Научная статья на тему 'Брак и формы его заключения у ингушей (середина XX – начало XXI вв. )'

Брак и формы его заключения у ингушей (середина XX – начало XXI вв. ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4073
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Республика Ингушетия / брак / форма заключения брака / возраст вступления в брак / ва1ад. / Republic of Ingushetia / marriage / the form of marriage / the age of marriage / va’iad.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Евлоева Лиана Маисовна

Для ингушей, как и для других народов Кавказа, характерна высокая престижность состояния в браке. К этому вопросу, как в прошлом, так и сейчас, подходят очень ответственно. Ингушская семья включена в глубокую традиционную систему связей, из которых ей трудно вырваться. До сих пор она не вполне самостоятельна в своих действиях, и наиболее ярко это выражается при проведении свадебных церемоний. Заключение брака – дело не только семей брачующихся, но и всей родни, включая дальних родственников и свойственников («захалаш»). В Ингушетии при проведении свадеб и других важных мероприятий семейного характера предпочтительны традиционные формы его оформления. При этом, если какие-то аспекты заключения брака неизбежно трансформируются и упрощаются, то другие, наоборот, усиливают свое влияние. На изменения семейно-брачных отношений влияют новые социально-экономические условия; немаловажное значение при этом имеют ва1ады, принимаемые Муфтиятом республики. В представленной статье, в основу которой положены полевые материалы и данные Государственной службы ЗАГС РИ, исследуется специфика брака и свадебной обрядности ингушей и изменения, которые в них произошли за последние десятилетия. Рассматриваются основные формы брака и их особенности. Автором был проведен анализ архивных документов Государственной службы ЗАГС РИ за 1958, 2006 и 2016 гг. Исследование данных за более ранний период не представляется возможным, так как часть архива утрачена в силу объективных обстоятельств. В настоящее время наблюдается тенденция заключения брака по шариату без обязательной регистрации в органах ЗАГСа. Не имея в наличии статистики религиозных браков, в настоящей статье мы апеллируем только к официальным источникам – записям в ЗАГСе. Наибольшее внимание уделено таким важным вопросам, как брачный возраст, количество смешанных и однонациональных браков, количество повторных браков и др. Именно они, на наш взгляд, определяют развитие брака как социального института, а также позволяют спрогнозировать отношение ингушей к браку в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARRIAGE AND ITS FORMS AMONG THE INGUSHES (MID. 20TH – BEG. 21ST CENTURIES)

For the Ingushes, as for the other Caucasian peoples, the high prestige of the married state is characteristic. To this issue, both in the past and now, they come very responsibly. The Ingush family is included in a deep traditional system of connections; from which it is difficult for it to escape. Until now, it is not completely independent in its actions, and this is most clearly expressed in the conduct of wedding ceremonies. The conclusion of marriage is not only about the families of the brothers, but of all relatives, including distant relatives and cousins-in-law («zahalash»). In Ingushetia, when holding weddings and other important family events, traditional forms of its design are preferred. At the same time, if some aspects of marriage are inevitably transformed and simplified, others, on the contrary, strengthen their influence. Changes in family-marriage relations are affected by new socio-economic conditions; Important in this case are the va’iads taken by the Muftiyat of the republic. The presented paper, which is based on field materials and data from the Civil Registry Office of the Republic of Ingushetia, examines the specifics of marriage and wedding rites of the Ingushes and the changes that have occurred in them over the past decades. The main forms of marriage and their features are considered. The author analyzed the archival documents of the Civil Service of the Civil Registry Office of the Republic of Ingushetia for 1958, 2006 and 2016. The study of data of an earlier period is not possible, since a part of the archive was lost due to objective circumstances. At present, there is a tendency for a marriage on the Sharia without mandatory registration at the registry office. Not having available statistics of religious marriages, in this paper we appeal only to official sources records in the registry office. The most attention is paid to such important issues as the marriage age, the number of mixed and single-nation marriages, the number of repeated marriages, etc. It is they who, in our opinion, determine the development of marriage as the social institution, and allow predicting the attitude of the Ingushes to marriage in the future.

Текст научной работы на тему «Брак и формы его заключения у ингушей (середина XX – начало XXI вв. )»

ИСТОРИЯ, АРХЕОЛОГИЯ И ЭТНОГРАФИЯ КАВКАЗА. Т. 14. № 1. 2018. С. 72-78.

ЭТНОГРАФИЯ

УДК 392.5 DOL10.24411/2618-6772-2018-0108

Евлоева Лиана Маисовна,

к.и.н., научный сотрудник Ингушского научно-исследовательского института

гуманитраных наук им. Ч.Э. Ахриева, Магас

evloeva.lm@mail.ru

БРАК И ФОРМЫ ЕГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ У ИНГУШЕЙ (СЕРЕДИНА XX - НАЧАЛО XXI ВВ.)

Аннотация. Для ингушей, как и для других народов Кавказа, характерна высокая престижность состояния в браке. К этому вопросу, как в прошлом, так и сейчас, подходят очень ответственно. Ингушская семья включена в глубокую традиционную систему связей, из которых ей трудно вырваться. До сих пор она не вполне самостоятельна в своих действиях, и наиболее ярко это выражается при проведении свадебных церемоний. Заключение брака - дело не только семей брачующихся, но и всей родни, включая дальних родственников и свойственников («захалаш»).

В Ингушетии при проведении свадеб и других важных мероприятий семейного характера предпочтительны традиционные формы его оформления. При этом, если какие-то аспекты заключения брака неизбежно трансформируются и упрощаются, то другие, наоборот, усиливают свое влияние. На изменения семейно-брачных отношений влияют новые социально-экономические условия; немаловажное значение при этом имеют ва1ады, принимаемые Муфтиятом республики.

В представленной статье, в основу которой положены полевые материалы и данные Государственной службы ЗАГС РИ, исследуется специфика брака и свадебной обрядности ингушей и изменения, которые в них произошли за последние десятилетия. Рассматриваются основные формы брака и их особенности.

Автором был проведен анализ архивных документов Государственной службы ЗАГС РИ за 1958, 2006 и 2016 гг. Исследование данных за более ранний период не представляется возможным, так как часть архива утрачена в силу объективных обстоятельств.

В настоящее время наблюдается тенденция заключения брака по шариату без обязательной регистрации в органах ЗАГСа. Не имея в наличии статистики религиозных браков, в настоящей статье мы апеллируем только к официальным источникам - записям в ЗАГСе.

Наибольшее внимание уделено таким важным вопросам, как брачный возраст, количество смешанных и однонациональных браков, количество повторных браков и др. Именно они, на наш взгляд, определяют развитие брака как социального института, а также позволяют спрогнозировать отношение ингушей к браку в будущем.

Ключевые слова: Республика Ингушетия, брак, форма заключения брака, возраст вступления в брак, ва1ад.

MARRIAGE AND ITS FORMS AMONG THE INGUSHES (MID. 20TH - BEG. 21ST CENTURIES)

Liana M. Yevloyeva,

Ph.D. (Hist.), Researcher of the Akhrieva Ingush Scientific Research Institute

of Human Sciences, Magas

evloeva.lm@mail.ru

Abstract: For the Ingushes, as for the other Caucasian peoples, the high prestige of the married state is characteristic. To this issue, both in the past and now, they come very

responsibly. The Ingush family is included in a deep traditional system of connections; from which it is difficult for it to escape. Until now, it is not completely independent in its actions, and this is most clearly expressed in the conduct of wedding ceremonies. The conclusion of marriage is not only about the families of the brothers, but of all relatives, including distant relatives and cousins-in-law («zahalash»).

In Ingushetia, when holding weddings and other important family events, traditional forms of its design are preferred. At the same time, if some aspects of marriage are inevitably transformed and simplified, others, on the contrary, strengthen their influence. Changes in family-marriage relations are affected by new socio-economic conditions; Important in this case are the va'iads taken by the Muftiyat of the republic.

The presented paper, which is based on field materials and data from the Civil Registry Office of the Republic of Ingushetia, examines the specifics of marriage and wedding rites of the Ingushes and the changes that have occurred in them over the past decades. The main forms of marriage and their features are considered.

The author analyzed the archival documents of the Civil Service of the Civil Registry Office of the Republic of Ingushetia for 1958, 2006 and 2016. The study of data of an earlier period is not possible, since a part of the archive was lost due to objective circumstances.

At present, there is a tendency for a marriage on the Sharia without mandatory registration at the registry office. Not having available statistics of religious marriages, in this paper we appeal only to official sources - records in the registry office.

The most attention is paid to such important issues as the marriage age, the number of mixed and single-nation marriages, the number of repeated marriages, etc. It is they who, in our opinion, determine the development of marriage as the social institution, and allow predicting the attitude of the Ingushes to marriage in the future.

Keywords: Republic of Ingushetia; marriage; the form of marriage; the age of marriage; va'iad.

Этнограф, правовед и исследователь Б. Далгат отмечает, что браки в раннем возрасте в Ингушетии были редки. Согласно адату, девушек выдавали замуж не раньше 18 лет. Причиной тому служило желание родителей подготовить своих дочерей к самостоятельному ведению домашнего хозяйства [1, с. 166]. Ф.И. Кудусова в работе «Семья и семейный быт ингушей» пишет, что брачный возраст юношей и девушек составлял примерно 20 лет, однако в силу трудного материального положения нередкими были случаи заключения брака и в более позднем возрасте - 30-40 лет [4].

Анализ архивных данных ЗАГСа РИ показал, что в советское время женщины, проживающие на территории Ингушетии, вступали в брак в возрасте 23-26 лет (64 или 26%). В настоящее время ингушские девушки, в основном, выходят замуж в 19-22 года (86 или 34,7%) (см. Таб. 1).

Таблица 1. Возраст девушек на момент заключения брака

Год Воз раст женщины Всего

младше 18 18 19-22 23-26 27-30 31-35 36-45 46-55 старше 55

1958 13 28 59 64 29 27 17 7 2 100,0 %

5,3% 11,4% 24,0% 26,0% 11,8% 11,0% 6,9% 2,8% 0,8% 250

2006 10 26 80 73 32 17 10 2 0 100,0%

4,0% 10,4% 32,0% 29,2% 12,8% 6,8% 4,0% 0,8% 0,0% 248

2016 3 19 86 64 36 19 17 4 0 100,0%

1,2% 7,7% 34,7% 25,8% 14,5% 7,7% 6,9% 1,6% 0,0% 100,0%

Всего 26 73 225 201 97 63 44 13 2 744

3,5% 9,8% 30,2% 27,0% 13,0% 8,5% 5,9% 1,7% 0,3% 100,0%

Количество браков с девушками младше 18 лет уменьшилось: если в 2006 году их было 10 (4 %), то в 2016 году - 3 (1,2 %). Число браков с девушками восемнадцатилетнего возраста тоже снизилось с 26 (10,4%) до 19 (7,7%). Как сказано выше, сейчас девушки предпочитают выходить замуж в 19-22 года. За последние десять лет таких браков стало больше - с 80 (32%) до 86 (34,7%). Уменьшилось количество девушек, вступивших в брак в 23-26 лет с 73 (29,2%) до 64 (25,8%). Число случаев, когда девушка выходит замуж в возрасте от 27 лет и более в исследуемом периоде растет. Так, число зарегистрированных

браков, где возраст супруги составлял 27-30 лет, увеличилось с 32 (12,8%) до 36 (14,5%); 3135 лет - с 17 (6,8%) до 19 (7,7%); 36-45 лет - с 10 (4%) до 17 (6,9%); 46-55 лет - с 2 (0,8%) до 4 (1,6%).

Следует отметить, что по сравнению с советским периодом количество девушек, вступивших в брак в раннем возрасте (до 18 и в 18 лет), значительно уменьшилось: с 41 (16,7%) до 22 (8,9%), как и браков женщин в более позднем возрасте (36-45 лет) - с 26 (11,2%) до 21 (8,5%). В 1958 году зарегистрировано два брака, в котором женщине было больше 55 лет, в 2006-2016 годах таких браков не зафиксировано.

Повышение брачного возраста женщин объясняется их стремлением получить высшее образование, трудоустроиться, стать независимыми в материальном отношении. Соблюдение этнических и религиозных традиций и обычаев тоже играет свою роль. Так, например, раньше девушка или юноша не могли вступить в брак, если у них были старшие сестры (братья), еще не устроившие свою личную жизнь. Сейчас этот обычай соблюдается не так строго, но все еще имеет силу во многих семьях. Один из наших респондентов, проживающий в г. Саратове, пояснил нам, что не женится, хотя давно хочет создать семью, из уважения к родным дядям (братья отца), которые еще не женаты. Таких примеров можно привести немало.

По имеющимся данным, брачный возраст мужчин в Ингушетии выше брачного возраста женщин (см. Таб. 2).

Таблица 2. Брачный возраст мужчин на момент заключения брака

Год Воз] аст мужчины Всего

младше 18 18 19-22 23-26 27-30 31-35 36-45 46-55 старше 55

1958 3 3 30 50 54 46 26 18 13 243

1,2% 1,2% 12,3% 20,6% 22,2% 18,9% 10,7% 7,4% 5,3% 100%

2006 0 6 26 56 66 48 41 5 2 250

0,0% 2,4% 10,4% 22,4% 26,4% 19,2% 16,4% 2,0% 0,8% 100%

2016 0 0 27 63 70 43 28 11 6 248

0,0% 0,0% 1,9% 25,4% 28,2% 17,3% 11,3% 4,4% 2,4% 100%

Всего 3 9 83 169 190 137 95 34 21 741

0,4% 1,2% 11,2% 22,8% 25,6% 18,5% 12,8% 4,6% 2,8% 100%

Как видно из таблицы, зарегистрированных браков, в которые мужчины вступали до совершеннолетия, за последние десять лет не выявлено. Не выявлены и браки 10-летних юношей в 2016 году, тогда как в 2006 году их количество составило 6 (2,4%). Количество браков, где возраст мужчины при вступлении в брак составляет от 19 до 22 лет, осталось в тех же пределах: 26 (10,4%) в 2006 году и 27 (10,9%) в 2016 году. Количество мужчин, вступивших в брак в возрасте 23-26 лет, увеличилось с 56 (22,4%) до 63 (25,4%), а в 27-30 лет - с 66 (26,4%) до 70 (28,2%).

Прежде, чем обзавестись семьей, мужчины стараются получить профессиональное образование, трудоустроиться, приобрести собственное жилье, обрести материальную стабильность, чтобы самостоятельно, не прибегая к помощи родителей, обеспечивать свою семью.

В исследуемом периоде снижается количество зарегистрированных браков, где брачный возраст мужчины составляет 31-35 лет, но все же такие браки составляют более 17% всех браков, заключенных в 2016 году в Ингушетии. Нередки случаи, когда мужчины вступают в брак и в более позднем возрасте, хотя их меньше, чем в 2006 году. Так, количество мужчин, вступивших в брак в возрасте 36-45 лет, снизилось с 41 (16,4%) до 28 (11,3%). При этом выросло количество мужчин, вступивших в брак в 46-55 лет, с 5 (2%) до 11 (4,4%) и мужчин, которые женились, будучи старше 55 лет - с 2 (0,8%) до 6 (2,4%). Отметим, что, если раньше для мужчин, вступающих в брак в возрасте старше 36 лет, брак являлся повторным, то сейчас для многих из них этот брак первый.

Разница в возрасте супругов в прошлом была значительной. Некоторые наши респонденты говорили, что иногда она могла достигать 50-ти лет, но чаще составляла 1015 лет. В 2016 году основную долю проанализированных нами браков (248 или 100%) составляют союзы, где разница в возрасте супругов составляет от 1 до 3 лет (85 или 34,3 %) и от 6 до 10 лет (71 или 28,6%) (см. Таб. 3). В целом, такая тенденция наблюдается за последние шестьдесят лет.

Таблица 3. Разница в возрасте вступающих в брак

Год Разница в возрасте Всего

1-3 4-5 6-10 11-15 16-20 21-25 более 25 лет ровесники

1958 56 53 57 34 12 1 3 27 243

23,0 % 21,8 % 23,5 % 14,0 % 4,9 % 0,4 % 1,2 % 11,1 % 100 %

2006 84 33 72 31 12 1 2 15 250

33,6 % 13,2 % 28,8 % 12,4 % 4,8 % 0,4 % 0,8 % 6,0 % 100 %

2016 85 41 71 29 6 1 0 15 248

34,3 % 16,5 % 28,6 % 11,7 % 2,4 % 0,4 % 0,0 % 6,0 % 100 %

Всего 225 127 200 94 30 3 5 57 741

30,4 % 17,1 % 27,0 % 12,7 % 4,0 % 0,4 % 0,7 % 7,7 % 100 %

В 2006 г. в Малгобекском районе зарегистрировано два брака, где женщина была старше мужчины на 25 лет. Оба брака были кратковременными, что позволяет предположить, что они были фиктивными. В 2016 г. подобных браков не зарегистрировано. В 1958 г. таких браков зарегистрировано три, для обоих супругов они были повторными. В 2006 и в 2017 гг. зарегистрировано по 15 (6%) браков между ровесниками, в 1958 г. таких браков было в два раза больше - 27 (11,1%).

Сокращение разницы в возрасте супругов связано с изменениями в культуре, образе жизни ингушей, формах проведения досуга и другими факторами, под влиянием которых супругам с меньшей разницей в возрасте проще установить взаимопонимание.

В большинстве ингушских семей старшим по возрасту является мужчина, количество таких семей составляет 82,6 % от всех исследованных за последние шестьдесят лет (740 или 100 %).

Основными формами заключения брака в Ингушетии являлись сватовство, увод, очень редко «люлечное» («молочное») обручение и самовольный выход замуж, который ученые относят к одной из форм увода.

Брак через сватовство был и остается основной формой заключения брака в Ингушетии. Раньше сватовство предполагало длительный период подготовки семей к свадьбе, сейчас он занимает от двух недель до месяца.

Специфическую форму сватовства представлял собой порядок, при котором невесту отвозили в дом жениха в день (или в ночь) сватовства вместе со сватами. Такая форма брака называлась «сватовство и свадьба одновременно» («ехар-йигарца1долаш») [3, с. 246]. Одна из наших респондентов рассказала, что она и все ее сестры вышли замуж таким образом, причем в дом жениха их забирали поздно ночью, а в процедуре сватовства участвовали лишь самые близкие родственники. «Отец был очень строгим, очень чтил ингушские традиции и считал, что свадьба дочери - не повод для большого торжества. Исключение он сделал лишь для нашей младшей сестры, так как она была его любимицей». Отметим, что выходили они замуж 20-25 лет назад. Такая же форма заключения брака была нами зафиксирована в 2011 г. в селении Нижние Ачалуки. Обычно такое сокращение традиционных ритуалов и церемоний связывают с желанием обеих семей сократить расходы, связанные с покупкой приданого и проведением свадьбы.

Долгое время довольно распространенной формой заключения брака был брак уводом, который осуждался обществом. Девушку, которую умыкнули без ее согласия, старейшины, участвовавшие в урегулировании конфликта между семьями жениха и невесты, возвращали ее родителям. Уводы негативно отражались на дальнейшей судьбе девушек. Были случаи, когда парень отказывался жениться на девушке, узнав, что ее «воровали». Тем не менее, молодые люди часто прибегали к такой форме брака, так как не могли осилить расходы на калым, свадьбу и др. или же в случае, когда родня была против этого брака. Подобный брак не приветствуется, но стал менее осуждаемым, особенно когда он заключается по взаимному согласию девушки и парня. Но нередки были случаи, когда девушку умыкали против ее воли. Чтобы пресечь подобные явления, Муфтият Республики Ингушетия в 2013 г. принял ва1ад, согласно которому похищение девушек наказывалось штрафом в 300 тыс. руб. После его принятия сократилось количество всех заключаемых браков (см. Таб. 4).

Таблица 4. Заключенные браки по Республике Ингушетия до и после введения запрета на умыкание девушек

Год Браки

2012 2363

2013 (запрет на умыкание девушек) 2427

2014 2202

2015 1975

2016 1809

Как мы видим, количество заключаемых браков уменьшается на несколько сотен каждый год. Это связано с тем, что осилить затраты на проведение свадьбы, которые зачастую достигают одного миллиона и больше рублей, стало невозможно для многих семей женихов и невест. В интервью респонденты часто говорили о необходимости введения альтернативной формы бракосочетания, возрождения такой формы брака, как еxap-йигарцаIдолаш (сватовство и свадьба одновременно).

Для облегчения процедуры бракосочетания и снижения затрат на ее проведение Муфтият РИ в 2017 г. разработал ряд рекомендаций, согласно которым расходы на свадебную церемонию со стороны жениха и невесты уменьшались в разы (см. Таб. 5, 6). Пока эти рекомендации (ва1ад) не прижились, так как их неисполнение не ведет к какому-либо наказанию, но в ближайшем будущем, на наш взгляд, приобретут силу. Об этом свидетельствует то, что пока в малом количестве, но все же стали проводить свадьбы, соблюдая принятые Муфтиятом нормы.

Таблица 5. Рекомендации Муфтията Республики Ингушетия по проведению свадебной церемонии со стороны семьи жениха

Наименование расходов семьи жениха Не по в1аду По в1аду

Урду (калым) Урду 200 000 рублей Не больше 40 000 рублей

Деньги на мовлид Обязательно Запрещено

Мешок муки, сахара и т.д. для семьи невесты Обязательно Запрещено

Украшение для невесты (золотой комплект) Обязательно Запрещено

Золотое кольцо матери, бабушке невесты Обязательно Запрещено

Сумки с продуктами для семьи невесты Обязательно Разрешено

Итого: 317 000 руб. Итого: 59 000 руб.

Таблица 6. Рекомендации Муфтията Республики Ингушетия по проведению свадебной церемонии со стороны семьи невесты

Наименование расходов семьи невесты Не по в1аду По в1аду

Костюм для свекрови Обязательно Запрещено

Костюм для свекра Обязательно Запрещено

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Костюм для братьев мужа Обязательно Запрещено

Костюм и кольцо для сестер мужа Обязательно Запрещено

Комплект костюмов для детей Обязательно Запрещено

Дедушке ковер (от 5000 рублей) + постельное белье Обязательно Запрещено

Бабушке (от 5000 рублей) + постель Обязательно Запрещено

Свадебное платье Обязательно (европейское, национальное) Традиционное свадебное платье («чокхи» )

Вещи:

Шуба от 90000 до 300000 рублей Обязательно Можно обойтись курткой, пальто и т.д.

Каждый сундук (упаковка) для одежды 10000 рублей Обязательно Облегчить

Одежда Обязательно Без излишеств

Мебель Обязательно Обеспечивается женихом

Свадебное платье 50 000-150 000 До 20 000 рублей

Итого: до миллиона руб. Итого: до 150 000 руб.

Как утверждают священнослужители, согласно нормам ислама, все перечисленные траты не по ва1аду являются расточительными и бессмысленными. Муфтият Республики Ингушетия запрещает дорогостоящие подарки со стороны семей брачующихся друг другу, а также призывает невест надевать традиционное ингушское свадебное платье («чокхи»). Такие предписания, безусловно, существенно снизят расходы семей на проведение свадьбы.

Полученные нами данные позволяют говорить об увеличении повторных браков: с 5 (2%) (во всех случаях у мужчин) в 2016 г. до 18 (7,3%) (мужчин - 8, женщин - 5) в 2016 г. В 1958 г. таких браков зафиксировано 41 (16,5%) (мужчин - 18, женщин - 10). В последнем случае чаще всего они заключались людьми не ингушской национальности, которые в довольно большом количестве проживали на территории Ингушетии. Причиной участившихся повторных браков можно считать участившиеся разводы.

Полагаем, что к разводу ингуши стали относиться гораздо проще, чем в прошлом, когда развод был черным пятном на репутации девушки и ее семьи, да и для юноши это было нелегким бременем. Оценить объективно положительные и отрицательные стороны данного явления невозможно без проведения отдельных исследований по этой теме. Повторный брак -это способ создания новой семьи, причинами которого могут быть не только развод, но и смерть супруга. В прошлом брак неженатого прежде молодого мужчины с разведенной женщиной приводил к тяжелым конфликтам между новобрачными и родственниками жениха, между семьями жениха и невесты и нередко завершался полным разрывом родственных связей. В настоящее время подобные браки также не приветствуются стороной жениха, но все же не вызывают такого негодования, как в прошлом. Раньше родители с большим трудом соглашались на брак своих незамужних дочерей с разведенными мужчинами. В настоящее время девушек стали отдавать замуж за разведенных мужчин, предварительно узнав о причинах развода с первой супругой.

Как известно, этническая пестрота населения приводит к взаимовлиянию элементов культуры разных этносов, в том числе и в семейно-брачных отношениях. Совместное проживание ингушей, русских, осетин и других национальностей в прежнее время способствовало заключению межнациональных браков. В настоящее время Республика Ингушетия, можно сказать, мононациональная. Представители других национальностей составляют в ней всего 16,8 %, что отразилось на заметном снижении количества межнациональных браков. В 1958 г. было заключено 38 (15,3 %) национально-смешанных браков из 249 (100 %); среди них браки ингушей с русскими, украинками, немками и т.д. Два брака были заключены между ингушскими женщинами и русскими мужчинами. В 2006 г. зафиксирован всего один (0,4 %) национально-смешанный брак между ингушом и чеченкой. К 2016 г. количество таких браков увеличивается, но все они зарегистрированы между ингушами и чеченками в Малгобекском районе, где этнический состав населения более разнообразный по сравнению с другими районами Ингушетии.

Из приведенных данных следует, что в современной Ингушетии усиливается ориентация на этническую эндогамию. Несмотря на усиливающуюся роль религии в обществе, признание ингушами религиозных норм и обрядов более значимыми, чем национальные, они все же против браков с представителями других национальностей, даже если последние одной с ними веры [2, с. 135-141].

В целом, основываясь на результатах проведенного исследования, можно сделать следующие выводы: в современной Ингушетии наблюдается тенденция к уменьшению брачного возраста девушек с 23-26 в 1958 г. до 19-22 в 2016 г. При этом уменьшилось количество девушек, которые выходят замуж до достижения ими совершеннолетнего возраста. Объясняется это тем, что девушки хотят получить профессиональное образование, трудоустроиться, прежде чем выйти замуж.

Брачный возраст у мужчин остался в пределах 23-30 лет. Количество мужчин, вступающих в первый брак в более позднем возрасте (36-45 лет) увеличилось. В новых социально-экономических, культурных условиях требований, предъявляемых к женихам, стало больше. Поэтому мужчины стремятся обрести материальную независимость, прежде чем заводить семью.

Отмечается тенденция к сокращению разницы в возрасте супругов, что связано с представлением ингушской молодежи, что для крепкого брака важна психологическая совместимость и общие взгляды на жизнь.

Основными формами заключения брака в Ингушетии являлись сватовство, самовольный выход замуж и увод без согласия девушки. Увод (умыкание) девушек с 2013 года запрещен в1адом, и, как следствие, количество заключаемых браков в республике сокращается ежегодно на сотни. Для повышения данного показателя в 2017 г. Муфтият РИ выработал рекомендации, согласно которым максимальные затраты на свадебную церемонию должны значительно уменьшиться как со стороны жениха, так и со стороны невесты.

В современной Ингушетии сохраняется ориентация на однонациональные браки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Далгат Б.К. Родовой быт и обычное право чеченцев и ингушей. Исследование и материалы 1892-1894 гг. М.: ИМЛИ РАН, 2008. 382 с.

2. Евлоева Л.М. Современная религиозная ситуация в Ингушетии // Вестник Майкопского государственного технологического университета. Майкоп, 2016. Вып. 3. С. 135-141.

3. Ингуши / Отв. ред. М.С.-Г. Албогачиева, А.М. Мартазанов, Л.Т. Соловьева; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН; Ингушский государственный университет. М.: Наука, 2013. 509 с.

4. Кудусова Ф.И. Семья и семейный быт у ингушей [электронный ресурс] // Брак и формы его заключения. Махачкала, 1980. Доступно: URL: http://www.groznycity.ru/library/vainakh/dolakova/document4298_7.shtml

REFERENCES

1. Dalgat B.K. Family life and customary law of the Chechens and Ingushes. Research and materials of 1892-1894 [Rodovoi byt i obychnoe pravo chechentsev i ingushei. Issledovanie i materialy 1892-1894 gg.]. Moscow, 2008. 382 p.

2. Evloeva L.M. The modern religious situation in Ingushetia [Sovremennaya religioznaya situatsiya v Ingushetii]. In. Bulletin of Maikop State Technological University. Issue. 3. PP. 135141.

3. The Ingushes / Ed. M.S.-G. Albogachieva, A.M. Martazanov, L.T. Solovyov Institute of Ethnology and Anthropology after N.N. Miklukho-Maclay of RAS; Ingush State University. Moscow: Nauka, 2013. 509 p.

4. Kudusova F.I. Family and family life of the Ingushes [electronic resource] [Sem'ya i semeinyi byt u ingushei]. In. Marriage and its forms (Brak i formy ego zaklyucheniya). Makhachkala, 1980. Available: URL: http://www.groznycity.ru/library/vainakh/dolakova/document4298_7.shtml.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.