Научная статья на тему '«Братья-мусульмане» и «Свободные офицеры» в Египте: между сотрудничеством и конфронтацией'

«Братья-мусульмане» и «Свободные офицеры» в Египте: между сотрудничеством и конфронтацией Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
437
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕГИПЕТ / EGYPT / НАСЕР / NASSER / АРМИЯ / ARMY / ИСЛАМ / ISLAM / "СВОБОДНЫЕ ОФИЦЕРЫ" / "THE FREE OFFICERS" / "БРАТЬЯ-МУСУЛЬМАНЕ" / "THE MUSLIM BROTHERHOOD"

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бурова Анна Николаевна

Статья посвящена анализу взаимоотношений между двумя значимыми внутриполитическими силами в Египте в середине XX в. Особое внимание уделено развитию конфликта между «Свободными офицерами» и «Братьями-мусульманами».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“The Muslim Brotherhood” and “The Free Officers” in Egypt: Between Cooperation and Confrontation

The article considers the relationship of two major forces in Egyptian politics in the middle of the XX century, in particular to the development of conflict between “The Free Officers” and “The Muslim Brotherhood”.

Текст научной работы на тему ««Братья-мусульмане» и «Свободные офицеры» в Египте: между сотрудничеством и конфронтацией»

А.Н. Бурова

«БРАТЬЯ-МУСУЛЬМАНЕ» И «СВОБОДНЫЕ ОФИЦЕРЫ» В ЕГИПТЕ: МЕЖДУ СОТРУДНИЧЕСТВОМ И КОНФРОНТАЦИЕЙ

Статья посвящена анализу взаимоотношений между двумя значимыми внутриполитическими силами в Египте в середине ХХ в. Особое внимание уделено развитию конфликта между «Свободными офицерами» и «Братьями-мусульманами».

Ключевые слова: Египет, Насер, армия, ислам, «Свободные офицеры», «Братья-мусульмане».

Египет в 1920-е гг. переживал достаточно бурное и насыщенное событиями время. Изменились состояние дел в стране и ее статус на международной арене. В 1922 г. Египет обрел политическую самостоятельность, прекратив свое существование в качестве протектората Британской империи, и был провозглашен конституционной монархией во главе с бывшим султаном, который стал королем Фуадом I. В 1923 г. появилась конституция, предусматривающая создание двухпалатного парламента. В январе 1924 г. прошли первые парламентские выборы - отправная точка «либерального эксперимента», продлившегося более 30 лет, до провозглашения республики в 1953 г.

В политической жизни страны в этот период существовали три центра силы. Два из них были представлены внутренними египетскими игроками - победившей на выборах 1924 г. партией «Вафд» во главе с борцом за независимость Египта, кумиром миллионов Саадом Заглюлем, с одной стороны, и королем со своими сторонниками - с другой, а один - внешним игроком, Великобританией, которая после провозглашения независимости продолжала оказывать воздействие на египетскую политику. Взаимоотношения этих сторон в целом сводились к тому, что Вафд и король сражались за власть с переменным успехом, а англичане поддерживали то одних,

© Бурова А.Н., 2015

то других исходя из своих интересов. В это время «Вафд» начинал дробиться, от него отделялись новые политические образования -Либерально-конституционная партия в 1922 г., Саадистская партия в 1938 г. и Независимый Вафдистский блок в 1942 г., которые, пытаясь приобрести политический вес, начинали сотрудничать с дворцом.

Зарождение организаций «Братья-мусульмане» и «Свободные офицеры» и их отношения до переворота 23 июля 1952 г.

Отсутствие единого центра власти, коррумпированность правящих кругов и неблагоприятная экономическая обстановка в стра-не1 привели к тому, что симпатии египтян стали завоевывать вновь возникающие оппозиционные движения с различными взглядами на будущее Египта. В этот период в Египте зародились и начали набирать вес новые силы, в числе которых были и те, которые в дальнейшем решали судьбу страны, - ассоциация «Братья-мусуль-мане»2 и армия, выходцы из которой сформировали организацию «Свободные офицеры».

Армия к 1940-м гг. стала одним из наиболее модернизированных институтов египетского общества. Ее возглавляли квалифицированные специалисты, а офицеры благодаря уровню своего обучения могли рассматриваться как часть образованного класса3. В свою очередь, ассоциация «Братья-мусульмане» оказывала большое влияние на идеи, вызревавшие у первого поколения образованных и националистически настроенных египетских офицеров, которых вследствие их происхождения, политических предпочтений и отношения к египетской действительности называли «интеллигенцией в хаки»4. Французский писатель Роже Вайан, бывший в Египте в то время, описывая свои наблюдения, утверждал, что египетская армия почти полностью находилась под влиянием «Брать-ев-мусульман»5.

Люди, которые сформировали организацию «Свободные офицеры», прошли примерно одинаковый путь: все они выросли в атмосфере 1930-х гг., закончили национальную военную академию, что способствовало развитию патриотизма и представлений об особой роли армии6; они были участниками Палестинской войны 1948 г., закончившейся позорным поражением; их политические ориентации не были на стороне Вафда, скорее они симпатизировали оппозиционным движениям, таким как «Братья-мусульмане»

и «Миср аль-Фата» («младоегиптяне»)7. В 1940-е гг. «Братья-мусульмане» пополнили свой состав представителями офицерского корпуса: в 1943 - 1944 гг. к ним присоединились Насер и его коллеги8. Что касается видения будущего страны, то оно было в большой степени общим для «Братьев-мусульман» и «Свободных офицеров»: они разделяли актуальные идеи национализма и социальной справедливости, с тем отличием, что «Братья-мусульмане» опирались на исламское вероучение как источник, внушающий доверие большинству населения. И те и другие имели сходные взгляды на желаемый путь развития Египта, политический строй и внешнюю политику9.

Большинство лидеров будущих революционных событий, включая Гамаля Абдель Насера и будущего первого президента страны Мухаммеда Нагиба, принадлежали к так называемым мусульманским секуляристам (muslim secularists) - слою, включавшему в себя «военную интеллигенцию» и некоторые сегменты национальной буржуазии10. В их представлении возрождение Египта зависело от продолжения социальной, политической и экономической модернизации, с тем чтобы страна стала «здоровым современным государством, экономически развивающимся, с высокими жизненными стандартами... и светской властью»11. «Мусульманские секуляристы» разделяли концепции, альтернативные традиционному исламскому консерватизму, такие как отделение религии от политики. Люди, входившие в состав «Братьев-мусульман» и «Свободных офицеров», имели очень схожее представление о том, куда должна двигаться страна, чтобы измениться в лучшую сторону.

У обеих сторон задолго до 1952 г. зрели планы государственного переворота. Некоторые исследователи полагают, что «Братья-мусульмане» готовили переворот еще с 1947 г., однако по ряду обстоятельств этот план не был реализован. По некоторым данным, и Насер готовил переворот еще с 1942 г. (когда англичане заставили короля Фарука сделать премьер-министром Мустафу Нахха-са12). В это время обстановка в стране накалилась. После окончания Второй мировой войны в стране царило насилие и не утихали беспорядки. «Братья-мусульмане» были в эпицентре столкновений. В декабре 1948 г. премьер-министр Мустафа Нукраши объявил ассоциацию вне закона и был убит, как и его предшественник Ахмад Махир. Новый премьер-министр Ибрагим Абдель Хади, которому удалось выжить в результате покушения, проводил в отношении «Братьев-мусульман» более жесткую политику, и они ушли в подполье. Спустя два месяца был убит их харизматичный лидер,

верховный наставник Хасан аль-Банна, его преемником стал египетский судья Хасан аль-Худайби, человек, известный своим осуждением насилия, сторонник аль-Банны, не входивший, однако, в состав организации.

Позиция этих двух лидеров по поводу участия организации в политической жизни страны не была одинаковой. В 1942 г. «Братья-мусульмане» собирались участвовать в парламентских выборах, однако Наххас воспрепятствовал этому. В выборах 1945 г., которые были бойкотированы Вафдом, участвовали шестеро представителей «Братьев-мусульман», включая аль-Банну, однако они потерпели поражение. Английское руководство считало, что «Братья-мусульмане» обладали политическим потенциалом, будучи сравнительно молодой организацией, не успевшей еще морально разложиться.

В начале 1950 г. аналитики в английском посольстве прогнозировали, что «Братья-мусульмане», легализованные в том же году в качестве лишь религиозной ассоциации, будут представлены на выборах независимыми кандидатами. Хотя на этих выборах, последних в парламентскую эпоху, абсолютное большинство получил Вафд (228 из 319 мест)13, «Братьев-мусульман» по-прежнему считали перспективной политической силой. В начале 1952 г. британский посол Ральф Стивенсон полагал, что аль-Худайби согласится вступить в коалиционное правительство, что король может однажды попросить его сформировать правительство, которое под руководством «Братьев-мусульман» будет квалифицированным и, хотя бы в начале своей деятельности, менее коррумпированным, чем Вафд. Помимо коррупции, присутствовал и идеологический момент, который в выгодном свете выставлял «Братьев-мусульман» и дискредитировал Вафд - стратегия вафдистских лидеров начиная с Заглюля выражалась в маневренных действиях, они пытались договориться с Великобританией, мировым сообществом и были против насильственных революционных акций. Такая позиция интерпретировалась египетским обществом как предательство национальных интересов. С этой точки зрения «Братья-мусульмане» оказывались в роли истинных выразителей чаяний египетского народа, ведь они не казались запятнанными переговорами с противником.

Однако, начиная с лидерства аль-Худайби, организация не стремилась к активному участию в политической жизни Египта в рамках парламентской деятельности. В марте 1952 г., когда аль-Худайби предложили принять участие в выборах, он отверг эту мысль. 28 марта «Братья-мусульмане» провозгласили идею

«неучастия в выборах» и как организация, и как независимые кандидаты, объяснив это тем, что выборы проводились на принципах, «противоречащих стандартам "Братьев-мусульман" и сущности их призыва»14. Однако они все равно обладали реальной властью, учитывая народную поддержку (в этом аспекте они уступали только Вафду), квазивоенную секретную организацию и ячейки в армии и полиции. Организация была настолько влиятельной, что позже офицеры назвали ее «государством в государстве». Это качество имело и негативный эффект в виде внутренней раздробленности и нестабильности в рядах «Братьев-мусульман», что особенно ярко проявилось после июльских событий 1952 г.

Отношения «Братьев-мусульман» и «Свободных офицеров» после переворота 23 июля 1952 г.

Вначале «Братья-мусульмане» выразили одобрение перевороту. В заявлении, опубликованном 1 августа, организация провозглашала поддержку армейского движения и представляла политическую платформу для нового правительства. Предлагались три обязательные фазы политических изменений: освобождение политических заключенных, отстранение от политической жизни старых партийных коррумпированных лидеров, улучшение «условий, порождающих угнетение» (британской оккупации) и, как дополнение, такие меры, как экономические реформы (освоение земель, индустриализация, аграрная реформа), и, наконец, религиозные меры (превращение мечетей в культурные центры общества, преподавание религии для военных). Это вполне стандартный набор мер, предусматривающих смену правящих кругов, обновление экономики и придание происходящему религиозного оттенка для большей легитимации действий. Однако на стадии воплощения этих планов в жизнь появились разногласия. Представителям «Братьев-мусульман» предложили войти в состав вновь назначенного кабинета министров, что вызвало новые споры внутри организации относительно ее статуса. Аль-Худайби и его сторонники настаивали на том, чтобы не превращаться в политическую партию, которая могла бы попасть под контроль правительства. Его оппоненты, в частности фракция под названием «Свободные братья», в знак протеста предложили ограничить срок нахождения на посту верховного наставника до трех лет, вынуждая аль-Худайби уйти в отставку. В итоге аль-Худайби не только остался на своем посту,

но и добился определения «Братьев-мусульман» как религиозной ассоциации, однако ему не удалось предотвратить дальнейшее усиление разногласий.

В этот период позиция «Свободных офицеров» по отношению к «Братьям-мусульманам» была лояльной и терпимой. Правительство выпустило политических заключенных15, объявило о своем намерении провести расследование по делу убийства Хасана аль-Банны; режим открыто поддержал кандидатов от «Братьев-мусульман» на выборах в студенческий союз Каирского университета. Насер посещал митинги вместе с лидером студенческого движения «Братьев-мусульман». В конце 1952 г. аль-Ху-дайби одобрил отмену старой конституции. В январе следующего года режим включил трех представителей «Братьев-мусульман» в Конституционный комитет, состоящий из 50 человек. Организация достигла высокого уровня легитимности. Однако всего год спустя, к январю 1954 г., отношения двух сторон дошли до конфликтной стадии: «Братьев-мусульман» распустили, деятельность этой организации была запрещена, а на обложке очередного выпуска египетского журнала «Роз аль-Юсеф»16 появилась карикатура, изображавшая поверженного террориста с внешностью, характерной для «Братьев-мусульман», - в тарбуше и с бородой, над которым стоял человек в очках и военной форме, олицетворявший новую эпоху17.

Однако разрыв между бывшими союзниками на тот момент был скорее акцией против усиливающегося влияния аль-Худайби, чем целенаправленным разрушением организации. Это произошло не из-за идеологических разногласий, которые были минимальны: «Свободные офицеры» на момент прихода к власти вообще не имели идеологии как таковой, как и долгосрочной стратегии действий на политическом поле, их приоритетом являлась ликвидация старого порядка. К концу января 1954 г. более сотни арестованных «Братьев-мусульман» были освобождены, исключая ближайших соратников верховного наставника. Официальные коммюнике и персональные заявления офицеров критиковали поведение аль-Худайби, а не организацию «Братьев-мусульман» в целом. В годовщину убийства Хасана аль-Банны Насер лично посетил могилу «мученика» и почтил его память словами, символическая нагрузка которых одновременно была направлена против нынешнего руководства «Братьев-мусульман» и реабилитировала имидж организации в ее первоначальном виде, сказав, что аль-Банна посвятил жизнь «делу достойных принципов ради всеобщего блага, а не временных единоличных желаний»18.

В это время тайная полиция «Братьев-мусульман» окончательно вышла из-под контроля руководства. Предположительно, ее члены участвовали в покушении на Насера в октябре 1956 г., после чего начался новый, более резкий виток репрессий, когда были арестованы тысячи членов движения.

* * *

Таким образом, начиная с 1920-1930-х гг. формировались силы, гетерогенные по своему составу и находившиеся в оппозиции правящей верхушке. Людей, формирующих эти силы, объединял фактор общего врага в лице в первую очередь британской администрации, а также старого режима - неэффективного короля, коррумпированных политиков и чиновников. Самой мощной и всеохватывающей организацией были «Братья-мусульмане», которые включали всех желающих, в том числе членов секретной группы «Свободные офицеры», состоявшей из представителей египетской армии. И «Братья-мусульмане», и «Свободные офицеры» готовили планы переворота, который удалось быстро и бескровно осуществить мобильным, энергичным и, что выгодно отличало их от «Братьев-мусульман», высокоорганизованным офицерам. После переворота, когда выяснилось, что никакие другие силы не готовы управлять государством, офицеры остались у власти. «Братья-мусульмане» по-прежнему не выказывали желания войти в рамки госаппарата в виде кабинета министров или созданной офицерами «Партии освобождения». Наоборот, они начали укреплять свое влияние как самостоятельная сила. «Братья-мусульмане» были ценны как союзники, но в другом качестве они представляли потенциальную угрозу для режима. К тому же верховный наставник назначил нового, неизвестного офицерам человека, главой тайной полиции, которая часто действовала по своему усмотрению, не чуралась насильственных акций, в том числе, возможно, организации покушения на Насера, что не могло устроить новое руководство страны. Поэтому люди, так рьяно боровшиеся за одно дело в период до переворота 1952 г., после него оказались по разные стороны баррикад.

Примечания

1

В Египте в начале 1930-х гг. разразилась экономическая депрессия вследствие мирового экономического кризиса. Цены на египетский хлопок упали на две трети, на 40 % сократились доходы от сельского хозяйства. Ассоциация «Братья-мусульмане», созданная в 1928 г. в г. Исмаилия, к середине 1930-х гг. получила широкое распространение по всей стране. Ее основатель,

Хасан аль-Банна, помимо апелляции к политическим принципам, основанным на исламе, демонстрировал приверженность идеям египетского национализма. К 1940-м гг. «Братья-мусульмане» уделяли много внимания общественным моментам, оказывали помощь беднейшим районам и стали спонсировать создание больниц и школ, превратившись в значимого игрока, обладающего как человеческими, так и материальными ресурсами, которого поддерживали не только обездоленные, но и средние слои, а также часть сословия профессионалов.

3 См.: Черновская В.В. Формирование египетской интеллигенции в XIX - первой половине ХХ в. М.: Наука, 1979. С. 115.

4 См.: Gordon J. Nasser's blessed movement: Egypt's Free Officers and the July Revolution: Studies in Middle Eastern History. Oxford: Oxford University Press, 1992. P. 48.

5 См.: Вайан Р. Что я видел в Египте: Пер. с. фр. М.: Изд-во иностр. лит., 1953. Р. 52.

6 См.: Беляев И.П., Примаков Е.И. Египет: врмя президента Насера. М.: Мысль, 1974. С. 290.

7 Оппозиционная египетская группировка, отличающаяся радикальными взглядами.

8 См.: Gordon J. Op. cit. P. 45.

9 См.: Борисов А.Б. Роль ислама во внутренней и внешней политике Египта (ХХ в.). М.: Наука, 1991. С. 92.

10 Слой египетской национальной буржуазии начал складываться вследствие притока иностранного, в первую очередь английского, капитала после событий 1882 г.; дополнительный приток сил буржуазия получила после 1931 г., когда в качестве уступки со стороны британцев был введен новый таможенный тариф, призванный защитить египетскую торговлю и промышленность от конкуренции.

11 Harris C.P. Nationalism and revolution in Egypt: the role of the Muslim brotherhood. The Hague: Mouton and Co, 1964. Р. 95.

12 Мустафу Наххаса ненавидели и считали предателем, поскольку во время его пребывания у власти в 1936 г. был подписан договор с Великобританией. 4 февраля 1942 г. британские власти потребовали от короля назначить вафдистское правительство, стянув бронетехнику к дворцу Абдин.

13 См.: Stephens R. Nasser: a political biography. L.: Penguin Press, 1971. P. 89.

14 Gordon J. Op. cit. P. 30.

15 Были амнистированы политические заключенные, арестованные в период с 26 августа 1936 г. (дата заключения англо-египетского соглашения) по 23 июля 1952 г. Указ об амнистии не коснулся тех, кто обвинялся в поджогах, убийстве или шпионаже, но в некоторых случаях - убийства премьер-министра, министра из Вафда и видного судьи - было объявлено дополнительное помилование.

16 «Роз аль-Юсеф» - египетский журнал, основанный в октябре 1925 г. и существующий по сей день.

17 Gordon J. Op. cit. P. 191.

18 Ibid. P. 106.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.