Научная статья на тему 'Брак как правовая и семья как социальная основа формирования гуманности'

Брак как правовая и семья как социальная основа формирования гуманности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
501
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / FAMILY / ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ БРАКА / MARRIAGE STATE REGISTRATION / ГУМАННОСТЬ / HUMANITY / ОБЩЕСТВО / SOCIETY / ГОСУДАРСТВО / STATE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Григорян Т. В.

В статье показана актуальность темы исследования, рассмотрены основные составляющие супружеской зрелости, анализируется церемония государственной регистрации брака в торжественной обстановке, описывается гуманистическая роль семьи в жизни человека, общества, государства. Отмечается, что институт брака закрепляет в сознании супругов и общества представление о прочности заключенного союза с намерением создать семью. Делается вывод, согласно которому, вмешательство государства в дела семейные носит гуманный характер, так как осуществляется в интересах членов семьи и общества в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARRIAGE AS A LEGAL AND FAMILY AS A SOCIAL BASIS OF HUMANITY FORMATION

In article the research topic relevance is shown, the basic components of matrimony are considered, state registration ceremony marriage in solemn atmosphere is analyzed, humanistic family role in human life, society, state is described. It is mentioned, that marriage institution fixes in spouses and societies consciousness the durability representation of concluded union with intention to create a family. The conclusion according to which, state intervention in family affairs has humane character as it is implemented in the interests of family members and society as a whole is made.

Текст научной работы на тему «Брак как правовая и семья как социальная основа формирования гуманности»

БРАК КАК ПРАВОВАЯ И СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАННОСТИ

Т.В. Григорян, канд. филос. наук, доцент Забайкальский государственный университет (Россия, г. Чита)

Аннотация. В статье показана актуальность темы исследования, рассмотрены основные составляющие супружеской зрелости, анализируется церемония государственной регистрации брака в торжественной обстановке, описывается гуманистическая роль семьи в жизни человека, общества, государства. Отмечается, что институт брака закрепляет в сознании супругов и общества представление о прочности заключенного союза с намерением создать семью. Делается вывод, согласно которому, вмешательство государства в дела семейные носит гуманный характер, так как осуществляется в интересах членов семьи и общества в целом.

Ключевые слова: семья; государственная регистрация брака; гуманность; общество; государство.

Ввиду увеличения разнообразия коммуникационных связей, распространения социальных сетей, создания мест отдыха, шопинга и проведения досуга люди обрели колоссальную возможность обмена информацией, эмоциями, несмотря на географические расстояния. Круг общения в разы расширяется. В настоящее время все чаще крепкая дружба, семейные союзы создаются благодаря знакомству людей друг с другом по Интернету. Но, так как этот «мир дистанционной информации» творят люди, среди них, безусловно, есть те, кто вступают в него и действуют в нем, житейски выражаясь, с недобрыми намерениями.

Поэтому немаловажное значение в этом вопросе отводится государственно-правовому регулированию взаимоотношений между людьми. Безусловно, что мораль - это историческая, философская, можно даже сказать этико-культурологическая, категория, которая развивается в процессе изменения социальных отношений.

Мораль предусматривает определенные негласные обязанности между супругами по отношению друг к другу. Любовь, уважение, доброта, доверие, гуманность - это важные принципы человеческих взаимоотношений, которые можно назвать основополагающими в создании и существовании семьи как таковой. Согласимся с

Г.Р. Давлетшиной и А.С. Валеевой в том, что «сегодня исторически более ценными и востребованными носителями и формами гуманизма становятся коллективизм, солидарность, забота о счастье, дружба, а не абстрактные права человека и неограниченная «свобода личности» [1, с. 55]. На протяжении всей супружеской жизни важна культура взаимоотношений между женщиной и мужчиной, преобладание уважения, любви, гуманности и справедливости над претензиями и обидами, где под справедливостью понимаем «динамическое равновесие, устанавливаемое взаимными усилиями заинтересованных сторон» [2, с. 95].

Безусловно, что определенный отпечаток на судьбу человека и сильное влияние на развитие в большей или меньшей степени личностных качеств человека оказывает семья. Эту позицию можно объяснить тем, что именно в семье ребенок получает первые знания, приобретает умения, вырабатывает навыки, формирует взгляды, развивает интересы, удовлетворяет естественные и социальные потребности. Можно сказать, что семья в идеале является главным фактором гармоничного развития личности в человеке. Обеспечение счастливого детства каждому ребенку, охрана интересов матери и детей - это важные задачи, стоящие перед государством. Современное брачно-семейное

законодательство все больше и больше вырабатывает социально-правовые меры, направленные на укрепление правовой основы семьи, на повышение ответственности граждан перед детьми, семьей, обществом.

Многие российские ученые усматривают гуманизм в правовой норме - ограничение развода при беременности супруги. Указанная норма, ограничивающая свободу развода, содействует цели сохранения семьи. Но, в случае, когда имеет место быть домашнее насилие, стоит задуматься о целесообразности сохранения семьи, в которой происходят противоправные действия, унижающие и уничтожающие честь и достоинство человека.

Нельзя отрицать тот факт, что правовые нормы - важнейший критерий поведения человека. Они оказывают неизгладимое и серьезное влияние на формирование правовой и духовной составляющей жизни семьи. И, в то же время, моральные принципы, семейные ценности определяют основные начала правового поведения людей. Тем самым можно говорить о диалектическом единстве морали и права в регулировании семейных отношений, формировании гуманности в семье.

Актуальность заявленной темы исследования обусловлена тем, что из покоен веков люди искали и продолжают искать секреты создания крепкой и счастливой семьи. Одни люди считают, что ее залогом является проявление терпения и смирения со стороны жены, вторые видят ее в детях, третьи - в процедуре венчания. Мнений на этот счет высказано достаточно много, и все они, безусловно, имеют право на существование. Более того, современные законодательные преобразования, происходившие не так давно во многих зарубежных странах (имеется в виду легализация однополых браков) дало повод задуматься об истинности и нерушимости казалось когда-то незыблемых традиционных ценностей. И все же, семью можно определить как внешний социальный фактор формирования гуманности, нравственности в человеке. Семья

оказывает влияние на развитие общества, и в то же время общество оказывает влияние на формирование семьи.

Для того, чтобы создать семью, вступить в брак люди должны быть готовы физиологически, морально, духовно, иногда и материально, к этим ответственным событиям и процессам своей жизни. Основными составляющими супружеской зрелости являются физическая зрелость, психическая зрелость и социальная зрелость. Физическая зрелость предполагает биологическое развитие организма, позволяющее человеку быть отцом или матерью. Психическая зрелость - это уравновешенное эмоционально-волевое и умственное развитие, позволяющее человеку выполнять супружеские и родительские обязанности. Социальная зрелость тесно связана с чувством ответственности, самостоятельностью, умением реально оценивать действительность, с уровнем умственного развития, способностью к самоконтролю. Единение двух личностей с целью создания семьи - это и есть супружество.

Брак положительно влияет на психологическое и психическое здоровье членов семьи при условии, что учтены такие моменты, как единство приоритетов жизни, ценностных ориентиров, взаимная симпатия, схожесть потребностей, эмоциональная удовлетворенность, ощущение безопасности.

Урегулирование проблем брака, семьи, воспитания и содержания детей, общения с родственниками имеют немаловажное значение для человека. Особенно остро стоит проблема создания необходимых условий для установления любящей, прочной, активной, материально обеспеченной семьи. В настоящее время стало не «модно» говорить о планировании семьи. Она по большей части осуществляется в условиях проведения медицинских консультаций. К самовольному сознательному планированию семьи в основном обращаются супружеские пары, для которых создание семьи имеет большое значение в жизни, у которых существуют «преграды» в удовлетворении естественных

потребностей, будь то в материнстве, отцовстве, общении и другое.

Государственная регистрация брака закрепляет в сознании супругов и общества представление о прочности возникшего брачного союза, о серьезности намерений создать семью. Такой союз находится под охраной государства. Стоит отметить, что институт семьи и свадьба как ритуал зачастую имеют традиционные аспекты, присущий им церемониал. Так, ученый

Н. С. Волкович акцентирует внимание на основные аспекты чувашской свадьбы, связанные с семейно-родовыми отношениями, при этом блоки свадебной обрядности («Знакомство», «Сватовство», «Одевание жениха», «Мужская свадьба», «Девичья баня») рассматриваются им как формы конструирования связей не только двух экзогамных семей, но и, по меньшей мере, двух родовых групп [3]. Э.Х. Сейдаметов и А.Т. Керимова, изучая крымскотатарскую свадьбу, отмечают, что она «сохранила в себе пережитки языческих религиозных верований, которые прослеживались у племён, сформировавших впоследствии крымскотатарский народ. С принятием крымскими татарами ислама в XIII в. свадебные традиции получают общепринятую форму, свойственную для всех мусульман, при этом сохраняются некоторые элементы язычества» [4, с. 160]. И.А. Разумова и Т.С. Левенец верно говорят о том, что «большое значение имеют символический, посвятительный характер заключения брака, свадьба - значимое и «красивое» событие, удостоверяющее «женственность» [5, с. 27].

Далее кратко рассмотрим церемонию государственной регистрации брака в торжественной атмосфере, предшествующие и сопутствующие ей события.

Для начала отметим, что гостям принято рассылать приглашения на свадьбу. Многие подходят к этому оригинально. Например, рассылают вместо бумажных приглашений, лепешки из пшеничной муки с соответствующей пригласительной надписью.

Подруг невесты модно одевать в одинаковые по цвету и иногда фактуре платья. Это довольно хорошее решение, гарантирующее отсутствие экстравагантных и неуместных на данное торжество нарядов.

Обручальные кольца, как правило, должны быть гладкими, без камней (драгоценных, полудрагоценных, недрагоценных), дополнительных металлических вставок, узоров и напыления. В последнее десятилетие этот минимализм многим парам не нравится. Молодожены полюбили новинку заказывать надписи на внутренней стороне колец (свои имена, дата государственной регистрации брака, дата знакомства, изображение сердец и т.д.).

Свадебный кортеж - это еще одна «причуда» новобрачных, особенно если это конный кортеж, лимузин, либо обычный автомобиль с «именным» автомобильным знаком, табличкой «молодожены».

Перед торжественной регистрацией брака молодоженам предлагается на выбор музыка, которая будет сопровождать церемонию регистрации брака. Музыка, как правило, звучит три раза. Первый раз - во время входа в зал торжественной регистрации молодоженов. Второй раз музыка сопровождает ритуал обмен кольцами. Третий раз - это церемония завершения бракосочетания, момент принятия поздравлений от гостей церемонии.

Местом празднования создания новой семьи может быть ресторан, кафе, дом родителей жениха или невесты, речной теплоход; за городом (барбекю, шашлыки на природе), свадебный банкет по принципу «шведский стол».

Обручальные кольца; бокалы, которые жених и невеста разбивают «на счастье»; украшения на машину; букет для невесты - все это и многое другое придает свадьбе торжественную атмосферу.

Парадоксально, что некоторые молодожены после свадьбы с ностальгией вспоминают ежедневные разговоры с родителями, им не хватает личного пространства, наличия собственной комна-

ты. Семейные отношения укрепляются, если придерживаться ряда правил. Например, звонить, когда задерживаешься; ужинать вместе за столом в гостиной комнате; мириться в день ссоры.

Итак, в идеале, брак - это залог крепкой, дружной, любящей, счастливой семьи. Ученый Д.Ш. Мустафаева дает следующее определение семьи -это «своеобразная экономическая ниша, которая характеризует сложную систему взаимосвязанных процессов» [6, с. 180]. Семья - это малая социальная группа, основанная на браке, члены которой объединены совместным проживанием, ведением общего быта, психологически-эмоциональной связью, оказанием взаимной моральной и материальной помощи. Семья - это основной первый и ведущий субъект воспитания детей. Во многом это связано с тем, что родители оказывают непосредственное влияние на развитие ребенка, учат ребенка взаимной ответственности, доверию, уважению, любви и многому другому.

Рождение и воспитание детей - это одна из главных, если не самая главная социальная функция семьи. Государственное вмешательство в дела семейные вполне закономерно и гуманно. Гуманность такого вмешательства можно объяснить тем, что оно осуществляется

в интересах личности, членов семьи и общества в целом.

Семьи бывают разные, благополучные и неблагополучные. Выделяют и другие различные социальные критерии. Безусловно, негуманны проявления в семье авторитаризма, безграничного либерализма, безнравственности, бездуховности, неразвитости родительских чувств, фанатизма в любом его проявлении, а также противоправного поведения (особенно со стороны взрослых), безграмотности родителей, нежелания изучать и применять педагогическую культуру.

Таким образом, можно сказать, что трудно и бессмысленно спорить с тем утверждением, что семья играет большую роль в жизни каждого человека, что она оказывает влияние на общество, уровень его нравственного развития. Общество тогда счастливее и богаче живет, когда семьи составляют важную и первостепенную роль в этом обществе. Семья, как бы пресловуто это не звучало, является ячейкой общества. Равноправие, честность, супружеская и родительская любовь, забота, развитое чувство ответственности, супружеская верность, взаимное уважение, гуманность, доверие - эти и многие другие принципы права и морали облагораживают семейные отношения, «наполня-

ют» их гуманистическим содержанием.

Библиографический список

1. Давлетшина Г.Р., Валеева А.С. Россия. Общество. Гуманизм // Гуманитарный вектор. 2016. №1. С. 52-57.

2. Зимбули А.Е. Естественное и социальное в человеке: ракурс этики // Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке. 2012. №3. С. 8798.

3. Волкович Н.С. Чувашская свадьба как семейно-родовая церемония // Вестник Чувашского университета. 2017. № 2. С. 48-58.

4. Сейдаметова Э.Х., Керимова А. Т. История формирования свадебного обряда крымских татар // Вопросы крымскотатарской филологии, истории и культуры. 2016. № 2. С. 160-164.

5. Разумова И.А., Левенец Т.С. Способы интерпретации фактического брака // Труды Кольского научного центра РАН. 2010. №2. С. 24-39.

6. Мустафаева Д.Ш. Влияние семейного воспитания на личность ребенка в контексте современных социокультурных реалий // Мир образования - образование в мире. 2016. № 2 (62). С. 178-182.

MARRIAGE AS A LEGAL AND FAMILY AS A SOCIAL BASIS OF HUMANITY

FORMATION

T.V. Grigorian, candidate of philosophy, associate professor Transbaikal state university (Russia, Chita)

Abstract. In article the research topic relevance is shown, the basic components of matrimony are considered, state registration ceremony marriage in solemn atmosphere is analyzed, humanistic family role in human life, society, state is described. It is mentioned, that marriage institution fixes in spouses and societies consciousness the durability representation of concluded union with intention to create a family. The conclusion according to which, state intervention in family affairs has humane character as it is implemented in the interests of family members and society as a whole is made.

Keywords: family; marriage state registration; humanity; society; state.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.