Александрова Дарья Константиновна
Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого
факультет истории и права (4 курс)
Научный руководитель — Т. А. Володина, д. ист. наук, профессор
БРАК И РАЗВОД "ПО-СОЛДАТСКИ" В XVIII В.: ОПЫТ CASE STUDY
Аннотация: статья посвящена реалиям брачно-семейной культуры русских солдат XVII^. Исследование выполнено на основе изучения архивных источников.
Abstract: the article deals with the reality of marriage culture of Russian soldiers in the XVIII century based on researching archival documents
Ключевые слова: брак, развод, солдатка, солдат, case study, рекрутская повинность.
Keywords: marriage, divorce, soldier, wives of soldiers, recruitment system.
Тема культуры повседневности и ментальности различных социальных слоёв только начинает активно разрабатываться
«_» «_» «_» -i-j- ЯГ «_»
отечественной историческои наукой. Для обращения к этой проблеме нами была выбрана исследовательская стратегия case study, что позволило обеспечить лучшее понимание социальной реальности, посредством изучения уникального объекта выделить общие черты для дальнейшего обобщения и выводов. В нашем случае отдельным эмпирическим объектом выступило архивное дело Государственного архива Тульской области «О блудном сожительстве экономического крестьянина села Медведки Венёвской округи Карпа Фролова с солдатской жёнкой Анной Яковлевой, о возврате е мужу отставному солдату Карпу Васильеву и о продаже её первым мужем второму - Карпу Фролову» [1].
Дело содержит материалы расследования и протоколы допросов жителей села Медведки Венёвской округи, которые очень показательны с точки зрения реалий жизни солдатской семьи в XVIII - первой половине XIX вв. и являются ярким проявлением того, как рекрутская повинность влияла на нормы семейной культуры простонародья.
Крестьянин Карп Васильев был повенчан с Анной Яковлевой в 1753 г. В момент заключения брака Карпу было 25 лет, а его невесте Анне всего
13 лет. Карп Васильев был призван в рекруты в 1755 г., пожив семейной жизнью всего два года. Его жена Анна Яковлева осталась одна и стала солдатской женой. В 1789 г. Анна Яковлева была повенчана с вдовым экономическим крестьянином Карпом Фроловым, и к возвращению Карпа Васильева из армии они уже 8 лет как жили вместе на законных, по их словам, основаниях. Анна рассказывает, что «за пришествием времени кто-то, а кто именно не упомнить, сказал, что муж её в полку помре, она и вышла в замужество за экономического вдового крестьянина» [1, л.4].
Брак Анны Яковлевой и Карпа Васильева был заключён в приходской церкви священником Василием Михайловым и его родным братом пономарём Тимофеем Михайловым, которые к моменту расследования дела консисторией были уже мертвы. Анна и её новый муж Карп были венчаны «не ночью, а днём и при свидетелях, а именно того села и ведомства крестьянине Максиме Иродионове и крестьянке Устинье Стефановой» [1, л.3]. Свидетели так же подтверждали тот факт, что слышали, что солдат Васильев в полку умер. В 1793 г. пожизненный срок службы был заменён 25-летним, и отставной солдат Васильев вернулся домой. Когда Карп Васильев узнал о том, что его жена живёт с другим, он пришёл к экономическому крестьянину Карпу Фролову спросить его и жену Анну Яковлеву, венчаны ли они, на что они ему ответили, что «подлинно венчаны». Тогда Васильев сказал Фролову: «Я уже стар и к работе не способен ни к какой, сегодня и жену мне взять
свое кормить нечем, а не согласишься ли ты, крестьянин, со мной помириться и дать мне что либо из денег на пищу, а жену мою держать в доме своём и кормить по смерть?» [1, л.3 об.]. Поговорили они между собой полюбовно и солдат жену свою продал крестьянину за 50 рублей и «приказал жить ей в доме того крестьянина повсе» [1, л.4]. 25 рублей Фролов заплатил Васильеву сразу, а остальную часть суммы договорились уплатить, когда Васильев даст ему письменную расписку об их уговоре.
В 1805 г. духовная консистория расследовала дело о незаконном сожительстве Анны Яковлевой с Карпом Васильевым. Стоит отметить, что дело было возбуждено в 1796 г. по доносу духовенства, а не отставного солдата Васильева. Брак был признан незаконным, и расторгнут [1, л.20], но не известно, дожили ли участники дела до этого момента, т.к. в 1805 г. Карпу Фролову было 77 лет, а его уже бывшей жене Анне Яковлевой - 65.
На основе этого дела с помощью сопоставления с законодательными, статистическими и мемуарными источниками можно сделать некоторые выводы о заключении и расторжении брака в солдатском сословии, а также об отношении солдат к браку в целом.
Рекрутская повинность ломала жизни людей: как солдат, которые возвращаясь в преклонном возрасте на родину, не имея средств к пропитанию, сил и здоровья, чтобы работать и наладить быт, так и солдатских жён, которые были вынуждены ждать своих мужей из армии долгие годы, а иногда всю жизнь. Солдатки, выходя замуж за другого мужчину, вынуждены были потом терпеть насмешки, разбирательства и признание нового брака незаконным.
Судьба солдатки часто воспринималась хуже, чем вдовы, т.к. её ожидало одинокое будущее, кроме того ей необходимо было приспосабливаться к новым условиям жизни, искать способы противостоять правовому, административному и общественному давлению, которому подвергалась женщина, став частью военного
сословия. Моральное состояние солдаток также было незавидным, чаще всего они не знали, жив ли их муж, и каков их статус: солдатки они или уже солдатские вдовы [4]. Только в 60-е годы XVIII в. полковников обязали отправлять солдаткам письма о смерти их мужей-солдат, но это не всегда выполнялось. Иногда солдатка навечно оставалась вдовой без права снова устроить свою личную жизнь. Но были случаи, когда женщины после долгой разлуки с мужьями и жизни в неведение, выходили замуж за других мужчин - такой случай как раз и описан в рассмотренном нами архивном деле.
На основе анализа дела также можно сделать вывод о том, что священники, регистрировавшие повторные браки солдаток, пренебрежительно относились к правилам их заключения: нарушался закон о единобрачии и процедура разрешения заключения брака желающим создать семью. Вероятно, дело здесь не в том, что духовенство сознательно игнорировало нормы церковного права. Просто жизнь вносила свои коррективы: супруги, разлучённые на годы и десятилетия, стремились законно (незаконно или полузаконно) упорядочить свои новые отношения. Сельские священники шли навстречу своей пастве и закрывали глаза на кое-какие «мелочи», ведь в противном случае желающие заключить брак при существовавшем уровне коммуникации могли бы годами вести переписку, пытаясь получить подтверждение смерти супруга. К середине XIX в. проблема двойных браков солдат и солдаток осознавалась, и правительство пыталось усилить контроль над этим. Для предупреждения двойных браков в середине XIX в. предписывалось: «На выдаваемых лицам обоего пола видах на жительство, в случае вступления сих лиц в брак, делаются надлежащие о том рукою Священника отметки с означением, с кем именно, когда и какой церкви совершено венчание. Сообразно с сими отметками, военные и гражданские начальства, при перемене или возобновлении упомянутых видов на жительство, означают в них и брачное состояние тех лиц, коим
они выдаются» [3, ст. 22]. Для предотвращения двоебрачия всем, кто выезжал со своего места жительства, делалась отметка в паспортах, а солдатам - в отпускном билете. До 1765 г. для вступления в брак требовалось получить специальный документ - венечную память или знаменную грамоту. Венечной памятью называли указ архиерея (или, по его разрешению, соборного протопопа или поповского старосты) о разрешении вступить в брак. Он выдавался на руки желающим вступить в брак на имя священника и передавался ему. Без венечной памяти священник не имел права венчать брак. Тем не менее, при живом муже-солдате был заключён новый брак Анны Яковлевой.
Также на основе анализа архивного дела мы можем сделать вывод, что нередки были истории, когда муж, вернувшийся после многолетней службы в армии, подавал в суд на неверную жену. Женщину возвращали мужу, детей, рождённых в браке с другим мужчиной, признавали незаконнорождёнными. Помимо всяких неприятностей, характерных для этой ситуации, женщину ждало наказание - 7-летняя епитимья (добровольное исполнение исповедавшимся, по назначению духовника, тех или иных дел благочестия: продолжительная молитва, милостыня, усиленный пост, паломничество и т. п.). Епитимия считалась «врачевством духовным», но только в том случае, если она наложена духовником при исповеди. Епитимия, назначенная гражданским судом, имела значение наказания. Способы её исполнения и наблюдение за исполнением определялись епархиальным начальством, которому суд сообщал о роде и качестве преступлений осуждённого [2]. Расследование законности новых браков солдаток занимали лидирующее положение среди подобных дел духовных консисторий.
Однако в нашем случае муж не подавал в суд на свою жену с целью признания её брака незаконным. Когда Карп Васильев узнал о том, что его жена замужем за другим, он предложил экономическому крестьянину
Карпу Фролову продать ему жену. После службы солдаты возвращались на родину в преклонном возрасте, иногда ранеными и обессиленными, им было тяжело возобновить свою прежнюю семейную жизнь. У солдат и солдатского сословия сформировалась особая семейно-брачная культура, которая выражалась в меньшей святости уз брака, нежели было характерно для традиционного общества.
Наш отставной солдат не стал подавать в суд и возвращать жену себе. Что определило его решение? Скорее всего, совокупность факторов: отсутствие эмоциональной связи с женой, которую он не видел 30 лет; его собственные возможные внебрачные связи за долгое время службы; материальные соображения (пенсия невелика, а крестьянского хозяйства, в котором необходимы женские руки, он не вёл); понимание того, что в новой семье его бывшей жене живётся неплохо; да и возможность подзаработать на этой ситуации.
В целом вся ситуация является свидетельством существования в реальной жизни простонародья некоего явления, которое можно назвать «эрзац-развод». Оформить развод официально, в соответствии с церковным правом того времени, было невероятно хлопотно даже для дворянской элиты. Рассмотренный случай как раз демонстрирует, что в среде простонародья при согласии обеих сторон решение находилось достаточно простое и эффективное. Тем самым солдаты и их жены, вероятно, опережали другие сословные группы в размывании брачной культуры традиционного общества. Показательно также отношение к ситуации всех свидетелей повторного брака солдатки Яковлевой: ни у священника, ни у пономаря, ни у крестьян-свидетелей не возникло вопросов о законности нового брака.
Рекрутская повинность и условия жизни солдатского сословия формировали новый тип семейно-брачных отношений в солдатских семьях, которые шли в разрез с общепринятыми нормами и устоями Российской империи. Особенно сильно рекрутская повинность влияла на
солдатских жён, способствуя их своеобразной «эмансипации». Находясь на противоположном социальном полюсе (по сравнению с женщинами дворянской элиты), солдатки были вынуждены приспосабливаться к реалиям жизни, не чувствуя за спиной поддержки мужа или силы общины. Они учились защищать свои права и права своих детей, использовать возможность апелляции к законодательству, общаться с местными чиновниками, священниками и помещиками. Рекрутская повинность, таким образом, не только служила основой для комплектования регулярной армии, но и оказывала глубокое влияние на повседневную жизнь и представления о жизни русского народа.
Литература:
1. ГУ ГАТО. Ф. 1770 (Коломенская духовная консистория, г. Коломна). Оп. 2. Т. 2. Д. 4645.
2. Епитимья// Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: [в 86 т]. СПб., 1890-1907. URL: http://www.vehi.net/brokgauz/ (дата обращения - 05.11.2018).
3. Полное Собрание Законов Российской Империи. Собрание первое: с 1649 по 12 декабря 1825 года. СПб.,1830. T.X. С.т.22.
4. Щербинин П.П. Жизнь русской солдатки в XVIII- XIX вв.// Вопросы истории. 2005. №1. С.79-92.