Научная статья на тему 'Стратегии брачного поведения трех поколений горожан (на примере г. Пермь)'

Стратегии брачного поведения трех поколений горожан (на примере г. Пермь) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1246
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
брак / брачность / брачное поведение / структура брачного поведения / стратегии брачного поведения / marriage / nuptiality / marital behavior / marital behavior structure / marital behavior strategies

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — С. С. Гордеева, А. Н. Зырянова

В статье анализируются подходы к изучению брака. Обосновывается необходимость рассмотрения брачного поведения через описание его структуры и понимание взаимосвязи структурных элементов. Раскрываются особенности стратегий брачного поведения старшего поколения («Надо жить по законам общества»), среднего поколения («Эмоциональное равновесие», «Соотноситься с человеком») и молодого поколения («Сделать друг друга лучше»). Установлено, что сегодня сокращается длительность этапов брачного поведения, изменяется отношение к ритуальной стороне заключения брака и организации свадьбы, мотивы вступления в брачный союз носят все более индивидуальный характер. Предложены практические рекомендации по укреплению институтов семьи и брака, нивелированию существующих негативных тенденций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIES OF MARITAL BEHAVIOR OF THREE GENERATIONS OF CITIZENS (BASED ON A PERM CASE STUDY)

The article systematizes the theoretical approaches to the marriage analysis in the Western and domestic sociological literature. The authors stress that the marital behavior should be viewed through the prism of its structure and understanding of the relationships of its structural elements. The authors explore specific strategies of marital behavior of older generation (‘we need to live according to social norms»), middle-aged adults («emotional balance», «to bear a relationship to human») and the young generation («to make each other better»). The study shows that today the length marital behavior stages is declining, the attitudes towards wedding customs and traditions are changing, the motives to enter into marriage are getting more personalized. Practical recommendations to strengthen the institutions of family and marriage and to reduce the impacts of the negative trends are proposed.

Текст научной работы на тему «Стратегии брачного поведения трех поколений горожан (на примере г. Пермь)»

ГЕНДЕР И СЕМЬЯ

DOI: 10.14515/monitoring.2017.6.14 Правильная ссылка на статью:

Гордеева С. С., Зырянова А. Н. Стратегии брачного поведения трех поколений горожан (на примере г. Пермь) // Мониторинг общественного мнения : Экономические и социальные перемены. 2017. № 6. С. 284—294. DOI: 10.14515/monitoring.2017.6.14. For citation:

Gordeyeva S. S., Zyryanova A. N. strategies of marital behavior of three generations of citizens (based on a Perm case study). Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. 2017. № 6. P. 284—294. DOI: 10.14515/monitoring.2017.6.14.

С. С. Гордеева, А. Н. Зырянова СТРАТЕГИИ БРАЧНОГО ПОВЕДЕНИЯ ТРЕХ ПОКОЛЕНИЙ ГОРОЖАН (НА ПРИМЕРЕ Г. ПЕРМЬ)

СТРАТЕГИИ БРАЧНОГО ПОВЕДЕНИЯ ТРЕХ ПОКОЛЕНИЙ ГОРОЖАН (НА ПРИМЕРЕ Г. ПЕРМЬ)

ГОРДЕЕВА Светлана Сергеевна — кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии Пермского государственного национального исследовательского университета, Пермь, Россия.

E-MAIL: SSGordeyeva@mail.ru ORCID: 0000-0002-5309-8318

STRATEGIES OF MARITAL BEHAVIOR OF THREE GENERATIONS OF CITIZENS (BASED ON A PERM CASE STUDY)

Svetlana S. GORDEYEVA 1 — Cand.Sci. (Soc.), Associate Professor E-MAIL: SSGordeyeva@mail.ru ORCID: 0000-0002-5309-8318

ЗЫРЯНОВА Александра Николаевна — студентка I курса магистратуры Пермского государственного национального исследовательского университета, Пермь, Россия*.

E-MAIL: AlexandraZyryanova@yandex.ru ORCID: 0000-0002-0104-0739

Alexandra N. ZYRYANOVA1 — Master Student

E-MAIL: AlexandraZyryanova@yandex.ru ORCID: 0000-0002-0104-0739

* Победитель конкурса дипломов — 2017. Подробнее о конкурсе ВЦИОМ здесь: https://konkurs.wciom.ru/ proektykonkursy/konkurs_diplomov/arkhiv_s_2013_ goda/konkurs_diplomov_2017/.

Perm State University, Perm, Russia

Аннотация. В статье анализируются подходы к изучению брака. Обосновывается необходимость рассмотрения брачного поведения через описание его структуры и понимание взаимосвязи структурных элементов. Раскрываются особенности стратегий брачного поведения старшего поколения («Надо жить по законам общества»), среднего поколения («Эмоциональное равновесие», «Соотноситься с человеком») и молодого поколения («Сделать друг друга лучше»). Установлено, что сегодня сокращается длительность этапов брачного поведения, изменяется отношение к ритуальной стороне заключения брака и организации свадьбы, мотивы вступления в брачный союз носят все более индивидуальный характер. Предложены практические рекомендации по укреплению институтов семьи и брака, нивелированию существующих негативных тенденций.

Ключевые слова: брак, брачность, брачное поведение, структура брачного поведения, стратегии брачного поведения

Abstract. The article systematizes the theoretical approaches to the marriage analysis in the Western and domestic sociological literature. The authors stress that the marital behavior should be viewed through the prism of its structure and understanding of the relationships of its structural elements. The authors explore specific strategies of marital behavior of older generation ('we need to live according to social norms»), middle-aged adults («emotional balance», «to bear a relationship to human») and the young generation («to make each other better»). The study shows that today the length marital behavior stages is declining, the attitudes towards wedding customs and traditions are changing, the motives to enter into marriage are getting more personalized. Practical recommendations to strengthen the institutions of family and marriage and to reduce the impacts of the negative trends are proposed.

Keywords: marriage, nuptiality, marital behavior, marital behavior structure, marital behavior strategies

Введение

Сохранение и укрепление институтов семьи и брака является одной из приоритетных задач государства, его социальной и демографической политики. В настоящее время наблюдаются серьезные изменения в функционировании этих институтов. Так, одна из негативных тенденций институциональной трансформации брака в России — снижение уровня брачности. За последние полвека общий коэффициент брачности (на 1000 человек населения) снизился с 12,5 браков в 1960 г. до 7,9 в 2015 г. Динамика брачности в России имеет нелинейный характер, однако за последние пять лет отмечается устойчивое снижение уровня брачности с 9,2 % в 2011 г. до 6,7 % в 2016 г.1 Также наблюдаются проблемы социального характера, связанные со снижением заинтересованности населения в браке, распространением добровольного безбрачия, сожительств и др., которые наиболее распространены в городах. Во многом это продиктовано изменением

1 Россия в цифрах. 2017 : Крат. стат. сб. / Росстат. M., 2017. С. 83.

модели брачного поведения, выступающего главной качественной составляющей брачности как социально-демографического процесса и непосредственно обуславливающего тенденции и особенности матримониального (брачного) поведения горожан в современной России. Безусловная актуальность проблемы изменения брачного поведения россиян требует описания актуальных моделей их брачного поведения с привлечением эмпирических данных, а также выделения особенностей поведения населения в браке у разных поколений, определения проблемных зон и противоречий.

Предметный анализ брачного поведения населения следует предварить определением ключевых понятий, используемых в социологическом дискурсе—«брачное поведение» и «стратегии брачного поведения». В данной работе брачное поведение трактуется как система действий и отношений, направленных на вступление в брак [Социология семьи..., 2007].

Интерпретация понятий «брак» и «брачное поведение» в социологии начинается на макротеоретическом уровне, где брак рассматривается как социальный институт, а брачное поведение раскрывается с точки зрения выполняемых им функций, а также факторов, обуславливающих это поведение. Основоположниками такого подхода к изучению брака являются Э. Дюркгейм (идеи о супружеской солидарности) [Дюркгейм, 1996], Р. Мертон (типы отклоняющегося поведения мужей) [Мертон, 2006], Т. Парсонс (теория инструментальных и экспрессивных ролей, применимая к брачному поведению) [Parsons, Bales, 1956]. На современном этапе развития знания к представителям данного подхода в рамках отечественной социологии относят А. И. Антонова (теория мотивации и теория фильтрации) [Антонов, 1998], С. И. Голода (5 групп брачных мотивов) [Голод, 1998].

Исследованию межличностных взаимодействий, семейных ролей и социального обмена в браке, с позиций микросоциологического подхода, посвящены работы Дж. Г. Мида и Г. Блумера (теория социальных взаимодействий между людьми на основе символического содержания, вкладываемого в конкретные действия) [Блумер, 1984; Мид, 1994], Э. Бёрджесса (идея о браке как объединении взаимодействующих идентичностей) [Burgess, 1926], Дж. Хоманса (концепция обмена, согласно которой в основу брачного выбора заложен процесс оценивания качеств будущего партнера и оценивание того, кто из партнеров сможет принести большую выгоду при меньших затратах) [Homans, 1958].

При изучении брачного поведения представляется целесообразным опираться на его структуру, включающую «отношенческий» и «поведенческий» аспекты. «Отношенческий» аспект касается мнения о браке и отношения к нему, представлений о будущем супружеском партнере, о ритуальной стороне брачного поведения и т. д. «Поведенческий» аспект включает мотивы заключения брака, реализованные или действующие конкретные стратегии брачного поведения, прохождение какой-либо стадии брачного поведения и т. д. Под стратегией брачного поведения следует понимать некоторую модель действий, совокупность ориентаций и мотивов в сознании личности, трансформирующихся в устойчивую совокупность осмысленных действий, выстроенных в определенной последовательности для достижения результата — заключения брака [Радаев, 2002].

Анализ работ отечественных и зарубежных исследователей позволил целостно подойти к пониманию брачного поведения, выявить и систематизировать его структурные компоненты. Брачный выбор является главным и центральным компонентом структуры, отражает суть и цель брачного поведения; как любое социальное действие, он обусловлен мотивами и установками [Голод, 1984; Зритнева, 2000], мнениями и отношениями к браку в целом. Брачный выбор реализуется при помощи процесса фильтрации [Антонов, Медков, 2000] и проходит несколько стадий [Ми^ет, 1970] на пути к завершению и результату брачного поведения — заключению официального брачного союза, сопровождающегося (или нет) определенным ритуалом [Блумер, 1984; В1итег, 1986] (см. рис. 1).

Выявленные в ходе теоретического анализа структурные элементы брачного поведения легли в основу гайда.

Рисунок 1. Структура брачного поведения

Несмотря на высокую степень изученности в социологической литературе проблемы брачного поведения населения, остается актуальным определение стратегий брачного поведения представителей разных поколений. Применяя к исследованию населения поколенческий подход, Ю. Р. Вишневский и В. Т. Шапко определяют поколение как когорту сверстников, имеющих типические особенности, общность социальных условий формирования жизненного опыта [Вишневский, Шапко, 1995]. Принципы поколенческого подхода, позволяющие интегрировать изучаемые поколения в единое целое, дают основания использовать данный подход к изучению стратегий брачного поведения.

Цель и методы исследования

Цель данного исследования — определение особенностей брачного поведения трех поколений горожан (на примере г. Пермь). Эмпирическую базу составили материалы неформализованного интервью с представителями трех поколений горожан, проживающих на территории г. Пермь: а) представители молодого поколения в возрасте 18—24 лет; б) представители среднего поколения в возра-

сте 25—54 лет, в числе которых люди 25—34 лет (среднее поколение первого периода) и 35—54 лет (среднее поколение второго периода); в) представители старшего поколения (старше 55 лет). В основу периодизации возрастных границ положены идеи Дж. Биррена, а также положения Классификации АПН СССР (1965) (приводится по [Крылов, 2005]). Интервьюируемые отбирались целенаправленно, критериями отбора выступили возраст и брачное состояние, всего было проинтервьюировано девять человек (выборка доступных случаев). Исследование было реализовано в период с февраля по апрель 2017 г.

Качественный разбор глубинных интервью был основан на методе тематического анализа текстов, где в качестве тем выступили структурные компоненты брачного поведения, положенные в основу гайда для выявления типичных категорий их описания представителями трех поколений горожан.

Результаты исследования

В результате проведенного исследования установлено, что брачное поведение трех поколений горожан характеризуется общей устойчивой структурой. Так, формированию представлений о браке способствуют установки, которые формируются под влиянием объективных факторов (семьи, исторического периода, общественного уклада жизни и т. д.). Установки и представления относительно брака создают некоторую основу для потенциального брачного выбора, на который способны повлиять мотивы вступления в брак. Мотивы вступления в брак, в свою очередь, могут сопровождаться определенными критериями отбора брачного партнера психологического, социального, экономического характера. При появлении потенциального супруга на основании представлений, установок, мотивов и критериев отбора начинается «фактическое» прохождение этапов брачного поведения, реализация которых по окончании подразумевает вступление в брак. Вступление в брак, в свою очередь, предполагает юридические процедуры, которые сопряжены с некоторой символической составляющей (свадьба, торжество, традиции, обряды и т. д.) (см. рис. 2).

Рисунок 2. Общая структура брачного поведения для трех поколений горожан

Вслед за пониманием общей структуры брачного поведения исследовательский интерес был направлен на рассмотрение особенностей стратегий брачного поведения разных поколений горожан.

Центральным элементом стратегии брачного поведения старшего поколения горожан выступает мотив «Надо жить по законам общества» (иными словами, речь идет о социальном порядке), что продиктовано представлениями о браке, характерными для советского общества. Для представителей старшего поколения официальная регистрация отношений была обязательной, брак считался священным союзом, а альтернативные формы отношений не имели права на существование, порицались обществом (СТ1: «Раньше это считалось священным! Что без брака не жили, если жена без брака — то это уже падшая женщина»). Установки старшего поколения, сформированные под влиянием мнений родителей, их се-мейно-брачных отношений, а также общественного мнения наложили отпечаток на представления и установки относительно собственных будущих семейно-брач-ных отношений (СТ2: «Все друзья, знакомые и родные — они все состоят в браке, поэтому как-то раньше по-другому и не мыслили»).

Важно подчеркнуть социальные мотивы вступления в брак и латентные экономические. Отметим, что сначала происходил брачный выбор, и только затем, вследствие необходимости общественного одобрения и признания, союз регистрировался (СТ3: «Да в общем-то это не так важно для нас было, как раз больше-то для общественного мнения»). Брачный выбор не был основан на четких представлениях о характеристиках, качествах личности будущего супруга, что обусловлено молодым возрастом вступавших в брак и историческим контекстом (СТ1: «Никакие не нужны. Когда мы женились, не до этого было, не до качеств»).

Исторический контекст и устои общества детерминировали общие представления о стадиях брачного поведения, которые включали в себя знакомство, дружеское общение, любовь, период ухаживания и непосредственно свадьбу. Вся эта цепочка этапов у представителей старшего поколения длилась полтора-два года. В результате брачного поведения союз регистрировался, важным считалось соблюдение свадебных традиций, четко определялась структура традиционной русской свадьбы, предполагавшая развитие от первой стадии к третьей: 1) предсвадебная (сватовство, смотрины, девичник и т. д.); 2) свадебная (обряды в день свадьбы, свадебное застолье и т. д.); 3) послесвадебная (на второй, третий день после свадьбы). Основными символическими атрибутами были свадебное платье, фата, костюм жениха, а также традиция приглашать на свадьбу всю родню жениха и невесты (СТ1: «Гости у нас вся родня была, вся родня—раньше всю родню звали. Много гостей было: наша родня, его родня»).

Стратегия брачного поведения среднего поколения горожан имеет два варианта: 1. «Эмоциональное равновесие» (также подразумевается следование чутью и эмоциям) — характеризует среднее поколение второго периода; 2. «Соотношение с человеком», позволяющее сформировать представление о среднем поколении первого периода.

В основе лежат установки, которые в среднем поколении формировались под влиянием семьи. Представители поколения, реализующие свое поведение с помощью стратегии «Эмоциональное равновесие», негативно относятся к разводам, считают его недопустимым и неприемлемым, что обусловлено положительным примером семейно-брачных отношений родителей (СР2: «Любой развод — это причина слабости и неумения любить одного или двух супругов. Мне не нравится,

что люди разводятся, я не считаю, что есть какой-то повод, достойный развода»). Выявленные установки и мотивы, лежащие в названиях двух стратегий, в некоторой степени обуславливают критерии отбора. «Эмоциональное равновесие» подразумевает потребность в таких качествах партнера, как доброта, нежность, уравновешенность и т. д. Выделены следующие критерии брачного выбора: возраст, наличие профессии, работы, обеспеченность; манеры, любовь к людям, наличие собственного мнения и т. д. Это свидетельствует о потребности людей среднего возраста, реализующих брачное поведение, в надежности, стабильности, четком представлении образа будущего супруга.

Анализируя брачное поведение среднего поколения, выявлены некоторые сходства и различия со стадиями поведения старшего поколения. Сходства состоят в представлениях и реализации структуры брачного поведения, однако, переходная стратегия «Официального соотнесения» добавляет «пробный брак» в качестве еще одного элемента в традиционную структуру этапов брачного поведения (СР3: «Они могут узнать, как это—жить вместе. Может быть, и не захотят вступать в брак, если поймут, что невозможно. Ну, например, женщина будет какая-нибудь свинья и вообще плохо себя вести, парней водить. Мало ли что. Лучше сделать пробный брак»). В целом стратегия подразумевает важность формального статуса партнера (СР3: «Понятно, что лучше быть зарегистрированным, чтоб как-то соотноситься с человеком, чтобы не просто посторонние люди, а чтобы как-то принять человека в свою семью, быть официально родственником человеку. Это хороший плюс»), что может говорить о большой значимости социальных мотивов при вступлении в брак среди представителей среднего поколения.

Следует отметить, что у среднего поколения стадии брачного поведения занимают от девяти месяцев до года. Последним этапом брачного поведения в среднем поколении горожан является непосредственное вступление в брак, которое не предполагает обязательного соблюдения свадебных обрядов, хотя базисом выступают такие атрибуты, как кольца и праздничный внешний вид брачующихся.

Стратегия брачного поведения молодого поколения горожан представляет несколько вариантов развития в соответствии с разработанной выше общей структурой. Следует отметить, что, несмотря на разные взгляды молодого поколения на брак, между ними существует общее представление, что брак должен подразумевать развитие, совершенствование, поэтому стратегия брачного поведения была обозначена как «Можем сделать друг друга лучше» (М1: «Брак—найти такого партнера близкого в каком-то смысле, нужен такой человек, с которым ты будешь развиваться — брак должен давать не то, что ты надеваешь на себя фартук, завязываешь косынку и встаешь к плите, а такое, чтобы ты что-то узнавала от своего мужа»).

Указанные установки и представления относительно брака и разводов создают основу для формулирования мотивов вступления в брак. Так, молодое поколение руководствуется стремлением развиваться, становиться лучше и т. д. Респонденты выделяют критерии выбора будущего супруга в плане внешности: цвет волос, рост и др. Значение имеет и социальное положение партнера (наличие образования, профессии, работы, возраст). Тем не менее приоритет отдается личностным качествам будущего супруга, таким как чувство юмора, интеллект, целеустремленность.

Несмотря на схожесть стратегий, отмечены различия в представлениях относительно стадий брачного поведения. Те респонденты, кто уже реализовал брачный выбор, придерживаются традиционной структуры брачного поведения, а те, для кого брачный выбор актуален, выделяют следующие стадии: знакомство, общение и дружба, «пробный брак» и вступление в брак. Следует подчеркнуть, что для информантов молодого поколения представления о временном периоде схожи — от трех-четырех месяцев до года, что позволяет сделать вывод об уменьшении длительности этапов брачного поведения от поколения к поколению.

Представления о символической стороне брачного поведения в молодом поколении разнятся. В первую очередь это связано с видом стратегии поведения: реализованной или актуальной. Представители молодого поколения, заключившие брачный союз, называли некоторые традиции и обряды, присутствовавшие на их свадьбе, которые несли не формальные символы и смыслы, как это могло быть в старшем поколении, а свои субъективные (М2: «Кольца — то что я уже замужем, платье — торжественно, память об этом дне, клятвы — то что верность»). При этом значительная часть «старых» свадебных традиций не нашла отклика у молодых, другая часть — видоизменилась. Для них характерен отказ почти от всех традиционных свадебных атрибутов за исключением обмена кольцами (М1: «Жених тоже ни в коем случае не в костюме, не в бабочке, пожалуйста — поло, шорты—стой так. Минимум людей — мои, его родители, никаких отчимов-мотчимов...»). Таким образом, традиционная трехступенчатая структура проведения свадьбы теряет свой «трехдневный» стержень, приобретая краткий, однодневный характер (стремление уместить все в один день), что связано с финансовой стороной вопроса и с сознательным отказом от формальных традиций, которые не имеют ценности для представителей молодого поколения. Следовательно, можно говорить о меньшем стремлении молодых людей к традиционным ритуалам брачной церемонии и большей готовности к альтернативным формам ее проведения, в отличие от убеждений представителей старшего и среднего поколений, для которых значимо соблюдение свадебных обрядов и традиций.

Выявленные особенности, сходства и различия стратегий брачного поведения трех поколений горожан вынесены в таблицу (см. табл. 1).

Таблица 1. Сравнение элементов стратегий брачного поведения трех поколений горожан

Старшее поколение Среднее поколение Молодое поколение

1. Установки относительно брака Готовность к вступлению в брак, сформированная под воздействием общественных норм, низкая степень готовности к решению проблем/трудностей, возникающих в браке Отчетливые представления о смысле/значении брака, возможных трудностях в браке Четкое понимание смысла/значения брака, сформированное на основе личных убеждений, высокая степень готовности к решению проблем/трудностей, возникающих в браке

Старшее поколение Среднее поколение Молодое поколение

Примеры из тран-скриптов интервью «...По нашему-то представлению надо как-то это оформить (...) но раз живем в социуме, надо по законам этого общества жить» (СТ3); «В 18 лет вряд ли мы что-то думали: плюсы-минусы, трудности...» (СТ3) «В материальном случае, я во всяком случае понимал, что труднее будет, чем одному» (СР2); «.Как разрешать разногласия, финансовые вопросы тоже, тоже в этом плане, вокруг него все, никуда от этого не деться» (СР1) «Я понимала, что будут трудности, я шла на них. Придется с чем-то смириться или что-то принять» (М2)

2. Отношение к браку Обязательная форма отношений, альтернативные формы неприемлемы Появляются исключения, допускающие некоторые альтернативные формы взаимоотношений Официальный брак не является единственной формой отношений мужчины и женщины

Примеры из тран-скриптов интервью «...Кажется, что правильно — официальный и все» (СТ2), «Раньше было строже даже, это священно считается брак» (СТ1); «Брак и есть жизнь—жизнь, дети и вообще счастливая жизнь — это и есть брак» (СТ2) «Желательно получить такой опыт. Не обязательно, а лучше, чтобы не возникло каких-нибудь неожиданностей (...) Мало ли что. Лучше сделать пробный брак» (СР3) «Позитивно, положительно, потому что в одной участвую сама, во второй участвует моя мама» (М1) [Информант описывал своё отношение к браку в целом, к различным формам брака, в частности к гостевому и пробному—прим. ред.]

3. Стадии брачного поведения 1,5—2 года 9 месяцев — 1 год 3—4 месяца — 1 год

4. Критерии выбора брачного партнера Нет никаких представлений о будущем супруге, кроме общечеловеческих качеств Предпочтение отдается интеллектуальным способностям, внешним данным, образованности, комплементарным психологическим качествам

Примеры из тран-скриптов интервью «Когда мы женились, не до этого было, не до качеств» (СТ1) «Чтобы у него, может, профессия какая-то бы была или работа, какие-то мнения были» (СР1) «...Хочется человека с высшим образованием» (М1), «Эмоциональный такой, живой, веселый, интересный человек» (М2)

5. Мотивы «Надо по законам общества жить» «Эмоциональное равновесие», «Соотноситься с человеком» «Можем сделать друг друга лучше»

6. Символическое содержание заключения брака Соблюдение множества свадебных традиций и обрядов, трехступенчатая структура свадьбы Соблюдение некоторых свадебных традиций и появление новых Отказ от традиционных ритуалов брачной церемонии

Заключение

Результаты проведенного исследования показали, что стратегии брачного поведения старшего, среднего и младшего поколений горожан (на примере г. Пермь) имеют свои специфические особенности. Стоит отметить, что данные, полученные в ходе исследования, не позволяют репрезентировать и экстраполировать суждения поколений на всех горожан того или иного поколения, что обусловлено особенностями качественной традиции сбора и анализа данных. Однако полученные данные дают возможность сделать некоторые выводы. Во-первых, для горожан более младших возрастов характерно новое видение сущности брака, его целей и функций. Во-вторых, изменяются стадии брачного поведения и уменьшается их продолжительность с момента начала отношений с конкретным партнером до заключения официального союза. В-третьих, меняются и возрастают требования к будущему супругу, в особенности — социального характера. В-четвертых, меняются мотивы вступления в брак, они индивидуализируются. В-пятых, происходит трансформация символической стороны бракосочетания, проявляющаяся в отходе от традиционных ритуалов к альтернативным формам проведения свадьбы.

Список литературы (References)

Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи: учеб. пособие для вузов. М. : Изд-во МГУ. 2000.

Antonov A. I., Medkov V. M. (2000) Sociology of the family: manual for universities. Moscow: MSU. (In Russ.)

Блумер Г. Общество как символическая интеракция // Современная зарубежная социальная психология. М. : Издательство Московского университета, 1984. С. 173—179.

BlumerG. (1984) Society as a symbolic interaction. In: Modern foreign social psychology. Moscow: Publishing House of Moscow University. 1984. P. 173—179. (In Russ.)

Вишневский Ю. Р., Шапко В. T. Социология молодежи. Н. Тагил : НТГПИ, 1995. Vishnevsky Yu.R., Shapko V. T. (1995) Sociology of youth. N. Tagil: NTGPI. (In Russ.)

Голод С. И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. Л. : Наука. 1984.

Golod S. I. (1984) Stability of the family: a sociological and demographic aspects. Leningrad: Nauka. (In Russ.)

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М. : Канон, 1996. С. 63—70. Durkheim E. O. On the division of social labor. M.: Canon.1996. P. 63—70.

Зритнева Е. И. Формирование готовности старшеклассников к браку и семейной жизни : диса канд. пед. наук. Ставрополь, 2000. 192 с.

Zritneva E. I. Formation of readiness of high school students for marriage and family life: Diss. Cand. ped. sciences. Stavropol. 2000. 192 p. (In Russ.)

Крылов А. А. Психология : учеб. 2-е изд. М. : Издательство Проспект, 2005. KrylovA. A. (2005) Psychology: Manual. (2nd ed.). Moscow: Prospekt. (In Russ.)

Мертон Р. Социальная теория и социальная структура / пер. с анг. под ред. З. В. Кагановой. М. : АСТ : Хранитель, 2006. С. 254—277. Merton R. Social theory and social structure. with eng. Ed. Z. V. Kaganova. M.: AST: Hranitel. 2006. P. 254—277.

Мид Г. От жеста к символу // Американская социологическая мысль : Тексты / под ред. В. И. Добренькова. М. : Изд-во МГУ, 1994. С. 215—224. Mead G. H. From gesture to symbol. American sociological thought: Texts / ed. V.I Dobrenkov. M.: MGU. 1994. P. 215—224.

Радаев В. В. Еще раз о предмете экономической социологии // Социологические исследования. 2002. № 7. С. 3—14.

Radaev V. V. (2002) Once again on the subject of economic sociology. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological studies]. No. 7. P. 3—14. (In Russ.)

Социология семьи : учебник / под ред. проф. А. И. Антонова. М. : ИНФРА-М, 2007. Sociology of the family: Manual. (2007) Ed.by A. I. Antonov. Moscow: INFRA-M. (In Russ.)

Blumer H. Symbolic Interactionism. Perspective and Method. 1986. 208 p.

Homans G. C. Social Behavior as Exchange. American Journal of Sociology. 1958. Vol. 63. No. 6. p. 597—606.

Murstein B. (1970) Stimulus. Value. Role: A Theory of Marital Choic. Journal of Marriage and Family. No 3. p. 465—481.

Parsons T., Bales R. Family Socialization and Interaction Process. Psychology Press. 1956. 422 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.