Научная статья на тему '«Братья-мусульмане» и «Свободные офицеры» в Египте: между сотрудничеством и конфронтацией'

«Братья-мусульмане» и «Свободные офицеры» в Египте: между сотрудничеством и конфронтацией Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
371
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Египет / Гамаль Абдель Насер / армия / ислам / «Свободные офицеры» / «Братья-мусульмане» / Egypt / Nasser / army / islam / “The free officers” / “The Muslim Brotherhood”

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бурова Анна Николаевна

Статья посвящена анализу взаимоотношений между двумя значимыми внутриполитическими силами в Египте в середине ХХ в. Особое внимание уделено развитию конфликта между «Свободными офицерами» и «Братьямимусульманами».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“THE FREE OFFICERS” AND “THE MUSLIM BROTHERHOOD” IN EGYPT

The article is dedicated to the relationship of two major forces in Egyptian politics in the middle of the XX century, in particular to the development of conflict between “The free officers” and “The Muslim Brotherhood”.

Текст научной работы на тему ««Братья-мусульмане» и «Свободные офицеры» в Египте: между сотрудничеством и конфронтацией»

А.Н. Бурова

«БРАТЬЯ-МУСУЛЬМАНЕ» И «СВОБОДНЫЕ ОФИЦЕРЫ» В ЕГИПТЕ: МЕЖДУ СОТРУДНИЧЕСТВОМ И КОНФРОНТАЦИЕЙ

Статья посвящена анализу взаимоотношений между двумя значимыми внутриполитическими силами в Египте в середине ХХ в. Особое внимание уделено развитию конфликта между «Свободными офицерами» и «Братьями-мусульманами».

Ключевые слова: Египет, Гамаль Абдель Насер, армия, ислам, «Свободные офицеры», «Братья-мусульмане».

Египет в 1920-е гг. переживал бурное развитие событий. Изменилось состояние дел в стране и её статус на международной арене. В 1922 г. Египет обрёл политическую самостоятельность, прекратив свое существование в качестве протектората Британской империи, и был провозглашен конституционной монархией во главе с бывшим султаном, который стал королём, Фуадом I. В 1923 г. появилась Конституция, предусматривающая создание двухпалатного парламента. В январе 1924 г. прошли первые парламентские выборы - отправная точка «либерального эксперимента», продлившегося более 30 лет, до провозглашения республики в 1953 г.

В политической жизни страны в этот период существовало три центра силы. Два из них были представлены внутренними египетскими игроками - победившей на выборах 1924 г. партией «Вафд» во главе с борцом за независимость Египта, кумиром миллионов Саадом Заглюлем с одной стороны и королём со своими сторонниками с другой. В качестве ключевого внешнего игрока выступала Великобритания, которая даже после провозглашения независимости продолжала оказывать воздействие на египетскую политику. Взаимоотношения этих сторон в целом сводились к тому, что «Вафд» и король сражались за власть с переменным успехом, а англичане поддерживали то одних, то других исходя из своих интересов. В это время «Вафд» начинал дробиться, от него отделялись новые политические образования - «Либерально-конституционная» партия в 1922 г., «Саадистская партия» в 1938 г. и

© Бурова А.Н., 2015

46

«Независимый вафдистский блок» в 1942 г., которые, пытаясь приобрести политический вес, начинали сотрудничать с дворцом.

Зарождение организаций «Братья-мусульмане» и «Свободные офицеры» и их отношения до переворота 23 июля 1952 г.

Отсутствие единого центра власти, коррумпированность правящих кругов и неблагоприятная экономическая обстановка в стране привели к тому, что симпатии египтян стали завоевывать вновь возникающие оппозиционные движения с различными взглядами на будущее Египта. В этот период в Египте зародились и начали набирать вес новые силы, в числе которых были и те, которые в дальнейшем решали судьбу страны -ассоциация «Братья-мусульмане» и армия, выходцы из которой сформировали организацию «Свободные офицеры».

Армия к 1940-м гг. стала одним из наиболее модернизированных институтов египетского общества. Её возглавляли квалифицированные специалисты, а офицеры благодаря уровню своего обучения могли рассматриваться как часть образованного класса3. В свою очередь, ассоциация «Братьев-мусульман» оказывала большое влияние на идеи, которые вызревали у первого поколения образованных и националистически настроенных египетских офицеров, которых вследствие их происхождения, политических предпочтений и отношения

„ „4

к египетской действительности называли «интеллигенцией в хаки» . Французский писатель Роже Вайан, бывший в Египте в то время, описывая свои наблюдения, утверждал, что египетская армия почти полностью находилась под влиянием «Братьев-мусульман» .

Люди, которые сформировали организацию «Свободные офицеры», прошли примерно одинаковый путь: все они выросли в атмосфере 1930-х гг., закончили национальную Военную академию, что способствовало развитию патриотизма и представлений об особой роли армии ; они были участниками Палестинской войны 1948 г., закончившейся позорным поражением; их политические ориентации не были на стороне «Вафда», скорее, они симпатизировали оппозиционным движениям, таким, как «Братья-мусульмане» и «Мыср аль-Фата» («младоегиптяне»)7. В 1940-е гг. «Братья-мусульмане» пополнили свой состав представителями офицерского состава: в 1943-1944 гг. к ней присоединились Насер и его коллеги . Что касается видения будущего страны, то оно было в большой степени общим для «Братьев-мусульман» и «Свободных офицеров»: они разделяли актуальные идеи национализма и социальной справедливости,

47

с тем отличием, что «Братья-мусульмане» опирались на исламскую доктрину как то, что могло внушить доверие большинству населения. И те, и другие имели сходные взгляды на желаемый путь развития Египта,

„ 9

политический строй и внешнюю политику .

Большинство лидеров будущих революционных событий, включая Гамаля Абдель Насера и будущего первого президента страны Мухаммеда Нагиба, принадлежали к так называемым «мусульманским секуляристам» (muslim secularists) - слою, включавшему в себя «военную интеллигенцию» и некоторые сегменты национальной буржуазии . В их представлении возрождение Египта зависело от продолжения социальной, политической и экономической модернизации, с тем, чтобы страна стала «здоровым современным государством, экономически развивающимся, с высокими жизненными стандартами... и светской властью» . «Мусульманские секуляристы» разделяли концепции, альтернативные традиционному исламскому консерватизму, такие, как отделение религии от политики. Люди, входившие в состав «Братьев-мусульман» и «Свободных офицеров», имели очень схожее представление о том, куда должна двигаться страна, чтобы измениться в лучшую сторону.

У обеих сторон задолго до 1952 г. зрели планы государственного переворота. Некоторые исследователи полагают, что «Братья-мусульмане» готовили переворот еще с 1947 г., однако по ряду обстоятельств этот план не был реализован. По некоторым данным, Насер также готовил переворот еще с 1942 г. (когда англичане заставили короля Фарука сделать премьер-министром Мустафу Наххаса12). В это время обстановка в стране накалилась. После окончания Второй мировой войны в стране не утихали беспорядки. «Братья-мусульмане» были в эпицентре столкновений. В декабре 1948 г. премьер-министр Мустафа Нукраши объявил ассоциацию вне закона - это послужило поводом к его убийству. Новый премьер-министр Ибрагим Абдель Хади, которому удалось выжить после покушения, проводил в отношении «Братьев-мусульман» более жесткую политику, и они ушли в подполье. Спустя два месяца был убит их харизматичный лидер, Верховный наставник Хасан аль-Банна, его преемником стал египетский судья Хасан аль-Худайби, человек, известный своим осуждением насилия, сторонник аль-Банны, не входивший, однако, в состав организации.

Позиции этих двух лидеров по поводу участия организации в политической жизни страны не были одинаковыми. В 1942 г. «Братья-

48

мусульмане» собирались участвовать в парламентских выборах, однако Наххас воспрепятствовал этому. В выборах 1945 г., которые бойкотировались «Вафдом», участвовали шестеро представителей «Братьев-мусульман», включая аль-Банну, однако они потерпели поражение. Английское руководство считало, что «Братья-мусульмане» обладали политическим потенциалом, будучи сравнительно молодой организацией, не успевшей еще морально разложиться.

В начале 1950 г. аналитики в британском посольстве прогнозировали, что «Братья-мусульмане», легализованные в том же году в качестве лишь религиозной ассоциации, будут представлены на выборах независимыми кандидатами. Хотя на этих выборах, последних в парламентскую эпоху, абсолютное большинство получил «Вафд» (228 из 319 мест)13, «Братьев-мусульман» по-прежнему считали перспективной политической силой. В начале 1952 г. британский посол Ральф Стивенсон полагал, что аль-Худайби согласится вступить в коалиционное правительство или что король может однажды попросить его сформировать кабинет министров, который под руководством «Братьев-мусульман» будет квалифицированным и, хотя бы в начале своей деятельности, менее коррумпированным, чем «Вафд». Помимо коррупции, присутствовал и идеологический момент, который выгодно освещал «Братьев-мусульман» и дискредитировал «Вафд» - стратегия вафдистских лидеров начиная с Заглюля выражалась в маневренных действиях, они пытались договориться с Великобританией, мировым сообществом и были против насильственных революционных акций. Такая позиция интерпретировалась египетским обществом как предательство национальных интересов. С этой точки зрения «Братья-мусульмане» оказывались в роли истинных выразителей чаяний египетского народа, ведь они не казались запятнанными переговорами с противником.

Однако начиная с лидерства аль-Худайби, организация не стремилась к активному участию в политической жизни Египта в рамках парламентской деятельности. В марте 1952 г., когда аль-Худайби предложили принять участие в выборах, он отверг эту мысль. 28 марта «Братья-мусульмане» объявили о бойкоте предстоящих выборов: в них не участвовали ни организация в целом, ни отдельные ее представители в качестве независимых кандидатов. Это объясялось тем, что выборы проводились на принципах, «противоречащих стандартам "Братьев-мусульман" и сущности их призыва»14. Однако они все равно обладали

49

реальной властью, учитывая народную поддержку, по которой они уступали только «Вафду», квазивоенную секретную организацию и ячейки в армии и полиции. Организация была настолько влиятельной, что позже офицеры назвали организацию «государством в государстве». Это качество имело и негативный эффект в виде внутренней раздробленности и нестабильности в рядах «Братьев-мусульман», что особенно ярко проявилось после июльских событий 1952 г.

Отношения «Братьев-мусульман» и «Свободных офицеров» после переворота 23 июля 1952 г.

Вначале «Братья-мусульмане» выразили одобрение переворота. В заявлении, опубликованном 1 августа, организация провозглашала поддержку армейского движения и предлагала политическую платформу для нового правительства. Предлагались три обязательных фазы политических изменений (освобождение политических заключенных, отстранение от политической жизни коррумпированных партийных лидеров, улучшение «условий, порождающих угнетение» (британской оккупации) и такие дополнительные меры, как экономические реформы (освоение земель, индустриализация, аграрная реформа). Кроме этого предлагался ряд религиозных преобразований (превращение мечетей в культурные центры общества, преподавание религии для военных). Это вполне стандартный набор мер, предусматривающих смену правящих кругов, обновление экономики и придание происходящему религиозного оттенка для большей легитимации действий. Однако на стадии воплощения этих планов в жизнь появились разногласия. Представителям «Братьев-мусульман» предложили войти в состав нового кабинета министров, что вызвало новые споры внутри организации относительно ее статуса. Аль-Худайби и его сторонники вновь настаивали на том, что организация должна избежать превращения в политическую партию, которая могла бы попасть под контроль правительства. Его оппоненты, в частности, фракция под названием «Свободные Братья», в знак протеста предложили ограничить срок нахождения на посту Верховного наставника до трех лет, вынуждая аль-Худайби уйти в отставку. В итоге аль-Худайби не только остался на своем посту, но и добился определения «Братьев-мусульман» в качестве религиозной ассоциации, однако ему не удалось избежать дальнейшего усиления разногласий.

50

В этот период позиция «Свободных офицеров» по отношению к «Братьям-мусульманам» была лояльной и терпимой. Правительство выпустило политических заключенных15, объявило о своем намерении провести расследование по делу убийства Хасана аль-Банны; открыто поддержало кандидатов от «Братьев-мусульман» на выборах в студенческий союз Каирского университета. Насер посещал митинги вместе с лидером студенческого движения «Братьев-мусульман». В конце 1952 г. аль-Худайби одобрил отмену старой Конституции. В январе следующего года режим включил трех представителей «Братьев-мусульман» в Конституционный комитет, состоящий из 50 человек. Организация достигла высокого уровня легитимности. Однако к январю 1954 г. отношения двух сторон дошли до конфликтной стадии: «Братьев-мусульман» распустили, деятельность этой организации была запрещена, а на обложке очередного выпуска египетского журнала «Роз аль-Юсеф»16 появилась карикатура, изображавшая поверженного террориста с внешностью, характерной для «Братьев-мусульман», в тарбуше и с бородой, над которым стоял человек в очках и военной форме,

17

олицетворявший новую эпоху .

Однако разрыв между бывшими союзниками на тот момент был скорее акцией против усиливающегося влияния аль-Худайби, чем целенаправленным разрушением организации. Это произошло не из-за идеологических разногласий, которые были минимальны - у «Свободных офицеров» на момент прихода к власти не было ни идеологии как таковой, ни долгосрочной стратегии действий на политическом поле, их приоритетом была ликвидация старого порядка. К концу января 1954 г. более сотни арестованных «Братьев-мусульман» были освобождены, исключая ближайших соратников Верховного наставника. Официальные коммюнике и персональные заявления офицеров критиковали поведение аль-Худайби, а не организацию «Братьев-мусульман» в целом. В годовщину убийства Хасана аль-Банны Насер лично посетил могилу «мученика» и почтил его память словами, одновременно направленными против нынешнего руководства «Братьев-мусульман» и реабилитирующими имидж организации в ее первоначальном виде. Он заявил, что аль-Банна посвятил жизнь «делу достойных принципов ради всеобщего блага, а не временных единоличных желаний» .

В это время тайная полиция «Братьев-мусульман» окончательно вышла из-под контроля руководства. Предположительно, ее члены участвовали в покушении на Насера в октябре 1956 г., после чего начался

51

А.Н. Бурова

новый, более резкий виток репрессий, когда были арестованы тысячи членов движения.

Таким образом, начиная с 1920-1930-х гг. формировался широкий гетерогенный по составу круг сил, находившихся в оппозиции правящей верхушке. Людей, формирующих эти силы, объединял фактор общего врага в лице, в первую очередь, британской администрации, а также старого режима - неэффективного короля, коррумпированных политиков и чиновников. Самой мощной и всеохватывающей организацией были «Братья-мусульмане», в которую входили широкие слои населения, в том числе - члены секретной группы «Свободные офицеры», состоявшей из представителей египетской армии. И «Братья-мусульмане», и «Свободные офицеры» готовили планы переворота, который удалось быстро и бескровно осуществить мобильным, энергичным и, что выгодно отличало их от «Братьев-мусульман», высоко организованным офицерам. Когда после переворота выяснилось, что никакие остальные силы не готовы управлять государством, офицеры остались у власти. «Братья-мусульмане» по-прежнему не выказывали желания войти в рамки госаппарата в виде кабинета министров или созданной офицерами партии Освобождения, наоборот, начали укреплять свое влияние как самостоятельная сила. «Братья-мусульмане» были ценны как союзники, но в другом качестве они представляли потенциальную угрозу для режима. К тому же, верховный наставник поставил нового, неизвестного офицерам человека во главе крыла тайной полиции, которая часто действовала по своему усмотрению, не чуралась насильственных акций, в том числе, возможно, организации покушения на Насера, что не могло устроить новое руководство страны. Поэтому люди, так рьяно боровшиеся за общее дело в период до переворота 1952 г., после него оказались по разные стороны баррикад.

_Примечания

В Египте в начале 1930 гг. разразилась экономическая депрессия вследствие мирового экономического кризиса; Цены на египетский хлопок упали на две трети, на 40% сократились доходы от сельского хозяйства.

Ассоциация «Братья-мусульмане», созданная в 1928 г. в г. Исмаилия, к середине 1930-х гг. получила широкое распространение по всей стране. Её основатель, Хасан аль-Банна, помимо апелляции к политическим принципам, основанным на исламе, демонстрировал приверженность идеям египетского национализма. К 1940-м гг. «Братья-мусульмане» уделяли много внимания общественной

2

52

10.

13.

14.

15.

17.

18.

деятельности, оказывали помощь беднейших районам и стали спонсировать создание больниц и школ, превратившись в значимого игрока, обладающего как человеческими, так и материальными ресурсами, которого поддерживали не только обездоленные, но и средние слои, а так же часть профессионалов. Черновская В.В. Формирование египетской интеллигенции в XIX - первой половине XX в. M.: Наука, 1979. С. 115.

Gordon J. Nasser's blessed movement: Egypt's Free Officers and the July Revolution (Studies in Middle Eastern History). Oxford: Oxford University Press, 1992. P. 48. Вайан Р. Что я видел в Египте: Пер.с. фр. M.: Изд-во ин. лит., 1953. С. 52. Беляев И П., Примаков Е. M. Египет: врмя президента Насера. M.: Mbira^ 1974. С. 290.

Оппозиционная египетская группировка, отличающаяся радикальными взглядами.

Gordon J. Op. cit. P. 45.

Борисов А.Б. Роль ислама во внутренней и внешней политике Египта (XX в.). M.: Наука, 1991. С. 92.

Слой египетской национальной буржуазии начал складываться вследствие притока английского и не только иностранного капитала после событий 1882 г.; дополнительный прилив сил буржуазия получила после 1931 г., когда в качестве уступки со стороны британцев был введен новый таможенные тариф, призванный защитить египетскую торговлю и промышленность от конкуренции. Harris C. P. Nationalism and revolution in Egypt: the role of the Muslim brotherhood. The Hague: Mouton and Co, 1964. Р. 95.

Mустафу Наххаса ненавидели и считали предателем, поскольку во время его

пребывания у власти был подписан в 1936 г. договор с Великобританией. 4

февраля 1942 г. британские власти потребовали от короля назначить вафдистское

правительство, введя бронетехнику к дворцу Абдин.

Stephens R. Nasser: a political biography. L.: Penguin Press, 1971. P. 89.

Gordon J. Op. cit. P. 30.

Были амнистированы политические заключенные, арестованные в период с 26 августа 1936 г. (дата заключения англо-египетского соглашения) по 23 июля 1952 г. Указ об амнистии не коснулся тех, кто обвинялся в поджогах, убийстве или шпионаже, но в некоторых случаях - убийства премьер-министра, министра из «Вафда» и видного судьи - режим объявил дополнительное помилование. «Роз аль-Юсеф» - египетский журнал, основанный в октябре 1925 г. и существующий по сей день. Gordon J. Op. cit. P. 191. Ibid. P. 106.

4

7

11

53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.