Научная статья на тему 'Брак и развод "по-солдатски" в XVIII В. : опыт case study'

Брак и развод "по-солдатски" в XVIII В. : опыт case study Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
136
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
брак / развод / солдатка / солдат / case study / рекрутская повинность. / marriage / divorce / soldier / wives of soldiers / recruitment system.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Александрова Дарья Константиновна

статья посвящена реалиям брачно-семейной культуры русских солдат XVIIIв. Исследование выполнено на основе изучения архивных источников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the article deals with the reality of marriage culture of Russian soldiers in the XVIII century based on researching archival documents

Текст научной работы на тему «Брак и развод "по-солдатски" в XVIII В. : опыт case study»

Александрова Дарья Константиновна

Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого

факультет истории и права (4 курс)

Научный руководитель — Т. А. Володина, д. ист. наук, профессор

БРАК И РАЗВОД "ПО-СОЛДАТСКИ" В XVIII В.: ОПЫТ CASE STUDY

Аннотация: статья посвящена реалиям брачно-семейной культуры русских солдат XVII^. Исследование выполнено на основе изучения архивных источников.

Abstract: the article deals with the reality of marriage culture of Russian soldiers in the XVIII century based on researching archival documents

Ключевые слова: брак, развод, солдатка, солдат, case study, рекрутская повинность.

Keywords: marriage, divorce, soldier, wives of soldiers, recruitment system.

Тема культуры повседневности и ментальности различных социальных слоёв только начинает активно разрабатываться

«_» «_» «_» -i-j- ЯГ «_»

отечественной историческои наукой. Для обращения к этой проблеме нами была выбрана исследовательская стратегия case study, что позволило обеспечить лучшее понимание социальной реальности, посредством изучения уникального объекта выделить общие черты для дальнейшего обобщения и выводов. В нашем случае отдельным эмпирическим объектом выступило архивное дело Государственного архива Тульской области «О блудном сожительстве экономического крестьянина села Медведки Венёвской округи Карпа Фролова с солдатской жёнкой Анной Яковлевой, о возврате е мужу отставному солдату Карпу Васильеву и о продаже её первым мужем второму - Карпу Фролову» [1].

Дело содержит материалы расследования и протоколы допросов жителей села Медведки Венёвской округи, которые очень показательны с точки зрения реалий жизни солдатской семьи в XVIII - первой половине XIX вв. и являются ярким проявлением того, как рекрутская повинность влияла на нормы семейной культуры простонародья.

Крестьянин Карп Васильев был повенчан с Анной Яковлевой в 1753 г. В момент заключения брака Карпу было 25 лет, а его невесте Анне всего

13 лет. Карп Васильев был призван в рекруты в 1755 г., пожив семейной жизнью всего два года. Его жена Анна Яковлева осталась одна и стала солдатской женой. В 1789 г. Анна Яковлева была повенчана с вдовым экономическим крестьянином Карпом Фроловым, и к возвращению Карпа Васильева из армии они уже 8 лет как жили вместе на законных, по их словам, основаниях. Анна рассказывает, что «за пришествием времени кто-то, а кто именно не упомнить, сказал, что муж её в полку помре, она и вышла в замужество за экономического вдового крестьянина» [1, л.4].

Брак Анны Яковлевой и Карпа Васильева был заключён в приходской церкви священником Василием Михайловым и его родным братом пономарём Тимофеем Михайловым, которые к моменту расследования дела консисторией были уже мертвы. Анна и её новый муж Карп были венчаны «не ночью, а днём и при свидетелях, а именно того села и ведомства крестьянине Максиме Иродионове и крестьянке Устинье Стефановой» [1, л.3]. Свидетели так же подтверждали тот факт, что слышали, что солдат Васильев в полку умер. В 1793 г. пожизненный срок службы был заменён 25-летним, и отставной солдат Васильев вернулся домой. Когда Карп Васильев узнал о том, что его жена живёт с другим, он пришёл к экономическому крестьянину Карпу Фролову спросить его и жену Анну Яковлеву, венчаны ли они, на что они ему ответили, что «подлинно венчаны». Тогда Васильев сказал Фролову: «Я уже стар и к работе не способен ни к какой, сегодня и жену мне взять

свое кормить нечем, а не согласишься ли ты, крестьянин, со мной помириться и дать мне что либо из денег на пищу, а жену мою держать в доме своём и кормить по смерть?» [1, л.3 об.]. Поговорили они между собой полюбовно и солдат жену свою продал крестьянину за 50 рублей и «приказал жить ей в доме того крестьянина повсе» [1, л.4]. 25 рублей Фролов заплатил Васильеву сразу, а остальную часть суммы договорились уплатить, когда Васильев даст ему письменную расписку об их уговоре.

В 1805 г. духовная консистория расследовала дело о незаконном сожительстве Анны Яковлевой с Карпом Васильевым. Стоит отметить, что дело было возбуждено в 1796 г. по доносу духовенства, а не отставного солдата Васильева. Брак был признан незаконным, и расторгнут [1, л.20], но не известно, дожили ли участники дела до этого момента, т.к. в 1805 г. Карпу Фролову было 77 лет, а его уже бывшей жене Анне Яковлевой - 65.

На основе этого дела с помощью сопоставления с законодательными, статистическими и мемуарными источниками можно сделать некоторые выводы о заключении и расторжении брака в солдатском сословии, а также об отношении солдат к браку в целом.

Рекрутская повинность ломала жизни людей: как солдат, которые возвращаясь в преклонном возрасте на родину, не имея средств к пропитанию, сил и здоровья, чтобы работать и наладить быт, так и солдатских жён, которые были вынуждены ждать своих мужей из армии долгие годы, а иногда всю жизнь. Солдатки, выходя замуж за другого мужчину, вынуждены были потом терпеть насмешки, разбирательства и признание нового брака незаконным.

Судьба солдатки часто воспринималась хуже, чем вдовы, т.к. её ожидало одинокое будущее, кроме того ей необходимо было приспосабливаться к новым условиям жизни, искать способы противостоять правовому, административному и общественному давлению, которому подвергалась женщина, став частью военного

сословия. Моральное состояние солдаток также было незавидным, чаще всего они не знали, жив ли их муж, и каков их статус: солдатки они или уже солдатские вдовы [4]. Только в 60-е годы XVIII в. полковников обязали отправлять солдаткам письма о смерти их мужей-солдат, но это не всегда выполнялось. Иногда солдатка навечно оставалась вдовой без права снова устроить свою личную жизнь. Но были случаи, когда женщины после долгой разлуки с мужьями и жизни в неведение, выходили замуж за других мужчин - такой случай как раз и описан в рассмотренном нами архивном деле.

На основе анализа дела также можно сделать вывод о том, что священники, регистрировавшие повторные браки солдаток, пренебрежительно относились к правилам их заключения: нарушался закон о единобрачии и процедура разрешения заключения брака желающим создать семью. Вероятно, дело здесь не в том, что духовенство сознательно игнорировало нормы церковного права. Просто жизнь вносила свои коррективы: супруги, разлучённые на годы и десятилетия, стремились законно (незаконно или полузаконно) упорядочить свои новые отношения. Сельские священники шли навстречу своей пастве и закрывали глаза на кое-какие «мелочи», ведь в противном случае желающие заключить брак при существовавшем уровне коммуникации могли бы годами вести переписку, пытаясь получить подтверждение смерти супруга. К середине XIX в. проблема двойных браков солдат и солдаток осознавалась, и правительство пыталось усилить контроль над этим. Для предупреждения двойных браков в середине XIX в. предписывалось: «На выдаваемых лицам обоего пола видах на жительство, в случае вступления сих лиц в брак, делаются надлежащие о том рукою Священника отметки с означением, с кем именно, когда и какой церкви совершено венчание. Сообразно с сими отметками, военные и гражданские начальства, при перемене или возобновлении упомянутых видов на жительство, означают в них и брачное состояние тех лиц, коим

они выдаются» [3, ст. 22]. Для предотвращения двоебрачия всем, кто выезжал со своего места жительства, делалась отметка в паспортах, а солдатам - в отпускном билете. До 1765 г. для вступления в брак требовалось получить специальный документ - венечную память или знаменную грамоту. Венечной памятью называли указ архиерея (или, по его разрешению, соборного протопопа или поповского старосты) о разрешении вступить в брак. Он выдавался на руки желающим вступить в брак на имя священника и передавался ему. Без венечной памяти священник не имел права венчать брак. Тем не менее, при живом муже-солдате был заключён новый брак Анны Яковлевой.

Также на основе анализа архивного дела мы можем сделать вывод, что нередки были истории, когда муж, вернувшийся после многолетней службы в армии, подавал в суд на неверную жену. Женщину возвращали мужу, детей, рождённых в браке с другим мужчиной, признавали незаконнорождёнными. Помимо всяких неприятностей, характерных для этой ситуации, женщину ждало наказание - 7-летняя епитимья (добровольное исполнение исповедавшимся, по назначению духовника, тех или иных дел благочестия: продолжительная молитва, милостыня, усиленный пост, паломничество и т. п.). Епитимия считалась «врачевством духовным», но только в том случае, если она наложена духовником при исповеди. Епитимия, назначенная гражданским судом, имела значение наказания. Способы её исполнения и наблюдение за исполнением определялись епархиальным начальством, которому суд сообщал о роде и качестве преступлений осуждённого [2]. Расследование законности новых браков солдаток занимали лидирующее положение среди подобных дел духовных консисторий.

Однако в нашем случае муж не подавал в суд на свою жену с целью признания её брака незаконным. Когда Карп Васильев узнал о том, что его жена замужем за другим, он предложил экономическому крестьянину

Карпу Фролову продать ему жену. После службы солдаты возвращались на родину в преклонном возрасте, иногда ранеными и обессиленными, им было тяжело возобновить свою прежнюю семейную жизнь. У солдат и солдатского сословия сформировалась особая семейно-брачная культура, которая выражалась в меньшей святости уз брака, нежели было характерно для традиционного общества.

Наш отставной солдат не стал подавать в суд и возвращать жену себе. Что определило его решение? Скорее всего, совокупность факторов: отсутствие эмоциональной связи с женой, которую он не видел 30 лет; его собственные возможные внебрачные связи за долгое время службы; материальные соображения (пенсия невелика, а крестьянского хозяйства, в котором необходимы женские руки, он не вёл); понимание того, что в новой семье его бывшей жене живётся неплохо; да и возможность подзаработать на этой ситуации.

В целом вся ситуация является свидетельством существования в реальной жизни простонародья некоего явления, которое можно назвать «эрзац-развод». Оформить развод официально, в соответствии с церковным правом того времени, было невероятно хлопотно даже для дворянской элиты. Рассмотренный случай как раз демонстрирует, что в среде простонародья при согласии обеих сторон решение находилось достаточно простое и эффективное. Тем самым солдаты и их жены, вероятно, опережали другие сословные группы в размывании брачной культуры традиционного общества. Показательно также отношение к ситуации всех свидетелей повторного брака солдатки Яковлевой: ни у священника, ни у пономаря, ни у крестьян-свидетелей не возникло вопросов о законности нового брака.

Рекрутская повинность и условия жизни солдатского сословия формировали новый тип семейно-брачных отношений в солдатских семьях, которые шли в разрез с общепринятыми нормами и устоями Российской империи. Особенно сильно рекрутская повинность влияла на

солдатских жён, способствуя их своеобразной «эмансипации». Находясь на противоположном социальном полюсе (по сравнению с женщинами дворянской элиты), солдатки были вынуждены приспосабливаться к реалиям жизни, не чувствуя за спиной поддержки мужа или силы общины. Они учились защищать свои права и права своих детей, использовать возможность апелляции к законодательству, общаться с местными чиновниками, священниками и помещиками. Рекрутская повинность, таким образом, не только служила основой для комплектования регулярной армии, но и оказывала глубокое влияние на повседневную жизнь и представления о жизни русского народа.

Литература:

1. ГУ ГАТО. Ф. 1770 (Коломенская духовная консистория, г. Коломна). Оп. 2. Т. 2. Д. 4645.

2. Епитимья// Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: [в 86 т]. СПб., 1890-1907. URL: http://www.vehi.net/brokgauz/ (дата обращения - 05.11.2018).

3. Полное Собрание Законов Российской Империи. Собрание первое: с 1649 по 12 декабря 1825 года. СПб.,1830. T.X. С.т.22.

4. Щербинин П.П. Жизнь русской солдатки в XVIII- XIX вв.// Вопросы истории. 2005. №1. С.79-92.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.