии концепции социальноориентированной демократии - тесной связи и взаимообусловленности экономического развития, демократизации и социальных реформ в интересах большинства.

Рассматривая различные парадигмы модернизации, имевшие место в Бразилии в ее новейшей истории, автор уделяет большое внимание экономической модернизации, проведенной президентом Коллором в начале 1990-х гг. (с. 173—201,328— 343). Она характеризовалась зарубежными политологами как пример консервативной модернизации, сопоставлявшейся ими с революцией Мейд-зи в Японии и с реформами Бисмарка в Германии (XIX в.), а в XX в. - с франкистской Испанией. Однако если реформы Коллора, проводившиеся в виде «шоковой терапии» (начало 1990-х гг.), потерпели провал, то в истории Бразилии были и случаи успешной консервативной модернизации (проводившейся выдающимися президентами Ж. Варгасом в 1930-е—1940-е гг. и Ж. Кубичеком в 1950-е гг.).

Большой интерес представляет также тот раздел монографии, в котором автор систематизирует взгляды бразильской политической науки эпохи демократического транзита (вторая половина 1980-х—начало 1990-х гг.) по проблемам взаимосвязи политического режима и потребностей экономической модернизации. Как подчеркивает автор, основная дискуссионная проблема заключалась в следующем: как соотносятся возможности экономической модернизации в условиях демократии, с одной стороны, и диктатуры/авторитаризма - с другой. Дискуссия была весьма насыщенной, и вопрос формулировался следующим образом: каковы механизмы обеспечения эффективности демократического режима, чтобы он смог существенно продвинуть экономическую модернизацию (с. 143—152 и др.).

Рассматривая различные аспекты и особенности реализации модернизационного проекта, автор, опираясь на суждения бразильских историков

и социологов Э. Триндади, Ж. Мурилу ди Карвалью, А. Камаргу, Ж. Круса Косты, исследует, в частности, роль государства. Задаваясь вопросом, почему в концеXX в. бразильское государство не стало «двигателем модернизации», Л. С. Окунева обращается к его историческим корням и прибегает к сравнительно-историческому анализу развития государства в Бразилии и в Европе в веке XIX. Сравнительно-исторический анализ формирования бразильского государства в сопоставлении с Францией, выполненный автором на основе вовлечения в научный оборот уникального материала - ряда ярких, но не известных в отечественной историографии работ бразильских историков, - позволяет выявить особенности бразильской парадигмы и то, как некоторые исторические особенности влияли на современный облик государства.

Специальный раздел исследования посвящен изучению дискуссионной проблематики «модернизации-традиционализма». Здесь автор монографии отходит от распространенных в 1990-е гг. в мировой общественной мысли концепций о «прямолинейном» восхождении модернизации, «сметающей» на своем пути «пережитки старого», мешающие этому победному восхождению, и обращается к более адекватному анализу традиционализма (в который включаются особенности исторического пути, культурные традиции, менталитет, исторически сложившаяся политическая культура, образ жизни), рассматривая его не всегда как препятствие на пути развития (с. 283—294). Весьма интересны размышления о соотношении общих и национальных ценностей демократии и об осознании того факта, что наиболее адекватной демократия может быть лишь в случае соответствия ее ценностей национальной культурно-цивилизационной парадигме.

Большой интерес вызывает данный в монографии анализ критериев сопоставительного анализа Бразилии и России. Автор исследует многообразные феномены «старта демократизации». Отсылаем читателя к насыщенному интересными размышлениями параграфу «Критерии сравнительного анализа Бразилии и России».

В монографии впервые в российской латиноа-мериканистике дан комплексный анализ реальных пружин и самого хода демократизации, становления и консолидации демократического режима в 1985—2006 гг., специфики демократического проекта. Впервые обобщена тематика «демократического прорыва» от старта демократизации (1985—1994 гг.) к консолидации и стабилизации демократии (1995—2006 гг.). В этом плане в книге

рассмотрены основные этапы политической истории Бразилии 1985—2006 гг. На базе детального исследования президентских кампаний 1989, 1994,1998, 2002, 2006 гг. показано, как в их ходе уточнялся, конкретизировался, «обкатывался» демократичес-кий проект, который и превратил, в конечном счете, Бразилию в современное демократическое государство. Автор дает политические портреты бразильских президентов Ф. Кол-лора, И. Франку, Ф. Э. Кардозу, Л. И. Лулы да Силвы. Но он не ограничивается этим, а изучает также результаты их правления. Так, анализируя старт демократизации в Бразилии, автор заостряет внимание на анализе процесса развертывания демократизации после ухода от власти военных(1985—начало 1990-хгг.). Рассматривая итоги деятельности первого избранного на основе прямых выборов президента -Ф. Коллора - автор по существу исследует более широкий круг проблем: переход Бразилии к гражданскому правлению, проблемы формирования гражданского общества, причины провала «шоковой терапии». Автор делает выводы относительно результатов правления социал-демократа Ф. Э. Кардозу, показывая сложное совмещение достижений и «минусов», рассматривая последние не как собственно «минусы», а как невозможность воплотить определенные параметры развития в рамках строго очерченной модели развития. Исследованы и итоги первого мандата правления нынешнего президента Л. И. Лулы да Силвы (2003—2006 гг.). Логическим завершением данного анализа является заключительный параграф «О чем говорит бразильский опыт "левого поворота"», где рассмотрены дискуссионные проблемы этого сложного и противоречивого феномена современной политической реальности латиноамериканских стран. Автор четко определяет свою позицию в отношении современных левых, рассматривает их отличия от «старых левых», показывает как их исторические корни, так и специфику современной деятельности, раскрывает смысл предпринятого ими реформирования и делает конечный вывод: как бы ни оценивать современных латиноамериканских левых и их бразильских единомышленников, результаты их правления, ориентация на глубокие социальные реформы призваны продвинуть Бразилию (как и другие страны континента) по пути модернизации и развития.

Мы остановились лишь на некоторых аспектах этого обширного, по-настоящему комплексного исследования, охватывающего практически всю значимую проблематику современной Бразилии. Есть и еще одно соображение, ярко выделяющее

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.